Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования

31

Аннотация

Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации. В статье представлены материалы исследования кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования. Мониторинг проводился с применением метода стратификации, путем выделения из каждого федерального округа одного субъекта Российской Федерации для дальнейшего исследования. В исследовании приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. По результатам мониторинга обнаружено, что наиболее часто психологическая служба включает в себя педагога-психолога и учителя-логопеда. Преобладающими являются традиционная и ситуативная форма наставничества, причем почти половина наставников имеют стаж профессиональной деятельности более 20 лет. Также выявлена степень доступности супервизии/интервизии для педагогов (почти половина участников исследования имеют возможность участия в супервизии/интервизии). Определена мотивация участия педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства – обмен опытом, повышение квалификации и совершенствование профессиональных навыков. Показано, что часть участников имеют доступ к цифровым платформам, позволяющим осуществлять профессиональную деятельность, однако почти треть не имеют подходящих цифровых инструментов. Полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, структурно-функциональная модель образовательной среды, кадровое обеспечение, наставничество, цифровая платформа, педагог-психолог, образовательная организация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170106

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»: «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования».

Получена: 01.08.2024

Для цитаты: Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Трофимова А.П., Шарапова А.К., Курбанова В.В. Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 81–99. DOI: 10.17759/psyedu.2025170106

Подкаст

Подкаст PsyJournals LIVE Выпуск 402

Полный текст

Введение

Согласно Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Минпросвещения России от 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн, одним из приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи является кадровое обеспечение данной деятельности [8. План мероприятий]. С возрастанием спроса на получение психолого-педагогической помощи в образовательных организациях важной становится кадровая обеспеченность как структурный элемент системы реализации психолого-педагогического сопровождения [Atkinson, 2022; Hooper, 2024; Sapargaliyeva, 2023].

Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации (далее – Мониторинг) [Функциональная модель психологической, 2024].

Целью статьи является представление и анализ результатов Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования.

Методы

Для реализации Мониторинга были разработаны специальные формы анкет. Вопросы были сгруппированы по 3 блокам в соответствии с выделенными функциональными блоками психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Сбор информации организован в электронном формате с применением российской системы в режиме онлайн AnketologBOX.

В исследовании приняли участие 8 субъектов Российской Федерации из каждого федерального округа: Ярославская область, Ленинградская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Пермский край, Свердловская область, Новосибирская область, Хабаровский край.

Статистические расчеты производились в IBM SPSS Statistic.26.0. Для анализа данных использовались методы описательной статистики, контент-анализ, коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена.

Характеристика выборки

В Мониторинге приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. Численность респондентов из дошкольных образовательных организаций – 29,3% (670 чел.); общеобразовательных организаций – 58,4% (1336 чел.); профессиональных образовательных организаций – 9,4% (215 чел.) и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – 2,9% (67 чел.). Стаж работы респондентов в должности педагога-психолога: до 3 лет – 30,7%, от 3 до 5 лет – 14%, от 5 до 10 лет – 18,3%, от 10 до 15 лет – 13,9%, от 15 до 20 лет – 9,2% и 20 и более лет – 13,9%.

Распределение общей численности респондентов по субъектам Российской Федерации представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение общей численности респондентов, принявших участие в мониторинге, по субъектам Российской Федерации

Результаты исследования

По данным Мониторинга, в составе психологической службы преобладает доля педагогов-психологов (33,4%) и учителей-логопедов (26,1%). Наименьший процент сотрудников составляют руководители психологических служб – 11,6% (рис. 2).

Рис. 2. Долевое распределение сотрудников психологической службы в соответствии с занимаемой должностью

Сопоставительный анализ согласованности кадровых составов психологических служб в субъектах Российской Федерации осуществлялся с помощью коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена (табл. 1).

Таблица 1. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями по кадровому составу психологических служб

Выборочные совокупности

Ярославская область

Ленинградская область

Ростовская область

Республика Дагестан

Пермский край

Свердловская область

Новосибирская область

Ленинградская область

0,80

 

 

 

 

 

 

Ростовская область

0,90*

0,60

 

 

 

 

 

Республика Дагестан

0,80

0,30

0,90*

 

 

 

 

Пермский край

0,90*

0,60

1,00**

0,90*

 

 

 

Свердловская область

0,90*

0,90*

0,70

0,50

0,70

 

 

Новосибирская область

0,90*

0,90*

0,80

0,60

0,80

0,80

 

Хабаровский край

0,90*

0,60

1,00**

0,90*

1,00**

0,70

0,80

Примечание: * – корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Установлены положительные корреляционные связи на уровне статистической значимости p≤0,01 между кадровыми составами психологических служб Ростовской области, Пермского края и Хабаровского края. С данными субъектами Российской Федерации согласуются на уровне статистической значимости p≤0,05 кадровые составы психологических служб Республики Дагестан (ρ=0,90; p=0,037) и Ярославской области (ρ=0,90; p=0,037). При этом последняя положительно коррелирует на статистическом уровне значимости p≤0,05 с Новосибирской областью (ρ=0,90; p=0,037) и Свердловской областью (ρ=0,90; p=0,037), которые, в свою очередь, согласованы на уровне значимости p≤0,05 с кадровым составом психологических служб Ленинградской области (ρ=0,90; p=0,037). Исходя из данных корреляционного анализа, можно говорить о единстве подходов к формированию кадрового состава психологической службы в Ростовской области, в Пермском крае и Хабаровском крае. Отметим, что реализация психолого-педагогического сопровождения во взаимодействии между различными специалистами психологической службы способствует повышению эффективности реализуемой психолого-педагогической помощи [Birch, 2023].

Для решения задач определения комплексной стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве педагоги-психологи привлекаются к участию в работе психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) [Опыт разработки Положения, 2017; Чжан, 2023]. По результатам Мониторинга, 91,5% респондентов принимают участие в деятельности ППк.

Педагоги-психологи нередко выполняют дополнительную нагрузку в организации. В ходе Мониторинга выявлено 29,5% респондентов, не имеющих дополнительной нагрузки, и 70,5% респондентов, реализующих дополнительную нагрузку, из которых 24,6% работают в качестве классного руководителя, 22,2% – учителя.

Привлечение педагогов-психологов к реализации дополнительной нагрузки может влиять на эффективность выполнения ими основного вида профессиональной деятельности и приводить к появлению профессионального выгорания [Гальперина, 2022; Морозов, 2024; Скуднова, 2021]. При этом наличие у педагогических работников профессионального выгорания негативно сказывается на качестве оказания психологической помощи и может приводить к текучести кадров [Watson, 2024].

Одним из способов профилактики профессионального выгорания выступает супервизия и интервизия педагогов-психологов в организации [Давкуш, 2024; Шорохов, 2023; Якиманская, 2024]. Согласно полученным данным, 49,1% респондентов получают супервизию и интервизию, 5,5% являются супервизорами, 45,4% не получают данный вид профессиональной поддержки.

Важным инструментом для эффективной профессиональной деятельности педагога-психолога выступает система наставничества в образовательной организации [Баканова, 2023; Варга, 2022]. Реализация системы наставничества способствует профессиональному становлению и развитию педагогических кадров, в том числе молодых специалистов [Бугаев, 2023; Булах, 2022; Ульянина, 2022].

Одним из условий реализации системы наставничества в образовательной организации выступает подготовка локальных нормативных правовых актов или иных документов, регламентирующих деятельность наставников [Федорчук, 2022]. 32,7% респондентов прикрепили документ о наставничестве в образовательной организации или иной документ, регламентирующий деятельность наставников.

Система наставничества может реализовываться в разных формах [Гордашникова, 2023]. Согласно результатам Мониторинга, наставничество для педагога-психолога реализуется в основном в традиционной (66,8%) и ситуационной (55,6%) формах. Менее распространены групповая (14,9%) и реверсивная (8,5%) формы наставничества. При этом подавляющее большинство респондентов отметили, что наставниками выступают другие педагоги-психологи (64,4%). Подобное распределение характерно для большинства субъектов Российской Федерации.

Распределение ответов респондентов о стаже наставника представлено на рис. 3.

Рис. 3. Долевое распределение наставников в соответствии со стажем

Результаты Мониторинга показали, что большинство наставников имеют стаж профессиональной деятельности 20 лет и более (46%), реже – стаж работы 3 года и 1 год (6% и 5% соответственно).

Одним из основных условий кадрового обеспечения деятельности психологической службы является непрерывный профессиональный рост педагогов-психологов, который может реализовываться за счет оказания методической поддержки. По результатам Мониторинга, 71,2% респондентов получают методическую поддержку на муниципальном уровне, 56,4% респондентов – на локальном уровне и 47,4% респондентов – на региональном уровне.

В качестве наиболее востребованных тематических направлений для обсуждения в рамках работы методических объединений педагогов-психологов более 50% респондентов отметили:

– особенности реализации коррекционно-развивающих программ (55,9%);

– вопросы профилактики эмоционального выгорания, здоровьесбережения и повышения личностной ресурсности педагогов-психологов (55,3%);

– особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (53,9%).

С целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста для педагогов-психологов ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» на региональном и всероссийском уровнях.

По результатам Мониторинга отмечено, что на региональном уровне 12,6% респондентов принимали участие в конкурсе «Педагог-психолог России». Также респонденты принимают участие в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях (20% и 22% соответственно).

При этом они отмечают разные виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства (рис. 4).

Рис. 4. Распределение численности респондентов в соответствии с возможной мотивацией участия в конкурсах профессионального мастерства

В качестве часто встречающейся мотивации респонденты указали «обмен опытом и знаниями» (68,1%). Более половины респондентов отметили важность «повышения профессиональной квалификации» (56,9%) и «совершенствование профессиональных навыков» (52,4%). Треть респондентов указали «материальное стимулирование» (37,1%), необходимость участия в конкурсах профессионального мастерства для успешного «прохождения аттестации (повышения квалификационной категории)» (36,5%). «Тиражирование лучших практик» отметили 22,7% респондентов. В меньшей степени отмечен мотив «определение областей профессионального развития» (16,1%).

Применение к данным коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена позволило выявить согласованность мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства между выборочными совокупностями (табл. 2).

Таблица 2. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями относительно мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства

Выборочные совокупности

Ярославская область

Ленинградская область

Ростовская область

Республика Дагестан

Пермский край

Свердловская область

Новосибирская область

Ленинградская область

0,93**

 

 

 

 

 

 

Ростовская область

1,00**

0,93**

 

 

 

 

 

Республика Дагестан

1,00**

0,93**

1,00**

 

 

 

 

Пермский край

0,89**

0,93**

0,89**

0,89**

 

 

 

Свердловская область

0,89**

0,96**

0,89**

0,89**

0,86*

 

 

Новосибирская область

0,96**

0,96**

0,96**

0,96**

0,96**

0,93**

 

Хабаровский край

1,00**

0,93**

1,00**

1,00**

0,89**

0,89**

0,96**

Примечание: ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Согласно данным анализа, положительные корреляции между исследуемыми субъектами Российской Федерации относительно мотивов участия установлены на уровне статистической значимости p≤0,01. Полученные результаты указывают на схожесть мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства у большинства представленных респондентов. При этом, как показано на рис. 5, прослеживается тесная положительная взаимосвязь на уровне статистической значимости p≤0,01 между такими ведущими мотивами, как обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков. В свою очередь, последний предполагает совершенствование навыков в областях профессионального развития, что, безусловно, оказывает влияние на прохождение аттестации и повышение профессиональной квалификации.

Рис. 5. Взаимосвязь мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства

Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также повышения эффективности деятельности педагогов-психологов в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) [Ульянина, 2022]. Согласно результатам Мониторинга, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях (рис. 6).

Рис. 6. Долевое распределение ответов респондентов относительно разработанности цифровой платформы для обучающихся и для родителей (законных представителей)

 

Согласно трудовым функциям педагога-психолога, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ подразумевает использование современных средств информационно-коммуникативных технологий [Бугаев, 2023; Приказ Минтруда России, 2015; Чжан, 2023]. По данным Мониторинга, 67,8% респондентов используют цифровые решения при проведении психологической диагностики, 62,8% – при осуществлении психологического просвещения, 41,7% – в коррекционно-развивающей работе, 39,4% – в рамках психологического консультирования, 37,5% – при проведении психопрофилактики, 3,8% респондентов не используют цифровые решения в работе.

У респондентов уточняли, в каких именно направлениях деятельности они используют специализированные цифровые инструменты. В основном осуществляется ведение текущей и отчетной документации (57,8%) и реализация психологической диагностики и автоматической обработки результатов (56,2%). Более трети респондентов пользуются специализированными цифровыми инструментами для самообучения и повышения своего профессионального уровня (47,8%); психологического просвещения участников образовательных отношений (42,0%); информирования участников образовательных отношений (41,1%); коррекционно-развивающей работы с обучающимися (34,5%).

Помимо специализированных цифровых инструментов для решения задач в своей профессиональной деятельности 41,4% педагогов-психологов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.

Выводы

В результате Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения определен примерный состав психологической службы в субъектах Российской Федерации.

Анализ результатов Мониторинга показал, что респонденты помимо осуществления основного вида деятельности в организации выполняют дополнительные функции, в основном классного руководителя и учителя. Большинство респондентов также принимает участие в деятельности ППк.

С целью профессионального роста педагогов-психологов и повышения эффективности оказания психолого-педагогической помощи реализуется система наставничества разных типов, проводятся супервизии и интервизии, осуществляется методическая поддержка. При этом не все респонденты отметили возможность получения данных форм профессиональной поддержки, что может указывать на необходимость продолжения их развития в субъектах Российской Федерации на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

По результатам Мониторинга определено, что с целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста респонденты участвуют в конкурсе «Педагог-психолог России» и в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях. Субъекты Российской Федерации выделяют схожие виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства: обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков.

Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям). Согласно результатам Мониторинга, в субъектах Российской Федерации недостаточное внимание уделяется разработке цифровых платформ в образовательных организациях, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях.

Применение специализированных цифровых инструментов в основном осуществляется для ведения текущей и отчетной документации, психологической диагностики и автоматической обработки результатов, а также для самообучения и повышения своего профессионального уровня. Реже они используются для мониторинговых исследований, изучения качества оказания психологической помощи, консультирования участников образовательных отношений, создания и ведения единого банка данных обучающихся.

Помимо специализированных цифровых инструментов для решения многочисленных и разнообразных задач в своей профессиональной деятельности 41,4% респондентов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.

Таким образом, полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в части состава психологической службы, организации системы наставничества, методического обеспечения, обеспечения условий для непрерывного профессионального роста педагогов-психологов, их участия в конкурсах профессионального мастерства, внедрения цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагога-психолога позволили получить данные, которые будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.

Литература

  1. Баканова И.Г. Наставничество как важный элемент системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Наука и образование транспорту. 2023. № 2. С. 266–269. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56955605_29352090.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  2. Бугаев Н.И. Продуктивное наставничество в образовании или аналитико-рефлексивная деятельность как единственная форма содержания образования [Электронный ресурс] // Народное образование Якутии. 2023. № 4(129). С. 30–32. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_65856122_53038613.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  3. Булах К.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса реализации технологии наставничества в образовательной организации [Электронный ресурс] // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2022. № 2. С. 49–54. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50092995_75515267.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  4. Варга А.Я., Гасалюк И.Н., Митина О.В. Представления супервизоров и супервизантов о профессиональной супервизии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 120–140. DOI:10.17759/cpse.2022110106
  5. Гальперина Л.Л. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников: по итогам научно-исследовательской работы в 2009 году (г. Могилев, 03–04 февраля 2010 г.). Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2022. С. 38–40. URL: https://libr.msu.by/handle/123456789/16559 (дата обращения: 24.07.2024).
  6. Гордашникова О.Ю., Кузнецов А.Н., Федорчук Ю.М. Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 2(48). С. 77–85. DOI:10.23951/2307-6127-2023-2-77-85
  7. Давкуш Н.В. Супервизия: профессиональная поддержка и профессиональное развитие педагогов [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 8487. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67929766_86752908.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  8. 8. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Минпросвещения России 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (дата обращения: 24.05.2024).
  9. Морозов А.В. Взаимосвязь уровня эмпатии с проблемой профессионального выгорания практикующего психолога [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 2(50). С. 200–207. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65697102_14340646.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
  10. Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // А.А. Кузнецова [и др.] / Вестник практической психологии образования. 2017. № 3(52). С. 8–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Kuznetsova_Larina_Larin_Makunina (дата обращения: 16.07.2024).
  11. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 24.05.2024).
  12. Скуднова Т.Д., Бородина Е.Б. Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы I Всероссийского форума «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований» (г. Таганрог, 22–23 октября 2020 г.). Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. С. 206–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47182780 (дата обращения: 22.07.2024).
  13. Ульянина О.А., Хайрова З.Р., Никифорова Е.А. Цифровая трансформация психологической службы в системе образования: региональный опыт [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (г. Ростов-на-Дону, 8–9 декабря 2022 г.). № 10. Ростов-на-Дону, 2022. С. 87–93. URL: https://elibrary.ru/obbzny?ysclid=lzv64tf670282731146 (дата обращения: 25.07.2024).
  14. Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Учет региональной специфики при отборе форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10(173). С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50117206 (дата обращения: 14.10.2024).
  15. 15. Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Наставничество в профессиональном образовании // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2024. № 1(67). С. 66–68. DOI:10.46845/2071-5331-2024-1-67-66-68
  16. Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование // О.А. Ульянина [и др.] / Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 3. С. 174–196. DOI:10.17759/psyedu.2024160311
  17. Чжан Т., Гасанова Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение человека в современном образовании [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С. 618–625. DOI:10.33910/herzenpsyconf-2023-6-80
  18. Шорохов А.Г. Онлайн-супервизия как фактор повышения рефлексивности у начинающих психологов [Электронный ресурс] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 2–1. С. 92–97. DOI:10.34670/AR.2023.90.37.049
  19. Якиманская И.С. Опыт участия в супервизии и особенности личности практикующих психологов [Электронный ресурс] // Оренбургский медицинский вестник. 2024. Том 12. № 1(45). С. 63–69. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_64992705_43627450.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
  20. Atkinson C. et al. Assessment practices of educational psychologists and other educational professionals // Educational Psychology in Practice. 2022. Vol. 38. № 4. P. 347–363. DOI:10.1080/02667363.2022.2109005
  21. Birch S. Interprofessional collaboration between education psychologys and logical and language therapys in the UK: facilitators and barriers // European Journal of Special Needs Education. 2023. Vol. 38. № 6. P. 735–750. DOI:10.1080/J003v15n03_01
  22. Hooper T. Investigating primary and secondary school staff views on the level of need for educational psychology services in England: “What does good look like?” // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 2. P. 220–236. DOI:10.1080/02667363.2024.2319080
  23. Sapargaliyeva A.Zh., et al. Improvement of the professional training of a pedagogue-psychologist as a specialist of helping professions // Studies in the Education of Adults. 2023. Vol. 55. No. 1. P. 282–293. DOI:10.1080/02660830.2023.2171115
  24. Watson C. An exploration of educational psychologists’ occupational stress and well-being experiences in England: implications for practice // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 3. P. 320–339. DOI:10.1080/02667363.2024.2365644

Информация об авторах

Тукфеева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7963-3684, e-mail: tukfeevayuv@mgppu.ru

Кнышева Татьяна Петровна, ведущий аналитик отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1518-3490, e-mail: knishevatp@mgppu.ru

Трофимова Анастасия Павловна, аналитик, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-4259-819X, e-mail: trofimovaap@mgppu.ru

Шарапова Анастасия Кирилловна, педагог-психолог, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9423-6457, e-mail: sharapovaak@mgppu.ru

Курбанова Валентина Владимировна, специалист по учебно-методической работе отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» , Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-4024-563X, e-mail: ohitinavv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 97
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 46

 Скачиваний PDF

За все время: 31
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 21

 Всего

За все время: 128
В прошлом месяце: 61
В текущем месяце: 67

!
Портрет читателя
Пройти опрос