Специфика религиозной идентичности армянской молодежи в России и в Армении

165

Аннотация

Цель исследования – выявить роль ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.
Контекст и актуальность. В настоящее время религиозная идентичность, в частности в Армении, является важным маркером этнической идентичности, консолидирующим фактором для армянства как социальной общности и процессом формирования гражданского самосознания личности. Так как церковь для армянства играет важную роль в истории и жизни армянского народа, то она является символом национальной идентичности и связующим звеном между диаспорой и титульным этносом Армении.
Дизайн исследования. В работе изучалась взаимосвязь религиозной идентичности армян России и Армении с другими социальными идентичностями, взаимосвязь социальных идентичностей и психологического благополучия, а также связь с ценностями. Данные характеристики были проверены с использованием одномерного дисперсионного анализа (ANOVA), регрессионного анализа (иерархическая регрессия) и модерационного анализа.
Участники. Общая численность выборки составила 245 респондентов. Респонденты из России: 113 человек (44% мужчин, 56% женщин) в возрасте от 18 до 30 лет (M = 20,3; SD = 2,5). Респонденты из Армении: 132 человека (13,6% мужчин, 86,4% женщин) в возрасте от 18 до 41 года (M = 19,94; SD = 1,86).
Методы (инструменты). Русскоязычные версии шкал из проекта под названием «Взаимные межкультурные отношения в плюралистических обществах» (MIRIPS) и опросника Ш. Шварца PVQ-R. Шкала психологического благополучия К. Рифф. Анкета для регистрации социально-демографических характеристик.
Результаты. Армяне Армении и Кубани значимо различаются между собой по этнической, гражданской, религиозной, локальной идентичностям и психологическому благополучию. Религиозная идентичность в обеих группах была связана с этнической, гражданской, локальной идентичностями. Установлено влияние ценностей на уровень религиозной идентичности, а также эффект ценностей в связи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием.
Основные выводы. Выявлено наличие взаимосвязи между религиозной идентичностью и другими социальными идентичностями; ценностные ориентации влияют на религиозную идентичность.

Общая информация

Ключевые слова: религиозная идентичность, ценностные ориентации, психологическое благополучие , молодежь Армении, молодежь России

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150412

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Комитета высшего образования и науки МОНКС РА (научный проект № 10-2/24SSAH-5A039).

Получена: 07.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Берберян А.С., Берберян Э.С., Тучина О.Р. Специфика религиозной идентичности армянской молодежи в России и в Армении // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 4. С. 172–188. DOI: 10.17759/sps.2024150412

Полный текст

Введение

Молодость – достаточно сложный период в развитии личности, который характеризуется ролевой и статусной амбивалентностью чувств, неопределенностью и нестабильностью «Я-концепции», как период незавершенности в формировании «Я-идентичности», социальных норм и ценностей [Berberyan, 2021]. Молодежь – самая мобильная, динамичная составляющая социума, обладающая огромным инновационным потенциалом, однако она является и наиболее социально неподготовленной, следовательно, уязвимой его частью [Арутюнян, 2010; Крысько, 2023; Лебедева, 2023].

Процесс формирования современной армянской молодежи проходит в условиях новых социальных отношений и системы ценностных ориентаций. Армянская история, армянская культура, язык, религия, национальные традиции и, в целом, культурное наследие образуют основу этнической идентичности армян [Берберян, 2016; Варданян, 2005]. При этом отличительной особенностью этнического самосознания армянской молодежи является амбивалентность: сохранение национальной идентичности «сосуществует» с интеграцией в идентичность этноса, который включает представителей диаспоры других стран [Bakalian, 2001; Berberyan, 2019; Der-Karabetian, 2018].

Приверженность национальной культуре, язык и религия, поддержание и развитие национальных институтов выступают маркерами национальной идентичности и способствуют ее сохранению [Хабермас, 1999; Ward, 2023]. Данные тенденции характеризуют представителей титульного этноса и мигрантов первого и второго поколений, которые интегрируются в социальные и общественные институты в титульном этносе: семье, работе, клубах интересов, через установление неформальных отношений с представителями титульного этноса [Берберян, 2016; Константинов, 2023; Омельченко, 2023].

Понятие религиозной идентичности в современном научном дискурсе весьма неоднозначно [Werbner, 2010]. Религиозная идентичность выполняет функцию сохранения традиций и использования религиозной символики [Тернер, 2012], помогает человеку осознать себя, свое место в жизни, найти ответы на вопросы экзистенциального характера [Витяев, 2023; Селиверстова, 2023], позволяет личности осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, этносу, стране [Kendirjian, 2022], способствует сохранению и передаче норм, традиций, которые важны для процесса идентификации [Косиченко, 2013; Yust, 2024].

Религиозная идентичность имеет значимые различия с другими видами социальной идентичности. Религиозная идентичность человека – это религиозный выбор, выстраивание отношений человека с Богом. Человек с религиозной идентичностью не просто принимает религию, считая себя верующим, и не только реализует социальную роль верующего, а переосмысливает личную духовную трансформацию [Тернер, 2012].

Основная религия армян – христианство. Армянская апостольская церковь, одна из древнейших церквей в мире, была основана еще в IV веке. Апостол Тадевос был неофициальным основателем армянской апостольской церкви, и с тех пор христианство стало неотъемлемой частью армянской национальной идентичности. Апостольское христианство было принято в Армении в 301 году и с тех пор стало основной религией армянского народа. Христианство сыграло значительную роль в формировании религиозной и культурной идентичности армян. Армянская апостольская церковь олицетворяет священную приверженность армян к вере и представляет не только религиозный, но и национальный символ [Kendirjian, 2022; Nersessian, 2007]. Помимо апостольской церкви, в Армении есть и другие религии, такие как ислам и протестантизм. Мусульмане составляют около 2% населения страны. Протестантизм является относительно недавним явлением в Армении.

Несмотря на разнообразие религиозных групп, апостольское христианство по-прежнему остается основным и наиболее распространенным религиозным течением среди армянского народа. Оно оказывает сильное влияние на культурную, социальную и политическую жизнь страны. Религия занимает важное место в жизни армян и оказывает существенное влияние на их традиции, обычаи и отношения внутри семьи. Церковь играет важную роль в жизни армянского народа, она является символом национальной идентичности и связующим звеном между армянской диаспорой по всему миру [Galyapina, 2023].

В последнее время этническая проблематика является одной из наиболее актуальных в глобальном мире, поскольку унификация культур на технологическом уровне способствует обратному процессу на психологическом уровне: происходит активация этнического и религиозного самосознания. Соответственно, возникает необходимость в научных исследованиях, учитывающих особенности конкретной социальной общности и степень интегрированности ее членов [Tatarko, 2024; Umaña-Taylor, 2011].

В настоящее время религиозная идентичность ряда этносов, в частности армянского, является важным маркером этнической идентичности, консолидирующим фактором для армянства как социальной общности и способом формирования гражданского самосознания личности. В условиях глобального кризиса утверждение позитивной социокультурной идентичности оказывается опорой, на которой строится объединение здоровых сил общества [Castells, 2011; Martsinkovskaya, 2020]. Актуальность исследования особенностей социальной идентичности армянской молодежи, осмысления содержательной стороны этих видов идентичности, в частности религиозной идентичности, обусловлено необходимостью выявить основные тенденции развития армянского этноса: обогащение или развитие, разрушение или созидание, гражданственность, интеграция в этническую общность или удаление, обособление от этнического мира [Стефаненко, 1999; Phinney, 2007]. Так как церковь играет важную роль в истории и жизни армянского народа, она является символом национальной идентичности и связующим звеном между армянской диаспорой и титульным этносом Армении.

Цель исследования – выявить роль ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.

Гипотезы исследования:

  1. Показатели идентичности и психологическое благополучие отличаются у армянских респондентов Армении и России.
  2. Существует взаимосвязь между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями.
  3. Уровень религиозной идентичности зависит от ценностей армян России и Армении.
  4. Существует взаимосвязь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием.

 

Метод

Выборка исследования. Общая численность выборки составила 245 человек. Респонденты из России: 113 человек (44% мужчин, 56% женщин) в возрасте от 18 до 30 лет (M = 20,3; SD = 2,5). Респонденты из Армении: 132 человека (13,6% мужчин, 86,4% женщин) в возрасте от 18 до 41 года (M = 19,94; SD = 1,86).

Методики исследования. Для измерения религиозной, этнической, гражданской и локальной идентичности, ценностей и психологического благополучия нами были использованы следующие методики:

  1. С целью измерения религиозной, этнической, гражданской и локальной идентичности мы использовали шкалы опросника международного проекта под названием «Взаимные межкультурные отношения в плюралистических обществах» (MIRIPS), адаптированные на российской выборке [Ценности, идентичности и, 2022]. Ответы по шкалам были представлены в форме пятибалльной шкалы, где 1 – абсолютно не согласен, а 5 – абсолютно согласен. Показатель надежности (коэффициент α-Кронбаха) был использован для оценки надежности и согласованности шкал.
  2. Для измерения ценностей была использована русскоязычная версия опросника Ш. Шварца PVQ-R с последующей процедурой центрирования [Schwartz, 2022]. Опросник состоит из 57 утверждений. Каждое из утверждений респондентам было необходимо оценить по шестибалльной шкале, в зависимости от степени сходства описанного человека с ним самим.
  3. Для измерения психологического благополучия была использована шкала психологического благополучия К. Рифф (сокращенная версия) [Ryff, 1989].
  4. Анкета для регистрации социально-демографических характеристик.

Математико-статистическая обработка данных. Для обработки данных использовался статистический пакет SPSS 26. Для измерения различий использовался одномерный дисперсионный анализ (ANOVA), для исследования влияния ценностей и идентичностей – регрессионный анализ (иерархическая регрессия), модерационный анализ (использовался дополнительный модуль PROCESS, Модель 1).

 

Результаты

Анализ различий между идентичностью и благополучием у армян Армении и России

Для проверки гипотезы 1 о наличии различий между армянской и российской выборками по различным типам идентичности и психологическому благополучию были подсчитаны значения по данным шкалам. Далее значения двух групп были сопоставлены и статистически сравнены с использованием F-критерия Фишера. Результаты показали, что армяне Армении и Кубани значимо различаются между собой по всем исследуемым переменным (этническая, гражданская, религиозная, локальная идентичности и психологическое благополучие). Результаты по каждой из переменных представлены в табл. 1 вместе со средними значениями по каждой из групп: респондентов Армении и России.

 

Таблица 1

Результаты исследования различий между армянами Армении и России по показателям идентичности и благополучия

 

Переменные

РеспондентыАрмении

РеспондентыРоссии

F

р

M

SD

M

SD

1.      Этническая идентичность

3,84

0,96

4,49

0,70

36,189

0,000***

2.      Гражданская идентичность

3,45

1,09

4,11

0,79

28,702

0,000***

3.      Религиозная идентичность

3,42

1,22

4,14

0,84

27,502

0,000***

4.      Локальная идентичность

3,52

1,15

4,10

0,86

19,487

0,000***

5.      Психологическое благополучие

4,22

0,51

4,39

0,55

6,583

0,011*

Примечание: M – среднее значение; SD – стандартное отклонение; F – F-критерий Фишера; p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001.

 

Взаимосвязь религиозной идентичности с другими социальными идентичностями

Для проверки гипотезы 2 о наличии связи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями был проведен корреляционный анализ. Для каждой из групп (армянской и российской выборки) был подсчитан коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями показали, что религиозная идентичность в обеих исследуемых группах связана с этнической, гражданской, локальной идентичностями. У респондентов из России была выявлена умеренная положительная корреляция между религиозной идентичностью и этнической идентичностью, а также слабая положительная корреляция между религиозной идентичностью и следующими типами идентичности: а) гражданской идентичностью, б) локальной идентичностью. У респондентов из Армении была выявлена высокая положительная корреляция между религиозной идентичностью и этнической идентичностью, а также умеренная положительная корреляция между религиозной идентичностью, гражданской и локальной идентичностями.

Детальные результаты исследования взаимосвязей между религиозной идентичностью и другими идентичностями представлены в табл. 2 на российской выборке и табл. 3 – армянской выборке.

 

Таблица 2

Взаимосвязи между религиозной идентичностью и другими социальными идентичностями на российской выборке

Переменные

Этническая идентичность

Гражданская идентичность

Религиозная идентичность

Локальная идентичность

Этническая идентичность

1

r = –0,037

p = 0,699

r = 0,407**

p = 0,000

r = 0,099

p = 0,299

Гражданская идентичность

 

1

r = 0,319**

p = 0,001

r = 0,550**

p = 0,000

Религиозная идентичность

 

 

1

r = 0,337**

p = 0,000

Локальная идентичность

 

 

 

1

Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.

 

Таблица 3

Взаимосвязи между религиозной идентичностью и другими социальными идентичностями на армянской выборке

Переменные

Этническая идентичность

Гражданская идентичность

Религиозная идентичность

Локальная идентичность

Этническая идентичность

1

r = 0,757**

p = 0,000

r = 0,600**

p = 0,000

r = 0,630**

p = 0,000

Гражданская идентичность

 

1

r = 0,560**

p = 0,000

r = 0,662**

p = 0,000

Религиозная идентичность

 

 

1

r = 0,535**

p = 0,000

Локальная идентичность

 

 

 

1

Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.

 

Связь между ценностными ориентациями и религиозной идентичностью

Для проверки гипотезы 3 о связи между ценностями и религиозной идентичностью армян России и Армении был проведен регрессионный анализ. Для каждой из групп (армянской и российской выборки) был проанализирован набор ценностных ориентаций. Результаты регрессионного анализа выявили общие для армян России и Армении ценностные основания религиозной идентичности: ценности Традиция и Благожелательность – Чувство долга (у респондентов Армении на уровне тенденции).

У респондентов из Армении следующие ценности связаны с уровнем религиозной идентичности: Традиция и Конформизм – Межличностный. Интересно, что направления связи для данных ценностей отличаются, так, чем выше показатели ценностей Традиция, тем выше уровень религиозной идентичности. Для ценностей Конформизм – Межличностный связь обратная: чем ниже показатели данных ценностей, тем выше уровень религиозной идентичности. У респондентов из России присутствует влияние следующих ценностей на уровень идентичности: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила. Направление связи у большинства данных ценностей на религиозную идентичность положительное: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила, что означает рост значения религиозной идентичности при росте значений данных ценностей.

Детальные результаты исследования связи между ценностными ориентациями и значением религиозной идентичности представлены в табл. 4 на российской и армянской выборках.

 

Таблица 4

Связь между ценностными ориентациями и выраженностью религиозной идентичности российских и армянских респондентов

Группы респондентов

Ценности

Стандартизованные коэффициенты

β

t

р

Респонденты Армении

(R2 = 0,288, F = 17,27, р ≤ 0,000)

Благожелательность – Чувство долга

0,155

1,721

0,088

Традиция

0,486

6,051

0,000***

Конформизм – Межличностный

–0,364

–4,145

0,000***

Респонденты России

(R2 = 0,451, F = 14,14, р ≤ 0,000)

Благожелательность – Чувство долга

0,387

3,068

0,003**

Универсализм – забота о других

0,377

2,966

0,004**

Самостоятельность мысли

–0,215

–2,135

0,035*

Репутация

0,258

2,495

0,014*

Безопасность персональная

–0,181

–1,730

0,087

Традиция

0,499

5,155

0,000***

Конформизм – Правила

0,334

2,905

0,004**

Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.

 

Взаимосвязь религиозной идентичности и психологического благополучия

Для проверки гипотезы 4 о взаимосвязи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием армян России и Армении был проведен регрессионный анализ. Данный анализ показал, что в исследуемых группах не обнаружено прямой связи между уровнем религиозной идентичности и психологическим благополучием, однако был выявлен модерационный эффект ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.

У респондентов Армении при высоком уровне выраженности ценностей Репутация (p = 0,013, показатели модели R = 0,16, F = 3,87, p = 0,000) и Универсализм – Забота о других (p = 0,03, показатели модели R = 0,17, F = 8,9, p = 0,02) религиозная идентичность оказывает положительный эффект на психологическое благополучие (табл. 5).

У респондентов России наблюдается иная картина модерационных эффектов ценностей. Религиозная идентичность оказывает положительный эффект на психологическое благополучие при низком уровне выраженности следующих ценностей: Власть-доминирование (p = 0,012, показатели модели R = 0,11, F = 4,5, p = 0,004), Власть-ресурсы (p = 0,018, показатели модели R = 0,08, F = 4,5, p = 0,004), Стимуляция (p = 0,014, показатели модели R = 0,08, F = 3,35, p = 0,02), Достижение (p = 0,03, показатели модели R = 0,08, F = 3,2, p = 0,023) (табл. 6).

 

Таблица 5

Связь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в зависимости от уровня выраженности ценностей респондентов Армении

Ценности

β

SE

t

p

Репутация

 

 

 

 

4,0

0,041

0,051

0,802

0,424

5,0

0,107

0,034

3,131

0,002

6,0

0,174

–,0483

3,613

0,000

Универсализм – Забота о других

β

SE

t

p

4,0

0,049

0,045

1,075

0,284

5,0

0,118

0,033

3,524

0,000

6,0

0,188

0,044

4,283

0,000

 

Таблица 6

Связь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в зависимости от уровня выраженности ценностей респондентов России

Ценности

β

SE

t

p

Власть-доминирование

 

 

 

 

2,3

0,253

0,083

3,041

0,002

3,3

0,128

0,059

2,156

0,033

4,6

–0,037

0,080

–0,467

0,641

Власть-ресурсы

β

SE

t

p

2,4

0,275

0,093

2,955

0,003

4,0

0,069

0,061

1,125

0,262

5,0

–0,060

0,091

–0,660

0,510

Стимуляция

β

SE

t

p

3,3

0,214

0,077

2,760

0,006

4,0

0,110

0,061

1,794

0,075

5,3

–0,098

0,099

–0,996

0,321

Достижение

β

SE

t

p

3,7

0,191

0,087

2,194

0,030

4,6

0,056

0,061

0,913

0,363

5,6

–0,091

0,094

–0,968

0,334

 

Обсуждение результатов

По результатам исследования различий между армянской и российской выборками по различным типам идентичности и психологическому благополучию было выявлено, что армяне Армении и Кубани значимо различаются между собой по этнической, гражданской, религиозной, локальной идентичностям и психологическому благополучию.

Данные результаты находятся в соответствии с результатами предыдущих исследований. Как показывает ряд исследований, представители этнической общности в диаспоре острее чувствуют свою этническую принадлежность, «инаковость» по отношению к представителям этнического большинства [Берберян, 2019; Берберян, 2016; Варданян, 2005]. Если в титульном этносе армянская этническая идентичность связана с культурой, языком, историей и национальными традициями, то в армянской диаспоре в России идентичность связана не только с национальными корнями, но также с принадлежностью к группе этнического меньшинства, необходимостью адаптации к новой социокультурной среде и социальной мобильностью [Galyapina, 2023]. Армянская диаспора Кубани формируется вокруг храмов Армянской Апостольской церкви, которая является не только собственно религиозной организацией, но и влиятельным социальным, образовательным и культурным центром. Соответственно, для российских армян характерен более высокий уровень религиозной идентичности.

По результатам исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями было выявлено, что религиозная идентичность в обеих группах была связана с этнической, гражданской, локальной идентичностями. Армянская молодежь проявляет яркую этническую идентичность, однако высокий интерес к другим языкам и культурам указывает на то, что гражданская идентичность не противопоставляется этнической, а создает новую систему самоидентификации граждан. В этой системе этническая принадлежность не теряет своего значения и отождествляется с гражданской идентичностью [Старченко, 2018].

Интересно отметить, что молодежь в армянской диаспоре в России может столкнуться с трудностями в сохранении своей этнической идентичности и связи с культурой своих предков. Это может быть вызвано, например, трудностями в изучении родного языка и доступности культурных ресурсов. Тем не менее можно утверждать, что этническая принадлежность продолжает оставаться важным фактором для формирования идентичности молодежи. Однако в современных условиях глобализации и миграции армянская молодежь сталкивается с новыми вызовами, которые могут повлиять на ее понимание идентичности. Армянская диаспора стремится к сохранению экстравертных и коллективистских черт своей этнической нормативности, которые направлены на поддержку и защиту своих представителей [Джангозян, 2014; Константинов, 2014].

По результатам исследования связи между ценностями и религиозной идентичностью армян России и Армении было выявлено, что у армян России и Армении присутствуют общие ценностные основания религиозной идентичности: ценности Традиция и Благожелательность – Чувство долга. Более того, у респондентов из Армении следующие ценности влияют на уровень религиозной идентичности: Традиция и Конформизм – Межличностный. У респондентов из России присутствует связь между следующими ценностями и уровнем идентичности: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила.

По результатам исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием армян России и Армении было выявлено, что в исследуемых группах не обнаружено прямой связи между уровнем религиозной идентичности и психологическим благополучием, однако был выявлен модерационный эффект ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.

Для армян, проживающих за пределами своей родины, важнейшим способом самоопределения является взаимосвязанная самоинтерпретация, которая зависит от того, насколько их поведение соответствует ценностям и нормам этнической группы. Стремление понимать этнокультурную идентичность у них выражается в рамках данного соответствия с учетом своей индивидуальности. Понимание этнокультурной идентичности выступает также результатом социокультурной ситуации, в которой находится индивид и этнос [Ценности, идентичности и, 2022; Этнические группы и, 2006].

Одним из важных элементов этнокультурного идеала является патриотизм, который воспринимается как этнический и государственный патриотизм. Кроме того, уважение к старшим является значимым аспектом этнокультурной идентичности армянской диаспоры, оно способствует сохранению связи с культурой и традициями своего народа [Хобсбаум, 2000]. Как показали результаты наших предыдущих исследований, молодежь из Армении высоко ценит субъектность, включающую в себя ответственность, самостоятельность, решительность, ум и сдержанность как ключевые элементы этнокультурного идеала. Данные черты проявляются в отношении к другим людям, в том числе гостеприимство, позитивное отношение, верность дружбе, общительность, отсутствие грубости, вороватости и наглости. Важным фактором проявления субъектности является трудовая деятельность, которая включает работоспособность, добросовестность и отсутствие стремления к лени и легким путям. Важное место в этнокультурном идеале занимает также патриотизм. Наряду с патриотизмом, сакральные ценности и религиозность также играют важную роль в армянской культуре. Ценность общения с другими людьми является важной характеристикой армянской культуры, в особенности в контексте гостеприимства, верности дружбе, уважения к старшим, щедрости и отсутствии агрессивности и воровства. Данные ценности служат для выражения интерсубъективных экзистенциальных качеств и имеют межличностное приложение [Берберян, 2016; Витяев, 2023].

Как было выявлено в наших предыдущих исследованиях, особенность самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе заключается в неразрывности понятий гражданской и этнической принадлежности к своей культуре, истории и народу. Множественность идентичностей становится обычным делом в случае, когда люди вынуждены жить в диаспоре. Данный процесс влияет на процесс самопонимания этнокультурной идентичности. Особенностью самопонимания является осознание ответственности перед общинами и понимание этнической сплоченности как личностной ценности. Процесс самопонимания этнокультурной идентичности в условиях диаспоры представляет собой поиск бытийных ценностей в этнокультурном пространстве как исторической родины, так и страны проживания [Берберян, 2016]. Люди стремятся синтезировать эти ценности в личностном смысле, чтобы наладить гармоничную связь между своим прошлым и настоящим, между культурой, которую они приносят с собой, и культурой страны, в которой они живут. Они осознают свою ответственность перед общиной, искренне стремятся сохранить и продвигать свою этнокультурную идентичность, что позволяет им чувствовать себя связанными с этнокультурной группой и находить свое место в обществе [Берберян, 2019; Берберян, 2016; Kendirjian, 2022].

 

Выводы

  1. Результаты проведенного исследования показали, что у армянской молодежи Краснодарского края России значимо выше, чем у молодежи Армении, уровень этнической, гражданской, религиозной, локальной идентичности, а также психологического благополучия. Религиозная идентичность в исследуемых группах напрямую связана с этнической, гражданской и локальной идентичностями.
  2. Общими ценностными основаниями религиозной идентичности армянской молодежи Армении и Кубани являются Традиция и Чувство долга. На религиозную идентичность респондентов Армении влияет ценность Конформизм – Межличностный, а респондентов России – Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Конформизм – Правила.
  3. Прямой связи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в исследуемых группах не выявлено, но обнаружен модерационный эффект ценностей в их взаимосвязи. У респондентов Армении позитивную модерирующую роль играют ценности Репутация и Универсализм – Забота о других. Для респондентов Кубани характерен «межличностный конформизм», отрицательный умеренный эффект наблюдается по ценностям: Универсализм – Толерантность, Самостоятельность действий, Стимуляция, Достижение, Власть-ресурсы, Доминирование, метаценностям Открытость изменениям и Самоутверждение.
  4. Дальнейшие перспективы исследования связаны с изучением особенностей структуры религиозной идентичности армянской молодежи и влияния религиозной идентичности на представление о будущем и жизненных перспективах в титульном армянском этносе и сопряженной диаспоре разных регионов России.

Литература

  1. Арутюнян С.Ф. Проблема идентичности в психологии // Вестник Ереванского университета. Сер. Философия, Психология. 2010. № 4. С. 68–82.
  2. Берберян А.С., Берберян Э.С., Тучина О.Р. Соотношение гражданской и этнической идентичности у армянской молодежи с разной длительностью проживания в Армении // Психологический журнал. 2019. Том 40. № 6. С. 44–54. DOI:10.31857/S020595920007315-2
  3. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Российский психологический журнал. 2016. Том 13. № 3. С. 178–189.
  4. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: дисс. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2005. 230 с.
  5. Витяев С.М. Религиозная идентичность как ценность личности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2023. Т. 13. № 4(44). С. 131–138.
  6. Джангозян С. Некоторые аспекты проявления этнической идентичности в диаспоре // Вестник Ереванского университета. 2014. Том 1. № 142. Международные отношения, Политология. С. 64–73.
  7. Кардиа К. Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о распятии. М.: Центр книги Рудомино, 2011. 160.
  8. Константинов В.В., Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 1. С. 71–79.
  9. Константинов В.В., Осин Р.В. Социальная и этническая идентичность подростков-мигрантов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2023. Т. 8. № 2(30). С. 36–56. DOI:10.38098/ipran.sep_2023_30_2_03
  10. Косиченко А.Г. Глобализация и религия // Век глобализации. 2013. № 1. С. 47–58. DOI:10.30884/vglob/2020.03.09
  11. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 359 с.
  12. Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 491 с.
  13. Омельченко Д.А., Максимова С.Г. Этничность и религиозность: взаимосвязи и различия в условиях полиэтничного региона российского приграничья // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2023. Т. 1. № 12. С. 205–214.
  14. Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А. Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9. № 2. С. 127–143. DOI:10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-10
  15. Старченко Р.А., Карапетян Р.С., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Социально-демографические и этнокультурные ориентации молодежи Армении и России // Вестник общественных наук. 2018. № 2. С. 170–181.
  16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
  17. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 2012. Том 2. № 30. С. 21–51.
  18. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. Донецк: Донбасс, 1999. 123 с.
  19. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. Том 1. № 8. С. 47–62.
  20. Ценности, идентичности и межкультурные отношения в России: кросс-региональный анализ / Под ред. В.Н. Галяпиной, Н.М. Лебедевой. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2022. 212 с.
  21. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сб. ст. / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое изд-во, 2006. 200 с.
  22. Bakalian A. Armenian identity in the United States among second generation cohorts // Arméniens et Grecs en Diasporic: Approches Comparatives. Colloque Européen et International, Ecole Francaise d’Athénes. 2001. P. 4–7.
  23. Berberyan A. Impact of Internet Dependence on the Life Meaning System of Personality // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 258. P. 07061. DOI:10.1051/e3sconf/202125807061
  24. Berberyan A.S., Berberyan H.S. Psychological characteristics of the value orientation system of Armenians in title ethnos and Russian diaspora // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7. № 2. P. 11– DOI:10.5937/IJCRSEE1902011A
  25. Castells M. The power of identity. John Wiley & Sons, 2011. 592 p.
  26. Chernobrov D., Wilmers L. Diaspora identity and a new generation: Armenian diaspora youth on the genocide and the Karabakh war // Nationalities Papers. 2020. Vol. 48. No. 5. P. 915–930. DOI:10.1017/nps.2019.74
  27. Der-Karabetian A., Tagēsean A. Armenian ethnic identity in context: Empirical and psychosocial perspective. Haigazian University Press, 2018. 269 p.
  28. Galyapina V.N., Tuchina O.R., Apollonov I.A. Mutual acculturation of Russians and Armenians in the Krasnodar territory // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2023. Vol. 20. № 2. P. 197– DOI:10.22363/2313-1683-2023-20-2-197-210
  29. Kendirjian K. The Role of the Armenian Apostolic Church in the Lebanese-Armenian Identity Formation. Diss. Lebanese American University, 2022. 63 p. DOI:26756/th.2022.519
  30. Martsinkovskaya T., Kiseleva E., Markovskaya O., Gavrichenko O. Sociocultural Identity In A Situation Of Crisis Transitivity // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 94. P. 474–480. DOI:10.15405/epsbs.2020.11.02.58
  31. Nersessian V.N. Armenian Christianity. The Blackwell Companion to Eastern Christianity, 2007. P. 23–46.
  32. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions // Journal of counseling Psychology. 2007. Vol. 54. No. 3. P. 271–281. DOI:10.1037/0022-0167.54.3.271
  33. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069–1081.
  34. Schwartz S.H., Cieciuch J. Measuring the refined theory of individual values in 49 cultural groups: psychometrics of the revised portrait value questionnaire // Assessment. 2022. Vol. 29. No. 5. P. 1005–1019. DOI:10.1177/1073191121998760
  35. Tatarko A., Berry J.W. Acculturation strategies and psychological adaptation of two generations of the same ethnic minority group in different sociopolitical contexts // International Journal of Intercultural Relations. 2024. Vol. 100. Т. 101970.
  36. Umaña-Taylor A.J. Ethnic identity. Handbook of identity theory and research, 2011. P. 791–809.
  37. Ward C., Szabó Á. Acculturation, cultural identity and well-being // Nat Rev Psychol. 2023. No. 2. P. 267–282. DOI:10.1038/s44159-023-00171-2
  38. Werbner P. Religious identity. The Sage handbook of identities, 2010. P. 233–257.
  39. Yust K.M. Cultivating Christians: North American family cultures and religious identity formation. Children’s Spirituality and Traditions. Routledge, 2024. P. 22–35

Информация об авторах

Берберян Ася Суреновна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Российско-Армянский (Славянский) университет (ГОУ ВПО РАУ), Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0321-0161, e-mail: aspsy@inbox.ru

Берберян Эрмине Самвеловна, PhD, психолог, Профессиональная общественная организация «Союз психологов Армении», Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3889-5933, e-mail: hermpsy@mail.ru

Тучина Оксана Роальдовна, доктор психологических наук, профессор кафедры физики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» (ФГБОУ ВО КубГТУ), профессор кафедры психологии личности и общей психологии «Кубанский Государственный университет» (ФГБОУ ВО КубГУ), Краснодар, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5525-7645, e-mail: tuchena@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 129
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 23

 Скачиваний PDF

За все время: 36
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 165
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 24

!
Портрет читателя
Пройти опрос