Социальная психология и общество
2025. Том 16. № 1. С. 105–123
doi:10.17759/sps.2025160106
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
«Дети войны»: трудности социализации и особенности восприятия мира
Аннотация
Цель. Выявление трудностей социализации и особенностей восприятия мира в условиях гибридной войны у подростков, проживающих на территориях военных действий и в отдаленных регионах.
Контекст и актуальность. В эпоху войн психика ребенка, несомненно, подвержена травматизации. Социокультурный контекст гибридной войны, интегрирующий военные и невоенные методы деструктивного воздействия, разрушает систему ценностей, веру в позитивное будущее, подвергает риску процессы социализации подрастающего поколения. Крайне важным в современных условиях становится выявление трудностей социализации и специфики образа мира у «детей войны».
Дизайн исследования. В исследовании проверялась гипотеза о наличии общих трудностей социализации у «детей войны», проживающих в эпицентрах военных действий и на отдаленных территориях; а также с помощью критерия Манна-Уитни определялись различия у подростков в реакциях на травматический стресс, в проявлении коммуникативных трудностей и агрессивности, в субъективно-эмоциональном отношении к миру.
Участники. В исследовании приняли участие 94 подростка 15–17 лет (М = 16,1; SD = 2,65), проживающие с начала специальной военной операции по настоящее время в Луганской Народной Республике (N = 47) и в Костромской области (N = 47).
Методы (инструменты). Шкала CPTS-RI Р. Пинос, А. Стейнберг «Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс», в адаптации Е.С. Молчановой; опросник «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» А.Г. Самохваловой; проективный тест «Руки» (hand-test) Э. Вагнера, в адаптации Т.Н. Курбатовой; методика «Мир, в котором я живу... Какой он?» М.А. Одинцовой.
Результаты. Выявлены общие барьеры социализации, свойственные «детям войны», – низкая общительность, безынициативность, ожидание негативного отношения к себе, трудности планирования, склонность к агрессии. Выявлены и различия: для подростков из Луганской Народной Республики свойственны потребность в поддержке авторитетных взрослых, высокий уровень самоконтроля в социальных ситуациях, низкий уровень коммуникативной креативности, склонность к осмыслению мира и готовность изменять его; для костромских подростков – тенденция сепарации от взрослых, вербальные и невербальные трудности, неготовность признавать свои ошибки, демонстративность, эмоционально-позитивное отношение к миру без глубокого его осмысления.
Основные выводы. Социокультурный контекст гибридной войны создает особую, травмирующую ситуацию развития для подростка, вызывая трудности общения и социального взаимодействия, формируя специфический образ «опасного мира».
Общая информация
Ключевые слова: подростки, «дети войны», социализация, травматический стресс, коммуникативные трудности, образ мира
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160106
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 24-28-00725 «"Дети эпохи гибридной войны": трудности социализации, образ будущего, ресурсы психологического благополучия»
Получена: 12.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Самохвалова А.Г., Вишневская О.Н., Тихомирова Е.В., Шипова Н.С. «Дети войны»: трудности социализации и особенности восприятия мира // Социальная психология и общество. 2025. Том 16. № 1. С. 105–123. DOI: 10.17759/sps.2025160106
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Группы сопоставления |
М |
SD |
Минимум |
Максимум |
Нормативные значения по методике |
Уровень выраженности показателей в эмпирических группах |
Реакция на травматический стресс |
||||||
Школьники из ЛНР |
54 |
10,5 |
36 |
76 |
< 50 – реакция не выражена > 50 – реакция выражена |
Зона высоких значений |
Школьники из Костромы |
45 |
8,8 |
29 |
66 |
Зона средних значений |
|
Базовые коммуникативные трудности |
||||||
Школьники из ЛНР |
25 |
6,7 |
13 |
52 |
M = 14,8 Sd = 6,1 |
Зона высоких значений |
Школьники из Костромы |
15 |
5,8 |
4 |
28 |
Зона средних значений |
|
Содержательные коммуникативные трудности |
||||||
Школьники из ЛНР |
25 |
6,9 |
13 |
51 |
M = 11,53 Sd = 5,6 |
Зона высоких значений |
Школьники из Костромы |
15 |
5,2 |
3 |
24 |
Верхняя граница нормы |
|
Инструментальные коммуникативные трудности |
||||||
Школьники из ЛНР |
22 |
5,8 |
13 |
39 |
M = 12,66 Sd = 6,4 |
Зона высоких значений |
Школьники из Костромы |
14 |
6,5 |
3 |
27 |
Зона средних значений |
|
Рефлексивные коммуникативные трудности |
||||||
Школьники из ЛНР |
22 |
5,1 |
13 |
39 |
M = 12,35 Sd = 5,6 |
Зона высоких значений |
Школьники из Костромы |
14 |
5,1 |
3 |
25 |
Зона средних значений |
Переменные |
Средний ранг |
Значения критерия U Манна-Уитни |
||
Школьники из ЛНР |
Школьники из Костромы |
|||
Реакция на травматический стресс |
||||
Степень выраженности реакции на травматический стресс |
2626,5 |
1651,5 |
616,5*** |
|
Коммуникативные трудности |
||||
Базовые трудности |
2986,5 |
1291,5 |
256,5*** |
|
Содержательные трудности |
3076 |
1202 |
167*** |
|
Инструментальные трудности |
2909,5 |
1368,5 |
333,5*** |
|
Рефлексивные трудности |
3047 |
1231 |
196*** |
|
Компоненты образа мира |
||||
Когнитивный компонент |
2665 |
1613 |
578*** |
|
Эмоциональный компонент |
1931 |
2347 |
803* |
|
Волевой компонент |
2595,5 |
1682,5 |
647*** |
|
Группы испытуемых |
Средний ранг |
Значения критерия U Манна-Уитни |
Юноши из ЛНР |
332,5 |
161,5* |
Девушки из ЛНР |
795,5 |
|
Юноши из Костромы |
267,5 |
147,5* |
Девушки из Костромы |
860,5 |
Ранговая позиция, присвоенная по частоте встречаемости отдельных коммуникативных трудностей |
Школьники из ЛНР |
Школьники из Костромы |
Базовые трудности |
||
1R |
трудности эмпатии |
эгоцентризм |
2R |
трудности в установлении контакта |
безынициативность |
3R |
безынициативность |
раздражительность |
4R |
неуверенность в себе, раздражительность |
трудности в установлении контакта |
5R |
ожидание негативного отношения и предвзятости |
трудности эмпатии |
Содержательные трудности |
||
1R |
трудности целеполагания |
импульсивность |
2R |
трудности планирования |
трудности прогнозирования |
3R |
трудности прогнозирования |
неспособность предвидеть конфликт |
4R |
трудности ориентации в ситуации общения |
трудность выбора способов влияния |
5R |
импульсивность |
трудности ориентации в ситуации общения |
Инструментальные трудности |
||
1R |
трудности построения диалога |
трудности самоконтроля |
2R |
неумение точно выражать мысли |
экстралингвистические трудности |
3R |
бедность невербальных проявлений |
недифференцированность невербальных проявлений |
4R |
кинесические трудности |
неумение ясно выражать свои мысли |
5R |
трудность в принятии ведущей роли в общении |
просодические трудности |
Рефлексивные трудности |
||
1R |
неспособность адекватно оценить себя |
неготовность признать собственные ошибки и исправлять их |
2R |
трудность понимания своих чувств, возникших в процессе общения |
трудность самоанализа ситуации общения |
3R |
трудность понимания ожиданий и намерений партнера |
трудность оценки последствий собственных действий |
4R |
неготовность исправлять свои ошибки |
стереотипность общения |
5R |
трудность оценки последствий собственных действий |
трудность понимания ожиданий и намерений партнера |
Обсуждение результатов
Выводы
-
Социальный контекст гибридной войны, сочетающий военные и невоенные способы деструктивного воздействия на подрастающее поколение, является постоянно действующим, травмирующим фактором социализации подростков, вызывая трудности общения и взаимодействия, обусловливая формирование образа «опасного мира». У подростков, проживающих в зоне военного конфликта, реакция на травматический стресс выражена сильнее. Она проявляется ярче у девушек, чем у юношей, причем независимо от близости проживания к зонам военного конфликта.
-
Общими трудностями социализации у подростков, проживающих на территории военного конфликта и в отдаленном регионе, являются трудности установления контакта, безынициативность, ожидание предвзятости и негативного отношения к себе; трудности целеполагания, прогнозирования, трудности выбора способов влияния, ориентации в ситуации общения; агрессивные тенденции социального взаимодействия.
-
Существуют различия коммуникативных трудностей, форм социального взаимодействия и субъективно-эмоционального отношения к миру у подростков двух групп. Для луганских подростков характерны тенденция сближения со взрослыми, высокий самоконтроль в общении, трудности эмпатии, выстраивания диалога, слушания, обратной связи, страх использования новых способов общения; активность и коммуникативность в социальном взаимодействии, ингрупповой фаворитизм; осмысленность мира и готовность изменять его. Для костромских подростков – тенденция сепарации от взрослых, трудности самоконтроля, вербальные и невербальные трудности, неготовность признавать свои ошибки; демонстративность в социальном взаимодействии; эмоционально-позитивное отношение к миру.
Литература
- Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130–134.
- Валиуллина М.Е. Образ мира и защитные механизмы Эго у девушек с различной эмоциональной устойчивостью // Вестник ТГГПУ. 2016. № 1(43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-mira-i-zaschitnye-mehanizmy-ego-u-devushek-s-razlichnoy-emotsionalnoy-ustoychivostyu (дата обращения: 18.03.2024).
- Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф., Артемьева Т.В. Психология смеха в структурно-диалектическом подходе // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. С. 93–101. DOI:10.17759/chp.2023190311
- Гончаренко А.Р. «Российская гибридная война»: взгляд Запада на внешнеполитический курс России // Гражданин. Выборы. Власть. 2021. № 2(20). С. 163–176.
- Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116–128. DOI:10.17759/chp.2018140213
- Дымова Е.Н. Ретроспективный анализ посттравматического стресса в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 1–16. DOI:10.17759/cpse.2021100301
- Еремина Л.Ю. Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций // Системная психология и социология. Научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 61–71.
- Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. C. 185–197. DOI:10.17759/psylaw.2020100413
- Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Тарабрина Н.В. [и др.]. / Под общ. ред. Н.Е. Харламенковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 344 с.
- Калдор М. Новые и старые войны: организованное насилие в глобальную эпоху / пер. с англ. А. Апполонова, М. Дондуковского; ред. перевода А. Смирнов, В. Софронов. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 416 с.
- Курбатова Т.Н., Мулер О.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-тест»: Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1995. 64 с.
- Нестик Т.А. Влияние военных конфликтов на психологическое состояние общества: перспективные направления исследований // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 4. С. 5–22. DOI:10.17759/sps.2023140401
- Нестик Т.А. Психологическое состояние российского общества в условиях СВО [Электронный ресурс] // СоциоДиггер. 2023. Т. 4. № 9(28). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/psikhologicheskoe-sostojanie-rossiiskogo-obshchestva-v-uslovijakh-svo (дата обращения: 02.03.2024).
- Никольская И.М., Добряков И.В. Выявление насилия в отношении детей. Руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей. Бишкек: Блиц, 2014. 40 с.
- Овдун Д.А., Палихов М.С. Жизненный цикл: детство и чеченская война // Смальта. 2017. № 6. С. 72–74.
- Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учеб. пособие. М.: ФлИнта, 2015. 292 с.
- Олейник А.Д. Психологические последствия войн для детей // Материалы II Межвузовской научно-практической конференции «Международно-правовые и социально-психологические последствия мировых войн» (г. Москва, 29 марта 2017 г.) / Отв. ред. С.В. Шермазанова. М.: МЮИ, 2017. С. 94–101.
- Осин Е.Н., Егорова П.А., Кедрова Н.Б. Конструктивные функции мечты: от теоретической модели к эмпирической валидизации. Часть 1 кинопредпочтений // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 4. C. 56–66. DOI:10.17759/chp.2023190406
- Падун М.А. Комплексное ПТСР: особенности психотерапии последствий пролонгированной травматизации // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 3. С. 69–87. DOI:10.17759/cpp.2021290306
- Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России / Нестик Т.А. [и др.]. // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5. С. 3–14.
- Самохвалова А.Г., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Реакции подростков на стресс военного времени // Психология личности: методология, теория, практика / Отв. ред. Д.В. Ушаков и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2024. С. 726–732.
- Самохвалова А.Г., Екимчик О.А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 60. С. 7.
- Самохвалова А.Г., Метц М.В. Межкультурные коммуникативные трудности подростков-мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 149–166. DOI:10.17759/sps.2020110310
- Состояние соматического и психического здоровья детей из зоны антитеррористической операции / Коренев Н.М. [и др.] // Здоровье ребенка. 2017. Т. 12. № 1. С. 1–5.
- Учаева А.А. Взаимосвязь акцентуаций характера и копинг-стратегий у подростков // Сборник статей лауреатов XIХ Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» (г. Чебоксары, 26 мая 2017 г.). Чебоксары: Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр молодежных инициатив» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2017. С. 403–405.
- Belavadi S., Hogg M.A. Social categorisation and identity process in uncertainty management: the role of intragroup communication // Advances in Group Processes / S.R. Thye, E.J. Lawler (eds.). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2019. P. 61–77. DOI:10.1108/S0882-614520190000036006
- Betancourt Т. A Longitudinal Study of Psychosocial Adjustment and Community Reintegration among Former Child Soldiers in Sierra Leone // Board of International Affairs of the Royal College of Psychiatrists. 2010. Vol. 7(3). P. 60–62. DOI:10.1192/S1749367600005853
- Beyond doubt in a dangerous world: The effect of existential threats on the certitude of societal discourse / Simchon A. [et al.] // Journal of Experimental Social Psychology. 2021. Vol. 97. P. 104221
- Cohen-Chen S., Van-Zomeren M., Halperin E. Hope(lessness) and collective (in)action in intractable intergroup conflict // The social psychology of intractable conflicts: Celebrating the legacy of Daniel Bar-Tal. 2015. Vol. 1. P. 89–101.
- Conzo P., Salustri F. A war is forever: The long-run effects of early exposure to World War II on trust // European Economic Review. 2019. Vol. 120. P. 1–24. DOI:10.1016/j.euroecorev.2019.103313
- Elvevåg B., DeLisi L.E. The mental health consequences on children of the war in Ukraine: A commentary // Psychiatry research. 2022. Vol. 317. P. 114798. DOI:10.1016/j.psychres.2022.114798
- Fiedler C., Rohles C. Social cohesion after armed conflict: A literature review. Research Papers in Economics [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.idos-research.de/uploads/media/DP_7.2021_1.1.pdf (дата обращения: 29.10.2023).
- Figley C.R. Compassion fatigue as secondary traumatic stress disorder: An overview // Compassion fatigue: Coping with secondary traumatic stress disorder in those who treat the traumatized / C.R. Figley (Ed.). New York: Brunner/Mazel, 1995. P. 1–20.
- Freud A., Burlingham D.T. War and Children. New York: Medical War Books, 1943. 181 р.
- Jong J.T., Komproe I., Ommeren M.V. Common mental disorders in postconflict settings // Lancet. 2003. Vol. 361. P. 2128–2130.
- Living in the crossfire: Effects of exposure to political violence on Palestinian and Israeli mothers and children / Guttmann-Steinmetz S. [et al.] // International Journal of Behavioral Development. 2012. Vol. 36. Р. 71–78. DOI:10.1177/0165025411406861
- New WHO prevalence estimates of mental disorders in conflict settings: a systematic review and meta-analysis / Charlson F.J. [et al.] // Lancet. 2019. Vol. 394. P. 240–248.
- Pacek P., Truszczyński O. Hybrid war and its psychological consequences // Torun International Studies. 2020. Vol. 1(13). Р. 23–30. DOI:10.12775/TIS.2020.002
- Prevalence of depression and posttraumatic stress disorder in adult civilian survivors of war who stay in war-afflicted regions. A systematic review and meta-analysis of epidemiological studies / Morina N. [et al.] // Journal of affective disorders. 2018. Vol. 239. P. 328–338. DOI:10.1016/j.jad.2018.07.027
- Psychic numbing and mass atrocity / Slovic P. [et al.] // The behavioral foundations of public policy / E. Shafir (eds.). New York: Princeton University Press, 2013. P. 126–142.
- Relational mobility predicts social behaviors in 39 countries and is tied to historical farming and threat / Thomson R. [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). 2018. Vol. 115(29). P. 7521–7526. DOI:10.1073/pnas.1713191115
- The New Psychology of Health: Unlocking the Social Cure (1st ed.) / Haslam C. [et al.]. London: Routledge, 2018. 510 р. DOI:10.4324/9781315648569
- Toward an understanding of the Russian-Ukrainian War impact on university students and personnel / Kurapov A. [et al.] // Journal of Loss and Trauma. 2022. Vol. 28(2). P. 167–174. DOI:10.1080/15325024.2022.2084838
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 22
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 10
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 10