Психологическая наука и образование
2025. Том 30. № 1. С. 171–186
doi:10.17759/pse.2025300113
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Стратегии просвещения или удовольствия: противостояние в медиапотреблении
Аннотация
Представлена авторская концепция потребления просветительского контента, которая была реализована в проведенном исследовании, направленном на выявление потребительских предпочтений россиян в отношении просветительских продуктов в эпоху инфотейнмента. Предполагалось, что существует два сегмента потребителей: ориентированных на просвещение (последователи «мистера Фёста») и на развлечение (последователи «мистера Секонда»). Для проверки гипотезы был проведен всероссийский онлайн-опрос с использованием онлайн-платформы Anketolog (693 респондента, из них 48,3% – мужчины, 51,7% – женщины, средний возраст опрошенных – 34,49 года, SD=12,83) и авторского опросника «Просветительство в эпоху инфотейнмента». Также были использованы следующие методики: опросник Г. Хофстеде, позволяющий оценить и выявить различия в ценностях, краткий пятифакторный опросник личности (Big-Five) и вопрос, оценивающий уровень субъектности личности (в соответствии с концепцией И.Н. Емельяновой). Результаты показали, что последователи «мистера Секонда» проявляют низкую открытость новому опыту, высокую тревожность, низкую организованность и самодисциплину. Последователи «мистера Фёста», напротив, более любознательны, креативны и ответственны. Также выявлены различия в ценностях: люди, склонные к развлечению, более индивидуалистичны и чувствительны к неопределенности, тогда как приверженцы просвещения больше ориентированы на коллективные ценности и менее подвержены стрессу. В выделенных группах высокого уровня субъектности личности (с интеллектуально-творческой и прагматической позицией) количество респондентов, ориентированных на просвещение (последователей «мистера Фёста»), преобладает над последователями «мистера Секонда». Напротив, в группе с имитационной позицией (с самым низким уровнем субъектности) в количественном отношении преобладают люди, ориентированные на развлечение. Полученные результаты подтверждают гипотезу о существовании двух сегментов потребителей с различными личностными и ценностными ориентациями, что может быть использовано как для адаптации просветительских программ, так и для составления рекомендаций для различных медиа.
Общая информация
Ключевые слова: просветительская деятельность, инфотейнмент, потребитель, мотивация поведения потребителей, стратегии потребительского поведения, ценности, большая пятерка
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300113
Получена: 22.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Максименко А.А., Духанина Л.Н., Забелина Е.В., Бушуева А.М. Стратегии просвещения или удовольствия: противостояние в медиапотреблении // Психологическая наука и образование. 2025. Том 30. № 1. С. 171–186. DOI: 10.17759/pse.2025300113
Полный текст
Актуальность проблемы
В последние десятилетия характер потребления информации россиянами значительно трансформировался [12]. Цифровизация, рост популярности социальных сетей и интернет-ресурсов изменили способы получения знаний [13]. Анализ предпочтений россиян в выборе просветительских продуктов [6] помогает адаптировать контент под современные потребности и ожидания. Культурные и научные учреждения, такие как музеи, библиотеки, университеты и образовательные центры, нуждаются в данных об установках своей аудитории для того, чтобы формировать более привлекательные и востребованные просветительские программы, способствующие повышению уровня просвещенности населения [4]. Такие программы развивают критическое мышление аудитории, повышают общий уровень ее осведомленности и потребность активного участия в общественной жизни.
В эпоху цифровых технологий и социальных медиа, когда информация становится все более доступной и фрагментированной, потребители могут выбирать просветительский контент, соответствующий их интересам и уровню восприятия [5]. В этой ситуации необходимо понимание влияния различных подходов (просвещение vs развлечение) на восприятие и усвоение новых знаний. Некоторые зарубежные исследования показывают, что рекреативный контент может быть более интересным, но менее эффективным для глубокого усвоения знаний [28]. Другие исследователи еще задолго до этого показали, что без развлекательного формата аудитория будет игнорировать новостной или просветительский контент [21], который может казаться сложным или скучным, если не будет поддерживаться элементами шоутизации [8].
Таким образом, исследование различий в восприятии и эффективности стратегий просвещения и развлечения актуально для разработки оптимальных образовательных и культурных программ, которые будут учитывать современные тенденции и предпочтения аудитории.
Мистер Фёст и мистер Секонд как типичные потребители просветительского контента
Заимствованные и вынесенные в заголовок настоящей статьи имена персонажей из культового советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов» (реж. А. Сурикова, премьера в СССР в 1987 г.) отражают стратегии влияния просветительства на общество. Мистер Фёст (букв. «мистер Первый») – благородный и идейный кинематографист, приехавший в небольшой городок на Диком Западе с целью показать местным жителям преимущества и красоту окружающего мира методами просветительства. Мистер Фёст приносит с собой цивилизацию и культуру, стремясь исправить нравы жестокого и грубого общества с помощью формата кинематографа. Его миссия – доказать, что просветительство может преобразить людей и сделать мир лучше. Мистер Секонд – антипод мистера Фёста – предлагает гражданам фильмы иного характера: пошлые, жестокие, демонстрирующие негативные аспекты человеческой природы и способные пробуждать в людях самые низменные инстинкты. Таким образом, с помощью этих контрастных персонажей подчеркивается важность ответственности просветителей за тот или иной продукт просветительства, который несет в себе определенную моральную и этическую нагрузку. В нашем исследовании обозначим приверженцев одной из указанных стратегий потребления просветительских продуктов как последователей «мистера Фёста» и «мистера Секонда» соответственно.
Просветительство в эпоху инфотейнмента
Инфотейнмент [29] как коммуникационная медиастратегия, неотъемлемая часть современной медиакультуры [9] и продукт постмодернизма [15] представляет собой синтез информации и развлечений, позволяющий донести до аудитории сложные или серьезные темы в более легкой и привлекательной форме. Е.Л. Вартанова под инфотейнментом понимает новостной поток, представленный в максимально развлекательной форме [1], а Б.Н. Лозовский определяет максимально емкую дефиницию инфотейнмента как развлечение информированием [11]. Активная конкуренция за внимание аудитории в условиях высокой его переключаемости [35] вынуждает многих авторов просветительского контента прибегать к развлекательному формату коммуникации1. По меткому замечанию Л.С. Яковлева и Е.В. Потехиной, спонтанная активность блогеров и других участников сетевых проектов (в том числе и просветительских. – Прим. авт.) является не аналогом деятельности СМИ, а формой самоидентификации [16]. Проведенное в 2023 году исследование [6] выявило несколько крупных игроков в плеяде российских просветителей. Среди первых пяти россияне смогли оценить степень известности (знание с подсказкой) просветительских проектов телеканала «Культура», Российского общества «Знание», платформ «Arzamas», «ПостНаука» и «Кот Шредингера». При этом готовность рекомендовать просветительский контент этих проектов не превышает 10% (ТК «Культура» – 22,9%).
Важнейшими предикторами инфотейнмента, на наш взгляд, являются: 1) медиаконвергенция, представляющая собой слияние различных видов медиа (телевидение, интернет, печатные издания), что способствовало созданию новых форматов контента, где информационные и развлекательные элементы тесно переплетаются [24]; 2) технологический прогресс, подразумевающий развитие цифровых технологий, интернета и социальных сетей, что позволило создавать интерактивные и визуально привлекательные формы контента, легко воспринимаемые аудиторией [26; 31]; 3) изменение потребностей аудитории, заключающееся в том, что современный потребитель контента (особенно молодежь [27]) предпочитает получать информацию в удобной и легкой для восприятия форме, часто комбинируя просмотр новостей с развлечениями [32]; 4) конкуренция в медиа, которая стимулирует медиакомпании к созданию уникального и привлекающего внимание контента, способного удержать и расширить аудиторию; 5) психологические факторы, влияющие на выбор информационного контента, вызывающего эмоциональную реакцию [3]. В связи с этим инфотейнмент апеллирует к эмоциям, делая информацию более запоминающейся; 6) экономические факторы, связанные с тем, что развлекательный контент привлекает гораздо больший объем рекламы, что делает инфотейнмент финансово выгодным для производителей медиаконтента [22; 33]; 7) современные культурные тренды, такие как «культура развлечений» и «запрос на доступность», стимулируют развитие инфотейнмента, который становится способом массовой коммуникации [30].
Просветительство в эпоху инфотейнмента представляет собой процесс распространения знаний и повышения уровня осведомленности аудитории через форматы, сочетающие информационные и развлекательные элементы. Этот феномен характеризуется следующими ключевыми особенностями:
- Просветительский контент в эпоху инфотейнмента зачастую выходит за рамки традиционных форматов и адаптируется к форматам шоу, подкастов, видеоблогов и мемов, что позволяет донести исходный материал в привлекательной для массового потребителя форме [18; 19].
- Инфотейнмент делает просветительские идеи доступными для широкой аудитории. Даже сложные концепции могут быть представлены простым и увлекательным способом, что привлекает людей, которые в обычных условиях могли бы не заинтересоваться этими темами [34].
- В эпоху инфотейнмента просветительский контент часто включает элементы эмоционального вовлечения, такие как драматизация, юмор или личные истории. Это помогает глубже погрузить аудиторию в тему, делая ее более восприимчивой к информации [20].
- Современные инфотейнмент-форматы, такие как видеоролики в социальных сетях или короткие статьи, требуют представления информации в сжатой и максимально насыщенной форме, что приводит к созданию коротких, емких фраз или идей, которые легко запоминаются.
- В эпоху инфотейнмента существует риск поверхностного восприятия информации. В попытке сделать контент более привлекательным сложные темы могут быть упрощены до такой степени, что теряется их глубина и значимость. Кроме того, значительная часть аудитории может не доверять научной информации, поданной в формате инфотейнмента [25]. Это связано с тем, что развлекательные элементы могут восприниматься как снижение серьезности или достоверности контента. Особенно это актуально для тех, кто привык получать информацию из традиционных академических или официальных источников, где сведения представлены строго и формально [17].
- Инфотейнмент оказывает сильное влияние на формирование общественного мнения и восприятие различных тем. Это может как способствовать расширению кругозора аудитории, так и манипулировать ее восприятием через упрощение и эмоциональную окраску информации.
Таким образом, просветительство в эпоху инфотейнмента представляет собой сложный и многоуровневый процесс, который позволяет распространять знания и образовательные идеи среди широкой аудитории, но требует внимательного подхода к сохранению качества и достоверности информации.
Целью настоящего исследования явилось выявление потребительских предпочтений россиян в отношении просветительских продуктов в эпоху инфотейнмента.
В ходе анализа источниковой базы и результатов ранее проведенных нами исследований [4; 5; 6] было сделано предположение о существовании двух сегментов потребителей просветительских продуктов (с ориентацией на просвещение или развлечение). В этой связи задачей настоящего исследования была верификация гипотезы-основания о существовании двух сегментов потребителей, их портретирование и описание ценностных ориентаций. В качестве гипотез-следствий было сделано предположение, что выделенные типы потребителей имеют разную жизненную позицию, обусловленную уровнем субъектности, и различные ценностные ориентации.
Для реализации поставленной задачи был разработан опросник «Просветительство в эпоху инфотейнмента», состоящий из семи утверждений, с которыми опрашиваемым необходимо было выразить степень согласия по 5-балльной шкале Р. Лайкерта. С помощью такого опросника планировалось определить, насколько респонденты склонны к просвещению (поиску образовательного, познавательного контента) или же к развлечению (поиску контента для отдыха и развлечения), то есть насколько опрашиваемый предпочтет заниматься саморазвитием вместо развлекательного хобби. Утверждения опросника связывались с конкретными ситуациями и четко указывали на выбор между двумя стратегиями (просвещение или развлечение). Пример утверждения: «В целом я предпочту просмотр телеканала ‟Культура” видеороликам “Камеди клаб”».
Особенности выборки исследования и примененного инструментария
Всероссийский онлайн-опрос был проведен 29 апреля 2024 года посредством сервиса «Anketolog» и с помощью сбора ответов респондентов через сервис Toloka.ai. В ходе исследования было опрошено 693 человека (48,3% – мужчины, 51,7% – женщины), средний возраст респондентов – 34,49 года (SD=12,83). Кроме того, учитывались место проживания (уровень урбанизации), уровень образования и субъективный уровень дохода респондентов. 20,1% респондентов проживает в Москве; в Санкт-Петербурге и других мегаполисах – 20,6%; в крупных городах численностью менее 1 млн человек – 31,7% и 27,6% – в районных центрах. Уровень субъективного дохода у 10,4% – очень высокий или высокий, у 58,3% – средний, 23,2% считают свои доходы низкими и 8,1% сводят концы с концами.
Инструментарий исследования включал в себя авторский 7-пунктный опросник «Просветительство в эпоху инфотейнмента», опросник Г. Хофстеде, позволяющий оценить и выявить различия в ценностных ориентациях респондентов. Также использовались краткий пятифакторный опросник личности (Big-Five) [21], переведенный и адаптированный А.С. Сергеевой, Б.А. Кирилловым и А.Ф. Джумагуловой (2016) [14], и вопрос с четырьмя вариантами ответов, определяющий уровень субъектности личности (интеллектуально-творческий, прагматический, созерцательный и имитационный) в соответствии с концепцией субъектности И.Н. Емельяновой [7].
В инструментарий был включен социальный паспорт, характеризующий респондента (уровень образования, пол, возраст, уровень урбанизации, семейное положение, степень религиозности, уровень дохода).
Данные обрабатывались при помощи программы SPSS 19.0. Использованные методы анализа данных: частотный анализ, анализ средних значений, непараметрический критерий различий U Манна–Уитни, факторный анализ.
Результаты исследования
Эксплораторный факторный анализ по методу максимального правдоподобия с вращением Варимакс позволил выделить два фактора (табл. 1), подтвердивших свою состоятельность по результатам конфирматорного факторного анализа: CMIN=23,43; df=11; p=0,015; GFI=0,991; CFI=0,984; RMSEA=0,040, Pclose=0,073.
Таблица 1. Результаты эксплораторного факторного анализа
Утверждения |
Факторы |
|
1 |
2 |
|
2. Для меня культурный отдых – это развлечение, а не просвещение |
0,674 |
|
1. После работы я чаще предпочитаю смотреть развлекательные передачи, нежели просветительские |
0,607 |
|
5. Я охотнее буду читать подборку анекдотов, нежели советы и лайфхаки ученых |
0,559 |
|
6. Свободные пару часов лучше посмотреть спортивное соревнование, нежели канал «История/History» |
0,435 |
|
4. Я предпочту узнать что-то новое в сфере достижений науки, чем смотреть развлекательные шоу |
|
0,704 |
7. Я охотнее послушаю выступление научного журналиста, нежели пародиста |
|
0,635 |
3. В целом я предпочту просмотр телеканала «Культура» видеороликам «Камеди клаб» |
|
0,585 |
Доля объяснимой дисперсии, % |
22,26 |
15,15 |
На основе представленных в табл. 1 данных факторного анализа можно сделать следующие выводы и интерпретации двух выделенных факторов. Высокие нагрузки по фактору «Ориентация на развлечение» имеют утверждения, связанные с предпочтением развлекательных активностей: «для меня культурный отдых – это развлечение, а не просвещение» (коэффициент нагрузки: 0,674); «после работы я чаще предпочитаю смотреть развлекательные передачи, нежели просветительские» (0,607); «я охотнее буду читать подборку анекдотов, нежели советы и лайфхаки ученых» (0,559); «свободные пару часов лучше посмотреть спортивное соревнование, нежели канал „История/History“» (0,435). Этот фактор можно интерпретировать как склонность к развлекательным, легким и, возможно, более расслабляющим видам досуга. Респонденты, которые получают высокие баллы по утверждениям этого фактора, скорее всего, выбирают активности, которые позволяют им отвлечься и отдохнуть, не задумываясь о получении новых знаний или саморазвитии. Их интересы сосредоточены вокруг удовольствий и развлечений, что может отражать потребность в отдыхе и снятии стресса.
Высокие нагрузки по фактору «ориентация на просветительство» имеют утверждения, связанные с предпочтением образовательных и познавательных активностей: «Я предпочту узнать что-то новое в сфере достижений науки, чем смотреть развлекательные шоу» (0,704); «Я охотнее послушаю выступление научного журналиста, нежели пародиста» (0,635); «В целом я предпочту просмотр телеканала „Культура“ видеороликам „Камеди клаб“» (0,585). Второй фактор характеризует склонность к поиску знаний, стремлению к самосовершенствованию и интересу к познавательным и образовательным материалам. Респонденты с высокими баллами по этому фактору скорее выберут содержательное времяпрепровождение, связанное с изучением новых тем, культурным развитием и расширением кругозора, чем простое развлечение.
Выделенные два фактора отражают две противоположные ориентации в выборе досуга: развлечение против просвещения. Они иллюстрируют, как разные люди могут по-разному подходить к использованию своего свободного времени: одни ищут расслабление и удовольствие, другие – развитие и обучение [10].
Надежность по внутренней согласованности для субшкал оказалась не очень высокой, но приемлемой: для шкалы «Ориентация на развлечение» α=0,665, для шкалы «Ориентация на просвещение» α=0,673.
Поскольку исследуемый феномен предполагает дихотомию признака (просвещение или развлечение), вся выборка была разделена на три группы на основе результатов описательной статистики (среднее, стандартное отклонение). 20,3% респондентов сильно ориентированы на развлечение, 25% – на просвещение (табл. 2). Большая часть представителей выборки занимают промежуточную позицию – выбирают в равной степени развлекательный и просветительский контент (инфотейнмент).
Таблица 2. Распределение респондентов в выборке по признаку ориентации на просвещение – развлечение
Ориентация |
Частота |
% |
Просвещение |
173 |
25,0 |
Инфотейнмент |
379 |
54,7 |
Развлечение |
141 |
20,3 |
Всего |
693 |
100,0 |
Далее проверялось предположение о том, что последователи «мистера Фёста» (ориентированные на просвещение) отличаются по личностным характеристикам от последователей «мистера Секонда» (ориентированных на развлечение). С этой целью мы сравнивали две «полярные» группы по показателям личностных черт (табл. 3).
Таблица 3. Различия личностных черт у людей, ориентированных на развлечение и просвещение
Личностные черты |
Средний ранг |
U |
p |
|
Просвещение |
Развлечение |
|||
Экстраверсия/интроверсия |
163,34 |
150,34 |
11187,0 |
0,202 |
Дружелюбие/антагонизм |
152,16 |
164,05 |
11273,5 |
0,238 |
Добросовестность/проблемы |
167,50 |
145,23 |
10466,5 |
0,028 |
Нейротизм/эмоциональная стабильность |
146,27 |
171,28 |
10253,5 |
0,014 |
Открытость/закрытость опыту |
173,55 |
137,81 |
9420,5 |
0,000 |
По результатам сравнительного анализа выявлены различия по таким показателям, как открытость опыту, нейротизм и добросовестность. Респонденты, ориентированные на развлечения, в меньшей степени проявляют любопытство, менее склонны к фантазированию и творчеству, круг их интересов более узок. Напротив, опрошенные, ориентированные на просветительство, в большей степени проявляют нестандартность мышления, более склонны к творчеству и фантазированию, более любопытны и обладают более широким кругом интересов.
Последователи «мистера Секонда» более тревожны и склонны к депрессии, более враждебны по отношению к другим, более застенчивы и не уверены в себе. Это может быть объяснено тем, что контент инфотейнмента зачастую продуцирует сомнение и несостоятельность научного факта [2]. Напротив, последователи «мистера Фёста» менее склонны к проявлению тревожности и депрессивности, имеют меньший уровень агрессии по отношению к другим, они более уверены в себе и менее застенчивы.
Кроме того, опрошенные, ориентированные на развлечения, менее организованны и ответственны, у них слабее выражена самодисциплина, они в меньшей степени стремятся к достижениям, менее рассудительны. Напротив, респонденты, демонстрирующие ориентацию на просвещение, более организованны, ответственны и дисциплинированны, они в большей степени стремятся к достижениям, более склонны к рассудительности и более эффективны.
При этом не было выявлено различий по параметрам экстраверсии и дружелюбию. Отсутствие различий может быть объяснено тем, что оба этих параметра менее связаны с мотивацией и когнитивными стилями, определяющими выбор стратегии – просветительства или развлечения. Экстраверсия отражает общительность, энергичность и стремление к взаимодействию с окружающими. Как последователи «мистера Фёста», так и последователи «мистера Секонда» могут быть экстравертами и вести активную социальную жизнь, независимо от того, на что направлены эти активности – на просвещение или на развлечения. Дружелюбие характеризует степень доброжелательности, сочувствия и склонности к сотрудничеству. Независимо от ориентации на просветительство или развлечения, люди могут быть одинаково дружелюбны. Ориентированные на развлечения могут проявлять дружелюбие через общение в неформальной обстановке, участие в коллективных играх и мероприятиях, а также через заботу о других в контексте развлечений. Ориентированные на просветительство могут проявлять дружелюбие через желание делиться знаниями, помогать другим в обучении и поддерживать конструктивные дискуссии. В обоих случаях, независимо от мотивации, люди могут стремиться к поддержанию гармоничных отношений и проявлению альтруизма.
На следующем этапе анализа полученных результатов проверялось предположение о том, что ценности у россиян, ориентированных на просвещение и развлечение, отличаются. С этой целью мы сравнивали две «полярные» группы по показателям ценностей (табл. 4).
Таблица 4. Различия ценностей у людей, ориентированных на развлечение и просвещение
Ценности |
Средний ранг |
U |
p |
|
Просвещение |
Развлечение |
|||
Индивидуализм |
140,13 |
178,81 |
9191,5 |
0,000 |
Дистанция власти |
161,86 |
152,16 |
11443,0 |
0,220 |
Маскулинность |
175,69 |
135,18 |
9049,5 |
0,000 |
Избегание неопределенности |
187,27 |
120,98 |
7047,0 |
0,000 |
Долгосрочная ориентация |
160,55 |
153,76 |
11669,0 |
0,475 |
Результаты сравнительного анализа показывают различия между двумя группами по параметрам: индивидуализм, маскулинность и избегание неопределенности. Последователи «мистера Секонда» в большей степени декларируют ценность личного времени, для них более важны комфортные условия работы, они более склонны к «авантюризму». Последователи «мистера Фёста» менее склонны к риску, предъявляют меньше требований к условиям работы по уровню комфорта, менее чувствительны к трате личного времени. Они, вероятно, больше ориентированы на коллективные ценности, такие как передача знаний, помощь другим и вклад в общественное благо. Это может объяснять их меньшую чувствительность к трате личного времени, так как они готовы жертвовать личными интересами ради достижения более высоких целей.
Респонденты, ориентированные на развлечения, в меньшей степени готовы к сотрудничеству на работе, более пессимистично оценивают возможности продвижения, у них в меньшей степени выражено межличностное доверие и личная ответственность за неудачи в жизни. Напротив, опрошенные, ориентированные на просвещение, в большей степени готовы принимать на себя ответственность за неудачи, более склонны доверять другим людям и сотрудничать, они более оптимистично оценивают возможности продвижения на работе.
Последователи «мистера Секонда» в большей степени испытывают ощущение беспокойства (нервозность) на работе, они более чувствительны к неопределенности в управлении, в большей степени выражают согласие работать строго по правилам. Напротив, последователи «мистера Фёста» менее чувствительны к ситуации неопределенности, более готовы действовать в ней, в меньшей степени склонны к беспокойству на работе, готовы работать в ситуации отсутствия четких правил. Таким образом, можно сделать осторожное предположение, что поиск развлечений является своего рода стратегией совладания со стрессом для людей, менее устойчивых и более тревожных.
Далее был проведен анализ взаимосвязи просветительских ориентаций с разным уровнем субъектности личности (по И.Н. Емельяновой [7]) (табл. 5).
Таблица 5. Различия в уровне субъектности у людей, ориентированных на развлечение и просвещение
Уровни субъектности личности |
Развлечение – Просвещение |
Всего |
|||
просвещение |
инфотейнмент |
развлечение |
|||
Интеллектуально-творческий |
Количество |
56 |
120 |
24 |
200 |
% |
28,0% |
60,0% |
12,0% |
100,0% |
|
Прагматический |
Количество |
73 |
134 |
60 |
267 |
% |
27,3% |
50,2% |
22,5% |
100,0% |
|
Созерцательный |
Количество |
29 |
88 |
24 |
141 |
% |
20,6% |
62,4% |
17,0% |
100,0% |
|
Имитационный |
Количество |
15 |
37 |
33 |
85 |
% |
17,6% |
43,5% |
38,8% |
100,0% |
|
Всего |
Количество |
173 |
379 |
141 |
693 |
% |
25,0% |
54,7% |
20,3% |
100,0% |
Результаты показывают наличие связи между уровнем субъектности и ориентацией на просвещение/развлечение (Хи квадрат Пирсона=32,22 при р=0,000). В группах высокого уровня субъектности (интеллектуально-творческого и прагматического) количество респондентов, ориентированных на просвещение, преобладает над теми, кто ориентирован на развлечение. Напротив, в четвертой группе с самым слабым уровнем субъектности (имитационным) преобладает количество последователей «мистера Секонда» по сравнению с последователями «мистера Фёста».
Полученные результаты указывают на наличие связи между уровнем субъектности (то есть степенью осознанности и активного участия человека в собственной жизни и принятии решений) и предпочтением в отношении типов активности – просвещения или развлечения. Так, респонденты с более высоким уровнем субъектности склонны проявлять интерес к активности, направленной на расширение знаний, развитие мышления и улучшение своих навыков. Это объясняется тем, что такие люди, вероятно, обладают более выраженной мотивацией к саморазвитию и достижению долгосрочных целей. Их выбор в пользу просвещения отражает стремление к активному и осознанному управлению своей жизнью. Среди последователей «мистера Секонда» больше респондентов с имитационным поведением (низким уровнем субъектности), ориентированных на развлечение, что может свидетельствовать о том, что опрошенные с более низким уровнем субъектности склонны выбирать виды деятельности, которые требуют меньшего вовлечения и осознанности, возможно, из-за отсутствия мотивации к самосовершенствованию или ощущения контроля над собственной жизнью. Развлечения могут восприниматься ими как способ избежать сложностей или стресса, предлагая временное облегчение и удовольствие, но не способствуя долгосрочному развитию. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень субъектности связан с более осознанным подходом к жизни и предпочтением деятельности, направленной на самосовершенствование (аудитория «Мистера Фёста»), тогда как низкий уровень субъектности коррелирует с предпочтением пассивных, развлекательных форм активности (аудитория «Мистера Секонда»).
Далее группы сравнивались по социально-демографическим характеристикам: пол, возраст, уровень образования, дохода, религиозности (табл. 6).
Таблица 6. Различия социально-демографических характеристик у людей, ориентированных на развлечение и просвещение
Социально-демографические характеристики |
Средний ранг |
U |
p |
|
Просвещение |
Развлечение |
|||
Возраст |
175,95 |
134,87 |
9005,0 |
0,000 |
Образование |
166,07 |
146,99 |
10714,5 |
0,055 |
Религиозность |
152,96 |
163,07 |
11411,0 |
0,299 |
Доход |
164,99 |
148,31 |
10901,0 |
0,060 |
Как видно из табл. 6, среди людей, ориентированных на просвещение, больше людей старшего возраста, более образованных и высоко оценивающих свой уровень дохода (на уровне тенденции). Возможно, просветительские ориентации являются динамической характеристикой личности, которая «наращивается» с жизненным опытом.
Выводы
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило достичь поставленной цели – установить особенности предпочтений россиян в отношении просветительских продуктов в условиях инфотейнмента. Решение задач исследования позволило определить сегменты аудитории, их характеристики и взаимосвязи между ориентацией на просвещение или развлечение и ключевыми личностными и ценностными установками.
Результаты факторного анализа и сравнительного анализа личностных черт и ценностей респондентов выявили две четкие ориентации: на развлечение и на просвещение. Эти ориентации различаются как в личностных характеристиках, так и в ценностных установках.
Последователи «мистера Секонда» проявляют более низкий уровень открытости опыту, они менее склонны к творчеству и любопытству, что свидетельствует об узком круге интересов. Эти респонденты также проявляют высокий уровень нейротизма, что выражается в тревожности, застенчивости и неуверенности в себе. Они менее организованны и ответственны, обладают слабой самодисциплиной и в меньшей степени стремятся к достижениям.
Напротив, последователи «мистера Фёста» демонстрируют высокий уровень открытости опыту, что проявляется в нестандартном мышлении, склонности к творчеству и широкому кругу интересов. Они менее подвержены тревожности и депрессивным настроениям, более уверены в себе и склонны к конструктивному взаимодействию с окружающими. Эти люди также более организованны, ответственны и дисциплинированны.
Ориентированные на развлечение респонденты в большей степени ценят индивидуализм и комфорт, проявляют склонность к риску и авантюризму, а также испытывают большее беспокойство на работе. Они менее склонны к сотрудничеству и проявляют меньшее доверие к другим людям. В противоположность им респонденты, ориентированные на просвещение, демонстрируют склонность к коллективным ценностям, меньше ориентированы на комфортные условия работы и менее чувствительны к трате личного времени. Они более склонны к сотрудничеству, более оптимистично оценивают свои карьерные перспективы и демонстрируют высокий уровень доверия к окружающим.
Среди последователей «мистера Фёста» больше представителей старшего возраста, с более высоким уровнем образования и дохода. Эти результаты подтверждают, что выбор стратегии досуга тесно связан с уровнем развития личности, жизненным опытом и социальным положением.
Таким образом, полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что выбор между развлечением и просвещением определяется различиями в личностных чертах, ценностных установках и социально-демографических характеристиках. В частности, последователи «мистера Секонда» более склонны к поиску удовольствий и снятию стресса через простые и доступные формы досуга, в то время как последователи «мистера Фёста» предпочитают активности, способствующие их личностному и профессиональному развитию.
Помимо сделанных выводов, полученные нами данные дают возможность предложить ряд рекомендаций для представителей медиа, просветителей и блогеров:
- Большинство респондентов находятся в промежуточной группе (инфотейнмент), предпочитающей баланс между развлечением и образованием, что означает, что просветители и представители медиа должны развивать гибридные форматы, которые эффективно сочетают образовательные элементы с развлекательными, чтобы удовлетворить запросы этой значительной части аудитории.
- Просветительские программы, ориентированные на последователей «мистера Секонда», могут включать элементы, направленные на улучшение эмоционального состояния, развитие навыков самоорганизации и личной ответственности.
- Для аудитории старших и более образованных россиян рекомендуется уделять внимание глубине и содержательности материалов, а также использовать каналы, которые популярны среди этой социально-демографической группы.
- Для повышения уровня субъектности аудитории необходимо внедрять элементы интерактивности, такие как опросы, викторины, онлайн-дискуссии и задания. Эти инструменты помогут аудитории не только потреблять контент, но и активно участвовать в его создании и обсуждении, что способствует развитию критического мышления и самостоятельности.
- Кроме того, необходимо включение в развлекательный контент элементов, которые могут стимулировать осознание личных ценностей, целей и возможностей, способствуют повышению уровня субъектности у аудитории. Например, просветительский контент может включать сюжеты или примеры, демонстрирующие важность личной ответственности и саморазвития.
- Имплементация элементов геймификации в просветительские материалы может сделать такие продукты более привлекательными для последователей «мистера Секонда». Это может включать в себя систему мотивации, например, перечень наград, уровней, конкурсов и заданий, которые стимулируют на продолжение обучения.
- Необходимо включать в просветительский контент сюжеты, которые будут побуждать аудиторию к саморефлексии, а также способствовать повышению уровня субъектности. Это может быть достижимо через задаваемые вопросы, примеры для размышления и приглашение к обсуждению личного опыта.
Подобные рекомендации, на наш взгляд, помогут представителям медиа, просветителям и блогерам более точно настроить свои просветительские продукты под потребности выделенных нами групп, способствуя как их развлекательному, так и образовательному вовлечению.
Ограничение и перспективы исследования
К числу ограничений настоящего исследования следует отнести формат проведенного опроса, реализованного среди подписчиков сервиса Toloka.ai, пользующихся сетью Интернет в качестве небольшого заработка. Однако этот факт не следует рассматривать как влияющий на объективность и честность ответов респондентов.
1 Только 20% россиян смотрят просветительские программы до конца [6].
Дополнительные материалы
Данные, использованные в исследовании, доступны в датасете «Анализ просветительских предпочтений “Мистера Фёста” и “Мистера Секонда”», созданном авторами, и размещены по адресу: https://disk.yandex.ru/d/HIje6QjZHyYnYQ
Литература
- Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 334 с.
- Выровцева Е.В. Инфотейнмент в научно-популярной обучающей коммуникации: стратегии вовлечения и вовлеченности // Цифровая журналистика: технологии, смыслы и особенности творческой деятельности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26–27 апреля 2024 года. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2024. С. 315–317.
- Дейнека О.С., Максименко А.А. Вакцина от инфодемии или психологическое состояние общества на фоне пандемии, вызванной COVID-19. Кострома: АНО «Центр социальных инициатив», 2024. 380 с.
- Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. DOI:10.17323/1814-9545-2019-2-226-240
- Духанина Л.Н., Максименко А.А., Бушуев И.А., Булатов В.В., Соболева Е.С. 7p просветительства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 5–16.
- Духанина Л.Н., Максименко А.А. Оценка степени вовлеченности россиян в просветительские проекты // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 1. С. 47–60. DOI:10.17759/pse.2024290104
- Емельянова И.Н. Типология студентов и воспитательный процесс // Высшее образование в России. 2007. № 3. C. 170–172.
- Захарченко Н.А., Карелова Т.В. Инфотейнмент в современных массмедиа: учеб. пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2020. 88 с.
- Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. Т. 36. № 28(277). С. 97–105.
- Копылова О.Ю., Розендорн Ю.Л. Телевизионные образовательные проекты на российском телевидении // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 2. С. 305–314. DOI:10.37691/2311-5351-2022-0-2-305-314
- Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007. 288 с.
- Лузгина А. Медиапотребление россиян в эпоху геополитической турбулентности // Социодиггер. 2023. Т. 4. Вып. 9(28). URL: https://sociodigger.ru/articles/articles-page/mediapotreblenie-rossijan-v-ehpokhu-geopoliticheskoi-turbulentnosti
- Рысакова П.И. Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде // Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 4. С. 309–329.
- Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 138–154. DOI:10.17759/exppsy.2016090311
- Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу [Электронный ресурс] // Relga: научно-культурологический журнал. 2007. № 4(149). URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1729 (дата обращения: 18.08.2024).
- Яковлев Л.С., Потехина Е.В. Инфотейнмент как стратегия структурации социокультурного пространства // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 3(54). С. 89–96.
- Bourk M., León B., Davis L.S. Entertainment in science: Useful in small doses. León B., Bourk M. (eds.). Communicating Science and Technology through Online Video: Researching a New Media Phenomenon. NY: Routledge, 2018. P. 90–106.
- Davis L., León B., Bourk M., Finkler W. Transformation of the media landscape: Infotainment versus expository narrations for communicating science in online videos // Public Understanding of Science. 2020. Vol. 29. P. 688–701. DOI:10.1177/0963662520945136
- Evans S. Shark week and the rise of infotainment in science documentaries // Communication Research Reports. 2015. Vol. 32. Iss. 3. P. 265–271. DOI:10.1080/08824096.2015.1052903
- Finkler W., Léon B. The power of storytelling and video: A visual rhetoric for science communication // Journal of Science Communication. 2019. Vol. 18. Iss. 5: A02. DOI:10.22323/2.18050202
- Gerbner G. Television: The new state religion? // Et Cetera: A Review of General Semantics. 1977. Vol. 34. P. 145–150.
- Gerrard Y. Behind the Screen: Content Moderation in the Shadows of Social Media // New Media and Society. 2020. Vol. 22(3). P. 579–582. DOI:10.1177/1461444819878844
- Gosling S.D., Rentfrow P.J., Swann W.B.Jr. A very brief measure of the Big-Five personality domains // Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37. P. 504–528. DOI:10.1016/S0092-6566(03)00046-1
- Hay J., Couldry N. Rethinking convergence/culture // Cultural Studies. 2011. Vol. 25. P. 473–486. DOI:10.1080/09502386.2011.600527
- König L., Jucks R. When do information seekers trust scientific information? Insights from recipients’ evaluations of online video lectures // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. Iss. 1. DOI:10.1186/s41239-019-0132-7
- Krishen A., Dwivedi Y., Bindu N., Kumar K. A broad overview of interactive digital marketing: A bibliometric network analysis // Journal of Business Research. 2021. DOI:10.1016/J.JBUSRES.2021.03.061
- Meijer I. The paradox of popularity: How young people experience the news // Journalism Studies. 2007. Vol. 8. P. 96–116. DOI:10.1080/14616700601056874
- Pelzer E., Raemy P. What shapes the cultivation effects from infotaining content? Toward a theoretical foundation for journalism studies // Journalism. 2022. Vol. 23(2). P. 552–568. DOI:10.1177/1464884920922704
- Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. NY: Viking Penguin, 1985. 184 p.
- Savolainen R. Infotainment as a hybrid of information and entertainment: a conceptual analysis // Journal of Documentation. 2021. Vol. 78. P. 953–970. DOI:10.1108/jd-08-2021-0169
- Sweeny R. Lines of Sight in the “Network Society”: Simulation, Art Education, and a Digital Visual Culture // Studies in Art Education. 2004. Vol. 46. P. 74–87. DOI:10.1080/00393541.2004.11650070
- Tefertiller A., Sheehan K. TV in the Streaming Age: Motivations, Behaviors, and Satisfaction of Post-Network Television // Journalism of Broadcasting and Electronic Media. 2019. Vol. 63. P. 595–616. DOI:10.1080/08838151.2019.1698233
- Teixeira T., Picard R., Kaliouby R. Why, When, and How Much to Entertain Consumers in Advertisements? A Web-Based Facial Tracking Field Study // Marketing Science. 2014. Vol. 33. P. 809–827. DOI:10.1287/mksc.2014.0854
- Vorderer P., Klimmt C., Ritterfeld U. Enjoyment at the heart of media entertainment // Communication Theory. 2004. Vol. 14(4). P. 388–408. DOI:10.1111/j.1468-2885.2004.tb00321.x
- Webster J.G. The Marketplace of Attention. How Audiences Take Shape in a Digital Age. Cambridge, MIT Press, 2014. 280 p. DOI:10.7551/mitpress/9892.003.0002
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 36
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7