Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 23–31
doi:10.17759/autdd.2025230103
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Специфика формирования коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Актуальность и цель. Нарушения речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) приводят в ряде случаев к значительным ограничениям или отсутствию устной речи к началу школьного обучения. Центральное значение в развитии ребенка с РАС имеет формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих участие в совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Исследованы стратегии формирования речевых и неречевых коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с РАС.
Методы и методики. Описаны особенности формирования коммуникативных навыков у 10-ти детей экспериментальной группы в возрасте 3-5-ти лет с РАС, посещавших групповые занятия с использованием программы Денверская модель раннего вмешательства (ESDM). В течение года проводились занятия длительностью 5-6 часов в неделю. В исследовании использовались диагностические методики: План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2); «Матрица коммуникации»; Список целевых навыков для построения учебного плана в ESDM.
Результаты. При реализация стратегий формирования коммуникативных навыков у имеющих значительные задержки формирования речевой коммуникации детей 3—5-ти лет с РАС посредством использования речи, средств ранней коммуникации, средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) достигнута значительная положительная динамика как в социально-коммуникативном развитии, так и в освоении типичных видов деятельности, необходимых для включения в группы детского сада. Большая часть детей (8 из 10-ти) стали пользоваться речью как основным средством коммуникации, 2 ребенка стали пользоваться средствами АДК для выражения навыков просьбы, выбора, участия в социальном взаимодействии.
Выводы. Отмечается, что выраженность аутистических проявлений, нарушения понимания речи, имитации и другие факторы негативно влияют на социально-коммуникативное развитие, в том числе на возможности использования речи как средства коммуникации у детей раннего и дошкольного возраста с РАС. Представляется важным проведение исследования на большей выборке, углубленное изучение факторов, влияющих на коммуникативно-речевое развитие детей этой категории.
Общая информация
Ключевые слова: дети раннего возраста, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, коммуникативные навыки, коммуникация, средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
Рубрика издания: Научные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230103
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по созданию научно-методического центра на базе Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики “Особое детство”» г. Москвы.
Получена: 15.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Караневская О.В., Антуфьева Н.Е., Семак О.Ю. Специфика формирования коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 23–31. DOI: 10.17759/autdd.2025230103
Полный текст
- Диагностическое обследование при аутизме (ADOS-2) было проведено по 1-му модулю (для детей, не владеющих речью) [7]. Были продиагностированы все 10 участников: у 3-х детей выявлена высокая степень проявления аутистических черт, у 5-ти — умеренная и у 2-х детей — низкая степень. Представляем результаты:
- Проведены анкетирование и беседы с родителями с использованием Списка целевых навыков для построения программы по Параллельно с заполнением списка целевых навыков специалистами группы эти же параметры сформированности навыков по 12-ти сферам были оценены родителями. При анализе результатов особое внимание уделялось согласованию позиций специалистов и семьи (данные уточнялись при помощи примеров; для более точного определения задач оценивалось типичное поведение, а не отдельные, разовые, эпизоды успеха или неудачи). В большинстве случаев родители отмечали высокую значимость формирования навыков рецептивной и экспрессивной коммуникации и игры. Родители, имевшие более сформированные представления о специфике вмешательства, говорили о важности развития навыков имитации (это наименее сформированный навык у всех детей экспериментальной группы).
- Проведенная оценка коммуникативных навыков с использованием инструмента «Матрица коммуникации» [8] показала от 12% до 32% освоения коммуникативных навыков.
Навык |
Срез |
Число испытуемых |
Mean |
Median |
SD |
SE |
Рецептивная коммуникация, max=15 |
1 |
10 |
7,700 |
6,000 |
5,27 |
1,667 |
Рецептивная коммуникация, max=15 |
2 |
10 |
11,700 |
13,500 |
4,11 |
1,300 |
Экспрессивная коммуникация, max=14 |
1 |
10 |
5,700 |
5,000 |
4,27 |
1,350 |
Экспрессивная коммуникация, max=14 |
2 |
10 |
9,800 |
10,500 |
4,78 |
1,511 |
Социальные навыки, max=10 |
1 |
10 |
4,300 |
4,000 |
2,75 |
0,870 |
Социальные навыки, max=10 |
2 |
10 |
7,900 |
8,000 |
2,18 |
0,690 |
ESDM. Финальный срез. max 15 |
«Матрица коммуникации». Финальный срез. max=160 |
Рецептивная коммуникация |
Spearman’s rho 0.85**, df 8, p= 0.002 |
Экспрессивная коммуникация |
Spearman’s rho 0.73*, df 8, p= 0.016 |
Социальные навыки |
Spearman’s rho 0.72*, df 8, p=0.018 |
Литература
- Барбера М.Л. Вербально-поведенческий подход в ABA-терапии: Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2023. 264 с. ISBN 978-5-91743-082-9. Barbera M. Verbal’no-povedencheskij podhod v ABA-terapii: Metody obucheniya detej s autizmom i drugimi osobennostyami razvitiya [Verbal-behavioral approach in ABA therapy: Methods of teaching children with autism and other developmental disabilities]. Ekaterinburg: Rama Pablishing, 2023. 264 p. ISBN 978-5-91743-082-9.
- Боголюбова-Кузнецова Д.В., Вальковская Е.Д., Константинова И.С. Возможности психолого-педагогического вмешательства для развития коммуникативных способностей ребенка с РАС — обзор литературы // Дефектология. № 2. С. 32—40.
Bogolyubova-Kuznecova D., Val’kovskaya E., Konstantinova I. Vozmozhnosti psihologo-pedagogicheskogo vmeshatel’stva dlya razvitiya kommunikativnyh sposobnostej rebenka s RAS — obzor literatury [Possibilities of psychological and pedagogical intervention for the development of communication abilities of a child with ASD— literature review]. Defektologiya [Defectology], 2023, no 2, pp. 32—40. - Боголюбова-Кузнецова Д.В., Каздым Ю.И., Караневская О.В. и др. Влияние организации игровой среды на успешность коммуникации в группе детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 43—51.
Bogolyubova-Kuznecova , Kazdym YU., Karanevskaya O. i dr. Vliyanie organizacii igrovoj sredy na uspeshnost’ kommunikacii v gruppe detej s RAS [The influence of the organization of the play environment on the success of communication in a group of children with ASD]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2023, no 21 (4), pp. 43—51. - Грязнова А.Н., Васина В.В. Оценка сформированности коммуникативных навыков c помощью VB-MAPP у детей дошкольного возраста с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. С. 23—32. DOI:10.17759/ 2020180403
Gryaznova A., Vasina V. Ocenka sformirovannosti kommunikativnyh navykov c pomoshch’yu VB-MAPP u detei doshkol’nogo vozrasta s RAS [Assessment of the development of communication skills using VB-MAPP in preschool children with ASD]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2020, no 18 (4), pp. 23—32. doi 10.17759/autdd.2020180403 - Караневская О.В. Легостаева А.А. Вот это разговор! Как учить особого ребенка коммуникации дома и в социальных учреждениях. Москва: Теревинф, 2024. 68 с. ISBN 978-5-4212-0766-5.
Karanevskaya O., Legostaeva A. Vot eto razgovor! Kak uchit’ osobogo rebenka kommunikacii doma i v social’nyh uchrezhdeniyah [That is a conversation! How to teach communication to a special child at home and in social institutions] Moskow: Terevinf, 2024, 68 p. ISBN 978-5-4212-0766-5 - Константинова И.С., Кузьменко М.Ю. Обзор проблем дошкольного образования и программ подготовки к школе детей с РАС в Великобритании, Австралии и США // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2. С. 50—56. DOI:10.17759/autdd.2023210207
Konstantinova I., Kuz’menko M. Obzor problem doshkol’nogo obrazovaniya i programm podgotovki k shkole detej s RAS v Velikobritanii, Avstralii i SSHA [Review of problems of preschool education and training programs for children with ASD in schools in the UK, Australia and the USA]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2023, no 21 (2), pp. 50—56. doi:10.17759/autdd.2023210207 - Лорд К., Раттер М., Ди Лаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Адапт. А. Сорокина, Е. Давыдовой, К. Салимовой и др. [Москва]: Western Psychological Services: Giunti Psychometrics, 2016. 446 с.
Lord K., Ratter M., DiLavore P. i dr. ADOS-2: Plan diagnosticheskogo obsledovaniya pri autizme, 2-ya versiya: Rukovodstvo [Autism Screening Plan, Version 2: Manual] / Adapt. A. Sorokina, E. Davydovoj, K. Salimovoj i dr. Moskow: Western Psychological Services: Giunti Psychometrics, 2016. 446 p. 26. - Матрица коммуникации/общения [Электронный ресурс] / Орегонский университет здоровья и науки. URL: https://communicationmatrix.org (дата обращения: 27.12.2024).
Matrica communicazii [Communication Matrix], [Electronic resource]. Oregon Health and Science University, 2024. URL: https://communicationmatrix.org (date of access: 27.12.2024). - Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания / под ред. О.В. Караневской. Москва: Теревинф, 2022. 252 с. ISBN 978-5-4212-0651-4.
Metodicheskie rekomendacii po ispol’zovaniyu al’ternativnoj i dopolnitel’noj kommunikacii (ADK) v stacionarnyh uchrezhdeniyah social’nogo obsluzhivaniya [Guidelines for the use of alternative and complementary communication (AAC) in inpatient social service institutions], edited by O. Karanevskaya, Moskva: Terevinf, 2022. 252 p. ISBN 978-54212-0651-4. - Морозов С.А, Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 1. С. 51—61. DOI:10.17759/autdd.2020180106
Morozov S., Morozova S., Morozova T. Nekotorye problemy inklyuzii pri rasstrojstvah autisticheskogo spectra [Some problems of inclusion in autism spectrum disorders] Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2020, no 18 (1), pp. 51—61. doi:10.17759/autdd.2020180106 - Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ от 11.2022 № 1022 [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации. [Москва], 2022. 739 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 27.12.2024).
Ob utverzhdenii Federal’noj adaptirovannoj obrazovatel’noj programmy doshkol’nogo obrazovaniya dlya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: Prikaz ot 24.11.2022 № 1022 [On approval of the Federal adapted educational program of preschool education for students with disabilities: Order no. 1022 dated November 24, 2022], [Electronic resource]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii, Moscow: 2022. 739 p. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (date of access: 27.12.2024). - Программа JASPER для детей с аутизмом: Развитие совместного внимания, символической игры, вовлеченности и регуляции / К. Казари, А.Г. Гулсруд, С. Шир, К. Стробридж. Москва: Альпина ПРО, 2023. 383 с. ISBN 978-56042934-5-4.
Programma JASPER dlya detej s autizmom: Razvitie sovmestnogo vnimaniya, simvolicheskoj igry, vovlechennosti i regulyacii [JASPER program for children with autism: Development of joint attention, symbolic play, involvement and regulation]. K. Kazari, A. Gulsrud, S. Shir, K. Strobridzh. Moskow: Al’pina PRO, 2023. 383 p. ISBN 978-56042934-5-4. - Расстройства аутистического спектра в первые годы жизни: Исследования, оценка и лечение / сост. К. Чаварска, Ф.Р. Волкмар. Москва: Городец, 2022. 576 с. ISBN 978-5-907483-67-5.
Rasstrojstva autisticheskogo spektra v pervye gody zhizni: Issledovaniya, ocenka i lechenie [Autism spectrum disorders in the early years of life: Research, assessment and treatment] / comp. K. Chavarska, F.Volkmar. Moskow: Gorodec, 2022. 576 p. ISBN 978-5-907483-67-5. - Роджерс С.Дж., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом: Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. Москва: ИП Толкачев, 2019. 432 с. ISBN 978-5-9907565-9-5.
Rodzhers, Douson Dzh. Uchebnik po Denverskoj modeli rannego vmeshatel’stva dlya detej s autizmom: Razvivaem rech’, umenie uchit’sya i motivaciyu. [A Primer on the Denver Model of Early Intervention for Children with Autism: Developing Language, Learning, and Motivation]. Moskow: IP Tolkachev, 2019. 432 p. ISBN 978-5-9907565-9-5. - Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2023. 416 с. ISBN 978-5-91743-083-6.Rodzhers S., Douson Dzh., Vismara L. Denverskaya model’ rannego vmeshatel’stva dlya detej s autizmom: Kak v processe povsednevnogo vzaimodejstviya nauchit’ rebenka igrat’, obshchat’sya i uchit’sya [The Denver Model of Early Intervention for Children with Autism: How to Teach Your Child to Play in Everyday Interactions]. Ekaterinburg: Rama Pablishing, 2023. 416 p. ISBN 978-5-91743-083-6.
- Романовский Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи DIRFloortime и Часть 2. Модель ESDM // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 1. С. 9—16. Doi:10.17759/ autdd.2024220102
Romanovskij N.V. Analiz dokazatel’noj bazy effektivnosti modelej rannej pomoshchi DIRFloortime i ESDM. Chast’ 2. Model’ ESDM// Autizm i narusheniya razvitiya. 2024. T. 22. № 1. pp. 9—16 . Doi:10.17759/autdd.2024220102 - Стоянова А.И., Артемова Е.Э. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: Сборник материалов I всероссийской научнопрактической конференции. Москва: МГППУ, С. 110—114. ISBN 978-5-94051-154-2.
Stoyanova A., Artemova E. Osobennosti razvitiya kommunikativnyh navykov u detej s RAS [Features of the development of communication skills in children with ASD], Kompleksnoe soprovozhdenie detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: Sbornik materialov I vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Comprehensive support for children with autism spectrum disorders: Collection of materials from the 1st All-Russian scientific and practical conference]. Moskow: MGPPU, 2016, pp. 110—114. ISBN 978-5-94051-154-2. - Уорд С. Формирование ранних навыков сотрудничества и коммуникации у детей с РАС. Екатеринбург: Рама паблишинг, 2023. 736 с. ISBN 978-5-91743-105-2.
Uord S. Formirovanie rannih navykov sotrudnichestva i kommunikacii u detej s RAS [Formation of early cooperation and communication skills in children with ASD]. Ekaterinburg: Rama pablishing, 2023. 736 p. ISBN 978-5-91743105-2. - Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
Frost L., Bondi E. Sistema al’ternativnoj kommunikacii s pomoshch’yu kartochek (PECS): rukovodstvo dlya pedagogov [Card Alternative Communication System (PECS): A Guide for Educators]. Moskva: Terevinf, 2011. 416 p. ISBN 9785-4212-0026-0. - Biggs E.E., Hacker R.E. Ecological Systems for Students Who Use AAC: Stakeholders’ Views on Factors Impacting Intervention and Outcomes // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. Vol. 46. no. 4. pp. 259— DOI:10.1177/15407969211052309
- Chawarska K., Macari S., Shic F. Context modulates attention to social scenes in toddlers with autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 53. no. 8. pp. 903—913. DOI:10.1111/j.1469-7610.2012.02538.x
- Crowe , Machalicek W., Wei Q. et al. Augmentative and Alternative Communication for Children with Intellectual and Developmental Disability: A Mega-Review of the Literature // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2022. Vol. 34. no. 1. pp. 1—42. DOI:10.1007/s10882-021-09790-0
- Holyfield C. Comparative effects of picture symbol with paired text and text-only augmentative and alternative communication representations on communication from children with autism spectrum disorder // American Journal of Speech-Language Pathology. Vol. 30. no. 2. pp. 584—597. DOI:10.1044/2020_AJSLP-20-00099
- Khalifa G., Rosenbaum P., Georgiades K. et al. Exploring the Participation Patterns and Impact of Environment in Preschool Children with ASD // International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 17. no. 16. Article no. 5677. 15 p. DOI:10.3390/ijerph17165677
- Kärnä , Dindar K., Hu X. Educators’ engagement with children with autism spectrum disorder in a learning environment with multiple technologies in Finland and China // Interactive Learning Environments. 2020. Vol. 28. no. 1. pp. 50—64. DOI:10.1080/10494820.2018.1512002
- Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal school-aged children with autism spectrum disorder: The neglected end of the spectrum // Autism Research. Vol. 6. no. 6. pp. 468—478. DOI:10.1002/aur.1329
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 61
Скачиваний
Всего: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 19