Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 59–67
doi:10.17759/autdd.2025230107
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование функций коммуникации с помощью вспомогательной языковой стимуляции у пользователя АДК с тяжелыми множественными нарушениями развития
Аннотация
Актуальность и цель. Обучение способам общения средствами альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) на основе вспомогательной языковой стимуляции (методики моделирования) все более востребовано в практике специалистов, работающих с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). При моделировании партнер по общению в повседневных ситуациях использует символы из средства АДК для комментирования ими своей речи и явлений, вещей, мотивационных для ребенка. В русскоязычных источниках нет пока убедительной доказательной базы эффективности метода языковой стимуляции на российской выборке. Исследуется эффективность методики моделирования в работе по развитию функций коммуникации у ребенка с ТМНР, использующего коммуникативную книгу с таблицами.
Методы и методики. Представлен результат 1,5-годового вмешательства на основе вспомогательной языковой стимуляции у ребенка с ТМНР 8-ми лет с двигательными и интеллектуальными нарушениями, сложностями саморегуляции, внимания, ограниченным пониманием речи и серьезными трудностями в коммуникации. В качестве основных методик использовались: моделирование, иерархия подсказки «от меньшего к большему». В коммуникативной книге ребенка использовались символы систем PCS (основная) и «Макатон». Результаты диагностики представлены с помощью инструмента «Матрица коммуникации».
Результаты. Применение естественного подхода к обучению общению с помощью методики моделирования привело к положительной динамике в развитии таких функций коммуникации как комментирование, запрос информации (вопросы «кто», «что»), способность делиться информацией и чувствами, выражать мнение, отказ, частично соблюдать социальный этикет (приветствовать и прощаться). Освоенные навыки позволили ребенку общаться более полноценно (выйти за рамки просьбы, выбора и ответа на вопрос) и более активно участвовать в социальных контекстах. Полученные результаты дают возможность утверждать, что моделирование может стать одной из перспективных методик для развития полноценного общения у пользователей АДК с ТМНР.
Выводы. Отмечается, что на практике стратегия моделирования и иерархия подсказки «от меньшего к большему» органично сочетаются и могут повышать общую эффективность вмешательства.
Общая информация
Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, моделирование, Матрица коммуникации
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230107
Получена: 23.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Давыдова Ю.А. Формирование функций коммуникации с помощью вспомогательной языковой стимуляции у пользователя АДК с тяжелыми множественными нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 59–67. DOI: 10.17759/autdd.2025230107
Полный текст
- большие сложности с пониманием речи,
- большие сложности с саморегуляцией (трудно ждать, справляться с разными ситуациями и своими эмоциями),
- значительные трудности с вниманием (мало времени сосредоточен на разных видах деятельности, часто переключается с одной на другую, демонстрирует полевое поведение),
- часто плачет, если что-то не понимает, или не получает желаемое, или получает с незначительной задержкой,
- есть особенности зрения (трудно фокусировать внимание фронтально, — это занимает время и требует усилий; лучше фокусирует внимание в верхней половине поля зрения),
- имеется небольшой опыт применения АДК (PECS): научился отрывать карточку, но часто не дает ее в руки, а выбрасывает. В коммуникативной книге содержатся только символы, актуальные на занятии со специалистом, не применимые в повседневной жизни. Для диагностики уровня коммуникативного развития и навыков коммуникации использовался инструмент «Матрица коммуникации», который позволяет определить, на каком из 7-ми уровней развития коммуникации находятся навыки общения ребенка в рамках 4-х основных мотивов общения (отказ, получение желаемого, социальное взаимодействие, информация).
- в основном в общении А. пользуется нестандартными способами (например, отталкивает нежелаемое или уходит, трогает за руку взрослого, машет рукой и т.п.),
- в некоторых ситуациях А. пользуется указательным жестом: может попросить предмет, который находится в поле зрения, выбрать из предметов, попросить еще или продолжить деятельность, указывая на предмет или на взрослого,
- в некоторых ситуациях (на занятии со специалистом) А. использует конкретные символы (фотографии) игрушек для выражения просьбы и для выбора.
Период |
Проблема |
Цель |
Результат |
Сентябрь 2023 г. — ноябрь 2023 г. |
Мама не понимает, чего А. хочет, находясь дома или в свободное время (в этом случае пользуется методом «перебора»). Когда мама не понимает с первых двух попыток, А. может заплакать и долго не успокаивается |
Минимум три раза в день дома (в свободное время) А. просит, что хочет (игрушку или действие), указывая пальцем на символ в коммуникативной книге с таблицами (9 символов на странице: 3 страницы с символами игр, домашних занятий), например, указывает на символы «вертолет», «качаться на мяче» |
Достигнуто в полной мере: А. использует большой репертуар просьб об играх, игрушках и занятиях в домашней обстановке в свободное время. Использует для просьбы некоторые фразы, состоящие из слов: «включить» + «вертолет», «еще» + «вертолет» |
Декабрь 2023 г. — февраль 2024 г. |
А. трудно справляться с эмоциями, он может интенсивно реагировать и долго не успокаивается |
В 90% случаев в ситуациях, когда А. испытывает эмоциональное напряжение (волнуется, расстроен), он сообщает об этом взрослому, указывая на символ эмоции в своей коммуникативной книге |
Достигнуто: А. может сообщить, помимо названия чувства, некоторые причины, по которым он переживает (например, «волноваться» + «слышно», — когда беспокоят какието звуки), и может попросить о том, что его может успокоить (например, когда расстроен, часто просит спеть ему песню, что помогает справиться с эмоциями) |
Август 2024 г. — октябрь 2024 г. |
А. не здоровается и не прощается |
При встрече в 90% случаев самостоятельно указывает на символ «привет» в своей коммуникативной книге |
Достигнуто частично — в 30% случаев А. здоровается по своей инициативе, в 30% случаев здоровается с подсказкой (указание рукой на область с социальными символами), в остальных случаях со значительной подсказкой (используется моделирование) |
- Ребенок научился понимать значения разных абстрактных символов и частей речи и имеет на данный момент в словаре 175 символов (44 глагола; 95 существительных; 2 местоимения; 2 вопроса; 4 наречия; 10 символов для социальных ситуаций и комментирования; 3 символа эмоций; 11 символов с фотографиями людей; 5 символов для управления ситуацией: «еще», «другое», «да», «нет», «конец»), которые собраны в коммуникативную книгу с таблицами.
- Ребенок общается фразами, которые могут состоять из 2-х, 3-х, 4-х, а в ряде случаев из 5-ти символов. Репертуар фраз достаточно разнообразный и может использоваться гибко в разных ситуациях и с разными людьми.
- Ребенок хорошо ориентируется в собственной коммуникативной книге и может составлять сложные сообщения очень быстро, используя в одной фразе символы с разных разворотов книги.
- Через полтора года занятий по развитию коммуникации на основе методики моделирования коммуникативный профиль А. по «Матрице коммуникации» выглядит следующим образом (рис. 3).
- перешел на уровень абстрактных символов и активно ими пользуется,
- укрепил навыки просьбы и выбора и расширил репертуар ситуаций, в которых он может это делать (и просьба, и выбор часто выражаются фразой),
- научился спонтанному комментированию в разных ситуациях («отлично», «ура» и т.п.),
- научился называнию предметов и событий,
- научился задавать вопросы («кто», «что») и соединять их с другими словами, уточняя вопрос,
- отвечает на вопросы типа да/нет,
- привлекает внимание к чему-либо или к комулибо, используя, например, символ «смотри»,
- научился использовать социальные слова адекватно ситуации («привет», «пока»),
- активно пользуется фразами из абстрактных символов в разных ситуациях (для просьбы, выбора, комментирования, вопроса, привлечения внимания). Ограничения в работе. «Матрица коммуникации» как методика оценки недостаточно отражает все полученные навыки общения, так как не охватывает все возможные функции коммуникации (а только часть), поэтому следует отметить отдельно, что ребенок дополнительно научился:
- выражать свое мнение (например, фразой «не нравится + печенье»),
- называть свои эмоции и делиться этим с другими людьми (например, может сообщить, что рад, расстроен или волнуется) и способам саморегуляции (может попросить что-либо у взрослого, что может помочь ему успокоиться),
- рассказывать о прошедших событиях, используя фразы,
- иногда А. шутит, используя необычные сочетания символов.
Литература
- Давыдова, Ю.А. (2023). Как перейти от системы PECS к полноценному словарю? В: Беларусь: Развитие практики альтернативной и дополнительной коммуникации в контексте мирового опыта: сборник материалов научнопрактической конференции (Минск, 2S—28 октября 2022 г.). (с. 16—22). Минск: Колорград. Davydova, Yu.A. (2023). Kak pereiti ot sistemy PECS k polnotsennomu slovaryu? [How to switch from PECS to a fully-fledged vocabulary?]. In: Belarus’: Razvitie praktiki al’ternativnoi i dopolnitel’noi kommunikatsii v kontekste mirovogo opyta: sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii (Minsk, 2S—28 oktyabrya 2022 g.) [Belarus: Developing the practice of Augmentative and Alternative Communication in the context of international experience: Proceedings of the research-to-practice conference (Minsk, 2S—28 October 2022)]. (pp. 16—22). Minsk: Kolorgrad. (In Russ.)
- Давыдова, Ю.А. (2024). Организация символов в коммуникативной книге с таблицами: методическое пособие. М.: АНО Центр «Пространство общения».
Davydova, Yu.A. (2024). Organizatsiya simvolov v kommunikativnoi knige s tablitsami: metodicheskoe posobie [Organizing symbols in a communication book with communication boards: Guidebook]. Moscow: Autonomous Nonprofit Center “Prostranstvo obshcheniya”. (In Russ.) - Давыдова, Ю.А. (2024). Оценка уровня развития коммуникации у детей и подростков с ТМНР: Цели ребенка и стратегии взрослого на разных уровнях: методическое пособие. М.: АНО Центр «Пространство общения».
Davydova, Yu.A. (2024). Otsenka urovnya razvitiya kommunikatsii u detei i podrostkov s TMNR: Tseli rebenka i strategii vzroslogo na raznykh urovnyakh: metodicheskoe posobie [Assessing the level of communication development in children and adolescents with severe multiple developmental disorders: Child’s goals and adult’s strategies at different levels: Guidebook]. Moscow: Autonomous Nonprofit Center “Prostranstvo obshcheniya”. (In Russ.) - Попова, О.А., Исаева, Т.Н. (2024). Обучение специалистов системе альтернативной коммуникации ПЕКС. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, (7), 67—79.
Popova, O.A., Isaeva, T.N. (2024). Obuchenie spetsialistov sisteme al’ternativnoi kommunikatsii PEKS [Training in the alternative communication system PECS for specialists]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya [Education and Upbringing for Children with Developmental Disabilities], (7), 67—79. - Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. 416 с.
Frost L., Bondi E. Sistema al’ternativnoi kommunikatsii s pomoshch’yu kartochek PEKS: Rukovodstvo dlya pedagogov. [Alternative communication system using PECS cards: A guide for teachers]. Moscow. Terevinf, 2011. 416 s. - ASHA Evidence Maps. American Speech-Language-Hearing Association. URL: https://apps.asha.org/EvidenceMaps/ (viewed: 27.01.2025).
- Arshad, F., Ansar, S., Khalid, R., Rashid. M., Masood, F., Sana Umer, K. (2020). Speech Development and Communicative Demands in Autistic Children Using the Picture Exchange Communication System (PECS). Pakistan Journal of Medical and Health Sciences, 1S(12), 596—599. https://doi.org/10.53350/pjmhs20221612596
- Beukelman, D.R., Mirenda, P. (2020). Augmentative and Alternative Communication: Supporting Children and Adults with Complex Communication Needs. 5th ed. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co.
- Chazin, T., Ledford, J.R., Pak, N.S. (2021). A systematic review of augmented input interventions and exploratory analysis of moderators. American Journal of Speech-Language Pathology, 30(3), 1210—1223. https://doi.org/10.1044/2020_ ajslp-20-00102
- Doho, S., Wulandari, P. (2024). Picture Exchange Communication System (PECS) untuk meningkatkan komunikasi pada anak autisme. Procedia: Studi Kasus dan Intervensi Psikologi, 12(3), 118—125. https://doi.org/10.22219/procedia.v12i3.28981
Doho, S., Wulandari, P. (2024). Picture Exchange Communication System (PECS) improve communication in children with autism. Procedia: Journal of Case Studies and Psychological Interventions, 12(3), 118—125. https://doi.org/10.22219/v12i3.28981 - Edgar, T.C., Schlosser, R., Koul, R. (2024). Effects of an Augmentative and Alternative Communication Intervention Package on Socio-Communicative Behaviors Between Minimally Speaking Autistic Children and Their Peers. American Journal of Speech-Language Pathology, 33(4), 1619—1638. https://doi.org/10.1044/2024_AJSLP-23-00313
- Finke, H., Davis, J.M., Benedict, M., Goga, L., Kelly, J., Palumbo, L., Peart, T., Waters, S. (2017). Effects of a leastto-most prompting procedure on multisymbol message production in children with autism spectrum disorder who use augmentative and alternative communication. American Journal of Speech-Language Pathology, 2S(1), 81—98. https:// doi.org/10.1044/2016_AJSLP-14-0187
- Holyfield, C., Drager, K.D.R., Kremkow, J.M.D., Light, J. (2017). Systematic review of AAC intervention research for adolescents and adults with autism spectrum disorder. Augmentative and Alternative Communication, 33(4), 201—212. https://doi.org/10.1080/07434618.2017.1370495
- Kent-Walsh, J., Binger, C., Buchanan, C. (2015). Teaching Children Who Use Augmentative and Alternative Communication to Ask Inverted Yes/No Questions Using Aided Modeling. American Journal of Speech-Language Pathology, 24(2), 222—236. https://doi.org/10.1044/2015_AJSLP-14-0066
- Koudys, , Perry, A., McFee, K. (2021). Picture Exchange Communication System® (PECS®) Use in a Community Setting: A Preliminary Investigation. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 34, 829—852. https://doi. org/10.1007/s10882-021-09826-5
- Logan, , Iacono, T., Trembath, D. (2024). Aided Enhanced milieu teaching to develop symbolic and social communication skills in children with autism spectrum disorder. Augmentative and Alternative Communication, 40(2), 125—139. https:// doi.org/10.1080/07434618.2023.2263558
- Reichle, J., O’Neill, R.E., Johnston, S.S. (2021). Advances in AAC intervention: some contributions related to applied behavior Augmentative and Alternative Communication, 37(3), 206—216. https://doi.org/10.1080/07434618.2 021.1962405
- Simeoli, R., Iovino, L., Guglielmino, G., Marocco, D., Rega, A. (2024). A comparison of Picture Exchange Communication System (PECS) and Speech-Generating Device (SGD) as communication aids for children with Autism Spectrum Life Span and Disability, 27(1), 43—67. https://doi.org/10.57643/lsadj.2024.27.1_03
- Skinner The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis. New York: Appleton-Century, 1938.
- Tamanaha, A.C., Olivatti, D.O.F., da Silva, S.C., Vieira, S.C.P., Perissinoto, J. (2023). Programa de Implementação do Picture Exchange Communication System (PECS) para crian as com Transtorno do Espectro do Autismo. CoDAS, 35(4), Artigo e20210305. https://doi.org/10.1590/2317-1782/20232021305pt
Tamanaha, A.C., Olivatti, D.O.F., da Silva, S.C., Vieira, S.C.P., Perissinoto, J. (2023). Picture Exchange Communication System (PECS) Implementation Program for children with autism spectrum disorder. CoDAS, 35(4), Article e20210305. https://doi.org/10.1590/2317-1782/20232021305pt - Vasileva, O., Balyasnikova, N. (2019). (Re)Introducing Vygotsky’s Thought: From Historical Overview to Contemporary Frontiers in Psychology, 10, Article 1515. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01515
- Wandin, , Tegler, H., Svedberg, L., Johnels, L. (2023). A Scoping Review of Aided AAC Modeling for Individuals With Developmental Disabilities and Emergent Communication. Current Developmental Disorders Reports, 10, 123—131. https://doi.org/10.1007/s40474-023-00275-7
- Yu, Q., Li, E., Li, L., Liang, W. (2020). Efficacy of Interventions Based on Applied Behavior Analysis for Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Psychiatry Investigation, 17(5), 432—443. https://doi.org/10.30773/pi.2019.0229
Информация об авторах
Метрики
Просмотров на сайте
Всего: 96
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 96
Просмотров PDF
Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15
Итого просмотров
Всего: 111
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 111