Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 68–76
doi:10.17759/autdd.2025230108
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Возможности досимвольной коммуникации при коррекции дезадаптивного поведения у неговорящих детей с выраженными интеллектуальными нарушениями
Аннотация
Актуальность и цель. Исследований, посвященных развитию коммуникации и адаптивного поведения, у неговорящих детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), крайне мало. Особенный интерес представляет группа детей, которым, помимо устной речи, может быть недоступно также овладение средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Анализируются возможности использования досимвольной коммуникации при коррекции дезадаптивного поведения у детей с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой и глубокой степени.
Методы и методики. Использованы инструмент «Матрица коммуникации», наблюдение и фиксация результатов. Проводились теоретический анализ и синтез существующих представлений о досимвольной коммуникации, иллюстрирование топографии невербального поведения примерами, составление алгоритма коррекции дезадаптивного поведения неговорящих детей с выраженными интеллектуальными нарушениями средствами досимвольной коммуникации. Вмешательство оценивалось как эффективное, когда поведение сформировалось и выполняло необходимую функцию.
Результаты. Описаны примеры топографии коммуникативного поведения досимвольной коммуникации неговорящих детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, использующиеся при коррекции их дезадаптивного поведения — мимика, взгляд, звуки, движения тела и естественные жесты. Представлен вариант алгоритма коррекции поведения средствами досимвольной коммуникации, включающий: анализ функции нежелательного поведения, соотнесение его с коммуникативным мотивом, оценку уровня коммуникации, определение целевых навыков и желательного коммуникативного поведения, формирование социально приемлемых вариантов замещающего поведения и оценку эффективности вмешательства.
Выводы. Подчеркивается важность детального изучения актуального уровня коммуникации и доступных ребенку невербальных досимвольных средств общения при планировании коррекционной работы и поиске форм поведения, замещающих дезадаптивные.
Общая информация
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, умственная отсталость, выраженные интеллектуальные нарушения, альтернативная и дополнительная коммуникация, Матрица коммуникации
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230108
Получена: 10.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ветрова М.А., Ветров А.О. Возможности досимвольной коммуникации при коррекции дезадаптивного поведения у неговорящих детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 68–76. DOI: 10.17759/autdd.2025230108
Полный текст
Уровень коммуникации |
Характеристика мотива поведения |
Социально неприемлемый вариант коммуникативного поведения (как ребенок отреагирует без специального обучения) |
Доступный вариант социально приемлемого коммуникативного поведения (как может вести себя ребенок после специального обучения) |
Ненамеренное поведение |
Ребенок не понимает, где у него болит, боль как будто «разлита» по всему телу. Он реагирует на эти ощущения, не пытаясь еще привлекать внимание взрослого |
Ребенок стучит по разным частям тела, кидает предметы, которые находятся рядом с ним, громко кричит |
Ребенок выражает дискомфорт более приемлемым и безопасным способом, расширяя репертуар действий и движений. Например, пытается размахивать руками и ногами, качаться из стороны в сторону, мотать головой, шевелить пальцами. |
Намеренное поведение |
Ребенок чувствует боль, понимает, что она в области головы. Хочет, чтобы взрослый помог ему ее устранить |
Ребенок громко кричит и бьет себя по голове |
Ребенок кладет руку на голову и вокализирует |
Нестандартное общение |
Ребенок чувствует боль, понимает, что она в области головы. Хочет, чтобы взрослый обратил на него внимание (пожалел) и помог ее устранить. |
Ребенок смотрит на взрослого, громко кричит и бьет себя по голове |
Ребенок смотрит на взрослого, кладет руку на голову и вокализирует |
Стандартное общение |
Ребенок чувствует боль, понимает, что она в области головы. Хочет, чтобы взрослый обратил на него внимание (пожалел, вступил с ним в диалог) и помог ее устранить. |
Ребенок смотрит на взрослого, громко кричит, бьет себя по голове, хватает взрослого за руку. |
Ребенок смотрит на взрослого, кладет руку на голову и вокализирует. Когда взрослый к нему подходит и спрашивает, болит ли у него голова, кивает «да». |
Уровень коммуникации |
Характеристика мотива поведения |
Социально неприемлемый вариант коммуникативного поведения (как ребенок отреагирует без специального обучения) |
Доступный вариант социально приемлемого коммуникативного поведения (как может вести себя ребенок после специального обучения) |
Ненамеренное поведение |
На данном уровне ребенок только выражает интерес к взрослому и его действиям, но не привлекает его внимание к себе |
||
Намеренное поведение |
Хочет, чтобы взрослый оказался рядом с ним, посмотрел на него |
Ребенок смотрит в сторону взрослого, приближается к нему, хватает его за волосы или щипает за открытую часть тела (руку, шею) |
Ребенок смотрит в сторону взрослого, приближается к нему, хватает его за конкретную часть одежды (например, только за рукав) |
Нестандартное общение |
Хочет получить внимание взрослого или выразить свою привязанность к нему |
Ребенок смотрит в сторону взрослого, вокализирует, приближается, хватает его за одежду/волосы и тянет на себя или с силой обнимает. |
Ребенок смотрит в сторону взрослого, вокализирует, приближается, берет взрослого за кисть руки (чтобы взрослый мог взять его руку в свою и регулировать силу сжатия, а также направлять при обучении в дальнейшем более сложные формы коммуникации) |
Стандартное общение |
Хочет начать общение с взрослым (поздороваться, поделиться чем-либо, что-либо показать, задать вопрос и др.) |
Ребенок смотрит на взрослого, приближается к нему, хватает за одежду и тянет, пытается руками повернуть к себе его лицо, громко вокализирует или кричит |
Ребенок подходит к взрослому, дотрагивается до его плеча и убирает руку, ожидая реакции |
Литература
- Богданова О.В. К вопросу об определении категорий пользователей альтернативной и дополнительной коммуникации // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2022. № 3. С. 52—59. DOI:10.52252/26867222_2022_3_52
- Ветрова М.А. Особенности выбора диагностического инструментария в работе с детьми с ТМНР и выраженными интеллектуальными нарушениями / Ценность каждого: Жизнь человека с психическими нарушениями: сопровождение, жизнеустройство, социальная интеграция: Материалы III Научно-практической конференции с международным участием (13—14 июня 2023 года, Москва). Москва: Теревинф, 2023. С. 197—213. ISBN 978-5-4212-0672-9. DOI:10.61157/978-5-4212-0676-7-2023-197-213
- Ветрова М.А. Результаты апробирования авторского диагностического инструмента для обследования социальнокоммуникативной сферы детей 8—12 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. № 2. С. 52—65.
- Ветрова М.А., Ветров А.О., Мигачев А.С. Использование диагностического инструмента «Матрица коммуникации» в работе с ребенком с тяжелой осложненной формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 1. С. 58—67. DOI:10.17759/autdd.2024220108
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Москва: В. Секачев, 2012. 87 с. ISBN 978-5-88923-349-7.
- Караневская О.В., Сиснева М.Е. Обеспечение участия лиц, имеющих психические расстройства и нарушения речи, в оценке их навыков и возможностей при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 22—32. DOI:10.17759/autdd.2023210103
- Ларина Е.А., Савченко А.С. Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Коррекционная педагогика: теория и практика. № 3. С. 66—71.
- Макарова Н.А., Лиханос Е.А. Альтернативная и дополнительная коммуникация как инструмент взаимодействия с неговорящими детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. № 51. С. 199—201.
- Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания / под ред. О.В. Караневской. Москва: Теревинф. 2022. 252 с. ISBN 978-5-4212-0651-4.
- Попова О.А., Филина Н.М. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. Т. 19. № 2. С. 23—39. DOI:10.17759/autdd.2021710204
- Рязанова И.Л. Оценка коммуникативных навыков и подбор альтернативных и дополнительных средств общения детям с ТМНР // Universum: Психология и образование. 2018. № 5. 7 с.
- Пташник Е.В. Несимволическая и Символическая коммуникация слепоглухих детей (системы, средства, оценка, методические приемы работы). Сергиев Посад: «Сергиев посад», 2005. 80 с.
- Сергиенко А.И., Лукина А.Н. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. Т. 20. № 3. С. 46—52. DOI:10.17759/autdd.2022200305
- Спирягина Л.П., Семочкина Н.А., Мартынова А.М. и др. Использование средств АДК в игровой деятельности с детьми, имеющими трудности коммуникации // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S6. С. 102—105.
- Хохлова А.Ю. Методика оценки доступного уровня символизации в общении у детей с нарушениями слуха и зрения и множественными нарушениями развития // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 121—134. DOI:10.17759/cpse.2016050209
- Чалабян К.С. Особенности коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра и речевыми нарушениями // Инклюзия в образовании. 2022. Т. 7. № 3. С. 75—89.
- Chavers T.N., Morris M., Schlosser R.W. et al. Effects of a systematic augmentative and alternative communication intervention using a speech-generating device on multistep requesting and generic small talk for children with severe autism spectrum disorder // American Journal of Speech-Language 2021. Vol. 30. № 6. Pp. 2476—2491. DOI:10.1044/2021_AJSLP-20-00353
- Communication Matrix [Электронный ресурс] / Rowland C. 2025. URL: https://www.communicationmatrix.org/ (дата обращения: 01.2025).
- Crowe B., Machalicek W., Wei Q. et al. Augmentative and Alternative Communication for Children with Intellectual and Developmental Disability: A Mega-Review of the Literature // Journal of Developmental and Physical Disabilities. Vol. 34. № 1. Pp. 1—42. DOI:10.1007/s10882-021-09790-0
- Danker J., Dreyfus S., Strnadov I. et al. Scoping review on communication systems used by adults with severe/ profound intellectual disability for functional communication // Journal of Applied Research in Intellectual 2023. Vol. 36. № 5. Pp. 951—965. DOI:10.1111/jar.13133
- Frolli A., Ciotola S., Esposito C. et al. AAC and Autism: Manual Signs and PECS, a Comparison // Behavioral Sciences. Vol. 12. № 10. Article № 359. 8 p. DOI:10.3390/bs12100359
- Gjermestad , Skarsaune S.N., Bartlett R.L. Advancing inclusive research with people with profound and multiple learning disabilities through a sensory-dialogical approach // Journal of Intellectual Disabilities. 2023. Vol. 27. № 1. Рр. 40—53. DOI:10.1177/17446295211062390
- Lorah E.R., Holyfield C., Miller J. et al. A systematic review of research comparing mobile technology speech-generating devices to other AAC modes with individuals with autism spectrum disorder // Journal of Developmental and Physical 2022. Vol. 34. № 2. Pp. 187—210. DOI:10.1007/s10882-021-09803-y
Информация об авторах
Метрики
Просмотров на сайте
Всего: 95
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 95
Просмотров PDF
Всего: 26
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 26
Итого просмотров
Всего: 121
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 121