Этническая идентичность и субъективное восприятие времени личности (на примере армянской молодежи)

16

Аннотация

Данная работа направлена на исследование характеристик этнической идентичности и субъективного восприятия времени. В статье идентичность рассматривается в рамках проблемы «Я» и «Образ Я», предполагающей наличие информации о себе и преемственность психической деятельности в качестве совокупности представлений индивида о самом себе. Авторы акцентируют внимание на экзистенциальном и феноменологическом подходе к переживанию личностью понятия времени и связи его с этнической идентичностью. Целью исследования является изучение связи особенностей идентичности и субъективной оценки времени личности в психологическом ракурсе. Представлены результаты эмпирического исследования (N = 89), проведенного cо студентами различных направлений профессиональной подготовки и курсов обучения в возрасте от 18 до 24 лет (M = 19,60; SD = 1,30). Исследование проводилось с использованием авторской анкеты для выявления социально-демографических данных, методики «Типы этнической идентичности личности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методики «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман и другие), Шкалы экспресс-оценки выраженности этнической идентичности и Шкалы экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева). Полученные результаты позволили выявить основные характеристики этнической идентичности и выделить доминантные типы у армянской студенческой молодежи. По результатам проверки выдвинутых гипотез были выявлены статистически достоверные связи между чувствами по отношению к своей национальности и длительностью проживания в Армении, между ощущением себя армянином и оценкой прошлого и будущего.

Общая информация

Ключевые слова: этническая идентичность, позитивная личностная идентификация, восприятие времени, молодежь, молодежь Армении, Армения

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210107

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке РА в рамках научного проекта №10-2/21Т-03.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования И.А. Саркисян.

Получена: 16.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Берберян А.С., Берберян Э.С., Геворкян С.Р. Этническая идентичность и субъективное восприятие времени личности (на примере армянской молодежи) // Культурно-историческая психология. 2025. Том 21. № 1. С. 64–76. DOI: 10.17759/chp.2025210107

Подкаст

Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 417

Полный текст

Введение

Понятие этнической идентичности

Поиск ответов на вопрос: «Кто Я?», поиск личностью, социальной группой, обществом этнической идентичности является актуальной проблемой в современной научной психологии. Э. Эриксон определял идентичность в качестве важного условия для сохранения психического здоровья индивида, его подлинности, стабильности и внутренней целостности. В современной психологической науке потребность личности в этнической идентичности формируется гораздо шире, чем только принадлежность к определенной группе или социальной общности [Brass, 2023]. Потребность в идентичности определяется также осмыслением исторического опыта этноса личностью, что актуализирует фундаментальность научного исследования данной проблемы [Erikson, 1968].

У Ч. Кули идентичность связана с понятием Я-концепции и с субъективным отражением мнения окружающих. Личность формируется в процессе взаимодействия с социумом, т. е. идентичность является частью Я-концепции, которая ответственна за осознание своей групповой принадлежности. Можно сказать, что идентичность является областью самосознания и складывается из обобщения мнений окружающих людей о человеке [Кул, 1994]. Р. Фогельсон считал, что в человеке происходит борьба между четырьмя видами идентичности: реальной идентичностью, идеальной идентичностью, негативной идентичностью и предъявляемой идентичностью. В борьбе идентичностей человек стремится приблизить реальную идентичность к идеальной и уменьшить расстояние между реальной и негативной идентичностью [Fogelson, 1982].

В российской психологии идентичность больше исследовалась в рамках самосознания, самоопределения и социализации личности. Этот вопрос изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Шнейдер, Т.Г. Стефаненко и другие [Выготский Л.С, 1982; Стефаненко, 2009; Шнейдер, 2022]. Впервые вопрос самосознания в советской психологии изучался Л. Выготским. Он говорил о самосознании как о более высокой форме сознания, которому способствует развитие речи, произвольные движения и рост самостоятельности [Выготский Л.С, 1982]. В.В. Столин говорил об идентичности как о самосознании личности, которое имеет многогранную структуру [Столин В.В, 1983]. И.С. Кон рассматривает идентичность в рамках проблемы «Я» и «Образ Я». «Я» предполагает наличие информации о себе и преемственность психической деятельности, а «Образ Я» корректирует ее, т. е. «Образ Я» — это совокупность представлений индивида о самом себе [Кон, 1984].

Природа человека устроена таким образом, что он постоянно отождествляет себя с некой группой, с которой он имеет связи или которая близка ему своей идеологией, ценностной системой, системой взглядов [Berberyan, 2019]. В психологическом отношении важно понимание того, что идентификация связана с базисными потребностями человека. Это укрепляет чувство самосохранения, самоутверждения, самовыражения. Человеку необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу, референтной группе и многое другое [Дюркгейм, 1991].

Этническая идентичность является частью социальной идентичности, которая предполагает осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность включает когнитивный компонент, т. е. представление об особенностях своей группы, осознание себя ее членом, и аффективный — значимость членства в данной группе, отношение к ее качествам и их оценка. Отношение к собственной этнической общности выражается в этнических аттитюдах [Abrams, 2006; Umaña-Taylor, 2011]. Участие в социальной жизни этнической группы часто рассматривается как индикатор этнической идентичности. Однако до сих пор рассматривается вопрос устойчивости связи между тем, кем себя считает человек, и тем, как он поступает в реальной жизни [Fishman, 2010]. В традиционных же обществах участие в социальной жизни и культуре этнической группы является необходимым условием формирования этнической идентичности [Phinney, 2007].

Понятие времени в психологии

Проблема психологического времени, темпоральности личности обосновывается в работах П. Жане, Ш. Бюлер, К. Левина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, С.Б. Нестеровой, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, В.И. Ковалева и др.. Результаты эмпирических исследований, связанных с отношением ко времени, рассматривались в работах С.В. Духновского, Е.В. Забелиной, Я.В. Кравцовой, Т.Д. Дубовицкой, Д.Л. Прокопьева, П.И. Яничева и др..

Основные направления исследования времени в психологии связаны с представлениями об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного [Головаха, 2008]. В научной психологии временные особенности человека как индивида, как личности и как субъекта рассматриваются на четырех основных уровнях: психофизическом, психофизиологическом, социально-психологическом и личностно-психологическом. Наряду с этим рассматриваются три подхода в исследовании времени: ситуативный, биографический и исторический.

  1. Психофизический уровень предполагает выявление параметров физического времени, таких, как топологические (одновременность, последовательность) и метрические (длительность) характеристики, и бессознательных механизмов их психического отражения. Психофизический уровень проявляется в виде непосредственно переживаемого и оцениваемого времени [Нестик, 2003]. С.Я. Рубинштейн выделяла еще и подвиды восприятия времени: непосредственное ощущение длительности и субъективное восприятие времени [Рубинштейн, 1976]. В. Вундт одним из первых провел экспериментальное исследование и выявил субъективное восприятие объективно заданных временных интервалов одинаковой продолжительности [Cristalli, 2022].
  2. Психофизиологический уровень выявляет психофизиологические механизмы восприятия времени, адаптации человека к динамике психических процессов в зависимости от биологических ритмов и организации биологического времени. Впервые И.М. Сеченов обратил внимание на то, что восприятие времени происходит благодаря нескольким «чувствительным приборам» [11. Румянцева И, 2018]. Трейсман и другие исследователи выявили взаимосвязь восприятия времени с координацией моторного акта, экспериментально доказывая, что именно работа так называемых «внутренних часов» и их частота обеспечивают восприятие времени у человека [Shipp, 2009]. На психофизиологическом уровне при изучении феномена «время» открытием стало обнаружение нейронов, реагирующих на специфический интервал времени [O'Neill, 1979]. Данные результаты коррелируют с положениями теории, связанной с анализатором времени, предлагаемой Е.Н. Соколовым [Соколов, 2004].
  3. Социально-психологический уровень выявляет особенности восприятия человеком «социального» времени в контексте социокультурных условий, в особенности онтогенеза человека, социального поколения, истории общества. В ракурсе данной триады рассматриваются время индивида, поколения и истории. В рамках данного уровня наблюдалось наиболее глубокое изучение трех сфер — организационной, экономической и кросс-культурной психологии. В контексте нашего исследования представляет интерес изучение этнокультурных особенностей временной перспективы и временной ориентации (Джонс, Сырцова и другие), групповых представлений об источниках времени [Block, 1996].
  4. Психологический (личностный) уровень. Психологическое содержание категории времени наиболее полно проявляется в понятии «психологическое время». Е.И. Головаха и А.А. Кроник отмечают значимую роль высших психических функций, осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему и их оценке, формирования целостного представления о времени вообще в процессах переживания продолжительных временных периодов [Головаха, 2008]. Впервые в научной психологии к понятию жизненного пути личности обратился Пьер Жане. Он соотнес временные фазы с биографическими ступенями жизненного пути человека, связывая воедино биологическое, психологическое и историческое время в структуре этногенеза личности.

В психологических исследованиях при изучении механизмов восприятия времени «событийная концепция психологического времени» становится традиционной, в этой концепции показатели восприятия времени — его скорость, насыщенность, продолжительность — непосредственно зависят от количества и интенсивности жизненных событий. Однако событийная концепция, акцентирующая внимание на изменении мыслей, чувств, действий, поведения человека при восприятии времени, не позволяет решить вопросы, связанные с определением границ и взаимосвязью настоящего, прошлого и будущего, субъективной оценкой времени, механизмами формирования восприятия времени [Головаха, 2008].

Понятие времени в экзистенциализме и связь с этнической идентичностью

Особое внимание особенностям психологического времени уделяется в кросскультурной психологии [Нестик, 2003]. Один из феноменов, который связан с психологическим временем, — идентичность. Как признают исследователи, именно психологическое время, способность сохранять информацию о прошлом, способствуют процессу формирования и развития идентичности. В научной литературе отражены результаты эмпирических исследований, свидетельствующие о том, что процессы развития идентичности и развития временной перспективы взаимно усиливают друг друга [Luyckx, 2010].

В особенности хорошо изучен период становления взрослости, когда личность стремится связать воедино свое прошлое, настоящее и будущее, интегрируя их в единый процесс и в то же время выстраивая связи между событиями собственной жизни [Нестик, 2003; Рубинштейн, 1976; Luyckx, 2010]. В некоторых подходах временные аспекты идентичности рассматриваются в качестве множественных когнитивных компонентов Я-концепции, существующих во временном измерении идентичности: в прошлом, настоящем (актуальном), проспективном, будущем [Heidegger, 2002; Shipp, 2009; Treisman, 1992]. В эмпирических исследованиях была подтверждена гипотеза, предполагающая связь идентичности с представлениями о своем Я в процессе событийной насыщенности прошлого, настоящего и будущего. Выявление отношения к временным жизненным этапам личности является показателем уровня сформированности самоидентичности [Рубинштейн, 1976; Abrams, 2006; Luyckx, 2010].

Исследования феноменов, которые связаны с переживанием времени, выявили культурные и индивидуальные ценности, выступающие в роли предикторов (детерминантов) психологического времени. Восприятие времени в различных культурах носит особый, специфический характер. Армения относится к странам, население которых имеет аксиологическое мышление, и категория времени выражена отчетливо и осознанно. Исследование психологического времени у представителей Армении позволит выявить особенности компонентов психологического времени, сравнить показатели психологического времени, определить компоненты структуры психологического времени.

Актуальность. В современном обществе личность познает себя, историю своей страны, определяя место в реальной действительности и, в конечном итоге, свою идентичность. Познание прошлого, знание настоящего позволяют личности выстраивать будущее. Актуальность данного исследования заключается в том, что идентичность личности выступает как важнейшая характеристика феномена социальной целостности и уникальности; идентичность является отражением неразрывного единства трех временных проекций: прошлого, настоящего и будущего.

Целью исследования является изучение связи особенностей идентичности и субъективной оценки времени личности в психологическом ракурсе.

Гипотезы исследования. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь:

  • между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении;
  • между чувствами по отношению к своему народу и длительностью проживания в Армении;
  • между субъективной оценкой времени и ощущением себя армянином.

                                                    

Методы

Методологическая база исследования — теории и концептуальные положения Э. Эриксона, Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Р. Фогельсона, И. Гоффмана, Л. Выготского, А. Леонтьева, Л. Шнейдера, Т. Стефаненко и другие.

Участники исследования. Нами было проведено исследование с этническими армянами, студентами Российско-Армянского университета и Ереванского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова (г. Ереван, Армения) общим количеством 89 человек. Средний возраст респондентов составил 19,6 лет (SD = 1,3), представители обоих полов (мужской — 14,6%, женский — 85,4%), студенты бакалавриата. В проведении исследования была соблюдена конфиденциальность и анонимность.

Методы исследования. Нами было проведено тестирование с использованием следующих методик.

  1. Авторская анкета. Данная анкета включала 7 вопросов, ориентированных на выявление социально-демографических данных. По результатам анкеты были выявлены возраст и пол респондентов, длительность проживания в Армении, курс обучения и профессиональная направленность.
  2. Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности (Н.М. Лебедева). Данная шкала выявляет выраженность этнической идентичности посредством оценки ощущения принадлежности к своей национальности по шкале от 1 до 5, где 1 — «Совсем не ощущаю», а 5 — «Ощущаю в полной мере» [Татарко, 2011].
  3. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева). Данная шкала выявляет выраженность чувств, ассоциируемых с этнической принадлежностью, с использованием шкалы от 1 до 5 [Татарко, 2011].
  4. Методика «Типы этнической идентичности личности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методика выявляет выраженность типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм. Испытуемому предлагается оценить свои ответы на 30 суждений «Я — человек, который…» от 0 до 4 [Солдатова, 1998].
  5. Методика семантического дифференциала времени (СДВ). Данная методика выявляет восприятие индивидуального психологического времени. Методика СДВ заключается в оценке 25 полярных свойств, выраженность которых необходимо оценить от 1 до 3. Данные свойства респонденту предлагается оценить отдельно для трех времен: настоящего, прошедшего и будущего времени [Вассерман, 2005].

Обработка данных. Статистическая обработка данных была проведена путем написания кода в R (R Development Core team, 2021). Для проверки гипотез были использованы непараметрический критерий Краскала—Уоллеса (функция kruskal_test в rstatix), апостериорный тест Данна (функция dunn_test в rstatix) и критерий хи-квадрат Пирсона (функция chisq.test в R). Весь код анализа вместе с анонимными данными можно найти на странице OSF этого проекта: https://osf.io/efhwj/

Результаты

Описательная статистика

По результатам авторской анкеты были выявлены основные социально-демографические характеристики респондентов, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1. Описательная статистика

Участники

Количество

Процент

Курс обучения

1

36

40,4%

2

24

26,9%

3

20

22,4%

4

9

10, 3%

Пол

Женский

76

85,4%

Мужской

13

14,6%

Продолжительность проживания в Армении

0—5 лет

22

24,7%

5—10 лет

6

6,7%

более 10 лет (с перерывами)

15

16,9%

постоянно

46

51,7%

Направление обучения

Технические науки

11

12,4%

Гуманитарные науки

18

20,2%

Общественные науки

60

67,4%

Возрастной диапазон

18—20 лет

68

76,4%

 20—24 лет

21

23,6%

Общее количество респондентов

89

100%

Эмпирическая проверка гипотетических предположений

Анализ связи между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении. На вопрос: «В какой степени вы ощущаете себя представителем своего народа?» – были получены следующие ответы: 5,6% респондентов ответили: «Совсем не ощущаю», 7,9% респондентов ответили: «Ощущаю, но очень слабо», 23,6% респондентов ответили: «Иногда ощущаю, а иногда — нет», 40,4% респондентов ответили: «Ощущаю почти всегда», 22,5% респондентов ответили: «Ощущаю в полной мере».Для проверки гипотезы о наличии связи между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении были визуализированы результаты данной шкалы по 4 группам респондентов. Данные результаты представлены на рис. 1. Использование непараметрического критерия Краскала—Уоллеса позволило выявить отсутствие статистически достоверных связей между результатами четырех групп (p = 0,8299).

Рис.1. Ощущение себя представителем своего народа в группах с различной длительностью проживания в Армении

Анализ связи между чувствами по отношению к своему народа и длительностью проживания в Армении. По результатам ответа на вопрос: “Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своему народу?” были получены следующие ответы: 28,1% респондентов ответили «Гордость», 29,2% респондентов ответили «Спокойная уверенность», 33,7% респондентов ответили «Никаких чувств», 2,3% респондентов ответили «Обида», 6,7% респондентов ответили «Ущемленность, униженность».

Для проверки гипотезы о наличии связи между чувствами по отношению к своему народу и длительностью проживания в Армении были визуализированы результаты (рис. 2). При помощи критерия Краскала—Уоллеса и парного апостериорного теста Данна (табл. 2) было выявлено наличие статистически достоверных связей между чувствами по отношению к своей национальности только для двух групп: проживающих в Армении от 0 до 5 лет и более 10 лет, с перерывами (p = 0,0376). Респонденты, проживающие в Армении до 5 лет, характеризовались в среднем оценкой 2,68, между значениями шкалы: 2 и 3, где 2 представляет спокойную уверенность и 3 — никаких чувств. Респонденты, проживающие в Армении более 10 лет с перерывами, характеризовались более низкой средней оценкой 1,87, между значениями шкалы: 1 и 2, где 1 представляет гордость, а 2 — спокойную уверенность.

Рис. 2. Чувства, связанные с принадлежностью к своему народу, в группах с различной длительностью проживания в Армении

Таблица 2. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа чувств по отношению к своей национальности в зависимости от продолжительности проживания в Армении

 

Группа 1

Группа 2

Значения статистики

P-значения

0—5 лет

5—10 лет

–0,510

0,610

0—5 лет

Более 10 лет, с перерывами

–2,08

0,0376*

0—5 лет

Постоянно

–1,46

0,143

5—10 лет

Более 10 лет, с перерывами

–0,955

0,339

5—10 лет

Постоянно

–0,333

0,739

Более 10 лет, с перерывами

Постоянно

1,07

0,287

Примечание: «*» — значения < 0,05.

 

Анализ связи между оценкой восприятия времени и ощущением себя армянином. Для оценки субъективного восприятия индивидуального психологического времени была использована методика семантического дифференциала времени. По результатам данной методики были выявлены средние значения по 5 шкалам, а также средние значения для каждого из времен (табл. 3). Полученные средние значения были сопоставлены с нормативными значениями по каждой из шкал и времен и соотнесены с высоким или низким уровнем (рис. 3). Средние значения по всем шкалам настоящего времени относятся к пониженному уровню. Среднее значение прошлого времени по шкале «Величина времени» соответствует повышенному уровню по сравнению с нормативными значениями. Для будущего времени средние значения наблюдаются сразу по трем шкалам: Эмоциональная окраска времени, Величина времени и Структура времени — и соответствуют повышенному уровню по сравнению с нормативными значениями.

Таблица 3. Результаты семантического дифференциала времени

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

Шкала

M

SE

M

SE

M

SE

Активность времени (АВ)

1,49

0,51

1,53

0,5

2,57

0,44

Эмоциональная окраска времени (ЭВ)

0,85

0,77

1,27

0,75

7,11

0,7

Величина времени (ВВ)

2,29

0,61

1,81

0,57

5,91

0,71

Структура времени (СВ)

–0,43

0,57

0,03

0,45

3,62

0,57

Ощущаемость времени (ОВ)

0,69

0,5

1,89

0,54

3,66

0,56

Средняя оценка времени

0,98

0,46

1,31

0,44

4,58

0,5

Примечание: M — среднее значение по данной шкале; SE — стандартная ошибка среднего.

При помощи непараметрического критерия Краскала—Уоллеса и парного апостериорного теста Данна было выявлено наличие статистически достоверных связей между результатами ощущения себя армянином и результатами прошлого и будущего. Между результатами ощущения себя армянином и результатами настоящего было выявлено отсутствие статистически достоверных различий (p = 0,446). Статистически значимые результаты представлены в табл. 4 (по прошлому времени) и табл. 5 (по будущему времени).

Рис. 3. Результаты методики Семантического дифференциала времени у респондентов, где черный цвет отражает низкий уровень, а серый — высокий уровень

Таблица 4. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа оценки прошлого времени в зависимости от ощущения себя армянином

Группа 1

Группа 2

Значения статистики

P-значения

 

Совсем не ощущаю

Иногда ощущаю, а иногда — нет

2,30

0,02*

 

Совсем не ощущаю

Ощущаю почти всегда

2,54

0,01*

Совсем не ощущаю

Ощущаю в полной мере

3,08

0,002**

Ощущаю, но очень слабо

Ощущаю в полной мере

1,98

0,04*

Примечание: «***» — значения < 0,001; «**» — значения < 0,01; «*» — значения < 0,05.

Таблица 5. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа оценки будущего времени в зависимости от ощущения себя армянином

Группа 1

Группа 2

Значения статистики

P-значения

 

Совсем не ощущаю

Ощущаю, но очень слабо

–2,33

0,02*

Совсем не ощущаю

Ощущаю почти всегда

–1,81

0,07.

Ощущаю, но очень слабо

Иногда ощущаю, а иногда — нет

2,58

0,009**

Ощущаю, но очень слабо

Ощущаю в полной мере

2,06

0,04*

Иногда ощущаю, а иногда — нет

Ощущаю почти всегда

–2,27

0,023*

Примечание: «***» — значения < 0,001; «**» — значения < 0,01; «*» — значения < 0,05; «.» — значения < 0,1.

Результаты исследования типов этнической идентичности

Анализ связи между типами этнической идентичности и ощущением себя армянином. По результатам исследования были выявлены значения по каждому из 6 типов этнической идентичности, а также доминирующий тип этнической идентичности у каждого из респондентов. У большинства респондентов (82,2%) была выявлена позитивная этническая идентичность как преобладающий тип идентичности (табл. 6).

Таблица 6. Преобладающий тип этнической идентичности у респондентов

Преобладающий тип идентичности

Количество респондентов

Процент респондентов

Позитивная этническая идентичность

73

82,02 %

Этнофанатизм

1

1,12%

Этническая индифферентность

10

11,24%

Этнонигилизм

4

4,50%

Этноизоляционизм

1

1,12%

Этноэгоизм

0

0%

Общее количество

89

100%

 

С использованием критерия хи-квадрат Пирсона было выявлено существование связи между типом этнической идентичности и ощущением себя армянином (Хи-квадрат = 62,45, df = 16, p-значение < 0,001). Чтобы оценить силу этой взаимосвязи, мы рассчитали V Крамера, что привело к высокому значению ассоциации (V = 0,42). У преобладающей группы, с позитивной этнической идентичностью, представлены значения по четырем различным ощущениям: 50% ощущают себя армянами почти всегда, 26% ощущают себя армянами в полной мере, 21,9% иногда ощущают себя армянами и только 4,1% совсем не ощущают себя армянами (рис. 4).

Рис. 4. Ощущение себя армянином у респондентов с различными типами идентичности

Анализ связи между типами этнической идентичности и чувствами по отношению к своему народу. С использованием критерия хи-квадрат Пирсона было выявлено существование связи между типом этнической идентичности и чувствами по отношению к своей национальности (Хи-квадрат = 42,51, df = 16, p-значение < 0,001). Чтобы оценить силу этой взаимосвязи, мы рассчитали V Крамера, что привело к умеренному значению ассоциации (V = 0,35). У группы с позитивной этнической идентичностью представлены значения по всем пяти чувствам, где большинство респондентов ощущают спокойную уверенность (34,2%) и гордость (32,9%), далее: у 23,3% — никаких чувств, у 8,2% — ущемленность и у 1,4% — обида (рис. 5).

Рис.5. Чувства, связанные с принадлежностью к своему народу, у респондентов с различным типом этнической идентичности

Обсуждение результатов

Данное исследование было проведено для выявления особенностей этнической идентичности и субъективного восприятия времени в зависимости от социально-демографических характеристик. Исследование было проведено с этническими армянами, студентами различных направлений и уровней профессиональной подготовки. По результатам оценки выраженности этнической идентичности было выявлено, что большинство респондентов ощущают себя представителями своей национальности «почти всегда». Данные результаты соответствуют результатам предыдущих исследований [Берберян, 2019; Берберян, 2014].

Гипотеза о связи между индивидуальным восприятием времени и ощущением себя армянином подтвердилась. По результатам оценки восприятия времени были выявлены высокие средние результаты по шкале «Величина времени» для прошлого и будущего времени. Данная связь показывает высокую смысловую наполненность времени, ощущение свободы.

Гипотеза о связи между доминирующими типами этнической идентичности и чувствами по отношению к своему народу также подтвердилась. У большинства респондентов с позитивной этнической идентичностью были выделены спокойная уверенность (34,2%) и гордость (32,9%). У респондентов с этноизоляционизмом была представлена из всех возможных выборов только гордость. У респондентов с этнической индифферентностью было представлено только значение по одной шкале — «Никаких чувств». У большинства респондентов с этнонигилизмом (75%) — по шкале «Никаких чувств», у остальных 25% — по шкале «Обида». У респондентов с этнофанатизмом при всех возможных выборах были также получены значения только по одной шкале — «Спокойная уверенность». Важно отметить, что связи в группах респондентов были неодинаково представлены. Результаты оценки чувств по отношению к своей национальности различались у двух групп: 1) у армян, проживающих в Армении от 0 до 5 лет, и 2) у армян, проживающих в Армении более 10 лет, — с перерывами с незначительно более высокими значениями у первой группы.

Также была выявлена связь между ощущением себя армянином и результатами оценки прошлого и будущего. Эта связь по полученным высоким средним показателям по шкале «Эмоциональная окраска будущего времени» характеризует удовлетворенность актуальной ситуацией и структурой будущего времени. По результатам исследования оценка прошлого времени отличалась у группы с самой низкой выраженностью этнической идентичности (1 = совсем не ощущаю) и у других групп (средней и высокой выраженности этнической идентичности). Также были найдены различия по оценке прошлого времени у группы с низкой выраженностью этнической идентичности (2 = ощущаю, но очень слабо) и группы с самой высокой выраженностью этнической идентичности (5 = ощущаю в полной мере). Оценка будущего времени также различалась у респондентов с различным уровнем выраженности этнической идентичности.

По результатам оценки типов этнической идентичности был выявлен доминирующий тип этнической идентичности — позитивная этническая идентичности (82,2%). Была выявлена связь между доминирующими типами этнической идентичности и ощущением себя армянином. У преобладающей группы с позитивной этнической идентичностью были выявлены значения по четырем различным ощущениям: 50% ощущают себя армянами почти всегда, 26% ощущают себя армянами в полной мере, 21,9 % иногда ощущают себя армянами и только 4,1% совсем не ощущают себя армянами. У группы респондентов с этноизоляционизмом были выявлены в среднем значения 5 по шкале оценки выраженности этнической идентичности, где 5 — «ощущаю в полной мере». У группы респондентов с этнической индифферентностью был выявлен разброс по четырем ощущениям: 40% иногда ощущают себя армянами и 40% ощущают себя армянами очень слабо, соответственно также 10% совсем не ощущают себя армянами и 10% ощущают себя армянами почти всегда. У большинства респондентов с этнонигилизмом (75%) были выявлены очень слабые ощущения своей национальности («ощущаю, но очень слабо»), у остальных 25% нет ощущения себя армянином («совсем не ощущаю»). У респондентов с этнофанатизмом как доминантным типом идентичности было выявлено ощущение себя армянином со значением 3 («иногда ощущаю, а иногда нет»).

Поскольку выборка исследования невелика, в будущем необходимо провести исследования с более обширной выборкой для дальнейшего изучения этих связей.

Заключение

Данное исследование было посвящено изучению особенностей и характеристик этнической идентичности студенческой молодежи, субъективной оценки времени и их взаимосвязи. Результаты данного исследования позволили описать основные характеристики этнической идентичности, выделить доминантные типы этнической идентичности, вычислить показатели ощущения себя представителем своей национальности и чувств, связанных со своей принадлежностью. Также были рассчитаны показатели субъективной оценки времени отдельно для прошлого, настоящего и будущего времени. Были статистически протестированы гипотетические суждения, выдвинутые ранее в теоретической части с использованием непараметрического критерия Краскала—Уоллеса, апостериорного теста Данна и критерия хи-квадрат Пирсона. Данный анализ позволил выявить статистически достоверные связи между выраженностью этнической идентичности и длительностью проживания в Армении; субъективной оценкой времени и ощущением себя армянином.

Литература

  1. Берберян А.С., Берберян Э.С., Тучина О.Р. Соотношение гражданской и этнической идентичности у армянской молодежи с разной длительностью проживания в Армении [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2019. № 40(6). C. 44—54. DOI:10.31857/S020595920007315-2
  2. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование особенностей самоинтерпретации личности в разных этнических общностях [Электронный ресурс] //Южно-российский журнал социальных наук. 2014. № 1. C. 84—100. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samointerpretatsii-lichnosti-v-raznyh-etnicheskih-obschnostyah
  3. Вассерман Л.И., Кузнецов О.Н., Ташлыков В.А., Тейверлаур М., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: Пособие для психологов и врачей. М.: СПбНИПНИ им. Бехтерева, 2005. 27 c.
  4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982. 368 с.
  5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.
  6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. М.: Наука, 1991. 574 с.
  7. Кон И. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 c.
  8. Кул Ч. Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль: тексты. М.: МГУ, 1994. С. 172—179.
  9. Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ //Социальные исследования. 2003. № 8. C. 12—21.
  10. Рубинштейн С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности //Экспериментальные исследования в патопсихологии. М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1976. C. 245—253.
  11. 11. Румянцева И.М. О широком понятии онтогенеза речи и его значении для прикладных наук //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2018. № 189. C. 22-28.
  12. Соколов Е.Н. Нейроны сознания //Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. № 1(2). C. 3—15.
  13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 с.
  14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
  15. Столин В.В.Самосознание личности. Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  16. Татарко А.Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 163 с.
  17. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 328 с.
  18. Abrams D., & Hogg M.A. Social identifications: A social psychology of intergroup relations and group processes. Routledge, 2006. 288 p.
  19. Berberyan A.S., & Berberyan H.S. Psychological characteristics of the value orientation system of Armenians in title ethnos and Russian diaspora // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7. № 2. P. 11—17. DOI:10.5937/IJCRSEE1902011A
  20. Block R.A., Buggie S.E., Matsui F. Beliefs about time: Cross-cultural comparisons // The Journal of Psychology. 1996. Vol. 130. № 1. P. 5—22.
  21. Brass P.R. (Ed.). Ethnic groups and the state. Taylor & Francis, 2023. 56 p.
  22. Cristalli C. Unconscious inferences in perception in early experimental psychology: From Wundt to Peirce //Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2022. Vol. 58. № 4. Р. 432—448.
  23. Erikson E.H. Identity, youth, and crisis (1st ed.). New York: Norton, 1968. 336 p.
  24. Fishman J.A., García O. (Eds.). Handbook of language & ethnic identity. Vol. 1. Oxford University Press, 2010. 500 p.
  25. Fogelson R.D. Person, self, and identity: Some anthropological retrospects, circumspects, and prospects // Psychosocial Theories of the Self: Proceedings of a Conference on New Approaches to the Self. Boston, MA: Springer US, 1982. P. 67—109.
  26. Heidegger M. Identity and difference. University of Chicago Press, 2002.
  27. Luyckx K., Lens W., Smits I., Goossens L. Time perspective and identity formation: Short-term longitudinal dynamics in college students //International Journal of Behavioral Development. 2010. Vol. 34. № 3. Р. 238—247.
  28. O'Neill W.E., Suga N. Target range-sensitive neurons in the auditory cortex of the mustache bat //Science. 1979. Vol. 203. № 4375. Р. 69—73.
  29. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions //Journal of counseling Psychology. 2007. Vol. 54. № 3. Р. 271—281. DOI:10.1037/0022-0167.54.3.271
  30. Shipp A.J., Edwards J.R., Lambert L.S. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future // Organizational behavior and human decision processes. 2009. Vol. 110. № 1. Р. 1—22.
  31. Treisman M., Faulkner A., Naish P.L. On the relation between time perception and the timing of motor action: Evidence for a temporal oscillator controlling the timing of movement //The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1992. Vol. 45. № 2. Р. 235—263.
  32. Umaña-Taylor A.J. Ethnic identity.Handbook of identity theory and research, 2011. Р. 791—809. New York, NY: Springer.

Информация об авторах

Берберян Ася Суреновна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Российско-Армянский (Славянский) университет (ГОУ ВПО РАУ), Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0321-0161, e-mail: aspsy@inbox.ru

Берберян Эрмине Самвеловна, PhD, психолог, Профессиональная общественная организация «Союз психологов Армении», Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3889-5933, e-mail: hermpsy@mail.ru

Геворкян Србуи Рафиковна, доктор психологических наук, Профессор, ректор, профессор кафедры прикладной психологии, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4467-9759, e-mail: gevorgyansrbuhi@aspu.am

Метрики

Просмотров

Всего: 63
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 63

Скачиваний

Всего: 16
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 16

!
Портрет читателя
Пройти опрос