Психолого-педагогические исследования
2025. Том 17. № 1. С. 81–99
doi:10.17759/psyedu.2025170106
ISSN: 2587-6139 (online)
Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования
Аннотация
Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации. В статье представлены материалы исследования кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования. Мониторинг проводился с применением метода стратификации, путем выделения из каждого федерального округа одного субъекта Российской Федерации для дальнейшего исследования. В исследовании приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. По результатам мониторинга обнаружено, что наиболее часто психологическая служба включает в себя педагога-психолога и учителя-логопеда. Преобладающими являются традиционная и ситуативная форма наставничества, причем почти половина наставников имеют стаж профессиональной деятельности более 20 лет. Также выявлена степень доступности супервизии/интервизии для педагогов (почти половина участников исследования имеют возможность участия в супервизии/интервизии). Определена мотивация участия педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства – обмен опытом, повышение квалификации и совершенствование профессиональных навыков. Показано, что часть участников имеют доступ к цифровым платформам, позволяющим осуществлять профессиональную деятельность, однако почти треть не имеют подходящих цифровых инструментов. Полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Общая информация
Ключевые слова: психологическая служба, структурно-функциональная модель образовательной среды, кадровое обеспечение, наставничество, цифровая платформа, педагог-психолог, образовательная организация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170106
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»: «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования».
Получена: 01.08.2024
Для цитаты: Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Трофимова А.П., Шарапова А.К., Курбанова В.В. Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 81–99. DOI: 10.17759/psyedu.2025170106
Подкаст
Подкаст PsyJournals LIVE Выпуск 402
Полный текст
Введение
Согласно Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Минпросвещения России от 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн, одним из приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи является кадровое обеспечение данной деятельности [8. План мероприятий]. С возрастанием спроса на получение психолого-педагогической помощи в образовательных организациях важной становится кадровая обеспеченность как структурный элемент системы реализации психолого-педагогического сопровождения [Atkinson, 2022; Hooper, 2024; Sapargaliyeva, 2023].
Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации (далее – Мониторинг) [Функциональная модель психологической, 2024].
Целью статьи является представление и анализ результатов Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования.
Методы
Для реализации Мониторинга были разработаны специальные формы анкет. Вопросы были сгруппированы по 3 блокам в соответствии с выделенными функциональными блоками психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Сбор информации организован в электронном формате с применением российской системы в режиме онлайн AnketologBOX.
В исследовании приняли участие 8 субъектов Российской Федерации из каждого федерального округа: Ярославская область, Ленинградская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Пермский край, Свердловская область, Новосибирская область, Хабаровский край.
Статистические расчеты производились в IBM SPSS Statistic.26.0. Для анализа данных использовались методы описательной статистики, контент-анализ, коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена.
Характеристика выборки
В Мониторинге приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. Численность респондентов из дошкольных образовательных организаций – 29,3% (670 чел.); общеобразовательных организаций – 58,4% (1336 чел.); профессиональных образовательных организаций – 9,4% (215 чел.) и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – 2,9% (67 чел.). Стаж работы респондентов в должности педагога-психолога: до 3 лет – 30,7%, от 3 до 5 лет – 14%, от 5 до 10 лет – 18,3%, от 10 до 15 лет – 13,9%, от 15 до 20 лет – 9,2% и 20 и более лет – 13,9%.
Распределение общей численности респондентов по субъектам Российской Федерации представлено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение общей численности респондентов, принявших участие в мониторинге, по субъектам Российской Федерации
Результаты исследования
По данным Мониторинга, в составе психологической службы преобладает доля педагогов-психологов (33,4%) и учителей-логопедов (26,1%). Наименьший процент сотрудников составляют руководители психологических служб – 11,6% (рис. 2).
Рис. 2. Долевое распределение сотрудников психологической службы в соответствии с занимаемой должностью
Сопоставительный анализ согласованности кадровых составов психологических служб в субъектах Российской Федерации осуществлялся с помощью коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена (табл. 1).
Таблица 1. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями по кадровому составу психологических служб
Выборочные совокупности |
Ярославская область |
Ленинградская область |
Ростовская область |
Республика Дагестан |
Пермский край |
Свердловская область |
Новосибирская область |
Ленинградская область |
0,80 |
|
|
|
|
|
|
Ростовская область |
0,90* |
0,60 |
|
|
|
|
|
Республика Дагестан |
0,80 |
0,30 |
0,90* |
|
|
|
|
Пермский край |
0,90* |
0,60 |
1,00** |
0,90* |
|
|
|
Свердловская область |
0,90* |
0,90* |
0,70 |
0,50 |
0,70 |
|
|
Новосибирская область |
0,90* |
0,90* |
0,80 |
0,60 |
0,80 |
0,80 |
|
Хабаровский край |
0,90* |
0,60 |
1,00** |
0,90* |
1,00** |
0,70 |
0,80 |
Примечание: * – корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Установлены положительные корреляционные связи на уровне статистической значимости p≤0,01 между кадровыми составами психологических служб Ростовской области, Пермского края и Хабаровского края. С данными субъектами Российской Федерации согласуются на уровне статистической значимости p≤0,05 кадровые составы психологических служб Республики Дагестан (ρ=0,90; p=0,037) и Ярославской области (ρ=0,90; p=0,037). При этом последняя положительно коррелирует на статистическом уровне значимости p≤0,05 с Новосибирской областью (ρ=0,90; p=0,037) и Свердловской областью (ρ=0,90; p=0,037), которые, в свою очередь, согласованы на уровне значимости p≤0,05 с кадровым составом психологических служб Ленинградской области (ρ=0,90; p=0,037). Исходя из данных корреляционного анализа, можно говорить о единстве подходов к формированию кадрового состава психологической службы в Ростовской области, в Пермском крае и Хабаровском крае. Отметим, что реализация психолого-педагогического сопровождения во взаимодействии между различными специалистами психологической службы способствует повышению эффективности реализуемой психолого-педагогической помощи [Birch, 2023].
Для решения задач определения комплексной стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве педагоги-психологи привлекаются к участию в работе психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) [Опыт разработки Положения, 2017; Чжан, 2023]. По результатам Мониторинга, 91,5% респондентов принимают участие в деятельности ППк.
Педагоги-психологи нередко выполняют дополнительную нагрузку в организации. В ходе Мониторинга выявлено 29,5% респондентов, не имеющих дополнительной нагрузки, и 70,5% респондентов, реализующих дополнительную нагрузку, из которых 24,6% работают в качестве классного руководителя, 22,2% – учителя.
Привлечение педагогов-психологов к реализации дополнительной нагрузки может влиять на эффективность выполнения ими основного вида профессиональной деятельности и приводить к появлению профессионального выгорания [Гальперина, 2022; Морозов, 2024; Скуднова, 2021]. При этом наличие у педагогических работников профессионального выгорания негативно сказывается на качестве оказания психологической помощи и может приводить к текучести кадров [Watson, 2024].
Одним из способов профилактики профессионального выгорания выступает супервизия и интервизия педагогов-психологов в организации [Давкуш, 2024; Шорохов, 2023; Якиманская, 2024]. Согласно полученным данным, 49,1% респондентов получают супервизию и интервизию, 5,5% являются супервизорами, 45,4% не получают данный вид профессиональной поддержки.
Важным инструментом для эффективной профессиональной деятельности педагога-психолога выступает система наставничества в образовательной организации [Баканова, 2023; Варга, 2022]. Реализация системы наставничества способствует профессиональному становлению и развитию педагогических кадров, в том числе молодых специалистов [Бугаев, 2023; Булах, 2022; Ульянина, 2022].
Одним из условий реализации системы наставничества в образовательной организации выступает подготовка локальных нормативных правовых актов или иных документов, регламентирующих деятельность наставников [Федорчук, 2022]. 32,7% респондентов прикрепили документ о наставничестве в образовательной организации или иной документ, регламентирующий деятельность наставников.
Система наставничества может реализовываться в разных формах [Гордашникова, 2023]. Согласно результатам Мониторинга, наставничество для педагога-психолога реализуется в основном в традиционной (66,8%) и ситуационной (55,6%) формах. Менее распространены групповая (14,9%) и реверсивная (8,5%) формы наставничества. При этом подавляющее большинство респондентов отметили, что наставниками выступают другие педагоги-психологи (64,4%). Подобное распределение характерно для большинства субъектов Российской Федерации.
Распределение ответов респондентов о стаже наставника представлено на рис. 3.
Рис. 3. Долевое распределение наставников в соответствии со стажем
Результаты Мониторинга показали, что большинство наставников имеют стаж профессиональной деятельности 20 лет и более (46%), реже – стаж работы 3 года и 1 год (6% и 5% соответственно).
Одним из основных условий кадрового обеспечения деятельности психологической службы является непрерывный профессиональный рост педагогов-психологов, который может реализовываться за счет оказания методической поддержки. По результатам Мониторинга, 71,2% респондентов получают методическую поддержку на муниципальном уровне, 56,4% респондентов – на локальном уровне и 47,4% респондентов – на региональном уровне.
В качестве наиболее востребованных тематических направлений для обсуждения в рамках работы методических объединений педагогов-психологов более 50% респондентов отметили:
– особенности реализации коррекционно-развивающих программ (55,9%);
– вопросы профилактики эмоционального выгорания, здоровьесбережения и повышения личностной ресурсности педагогов-психологов (55,3%);
– особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (53,9%).
С целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста для педагогов-психологов ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» на региональном и всероссийском уровнях.
По результатам Мониторинга отмечено, что на региональном уровне 12,6% респондентов принимали участие в конкурсе «Педагог-психолог России». Также респонденты принимают участие в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях (20% и 22% соответственно).
При этом они отмечают разные виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства (рис. 4).
Рис. 4. Распределение численности респондентов в соответствии с возможной мотивацией участия в конкурсах профессионального мастерства
В качестве часто встречающейся мотивации респонденты указали «обмен опытом и знаниями» (68,1%). Более половины респондентов отметили важность «повышения профессиональной квалификации» (56,9%) и «совершенствование профессиональных навыков» (52,4%). Треть респондентов указали «материальное стимулирование» (37,1%), необходимость участия в конкурсах профессионального мастерства для успешного «прохождения аттестации (повышения квалификационной категории)» (36,5%). «Тиражирование лучших практик» отметили 22,7% респондентов. В меньшей степени отмечен мотив «определение областей профессионального развития» (16,1%).
Применение к данным коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена позволило выявить согласованность мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства между выборочными совокупностями (табл. 2).
Таблица 2. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями относительно мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства
Выборочные совокупности |
Ярославская область |
Ленинградская область |
Ростовская область |
Республика Дагестан |
Пермский край |
Свердловская область |
Новосибирская область |
Ленинградская область |
0,93** |
|
|
|
|
|
|
Ростовская область |
1,00** |
0,93** |
|
|
|
|
|
Республика Дагестан |
1,00** |
0,93** |
1,00** |
|
|
|
|
Пермский край |
0,89** |
0,93** |
0,89** |
0,89** |
|
|
|
Свердловская область |
0,89** |
0,96** |
0,89** |
0,89** |
0,86* |
|
|
Новосибирская область |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,93** |
|
Хабаровский край |
1,00** |
0,93** |
1,00** |
1,00** |
0,89** |
0,89** |
0,96** |
Примечание: ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Согласно данным анализа, положительные корреляции между исследуемыми субъектами Российской Федерации относительно мотивов участия установлены на уровне статистической значимости p≤0,01. Полученные результаты указывают на схожесть мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства у большинства представленных респондентов. При этом, как показано на рис. 5, прослеживается тесная положительная взаимосвязь на уровне статистической значимости p≤0,01 между такими ведущими мотивами, как обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков. В свою очередь, последний предполагает совершенствование навыков в областях профессионального развития, что, безусловно, оказывает влияние на прохождение аттестации и повышение профессиональной квалификации.
Рис. 5. Взаимосвязь мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства
Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также повышения эффективности деятельности педагогов-психологов в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) [Ульянина, 2022]. Согласно результатам Мониторинга, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях (рис. 6).
Рис. 6. Долевое распределение ответов респондентов относительно разработанности цифровой платформы для обучающихся и для родителей (законных представителей)
Согласно трудовым функциям педагога-психолога, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ подразумевает использование современных средств информационно-коммуникативных технологий [Бугаев, 2023; Приказ Минтруда России, 2015; Чжан, 2023]. По данным Мониторинга, 67,8% респондентов используют цифровые решения при проведении психологической диагностики, 62,8% – при осуществлении психологического просвещения, 41,7% – в коррекционно-развивающей работе, 39,4% – в рамках психологического консультирования, 37,5% – при проведении психопрофилактики, 3,8% респондентов не используют цифровые решения в работе.
У респондентов уточняли, в каких именно направлениях деятельности они используют специализированные цифровые инструменты. В основном осуществляется ведение текущей и отчетной документации (57,8%) и реализация психологической диагностики и автоматической обработки результатов (56,2%). Более трети респондентов пользуются специализированными цифровыми инструментами для самообучения и повышения своего профессионального уровня (47,8%); психологического просвещения участников образовательных отношений (42,0%); информирования участников образовательных отношений (41,1%); коррекционно-развивающей работы с обучающимися (34,5%).
Помимо специализированных цифровых инструментов для решения задач в своей профессиональной деятельности 41,4% педагогов-психологов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.
Выводы
В результате Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения определен примерный состав психологической службы в субъектах Российской Федерации.
Анализ результатов Мониторинга показал, что респонденты помимо осуществления основного вида деятельности в организации выполняют дополнительные функции, в основном классного руководителя и учителя. Большинство респондентов также принимает участие в деятельности ППк.
С целью профессионального роста педагогов-психологов и повышения эффективности оказания психолого-педагогической помощи реализуется система наставничества разных типов, проводятся супервизии и интервизии, осуществляется методическая поддержка. При этом не все респонденты отметили возможность получения данных форм профессиональной поддержки, что может указывать на необходимость продолжения их развития в субъектах Российской Федерации на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
По результатам Мониторинга определено, что с целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста респонденты участвуют в конкурсе «Педагог-психолог России» и в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях. Субъекты Российской Федерации выделяют схожие виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства: обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков.
Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям). Согласно результатам Мониторинга, в субъектах Российской Федерации недостаточное внимание уделяется разработке цифровых платформ в образовательных организациях, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях.
Применение специализированных цифровых инструментов в основном осуществляется для ведения текущей и отчетной документации, психологической диагностики и автоматической обработки результатов, а также для самообучения и повышения своего профессионального уровня. Реже они используются для мониторинговых исследований, изучения качества оказания психологической помощи, консультирования участников образовательных отношений, создания и ведения единого банка данных обучающихся.
Помимо специализированных цифровых инструментов для решения многочисленных и разнообразных задач в своей профессиональной деятельности 41,4% респондентов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.
Таким образом, полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в части состава психологической службы, организации системы наставничества, методического обеспечения, обеспечения условий для непрерывного профессионального роста педагогов-психологов, их участия в конкурсах профессионального мастерства, внедрения цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагога-психолога позволили получить данные, которые будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Литература
- Баканова И.Г. Наставничество как важный элемент системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Наука и образование транспорту. 2023. № 2. С. 266–269. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56955605_29352090.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Бугаев Н.И. Продуктивное наставничество в образовании или аналитико-рефлексивная деятельность как единственная форма содержания образования [Электронный ресурс] // Народное образование Якутии. 2023. № 4(129). С. 30–32. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_65856122_53038613.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Булах К.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса реализации технологии наставничества в образовательной организации [Электронный ресурс] // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2022. № 2. С. 49–54. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50092995_75515267.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Варга А.Я., Гасалюк И.Н., Митина О.В. Представления супервизоров и супервизантов о профессиональной супервизии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 120–140. DOI:10.17759/cpse.2022110106
- Гальперина Л.Л. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников: по итогам научно-исследовательской работы в 2009 году (г. Могилев, 03–04 февраля 2010 г.). Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2022. С. 38–40. URL: https://libr.msu.by/handle/123456789/16559 (дата обращения: 24.07.2024).
- Гордашникова О.Ю., Кузнецов А.Н., Федорчук Ю.М. Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 2(48). С. 77–85. DOI:10.23951/2307-6127-2023-2-77-85
- Давкуш Н.В. Супервизия: профессиональная поддержка и профессиональное развитие педагогов [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 84–87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67929766_86752908.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- 8. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Минпросвещения России 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (дата обращения: 24.05.2024).
- Морозов А.В. Взаимосвязь уровня эмпатии с проблемой профессионального выгорания практикующего психолога [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 2(50). С. 200–207. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65697102_14340646.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
- Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // А.А. Кузнецова [и др.] / Вестник практической психологии образования. 2017. № 3(52). С. 8–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Kuznetsova_Larina_Larin_Makunina (дата обращения: 16.07.2024).
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 24.05.2024).
- Скуднова Т.Д., Бородина Е.Б. Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы I Всероссийского форума «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований» (г. Таганрог, 22–23 октября 2020 г.). Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. С. 206–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47182780 (дата обращения: 22.07.2024).
- Ульянина О.А., Хайрова З.Р., Никифорова Е.А. Цифровая трансформация психологической службы в системе образования: региональный опыт [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (г. Ростов-на-Дону, 8–9 декабря 2022 г.). № 10. Ростов-на-Дону, 2022. С. 87–93. URL: https://elibrary.ru/obbzny?ysclid=lzv64tf670282731146 (дата обращения: 25.07.2024).
- Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Учет региональной специфики при отборе форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10(173). С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50117206 (дата обращения: 14.10.2024).
- 15. Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Наставничество в профессиональном образовании // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2024. № 1(67). С. 66–68. DOI:10.46845/2071-5331-2024-1-67-66-68
- Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование // О.А. Ульянина [и др.] / Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 3. С. 174–196. DOI:10.17759/psyedu.2024160311
- Чжан Т., Гасанова Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение человека в современном образовании [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С. 618–625. DOI:10.33910/herzenpsyconf-2023-6-80
- Шорохов А.Г. Онлайн-супервизия как фактор повышения рефлексивности у начинающих психологов [Электронный ресурс] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 2–1. С. 92–97. DOI:10.34670/AR.2023.90.37.049
- Якиманская И.С. Опыт участия в супервизии и особенности личности практикующих психологов [Электронный ресурс] // Оренбургский медицинский вестник. 2024. Том 12. № 1(45). С. 63–69. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_64992705_43627450.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Atkinson C. et al. Assessment practices of educational psychologists and other educational professionals // Educational Psychology in Practice. 2022. Vol. 38. № 4. P. 347–363. DOI:10.1080/02667363.2022.2109005
- Birch S. Interprofessional collaboration between education psychologys and logical and language therapys in the UK: facilitators and barriers // European Journal of Special Needs Education. 2023. Vol. 38. № 6. P. 735–750. DOI:10.1080/J003v15n03_01
- Hooper T. Investigating primary and secondary school staff views on the level of need for educational psychology services in England: “What does good look like?” // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 2. P. 220–236. DOI:10.1080/02667363.2024.2319080
- Sapargaliyeva A.Zh., et al. Improvement of the professional training of a pedagogue-psychologist as a specialist of helping professions // Studies in the Education of Adults. 2023. Vol. 55. No. 1. P. 282–293. DOI:10.1080/02660830.2023.2171115
- Watson C. An exploration of educational psychologists’ occupational stress and well-being experiences in England: implications for practice // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 3. P. 320–339. DOI:10.1080/02667363.2024.2365644
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 97
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 46
Скачиваний PDF
За все время: 31
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 21
Всего
За все время: 128
В прошлом месяце: 61
В текущем месяце: 67