Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 40–47
doi:10.17759/autdd.2025230105
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Доступность информационной среды для людей с нарушением психических функций
Аннотация
Актуальность и цель. Вопросы предоставления информации и формирования когнитивного суверенитета актуальны в различных отраслях социальной сферы. Для обеспечения качественных услуг в учреждениях социальной сферы лицам с нарушениями психических функций и их ориентирования в коммуникативной среде были сопоставлены показатели их когнитивной сохранности и уровень когнитивной доступности информации.
Методы и методики. Представлены материалы четырех этапов эмпирического исследования: исследование когнитивной сохранности у 5915-ти взрослых лиц, обратившихся в учреждения социального обслуживания (УСО), по адаптированной авторами шкале Mini-Mental State Examination (MMSE); анкетирование по теме когнитивной доступности информации 295-ти сотрудников (обработка и статистический анализ данных проводились с использованием пакета STATISTICA v12); анализ таблиц сопряженности проводился с помощью хи-квадрата Пирсона; дистанционное проведение информационно-методических семинаров для 15610-ти слушателей и очное — для 279-ти сотрудников и волонтеров; осуществлен анализ кейсов сотрудников и волонтеров по моделированию взаимодействия с детьми и взрослыми с нарушениями психических функций с учетом их когнитивной сохранности.
Результаты. 65% опрошенных сотрудников УСО подтверждают: доступность информации для лиц с низкой степенью когнитивной сохранности увеличивается, когда учитываются соответствующие их потребностям уровни когнитивной доступности, используются разномодальное дублирование информации и методы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).
Выводы. Уточнены понятия когнитивной сохранности и когнитивной доступности. 50% сотрудников УСО отмечают необходимость совершенствования своих компетенций по планированию, практическому применению средств АДК, технологий доступности, ясного языка, по использованию пиктограмм. Уровневое моделирование дизайна коммуникативной среды позволит сотрудникам обеспечить наибольшую степень самостоятельности при взаимодействии с людьми с инвалидностью.
Общая информация
Ключевые слова: когнитивные нарушения, дети с задержкой психического развития, доступная среда, альтернативная и дополнительная коммуникация, когнитивная доступность, стационарные учреждения социального обслуживания
Рубрика издания: Научные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230105
Получена: 16.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Доступность информационной среды для людей с нарушением психических функций // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 40–47. DOI: 10.17759/autdd.2025230105
Полный текст
Таблица 1
Варианты ответов |
Регион I (n=42) |
Регион II (n=49) |
Регион III (n=52) |
Регион IV (n=132) |
Очень часто |
0 |
6 |
7 |
6 |
Часто |
15 |
6 |
26 |
23 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
4 |
24 |
30 |
Редко |
33 |
71 |
33 |
25 |
Никогда не сталкивался |
25 |
12 |
10 |
16 |
Варианты ответов |
Регион I (n=42) |
Регион II (n=49) |
Регион III (n=52) |
Регион IV (n=132) |
Знать и применять этические основы общения с инвалидами |
93 |
93 |
97 |
86 |
Знать и применять русский жестовый язык |
10 |
13 |
10 |
38 |
Знать и применять язык с простыми грамматическими конструкциями (ясный язык) |
41 |
90 |
71 |
53 |
Знать и использовать визуальную поддержку, средства АДК |
31 |
15 |
61 |
80 |
Варианты ответов |
Регион I (n=42) |
Регион II (n=49) |
Регион III (n=52) |
Регион IV (n=132) |
Понятность информации |
79 |
31 |
73 |
63 |
Упрощение языка для понимания |
60 |
16 |
53 |
50 |
Язык с простыми грамматическими конструкциями (ясный язык) |
40 |
82 |
61 |
43 |
Картинки с подписями |
43 |
80 |
69 |
53 |
Фотографии |
29 |
37 |
33 |
35 |
Символы, стрелки для улучшения ориентации |
38 |
80 |
67 |
56 |
Пиктограммы |
29 |
16 |
49 |
49 |
- когнитивная сохранность — степень включенности в различные виды повседневной деятельности, отражающая функциональный процесс активного взаимодействия человека с окружающей действительностью;
- когнитивная доступность — способность обеспечить разнообразными методами доступ к информации для взаимодействия с лицами с различной степенью когнитивной сохранности. Эта функция дизайна в социальной сфере помогает, дополняет, поддерживает, облегчает восприятие информации.
- первый: тексты из простых предложений по 5—7 слов, дублированные изображениями (сюжетные картины). Сообщения, алгоритмы в виде последовательности необходимых игровых, трудовых, медицинских действий, самообслуживания, о прошедших и новых событиях. Новые термины, незнакомые слова, например, в инструкциях по пользованию бытовыми приборами, техническими средствами реабилитации, предлагается объяснить в отдельном предложении.
- второй: высказывания в виде простых предложений до 5-ти слов с визуальным дублированием. Изображения соответствуют сюжету. Информация о знакомых явлениях, решении коммуникативных и бытовых проблем, расписание дня, о том, чтобы спланировать или освоить что-то новое. Через известные элементы представляется новая информация.
- третий: информация предъявляется в объеме 1—2-х слов (два — при выборе), обозначающих предмет/субъект или действие. Визуализация может быть представлена фото, пиктограммами АДК с подписью крупным шрифтом без засечек, картинками с четкими контурами без детализации. Информация, необходимая в быту и при гигиенических, медицинских процедурах: о простых предметах и действиях, их направлениях в пространстве, об эмоциях, шкала боли. Опрашиваемые сотрудники подтвердили, что тексты с первым уровнем доступности могут предъявляться лицам со второй степенью когнитивной сохранности, со вторым уровнем доступности — лицам с третьей степенью когнитивной сохранности, обращающихся в комплексные центры социального обслуживания. Наиболее востребованы в стационарных УСО для взаимодействия с детьми-инвалидами с нарушениями интеллекта (умеренной и глубокой умственной отсталостью) информационные материалы второго и третьего уровня доступности с дублированием средствами АДК, поскольку только 5% воспитанников интерната могли читать. Работники центра содействия семейному воспитанию, в котором 16 детей с ЗПР сопровождались в дошкольном возрасте дефектологом и логопедом, в школе обучаются чтению по адаптированным программам для обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью, — эти работники выбрали первый уровень когнитивной доступности. Сотрудники хосписа для нуждающихся в паллиативной помощи; стоматологи, принимающие как детей с ЗПР, так и взрослых с инвалидностью, в том числе ветеранов боевых действий, проголосовали за использование комплекта разноуровневых информационных материалов с АДК для решения задач: сбора жалоб обратившихся, планирования и предупреждающих алгоритмов перед лечением детей с ЗПР и нарушением интеллекта, фотографий проб для определения мнения при подборе протезов пациентам с отсутствием/неразборчивостью речи.
Литература
- Баряева, Л.Б., Вечканова, И.Г., Жукова, А.Е., Криштофик, А.Н., Кравцова, С.С., Лопатина, Л.В., Логиновская, Л.В., Могрицкая, В.М., Назаркина, С.И., Семенова, Е.В., Юрченко, Т.И. (2024). Многофункциональные кубики. Часть 2 Карточки-пиктограммы для альтернативной и дополнительной коммуникации: учебно-методическое пособие (Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В., ред.). М.: Добрый мир.
Baryaeva, L.B., Vechkanova, I.G., Zhukova, A.E., Krishtofik, A.N., Kravtsova, S.S., Lopatina, L.V., Loginovskaya, L.V., Magritskaya, V.M., Nazarkina, S.I., Semenova, E.V., Yurchenko, T.I. (2024). [Multifunctional cubes. Part 2. Pictogram cards for alternative and augmentative communication: guidebook] (Baryaeva, L.B., Lopatina, L.V., eds.). Moscow: Dobryi mir. (In Russ.). - Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. (2018). Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации. Специальное образование, (4), 5—20.
Baryaeva, L.B., Lopatina, L.V. (2018). Methodological Aspects of Support for Non-Speaking Children Using Alternative Communication System. Special Education, (4), 5—20. (In Russ., abstr. in Engl.). - Бурмакина, Н.Г. (2023). Ясный язык как объект социальной лингвистики: к вопросу о читабельности текстов институционального взаимодействия. Коммуникативные исследования, 10(4), 659—672. DOI:10.24147/24132023.10(4).659-672|
Burmakina, N.G. (2023). Plain Language as an Object of Social Linguistics: On the Question of Readability of Institutional Interaction Texts. Communication Studies, 10(4), 659—672. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.24147/24136182.2023.10(4).659-672 - Владимирова, О.Н., Чистякова, Н.П., Мирошниченко, О.А. (2023). Вопросы информационной доступности для людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения, включая РАС. Аутизм и нарушения развития, 21(1), 49—48. DOI:10.17759/autdd.2023210106
Vladimirova, O.N., Chistyakova, N.P., Miroshnichenko, O.A. (2023). Information Accessibility for People with Mental Disabilities, Including Autism Spectrum Disorders. Autism and Developmental Disorders (Russia), 21(1), 49—48. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.17759/autdd.2023210106 - Грибова, О.Е. (2019). Особенности становления понимания текста у детей с тяжелыми нарушениями речи: монография. М.: АСОУ.
Gribova, O.E. (2019). [Specifics of text comprehension in children with severe speech disorders: monograph]. Moscow: Academy of Public Administration. (In Russ.). - Захарова, М.А. (2011). Simplification (упрощение). В: Раренко, М.Б. (ред.), Основные понятия англоязычного переводоведения: терминологический словарь-справочник (с. 173—175). М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН.
Zakharova, M.A. (2011). Simplification. In: Rarenko, M.B. (ed.), [Basic Concepts of English-Language Translation Studies: Terminological Dictionary and Reference Guide] (pp. 173—175). Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.). - Корягина, Н.А., Антонова, Н.В., Овсянникова, С.В. (2023). Психология общения: учебник и практикум для вузов(2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юрайт.
Koryagina, N.A., Antonova, N.V., Ovsyannikova, S.V. (2023). [Psychology of communication: Textbook and workbook for higher education] (2nd ed., reworked and appended). Moscow: Yurait. (In Russ.). - Лурия, А.Р. (2019). Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М.: Когито-Центр.
Luriya, A.R. (2019). The nature of human conflicts — or Emotion, Conflict, and Will: An Objective Study of Disorganisation and Control of Human Behaviour. Moscow: Kogito-Tsentr. (In Russ.). - Маллер, А.Р. (2022). Понимание и устное изложение литературных текстов глубоко умственно отсталыми детьми. В: Соловьева, Т.А., Лазуренко, С.Б. (ред.), Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: Хрестоматия: С 1300 по 1330 гг. (с. 429—439). М.: Институт коррекционной педагогики РАО.
Maller, A.R. (2022). [Comprehension and oral presentation of literary texts by children with severe intellectual disabilities]. In: Solov’eva, T.A., Lazurenko, S.B. (eds.), [Children with severe multiple developmental disabilities: From research to innovative parenting and teaching practices: Reader: Years 1300—1330]. (pp. 429—439). Moscow: Institute of Correctional Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.). - Романова, Е.А., Зоводилкина, О.В., Караневская, О.В., Фадина, А.К., Попова, М.Г. (2019). Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домовинтернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования (Царёв, А.М., науч. ред.). Псков: ФРЦ ИН ТМНР.
Romanova, E.A., Zovodilkina, O.V., Karanevskaya, O.V., Fadina, A.K., Popova, M.G. (2019). [Guidelines for creating specialized conditions for organizing education for children in the social protection system boarding schools, the framework of inclusive education included]. (Tsarev A.M., ed.). Pskov: Federal Resource Center for Intellectual Disabilities and Severe Multiple Developmental Disorders. (In Russ.). - Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г. (2023). Когнитивная доступность — когнитивная сохранность: межведомственный вопрос. Специальное образование, (4), 136—152.
Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G. (2023). Cognitive Accessibility — Cognitive Preservation: А Interagency Issue. Special Education, (4), 136—152. (In Russ., abstr. in Engl.). - Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г. (2024). Когнитивная доступность среды для инвалидов при реабилитации и абилитации: Маршрутоориентированный подход. Физическая и реабилитационная медицина, S(1), 19—31. DOI:10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-3
Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G. (2024). Cognitive accessibility of the environment for the disabled during rehabilitation and habilitation: a route-oriented approach. Physical and Rehabilitation Medicine, S(1), 19—31. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-30 - Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г., Кудря, О.С. (2024). Технологии доступной коммуникации: методические рекомендации (Мирошниченко, О.А., ред.). СПб.: ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России; ООО «ЦИАЦАН».
Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G., Kudrya, O.S. (2024). [Technologies of accessible communication: guidelines] (Miroshnichenko, O.A., ed.). Saint Petersburg: G.A. Albrecht Federal Scientific and Educational Centre of Medial and Social Expertise and Rehabilitation; TsIATsAN Ltd. (In Russ.). - Елисеева, Е.Н., Рудакова, Е.А., Семенова, Е.В. (2023). Оценка базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития: учебно-методическое пособие (Царёв, А.М., науч. ред.). Екатеринбург: УрГПУ.
Eliseeva, E.N., Rudakova, E.A., Semenova, E.V. (2023). Otsenka bazovykh uchebnykh deistvii u obuchayushchikhsya s umerennoi, tyazheloi, glubokoi umstvennoi otstalost’yu, tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya: uchebno-metodicheskoe posobie [Assessing Basic Learning Activities in Students with Moderate, Severe, Profound Intellectual Disabilities, Severe Multiple Developmental Disorders: Manual and Guidebook] (Tsarev, A.M., ed.). Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.). - Павлов, А.В. (2016). Аутичные дети пересказывают фильм: некоторые результаты психолингвистического эксперимента. Филологические науки: Вопросы теории и практики, (12, ч. 4), 147—149.
Pavlov, A.V. (2016). Autistic Children Retell the Film: Certain Results of Psycholinguistic Experiment. Philology. Theory & Practice, (12, pt. 4), 147—149. (In Russ., abstr. in Engl.). - Подлесская, В.И., Клокотова, М.С. (2021). Влияние когнитивной доступности объекта на способ его репрезентации в речи. Экспериментальная психология, 14(4), 90—107. DOI:10.17759/exppsy.2021140405
Podlesskaya, V.I., Klokotova, M.S. (2021). How Objects With Different Ontological and Linguistic Accessibility are Represented in Speech. Experimental Psychology (Russia), 14(4), 90—107. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.17759/ exppsy.2021140405 - Хилькевич, Е.В. (Авт.-сост.). (2022). Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: метод. пособие (Хаустов, А.В., Халикова, Д.Р. Черкасова, Н.В, общ. ред.). М.: МГППУ.
Khil’kevich, E.V. (2022). [Social Stories and visual support tools in museums: Guidelines] (Khaustov, A.V., Khalikova, D.R. Cherkasova, N.V, eds.). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education. (In Russ.). - Шпицберг, И.Л., Попова, М.В., Криворучко, С.О. (2019). Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие формы ментальной инвалидности: информационно-методическое пособие. М.: Наш солнечный мир.
Shpitsberg, I.L., Popova, M.V., Krivoruchko, S.O. (2019). Obespechenie uslovii dostupnosti vsekh ob”ektov infrastruktury i sotsial’nykh uslug dlya lyudei, imeyushchikh rasstroistva autisticheskogo spektra (RAS) i drugie formy mental’noi invalidnosti: informatsionno-metodicheskoe posobie [Ensuring conditions for accessibility in all infrastructure and social services for people with autism spectrum disorders (ASD) and other forms of mental disability: reference guide]. Moscow: Nash solnechnyi mir. (In Russ.). - Щеглова, Н.А., Защириская, О.В. (2022). Зрительное восприятие альтернативной коммуникации детьми с интеллектуальной недостаточностью. Петербургский психологический журнал, (41), 86—109.
Shcheglova, N.A., Zashchirinskaya, O.V. (2022). Features of Visual Perception in Comprehending Augmentative and Alternative Communication by Children with Intellectual Disability. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, (41), 86—109 (In Russ., abstr. in Engl.). - Buell, S., Pounds, G., Langdon, P., Bunning, K. (2024). Easy read health information for people with intellectual Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 37(6) e13293 DOI:10.111/jar.13293
- Gjertsen, H. (2019). People with Intellectual Disabilities Can Speak for themselves! A Methodological Discussion of Using People with Mild and Moderate Intellectual Disabilities as Participants in Living Conditions Studies. Scandinavian Journal of Disability Research, 21(1), 141—149. DOI:10.16993/sjdr.615
- Visser, C. (2024, August 1). Navigating Cognitive Accessibility Essentials. Accessibility Checker. URL: https://www.org/blog/cognitive-accessibility/ (viewed: 11.02.2025).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 33
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 33
Скачиваний PDF
За все время: 14
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 14
Всего
За все время: 47
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 47