Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 4. С. 154–171
doi:10.17759/sps.2024150411
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социальные верования и основания морального выбора как предикторы гражданской идентичности подростков
Аннотация
Цель. Анализ социальных верований и оснований морального выбора как предикторов гражданской идентичности подростков.
Контекст и актуальность. Несмотря на выраженный интерес исследователей к закономерностям формирования гражданской идентичности в подростковом возрасте, на данном этапе нет однозначных данных о влиянии социальных верований и оснований морального выбора на гражданскую идентичность российских подростков.
Дизайн исследования. Для описания социальных верований, оснований морального выбора и гражданской идентичности респондентов проводился сравнительный и корреляционный анализ. С помощью моделирования структурными уравнениями были выделены предикторы гражданской идентичности подростков (с учетом их возраста и пола).
Участники. Выборку составили 424 респондента 14–18 лет, в том числе 189 мальчиков и 235 девочек. Участники исследования являются учащимися школ, колледжей и высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Методы (инструменты). В исследовании были использованы методики: «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга в адаптации А.Н. Татарко и Н.М. Лебедевой, шкала «Вера в справедливый мир» К. Далберта в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер и Н.Б. Астаниной, «Основания морального выбора» Дж. Грэма и Дж. Хайдта в адаптации О.В. Сычева и др., «Валентность гражданской идентичности» Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко.
Результаты. Согласно полученной модели (χ2 = 110, df = 43, p < 0,01, CFI = 0,88, RMSEA = 0,06) положительными предикторами гражданской идентичности у подростков являются основание морального выбора «лояльность», социальные аксиомы «награда за усилия» и «контроль над судьбой»; отрицательный вклад вносят показатели основания морального выбора «справедливость» и «уважение», причем влияние последнего ослабевает по мере взросления подростков. Специфическими предикторами гражданской идентичности девочек-подростков являются индивидуальные основания морального выбора («забота» и «справедливость»), а также социальные аксиомы «социальная сложность» и «награда за усилия»; для мальчиков-подростков специфическими предикторами гражданской идентичности оказались социальная аксиома «социальный цинизм», а также «лояльность» как сплачивающее моральное основание.
Основные выводы. Структура предикторов гражданской идентичности, представленных социальными аксиомами и основаниями морального выбора, частично различается для подростков мужского и женского пола, а также незначительно изменяется по мере взросления подростков.
Общая информация
Ключевые слова: гражданская идентичность, подростки, предикторы гражданской идентичности, социальные аксиомы, основания морального выбора, вера в справедливый мир
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150411
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00482, https://rscf.ru/project/23-28-00482/.
Получена: 16.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Микляева А.В., Самойлов О.М. Социальные верования и основания морального выбора как предикторы гражданской идентичности подростков // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 4. С. 154–171. DOI: 10.17759/sps.2024150411
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Показатели |
В целом по выборке (N = 424) |
Девочки (N = 235) |
Мальчики (N = 189) |
U-критерий Манна–Уитни |
||||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
U |
Z |
p |
||
Гражданская идентичность |
Сила |
6,54 |
2,08 |
6,42 |
2,16 |
6,70 |
1,96 |
20673,50 |
–1,22 |
0,22 |
Валентность |
7,05 |
1,92 |
6,93 |
1,92 |
7,19 |
1,92 |
20259,00 |
–1,55 |
0,12 |
|
Суммарный показатель ГИ |
13,59 |
3,66 |
13,35 |
3,80 |
13,89 |
3,45 |
20296,00 |
–1,52 |
0,13 |
|
Социальные верования и основания морального выбора |
Социальный цинизм |
3,05 |
0,66 |
2,97 |
0,66 |
3,15 |
0,64 |
18470,50 |
–2,98 |
0,00 |
Награда за усилия |
3,91 |
0,74 |
4,07 |
0,66 |
3,72 |
0,79 |
16196,00 |
4,79 |
0,00 |
|
Социальная сложность |
3,81 |
0,64 |
3,94 |
0,59 |
3,65 |
0,66 |
16094,00 |
4,87 |
0,00 |
|
Религиозность |
3,03 |
0,82 |
3,07 |
0,78 |
2,98 |
0,87 |
21588,50 |
0,49 |
0,62 |
|
Контроль над судьбой |
2,79 |
0,63 |
2,76 |
0,63 |
2,82 |
0,63 |
20656,00 |
–1,24 |
0,22 |
|
Вера в то, что мир справедлив ко мне |
27,14 |
6,81 |
26,99 |
6,67 |
27,32 |
6,98 |
21152,00 |
–0,84 |
0,40 |
|
Вера во всеобщую справедливость |
21,22 |
6,06 |
20,72 |
5,61 |
21,85 |
6,54 |
19000,50 |
–2,56 |
0,01 |
|
Суммарный показатель ВСМ |
48,36 |
10,99 |
47,71 |
10,23 |
49,17 |
11,85 |
20117,50 |
–1,67 |
0,10 |
|
Забота |
3,27 |
1,00 |
3,47 |
0,89 |
3,02 |
1,08 |
16672,50 |
4,41 |
0,00 |
|
Справедливость |
3,51 |
0,96 |
3,66 |
0,87 |
3,31 |
1,03 |
17526,00 |
3,73 |
0,00 |
|
Лояльность |
3,07 |
0,98 |
2,95 |
0,96 |
3,21 |
0,98 |
18939,00 |
–2,61 |
0,01 |
|
Уважение |
2,46 |
1,08 |
2,37 |
1,10 |
2,58 |
1,05 |
19873,00 |
–1,86 |
0,06 |
|
Чистота |
2,78 |
1,07 |
2,78 |
1,04 |
2,79 |
1,10 |
21926,00 |
–0,22 |
0,82 |
Показатели |
В целом по выборке (N = 424) |
Девочки (N = 235) |
Мальчики (N = 189) |
||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
1. Сила ГИ |
1,00 |
0,66*** |
0,91*** |
1,00 |
0,71*** |
0,93*** |
1,00 |
0,57*** |
0,89*** |
2. Валентность ГИ |
0,66*** |
1,00 |
0,90*** |
0,71*** |
1,00 |
0,91*** |
0,57*** |
1,00 |
0,87*** |
3. Суммарный показатель ГИ |
0,91*** |
0,90*** |
1,00 |
0,93*** |
0,91*** |
1,00 |
0,89*** |
0,87*** |
1,00 |
4. Социальный цинизм |
0,02 |
0,10*** |
0,06 |
–0,06 |
0,05 |
–0,01 |
0,11 |
0,15*** |
0,14 |
5. Награда за усилия |
0,24*** |
0,28*** |
0,29*** |
0,25*** |
0,28*** |
0,28*** |
0,29*** |
0,35*** |
0,36*** |
6. Социальная сложность |
0,12*** |
0,10*** |
0,12*** |
0,10 |
0,11 |
0,11 |
0,18*** |
0,16*** |
0,19*** |
7. Религиозность |
0,30*** |
0,34*** |
0,36*** |
0,33*** |
0,39*** |
0,38*** |
0,26*** |
0,28*** |
0,32*** |
8. Контроль над судьбой |
0,14*** |
0,22*** |
0,20*** |
0,09 |
0,19*** |
0,14*** |
0,19*** |
0,27*** |
0,26*** |
9. Вера в то, что мир справедлив ко мне |
0,18*** |
0,23*** |
0,23*** |
0,19*** |
0,21*** |
0,21*** |
0,15*** |
0,24*** |
0,24*** |
10. Вера во всеобщую справедливость |
0,25*** |
0,33*** |
0,32*** |
0,30*** |
0,28*** |
0,31*** |
0,18*** |
0,38*** |
0,32*** |
11. ВСМ общий балл |
0,24*** |
0,32*** |
0,31*** |
0,29*** |
0,29*** |
0,31*** |
0,18*** |
0,34*** |
0,30*** |
12. Забота |
0,17*** |
0,15*** |
0,18*** |
0,24*** |
0,15*** |
0,21*** |
0,12 |
0,20*** |
0,19*** |
13. Справедливость |
0,17*** |
0,14*** |
0,18*** |
0,28*** |
0,19*** |
0,25*** |
0,08 |
0,13 |
0,13 |
14. Лояльность |
0,37*** |
0,50*** |
0,47*** |
0,49*** |
0,61*** |
0,59*** |
0,21*** |
0,36*** |
0,33*** |
15. Уважение |
0,26*** |
0,43*** |
0,37*** |
0,31*** |
0,49*** |
0,42*** |
0,17*** |
0,34*** |
0,30*** |
16. Чистота |
0,22*** |
0,35*** |
0,31*** |
0,33*** |
0,40*** |
0,39*** |
0,09 |
0,30*** |
0,22*** |
Обсуждение результатов
Заключение
- положительными предикторами гражданской идентичности у подростков, независимо от их пола и возраста, являются основание морального выбора «лояльность», социальные аксиомы «награда за усилия» и «контроль над судьбой»;
- отрицательный вклад в формирование ГИ вносит показатель основания морального выбора «справедливость», влияние которого, однако, ослабевает по мере взросления подростков;
- зафиксирована дифференцированная структура предикторов ГИ у подростков разного пола: для девочек предикторами ГИ являются индивидуальные основания морального выбора («забота» и «справедливость»), социальные аксиомы «социальная сложность» и «награда за усилия»; у мальчиков ГИ прогнозируют социальная аксиома «социальный цинизм», а также «лояльность» как сплачивающее моральное основание.
Литература
- Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. № 6. С. 4–10.
- Беловол Е.В., Мелков С.В., Сахарова Т.Н. Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек») // Интеграция образования. 2022. Том 26. № 2(107). С. 363–385. DOI:10.15507/1991-9468.107.026.202202.363-385
- Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. С. 10–29.
- Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 147–156. DOI:10.17759/psyedu.2019110412
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Функциональная роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник науч. ст. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 13–40.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности // Психологический журнал. 2011. Том 32. № 5. С. 36–45.
- Муращенкова Н.В. Социальные аксиомы и страх перед COVID-19: мультигрупповой анализ связи у студенческой молодежи трех стран // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 89–108. DOI:10.17759/sps.2022130207
- Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64003 (дата обращения: 10.06.2024).
- Неврюев А.Н., Гулевич О.А., Некрасова Е.А. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на примере гражданской войны в Сирии) // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. C. 17– DOI:10.31857/S020595920000066-8
- Нестик Т.А. Отношение личности к прошлому, настоящему и будущему России: результаты эмпирического исследования // Социальная и экономическая психология. 2018. С. 190–212.
- Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023625037 Российская Федерация. Конструктивный патриотизм в структуре социальных установок подростков с различными траекториями взросления: № 2023624951: заявл. 18.12.2023: опубл. 26.12.2023 / А.В. Микляева, О.М. Самойлов, М.С. Лыткин, С.В. Васильева; заявитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
- Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20–34. DOI:10.15382/sturIV202058.20-34
- Сычев О.А., Белоусов К.И. Связь этики автономии и этики сообщества с представлениями россиян о Родине // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. C. 107–127. DOI:10.17223/17267080/80/6
- Сычев О.А. и др. Миграционные намерения россиян: связь с идентичностью и моральными основаниями // Психологический журнал. 2021. Том 42. № 3. С. 52–63. DOI:10.31857/S020595920015193-8
- Сычев О.А., Нестик Т.А. Моральные основания стыда и гордости за свою страну // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Том 19. № 3. С. 528–549. DOI:22363/2313-1683-2022-19-3-528-549
- Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Том 15. № 3. C. 88–115. DOI:10.21702/rpj.2018.3.5
- Татарко А.Н. Взаимосвязь культурно-психологических факторов и социального капитала // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Том 5. № 1. С. 105–113.
- Татарко А.Н. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 2. С. 62–69.
- Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 96–110. DOI:10.17759/chp.2020160110
- Шамионов Р.М. Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Том 20. № C. 7–23. DOI:10.22363/2313-1683-2023-20-1-7-23
- Bellamy R. Citizenship: A very short introduction. Oxford, UK: Oxford University Press, 2008. 133 p.
- Boehnke K. Are Parents Decisive? The Intergenerational Transmission of Social Axioms Under Conditions of Rapid Social Change // Psychological aspects of social axioms: Understanding global belief systems. 2009. P. 109–127. DOI:10.1007/978-0-387-09810-4
- Börü N., Yılmaz S. Determining the level of patriotism attitudes of the education faculty students // Journal of Social and Humanities Sciences Research. 2020. Vol. 7. № P. 2119–2125. DOI:10.26450/jshsr.1961
- Bretl B.L., Goering M. Age- and sex-based differences in the moral intuitions of American early adolescents // Evolutionary human sciences. 2022. Vol. 4(e33). DOI:10.1017/ehs.2022.34
- Bretl B.L., Hansen D.M. An exploration of the structure of moral intuitions in early adolescence // Cognitive Development. 2022. Vol. 64(101248). DOI:1016/j.cogdev.2022.101248
- Castilla-Estévez D. Moral foundations and political identity outside the us (preprint). 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/377761906_MORAL_FOUNDATIONS_AND_POLITICAL_IDENTITY_OUTSIDE_THE_US_preprint
- Chen S.X., Ng J.C.K., Wu W.C.H. Social axiom and group identity explain participation in a societal event in Hong Kong // Humanit Soc Sci Commun. 2022. Vol. 9(67). DOI:1057/s41599-022-01069-9
- Crocetti E., Jahromi P., Meeus W. Identity and civic engagement in adolescence // Journal of adolescence. 2011. Vol. 35. P. 521–532. DOI:10.1016/j.adolescence.2011.08.003
- Dalbert C. The world is more just for me than generally: About the Personal Belief in a Just World Scale’s validity // Social Justice Research. 1999. P. 79–98.
- Du J., Choi J.N., Hashem F. Interaction between one's own and others procedural justice perceptions and citizenship behaviors in organizational teams: The moderating role of group identification // Group dynamics: theory, research, and practice. 2012. № 16. P. 289–302.
- Graham J. et al. Mapping the moral domain // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101(2). P. 366–385. DOI:10.1037/a0021847
- Iceland J., Silver E., Goff K. For whom is patriotism blind? Examining the roles of moral intuitions and system justification // Social Science Research. 2023. Vol. 112. P. 102811. DOI:1016/j.ssresearch.2022.102811
- Haduong P. et al. Who am I and what do I care about? Supporting civic identity development in civic education // Education, Citizenship and Social Justice. 2024. Vol. 19(2). P. 185–201.
- Hart D., Richardson C., Wilkenfeld B. Civic identity // Handbook of Identity Theory and Research. New York: Springer, 2011. P. 771–787.
- Kivikangas J.M. et al. Moral foundations and political orientation: systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. 2021. Vol. 147. № P. 55–94. DOI:10.1037/bul0000308
- Koleva S.P. et al. Tracing the threads: How five moral concerns (especially Purity) help explain culture war attitudes // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46(2). P. 184–194. DOI:10.1016/j.jrp.2012.01.006
- Le T.U., Johnson S.K., Lerner J.V. The apple doesn’t fall far from the tree: Longitudinal associations among American adolescents’ civic engagement and family and school characteristics // Applied Developmental Science. 2023. P. 1–21. DOI:10.1080/10888691.2023.2195183
- Lep Ž., Zupančič M. Civic Identity in Emerging Adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale // European Journal of Psychological Assessment. 2022. Vol. 39. DOI:1027/1015-5759/a000696
- Lerner M.J., Miller D.T. Just world research and the attribution process: Looking back and forward // Psychological Bulletin. 1978. Vol. 85. P. 1030–1051. DOI:10.1037/0033-2909.85.5.1030
- Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. Vol. 36. P. 119–197.
- MacMullen I. Doing without Love: Civic Motivation, Affection, and Identification // The Journal of Politics. 2013. Vol. 76. P. 73–85. DOI:10.1017/S0022381613001060
- Martin L.J., Jonas A., Millsaps B. The Lens of Civic Identity: A Developmental Model for Undergraduate Education // Michigan Journal of Community Service Learning. 2023. Vol. 29(2). DOI:3998/mjcsl.5133
- Oceja L. Processes of Transmission and Change of Social Axioms and their Behavioral Influence in Spanish Culture // Psychological aspects of social axioms: Understanding global belief systems. New York: Springer, 2009. P. 129–141. DOI:10.1007/978-0-387-09810-4
- Smith V.D. et al. Sorting through citizenship: A case study on using cognitive scaffolding to unpack adolescent civic identity formation // The Journal of Social Studies Research. 2022. Vol. 46(3). P. 223–235. DOI:10.1016/j.jssr.2021.09.002
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 44
Скачиваний
Всего: 11
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 11