Социальное взаимодействие и повседневный стресс подростков в семьях разного типа

Аннотация

Рассматривается социальное взаимодействие и повседневный стресс подростков, проживающих в семьях разного типа. Исследования, как правило, направлены на рассмотрение сфер взаимодействия с семьей, учителями и сверстниками, не всегда учитывая тип семьи (родная или приемная), ее материальную обеспеченность, количество членов. Целью исследования стало изучение стрессового напряжения подростков, проживающих в семьях разного типа: родных, приемных, с разным уровнем материального достатка и разным количеством детей в семье. Гипотезой стало предположение о том, что сферы стрессового напряжения и его уровень могут различаться при разных типах семейного устройства. Тип семьи может обусловливать особенности социального взаимодействия. Исследования повседневного стресса показали, что источником стрессоров могут быть различные сферы жизни: семья, школа, общение со сверстниками и со старшими, а также внутренние переживания: самоотношение, отвержение, страхи. В то же время практически отсутствуют исследования соотношения повседневных стрессов в связи с особенностями социального взаимодействия и социально-психологической адаптации. Методы: методика СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд), опросник социальной поддержки (Г. Зоммер, Т. Фюдрик), «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова), Опросник повседневных стрессоров для подростков (Л. А. Головей, О. С. Галашева), Шкала воспринимаемого стресса (В. А. Абабков и др.). Выборка: 197 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Результаты показали, что у подростков из приемных семей выше сила переживания в сферах «Одиночество, самочувствие», «Страхи, беспокойство», у подростков из семей с одним ребенком достоверно выше сила переживания в сферах «Страхи, беспокойство», «Финансы». Выявлено, что у подростков из родных семей предикторами стресса чаще являются трудности в обучении, у подростков из приемных семей — трудности социального взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: социальное взаимодействие, дистресс, повседневный стресс, подростки, социально-психологическая адаптация, социальная поддержка, приемная семья

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.408

Получена: 12.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Галашева О.С., Головей Л.А. Социальное взаимодействие и повседневный стресс подростков в семьях разного типа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 4. С. 693–712. DOI: 10.21638/spbu16.2024.408

Литература

Глинкина Л. С., Василенко В. Е. Предикторы разных типов вовлеченности в компьютерные игры в период ранней взрослости // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Т. 31, № 1. С. 107–126. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310105

Жданова С. Ю., Аликина Е. Л. Особенности представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с количеством детей в семье // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 4. C. 140–143.

Жубаева А. Б. Единственный ребенок в семье // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 310–312.

Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2011.

Карабанова О. А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 15–26. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060202

Осипова А. А. Психологические проблемы приемной семьи // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 161. С. 290–297.

Приписнова В. В. Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 793–797.

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 3. С. 5–12.

Резник Н. А. Семья как фактор социализации личности ребенка // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 6. С. 45–52. https://doi.org/10.177482686-9969-2021-4-6-45-53

Тарабрина Н. В., Агарков В. А., Быховец Ю. В., Калмыкова Е. С., Макарчук А. В., Падун М. А., Удачина Е. Г., Химчян З. Г., Шаталова Н. Е., Щепина А. И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы / под общ. ред. Н. В. Тарабриной. М.: Когито-Центр, 2007.

Харламенкова Н. Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 193–215.

Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение Опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 1. С. 106–127.

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 2. С. 150–161. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. Изд. 4-е. СПб.: Питер, 2015.

Chorão A. L., Canavarro M. C., Pires R. Explaining parenting stress among adoptive parents: The contribution of mindfulness, psychological flexibility, and self-compassion // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, no. 21. Art. no. 14534. https://doi.org/10.3390/ijerph192114534

Gard A. M., McLoyd V. C., Mitchell C., Hyde L. W. Evaluation of a longitudinal family stress model in a population-based cohort // Social Development. 2020. Vol. 29, no. 4. P. 1155–1175. https://doi.org/10.1111/sode.12446

Hosseinkhani Z., Hassanabadi H. R., Parsaeian M., Karimi M., Nedjat S. Academic stress and adolescents mental health: A multilevel structural equation modeling (MSEM) study in Northwest of Iran // Journal of Research of Health Sciences. 2020. Vol. 20, no. 4. Art. no. e00496. https://doi.org/10.34172/jrhs.2020.30

Kaur H., Azad Ya. Academic stress and psychological wellbeing among boys and girls college students // International Journal of Researcher and Analytical Reviews. 2024. Vol. 11, no. 1. P. 510–522. http://dx.doi.org/10.13140/RG. 2.2.27571.81447/1

Khalaf A. M., Alubied A. A., Khalaf A. M., Rifaey A. A. The impact of social media on the mental health of adolescents and young adults: A systematic review // Cureus. 2023. Vol. 15, no. 8. Art. no. e42990. https://doi.org/10.7759/cureus.42990

Levy R. L., Murphy T. B., Kamp K., Langer S. L., van Tilburg M. A. L. Parental response to only children: Breaking the stereotypes // Children. 2021. Vol. 8, no. 7. Art. no. 605. https://doi.org/10.3390%2Fchildren8070605

McGuire A., Gabrielli J., Hambrick E., Abel M. R., Guler J., Jackson Yo. Academic functioning of youth in foster care: The influence of unique sources of social support // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 121. Art. no. 105867. https://doi.org/10.1016%2Fj.childyouth.2020.105867

McHale S. M., Updegraff K. A., Whiteman S. D. Sibling relationships and influences in childhood and adolescence // Journal of Marriage and Family. 2012. Vol. 74, no. 5. P. 913–930. https://doi.org/10.1111%2Fj.1741-3737.2012.01011.x

Pearlin L. I. Stress and mental health: A conceptual overview // A. V. Horwitz, T. Scheid (eds). A Handbook for the Study of Mental Health: Social contexts, theories, and systems. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 161–175.

Sisk L. M., Gee D. G. Stress and adolescence: vulnerability and opportunity during a sensitive window of development // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 44. P. 286–292. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.10.005

Slopen N., Cook B. L., Morgan J. W., Flores M. W., Mateo C., Garcia Coll C., Acevedo Garcia D., Priest N., Wethington E., Lee E., Moyer M., Tran N. M., Krumholz S., Williams D. R. Family stressors and resources as social determinants of health among caregivers and young children // Children. 2022. Vol. 9, no. 4. Art. no. 452. https://doi.org/10.3390/children9040452

Song J., Yang J., Yoo S., Cheon K., Yun S., Shin Yu. Exploring Korean adolescent stress on social media: a semantic network analysis // PeerJ. 2023. Vol. 11. Art. no. e15076. https://doi.org/10.7717%2Fpeerj.15076

Thomas P. A., Liu H., Umberson D. Family relationships and well-being // Innovation Aging. 2017. Vol. 1, no. 3. Art. no. igx025. https://doi.org/10.1093%2Fgeroni%2Figx025

Xu J., Zheng Ya. Parent- and child-driven daily family stress processes between daily stress, parental warmth, and adolescent adjustment // Journal of Youth and Adolescence. 2023. Vol. 52, no. 3. P. 490–505. https://doi.org/10.1007/s10964-022-01691-5

Yu X., Kong X., Cao Z., Chen Z., Zhang L., Yu B. Social support and family functioning during adolescence: A two-wave cross-lagged study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, no. 10. Art. no. 6327. https://doi.org/10.3390%2Fijerph19106327

Информация об авторах

Галашева Ольга Сергеевна, аспирант, инженер-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3163-0569, e-mail: oly.g.996@gmail.com

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9252-0980, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

!
Портрет читателя
Пройти опрос