Доступность информационной среды для людей с нарушением психических функций

14

Аннотация

Актуальность и цель. Вопросы предоставления информации и формирования когнитивного суверенитета актуальны в различных отраслях социальной сферы. Для обеспечения качественных услуг в учреждениях социальной сферы лицам с нарушениями психических функций и их ориентирования в коммуникативной среде были сопоставлены показатели их когнитивной сохранности и уровень когнитивной доступности информации.

Методы и методики. Представлены материалы четырех этапов эмпирического исследования: исследование когнитивной сохранности у 5915-ти взрослых лиц, обратившихся в учреждения социального обслуживания (УСО), по адаптированной авторами шкале Mini-Mental State Examination (MMSE); анкетирование по теме когнитивной доступности информации 295-ти сотрудников (обработка и статистический анализ данных проводились с использованием пакета STATISTICA v12); анализ таблиц сопряженности проводился с помощью хи-квадрата Пирсона; дистанционное проведение информационно-методических семинаров для 15610-ти слушателей и очное — для 279-ти сотрудников и волонтеров; осуществлен анализ кейсов сотрудников и волонтеров по моделированию взаимодействия с детьми и взрослыми с нарушениями психических функций с учетом их когнитивной сохранности.

Результаты. 65% опрошенных сотрудников УСО подтверждают: доступность информации для лиц с низкой степенью когнитивной сохранности увеличивается, когда учитываются соответствующие их потребностям уровни когнитивной доступности, используются разномодальное дублирование информации и методы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Выводы. Уточнены понятия когнитивной сохранности и когнитивной доступности. 50% сотрудников УСО отмечают необходимость совершенствования своих компетенций по планированию, практическому применению средств АДК, технологий доступности, ясного языка, по использованию пиктограмм. Уровневое моделирование дизайна коммуникативной среды позволит сотрудникам обеспечить наибольшую степень самостоятельности при взаимодействии с людьми с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные нарушения, дети с задержкой психического развития, доступная среда, альтернативная и дополнительная коммуникация, когнитивная доступность, стационарные учреждения социального обслуживания

Рубрика издания: Научные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230105

Получена: 16.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Доступность информационной среды для людей с нарушением психических функций // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 40–47. DOI: 10.17759/autdd.2025230105

Полный текст

Введение
Вопросы предоставления информации, формирования когнитивного суверенитета актуальны в различных сферах деятельности, при оказании и получении медицинских, социальных услуг, трудоустройстве, образовании. Одновременно в русле когнитивно-коммуникативной парадигмы о неразрывности связи познавательных процессов и общения в различных научных исследованиях отмечается, что при коммуникации с лицами, имеющими разные нарушения, возникают вопросы зависимости восприятия информации от формы подачи, представления, от ясного вида (когнитивная доступность) и понимания информации (когнитивная сохранность). Важное значение придается фактору мотивации субъектов взаимодействия (эмоциональной доступности, дружелюбию) и поддержки самостоятельности [Бурмакина; Корягина; Лурия; Романова; Мирошниченко, б; Павлов; Buell].
Маршрутизация коммуникации и адаптация предоставляемой информации разрабатываются, чтобы преодолеть средствами универсального дизайна языковые, сенсорные, когнитивные, технические, ассистивные барьеры во всех сферах социальной жизнедеятельности [Владимирова; Мирошниченко, а; Мирошниченко, б; Gjertsen] лицам с ментальными, речевыми и двигательными нарушениями [Бурмакина; Романова; Елисеева; Хилькевич; Шпицберг; Visser], детям с задержкой речевого и психического развития, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи [Баряева; Баряева, а; Мирошниченко, б].
 
В технологиях доступности декодирования символов и текста используются положения из области лингвистики [Бурмакина; Подлесская], психологии и специальной педагогики [Грибова; Маллер; Романова; Елисеева; Щеглова], переводоведения [Захарова], в которых различают типы упрощения и сокращений [Захарова], преобразование с опорой на ключевые слова и контекст [Грибова; Романова; Елисеева; Шпицберг; Buell].
Недостаточность междисциплинарной маршрутизации, преемственности практических подходов, интегрирующих научные знания, обусловила актуальность и цель представленного исследования проекта «Доступно — понятно» по повышению компетенции широкого круга сотрудников социальной сферы в разработке универсального дизайна коммуникативной среды в учреждениях, оказывающих помощь в современной ситуации даже пяти поколениям семьи, члены которой могут иметь разнообразные нарушения психических функций.
Методы
Исследование было построено поэтапно как комплекс сопоставительных исследований. На первом этапе исследование когнитивной сохранности проводилось у взрослых лиц (N=5915), обратившихся в учреждения социального обслуживания (УСО) Ленинградской области за услугами, по адаптированному авторами тесту, шкале «Краткое исследование психического статуса» — Mini-Mental State Examination (MMSE) [Мирошниченко]. Цель — выявление значимых показателей для специалистов при определении доступности информации и объема нуждаемости взрослых лиц в дифференцированных услугах социального обслуживания в связи с регламентом на передачу медицинских данных.
На втором этапе в анкетировании участвовал персонал УСО (N=295) из пяти субъектов Российской Федерации (Мурманской области, Хабаровского края, Московской области, Башкортостана, СанктПетербурга). На сайте Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения сотрудники УСО заполняли разработанную авторами анкету из восьми вопросов. Цель второго этапа: определить степень осведомленности персонала о способах упрощения и дублирования информации для инвалидов с нарушением психических функций, сравнить дизайн и оценить информационные материалы.
Обработка и статистический анализ данных потребностей персонала УСО проводились с использованием программных пакетов для статистического анализа STATISTICA (версия 12). Для анализа таблиц сопряженности использовался хи-квадрат Пирсона.
На третьем этапе с целью просвещения сотрудников и волонтеров авторами проведены информационно-методические семинары онлайн на платформе дистанционного обучения (N=15610) и очно по месту работы слушателей (N=279).
На четвертом этапе разбор кейсов сотрудников, волонтеров (N=279) осуществлялся в ходе проведения методических семинаров. Цель — повышение компетенций персонала, моделирование дизайна коммуникативной среды взаимодействия с лицами с нарушениями психических функций. Число выборки персонала в различных типах организаций проекта «Доступно — понятно» (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область): в стационарном УСО — 132 участника, в центре содействия семейному воспитанию — 19 педагогов, в хосписе для детей и взрослых, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи — 20 участников, в инклюзивном детском саду — 65 педагогов, детском травматологическом отделении реабилитационной организации — 5 участников, в госпитале ветеранов войн — 9 волонтеров, в стоматологической поликлинике — 29 врачей.
Результаты
Оценка персоналом когнитивной доступности информационных материалов для лиц с нарушениями психических функций
В результате проведения первого этапа исследования, по итогам балльной оценки, авторами было составлено распределение по референтным возрастным группам доли лиц с учетом степени когнитивной сохранности (1 степень — 24—30 баллов, 2 степень — 11— 23 балла, 3 степень — 0—10 баллов). При этом самой многочисленной группой со второй степенью когнитивной сохранности (что отражало снижение когнитивных функций) была определена группа из лиц старше 75 лет (55,76% (N=1631)). Значительные ухудшения когнитивных функций наблюдались в группе лиц 60—75-ти лет (2 степень — 45,52% (N=1103)), фактически утратившие когнитивные способности (3 степень) составляли 7,3% опрошенных. Среди группы лиц 44—60-ти лет (N=435) соотношение нуждающихся в социально-психологической помощи распределялось в большем количестве с 3-й степенью — 10,12%, и в сопоставимом количестве, с установленной 2-й степенью когнитивной сохранности — 46,20%. В возрастной группе обратившихся за социальным обслуживанием лиц до 44-х лет (N=132) соотношение распределялось следующим образом: 2 степень — 37,88%; 3 степень — 12,12%. Поскольку сотрудники УСО на владеют медицинской информацией об обратившихся, то востребовано определение и моделирование уровня помощи, самостоятельности и ответственности при снижении когнитивных функций у большой группы лиц.
На втором этапе исследования при анкетировании персонала УСО из пяти субъектов Российской Федерации на вопросы анкеты ответили 295 чел. (регионы в таблицах обозначены римскими цифрами для сохранения конфиденциальности). Хотя в одном регионе подвыборка была недостаточна (N=20), и она не включалась в статистическую обработку данных таблиц, комментарии респондентов все же были учтены при качественном описании результатов.
По данным выборки исследования, на вопрос о частоте имеющихся проблем при изложении информационных материалов для инвалидов в понятном виде, чаще отвечали «редко», что представлено в численном распределении в табл. 1, при этом была выявлена статистически значимая разница между распределениями ответов групп респондентов по регионам (χ 2 = 80,1241; df = 12; p£0,001).
В вопросе о требованиях, заложенных в должностной инструкции, большинство сотрудников всех организаций наиболее часто выбирали этические основы среди вариантов ответов, что представлено в табл. 2.
Среди отмеченных вариантов при множественном выборе специалистов статистически значимая разница между группами респондентов была обнаружена (χ 2 = 87,7958; df=9; p£0,001).
Большинство работников ассоциировали понятие когнитивной доступности с языком с простыми грамматическими конструкциями и пиктограммами АДК: от 40% до 82% респондентов в 4-х регионах (выбор из вариантов ответов представлен в табл. 3).
Что касается распределения вариантов ответов специалистов, то была обнаружена статистически значимая разница между распределением ответов групп респондентов по регионам (χ 2 =118,917; df=21; p £0,001). На вопрос о проверке людьми с инвалидностью понятности материалов положительно ответили 88% опрошенных (83% (I), 96% (II), 83% (III), 85% (IV), подтвердив объективность информации.
Таким образом, в учреждениях регионов существует различие по уровню осведомленности (наиболее обучены сотрудники регионов мегаполисов), аспектам информированности по этике и формальным понятиям, но она не критична в когнитивном компоненте деятельности. В то же время вопросы на конативный компонент деятельности (готовность действовать) вызвали затруднения у большинства респондентов, что косвенно указывает в том числе на недостаточное понимание особых потребностей в помощи при стойких психических нарушениях на уровне умеренной и тяжелой степени нарушений интеллекта. Так, при выяснении субъективного мнения о причинах недостаточного использования пиктограмм и языка с простыми грамматическими конструкциями 63% респондентов отметили отсутствие в учреждениях вспомогательных технических средств реабилитации. Для решения проблем 50% опрошенных предложили обучать сотрудников, 79% — людей с инвалидностью.
Таблица 1
 
Субъективная оценка сотрудниками УСО частоты возникновения проблем доступности информационных материалов, % (N = 275)
 

Варианты ответов

Регион I (n=42)

Регион II (n=49)

Регион III (n=52)

Регион IV (n=132)

Очень часто

0

6

7

6

Часто

15

6

26

23

Затрудняюсь ответить

27

4

24

30

Редко

33

71

33

25

Никогда не сталкивался

25

12

10

16

 
Примечание: УСО — учреждения социального обслуживания.
 
 
Распределение доли ответов сотрудников УСО о требованиях к доступности коммуникации в должностной инструкции, % (N = 275)
 
Таблица 2
 
 

Варианты ответов

Регион I (n=42)

Регион II (n=49)

Регион III (n=52)

Регион IV (n=132)

Знать и применять этические основы общения с инвалидами

93

93

97

86

Знать и применять русский жестовый язык

10

13

10

38

Знать и применять язык с простыми грамматическими конструкциями (ясный язык)

41

90

71

53

Знать и использовать визуальную поддержку, средства АДК

31

15

61

80

Примечание: УСО — учреждения социального обслуживания; АДК — альтернативная и дополнительная коммуникация.
 
Таблица 3
Распределение ответов сотрудников УСО по субъективному определению понятия «когнитивная доступность», % (N = 275)
 

Варианты ответов

Регион I (n=42)

Регион II (n=49)

Регион III (n=52)

Регион IV (n=132)

Понятность информации

79

31

73

63

Упрощение языка для понимания

60

16

53

50

Язык с простыми грамматическими конструкциями (ясный язык)

40

82

61

43

Картинки с подписями

43

80

69

53

Фотографии

29

37

33

35

Символы, стрелки для улучшения ориентации

38

80

67

56

Пиктограммы

29

16

49

49

Примечание: УСО — учреждения социального обслуживания.
 
 
В итоге полезность визуального дублирования и упрощения языка подтвердили 96% сотрудников, подчеркнув их роль в обеспечении удобства ориентирования в учреждении, а также и в регуляции поведения людей с инвалидностью.
Исследование по моделированию когнитивной доступности среды
На основе сбора примеров предоставленных информационных материалов и анализа коммуникативного пространства в учреждениях УСО, в том числе двух, принявших участие во 2-м этапе, были подготовлены и размещены в открытом доступе методические рекомендации [Мирошниченко, б]. Проведены информационно-методические семинары онлайн на платформе дистанционного обучения (N=15610) с ответами на вопросы и с разъяснениями.
Для специалистов в области оценки доступности и понятности информации при коммуникации были сформулированы понятия:
  • когнитивная сохранность — степень включенности в различные виды повседневной деятельности, отражающая функциональный процесс активного взаимодействия человека с окружающей действительностью;
  • когнитивная доступность — способность обеспечить разнообразными методами доступ к информации для взаимодействия с лицами с различной степенью когнитивной сохранности. Эта функция дизайна в социальной сфере помогает, дополняет, поддерживает, облегчает восприятие информации.
В ходе проведения методических семинаров были проанализированы кейсы работников, волонтеров (N=279) по взаимодействию с лицами с нарушениями психических функций в различных типах организаций. В практической части семинаров при моделировании дизайна информации использовались разномодальные средства визуального дублирования и сокращение фраз с помощью опоры на ключевые слова; наглядные пособия; кубики с разноцветной символикой грамматических частей речи; отечественные пиктограммы [Баряева].
Сотрудники различных организаций апробировали подходы к коммуникации с людьми с инвалидностью, ориентируясь на уровни когнитивной доступности:
  • первый: тексты из простых предложений по 5—7 слов, дублированные изображениями (сюжетные картины). Сообщения, алгоритмы в виде последовательности необходимых игровых, трудовых, медицинских действий, самообслуживания, о прошедших и новых событиях. Новые термины, незнакомые слова, например, в инструкциях по пользованию бытовыми приборами, техническими средствами реабилитации, предлагается объяснить в отдельном предложении.
  • второй: высказывания в виде простых предложений до 5-ти слов с визуальным дублированием. Изображения соответствуют сюжету. Информация о знакомых явлениях, решении коммуникативных и бытовых проблем, расписание дня, о том, чтобы спланировать или освоить что-то новое. Через известные элементы представляется новая информация.
  • третий: информация предъявляется в объеме 1—2-х слов (два — при выборе), обозначающих предмет/субъект или действие. Визуализация может быть представлена фото, пиктограммами АДК с подписью крупным шрифтом без засечек, картинками с четкими контурами без детализации. Информация, необходимая в быту и при гигиенических, медицинских процедурах: о простых предметах и действиях, их направлениях в пространстве, об эмоциях, шкала боли. Опрашиваемые сотрудники подтвердили, что тексты с первым уровнем доступности могут предъявляться лицам со второй степенью когнитивной сохранности, со вторым уровнем доступности — лицам с третьей степенью когнитивной сохранности, обращающихся в комплексные центры социального обслуживания. Наиболее востребованы в стационарных УСО для взаимодействия с детьми-инвалидами с нарушениями интеллекта (умеренной и глубокой умственной отсталостью) информационные материалы второго и третьего уровня доступности с дублированием средствами АДК, поскольку только 5% воспитанников интерната могли читать. Работники центра содействия семейному воспитанию, в котором 16 детей с ЗПР сопровождались в дошкольном возрасте дефектологом и логопедом, в школе обучаются чтению по адаптированным программам для обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью, — эти работники выбрали первый уровень когнитивной доступности. Сотрудники хосписа для нуждающихся в паллиативной помощи; стоматологи, принимающие как детей с ЗПР, так и взрослых с инвалидностью, в том числе ветеранов боевых действий, проголосовали за использование комплекта разноуровневых информационных материалов с АДК для решения задач: сбора жалоб обратившихся, планирования и предупреждающих алгоритмов перед лечением детей с ЗПР и нарушением интеллекта, фотографий проб для определения мнения при подборе протезов пациентам с отсутствием/неразборчивостью речи.
 
Обсуждение результатов
При развитии представленного комплексного междисциплинарного подхода к созданию доступной среды задачами сотрудников организаций социальной сферы являются преодоление коммуникативных барьеров у достаточно большой группы лиц, обращающихся за социальным обслуживанием (около 50%) и формирование индивидуальных коммуникативных доступных маршрутов для лиц с нарушениями психических функций. При этом трудности заключаются в том, что сотрудники организаций владеют разным объемом информации о подопечных, особенно об их уровне нарушений психических функций: не предусмотрено знание таких медицинских данных, особенно в центрах социального обслуживания. А в образовательных и стационарных учреждениях для детей сотрудники могут косвенно судить о подопечных, исходя из рекомендаций адаптированных программ по нозологическим группам. Выявлена потребность сотрудников как в готовых наглядных материалах и текстах, так и в практических тренингах, инструктировании при моделировании текстов по правилам упрощения. Одновременно важно соблюдение этики формулировок и стратегии поддержки самостоятельности личности человека с инвалидностью при подготовке текстов. Для формирования универсальных подходов в сфере когнитивной доступности основным из механизмов развития системы доступной коммуникации является дифференциация потребности в преодолении барьеров восприятия и распознавания с учетом рекомендаций междисциплинарной команды специалистов [Мирошниченко, б]. Дифференциация уровня доступности и дублирования информации средствами АДК (например, шкала боли) для каждого учреждения с культурой определенной локус-подгруппы персонала зависит от планируемых результатов профессионально выстроенного взаимодействия с широким кругом лиц.
 
Выводы
Ориентация на использование результатов диагностики когнитивной сохранности позволяет не только определить потребности и объем нуждаемости лиц с нарушением психических функций, которые составляют до 50% обращающихся за социальным обслуживанием, в получении социально-педагогической и социально-психологической помощи, но и соотносить уровни когнитивной доступности информационной среды, определить объем текста, сложность изображений и количество знаков АДК, соотнося потенциал при предоставлении услуг, ситуационной помощи, при сопровождении, образовании и психолого-педагогической абилитации. Понятие когнитивной доступности большинство работников ассоциируют с языком с простыми грамматическими конструкциями (ясным языком) и пиктограммами АДК.
Предложенные для повышения конативного компонента деятельности рекомендации экспертов проекта «Доступно — понятно» по дизайну коммуникативной среды позволят сотрудникам различных организаций социальной сферы (социального обслуживания, медицинским, образовательным и реабилитационным) сформировать условия помощи и дублирования информации альтернативными и дополнительными средствами коммуникации, обеспечить большую степень самостоятельности при одновременном или преемственном оказании реабилитационных, социальных, образовательных и медицинских услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью. Требуется дальнейшая апробация технологий доступной коммуникации для «бесшовного взаимодействия» в различных типах организаций социальной инфраструктуры с учетом особенностей коммуникации с лицами с нарушениями психических функций различного возраста и запросов ближайшего окружения.

Литература

  1. Баряева, Л.Б., Вечканова, И.Г., Жукова, А.Е., Криштофик, А.Н., Кравцова, С.С., Лопатина, Л.В., Логиновская, Л.В., Могрицкая, В.М., Назаркина, С.И., Семенова, Е.В., Юрченко, Т.И. (2024). Многофункциональные кубики. Часть 2 Карточки-пиктограммы для альтернативной и дополнительной коммуникации: учебно-методическое пособие (Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В., ред.). М.: Добрый мир.
    Baryaeva, L.B., Vechkanova, I.G., Zhukova, A.E., Krishtofik, A.N., Kravtsova, S.S., Lopatina, L.V., Loginovskaya, L.V., Magritskaya, V.M., Nazarkina, S.I., Semenova, E.V., Yurchenko, T.I. (2024). [Multifunctional cubes. Part 2. Pictogram cards for alternative and augmentative communication: guidebook] (Baryaeva, L.B., Lopatina, L.V., eds.). Moscow: Dobryi mir. (In Russ.).
  2. Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. (2018). Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации. Специальное образование, (4), 5—20.
    Baryaeva, L.B., Lopatina, L.V. (2018). Methodological Aspects of Support for Non-Speaking Children Using Alternative Communication System. Special Education, (4), 5—20. (In Russ., abstr. in Engl.).
  3. Бурмакина, Н.Г. (2023). Ясный язык как объект социальной лингвистики: к вопросу о читабельности текстов институционального взаимодействия. Коммуникативные исследования, 10(4), 659—672. DOI:10.24147/24132023.10(4).659-672|
    Burmakina, N.G. (2023). Plain Language as an Object of Social Linguistics: On the Question of Readability of Institutional Interaction Texts. Communication Studies, 10(4), 659—672. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.24147/24136182.2023.10(4).659-672
  4. Владимирова, О.Н., Чистякова, Н.П., Мирошниченко, О.А. (2023). Вопросы информационной доступности для людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения, включая РАС. Аутизм и нарушения развития, 21(1), 49—48. DOI:10.17759/autdd.2023210106
    Vladimirova, O.N., Chistyakova, N.P., Miroshnichenko, O.A. (2023). Information Accessibility for People with Mental Disabilities, Including Autism Spectrum Disorders. Autism and Developmental Disorders (Russia), 21(1), 49—48. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.17759/autdd.2023210106
  5. Грибова, О.Е. (2019). Особенности становления понимания текста у детей с тяжелыми нарушениями речи: монография. М.: АСОУ.
    Gribova, O.E. (2019). [Specifics of text comprehension in children with severe speech disorders: monograph]. Moscow: Academy of Public Administration. (In Russ.).
  6. Захарова, М.А. (2011). Simplification (упрощение). В: Раренко, М.Б. (ред.), Основные понятия англоязычного переводоведения: терминологический словарь-справочник (с. 173—175). М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН.
    Zakharova, M.A. (2011). Simplification. In: Rarenko, M.B. (ed.), [Basic Concepts of English-Language Translation Studies: Terminological Dictionary and Reference Guide] (pp. 173—175). Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
  7. Корягина, Н.А., Антонова, Н.В., Овсянникова, С.В. (2023). Психология общения: учебник и практикум для вузов(2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юрайт.
    Koryagina, N.A., Antonova, N.V., Ovsyannikova, S.V. (2023). [Psychology of communication: Textbook and workbook for higher education] (2nd ed., reworked and appended). Moscow: Yurait. (In Russ.).
  8. Лурия, А.Р. (2019). Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М.: Когито-Центр.
    Luriya, A.R. (2019). The nature of human conflicts — or Emotion, Conflict, and Will: An Objective Study of Disorganisation and Control of Human Behaviour. Moscow: Kogito-Tsentr. (In Russ.).
  9. Маллер, А.Р. (2022). Понимание и устное изложение литературных текстов глубоко умственно отсталыми детьми. В: Соловьева, Т.А., Лазуренко, С.Б. (ред.), Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: Хрестоматия: С 1300 по 1330 гг. (с. 429—439). М.: Институт коррекционной педагогики РАО.
    Maller, A.R. (2022). [Comprehension and oral presentation of literary texts by children with severe intellectual disabilities]. In: Solov’eva, T.A., Lazurenko, S.B. (eds.), [Children with severe multiple developmental disabilities: From research to innovative parenting and teaching practices: Reader: Years 1300—1330]. (pp. 429—439). Moscow: Institute of Correctional Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.).
  10. Романова, Е.А., Зоводилкина, О.В., Караневская, О.В., Фадина, А.К., Попова, М.Г. (2019). Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домовинтернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования (Царёв, А.М., науч. ред.). Псков: ФРЦ ИН ТМНР.
    Romanova, E.A., Zovodilkina, O.V., Karanevskaya, O.V., Fadina, A.K., Popova, M.G. (2019). [Guidelines for creating specialized conditions for organizing education for children in the social protection system boarding schools, the framework of inclusive education included]. (Tsarev A.M., ed.). Pskov: Federal Resource Center for Intellectual Disabilities and Severe Multiple Developmental Disorders. (In Russ.).
  11. Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г. (2023). Когнитивная доступность — когнитивная сохранность: межведомственный вопрос. Специальное образование, (4), 136—152.
    Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G. (2023). Cognitive Accessibility — Cognitive Preservation: А Interagency Issue. Special Education, (4), 136—152. (In Russ., abstr. in Engl.).
  12. Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г. (2024). Когнитивная доступность среды для инвалидов при реабилитации и абилитации: Маршрутоориентированный подход. Физическая и реабилитационная медицина, S(1), 19—31. DOI:10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-3
    Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G. (2024). Cognitive accessibility of the environment for the disabled during rehabilitation and habilitation: a route-oriented approach. Physical and Rehabilitation Medicine, S(1), 19—31. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-30
  13. Мирошниченко, О.А., Вечканова, И.Г., Кудря, О.С. (2024). Технологии доступной коммуникации: методические рекомендации (Мирошниченко, О.А., ред.). СПб.: ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России; ООО «ЦИАЦАН».
    Miroshnichenko, O.A., Vechkanova, I.G., Kudrya, O.S. (2024). [Technologies of accessible communication: guidelines] (Miroshnichenko, O.A., ed.). Saint Petersburg: G.A. Albrecht Federal Scientific and Educational Centre of Medial and Social Expertise and Rehabilitation; TsIATsAN Ltd. (In Russ.).
  14. Елисеева, Е.Н., Рудакова, Е.А., Семенова, Е.В. (2023). Оценка базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития: учебно-методическое пособие (Царёв, А.М., науч. ред.). Екатеринбург: УрГПУ.
    Eliseeva, E.N., Rudakova, E.A., Semenova, E.V. (2023). Otsenka bazovykh uchebnykh deistvii u obuchayushchikhsya s umerennoi, tyazheloi, glubokoi umstvennoi otstalost’yu, tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya: uchebno-metodicheskoe posobie [Assessing Basic Learning Activities in Students with Moderate, Severe, Profound Intellectual Disabilities, Severe Multiple Developmental Disorders: Manual and Guidebook] (Tsarev, A.M., ed.). Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.).
  15. Павлов, А.В. (2016). Аутичные дети пересказывают фильм: некоторые результаты психолингвистического эксперимента. Филологические науки: Вопросы теории и практики, (12, ч. 4), 147—149.
    Pavlov, A.V. (2016). Autistic Children Retell the Film: Certain Results of Psycholinguistic Experiment. Philology. Theory & Practice, (12, pt. 4), 147—149. (In Russ., abstr. in Engl.).
  16. Подлесская, В.И., Клокотова, М.С. (2021). Влияние когнитивной доступности объекта на способ его репрезентации в речи. Экспериментальная психология, 14(4), 90—107. DOI:10.17759/exppsy.2021140405
    Podlesskaya, V.I., Klokotova, M.S. (2021). How Objects With Different Ontological and Linguistic Accessibility are Represented in Speech. Experimental Psychology (Russia), 14(4), 90—107. (In Russ., abstr. in Engl.). DOI:10.17759/ exppsy.2021140405
  17. Хилькевич, Е.В. (Авт.-сост.). (2022). Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: метод. пособие (Хаустов, А.В., Халикова, Д.Р. Черкасова, Н.В, общ. ред.). М.: МГППУ.
    Khil’kevich, E.V. (2022). [Social Stories and visual support tools in museums: Guidelines] (Khaustov, A.V., Khalikova, D.R. Cherkasova, N.V, eds.). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education. (In Russ.).
  18. Шпицберг, И.Л., Попова, М.В., Криворучко, С.О. (2019). Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие формы ментальной инвалидности: информационно-методическое пособие. М.: Наш солнечный мир.
    Shpitsberg, I.L., Popova, M.V., Krivoruchko, S.O. (2019). Obespechenie uslovii dostupnosti vsekh ob”ektov infrastruktury i sotsial’nykh uslug dlya lyudei, imeyushchikh rasstroistva autisticheskogo spektra (RAS) i drugie formy mental’noi invalidnosti: informatsionno-metodicheskoe posobie [Ensuring conditions for accessibility in all infrastructure and social services for people with autism spectrum disorders (ASD) and other forms of mental disability: reference guide]. Moscow: Nash solnechnyi mir. (In Russ.).
  19. Щеглова, Н.А., Защириская, О.В. (2022). Зрительное восприятие альтернативной коммуникации детьми с интеллектуальной недостаточностью. Петербургский психологический журнал, (41), 86—109.
    Shcheglova, N.A., Zashchirinskaya, O.V. (2022). Features of Visual Perception in Comprehending Augmentative and Alternative Communication by Children with Intellectual Disability. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, (41), 86—109 (In Russ., abstr. in Engl.).
  20. Buell, S., Pounds, G., Langdon, P., Bunning, K. (2024). Easy read health information for people with intellectual Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 37(6) e13293 DOI:10.111/jar.13293
  21. Gjertsen, H. (2019). People with Intellectual Disabilities Can Speak for themselves! A Methodological Discussion of Using People with Mild and Moderate Intellectual Disabilities as Participants in Living Conditions Studies. Scandinavian Journal of Disability Research, 21(1), 141—149. DOI:10.16993/sjdr.615
  22. Visser, C. (2024, August 1). Navigating Cognitive Accessibility Essentials. Accessibility Checker. URL: https://www.org/blog/cognitive-accessibility/ (viewed: 11.02.2025).

Информация об авторах

Мирошниченко Оксана Анатольевна, кандидат психологических наук, начальник научно-методологического отдела Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов (ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6327-1567, e-mail: miroshnichenko_oa@frcds.ru

Вечканова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры основ коррекционной педагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), ГБДОУ детский сад №83 Фрунзенского района: Санкт-Петербург, заместитель заведующего по УВР (центр сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи) , Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6024-7820

Метрики

 Просмотров web

За все время: 33
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 33

 Скачиваний PDF

За все время: 14
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 14

 Всего

За все время: 47
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 47

!
Портрет читателя
Пройти опрос