Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 6. С. 5–15
doi:10.17759/pse.2019240601
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальные представления, школа, учеба, ЕГЭ, подростки, учителя, родители
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240601
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках научного проекта «Разработка методического арсенала для мониторинга учебной мотивации».
Для цитаты: Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2019240601
Полный текст
Введение
Социальный институт школы был и остается важнейшим институтом образования, развития личности представителей подрастающего поколения, их «восхождения к социальной зрелости» (А. В . Петровский). Он изменялся в течение всего периода своего существования [3] и продолжает трансформироваться в настоящее время под влиянием тектонической перестройки всей социокультурной ситуации в нашей стране, бурного развития технологий во всем мире, цифровизации всей жизни современного человека Все более отчетливо заметно, что школа начинает занимать иное место в жизни общества, играть другую роль даже по сравнению с относительно недавним прошлым . Эти объективные процессы отражаются и в субъективных представлениях современных людей о школе и учении Эффективным способом изучения содержания и динамики отношения к школе и учению может быть исследование социальных представлений (СП)
Понятие «социальное представление» было введено французским психологом С . Московиси [14; 15], в трактовке которого СП — это «особая форма коллективного знания, социально сконструированного, разделяемого индивидами, входящими в сообщество, и служащего для повседневного практического применения» [6, с . 379] .
Существуют различные подходы к анализу и понятия, и самого феномена СП [см 4; 5; 6] . Поскольку изложенное ниже эмпирическое исследование выполнено в рамках одного из этих подходов — структурного, кратко остановимся именно на нем . Такой подход к исследованию СП предложил в начале 70-х годов прошлого века французский социальный психолог Жан-Клод Абрик [13] . Сегодня это направление является весьма распространенным, не в последнюю очередь благодаря тому, что позволяет успешно операционализировать понятие СП, предоставляя тем самым широкие возможности для проведения эмпирических исследований. Теория Ж -К Абрика, называемая нередко теорией «ядра и периферии», предлагает выделять в структуре социального представления, с одной стороны, его «ядро», которое составляют те идеи, содержательные элементы СП, которые отражают коллективную память той или иной группы, общности, которые устойчивы и разделяются большинством группы, а с другой — «периферическую зону», отражающую не единство группы, а, напротив, ее гетерогенность, многообразие идей и представлений ее членов; эта зона изменчива, противоречива, чувствительна к актуальному контексту ее существования, выполняя тем самым функции адаптации к реальностям сегодняшней жизни и защиты «ядра»
Метод исследования
В проведенном нами исследовании для анализа СП была использована разработанная Пьером Вержесом в рамках указанного выше структурного подхода техника прототипического анализа [16], которая состоит в следующем
Совокупность индивидуальных представлений членов группы о том или ином явлении (феномене, событии, абстрактной категории и т . п . ), которая складывается, например, из набора свободных ассоциаций к слову, выражающему это явление, делится на четыре области (зоны)
В I область (ядро) попадают содержательные элементы (например, ассоциации), отвечающие двум требованиям . Первое — частота, с которой они встречаются в данной группе .
Для попадания в ядро социального представления этот показатель должен превышать медианное значение по группе . Второе — ассоциация должна упоминаться в первую очередь . Для попадания в ядро ранг упоминания должен быть меньше среднего по группе .
Соотношение этих двух показателей — частоты и ранга — определяет и три другие структурные области социального представления: II (буферная) область (ее элементы имеют низкую частотность и низкий ранг, т . е . упоминаются не часто, но в первую очередь), III (также буферная) область (ее элементы характеризуются высокой частотностью при высоком ранге, т е упоминаются часто, но не в первую очередь) и, наконец, IV (периферическая) область, куда попадают элементы, упоминаемые членами группы редко и в последнюю очередь
Применению техники прототипического анализа П Вержеса российскими исследователями мы обязаны, прежде всего, работам Т . П . Емельяновой, по существу, открывшей этот метод для российской психологии . Можно в качестве примеров привести целый ряд отечественных исследований, в которых он был с успехом использован [1; 2; 7—12] .
Процедура и результаты исследования
Исследование было направлено на проверку гипотезы о различии социальных представлений о школе и учебе в разных группах участников образовательного процесса: учащихся средних и старших классов, их родителей и учителей
Первая серия проведенного в 2018/ 2019 учебном году исследования была посвящена изучению социальных представлений о школе . Школьникам было предложено написать по 5 ассоциаций к слову «школа» . Родителям и учителям — к словам «современная школа» и «школа моего детства» .
В этой серии приняли участие 4 группы респондентов: подростки, обучающиеся в 5—7 классах (64 человека); подростки, обучающиеся в 9—11 классах (56 человек) из четырех общеобразовательных школ г Москвы; родители этих подростков (70 человек) и их учителя (72 человека)
Полученные таким образом материалы были проанализированы с помощью техники прототипического анализа П Вержеса
На первом этапе была проведена работа по объединению близких по значению и смыслу ассоциаций в более обобщенные понятия. Например, в понятие «радость» были объединены такие ассоциации, как веселье, восторг, радость, много веселого и т . п . ; в понятие «знания» — уроки, учеба, наука и т . п . ; в понятие «школьная атрибутика» — парта, доска, учебники и т п
На следующем этапе определялась частота упоминания каждого понятия в группе и вычислялась медиана, а также средний ранг каждого понятия, отражающий очередность его упоминания: низкое значение ранга говорит о том, что понятие упоминается респондентами в начале списка ассоциаций В соответствии с этими показателями выстраивалась состоящая из вышеописанных четырех зон структура СП
В табл 1 отражена структура СП о школе у подростков, обучающихся в средних (5—7) и старших (9—11) классах .
Сравнение структуры СП о школе говорит о большей их консолидированности у учащихся 5—7 классов по сравнению со старшеклассниками, о чем свидетельствует разная степень наполненности ядерных и периферических зон в структуре социальных представлений тех и других По содержанию, однако, они достаточно похожи, если сравнивать между собой каждую из зон
Обратимся теперь к СП взрослых (родителей и учителей) о школе своего детства (табл 2)
Первое, что бросается в глаза, — полное отсутствие у взрослых респондентов отрицательно окрашенных ассоциаций (понятий) . Напротив, в обеих группах упоминаются радость, интерес, любовь, уважение, и в этом ряду особо отметим желание учиться, которое совершенно не встречается у современных подростков. Чаще всего, причем в первую очередь, взрослые называют друзей (одноклассников) Понятно, что среди ассоциаций у взрослых встречаются те, которые отражают исчезнувшие реалии (комсомол, металлолом
Таблица 1
Структура социальных представлений подростков о школе
Зоны структуры социальных представлений |
Ученики 5—7 кл. (n=64) |
Ученики 9—10 кл. (n=56) |
Ядро I |
Знания Друзья, одноклассники Школьная атрибутика Учитель Второй дом Недовольство |
Друзья, одноклассники Знания Недовольство Радость |
Буферная зона II |
Ад Недосып Интерес |
Второй дом Ад Неопределенность Интерес Школьная атрибутика |
Буферная зона III |
Домашние задания Перемена Радость Конкретный урок |
Сложно Учитель Недосып Домашние задания ЕГЭ Будущее, ответственность Конкретный урок |
Периферия IV |
ЕГЭ Оценки Неопределенность Сложно Любовь Школьная форма |
Перемена Оценки Спорт Школьная форма Прогулы |
Таблица 2
Структура социальных представлений учителей и родителей о школе своего детства
Зоны структуры социальных представлений |
Учителя (n=72) |
Родители (n=70) |
Ядро I |
Друзья, одноклассники Радость Знания Учитель Пионеры\комсомол Воспоминания Желание учиться Интерес |
Друзья, одноклассники Учитель Радость Школьная атрибутика Интерес Знания |
Буферная зона II |
Качество образования |
Желание учиться |
Буферная зона III |
Поездки, праздники |
Поездки, праздники Воспоминания Уважение Дружба Макулатура\металлолом |
Периферия IV |
Спорт Школьная форма Труд Выпускной Букварь Уважение Любовь Волнение |
Труд Детство Школьная форма Класс Каникулы Спорт Любовь |
и пр. ) . В ядре у обеих групп респондентов оказываются учитель (у современных подростков это характеризует только ядро СП 5—7-классников), интерес, желание учиться. Отметим также ассоциацию качество образования, которую упоминают учителя, пусть она и оказывается в буферной зоне . Обращает на себя внимание близость СП о школе своего детства у взрослых к СП о школе у современных подростков .
Но если мы рассмотрим СП учителей и родителей о современной школе, то увидим иную картину (см табл 3)
Эти СП у учителей и родителей различаются между собой и отличаются от СП о школе у подростков . Их разброс значительно больше у родителей (что понятно, учитывая принадлежность последних к одной профессиональной сфере — педагогической), но по эмоциональной окраске ассоциаций в обеих группах мы видим картину схожую и при этом значительно менее радужную, чем ту, которая характеризует СП взрослых респондентов о школе своего детства
Перейдем к рассмотрению социальных представлений об учебе . Их анализу была посвящена вторая серия исследования Выборку в этой серии составили 360 респондентов: 210 школьников (101 учащийся 5—6 классов и 109 учащихся 10—11 классов), их роди
Таблица 3
Структура социальных представлений учителей и родителей о современной школе
Зоны структуры социальных представлений |
Учителя (n=72) |
Родители (n=70) |
Ядро I |
Компьютер ЕГЭ Высокий темп Нагрузка, завышенные требования Учеба Стресс Дети, ученики Пустота |
Новые технологии Компьютер, интернет Стресс |
Буферная зона II |
Беззащитность Интернет Самостоятельность Печаль |
Знания Учитель Методы обучения Кружки Много ненужного Друзья, одноклассники Родители |
Буферная зона III |
Тесты, рейтинг Родители Неорганизованность |
Проекты (олимпиады) Нагрузка, завышенные требования ЕГЭ Неорганизованность Высокий темп Оценки Гаджеты Перспектива развития |
Периферия IV |
Работа Перспектива развития Претензии к администрации Снижение статуса профессии Ребенку не рады Слабая программа Деньги |
Интернет Репетиторы Школьная форма Отношение к ученикам |
тели (75 человек) и учителя (75 человек) из тех же школ, что и в первой серии . Респондентам всех четырех групп предлагалось написать по пять ассоциаций к словам «учеба» и «ЕГЭ» .
Обработка полученных материалов проводилась так же, как и в первой серии
СП об учебе у школьников, учителей и родителей учащихся достаточно сильно различаются При этом максимально от трех других групп респондентов отличаются СП старшеклассников Особенно выделяется ядро СП, представленное шестью понятиями, из которых два по содержанию эмоционально нейтральны и связывают знания и будущее, а четыре — эмоционально негативные (усталость, стресс, сложно, скучно) .
Таблица 4
Структура социальных представлений об учебе у подростков, их родителей и учителей
Зоны структуры |
Ученики 5—6 кл. |
Ученики 10—11 кл. |
Учителя |
Родители |
социальных представлений |
(n=101) |
(n=109) |
(n=75) |
(n=75) |
Ядро I |
Знания |
Знания |
Интерес |
Знания |
|
Сложно |
Сложно |
Сложно |
Уроки |
|
Домашнее задание |
Стресс |
Будущее |
Школа |
|
Интерес |
Будущее |
Знания |
Ответственность |
|
Оценки |
Скука |
|
|
|
|
Усталость |
|
|
Буферная зона II |
Будущее |
Домашнее задание |
Урок |
Домашнее задание |
|
Школа |
Школа |
Нежелание учиться |
Сложно |
|
Скука |
|
Школа |
Стресс |
|
|
|
Ученики |
Родительские со- |
|
|
|
Усталость |
брания |
|
|
|
Поиск информации |
Ленин |
Буферная зона III |
Дружба |
Интерес |
Ответственность |
Школьная атрибу- |
|
Уроки |
Дружба |
Учитель |
тика |
|
Школьная |
Уроки |
Школьная атрибу |
Учитель |
|
атрибутика |
Усердие |
тика |
Дружба |
|
Контрольные |
|
Дружба |
Интерес |
|
работы |
|
Работа |
Будущее |
Периферия IV |
Стресс |
Оценки |
Конференции |
Оценки |
|
Учитель |
Школьная атрибутика |
Оценки |
Контрольные |
|
Усердие |
Контрольные работы |
ФГОС |
работы |
|
Недосып |
Недосып |
|
Обязанность |
|
Усталость |
Запоминание |
|
Усталость |
|
Запоминание |
Учитель |
|
|
Кажется парадоксальным, но ни у подростков, ни у их родителей, ни у учителей на слово «учеба» не было ассоциации ЕГЭ, хотя они встречались как ассоциации к слову «современная школа», входя у учителей в ядро СП, а у родителей — в III буферную зону. У подростков, даже у старшеклассников, казалось бы, столь озабоченных сдачей ЕГЭ, таких ассоциаций не было и к слову «школа» Поэтому во второй серии мы предложили респондентам написать по пять ассоциаций к аббревиатуре «ЕГЭ» Результаты представлены в табл 5
Мы видим, что если СП об учебе у учеников, родителей и педагогов во многом различны, то в СП о ЕГЭ много общего И нельзя не заметить, что практически все общие для разных групп респондентов ассоциации имеют негативную окраску
Обсуждение результатов
СП подростков о школе не слишком различаются у учащихся средней и старшей школы Сердцевину их ядра составляют понятия «друзья», «одноклассники». Стоит обратить на это внимание в свете достаточно распространенных мнений о том, что, возможно, в
ближайшем будущем институт школы перестанет быть ключевым в процессе получения образования: дескать, намного эффективнее можно обучаться посредством интернета, который позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию, предоставить практически неограниченный доступ к информации, сформировать оптимальный круг онлайн-общения и т . п . Но, как видим, для современного школьника школа — это, в первую очередь, место, где у тебя есть друзья и одноклассники, место общения со сверстниками . А взрослым часто кажется, что для современных детей, не отрывающихся от своих гаджетов, это уже не важно В этом смысле СП о школе у подростков очень похоже на СП взрослых (учителей и родителей) о школе своего детства, где вновь первая и самая частая ассоциация — друзья и одноклассники. Понятно, что у подростков ассоциации к слову «школа» не столь идилличны, как у взрослых к словам «школа моего детства», где так много нежной ностальгии Представления подростков достаточно амбивалентны, в них радость и недовольство оказываются соседними в структуре, а критичность с возрастом растет, но в любом случае школа в свете их СП связана и со знаниями, и с учителем . Для многих, особенно тех, кто помладше, школа — это второй дом
Таблица 5
Зоны структуры социальных представлений |
Ученики 5—6 кл. (n=101) |
Ученики 10—11 кл. (n=109) |
Учителя (n=75) |
Родители (n=75) |
Ядро I |
Тест Стресс Сложно Нервотрепка Слежка |
Тест Сложно Бессмысленность |
Тест Стресс Нервотрепка Плохо Слежка Натаскивание |
Тест Стресс Нервотрепка Бессмысленность Итог |
Буферная зона II |
Учеба Неизвестность |
Итог Старание Перегрузка Школьная атрибутика |
Школа Сложно Алгоритм |
Школа Неизвестность Лотерея Отмыв денег |
Буферная зона III |
Будущее Знания Подготовка Школьная атрибутика |
Будущее Стресс Подготовка Нервотрепка Учеба Страх неудачи |
Будущее Баллы Подготовка Ответственность |
Будущее Баллы Подготовка Натаскивание |
Периферия IV |
Старание Шпаргалки Важно Зубрежка Итог Недосып |
Слежка Баллы Важно Недосып |
Испытание Шпаргалки Слабые знания Шанс для регионов Итог Знания Лотерея |
Слежение Ответственность Важно Шанс для регионов Скука |
СП о современной школе у взрослых (и у родителей, и у учителей) практически не содержат ассоциации, которые были бы окрашены эмоционально положительно Напротив, они изобилуют отрицательными, тревожными понятиями: стресс, нагрузка, завышенные требования, пустота, высокий темп, неорганизованность, много ненужного, слабая программа и т п В СП обеих групп взрослых респондентов мы обнаруживаем понятия, которых вообще нет у подростков . Это такие понятия, как интернет, гаджеты, компьютер,
так или иначе отражающие разные аспекты цифровизации. Здесь, с нашей точки зрения, мы ясно видим поколенческий разлом: то, что для подростков естественно (как воздух) и именно поэтому не отражается как важное в отношении школы, для взрослых является главными характеристиками современной школы Обратим внимание и на то, что если родителей больше волнует все, что связано с детьми и их благополучием, то у учителей большая часть их СП о современной школе отражает их самочувствие и их проблемы (нагрузка, завышенные требования, беззащитность, снижение статуса профессии, претензии к администрации и т . д . ) .
Анализ СП об учебе говорит о том, что, во- первых, у представителей всех групп респондентов учеба ассоциируется со школой и с получением знаний И это, несомненно, очень важный положительный момент . То есть, несмотря на множество способов получения информации в современном мире, школа все еще остается в глазах основных участников образовательного процесса основным источником знаний
У современных учащихся средней школы наблюдается более положительное отношение к учебе, чем у старшеклассников С возрастом в СП появляется негативная окраска даже несмотря на то, что 10—11-классники признают связь учебы со своим будущим И если средним школьникам еще интересен сам процесс учебы, то с возрастом вместо интереса учеба начинает вызывать скуку Это может объясняться как возрастающей учебной нагрузкой, так и появлением интересов, отличных от учебы Нельзя исключить и того, что сам учебный процесс в современной старшей школе, во многом направленный на подготовку к ЕГЭ, перестает вызывать у учащихся интерес, удовольствие от познания нового и связанные с этим позитивные переживания
В это же время родители и учителя, в отличие от школьников, не видят в учебе негативных моментов, кроме ее сложности
На фоне выявляемых различий в СП об учебе, которые объясняются и возрастными особенностями наших респондентов, и их социальными ролями (ученики, учителя, родители), впечатляет единодушное отношение этих респондентов к ЕГЭ . Если в СП о ЕГЭ у учителей, в силу их профессионального отношения, отражается какая-то связь между ЕГЭ и получаемыми знаниями, то родители вообще полагают, что это просто дело случая и везения Учащиеся старших классов и родители признают бессмысленность ЕГЭ . В связи с таким негативным отношением всех групп респондентов к ЕГЭ можно предположить, что критика этого инструмента оценки знаний находит свое отражение не только в среде специалистов, но и в СП непосредственных участников подготовки к этому экзамену, людей, прямо заинтересованных в его итогах: учеников, их родителей и педагогов
1. Гипотеза исследования о различии социальных представлений школьников, их родителей и учителей и о школе, и об учебе подтверждена
2. Установлено, что социальные представления о школе у подростков отражают достаточно благополучную картину: они наполнены ассоциациями, многие из которых носят эмоционально положительную окраску Их представления о школе во многом похожи на социальные представления взрослых респондентов (учителей и родителей) о школе своего детства В ядре изученных социальных представлений неизменно оказываются ассоциации, связанные с друзьями и одноклассниками
3. У взрослых респондентов социальные представления о современной школе, отличаясь от таковых у подростков, отражают значительную озабоченность ее состоянием, хотя во многом и различаются у учителей и родителей, являясь у учителей более консолидированными
4. Социальные представления об учебе у всех участников образовательного процесса так или иначе связаны со школой, хотя в остальном значительно различаются между собой Максимально от трех других групп респондентов отличается социальное представление старшеклассников
5 . На фоне вариативности социальных представлений о школе и учебе у подростков разного возраста, их родителей и учителей обращает на себя внимание близость социальных представлений всех участвовавших в исследовании групп респондентов о ЕГЭ . Они вообще не содержат положительно эмоционально окрашенных ассоциаций и, напротив, полны разного рода критических оценок этого измерительного инструмента
[1] Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия . E-mail: nnvt@list . ru
[2] Тер-Аванесова Наталья Владимировна, магистрант факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия . E-mail: 79262271531@yandex . ru
[3] Черняк Наталия Андреевна, магистрант факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия . E-mail: vipgood@rambler . ru
Литература
- Баранова В.А., Донцов А.И. Коллективные воспоминания и культурная травма разных поколенческих групп // Социальная психология и общество.2019.Т.10.№ 2.С.29—46.doi:10.17759/ sps.2019100204
- Воловикова И.М., Мустафина Л.Ш.Структура социальных представлений российской молодежи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв.редактор А.Л. Журавлев и др.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.575 с.
- Воробьева Е.В., Горохов С.В. Школа как институт социализации // Социальная психология развития: в 2 ч.Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред.Н.Н.Толстых.М.: Издательство Юрайт.2017.С.148—168.
- Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии.М.: Изд-во МГУ, 1987.128 с.
- Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.476 с.
- Емельянова Т.П.Разработка понятия социального представления — новый этап в развитии концептуального аппарата социальной психологии // Разработка понятий современной психологии / Отв.ред.А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.С.379—400.
- Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Коллективные чувства в отношении значимых социальных явлений: сравнительный анализ групп студентов православных и светских вузов [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2017.Т.10.№ 53.URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2017v10n53/1427-emelyanova53.html (дата обращения: 06.11.2019).
- Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем: количественные и качественные методы // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 3.С.166—175.doi:10.17759/ sps.2018090316.
- Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество.2017.Т.8.№ 2.С.116—130.doi:10.17759/ sps.2017080208.
- Кузнецова А.В. Коллективные воспоминания о политической власти в различные исторические периоды у представителей разных поколенческих групп россиян // Социальная психология и общество.2013.Т.4.№ 3.С.102—115.
- Тимошина И.Н. Структура социальных представлений студентов о статусе в современном обществе // Социальная психология и общество.2016.Том 7.№ 2.С.51—64.doi:10.17759/ sps.2016070204
- Федотова С.В.Структура социальных представлений молодежи о социальном статусе // Вестник Российского нового университета.Серия «Человек в современном мире».2015.№ 4.С.37—45.
- Abric J.-Cl. Experimental study of group creativity: Task representation, group structure and performance // European Journal of Social Psychology.1971.№ 1 (3).P.311—326.
- Moscovici S. Etude de representation social de la psychanalyse.These pour le Doctorates Lettres.Paris: PUF, 1960.
- Moscovici S. The phenomenon of social representation // Social representations / In R.M.Farr, S.Moscovici (eds).Cambridge: CUP, 1984.P.3—69.
- Verges P. Noyau central, sailanceet proprieties structurales // Textessur les representations sociales.1994.№ 3 (1).P.3—12.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2051
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1033
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3