Вестник практической психологии образования
2025. Том 22. № 1. С. 33 – 49
doi:10.17759/bppe.2025220104
ISSN: 2658-3100 (online)
Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
Аннотация
Определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации является одной из актуальных задач, решение которой позволит изучить современное состояние психологической службы и определить перспективные направления ее развития. Апробация критериев эффективности деятельности психологической службы проводилась в 2 этапа. В рамках первого был проведен опрос экспертных групп методических объединений 8 субъектов Российской Федерации: Республика Татарстан, Пермский край, Хабаровский край, Липецкая область, Московская область, Новосибирская область, Самарская область, Свердловская область. Общая численность экспертов составила 319 человек. В качестве инструмента использовалась специально разработанная анкета, позволяющая получить сведения о важности критериев и его параметров, легкости предоставления информации по выделенным критериям. На втором этапе критерии оценки эффективности деятельности психологической службы были представлены на обсуждение экспертному сообществу ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». В рамках анализа результатов апробации обсуждается вопрос целесообразности использования критериев качества и доступности психологической помощи участникам образовательных отношений как основных при проведении мониторинга эффективности деятельности психологических служб в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.
Общая информация
Ключевые слова: система образования, психологическая служба, участники образовательных отношений, обучающиеся , психолого-педагогическое сопровождение, критерии эффективности, мониторинг, доступность психологической помощи
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220104
Получена: 31.01.2025
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г., Трофимова А.П. Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 33 – 49. DOI: 10.17759/bppe.2025220104
Подкаст
Подкаст PsyJournals LIVE Выпуск 408
Полный текст
Введение
Психологическая служба является важным и существенным компонентом в системе образования Российской Федерации. На современном этапе отмечается интенсивность ее развития, что определяется прежде всего потребностями участников образовательных отношений и задачами развития психологической службы. Одна из основных задач психологической службы образования — обеспечение защиты детства и сопровождение ребенка в процессе социализации [9].
В совершенствование процесса оказания психолого-педагогической помощи включены непосредственно педагоги-психологи (психологи в сфере образования); ученые, занимающиеся разработкой проблем практической психологии и научно-практических способов их решения; преподаватели высших учебных заведений, готовящие профессиональный кадровый состав педагогов-психологов (психологов в сфере образования); сотрудники органов управления образования, отвечающие за организацию деятельности психологических служб [2]. Поэтому в современных условиях развития системы образования для принятия эффективных решений необходима грамотная организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия [1].
Психологическая служба в системе образования имеет гибкую инфраструктуру, которая функционирует на разных уровнях, что позволяет реагировать на запросы общества и потребности образовательных организаций [24]. Задача психологической службы — в обеспечении комплексного и всестороннего сопровождения участников образовательных отношений [21]. При этом эффективность работы педагогов-психологов (психологов в сфере образования) обусловлена направленностью на реализацию их запросов [24]. Разработан ряд нормативных правовых документов, определяющих основные цели и задачи, направленные на сохранение и развитие психологического благополучия участников образовательных отношений [4; 16].
Психологическая служба в образовании, как и любая система, нуждается в оценке эффективности деятельности, что обуславливает актуальность разработки критериев для анализа осуществления деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации. При этом оцениваться должны как качественные, так информационно-аналитические показатели [23].
Стоит отметить, что единых критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования на данный момент не разработано. В настоящее время анализ деятельности психологической службы образования проводится на основании отдельных мониторингов, результаты которых не имеют системного характера.
Некоторые ученые занимались разработкой данного вопроса. Е.А Платунова выделяет такие показатели эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), как соответствие деятельности поставленным регламентирующим нормативным правовым документам, а также целям и задачам деятельности психологической службы образования, соответствие планируемых трудозатрат фактическим, соответствие уровню профессиональной квалификации, а также количественные показатели эффективности деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) [8].
Л.А. Цветкова с соавторами разработали систематизированную систему оценки эффективности деятельности психологической службы образования. Они выделяют два основных критерия: качество и результативность деятельности психологической службы. Среди показателей качества реализуемой деятельности авторы выделяют наличие регламента оказания психологической помощи, численность педагогов-психологов (психологов в сфере образования), охват участников образовательных отношений, количество получателей психологических услуг. В качестве показателей результативности деятельности психологической службы Л.А. Цветкова с соавторами предлагает проводить оценку среди участников образовательных отношений, что будет демонстрировать их удовлетворенность оказываемой психологической помощью [19].
При проведении мониторинга оказания психологической помощи детям, родителям (законным представителям), учителям в Великобритании командой ученых были использованы в качестве показателей: наличие единой правовой политики в развитии психологической службы; количество организаций, обеспечивающих психологическое сопровождение детей и родителей (законных представителей); определение результативности деятельности педагога-психолога; наличие сложных и кризисных ситуаций в организации; междисциплинарные и межведомственные связи в работе педагога-психолога [22].
Несмотря на общую направленность в определении критериев эффективности деятельности психологической службы, требуется их обобщение и систематизация. Выделенные критерии могут способствовать своевременному выявлению дефицитов в деятельности психологической службы и анализу имеющихся ресурсов для повышения эффективности оказания своевременной психологической помощи участникам образовательных отношений.
Определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы
в системе общего образования и среднего профессионального образования
Российской Федерации
Разработка и апробация критериев оценки эффективности деятельности психологической службы проводилась Федеральным координационным центром по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации Московского государственного психолого-педагогического университета в 2023 году на основании в п. 10 Плана мероприятий на 2022–2025 гг. по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года [4].
В Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года [4], действующей на момент проведения апробации, определяются два ключевых направления решения ключевых проблем в организации и содержании деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования): повышение доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений. На этом основании, а также с опорой на ряд основных нормативных правовых документов [4; 11; 12; 16; 17; 18] и методические рекомендации [14] определены две группы критериев.
- I. Критерий качества оказания психологической помощи участникам образовательных отношений. Данный критерий основывается на том, что психологическое сопровождение участников образовательных отношений осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов, наличием соответствующей квалификационной категории у педагогов-психологов (психологов в сфере образования), которые применяют в своей профессиональной деятельности современные методы и технологии. Также о качестве психологической службы можно судить по сформированности системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования в субъекте Российской Федерации и организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в работе с участниками образовательных отношений.
На основании анализа научной литературы и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психологической службы, к критерию качества психологический помощи участниками образовательных отношений возможно отнести следующие составляющие.
- Организация деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития психологической службы на период до 2025 года [4]. Благодаря данному показателю становится возможным сделать вывод о потенциально эффективном планировании деятельности психологической службы на основе информации о разработанном региональном плане (комплексе мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Данный параметр покажет, проводится ли мониторинг деятельности психологической службы на региональном уровне, что позволяет руководителям подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно определять основные дефициты, возникающие при психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений в субъекте Российской Федерации.
Показателями параметра, связанного с организацией психологической помощи участникам образовательных отношений, могут служить оценка материально-технического обеспечения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), наличие утвержденных нормативных и правовых актов, регулирующих оснащенность рабочего места специалистов. Условия, в которых осуществляют профессиональную деятельность педагоги-психологи (психологи в сфере образования), напрямую влияют на ее качество.
Отдельное внимание при оценке организации психологической помощи участникам образовательных отношений уделяется организации и реализации мероприятий по профилактике суицидальных рисков [13], профилактике употребления психоактивных веществ [3], оказанию психологической помощи в кризисных и экстренных ситуациях.
В рамках данного параметра происходит оценка готовности к работе психологической службы с случаями, которые требуют организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для оказания комплексной помощи. Тогда в качестве показателя будет выступать наличие в субъекте Российской Федерации регламента, определяющего алгоритм совместной работы с такими службами, как: психолого-медико-педагогическая комиссия, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [5; 7], комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские учреждения, органы опеки и попечительства и органы социальной защиты и т. д.
- Квалификация и опыт специалистов, оказывающих психологическую помощь, в том числе экстренную и кризисную, в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации. Кадровый ресурс психологической службы является одним из определяющих в оценке эффективности деятельности психологической службы. От профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) зависит как эффективность, так и качество реализации профессиональных задач в соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности [10]. Показателями выступают уровень и направление полученного образования, профессиональных стаж, самооценка результативности деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования). Учет данного параметра в мониторинге может стать стимулом для профессионального роста педагога-психолога (психолога в сфере образования) образовательной организации.
- Методическое обеспечение деятельности специалистов психологической службы, в том числе наличие системы наставничества. Оценка методического ресурса позволяет определить степень взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с профессиональным сообществом. Такие показатели, как наличие наставничества, совместное решение задач, обмен опытом, — повышают профессионализм специалистов психологической службы, что позитивно отражается на качестве оказания психологической помощи.
- Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации. Данный параметр позволит получить сведения об актуальном состоянии психологической службы образования в части оказания экстренной и кризисной психологической помощи [15]. Показателями данного параметра выступают наличие специалистов, имеющих компетенции для оказания экстренной и кризисной психологической помощи, наличие дистанционного консультирования для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) (детский телефон доверия, горячая линия для оказания психологической помощи).
- II. Критерий доступности психологической помощи участникам образовательных отношений. Данный критерий отражает количественные характеристики деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации. Критерий доступности подразумевает, что психологическая помощь, в том числе реализуемая с применением дистанционных формы работы, одинаково доступна для всех участников образовательных отношений.
Оценить доступность психологической помощи можно через сбор информации относительно запросов участников образовательных отношений на оказание психологической помощи, в том числе экстренной и кризисной; сбор информации о видах профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования); наличия в штатном расписании образовательной организации необходимого количества специалистов; осуществление анализа форм и способов тиражирования успешных психолого-педагогических практик; определение доступности информации о возможностях получения психолого-педагогической помощи, в том числе экстренной и кризисной, о работе Детского телефона доверия, Горячей линии и др.
Данный критерий включает следующие составляющие.
- Кадровый ресурс психологической службы. Показателями данного параметра выступают количество штатных единиц педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных, общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации [6], укомплектованность педагогами-психологами (психологами в сфере образования) в образовательной организации. В рамках данного параметра можно проанализировать нагрузку на одного педагога-психолога (психолога в сфере образования), что в дальнейшем может учитываться при планировании кадровой политики в регионе Российской Федерации.
- Информационное обеспечение психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования. Показателями информационного обеспечения психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования могут выступать данные о количестве и тематике проведенных мероприятиях по популяризации и информированию населения о возможностях получения психолого-педагогической помощи, в том числе экстренной и кризисной, о работе консультационных пунктов, Детского телефона доверия, Горячей линии и др., а также об условиях обеспечения тиражирования положительного опыта по психологическому просвещению участников образовательных отношений.
В рамках данного параметра возможно изучить организацию деятельности по тиражированию положительного опыта и эффективных психологических практик в профессиональном сообществе педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
- Организация и реализация мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации. В рамках данного параметра можно получить данные по таким показателям, как количественная характеристика деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) по основным направлениям его профессиональной деятельности согласно профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» [12]; равномерность распределения нагрузки педагога-психолога (психолога в сфере образования); основные запросы участников образовательных отношений на получение психологической помощи, реализуемые цифровые решения при оказании психологической помощи в дистанционном формате.
Программа исследования
Апробация критериев эффективности деятельности психологической службы проходила в два этапа.
На первом этапе был проведен опрос экспертных групп из 8-ми субъектов Российской Федерации: Республика Татарстан, Пермский край, Хабаровский край, Липецкая область, Московская область, Новосибирская область, Самарская область, Свердловская область.
В состав экспертных групп вошли следующие категории респондентов: специалисты органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования в субъекте Российской Федерации, курирующих деятельность по психолого-педагогическому сопровождению; главные внештатные педагоги-психологи; руководители центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи; директора образовательных организаций; педагоги-психологи (психологи в сфере образования); другие специалисты.
Общая численность экспертов составила 319 человек.
Для проведения опроса была разработана анкета по апробации критериев эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Экспертам было предложено определить приемлемость и релевантность выделенных на основании теоретического анализа критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Сбор данных осуществлялся посредством заполнения анкет в отечественной системе «AnketologBox», обеспечивающей защиту персональных данных.
На втором этапе критерии оценки эффективности деятельности психологической службы субъектов Российской Федерации были представлены на обсуждение экспертному сообществу ФГБОУ ВО «Московский государственных психолого-педагогический университет».
Результаты исследования
Апробация критериев эффективности деятельности психологической службы проходила в два этапа.
Первый этап апробации критериев эффективности деятельности психологической службы предполагал опрос экспертных групп методического объединения субъектов Российской Федерации. Экспертам было предложено оценить по 5-балльной шкале выделенные на основании теоретического анализа критерии оценки эффективности деятельности психологической службы по следующим основаниям: важность учета критериев при оценке эффективности деятельности службы и субъективная легкость предоставления критерия (сбора информации). Важность учета отмечалась по шкале, где 1 — неважно, 5 — важно; легкость предоставления данных по шкале, где 1 — очень сложно, 5 — очень легко.
В таблице 1 представлены результаты по оценке важности учета критерия и его параметров.
Табл. 1. Оценка важности учета критерия и его параметров
Критерий |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Сумма баллов |
Средний балл |
||||||||||||||
Липецкая |
Московская |
Республика |
Самарская |
Пермский |
Свердловская область |
Новосибирская область |
Хабаровский край |
||||||||||
«Общие сведения» |
|||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
38 |
4,75 |
||||||||
Критерий 1. |
Параметр 1: Организация деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития психологической службы |
||||||||||||||||
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
38 |
4,75 |
||||||||
Параметр 2: Квалификация и опыт специалистов, оказывающих психологическую помощь, в том числе экстренную и кризисную, в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации |
|||||||||||||||||
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
36 |
4,5 |
||||||||
Параметр 3: Методическое обеспечение деятельности специалистов |
|||||||||||||||||
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
39 |
4,88 |
||||||||
Параметр 4: Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи |
|||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
39 |
4,88 |
||||||||
Критерий 2. |
Параметр 1: Кадровый ресурс психологических служб |
||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
40 |
5 |
||||||||
Параметр 2: Информационное обеспечение психологической службы |
|||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
39 |
4,88 |
||||||||
Параметр 3: Организация и реализация мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации |
|||||||||||||||||
5 |
2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
35 |
4,38 |
||||||||
Исходя из полученных результатов, согласно средним значениям в таблице 1 баллы по оценке важности учета критериев и их параметров распределились в диапазоне от 3,38 до 5 баллов.
Относительно важности учета критериев и их параметров высокой оценкой экспертами отмечается:
- параметр «Методическое обеспечение деятельности специалистов психологической службы, в том числе наличие системы наставничества» критерия качества психологической помощи (4,88 балла);
- параметр «Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации» критерия качества психологической помощи (4,88 балла);
- параметр «Информационное обеспечение психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования» критерия доступности психологической помощи (4,88 балла).
Менее значимым экспертами определен параметр критерия доступности психологической помощи, связанный с организацией и реализацией мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации (4,38 балла).
Поскольку ни один из параметров не отмечен как не представляющий ценности в оценке эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, все критерии и параметры по данному показателю считаем прошедшими апробацию.
В таблице 2 представлены результаты по оценке легкости представления информации по критериям и их параметрам.
Относительно легкости предоставления информации, по данным таблицы 2, высокой оценкой (4,88 баллов) экспертами отмечается параметр «Методическое обеспечение деятельности специалистов психологической службы, в том числе наличие системы наставничества» критерия качества психологической помощи.
По мнению экспертов, несколько сложнее предоставить информацию:
- об организации деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития психологической службы на период до 2025 года (3,88 баллов);
- об организации и реализации мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации» (3,5 баллов).
Относительно выделенных параметров участники экспертных групп отмечают трудности в сборе информации по выделенным критериям и параметрам. Поскольку ни по одному критерию и составляющим его параметрам сбор информации не был оценен респондентами как невозможный, по данному показателю все критерии и параметры оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования считаем прошедшими апробацию.
Табл. 2. Оценка легкости предоставления информации по критерию и его параметрам
Критерий |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Сумма баллов |
Средний балл |
||||||||||||||
Липецкая |
Московская |
Республика |
Самарская |
Пермский |
Свердловская область |
Новосибирская область |
Хабаровский край |
||||||||||
«Общие сведения» |
|||||||||||||||||
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
32 |
4 |
||||||||
Критерий 1. |
Параметр 1: Организация деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития психологической службы |
||||||||||||||||
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
31 |
3,88 |
||||||||
Параметр 2: Квалификация и опыт специалистов, оказывающих психологическую помощь, в том числе экстренную и кризисную, в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации |
|||||||||||||||||
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
33 |
4,13 |
||||||||
Параметр 3: Методическое обеспечение деятельности специалистов |
|||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
39 |
4,88 |
||||||||
Параметр 4: Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи |
|||||||||||||||||
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
38 |
4,75 |
||||||||
Критерий 2. |
Параметр 1: Кадровый ресурс психологических служб |
||||||||||||||||
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
34 |
4,25 |
||||||||
Параметр 2: Информационное обеспечение психологической службы |
|||||||||||||||||
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
35 |
4,38 |
||||||||
Параметр 3: Организация и реализация мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации |
|||||||||||||||||
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
28 |
3,5 |
||||||||
На графике отражены параметры оценки экспертной группы по двум показателям: оценка важности учета и оценка легкости предоставления информации (рис. 1).
Как видно из данных рисунка 1, ряд параметров отмечены экспертным сообществом как важные, но относительно сложные в предоставлении информации, что согласуется с тенденцией по общим показателям:
- параметр критерия доступности психологической помощи, связанный с организацией и реализацией мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации (различия в 0,88 баллов);
- параметр критерия качества психологической помощи, связанный с организацией деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Концепцией развития психологической службы на период до 2025 года (различия в 0,87 балла);
- параметр критерия доступности психологической помощи, связанный с кадровым ресурсом психологических служб (различия в 0,75 балла).
Рис. 1. График оценок по параметрам
По мнению участников экспертных групп методических объединений субъектов Российской Федерации, менее важным и относительно сложным в сборе информации параметром является: «Организация и реализация мероприятий по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации». Оптимальными при апробации считались параметры, набравшие по показателю «важность учета» и «легкость предоставления информации» в среднем не менее 3,5 баллов, в связи с чем данный параметр невозможно не учитывать при проведении мониторинга эффективности деятельности психологических служб, так как это прямой показатель деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования).
Помимо заполнения специально разработанной анкеты, методическое объединение субъекта Российской Федерации могло в свободной форме оставить комментарии относительно выделенных критериев и параметров эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Рекомендации экспертных групп по поводу важности учета критериев и их параметров были связаны с уточнением запрашиваемой информации у респондентов относительно кадровых ресурсов психологических служб и особенностей организации межведомственного взаимодействия.
Второй этап апробации. На втором этапе критерии оценки эффективности деятельности психологической службы субъектов Российской Федерации были представлены на обсуждение экспертному сообществу ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В ходе обсуждения экспертами была утверждена направленность критериев: критерий качества и критерий доступности психологической помощи участникам образовательных отношений, а также внесены важные дополнения в содержательный аспект параметров обсуждаемых критериев.
По результатам двухэтапной апробации критериев оценки эффективности деятельности психологической службы был проведен содержательный анализ.
Выводы
Таким образом, на основании оценок экспертных групп методических объединений субъектов Российской Федерации и мнения экспертного сообщества ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» можно сделать вывод, что выделенные критерии качества и доступности психологической помощи участникам образовательных отношений и разработанные к ним параметры дают возможность получения качественных сведений для оценки актуального состояния психологических служб в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации посредством мониторингового исследования для дальнейшего совершенствования психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
На основании содержательного анализа результатов апробации выделенных критериев планируется разработка параметров и индикаторов для их оценки. На их основании будет составлена форма сбора и проведен мониторинг эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Результаты данного мониторинга позволят получить комплексное представление об эффективности деятельности психологической службы в системе образования Российской Федерации.
Литература
- Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 116–128. doi:10.17759/psyedu.2017090312
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2. С. 5–10. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n2/Dubrovina (дата обращения: 18.01.2025).
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утв. Минпросвещения России 15.06.2021) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. 2021. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-profilaktiki-upotreblenija-psikhoaktivnykh-veshchestv-v-obrazovatelnoi-srede-na/ (дата обращения: 03.01.2025).
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. 2017. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 14.04.2023).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2015. URL: https://docs.cntd.ru/document/420261628 (дата обращения: 21.11.2024).
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. 2001. URL: https://zakonbase.ru/content/base/54768 (дата обращения: 21.11.2024).
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № ДГ-492/07 «О деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2021. URL: https://docs.cntd.ru/document/603204429 (дата обращения: 21.07.2023).
- Платунова Е.А. Особенности и критерии оценки деятельности психологической службы в муниципальном учреждении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7 (дата обращения: 18.01.2025).
- Поскакалова Т.А., Сорокова М.Г. Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 331–343. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2022/contents/Poskakalova_Sorokova (дата обращения: 18.01.2025).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] // Гарант. 2014. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70562982/ (дата обращения: 21.11.2024).
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 1999. URL: https://docs.cntd.ru/document/58865666 (дата обращения: 21.11.2024).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 18.12.2024).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.04.2021 № 1058-р «Об утверждении комплекса мер до 2025 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. 2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300075 (дата обращения: 24.11.2024).
- Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: Методические рекомендации [Электронный ресурс]. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 209 с. // Федерация психологов образования России. Официальный сайт. URL: https://rospsy.ru/node/930 (дата обращения: 18.01.2025).
- Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации: Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Авторы-составители: Артамонова Е.Г., Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021. 80 с. // ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей». URL: https://fcprc.ru/media/media/behavior/Ekstrennaya_psihologicheskaya_pomosch.pdf (дата обращения: 18.01.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // Президент России. 2017. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 21.11.2024).
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // Президент России. 2010. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/31584 (дата обращения: 21.11.2024).
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент России. 2012. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 28.12.2024).
- Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Оценка эффективности деятельности психологической службы в образовательной организации. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. 40 с.
- Ярецкий Ю.Л., Зыкова Н.Ю. Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 104–115. doi:10.17759/psyedu.2017090311
- Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. Implications for educational practice of the science of learning and development // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24(2). P. 97–140. doi:10.1080/10888691.2018.1537791
- Farrell P., Woods K., Lewis S., Rooney S., Squires G., O'Connor M. A review of the functions and contribution of educational psychologists in England and Wales in light of “Every child matters: change for children”. Manchester: School of Education, University of Manchester, 2006.
- Sapargaliyeva Z.A., Aralbaeva R.K., Mamilina K.S., Dyussenbekova A.S., Orazova B.K. Improvement of the professional training of a pedagogue-psychologist as a specialist of helping professions // Studies in the Education of Adults. 2023. Vol. 55(1). P. 282–293. doi:10.1080/02660830.2023.2171115
- The Evaluation of Educational Psychology Services in the Light of Outcomes for Children. A report from a Joint Working group of: The Association of Educational Psychologists, The Division of Educational and Child Psychology // Association of Educational Psychologists. URL: https://www.aep.org.uk/resources/evaluation-educational-psychology-services-light-outcomes-children (дата обращения: 21.11.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 56
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 7
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3