Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 32–39
doi:10.17759/autdd.2025230104
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Влияние систем альтернативной и дополнительной коммуникации на коррекцию проблемного поведения и развитие вокальной речи у 10-летнего ребенка с РАС
Аннотация
Актуальность и цель. Эффективность использования печатания как средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) при коррекции проблемного поведения и развитии навыка вокальной просьбы исследована мало. Сопоставляется влияние двух систем альтернативной коммуникации: с помощью обмена изображениями PECS и печатания в приложении на планшете на снижение количества эпизодов проблемного поведения и увеличение количества вокальных просьб у ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС).
Методы и методики. С 2018 по 2020 г.г. проводилась коррекция проблемного поведения у ребенка 10-ти лет с РАС и трудностями использования вокальной речи. Основной метод — тренинг функциональной коммуникации в сочетании с процедурой гашения. Последовательно применялись два средства АДК: система PECS с подкреплением вокальных просьб; просьбы с помощью печатания на планшете с подкреплением вокальных просьб.
Результаты. При использовании системы АДК в виде печатания средний процент проблемного поведения из числа всех реакций — как функциональной коммуникации, так и проблемного поведения — составил 12% (по сравнению с использованием системы PECS, при котором процент в среднем составлял 25). Количество вокальных просьб за учебный день при использовании печатания в приложении равнялось в среднем 25.9, тогда как при использовании PECS оно составило 8.8.
Выводы. Полученный ребенком с РАС навык печатания фраз с просьбами в специальном приложении привел к большему снижению уровня проблемного поведения и к большему количеству вокальных просьб по сравнению с результатами при использовании им системы PECS. Необходимо дальнейшее изучение эффективности использования печатания в приложении на планшете при коррекции проблемного поведения и развитии вокальной речи у детей с РАС и с нарушениями речи. Также следует изучать возможные медиирующие отношения, при которых изменение формата АДК приводит к увеличению количества вокальных просьб, что снижает проблемное поведение.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, альтернативная и дополнительная коммуникация, проблемное поведение, функциональная коммуникация, система альтернативной коммуникации PECS, вокальная речь
Рубрика издания: Научные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230104
Благодарности. Автор благодарит за помощь Артёменко Е.Д. и сотрудников ресурсного класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа-интернат № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга: Тюрину А.И., Шевелеву М.В., Шамаеву А.В., Кретинину Е.Д., Нестеренко М.П.
Получена: 14.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Соломатина Т.В. Влияние систем альтернативной и дополнительной коммуникации на коррекцию проблемного поведения и развитие вокальной речи у 10-летнего ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 32–39. DOI: 10.17759/autdd.2025230104
Полный текст
Литература
- Общие расстройства психологического развития (F84) [Электронный ресурс] // МКБ-10 — Международная классификация болезней 10 пересмотра. URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4429 (дата обращения: 01.2025). Obschie rasstrojstva psikhologicheskogo razvitiya (F84) [Common disorders of psychological development (F84)] [Web resource] // MKB-10 — Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei 10 peresmotra [ICD-10 — International Classification of Diseases, 10th edition]. URL: http://mkb-10.com/index.php?pid=4048 (Accessed 23.01.2025). (Russ. version.)
- Попова, О.А., Филина, Н.М. (2021). Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом. Аутизм и нарушения развития, 19(2), 23—39. DOI:10.17759/ 2021710204
Popova, O.A., Filina, N.M. (2021). The Effect of the PECS Alternative Communication System on Vocal Speech Acquisition in Children with Autism. Autism and Developmental Disorders (Russia), 13(2), 23—39. DOI:10.17759/ autdd.2021710204 - Фон Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра. Москва: Теревинф, 2014. 432 с. ISBN 978-5-4212-0194-6.
Von Tetzchner S., Martinsen H. Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'nuyu kommunikatsiyu: Zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudei s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheniyami, a takzhe rasstroistvami autisticheskogo spectra [Introduction to Augmentative and Alternative Communication: Gestures and graphical symbol for people with motor and intellectual disabilities, as well as autism spectrum disorders]. Moscow: Publ. Terevinf, 2014. 432 p. ISBN 978-54212-0194-6. (Transl. into Russ. from Norw.) - Alakhzami M., Chitiyo M. Using functional communication training to reduce self-injurious behavior for individuals with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022. Vol. 52. pp. 3586—3597. DOI:10.1007/ s10803-021-05246-8
- Alzrayer N.M., Muharib R., Wood C. Effects of a behavior intervention package on augmented and vocal mands by children with developmental disabilities. Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2020. Vol. 32. pp. 57—74. DOI:10.1007/s10882-019-09681-5
- Andzik R., Schaefer J.M., Christensen V.L. The effects of teacher-delivered behavior skills training on paraeducators’ use of a communication intervention for a student with autism who uses AAC. Augmentative and Alternative Communication. 2021. Vol. 37. no. 1. pp. 1—13. DOI:10.1080/07434618.2021.1881823
- Angley S.M., Mitteer D.R., Greer B.D. et al. A demonstration of incorporating discriminative stimuli into an AAC device during functional communication training. Augmentative and Alternative Communication. 2024. Vol. 40. no. 4. pp. 328—336 DOI:10.1080/07434618.2024.2333380
- Bethune K.S., Boyle J. Comparing Response Modes During Functional Communication Training: Efficacy of Acquisition and Preference for Students with Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2023. Vol. 38. no. 2. Pp. 101—112. DOI:10.1177/10883576221121276
- Carr E.G., Durand V.M. Reducing behavior problems through functional communication training. Journal of Applied Behavior Analysis. 1985. Vol. 18. pp. 111—126. DOI:10.1901/jaba.1985.18-111
- Chavers T.N., Morris M., Schlosser R.W. et al. Effects of a Systematic Augmentative and Alternative Communication Intervention Using a Speech-Generating Device on Multistep Requesting and Generic Small Talk for Children With Severe Autism Spectrum American Journal of Speech-Language Pathology. 2021. Vol. 30. no. 6. pp. 2476—2491. DOI:10.1044/2021_AJSLP-20-00353
- Craig E.A., Dounavi K., Ferguson J. Effectiveness of a brief functional analysis and functional communication training conducted through telehealth. Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2023. Vol. 35. Pp. 227—246. DOI:10.1007/s10882-022-09857-6
- Ganz J.B., Simpson R.L., Corbin-Newsome J. The impact of the Picture Exchange Communication System on requesting and speech development in preschoolers with autism spectrum disorders and similar Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2. no. 1. pp. 157—169. DOI:10.1016/j.rasd.2007.04.005
- Genç Tosun , Köse H., Okatan İ. Examining the Augmentative and Alternative Communication Systems Preferences of Individuals with Autism Spectrum Disorder. HAYEF: Journal of Education. 2022. Vol. 19. no. 2. pp. 146—154. DOI:10.5152/hayef.2022.21058
- Gevarter C., O'Reilly M.F., Kuhn M. et al. Increasing the vocalizations of individuals with autism during intervention with a speech-generating Journal of Applied Behavior Analysis. 2016. Vol. 49. no. 1. pp. 17—33. DOI:10.1002/ jaba.270
- Ghaemmaghami M., Hanley G.P., Jessel Functional communication training: From efficacy to effectiveness. Journal of Applied Behavior Analysis. 2021. Vol. 54. no. 1. Pp. 122—143. DOI:10.1002/jaba.762
- Hartley L., Sikora D.M., McCoy R. Prevalence and risk factors of maladaptive behaviour in young children with Autistic Disorder. Journal of Intellectual Disability Research. 2008. Vol. 52. no. 0. Pp. 819—829. DOI:10.1111/j.13652788.2008.01065.x
- Hu , Lee G. Effects of PECS on the emergence of vocal mands and the reduction of aggressive behavior across settings for a child with autism. Behavioral Disorders. 2018. Vol. 44. no. 4. Pp. 215—226. DOI:10.1177/0198742918806925
- Lindgren S., Wacker D., Schieltz K. et al. A randomized controlled trial of functional communication training via telehealth for young children with autism spectrum Journal of Autism and Developmental Disorders. 2020. Vol. 50. Pp. 4449—4462. DOI:10.1007/s10803-020-04451-1
- Lindor E., Sivaratnam C., May T. et al. Problem behavior in autism spectrum disorder: considering core symptom severity and accompanying sleep disturbance. Frontiers in Psychiatry. 2019. Vol. 10. Article no. 487. 10 p. DOI:10.3389/ 2019.00487
- Lorah E.R., Holyfield C., Miller J. et al. A systematic review of research comparing mobile technology speech-generating devices to other AAC modes with individuals with autism spectrum Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2022. Vol. 34. no. 2. pp. 187—210. DOI:10.1007/s10882-021-09803-y
- Muharib R., Correa V.I., Wood C.L. et al. Effects of functional communication training using GoTalk Now™ iPad® application on challenging behavior of children with autism spectrum disorder. Journal of Special Education Technology. Vol. 34. no. 2. pp. 71—79. DOI:10.1177/0162643418783479
- O’Brien M.J., Pauls A.M., Schieltz K.M. et al. Mand modality preference assessments among highand low-tech options for individuals with intellectual and developmental disabilities: A systematic review. Behavior Analysis in Practice. 2024. 17. pp. 228—245. DOI:10.1007/s40617-023-00829-6
- Olive L., Lang R.B., Davis T.N. An analysis of the effects of functional communication and a voice output communication aid for a child with autism spectrum disorder. Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2. no. 2. pp. 223—236. DOI:10.1016/j.rasd.2007.06.002
- Ousley L., Raulston T.J. A Guide to Incorporate Augmentative and Alternative Communication Into Functional Communication Training. Intervention in School and Clinic. 2023. Vol. 58. no. 4. pp. 249—256. DOI:10.1177/10534512221093785
- Ousley C.L., Raulston T.J., Gregori E.V. et al. A comparison of single-case evaluation tools applied to functional communication training with augmentative and alternative communication supports for students with developmental Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 107. Article no. 103803. 14 p. DOI:10.1016/j. ridd.2020.103803
- Srinivasan , Patel S., Khade A. et al. Efficacy of a novel augmentative and alternative communication system in promoting requesting skills in young children with Autism Spectrum Disorder in India: A pilot study. Autism & Developmental Language Impairments. 2022. Vol. 7. Article no. 23969415221120749. 22 p. DOI:10.1177/23969415221120749
- Sterrett , Holbrook A., Landa R. et al. The effect of responsiveness to speech-generating device input on spoken language in children with autism spectrum disorder who are minimally verbal. Augmentative and Alternative Communication. 2022. Vol. 39. no. 1. pp. 23—32. DOI:10.1080/07434618.2022.2120070
- Tiger J.H., Hanley G.P., Bruzek J. Functional communication training: a review and practical guide. Behavior Analysis in Practice. 2008. Vol. 1. no. 1. pp. 16—23. DOI:10.1007/BF03391716
- Valentino A.L., LeBlanc L.A., Veazey S.E. et al. Using a prerequisite skills assessment to identify optimal modalities for mand training. Behavior Analysis in Practice. 2019. Vol. 12. pp. 22—32. DOI:10.1007/s40617-018-0256-6
- Walker V.L., Carpenter M.E., Lyon K.J. et al. Coaching paraeducators to implement functional communication training involving augmentative and alternative communication for students with autism spectrum disorder. Augmentative and Alternative Communication. Vol. 37. no. 2. pp. 129—140. DOI:10.1080/07434618.2021.1909650
- Wu , Kopelman T.G., Miller K. Using Functional Communication Training to Reduce Problem Behavior. Intervention in School and Clinic. 2021. Vol. 57. no. 5. pp. 343—347. DOI:10.1177/10534512211032628
Информация об авторах
Метрики
Просмотров на сайте
Всего: 29
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 29
Просмотров PDF
Всего: 6
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6
Итого просмотров
Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 35