Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 6. С. 99–113
doi:10.17759/pse.2024290607
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Этническая, гражданская и глобальная идентичности русских старшеклассников: связь с ценностями
Аннотация
Статья посвящена анализу характера взаимосвязи индивидуальных ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями у старшеклассников из Смоленска, Хабаровска и Москвы, идентифицировавших себя как русские. Установлено, что общим предиктором этнической идентичности у русских старшеклассников, независимо от региона проживания, выступают ценности, входящие в метаценность Сохранение, а общим предиктором глобальной идентичности – ценности, входящие в метаценность Самопреодоление. Выявлен ряд специфических для каждой выборки связей индивидуальных ценностей с тремя видами идентичности: ресурсом поддержания этнической и гражданской идентичностей у московских старшеклассников выступает ценность блока Самопреодоление (Универсализм); ресурсом глобальной идентичности у смоленских старшеклассников выступает ценность блока Сохранение (Безопасность), у хабаровских – ценность блока Открытость изменениям (Самостоятельность), а у московских – ценность блока Самоутверждение (Достижение). Делается вывод о том, что наличие специфических связей обусловлено различиями в географическом и социально-экономическом положении исследуемых регионов.
Общая информация
Ключевые слова: индивидуальные ценности, этническая идентичность, гражданская идентичность, глобальная идентичность, раннеюношеский возраст, российские старшеклассники
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290607
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01283, https://rscf.ru/project/23-28-01283/
Получена: 12.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Гриценко В.В., Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В. Этническая, гражданская и глобальная идентичности русских старшеклассников: связь с ценностями // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. С. 99–113. DOI: 10.17759/pse.2024290607
Полный текст
Введение
Интерес науки к проблеме развития личности, проявления различных видов социальной идентичности – одно из следствий усиления в динамично изменяющихся условиях субъективной значимости для индивидов их причастности к большим социальным общностям, таким как этнос, страна и человечество в целом. Результаты исследований показывают, что ощущение себя членом указанных групп вместе с эмоционально-ценностными проявлениями этого членства дает возможность индивиду удовлетворить базовые потребности в психологической безопасности, принятии, самоуважении [2; 4; 9; 10; 11; 17].
Подтверждение важной роли этнической, гражданской и глобальной идентичности в обеспечении психологической защищенности и стабильности человека ставит перед исследователями задачу раскрытия взаимосвязи данных видов идентичностей и ценностей. Особое значение изучение связей ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями приобретает для периода раннего юношеского или старшего школьного возраста, так как именно на данном этапе развития личности идет интенсивный процесс социального самоопределения человека, процесс отождествления себя с различными социальными группами и формирования ценностного отношения к ним [21; 22].
В науке накоплен определенный эмпирический материал о связях этнической и гражданской идентичностей с индивидуальными ценностями [5; 7; 16; 18; 28]. Так, согласно исследованию С. Рокас и ее коллег, идентификация с нацией положительно связана с ценностями Сохранения и отрицательно – с ценностями Открытости изменениям [28]. В исследовании З.Х. Лепшоковой на выборке русского этнического большинства выявлено наличие положительной связи ценностей Сохранения с позитивностью этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностями [7]. Частично совпадающие с предыдущими исследованиями результаты получены также на выборке русских в исследовании В.А. Федотовой: ценности социального фокуса (Сохранение и Самопреодоление) оказались положительно связаны с формированием позитивной этнической и гражданской идентичностями русских, тогда как ценности личностного фокуса (Открытость изменениям и Самоутверждение) – негативно связаны с их формированием. Наибольший вклад при этом в связь ценностей с этнической и гражданской идентичностями внесла ценность Традиции [16].
В то же время на выборке сербских студентов, в зависимости от того, владели ли они одним или двумя языками, были получены более разнообразные связи между ценностями и этнической идентичностью. Ориентация студентов-монолингвов на ценность Традиция (входит в метаценность Сохранение) положительно коррелировала с таким видом этнической идентичности, как этнофанатизм; ориентация на ценность Универсализм (входит в метаценность Самопреодоление) – положительно коррелировала с этнонигилизмом; наконец, ориентация на ценность Стимуляция (входит в метаценность Открытость изменениям) положительно коррелировала с позитивной этнической идентичностью. У студентов-билингвов была выявлена одна значимая положительная связь: между ориентацией на ценность Гедонизм (входит в метаценность Самоутверждение) и таким типом этнической идентичности, как этноизоляционизм [5].
Описанные выше результаты исследований получены на выборках взрослых людей. Тогда как исследования, раскрывающие характер взаимосвязи этнической и гражданской (национальной) идентичностей с ценностями на этапе взросления, в подростковом и раннем юношеском возрасте, довольно редки. Среди последних исследований отметим зарубежное лонгитюдное исследование с интервалом в 1 год, проведенное в группах еврейских подростков – израильтян (большинство) и арабских подростков – граждан Израиля (меньшинство) [20]. В обеих группах были выявлены положительные связи национальной идентичности с ценностями Сохранение, а также отрицательные связи с ценностями Универсализм (метаценность Самопреодоление) и Открытость изменениям. Однако если указанные связи национальной идентичности с ценностями Сохранение и Универсализм были обнаружены в обоих срезах лонгитюда, то связь национальной идентичности с ценностью Открытость изменениям – лишь во втором срезе. Кроме того, среди арабских подростков из числа меньшинств была выявлена положительная связь ценности Власть (метаценность Самоутверждение) с национальной идентификацией, что является свидетельством того, что ориентация на реализацию своих амбиций в отношении статуса, влияния и контроля над ресурсами может усиливать идентификацию арабских подростков как израильтян [20]. В еще одном исследовании зарубежных коллег, проведенном на китайских школьниках, выявлены положительные связи национальной идентичности со всеми ценностями высшего порядка (по Ш. Щварцу): Сохранение, Самопреодоление, Самоутверждение, Открытость изменениям [23].
Исследований, посвященных изучению связи ценностей и глобальной идентичности за последние пять лет, мы не обнаружили. В то же время известно, что глобальная идентичность тесно связана с такими основополагающими характеристиками личности, как низкий уровень этноцентризма, авторитарности и социального доминирования; высокий уровень межкультурной компетентности, доброжелательности, доверия к людям; убежденность личности в благосклонности и осмысленности мира; наличие нравственной позиции [11; 26; 27]. В свою очередь, отсутствие авторитаризма и этноцентризма, наличие высокого уровня межкультурной компетентности включают в себя такие характеристики, как открытость, интерес, толерантность к новому, иному, непохожему, которые положительно связаны с ценностями Открытости изменениям, а такие характеристики, как высокая доброжелательность и высокая сознательность, положительно связаны с ценностями заботы о людях, природе или ценностями Самопреодоления [1]. Согласно другим исследованиям, глобальное мировоззрение включает в себя такие компоненты, как космополитизм, гибкость, глубину и критичность мышления [25], способность к эффективной коммуникации, позитивное отношение к глобализационным изменениям и способность быстро адаптироваться к ним [30].
Таким образом, наличие в науке данных о неоднозначном и противоречивом характере взаимосвязей индивидуальных ценностей с этнической и гражданской идентичностями, а также отсутствие данных о непосредственных взаимосвязях их с глобальной идентичностью актуализирует проблему необходимости изучения мотивационно-ценностной детерминации этнической, гражданской и глобальной идентичностей в раннеюношеском или старшем школьном возрасте как наиболее сензитивном для социального самоопределения и отождествления себя с различными социальными группами.
Целью нашего исследования являлось определение характера взаимосвязи индивидуальных ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из разных регионов страны. Наше внимание было сфокусировано на русских старшеклассниках, проживающих в центральном (г. Смоленск и г. Москва) и дальневосточном (г. Хабаровск) российских регионах, отличающихся высокой долей русского населения – более 90% [14]. Выбор данных городов обусловлен также вероятными различиями в ценностных приоритетах у жителей, связанных с географическим расположением городов и ориентацией жителей на так называемые «западные» (близость Смоленска к странам Европы) или «восточные» (близость Хабаровска к Китаю и Японии) ценности, а также близостью (Смоленск) или удаленностью (Хабаровск) от столицы и крупнейшего мегаполиса (Москва) [3; 6; 13]. Еще одна линия ценностных различий, согласно теории межгенерационных ценностных изменений [24], может быть связана с особенностями социально-экономической ситуации в исследуемых нами регионах [12]. Так, в рейтинге российских регионов по качеству жизни в 2023 г. Смоленская область является наименее благоприятным регионом, занимая 51-ю строчку, тогда как Хабаровский край – 31-ю, а Москва – 1-ю [15]. Однако довольно сложно предусмотреть, будут ли различия в характере взаимосвязи индивидуальных ценностей с этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из центрального и дальневосточного регионов страны, но предположить их наличие позволяют данные исследований, подтверждающих межрегиональную неоднородность ценностных приоритетов у российской молодежи [8; 19]. Мы поставили исследовательский вопрос: существуют ли универсальные и специфические взаимосвязи между индивидуальными ценностями и этнической, гражданской и глобальной идентичностями у русских старшеклассников из Москвы, Смоленска и Хабаровска?
Выборка, процедура и основной инструментарий исследования
В исследовании приняли участие 484 старшеклассника-гражданина России в возрасте от 15 до 18 лет, идентифицировавшие себя как русские. В выборку центрального региона вошли 155 старшеклассников из Москвы (M=16, SD=0,79, 54% девушек) и 156 старшеклассников из Смоленска (M=16, SD=0,49, 63% девушек). Выборку из дальневосточного региона составили 173 старшеклассника из Хабаровска (M=16,8, SD=0,71, 66% девушек).
Социально-психологический опрос проходил очно на базе средних образовательных школ Смоленска, Москвы, Хабаровска с использованием онлайн-платформы anketolog.ru в период с мая по декабрь 2023 года.
Методики измерения. Для выявления этнической, гражданской и глобальной идентичностей использовалась расширенная и модифицированная нами методика «Идентификация с человечеством» (IWAH) С. МакФарленда [27] в адаптации Т.А. Нестика [11], состоящая из 9 вопросов, на каждый из которых предлагалось пять ответов, построенных по типу шкалы Ликерта и отражающих отношение респондентов: 1) к людям своей национальности, 2) к гражданам России и 3) к людям, живущим на нашей планете. (Пример утверждения: как много общего, на ваш взгляд, между вами и этими группами людей? Варианты ответов: 1 – совершенно ничего общего, 2 – мало общего, 3 – есть что-то общее, 4 – немало общего, 5 – очень много общего»). Коэффициенты альфа Кронбаха для каждой шкалы представлены в табл. 1.
Индивидуальные ценности измерялись с помощью обновленного «Портретного ценностного опросника» Ш. Шварца (PVQ-RR) [29], адаптированного на российской выборке, включающего 57 утверждений, каждое из которых необходимо было оценить по шкале от 1 до 6, в зависимости от того, в какой степени описанный человек похож на респондента [18].
Контрольными переменными исследования выступили возраст, пол, а также уровень материального положения семьи респондентов, который определялся в соответствии со шкалой: 1 – на данный момент моя семья испытывает значительные материальные трудности; 2 – сейчас моей семье хватает денег только на самое необходимое; 3 – на данный момент моя семья не испытывает материальных трудностей, можем позволить себе многое; 4 – нынешнее материальное положение моей семьи позволяет мне ни в чем себе не отказывать.
Обработка и анализ данных осуществлялись с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 23. Применялись методы описательной статистики, регрессионный анализ. Проверка данных на нормальность распределения была выполнена с помощью теста Колмогорова-Смирнова. В качестве зависимых переменных в регрессионном анализе выступили этническая, гражданская и глобальная идентичности. Предикторами выступили 10 базовых индивидуальных ценностей.
Результаты исследования
Проверка данных на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (коррекция значимости Лильефорса) продемонстрировала их соответствие нормальному распределению (на уровне значимости 0,05) во всех трех исследуемых выборках.
Описательная статистика по результатам исследования представлена в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения, стандартные отклонения и согласованность шкал (коэффициенты альфа Кронбаха) оценки основных переменных исследования у русских старшеклассников из Смоленска (N=156), Хабаровска (N=173) и Москвы (N=155)
Шкалы |
Смоляне |
Хабаровчане |
Москвичи |
||||||
М |
SD |
Коэффициент α Кронбаха |
М |
SD |
М |
SD |
коэффициент α Кронбаха |
||
Индивидуальные ценности (по Ш. Шварцу) (min=1, max=6) |
|||||||||
Стимуляция |
4,26 |
0,81 |
0,80 |
4,13 |
1,08 |
0,72 |
4,13 |
1,01 |
0,81 |
Гедонизм |
5,10 |
0,2 |
0,75 |
4,93 |
0,92 |
0,71 |
4,98 |
0,83 |
0,84 |
Достижение |
4,95 |
0,78 |
0,77 |
4,77 |
1,05 |
0,81 |
4,78 |
0,97 |
0,81 |
Традиция |
3,64 |
1,28 |
0,72 |
3,04 |
1,35 |
0,84 |
3,57 |
1,44 |
0,82 |
Самостоятельность |
5,17 |
0,55 |
0,71 |
5,04 |
0,66 |
0,83 |
5,04 |
0,69 |
0,81 |
Власть |
3,60 |
1,04 |
0,81 |
3,49 |
1,18 |
0,83 |
3,53 |
1,07 |
0,79 |
Безопасность |
4,88 |
0,74 |
0,84 |
4,74 |
0,75 |
0,81 |
4,68 |
0,83 |
0,82 |
Конформизм |
4,30 |
0,79 |
0,86 |
4,07 |
0,93 |
0,79 |
4,07 |
0,91 |
0,72 |
Универсализм |
4,53 |
0,78 |
0,80 |
4,12 |
0,82 |
0,72 |
4,11 |
0,9 |
0,74 |
Благожелательность |
5,33 |
0,56 |
0,81 |
5,15 |
0,71 |
0,75 |
5,11 |
0,82 |
0,81 |
Виды социальной идентичности (min=1, max=5) |
|||||||||
Этническая идентичность |
3,46 |
0,88 |
0,85 |
3,23 |
0,97 |
0,81 |
3,42 |
0,9 |
0,76 |
Гражданская идентичность |
3,6 |
0,86 |
0,80 |
3,39 |
0,91 |
0,77 |
3,54 |
0,91 |
0,71 |
Глобальная идентичность |
3,23 |
0,83 |
0,76 |
2,91 |
0,99 |
0,82 |
3,14 |
0,99 |
0,72 |
Примечание: жирным шрифтом выделены наибольшие средние значения (курсивом – наименьшие) по каждой оцениваемой характеристике среди школьников трех регионов.
Для анализа взаимосвязей этнической, гражданской и глобальной идентичностей с индивидуальными ценностями был использован иерархический регрессионный анализ с контролем основных социально-демографических переменных. На первом шаге была произведена оценка вклада социально-демографических характеристик старшеклассников (пол, возраст, материальное положение семьи) в дисперсию показателей трех видов идентичностей, а на втором шаге – оценка вклада ценностей.
Не выявлено значимых взаимосвязей между тремя типами идентичности и уровнем материального положения респондентов (табл. 2). У школьников из Москвы и Хабаровска возраст также не связан с зависимыми переменными. В то же время для более старших русских школьников из Смоленска характерна более выраженная идентификация с представителями русской национальности (β=0,20, p<0,01) и гражданами своей страны (β=0,20, p<0,01). У юношей из Хабаровска этническая (β=-0,28, p<0,000) и гражданская (β=-0,21, p<0,01) идентичности выражены в большей степени, чем у девушек, а у смолян подобная зависимость выявлена только в отношении этнической идентичности (β=-0,18, p<0,05). У юношей-москвичей этническая (β=-0,16, p<0,05) и гражданская (β=-0,19, p<0,01) идентичности выражены в большей степени, чем у девушек.
Таблица 2
Иерархический регрессионный анализ связей этнической, гражданской и глобальной идентичностей смоленских (N=156), хабаровских (N=173) и московских (N=155) старшеклассников с их индивидуальными ценностями при контроле социально-демографических параметров
Предикторы |
Зависимые переменные |
||||||||
Этническая идентичность |
Гражданская идентичность |
Глобальная идентичность |
|||||||
С |
Х |
М |
С |
Х |
М |
С |
Х |
М |
|
Возраст |
0,20** |
0,03 |
0,10 |
0,20** |
0,01 |
0,08 |
0,1 |
0,002 |
0,01 |
Пол 1 – м, 2 – ж |
-0,18* |
-0,28*** |
-0,16* |
-0,12 |
-0,21** |
-0,19** |
0,11 |
-0,06 |
-0,003 |
Материальное положение семьи |
-0,06 |
0,02 |
0,04 |
-0,03 |
-0,02 |
0,01 |
-0,03 |
0,02 |
-0,03 |
Ценности (по Ш. Шварцу) |
|||||||||
Стимуляция |
0,13 |
-0,08 |
0,08 |
0,08 |
-0,07 |
0,10 |
-0,02 |
-0,13 |
0,12 |
Гедонизм |
0,01 |
-0,05 |
-0,07 |
0,05 |
0,03 |
-0,05 |
0,04 |
-0,08 |
-0,04 |
Достижение |
-0,07 |
0,14 |
0,20* |
-0,06 |
0,17 |
0,19 |
-0,16 |
0,07 |
0,25** |
Традиция |
0,21* |
0,35*** |
0,30** |
0,25** |
0,23** |
0,15 |
0,07 |
0,08 |
-0,05 |
Самостоятельность |
-0,12 |
0,14 |
-0,19 |
-0,14 |
0,13 |
-0,17 |
0,09 |
0,20** |
-0,15 |
Власть |
0,08 |
-0,18* |
-0,18 |
0,10 |
-0,24** |
-0,16 |
0,11 |
-0,06 |
-0,15 |
Безопасность |
0,34*** |
0,11 |
0,16 |
0,28** |
0,12 |
0,24* |
0,28** |
-0,19 |
-0,15 |
Конформизм |
0,23* |
-0,04 |
-0,16 |
0,33** |
0,05 |
-0,06 |
0,10 |
0,04 |
0,17 |
Универсализм |
0,08 |
0,19 |
0,20* |
0,04 |
0,14 |
0,25* |
0,28* |
0,37** |
0,42*** |
Благожелательность |
-0,09 |
-0,10 |
0,11 |
-0,12 |
-0,13 |
-0,03 |
-0,10 |
-0,08 |
-0,03 |
R2 |
0,41*** |
0,31*** |
0,31*** |
0,36*** |
0,27*** |
0,21*** |
0,18*** |
0,17*** |
0,22*** |
F |
7,43 |
6,97 |
4,85 |
7,71 |
4,55 |
4,15 |
3,64 |
3,71 |
4,40 |
ΔR2 |
0,36 |
0,30 |
0,28 |
0,38 |
0,24 |
0,25 |
0,21 |
0,23 |
0,29 |
Примечание: обозначения в названиях столбцов: «С» – смоляне, «Х» – хабаровчане и «М» – москвичи; в таблице представлены показатели моделей второго шага иерархической регрессии; представлены стандартизированные коэффициенты регрессии (β); * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001; R2 (скорректированный) – доля объясненной дисперсии зависимой переменной; изменения R2 значимы на уровне p<0,001 во всех моделях; F – статистика Фишера. VIF – коэффициенты мультиколлинеарности для всех регрессоров в моделях имеют приемлемые значения (в интервале от 1,04 до 1,63). Таблицы с корреляциями между центрированными значениями ценностей и зависимыми переменными представлены в Приложении.
Выявлена общая для всех старшеклассников (смолян, хабаровчан, москвичей) положительная связь этнической идентичности с ценностью Традиция. Кроме этого, этническая идентичность положительно связана с ценностями Безопасность и Конформизм у смолян, отрицательно – с ценностью Власть у хабаровчан и положительно – с ценностями Достижение и Универсализм у москвичей.
Общих для трех групп старшеклассников связей гражданской идентичности с индивидуальными ценностями мы не обнаружили. В то же время у смолян выявлен аналогичный (как и в отношении этнической идентичности) паттерн связи гражданской идентичности с ценностями Традиция, Безопасность и Конформизм. Гражданская идентичность у хабаровчан положительно связана с ценностью Традиция и отрицательно – с ценностью Власть, а у москвичей – положительно связана с ценностями Безопасность и Универсализм.
При анализе связей глобальной идентичности с ценностями была выявлена как общая для всех старшеклассников положительная связь глобальной идентичности с ценностью Универсализм, так и регионально-специфические связи: положительные связи глобальной идентичности у смолян с ценностью Безопасность, у хабаровчан – с ценностью Самостоятельность, а у москвичей – с ценностью Достижение.
Обсуждение результатов
При анализе связей индивидуальных ценностей с этнической идентичностью было обнаружено, что общим предиктором выраженности этнической идентичности у всех старшеклассников, независимо от региона проживания, выступает ценность Традиция (как компонент метаценности Сохранение), т.е. выраженная этническая идентичность у русских старшеклассников связана с принятием и сохранением традиционных норм, представлений, правил, образцов жизни. Сходные результаты были получены и на других российских выборках [7; 16]. Данный эффект в наибольшей степени проявился у смоленских старшеклассников, у которых наряду с ценностью Традиция предикторами выраженности этнической идентичности выступили также и две другие ценности, входящие в метаценность Сохранение, – ценности Конформизм (ограничение побуждений и действий, причиняющих вред другим людям или нарушающих социальную гармонию) и Безопасность (стабильность, гармония общества, ближайшего окружения и самого индивида). Интересно, что у смоленских школьников ценности Сохранения оказались предиктором и гражданской российской идентичности, что согласуется с данными исследования З.Х. Лепшоковой и подтверждает вывод о том, что для представителей русского этноса как этнического большинства РФ характерно слияние этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностей в единую этно-национальную идентичность [7].
У старшеклассников-хабаровчан этническая и гражданская идентичности также имеют одинаковые ценностные предикторы – это значимость ценности Традиция (как компонента метаценности Сохранение) и отрицание ценности Власть (как компонента метаценности Самоутверждение). Иными словами, если ориентация на ценности сохранения традиций и поддержания стабильности общества выступает для хабаровских школьников фактором идентификации с русским этносом и гражданами России, то ориентация на достижение высокого статуса, престижа, влияния на других людей таким фактором не является. Наши данные, полученные на русских старшеклассниках, составляющих этническое большинство в исследуемых российских регионах, в целом согласуются с данными, полученными на выборке еврейских подростков, составляющих этническое большинство в Израиле, и расходятся с данными, полученными на выборке арабских подростков, составляющих этническое меньшинство в Израиле [20]. Учитывая, что сегодняшние общества, включая российское, становятся все более поликультурными, возникает необходимость изучения российских старшеклассников, составляющих этнические меньшинства в регионах РФ.
У старшеклассников из Москвы, также как у старшеклассников из Смоленска и Хабаровска ценности Сохранение выступают предикторами этнической (ценность Традиция) и гражданской (ценность Безопасность) идентичностей. В то же время у московских школьников, в отличие от школьников из смоленского и хабаровского регионов, предиктором этнической, гражданской, а также глобальной идентичностей является также ценность Универсализм (понимание и поддержание благополучия всех людей, забота о природе), входящая в метаценность Самопреодоление. Иными словами, в сознании московских школьников с выраженной ориентацией на заботу о благополучии других людей выражены идентификации и с русскими, и с гражданами России, и с человечеством в целом. Возможно, это связано с тем, что отношения жителя мегаполиса с другими людьми во многом определяются представлениями о равенстве и свободе каждого человека [9].
Наличие связей глобальной идентичности с ценностью Универсализм, входящей в блок ценностей высшего порядка Самопреодоление (выход за пределы собственного эго), подтверждает тезис ряда исследователей о том, что идентификация с человечеством прямо связана с уровнем нравственной зрелости индивида [26]. В то же время в нашем исследовании обнаружен ряд регионально-специфических положительных связей глобальной идентичности с ценностями, включенными в метаценности, находящиеся (согласно Ш. Шварцу) в оппозиции друг к другу: у смолян – с ценностью Безопасность (метаценность Сохранение), у хабаровчан – с ценностью Самостоятельность (метаценность Открытость изменениям), у москвичей – с ценностью Достижение (метаценность Самоутверждение). Тот факт, что ценность Безопасность выступает у смоленских старшеклассников детерминантой глобальной идентичности (так же как этнической и гражданской), может быть объясняется близостью места их проживания к западным рубежам РФ и пониманием того, что реализация ценностей безопасного, стабильного и гармоничного существования общества, семьи, самого человека, особенно в нынешних социально-политических условиях, зависит от многих людей. Поэтому возможно значимость ценности Безопасность способствует усилению у смоленских школьников идентификации с представителями больших социальных групп: этнос, граждане страны, человечество в целом. Значимый вклад ценности Самостоятельность в ощущение себя представителем всего человечества у хабаровских школьников, на наш взгляд, можно объяснить следующим образом. Переориентация России в последние годы на Восток, развитие различных форм сотрудничества и взаимодействия между Дальним Востоком и Китаем, с одной стороны, создает возможности для широкой вовлеченности населения Хабаровского края в глобализационные процессы и развитие глобальной идентичности у его жителей [3; 6]. С другой стороны, густонаселенный, экономически развитый Китай, соседствующий с малонаселенной территорией Хабаровского края, воспринимается как угроза безопасности России, как угроза «русскости» [13], что в свою очередь, вероятно, является триггером актуализации у жителей российско-китайского приграничья потребностей в автономности, независимости, самостоятельности.
Значимый вклад ценностей Достижение в идентификацию со всем человечеством у московских старшеклассников также может быть обусловлен особенностями социально-культурного контекста. Молодые люди Москвы по сравнению с молодежью Смоленска и Хабаровска обладают бОльшим потенциалом для достижения личного успеха и карьерного роста, в том числе и на мировом уровне [17]. В столице несоизмеримо больше, чем в региональных городах, представлены международные компании, более востребованы знания иностранных языков, имеются более широкие возможности для международных стажировок и т.п. Вероятно, в том числе и поэтому ориентация на ценность Достижение выступает предиктором выраженности глобальной идентичности у московских старшеклассников.
Основные итоги исследования
-
Универсальным предиктором этнической идентичности у опрошенных русских старшеклассников, независимо от региона проживания, выступают ценности Сохранения. При этом наибольший вклад в выраженность этнической идентичности вносит ценность Традиция.
-
Ценности Сохранения являются общим предиктором гражданской идентичности у смоленских и хабаровских старшеклассников. Наличие одинаковых ценностей, детерминирующих выраженность этнической (русской) и гражданской (российской) идентичностей у русских старшеклассников из Смоленска и Хабаровска, демонстрирует неразрывную связь процессов идентификации с представителями русского этноса и гражданами страны и свидетельствует о единстве этно-национальной идентичности у русских смоленских и хабаровских старшеклассников.
-
У старшеклассников из Москвы ресурсом поддержания этнической и гражданской идентичностей наряду с ценностями Сохранения (Традиция, Безопасность) выступает также ценность блока Самопреодоление (Универсализм). И это, вероятно, связано с тем, что бесконфликтная социальная жизнь в мегаполисе невозможна без понимания и соблюдения равных прав и обязанностей, уважительного отношения друг к другу.
-
Общим предиктором глобальной идентичности у смоленских, хабаровских и московских старшеклассников является ценность Универсализм (компонент метаценности Самопреодоления) – как проявление значимости заботы о благе других людей. То есть выход за пределы своего эго выступает универсальной детерминантой идентификации русских старшеклассников со всем человечеством.
-
Наряду с универсальным предиктором (ценность Универсализм) выявлены и специфические для каждой группы старшеклассников предикторы глобальной идентичности: у смолян – это ценность Безопасность, у хабаровчан – ценность Самостоятельность, а у москвичей – ценность Достижение. Иными словами, ресурсом глобальной идентичности выступают разные ценности, которые входят в разные блоки метаценностей, порой находящиеся, согласно Ш. Шварцу, в оппозиции друг к другу. Тем самым мы можем говорить о глобальной идентичности русских старшеклассников как феномене, детерминируемом как универсальными факторами, так и уникальными для каждого региона, обусловленными особенностями их социально-культурного контекста.
Ограничения и перспективы исследования. Во-первых, анкетирование не исключало вероятности проявления социальной желательности при ответах респондентов. Во-вторых, участники исследования проживают в трех регионах и представлены этническими русскими, это ограничивает экстраполяцию результатов на другие этнические группы и другие регионы. В будущем необходимо расширить охват выборки, а также включить в модель дополнительные социально-демографические показатели (например, опыт пребывания за границей, вовлеченность в деятельность молодежных патриотических объединений, количество друзей из числа других национальностей, частота межнациональных контактов и т.д.). Перспективным направлением, на наш взгляд, является также изучение содержательного наполнения старшеклассниками понятий «русские», «граждане России», «люди всего мира» с использованием как количественных, так и качественных методов исследования.
Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в деятельности школьных психологов и учителей при подготовке тематических материалов по формированию нравственных ориентиров, лежащих в основе этнической (русской), гражданской (общероссийской) и общечеловеческой идентичностей. Понимание ценностной детерминации становления этнической, гражданской и глобальной идентичностей позволяет определить научно обоснованные подходы к организации консультационной и психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в процессе социального самоопределения и отождествления с различными социальными группами и формирования ценностного отношения к ним.
Литература
- Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2019. Том 12. № 63. С. 10. URL: http://psystudy.ru
- Аполлонов И.А., Тучина О.Р. Глобальная, национальная и региональная идентичность в современном мире (на материале исследования молодежи Кубани) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Том 9. № 3(32). С. 312–315.
- Березутский Ю.В., Байков Н.М., Буланова М.А. Социальные представления учащихся общеобразовательных школ Хабаровского края: социологическое измерение // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3(100). С. 118–131. DOI:10.22394/1818-4049-2022-100-3-118-131
- Гриценко В.В., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Значимость гражданской, этнической и региональной идентичности для жителей малых российских городов и ее детерминанты // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. С. 165–181. DOI:10.17759/sps.2020110412
- Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Здилар С. Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов-билингвов и монолингвов // Педагогика и психология образования. 2016. № 4. С. 95–101.
- Кочегарова Т.М. Запад и Восток России: сравнительный анализ приграничного взаимодействия с соседними государствами // Горизонты экономики. 2015. № 3. С. 33–41.
- Лепшокова З.Х. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности и контакты: роль ценностей и статуса этнической группы // Национальный психологический журнал. 2021. № 2(42). С. 61–75.
- Мартынова М.Ю., Белова Н.А., Зыкина О.А., Кляус М.П. Общегражданские и социокультурные ценности в восприятии российской молодежи // Вестник антропологии. 2023. № 1. C. 102–124. DOI:10.33876/2311-0546/2023-1/102-124
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? СПб.: Речь, 2011. 160 с.
- Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Ефременкова М.Н. Этническая, гражданская и глобальная идентичности как предикторы эмиграционной активности студенческой молодежи Беларуси, Казахстана и России // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. C. 113–123. DOI:10.17759/chp.2022180314
- Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 402 с.
- Пантин В.И. Основные факторы неравномерного развития российских регионов // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. C. 219–233. DOI:10.19181/vis.2023.14.4.12
- Пылкова А.А. Приграничье как феномен культуры (на примере Дальнего Востока России). Автореф. дисс. ... канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2004. 28 c.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 766 с.
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2023. РИА Новости. 12.02.2024 https://ria.ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093.html.
- Федотова В.А. Гражданская и этническая идентичность россиян: роль ценностей в их формировании // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2024. Том 47. № 1. С. 131–149.
- Фетисова О.В. Категория успеха в социокультурном контексте статусной идентичности личности [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Том 12. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/55SCSK421.pdf DOI:10.15862/55SCSK421 (дата обращения: 05.08.2024).
- Шварц Ш. и др. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Том 9. № 1. С. 43–70.
- Яницкий М.С. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. DOI:10.17223/17267080/72/3
- Benish-Weisman M., Daniel E., Elizarov E. et al. Values and National Identification in Minority and Majority Youth: Longitudinal Multi-Study Findings // J. Youth Adolescence. 2024. Vol. 53. P. 1757–1773. DOI:10.1007/s10964-024-01965-0
- Branje S., de Moor E.L., Spitzer J. Dynamics of Identity Development in Adolescence: A Decade in Review // J Res Adolesc. 2021. Vol. 31(4). Р. 908–927. DOI:10.1111/jora.12678
- Crocetti E., Albarello F., Meeus W., Rubini M. Identities: A developmental social-psychological perspective // European Review of Social Psychology. 2022. Vol. 34(1). Р. 161–201. DOI:10.1080/10463283.2022.2104987
- Guan J., Zhao L., Wang J., Wang S. Values and national identity of adolescents in China: the chain mediating effect of core self-evaluations and identity motivation // National Identities. 2024. DOI:10.1080/14608944.2024.2305379
- Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 344 p.
- Levy O., Taylor S., Boyacigiller N.A., Beechler Sh. Global Mindset: A Review and Proposed Extensions // The Global Mindset / Ed. by M. Javidan, R.M. Steers, M.A. Hitt (Advances in International Management. V. 19). Amsterdam: Elsevier JAI, 2007. P. 11–47.
- McFarland S., Brown D., Webb M. Identification with all Humanity as a Moral Concept and Psychological Construct // Current Directions in Psychological Science. 2013. № 22(3). P. 194–198.
- McFarland S., Webb M., Brown D. All humanity is my ingroup: A measure and studies of identification with all humanity // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 5. P. 830–853.
- Roccas S., Schwartz S.H., Amit A. Personal Value Priorities and National Identification // Political Psychology. 2010. № 31(3). Р. 393–419. DOI:10.1111/j.1467-9221.2010.00763.x
- Schwartz S.H. et. al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663–688. DOI:10.1037/a0029393
- Story J.S.P., Barbuto J.E., Luthans F., Bovaird J.A. Meeting the challenges of effective international HRM: analysis of the antecedents of global mindset // Human Resource Management. 2014. Vol. 53. № 1. P. 131–155.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 25
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5