Использование технологии модерации для организа-ции деятельности специалистов образования муниципальных районов Забайкальского края в работе с кризисными ситуациями

2

Аннотация

Работа представляет собой описание опыта использования технологии модерации, реализуемой с 2020 года в образовательном пространстве Забайкальского края для организационно-методической поддержки участников образовательных отношений при решении кризисных ситуаций в рамках оказания экстренной психологической помощи. Применение данной технологии, согласно обратной связи от всех субъектов модеративных случаев, показывает такие положительные результаты, как: оперативное оказание помощи субъектам кризисных ситуаций с учетом специфических особенностей конкретной ситуации; дистанционная поддержка всех участников образовательных отношений; специалисты, организующие мероприятия, получают инструмент для организации работы, в котором указан алгоритм действий в кризисных ситуациях, и методические материалы. Использование технологии не предполагает проведение диагностических исследований. В связи с этим в статье представлено краткое описание процесса модерации, «проблемные зоны», обобщенные результаты работы за три года и представление опыта на мероприятиях регионального и федерального уровней.

Общая информация

Ключевые слова: кризисное событие, экстренная психологическая помощь, участники образовательных отношений, модерация, случай

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220109

Благодарности. Министерству образования и науки Забайкальского края за идею и нормативно-правовую регламентацию технологии, муниципальным органам управления образованием Забайкальского края за содействие в ее внедрении в муниципальных районах, специалистам муниципальных антикризисных служб за проведение необходимых мероприятий в ходе модерации случая, специалистам ГУ "Центр "Семья"" за подготовку материалов и мобильное реагирование в ситуации, требующей модерации.

Получена: 31.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Петина Д.Н. Использование технологии модерации для организа-ции деятельности специалистов образования муниципальных районов Забайкальского края в работе с кризисными ситуациями [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 95 – 104. DOI: 10.17759/bppe.2025220109

Полный текст

В данной работе кризисные события будем рассматривать как ситуации эмоционального и умственного стресса, требующие значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. По мнению различных авторов, подобный пересмотр представлений нередко влечет за собой изменения в структуре личности, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. При этом важно понимать, что не всякое жизненное затруднение вызывает кризис. По мнению Г. Перри, в событии должен присутствовать «потрясающий основы существования человека вызов его представлениям о себе и своем месте в мире» [1; 5, 16]. Таким образом, случаи, связанные с глубокими потрясениями личности (смерть близких, суицид, угроза собственной жизни, физические травмы и т. п.), и будут интерпретироваться нами как кризисные события.

Табл. 1. Количество кризисных событий, произошедших за период октябрь 2020 — март 2023 гг.

Всего

Кол-во обратившихся муниципальных районов

Анализ причин обращения

39

18 (из 35)

Завершенный суицид (13 случаев), попытки суицида (16 случаев), тяжелая жизненная ситуация (2), несчастный случай (2), противоправное поведение (2), насилие (3), убийство (1)

Стоит отметить, что основными причинами кризисных событий (табл. 1) выступают суицид и суицидальные попытки, что делает необходимым анализ эффективности профилактической работы в данном направлении, а также работы муниципальных антикризисных служб, так как есть неоднократные запросы на модерацию из районов по идентичным причинам.

При наступлении кризисных событий в образовательном пространстве появляется необходимость в реализации мероприятий экстренной психологической помощи. Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события, при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации [12; 15].

Кризисные события, происходящие в образовательном пространстве, в которые включены все участники образовательных отношений (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность [3; 10; 14]), требуют своевременного и продуктивного реагирования всех необходимых ведомств и специалистов для эффективной помощи участникам событий, но не всегда используются действенные механизмы, которые позволяют получить результат. Одним из таких механизмов стала технология модерации (далее — Технология), которая активно используется в образовательном пространстве Забайкальского края с 2020 г.

Необходимость внедрения и использования Технологии обусловлена несколькими причинами: участившимися кризисными событиями различного характера (социального, криминогенного, техногенного и др.) в образовательном пространстве, наличием мобильных бригад только в части районов Забайкальского края (в 10 районах из 35), отсутствием четкого представления об алгоритме действий в случае кризисных ситуаций у специалистов муниципальных органов управления образованием.

Модеративный случай — кризисная ситуация в образовательном пространстве, требующая поддержки со стороны модератора.

Теоретическое обоснование использования конкретных методов и технологий в процессе работы с модеративным случаем соответствует научным подходам и теориям, в которых описана работа с кризисом в экстренных ситуациях (Василюк Ф.Е., Крукович Е.И., Меновщиков В.Ю., Пергаменщик Л.А., Пономарева И.М. и другие) [1; 2; 3; 4; 6; 9].

Технология модерации, в нашем понимании, это дистанционная организационно-методическая поддержка участников образовательных отношений, позволяющая повысить эффективность решения кризисной ситуации с учетом ее специфики и привлечением к ее разрешению специалистов, находящихся на местах (муниципалитетах) в рамках оказания экстренной психологической помощи. Практическое наполнение работы в рамках Технологии зависит от индивидуальных особенностей запроса, длительности ситуации, времени реагирования на нее и ресурсов, имеющихся в муниципальном районе.

В Технологии представлены и четко распределены роли и функциональные обязанности между субъектами (администратор — Министерство образования Забайкальского края (МОЗК), модератор — ГУ «Центр “Семья”», куратор — муниципальные органы управления образованием, исполнитель — муниципальные антикризисные службы). Технология включает в себя 4 этапа (последовательность и содержание действий изложены в Порядке модерации, который утвержден приказом Министерства образования и науки Забайкальского края № 143 от 10.02.2021 г.), которые обозначим в статье кратко.

Первый этап «Направление запроса»: в случае возникновения кризисной ситуации исполнитель модерации направляет запрос модератору. Исполнитель модерации информирует куратора о направлении запроса. Куратор уведомляет о кризисной ситуации администратора модерации.

Второй этап «Модерация»: модератор после получения запроса уведомляет администратора модерации. Разрабатывает алгоритмы действий в кризисной ситуации, рекомендации к составлению планов индивидуальной профилактической работы и направляет исполнителю модерации (далее — рекомендации). Исполнитель модерации осуществляет выполнение рекомендаций. Исполнитель имеет право вносить дополнительные пункты в представленные модератором рекомендации. Исполнитель представляет промежуточные и итоговые отчеты, указанные в рекомендациях, модератору.

Третий этап «Аналитический»: модератор после получения промежуточных отчетов анализирует эффективность работы, при необходимости вносит коррективы в направленные ранее рекомендации и направляет исполнителю, а также куратору. Модератор после получения итоговых отчетов анализирует эффективность работы, составляет итоговый отчет по модерации кризисной ситуации с обязательными инструкциями по дальнейшему сопровождению участников кризисной ситуации, направляет исполнителю, куратору и администратору.

Четвертый этап «Пролонгированная поддержка»: администратор после получения и анализа сводного отчета от модератора определяет дальнейшие стратегии поддержки специалистов, организующих деятельность по минимизации последствий кризисной ситуации. Администратор инициирует деятельность по реализации различных технологий сопровождения вне процесса модерации.

На протяжении трех лет Технология (октябрь 2020 г. — январь 2021 г. в пилотном варианте, утверждена в феврале 2021 г.) активно используется в работе с различными кризисными ситуациями в образовательном пространстве Забайкальского края и показывает положительные результаты, согласно обратной связи от всех субъектов модеративных случаев (табл. 2).

Табл. 2. Статистические данные показателей эффективности технологии

№ п/п

Показатель эффективности

% случаев

1

Наличие нормативно-правовой базы модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края

100%

2

Своевременная передача документации

70%

3

Оперативное опосредованное управление кризисной ситуацией

100%

4

Включенность субъектов профилактики в решение кризисной ситуации

100%

5

Наличие разработанных алгоритмов модерации кризисных ситуаций

100%

6

Снижение остроты переживаний у лиц, попавших в кризисную ситуацию

95%

7

Создание психолого-педагогических условий для преодоления кризисной ситуации

80%

8

Степень удовлетворенности исполнителя модерации результатами проведенной работы

95%

Оценка эффективности реализации технологии производится на основе анализа данных, полученных от исполнителя модерации (промежуточный и итоговый отчеты, анкета обратной связи, табл. 2).

В качестве показателей эффективности Технологии выделены следующие.

  1. Наличие нормативно-правовой базы модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края. Этот показатель полностью выполняется, так как есть приказ Министерства образования и науки Забайкальского края [11], утверждающий технологию модерации, для организации работы с модеративным случаем издаются дополнительные приказы, при необходимости формируются локальные акты муниципальных районов.
  2. Своевременная передача документации — данный показатель часто (примерно в 70% случаев, см. табл. 2) выполняется не в срок и это требует доработки организационной части Технологии. Подробнее об этом указано ниже.
  3. Оперативное опосредованное управление кризисной ситуацией. Этот показатель, согласно статистическим данным, получаемым от участников модерации с помощью анкет обратной связи, заполняемых в Яндекс-форме, выдерживается полностью и зависит напрямую от работы модератора. Кураторы отмечают в отчетах и анкетах успешное опосредованное управление кризисной ситуацией модератора.
  4. Включенность субъектов профилактики в решение кризисной ситуации также высоко оценивается как модератором, так и куратором, и исполнителем модерации, что является одним из главных смыслов технологии.
  5. Наличие разработанных алгоритмов модерации кризисных ситуаций. Показатель выполнен полностью, модератор разработал алгоритмы и наполнил их содержанием под возможные кризисные ситуации. В каждом конкретном случае необходима минимальная корректировка готовых материалов, исходя из полученной информационной справки от куратора.
  6. Снижение остроты переживаний у лиц, попавших в кризисную ситуацию, отмечается в 95% случаев модерации. Цифра не достигает 100%, так как куратор включает в это значение лиц из ближайшего окружения. В зависимости от ситуации и остроты переживаний близких, куратор может принять решение о необходимости дополнительной помощи со стороны краевых служб (ППМС-центров, кризисного центра региона) и направление ближайшего окружения в них.
  7. Наличие психолого-педагогический условий (совокупность психолого-педагогических средств, методов, способов педагогического взаимодействия, информационного содержания, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного воздействия на лиц, попавших в кризисную ситуацию) для преодоления кризисной ситуации также отмечается не в 100%. Это обусловлено особенностями региона (удаленность, разбросанность населенных пунктов, проблемы со связью и т. п.), с дефицитом кадров и иными внутренними сложностями муниципальных районов.
  8. Степень удовлетворенности исполнителя модерации результатами проведенной работы в подавляющем большинстве находится на высоком уровне. Отдельные случаи отрабатываются адресно и часто связаны с делегированием ответственности или нереальными представлениями исполнителя о возможностях модерации. Об этом более подробно мы говорим в табл. 3 и комментариях к ней.

После анализа работы с использованием Технологии за 2020–2023 гг., с одной стороны, отмечено повышение качества разрешения кризисных ситуаций в образовательном пространстве, с другой — было отмечено несколько проблемных зон (табл. 3), которые на данный момент находятся под пристальным вниманием специалистов для минимизации возникающих сложностей.

Табл. 3. «Проблемные зоны» при реализации Технологии

Проблемное поле

Вариант минимизации

Задержка реагирования
на кризисную ситуацию

Регулярная актуализация информации через информационные письма Министерства образования и науки Забайкальского края, дополнительные инструктажи, обучение на вебинарах специалистов образования муниципальных районов работе с Технологией

Недостоверная информация
(неполная, несвоевременная)

Введение нормативно-правовой документации, регламентирующей сроки и объем информации, передаваемой модератору

Перекладывание ответственности за работу и ее результат на модератора

Четкое распределение ролей и функций участников модерации согласно Порядка модерации, твердая позиция модератора

Дефицит кадров модератора,
исполнителя модерации
(отсутствие муниципальных антикризисных служб)

Введение дополнительных ставок в муниципалитетах; разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность и состав муниципальных антикризисных служб; сетевое взаимодействие, позволяющее использовать имеющиеся ресурсы

Проблемы с установлением межведомственного контакта

Разработка действенных механизмов межведомственного взаимодействия со специалистами системы здравоохранения, министерства внутренних дел, социальной защиты населения через разработку и подписание приказов, распоряжений и т. п.

Информация таблицы 3 требует комментариев. Задержка реагирования на кризисную ситуацию обычно происходит из-за отсутствия знаний о Технологии и ее специфике у специалистов в муниципальных районах. По этой же причине не всегда передается достаточно полная информация по кризисному случаю в ГУ «Центр “Семья”» и это дополнительно отнимает время у специалистов, ведущих модеративный случай. Для того чтобы минимизировать частоту возникновения подобных проблем, регулярно проводятся вебинары, освещающие принципы и смысл Технологии, направляются информационные письма в комитеты образования муниципальных районов края. Параллельно отмечается перекладывание ответственности за работу и ее результат на модератора. Это, с одной стороны, также связано с недостатком знаний о Технологии, с другой — с дефицитом кадров и/или отсутствием опыта работы с кризисными ситуациями у специалистов на местах. Данные трудности возможно разрешить, используя имеющиеся внутренние ресурсы (например, сетевое взаимодействие на уровне школы/муниципалитета) и повышая уровень знаний и навыков специалистов через курсы повышения квалификации, вебинары, стажировки и т. п. Трудности с установлением межведомственного контакта разрешаются, в основном, через наличие и поддержание взаимодействия со звеном управления в различных сферах. Налаживание межведомственного взаимодействия требует отдельного управленческого и нормативно-правового механизмов. Таким образом, «проблемные зоны», которые описаны выше, становятся дополнительным направлением для анализа и корректировки работы в рамках Технологии.

Описание опыта по использованию Технологии модерации было представлено на различных мероприятиях международного, федерального и регионального уровней (табл. 4).

Табл. 4. Представление опыта по использованию Технологии модерации

Мероприятие

Форма представления

1

Международный научно-образовательный форум
«Воспитание как стратегический национальный
приоритет» (г. Екатеринбург, апрель 2021 г.)

Статья «Технология модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края» (авторы Петина Д.Н., Винникова Н.Б.) [8]

2

Всероссийская научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы профилактики девиантного
поведения несовершеннолетних» (г. Москва, октябрь — декабрь 2021 г.)

Статья «Работа с кризисными ситуациями в сфере образования Забайкальского края с использованием технологии модерации» (автор Петина Д.Н.) [7]

3

Вебинар Аналитического центра по разработке и анализу моделей воспитательной работы, выявлению лучших практик воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи ФГБУ «ФИОКО» на тему «Региональные модели раннего выявления обучающихся группы риска суицидального поведения и система кризисного реагирования» (г. Москва, 11.05.2022 г.)

Доклад «Технология модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края»

4

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная
компетентность педагога- психолога в области
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с девиантным поведением» (г. Чита, декабрь 2022 г.).

Тема «Технология модерации в системе образования края»

Кризисные события в образовательных организациях на сегодняшний день стали довольно частыми эпизодами. В связи с дефицитом кадров на местах либо из-за неопытности молодых специалистов возникла необходимость незамедлительного реагирования для помощи всем участникам кризисных ситуаций. Реагированием на эту проблему стало разработка технологии модерации. В статье представлен опыт использования в образовательном пространстве Забайкальского края технологии модерации в случае появления кризисных событий в учреждениях. Существующие материалы по работе с кризисными ситуациями (литература, методические рекомендации, монографии и т. п.), безусловно, имеют практическую значимость и открывают новые возможности специалистам, работающим с кризисными событиями в системе образования, но они часто разрознены и/или требуют времени для систематизации и конкретизации информации. Технология позволяет реализовывать работу молодым специалистам под руководством модератора и предоставляет готовые алгоритмы действий по всем кризисным событиям. Технология включает в себя пакет методических разработок для каждого события, что значительно сокращает время подготовки к проведению необходимых мероприятий и снижает риск нежелательных психотравмирующих последствий для всех участников образовательных отношений.

Несмотря на наличие некоторых сложностей, в целом, анализ проведенной работы с использованием Технологии показывает ее эффективность и востребованность. Субъектам кризисных ситуаций помощь оказывается мобильно и с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Как показывает опыт, специалисты, организующие мероприятия поддержки всех участников образовательных отношений, получают действенный инструмент для организации работы в виде алгоритма действий, разработанного для каждой конкретной ситуации индивидуально. Алгоритм представляет собой последовательность действий в кризисных ситуациях, подборку методических материалов, которые готовы к непосредственному использованию в практической работе без необходимости доработки и дополнений, что позволяет экономить время, необходимое для экстренного эффективного реагирования в кризисной ситуации. Также в ходе работы, если возникает необходимость, специалисты муниципальных кризисных служб обращаются за консультативной или иной помощью к специалистам ГУ «Центр “Семья”», чаще всего, в дистанционном формате (телефон, мессенджеры, почта, телемосты и т. п.) в силу географических особенностей края (удаленность населенных пунктов) и для сохранения временного ресурса. Каждый модеративный случай курирует определенный специалист Центра, и он всегда находится на связи с тем муниципальным районом, который направил запрос на решение модеративной ситуации [7].

Таким образом, исходя из понимания того, что любое кризисное событие влечет за собой глубокие изменения личности, групповых отношений, ситуационные перемены, можно отметить, что Технология становится «буферной зоной», позволяющей стабилизировать общую обстановку и состояния отдельных участников образовательных отношений, включенных в кризисное событие. Наличие пакета методических разработок для каждого события расширяет возможности специалистов, занимающихся оказанием экстренной психологической помощи, так как позволяет получить материал, который соответствует особенностям конкретного события, и, как следствие, эффективнее реализовать необходимые мероприятия.

Главный вывод, который можно сделать, обобщая опыт работы с Технологией, заключается в том, что наличие большого числа кризисных событий в образовательном пространстве требует активных действий, направленных на минимизацию травматических последствий для участников образовательных отношений. Технология модерации позволяет алгоритмизировать эти действия, создать условия для реализации необходимых экстренных мер и обеспечить организационно-методическую поддержку специалистов, работающих с кризисным случаем.

Материалы и результаты работы по Технологии могут быть полезны занимающимся оказанием экстренной психологической помощи в образовательном пространстве специалистам муниципальных и/или региональных мобильных бригад и иным заинтересованным лицам.

В качестве перспективы дальнейших исследований представленной темы считаем возможное изучение пролонгированных эффектов после оказания экстренной психологической помощи всем участникам образовательных отношений.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  3. Крукович Е.И., Ромек В.Г. Кризисное вмешательство: Учебно-методическое пособие. Минск: ЕГУ, 2003. 92 c.
  4. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2005. 182 c.
  5. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 461 с.
  6. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: Учебное пособие. Минск, 2004. 239 c.
  7. Петина Д.Н. Работа с кризисными ситуациями в сфере образования Забайкальского края с использованием технологии модерации // Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних». Сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (15-17 декабря 2021 года, г. Москва) / Под ред. Е.Н. Скориной, Е.Г. Артамоновой. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021. С. 175–180.
  8. Петина Д.Н., Винникова Н.Б. Технология модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 3 / гл. ред. Б.М. Игошев. Екатеринбург, 2021. С. 151–154.
  9. Пономарева И.М. Работа психолога в кризисных службах: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб: СПбГИПСР, 2016. 198 с.
  10. Постановление Правительства Забайкальского края от 04.04.2022 № 120 «Об утверждении региональной программы Забайкальского края “Профилактика деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Забайкальского края на 2022-2025 годы”ֲ» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7500202204050005 (дата обращения: 17.03.2023).
  11. Приказ Министерства науки и образования Забайкальского края от 10.02.2021 г. № 143 «О технологии модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве Забайкальского края» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Забайкальского края. URL: https://media.75.ru/minobr/documents/103288/143-ot-10-02-2021-tehnologiya-moderaciya.pdf (дата обращения: 17.03.2023).
  12. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. Изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель. 226 с.
  13. Технология модерации: Учебно-методическое пособие / Сост. В.С. Зайцев. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 31 с.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2023).
  15. Шарапов А.О., Пчелкина Е.П., Логинова О.В. Экстренная психологическая помощь: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 212 с.
  16. Шарапов А.О., Пчелкина Е.П., Шех О.И. Кризисная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 538 с.

Информация об авторах

Петина Дарья Николаевна, Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» (ГУ «Центр “Семья”»), педагог-психолог высшей квалификационной категории, Чита, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-9871-5988, e-mail: petinacs@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 15
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос