Статистический анализ работы педагога-психолога в Музыкальном колледже

5

Аннотация

В статье анализируются количественные и качественные показатели результатов работы педагога-психолога в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (колледже) за 2021/2022 учебный год. Через анализ статистики оценивается, насколько востребована психологическая помощь в колледже, специфика наиболее актуальных запросов, загруженность педагога-психолога в определенные месяцы учебного года. Анализ производится в соответствии с разными направлениями работы, обозначенными в профессиональном стандарте педагога-психолога: психологическое консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, психологическая диагностика, психологическое просвещение. Также в статье обозначены некоторые трудности в работе педагога-психолога колледжа. Например: сложности организации групповых коррекционно-развивающих и профилактических занятий. Объем работы психолога данного колледжа в направлении психологического консультирования значительно превышает все остальные. Количество обращений к психологу свидетельствует о том, что студенты колледжа готовы обсуждать с данным специалистом сложные темы. Даже при малом количестве групповых занятий с психологом при хорошем контакте со студентами возможно оказывать психологическую помощь тем обучающимся, которые наиболее остро в ней нуждаются или находятся в «группе риска» по результатам социально-психологического тестирования. трудности в работе педагога-психолога колледжа.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, психологическая консультация, психологическое консультирование, просветительская деятельность, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220108

Получена: 11.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Красноборова В.С. Статистический анализ работы педагога-психолога в Музыкальном колледже [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 85 – 94. DOI: 10.17759/bppe.2025220108

Полный текст

Введение

Данная статья представляет собой пример своего рода публичного отчета о проделанной работе педагога-психолога колледжа. Разделы соответствуют функциям педагога-психолога, закрепленным в профессиональном стандарте [9]. Аналогичные направления работы обозначены в письме Минобразования России «О рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении» [8] и других методических пособиях [1; 7; 10]. Это такие направления деятельности:

  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • психопрофилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение.

Согласно упомянутому письму Минобразования России [8], педагог-психолог имеет право самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения. Так, в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (колледже) наиболее востребовано направление индивидуальной психологической работы. Тогда как функции методического сопровождения и экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды практически не реализуются. Также есть сложности организации групповых коррекционно-развивающих и профилактических занятий, о которых будет сказано ниже.

Довольно трудно оценивать эффективность работы педагога-психолога [1; 2]. На данный момент не сформулированы (если их вообще возможно сформулировать однозначно) критерии эффективности работы психолога. Как посчитать и на что опираться в оценке того, насколько хорошо и продуктивно работает педагог-психолог в СПО?

Педагог-психолог — специалист СПО, который соблюдает конфиденциальность [11; 12]. Индивидуально он работает «за закрытыми дверями» и не имеет право разглашать личную информацию обратившегося за помощью. В связи с этим участникам образовательного процесса не всегда понятно, что, как и в каком объеме делает педагог-психолог.

В настоящей статье мы предлагаем модель статистического анализа собственной работы, которую используем в своей практике для самоанализа востребованности психологической помощи в колледже. Также благодаря подведению статистики за учебный год становится возможным качественный анализ проделанной работы.

Психологические консультации

Об организации психологического консультирования в СПО подробно сказано в публикации, посвященной конкретно этой теме: «Опыт организации психологического консультирования студентов в системе среднего профессионального образования» [6].

Всего в течение 2021/2022 учебного года проведено 259 консультаций. Каждая проводилась в течение часа с использованием методов немедицинской психотерапии в интегративном подходе, сочетающем в себе методы разных психотерапевтических школ.

Основная часть всех консультаций повторные (см. табл. 1): студенты или сами предпочитают приходить несколько раз, или им озвучивается возможность регулярных встреч. Консультации раз в неделю в течение всего семестра обязательно предлагаются в случаях, когда обучающийся:

  • находится в группе риска согласно результатам социально-психологического тестирования (СПТ);
  • испытывает длительные психологические сложности;
  • находится в затянувшейся трудной ситуации.

Табл. 1. Количество первичных и повторных обращений за психологической помощью
в течение 2021/2022 учебного года

Всего консультаций

259 (100%)

Количество студентов, посетивших консультацию впервые

49 (19%)

Повторных обращений на консультацию

210 (81%)

Завершение консультаций происходит по обоюдной договоренности, когда и сам обучающийся, и психолог предполагают нецелесообразность дальнейших встреч. Случаются ситуации, когда один блок психологических консультаций завершается, но через время студент обращается с другим запросом.

Для анализа специфики обращений используется классификация консультаций по запросам (табл. 2).

Табл. 2. Темы психологических консультаций студентов музыкального колледжа
за 2021/2022 учебный год

Тема психологической консультации

Кол-во
консультаций

Учебные проблемы

80 (30,9%)

Семейная проблематика

40 (15,4%)

Взаимоотношения полов

38 (14,7%)

Отношения со сверстниками

26 (10%)

Проблемы принятия себя, самооценка

25 (9,7%)

Информационная консультация

21 (8,1%)

Проблемы соматического или психического здоровья (тревожность, депрессия)

20 (7,7%)

Травматические ситуации

6 (2,3%)

Профориентация

3 (1,2%)

Антивитальное переживание, суицидальное поведение

0 (0%)

Проблемы сексуальной сферы

0 (0%)

Употребление ПАВ и зависимости

0 (0%)

Итого:

259 (100%)

Самые популярные темы консультаций — это «учебные проблемы» и «семейная проблематика». Запросы, касающиеся взаимоотношений с близкими и родственниками, стали более актуальны в психологических консультациях в 2021/2022 учебном году по сравнению с предыдущим. Чем это обусловлено — вопрос для более детального научного исследования.

Из-за специфики обучения именно музыке сложности в учебе тесно сопряжены с самооценкой. Неуспех в исполнительских дисциплинах часто влечет за собой мысли о собственной несостоятельности. Хотя именно в этом 2021/2022 учебном году несколько снизилась частота обращений к психологу по теме самооценки (в прошлом году данные запросы были на втором месте по популярности после учебных трудностей). Также в этом году не было консультаций, посвященных антивитальному переживанию и суицидальному риску.

Помимо статистики по темам обращения анализируется частота психологических консультаций по месяцам учебного года (табл. 3). Весна уже традиционно становится самым напряженным временем в этом плане. Данная тенденция прослеживается в течение 3 учебных лет, по которым ведется статистика. Март и апрель лидируют по количеству проведенных психологических консультаций.

В весенние месяцы более часто проводились консультации, посвященные темам психического здоровья, если конкретнее — обращались студенты с жалобами на симптомы, похожие на тревожное и/или депрессивное состояние. В таких ситуациях рекомендовалось пройти обследование у терапевта, невролога и психиатра. Совершеннолетние студенты обследовались самостоятельно. В случае несовершеннолетних — оповещались родители о необходимости обращения за возможной медицинской помощью. В некоторых случаях обследование показывало нарушения здоровья, влекущие психологические проблемы (например, дефицит витамина Д3, нарушения в работе щитовидной железы и др.); иногда назначалось медикаментозное лечение (в том числе и при депрессивном и/или тревожном расстройстве, которые диагностировал психиатр).

Табл. 3. Количество психологических консультаций
в разные месяцы 2021/2022 учебного года

Месяц

Кол-во консультаций

 

Сентябрь

30 (12%)

 

Октябрь

11 (4%)

полусеместровая аттестация студентов

Ноябрь

11 (4%)

 

Декабрь

34 (13%)

сессия

Январь

27 (10%)

каникулы до 10 января

Февраль

23 (9%)

 

Март

47 (18%)

 

Апрель

38 (15%)

полусеместровая аттестация студентов

Май

27 (10%)

 

Июнь

11 (4%)

сессия

Анализ изменений количества обращений по месяцам позволяет планировать работу педагога-психолога на будущий учебный год. При составлении плана учитывается, что весной лучше не проводить групповые занятия и тестирования, а больше внимания уделить именно индивидуальной работе. В предыдущие годы подобный анализ позволял увидеть влияние перехода на дистанционную форму обучения в период самоизоляции из-за пандемии COVID-19 [4].

Психодиагностика

В 2021/2022 учебном году 222 студента приняли участие в социально-психологическом тестировании (СПТ) с использованием единой компьютерной методики. Использование единой методики психодиагностики в данном случае согласуется с одним из приоритетных направлений развития психологической службы в системе образования в РФ, который сформулирован в концепции [3].

В результате СПТ была выделена группа повышенного внимания («группа риска»), которая составляет в колледже весьма небольшой процент от количества обучающихся (табл. 4). Студенты-музыканты, согласно единой методике СПТ, — довольно благополучные в психологическом плане. Небольшое число тех, кому требуется дополнительное психолого-педагогическое сопровождение, позволяет подобрать индивидуальные рекомендации и адресный путь оказания помощи, имеется возможность встретиться (и не единожды) с каждым этим студентом.

Табл. 4. Статистические результаты
проведенного социально-психологического тестирования

Кол-во прошедших
тестирование

Повышенная вероятность вовлечения в аддиктивное поведение
(«группа риска»)

чел.

% от кол-ва подлежащих тестированию

чел.

% от достоверных ответов

% от кол-ва прошедших тестирование

% от кол-ва подлежащих тестированию

222

97,37

17

10,9

7,66

7,46

Все студенты имели возможность получить разъяснение результатов проведенного тестирования. Нередко такая информационная встреча перерастала в полноценную психологическую консультацию, потому что в процессе обсуждения вырисовывались трудности конкретного обучающегося.

Помимо статистики производится анализ каждого фактора риска и защиты от вовлечения в немедицинское употребление наркотических веществ. Согласно имеющимся подсчетам, наибольшее влияние на снижение психологической устойчивости студентов нашего училища оказывают факторы «тревожность» и «импульсивность».

Информационно-просветительская работа

В рамках информационно-просветительского направления работы очень удобно использовать социальные сети. В течение учебного года постоянно публиковались статьи «ВКонтакте». Благодаря размещению полезной информации данный ресурс стал самым удобным для общения со студентами. Почти все записи на консультации, перенос их времени, краткое обсуждение острых ситуаций происходит именно через эту социальную сеть. Студентам намного привычнее общаться через интернет, чем совершать звонок или лично договариваться о встрече.

Просмотры и «лайки» постам психолога «ВКонтакте» свидетельствуют о том, что студенты колледжа следят за этой страницей, отмечают понравившийся материал. Внутренняя статистика социальной сети показывает, что некоторая информация пересылается в личных сообщениях, также обучающиеся делают репосты понравившихся записей. Родители и законные представители студентов тоже подписываются и следят за страничкой психолога колледжа.

Неотъемлемой частью работы педагога-психолога является публикация своих разработок в научных журналах и сборниках, участие в различных конференциях, а также работа в методических объединениях (МО). Благодаря этому педагог-психолог не только занимается психологическим просвещением обучающихся, педагогов и широкой публики, но повышает свою квалификацию в процессе обмена опытом с коллегами.

Единого МО педагогов-психологов, проводящего регулярные встречи (например, раз в месяц) для психологов средних профессиональных учреждений, в Свердловской области не существует. Периодически проводятся различные тематические конференции и вебинары на базе определенного образовательного учреждения или методического центра.

Чтобы иметь возможность обсуждать специфические трудности работы психологической службы в СПО, подведомственных Министерству культуры, нами была создана группа интервизии психологов. Она проводится на базе Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского (колледжа) в начале учебного года. На момент написания статьи таких интервизий состоялось две (в 2021 и 2022 гг.), и мы планируем продолжать эту работу по сплочению и обмену опытом среди педагогов-психологов СПО одного профиля. Конечно, интервизия раз в год — это очень мало. Но мы думаем, что важно заложить традицию регулярных встреч профессионального сообщества психологов СПО. Поэтому считаем важным, что интервизия пусть и проходит редко, но зато каждый учебный год.

В колледже есть возможность участия педагога-психолога в научно-методических мероприятиях. Так, в данном учебном году состоялась конференция «Дистанционные технологии в музыкальном образовании», на которой был сделан доклад на тему «Психологические трудности студентов-музыкантов во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19». В основу доклада легли результаты исследования, проведенного в колледже в период пандемии и самоизоляции. Данные этого исследования также были представлены на I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2021) [4; 5].

Коррекционная и профилактическая работа со студентами

Для студентов 1 курса проводились тренинги «Нечужая история», направленные на профилактику распространения ВИЧ. В процессе психологических консультаций часто уделяется время беседам на тему здорового образа жизни, правильных способов снятия излишней тревожности и сценического волнения.

Групповой формат работы педагога-психолога представлен в нашем колледже в намного меньшей степени, чем индивидуальное психологическое консультирование. Тому есть и объективная причина: сложности организации групповых занятий. Расписание студентов составлено довольно плотно и не всегда есть свободный кабинет для тренингов. Имеется возможность проведения психологических занятий на парах по психологии (например, на «Психологии общения»). Но в этом случае педагог-психолог, реализуя свое коррекционно-развивающее и профилактическое направление работы, вмешивается в учебный процесс. Есть и еще одна трудность. В учебном плане Свердловского музыкального училища «Психология общения» стоит на 4 курсе, тогда как наиболее актуально проводить психологические тренинги и занятия с 1 курсом (для облегчения их адаптации).

Повышение квалификации

Обучение и повышение квалификации является обязательным условием работы педагога-психолога. Поэтому в 2021/2022 учебном году были освоены такие курсы:

  • «Мастерская психотерапевтического консультирования», супервизорская группа, СПб, Институт практической психологии «ИМАТОН», 125 часов;
  • «Рационально-эмотивная психотерапия», 108 часов;
  • «Видеокейсы в профилактике ВИЧ среди молодежи», 8 часов;
  • «Суицидальное поведение в подростковой и молодежной среде: современные тенденции и меры профилактики», городской онлайн-семинар, сертификат;
  • «Воспитательная деятельность в системе среднего профессионального образования: профилактика девиантного, суицидального поведения, безопасного поведения студентов в сети Интернет», 16 часов.

Заключение

В 2021/2022 учебном году студенты музыкального училища активно посещали психологические консультации. Это направление работы на данный момент востребовано у студентов и дает хорошие результаты. Такие как: возможность своевременно выявить кризисное состояние, снять напряжение от какой-то травмирующей ситуации, вовремя направить обучающегося за медицинской помощью и др.

Благодаря массовому групповому социально-психологическому тестированию выявляются студенты, требующие особого повышенного внимания. В большинстве случаев данные ребята сами приходят на консультации.

Статистический анализ тематики консультаций показывает наиболее актуальные запросы для обучающихся в данный момент, а сравнение количества обращений в разные месяцы позволяет учитывать изменение загрузки педагога-психолога в течение учебного года и, соответственно, планировать свою работу в будущем.

Групповой формат работы для проведения информационно-просветительских, коррекционно-развивающих и профилактических занятий требует особых усилий по организации: напряженный график обучения и загруженное расписание не всегда позволяют провести подобные занятия.

В целом, студенты-музыканты охотно обращаются к педагогу-психологу, показывают готовность обсуждать сложные и болезненные темы.

Литература

  1. Андронникова О.О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 85–94. doi:10.17759/bppe.2020170110
  2. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. C. 1–15. doi:10.17759/psyedu.2016080301
  3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // Юридическая информационная система «Легалакт — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 06.03.2023).
  4. Красноборова В.С. Влияние переходов на дистанционную и очную формы обучения в период пандемии на психологическое состояние студентов колледжа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 82–89. doi:10.17759/bppe.2021180209
  5. Красноборова В.С. Результаты экспресс-опроса студентов колледжа о психологических трудностях во время внезапного перехода на дистанционную форму обучения в период пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): Сборник статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 656–666. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2021/contents/dhte2021_Krasnoborova.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
  6. Красноборова В.С. Опыт организации психологического консультирования студентов в системе среднего профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 29–39.
  7. Невский Я.И. Методическое пособие для педагога-психолога среднего профессионального образования. СПб, 2017. 116 с.
  8. Письмо Минобразования РФ от 28.10.2003 № 18-52-1044ин/18-28 «О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения» [Электронный ресурс] // Юридическая информационная система «Легалакт — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-28102003-n-18-52-1044in18-28/ (дата обращения: 06.03.2023).
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 06.03.2023).
  10. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: Монография / отв. ред. Т.Н. Разуваева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. 342 с.
  11. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество. URL: https://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 06.03.2023).
  12. Ethical principles of psychologists and code of conduct [Электронный ресурс] // American Psychological Association. URL: https://www.apa.org/ethics/code (дата обращения 06.03.2023).

Информация об авторах

Красноборова Варвара Сергеевна, педагог-психолог, Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж) (ГБПОУ СО «Свердловское музыкаль-ное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»), Екатеринбург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8742-1155, e-mail: krasnoborovavar@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 36
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос