Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 5–12
doi:10.17759/autdd.2025230101
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Содержание подготовки специалистов дефектологического профиля в области АДК в России и за рубежом
Аннотация
Актуальность и цель. В связи с принятием в России профессионального стандарта педагога-дефектолога актуальным становится определение содержания подготовки этих специалистов в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Проведен анализ и выявлены особенности содержания высшего профессионального образования специалистов дефектологического профиля в области АДК в России и за рубежом.
Методы и методики. Методом контент-анализа проанализированы 66 программ профессиональной подготовки в области специального образования, речеязыковой патологии и аудиологии в 8-ми странах. Исследовались программы, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций. Поиск осуществлялся с помощью поисковой строки в поисковых системах Яндекс и Google по ключевым словам: ААС, alternative and augmentative communication, nonverbal communication, АДК, альтернативная и дополнительная коммуникация, невербальный, общение. Результаты поисковой выдачи проверялись на релевантность запросу.
Результаты. Наиболее часто дисциплины или темы, посвященные АДК, встречаются в учебных планах и рабочих программах бакалавриата (57% за рубежом, 56% в России) и по профилям подготовки: речеязыковая патология — 39%; специальное образование — 22% (за рубежом); работа с лицами с РАС и логопедия — 23%, дошкольная дефектология — 18% (в России). Ряд вопросов, рассматриваемых в содержании дисциплин, являются общими для разных стран (например, стратегии обучения АДК), некоторые отличаются или представлены в малом количестве программ.
Выводы. Полученные данные позволяют говорить о недостаточной представленности дисциплин, раскрывающих теоретические и практические вопросы обучения АДК (например, «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию», «Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации» и т.п.), в программах профессиональной подготовки учителей-дефектологов. Также результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по отбору и структурированию содержания программ подготовки педагогов-дефектологов в области АДК.
Общая информация
Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, профессиональная подготовка, образовательные программы, дефектология, логопедия, магистратура, бакалавриат, расстройства аутистического спектра
Рубрика издания: Исследование РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230101
Получена: 14.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Козлова К.М. Содержание подготовки специалистов дефектологического профиля в области АДК в России и за рубежом // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 5–12. DOI: 10.17759/autdd.2025230101
Полный текст
Литература
- Алмазова, А.А., Вовненко, К.Б., Кроткова, А.В., Кулакова, Е.В., Никандрова, Т.С., Васильева, Д.Е. (2024). Построение новых программ подготовки педагогов-дефектологов в едином образовательном пространстве Российской высшей школы (на основе «Ядра дефектологического образования»). Педагогика и психология образования, (3), 92—110. DOI:10.31862/2500-297X-2024-3-92-110 Almazova, A.A., Vovnenko, K.B., Krotkova, A.V., Kulakova, E.V., Nikandrova, T.S., Vasil’eva, D.E. (2024). Design of new training programs for special education teacher in the unified educational space of the Russian higher school (based on the “Core of Defectological Education”). Pedagogy and Psychology of Education, (3), 92—110. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.31862/2500-297X-2024-3-92-110
- Ван Дайк, Я. (2022). Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями. В: Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век): Хрестоматия (с. 106—121). М.: Институт коррекционной педагогики РАО. Van Dijk, J. (2022). [An approach to teaching and diagnosing children with multiple sensory impairments]. In: Izuchenie, vospitanie i obuchenie detei s kompleksnymi narusheniyami (XX vek): Khrestomatiya (pp. 106—121). Moscow: Institute for Correctional Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.).
- Гнеденко, Я.С., Караневская, О.В. (2022). Влияние использования альтернативной и дополнительной коммуникации на смягчение поведенческих трудностей детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. Аутизм и нарушения развития, 20(3), 65—79. DOI:10.17759/autdd.2022200307 Gnedenko, Ya.S., Karanevskaya, O.V. (2022). Augmentative and Alternative Communication and Alleviating of the Behavioral Difficulties of Adolescents with Severe Multiple Developmental and Behavioral Disorders. Autism and Developmental Disorders (Russia), 20(3), 65—79. (In Russ., abstr. In Engl.) DOI:10.17759/autdd.2022200307
- Дружинина, Л.А., Осипова, Л.Б., Цилицкий, В.С., Лапшина, Л.М., Коробинцева, М.С. (2022). Профессиональная готовность специалистов образования к реализации индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Перспективы науки и образования, (6), 284—303. DOI:10.32744/pse.2022.6.16 Druzhinina, L.A., Osipova, L.B., Tsilitskii, V.S., Lapshina, L.M., Korobintseva, M.S. (2022). Professional readiness of educational professionals for individualised psychological and pedagogical support of children with severe and multiple developmental disorders. Perspectives of Science & Education, (6), 284—303. (In Russ., abstr. In Engl.) DOI:10.32744/ pse.2022.6.16
- Караневская, О.В. (Ред.). (2022). Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания. М.: Теревинф. Karanevskaya, O.V. (Ed.). (2022). [Teaching guidelines on using augmentative and alternative communication (AAC) in inpatient social care facilities]. Moscow: Terevinf. (In Russ.).
- Караневская, О.В., Бондарь, Т.А. (2020). Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов. Альманах Института коррекционной педагогики РАО, (41), 86—96. Karanevskaya, O.V., Bondar’, T.A. (2020). Willingness to use augmentative and alternative communication by the specialists of children’s homes. Almanac Institute of special education, (41), 86—96. (In Russ., abstr. In Engl.).
- Козлова, К.М., Багрова, О.С., Сюникова, А.В. (2023). Осведомленность педагогов специального образования в области альтернативной и дополнительной коммуникации и отношение к ее использованию. Дефектология, (5), 61—74. Kozlova, K.M., Bagrova, O.S., Syunikova, A.V. (2023). Awareness of the Special Education Teachers Relating to Alternative and Additional Communication and the Attitude to Its Use. Defectology, (5), 61—74. (In Russ., abstr. In Engl.).
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 № 13Sн (2023). [М.]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202304140006 (дата обращения: 08.03.2025). [On the approval of the professional standard “Educator-defectologist”: Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation from March 13, 2023 no. 13Sn] (2023). [Moscow]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202304140006 (viewed: 08.03.2025). (In Russ.).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2014 г. № 1538. (2014). [М.]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/ (дата обращения: 08.03.2025). [On the approval of the Federal state educational standard for primary general education for students with disabilities: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from December 13, 2014 no. 1538]. (2014). [Moscow]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/ (viewed: 08.03.2025). (In Russ.).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2014 № 1533. (2014). [М.]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/ (дата обращения: 08.03.2025). [On the approval of the Federal state educational standard for education for students with intellectual disabilities: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from 13 December 2014 no. 1533]. (2014). [Moscow]. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/ (viewed: 08.03.2025). (In Russ.).
- Расстройства аутистического спектра: Клинические рекомендации. (2024). URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/preview-cr/594_3 (дата обращения: 08.03.2025).
Autism spectrum disorders: Clinical recommendations]. (2024). URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/preview-cr/594_3 (viewed: 08.03.2025). (In Russ.). - Соловьева, Т.А., Переверзева, М.В., Лазуренко, С.Б., Павлова, Н.Н., Головчиц, Л.А., Басилова, Т.А., Битова, А.Л., Исаева, Т.Н., Филатова, И.А., Караневская, О.В. (2023). Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР. М.: Институт коррекционной педагогики РАО.
Solov’eva, T.A., Pereverzeva, M.V., Lazurenko, S.B., Pavlova, N.N., Golovchits, L.A., Basilova, T.A., Bitova, A.L., Isaeva, T.N., Filatova, I.A., Karanevskaya, O.V. (2023). [Guidelines for Using Tools of Alternative and Augmentative Communication in the Process of Education and Raising Children with Severe Multiple Developmental Disorders]. Moscow: Institute for Correctional Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.). - Фон Течнер, С., Мартинсен, Х. (2020). Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра (2-е изд). Пер. с норв. М.: Теревинф.
Von Tetzchner, S., Martinsen, H. (2020). [Introduction to Augmentative and Alternative Communication: Gestures and graphical symbol for people with motor and intellectual disabilities, as well as autism spectrum disorders] (2nd ed). Transl. from Norw. Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Fonte, M.A. Da, Boesch, M.C. (2016). Recommended Augmentative and Alternative Communication Competencies for Special Education Teachers. Journal of International Special Needs Education, 13(2), 47—58. DOI:10.9782/2159-434119.2.47
- Fonte M.A. Da, Boesch, M.C., De Luca, E.R., Papp, S.K., Mohler, A.E., Holmes, E.E., Clouse, K.A., Young, R.D., Urbano, R. (2022). Current preparation status in AAC: perspectives of special education teachers in the United States. Augmentative and Alternative Communication, 38(1), 29—40. DOI:10.1080/07434618.2022.2046851
- Fuller, D.R., Lloyd, L., Arvidson, H.H. (1997). Augmentative and alternative communication: A handbook of principles and practices. Boston: Allyn and Bacon.
- Joginder Singh, S., Diong, Z.Z., Mustaffa Kamal, R. (2020). Malaysian teachers’ experience using augmentative and alternative communication with students. Augmentative and Alternative Communication, 36(2), 107—117. DOI:10.1080/07434618.2020.1785547
- Light, J., McNaughton, D. (2012). The changing face of augmentative and alternative communication: Past, present, and future challenges. Augmentative and Alternative Communication, 28(4), 197—204. DOI:10.3109/07434618.2012.737024
- Lukins, J.M., Able, H., Hume, K. (2023). Novice Teachers’ Implementation of Evidence-Based Practices in Autism Education: Examining the Roles of Preparation and Perception. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 38(1), 5—16. DOI:10.1177/10883576221144734Mutt
- iah, N., Gormley, J., Drager, K.D.R. (2022). A scoping review of Augmentative and Alternative Communication (AAC) interventions in Low-and Middle-Income Countries (LMICs). Augmentative and Alternative Communication, 38(1), 123—134. DOI:10.1080/07434618.2022.2046854
- Ogletree, B.T., Harn, W.E. (2001). Augmentative and Alternative Communication for Persons with Autism: History, Issues, and Unanswered Questions. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 1S(3), 138—140. DOI:10.1177/108835760101600301
- Schlosser, R.W. (2003). The efficacy of augmentative and alternative communication: Toward Evidence-Based Practice. [Amsterdam]: Academic Press.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров на сайте
Всего: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 32
Просмотров PDF
Всего: 16
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 16
Итого просмотров
Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 48