Вестник практической психологии образования
2025. Том 22. № 1. С. 59 – 74
doi:10.17759/bppe.2025220106
ISSN: 2658-3100 (online)
Профилактика девиантного поведения посредством развития наставнической деятельности в системе «ученик — ученик»
Аннотация
В статье рассматриваются особенности профилактики девиантного поведения средствами наставнической деятельности. Цель статьи — выявить особенности организации наставнической деятельности в школе, способствующие профилактике девиантного поведения подростков. Методы исследования: теоретические; эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке наставников и наставляемых. Профилактическая программа включала подготовку и обучение наставников, сопровождение работы и ведение дневника наставнических групп, индивидуальные консультации. Результаты исследования могут быть использованы при организации позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи, воспитательной работы с учащимися.
Общая информация
Ключевые слова: девиантное поведение, наставничество, равные возможности, профилактика, подросток, социально значимая деятельность
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220106
Получена: 01.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Декина Е.В., Шалагинова К.С. Профилактика девиантного поведения посредством развития наставнической деятельности в системе «ученик — ученик» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 59 – 74. DOI: 10.17759/bppe.2025220106
Полный текст
Введение
Подростковый возраст характеризуется стремлением к самовыражению и самореализации, в том числе через приобщение к различным видам социально значимой деятельности. Е.И. Исаев отмечает, что для подростка важным является «открытие собственного «я», поиск своего места в системе человеческих отношений» [Исаев, 2012, с. 280], «общение со сверстниками становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее» [Исаев, 2012, с. 284]. По мнению Т.А. Гурко, к факторам благополучия подростка можно отнести удовлетворенность жизнью, самооценку, локус контроля [Гурко, 2023].
По мнению Е.И. Исаева, С.Г. Косарецкого, Я.П. Королевой, значительно увеличивается количество учащихся с различными трудностями в учебной деятельности, общении и взаимодействии [Исаев, 2022]. А.В. Кибальник, И.В. Федосова, К.А. Абрамова выявили у сельских подростков ряд личностных особенностей, которые необходимо учитывать при работе с учащимися: тревожность; неуверенность в себе; низкая или высокая самооценка; перекладывание ответственности на других людей; зависимость от окружающих [Кибальник].
Подростки, входящие в период своего взросления, часто характеризуются особенностями психики, которые способствуют проявлению негативного поведения. Е.О. Чернова и А.Н. Грязнова выделяют особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках, — агрессивность; вседозволенность; четкая идентификация «мы — они»; высокая значимость контактов внутри группы и др. [Чернова, 2021]. Т.И. Шульга и Н.В. Дворянчиков отмечают, что представления подростков разных социальных групп о девиантном поведении обусловлены их социальным окружением, отношением к матери, негативными (вредными) привычками в семьях и их личностными особенностями [Шульга, 2020].
В современных исследованиях обращается внимание на необходимость изучения влияния виртуальной среды как фактора социализации подростков [Регуш, 2023], всестороннего анализа девиантного поведения молодежи в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий с целью совершенствования мер его профилактики [Добряков, 2023]. Д.В. Сапега, Н.В. Богданович обращают внимание на необходимость разработки практических методов профилактики девиантного поведения через развитие самоорганизации [Сапега, 2023]. Подростки с девиантным поведением имеют потребность в межличностных отношениях не в меньшей мере, чем подростки с нормальным поведением, отсутствие навыков социализации у девиантных подростков требует психологической помощи со стороны взрослых [Абрамова, 2023]. Нереализованные потребности в общении со сверстниками, в признании, самоутверждении в коллективе, трудности в учебной деятельности, социализации являются причинами нарушения поведения подростков. Эти нарушения могут проявляться в конфликтности, агрессивности, систематических срывах уроков, неуспеваемости, замкнутости, изолированности от школьного коллектива, слабой адаптации в среде и т. д.
В профилактике девиантного поведения обращаются к формам и методам социальной работы, создание советов по профилактике системных нарушений подростками и др. [Переверзева, 2023]. Особого внимания заслуживает позитивная профилактика девиантного поведения. Например, А.А. Шапедько рассматривает включение подростков и молодежи в поисковую деятельность как средство социального закаливания [Шапедько].
Актуальным является выявление эффективных направлений профилактики девиантного поведения современных детей и молодежи средствами наставнической деятельности.
Наставническая деятельность в системе «ученик — ученик»
и ее возможности в профилактике девиантного поведения
2023 год Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Наставничество определяется как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [Письмо Минпросвещения России]. Е.А. Дудина наставничество определяет как двусторонний взаимообогащающий, взаимонаправленный процесс, который важен как наставнику, так и наставляемому, с целью создания условий, способствующих успешности, реализации потенциала, повышению уровня самостоятельности и социализации подопечного [Дудина, 2017].
Наставничество выступает как процесс направленной помощи, поддержки и сопровождения становления, выбора жизненного пути, развития и самосовершенствования человека посредством взаимодействия с более старшим, опытным, мудрым, обладающим уникальным знанием субъектом [Хавелова, 2020]. Наставническая деятельность предполагает сотрудничество успешного человека (наставника) с менее опытным (наставляемым). При этом наставник отрабатывает и закрепляет свои знания и умения в работе с наставляемым, развивает личностные качества, коммуникативные и организаторские способности.
Важным направлением профилактики девиантного поведения подростков может стать развитие наставничества в образовательном учреждении. Одной из форм наставничества в школе является наставничество в системе «ученик — ученик», предполагающее взаимодействие обучающихся, при котором один из них может находиться на более высокой ступени образования, обладать организаторскими и лидерскими качествами, оказывать помощь при подготовке к конкурсным мероприятиям школьникам, имеющим трудности в обучении, т. е. ученик, готовый не только делиться своим опытом и знаниями, но и обладающий умениями поддержать другого, общаться и взаимодействовать, — член волонтерского отряда, общественного движения, олимпиадного движения и т. д.
Наставничество в системе «ученик — ученик» наиболее успешно раскрывается в подростковом возрасте, так как этот период характеризуется появлением интереса к новому, чувства ответственности и освоением новых нетипичных форм взаимодействия. Но важна предварительная подготовка к этой деятельности [Дудина, 2017]. Работая в парах, дети учатся помогать друг другу, вместе решать проблемы, разделять радость успеха. Наставничество может активизировать интерес к предмету, обмен мнениями, узнавание нового. Сотрудничество между наставником-учеником и наставляемым способствует раскрытию инициативы, развитию навыков работы в команде и умения учитывать мнение другого. Работа с наставником-ровесником помогает предотвратить проблемные ситуации, связанные с низкой самооценкой обучающихся, ориентирует на активную деятельность [Тулинова, 2021].
Подобная форма работы позволяет решать следующие задачи, способствующие профилактике девиантного поведения: помощь в адаптации к новой среде, улучшение образовательных результатов, включение учащихся в общественную полезную деятельность, формирование жизненных установок, ценностей, умений и навыков. Основная деятельность наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым после определения четких целей и задач. В основе такого взаимодействия лежит принцип «равный — равному», когда обученный подросток становится наставником и передает свои знания другим ученикам, помогает в решении различных проблем: сложность выбора образовательной траектории или профессии, недостаточная мотивированность к учебе, трудности с адаптацией в школьном коллективе и т. д. Отмечается положительное влияние наставника-друга на формирование позитивных моделей поведения подростков — друга, который личным примером помогает подростку раскрыть свой личностный потенциал и развиваться самому в паре [Декина, 2021]. Мероприятия на основе данного принципа исходят из интересов всех участников и предоставляют возможности для взаимодействия и самореализации. Также происходит раскрытие лидерских качеств самих наставников, установление благоприятной психоэмоциональной среды в школьном коллективе.
Наставничество является способом непосредственного и опосредованного личного влияния наставника на подростка с девиантным поведением. В работе с данной категорией подростков методом наставничества учитываются следующие принципы: принцип личностного подхода (учет возрастных и индивидуальных особенностей), принцип системного подхода (всесторонний анализ проблем наставляемых, разработка системы мероприятий, адекватной выявленной проблематике), принцип сотрудничества (оказание помощи и поддержки), принцип личной ответственности (стимулирование чувства ответственности за свои достижения), принцип конфиденциальности (неразглашение информации о ребенке, результатах его исследования).
Актуальным является определение содержания и форм наставнической деятельности в профилактике девиантного поведения подростков.
Методы и методики исследования
Исследование было проведено на базе МБОУ ЦО № 27 г. Тулы. В общей сложности в исследовании приняли участие 45 школьников. Выборку составили 14 обучающихся: 5 учеников 9–11 классов — лидеров школьного волонтерского отряда, детского общественного движения и 9 учеников 9 класса — подростков с девиантным поведением.
Цель исследования: выявить особенности организации наставнической деятельности в школе, способствующие профилактике девиантного поведения подростков.
Этапы исследования:
- выявление потенциальных наставников, особенностей подростков с девиантным поведением;
- разработка программы для обучения социально активных подростков, которые могут выступать в роли наставников;
- апробация разработанной программы, анализ ее влияния на тех подростков, которые выступили в роли наставляемых.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, тестирование, эксперимент); методы количественного и качественного анализа.
Цель диагностической программы: выявление потенциальных наставников и наставляемых в системе «ученик — ученик».
Диагностическая программа включала следующие методики: авторская анкета «Наставник для трудного подростка», тест «Кто Я» М. Куна — Т. Макпартленда, «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), методика «Я — лидер» (Е.С. Федоров, О.В. Еремин, Т.А. Миронова), анкетирование подростков группы риска, «Тест эмоций» (тест А. Басса — А. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), тест «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А. Г. Соловьев).
Программа профилактики девиантного поведения посредством наставнической деятельности в системе «ученик — ученик» состоит из двух блоков: подготовка и обучение наставников, работа наставнических групп.
Представим краткое описание блоков программы.
Блок «Подготовка и обучение наставников» включает следующие занятия: «Кто такой наставник»? (знакомство будущих наставников с программой наставничества), «Наставничество трудного подростка» (анализ портрета трудного подростка), «Как общаться с наставляемым?» (формирование навыков успешной коммуникации), «Что делать в первую встречу?» (формирование навыка представления себя и налаживания контакта с наставляемым), «Поставим цели» (выстраивание индивидуальной траектории для наставляемого), «Планирование работы с наставляемым» (разработка примерного плана работы), «Что делать, если …» (анализ проблемных ситуаций), «Что ты любишь делать?» (выявление и развитие интересов), «Что бы ты сказал подростку?», «Книги, фильмы, которые ты можешь посоветовать», «Твой жизненный девиз», «Путешествие в мир идей» (проектирование совместных мероприятий с наставляемым), «Духовно-нравственные ценности», «Сторителлинг в работе с подростками: поиск себя», «Игра как средство воспитания», «Эффективные проекты по социализации подростков» и др. Наставники представляли вопросы применительно к своим интересам. Например, «Футбол для вас — это …. Что самое страшное на поле? Какая позиция на поле самая выигрышная? Как избегать конфликтов в спорте?»
На очных встречах с будущими наставниками необходимо дать представление о сути наставничества, целях и задачах программы, организации наставнической работы в школе, правах и обязанностях наставника. Важно, чтобы участники, проходящие подготовку к наставнической деятельности, научились находить решения в сложных ситуациях, анализировать и систематизировать информацию, делать выводы, выбирать оптимальные решения. В процессе работы наставнической пары целесообразно вести дневник, задачами которой являются концентрация на актуальных проблемах, поиск способов их решения, рефлексия проделанной работы. В дневнике можно написать словарь наставника, содержащий основные понятия: «наставник», «наставничество», «программа наставничества», «наставляемый». Также можно прописать кодекс наставника, содержащий основные принципы и правила наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик — ученик». При вступлении в программу наставничества участникам рекомендуется описать портрет наставляемого, имеющиеся сложности и проблемы в обучении, возможные пути их решения, цель и ожидаемые результаты. Наставнические пары создаются на основе взаимной симпатии и взаимного интереса наставника и наставляемого, а также с учетом их индивидуально-психологических особенностей и специфики трудностей наставляемых в обучении. Формы работы: квест-игра, арт-тренинг, мастер-класс, тренинг, вечер настольных игр, кинопросмотр, занятия по интересам и др.
Блок «Работа наставнических пар» содержит следующие занятия: «Общая встреча и знакомство наставников и наставляемых», «Твое имя и имя героя» (отношение детей к имени), «Общаемся продуктивно» (формирование навыков продуктивного общения, занятие с элементами тренинга), «Мероприятие своими руками» (деловая игра по микрогруппам в соответствии с интересами наставнических пар), «Минутка славы», «Открытый микрофон» (рефлексия, анализ проблемных ситуаций), индивидуальная работа наставнических групп, при этом каждая наставническая группа составляет индивидуальный план и ведет свой дневник. В деятельность наставнической группы входят встречи наставника с наставляемым, участие в школьном волонтерском отряде по направлениям, проектной деятельности и т. д., подведение результатов наставничества «ученик — ученику».
Программа способствует развитию коммуникативных, организаторских, креативных, аналитических умений. По каждому умению выстраивались основные позиции для анализа и, соответственно, советы и рекомендации. Наставники и наставляемые отвечали на вопрос «Что полезного для себя мне удалось сделать за это время?» с использованием незаконченных предложений: мне было интересно…, я попробовал себя…, я узнал…, я хочу себе посоветовать…, я умею…, я хочу узнать… и т. д.
Основная работа наставнических пар происходит в течение последовательных встреч с использованием различных форм и технологий работы (табл. 1.).
Табл. 1. Формы работы наставника с наставляемым
Формы и технологии работы |
Примеры |
Диалоговые |
беседы на тему творческой самореализации, выбора будущей профессии, общих интересов, ценностей и т. д. |
Интерактивные технологии |
мастер-класс от наставника, совместные занятия наставника и наставляемого в зависимости от интересов друг друга, помощь в подготовке наставляемого к участию в конкурсе, мероприятии, демонстрация действий, анализ практических ситуаций и др. |
Тренинговые |
занятия с элементами тренинга для наставнических пар: обсуждение сильных и слабых сторон, индивидуальных вариантов развития наставника в качестве примера для наставляемого, помощь в составлении плана достижения поставленных целей, программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания |
Групповые |
конкурсы, соревнования, викторины, образовательные интенсивы, групповая работа, включение в волонтерскую деятельность, деятельность детского общественного движения |
Среди оцениваемых результатов применения метода наставничества в работе с подростками с девиантным поведением можно выделить: повышение школьной успеваемости наставляемых, улучшение психологического и эмоционального фона в школьном коллективе, рост посещаемости школьных кружков, спортивных секций, снижение числа жалоб на подростков, снижение числа подростков, состоящих на внутришкольном учете, снижение числа социально и профессионально дезориентированных подростков.
Результаты исследования
По результатам диагностических методик были организованы наставнические пары с учетом обозначенных участниками интересов (табл. 2).
Табл. 2. Распределение наставников и наставляемых
Сферы деятельности |
Наставники |
Наставляемые |
Спорт и здоровье |
Наставник 1 |
Наставляемые 4 и 9 |
Информатика |
Наставник 2 |
Наставляемый 7 |
Творчество (рисование) |
Наставник 3 |
Наставляемый 3 |
Волонтерская деятельность |
Наставники 4 и 5 |
Наставляемые 1, 2, 5, 6, 8 |
Проведем анализ результатов диагностики наставников. По результатам теста М. Куна — Т. Макпартленда «Кто Я?» у всех (100%) наставников отмечается высокий уровень развития рефлексии, большая дифференцированность ответов и характеристик самоотношения, высокий уровень обобщения.
Соотношение положительно оцениваемых и отрицательно оцениваемых характеристик и качеств в среднем у всех учащихся составляет 80% на 20%, что говорит об их адекватной самооценке.
«Социальное Я» включает прямое обозначение пола, выражает учебную позицию, оценку себя как успешного ученика, а также семейную принадлежность и другие социальные роли. Позиция лидера, активиста обозначена лишь у 40% опрошенных.
«Коммуникативное Я» включает оценочные характеристики таких качеств, как общительность, дружелюбие, доброта, отзывчивость, стремление помочь другим.
Деятельный образ Я учащихся содержит такие оценки, как «люблю учиться», «участвую в школьных мероприятиях, их организации», «трудолюбивая», «исполнительная», «организованная» и т. д.
Таким образом, нами была получена информация об идентификации учащимися себя как успешных учеников, хороших друзей, дисциплинированных организаторов, лидеров. С наставником себя не идентифицирует ни один из опрошенных учащихся.
Результаты по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» представим в табл. 3.
Табл. 3. Анализ результатов диагностики учащихся-наставников
по методике «Коммуникативные и организаторские склонности»
№ |
Учащийся |
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
||
|
|
Показатель |
Уровень развития |
Показатель |
Уровень развития |
1 |
Наставник 1 |
0,9 |
Очень высокий |
0,8 |
Высокий |
2 |
Наставник 2 |
0,7 |
Высокий |
0,8 |
Высокий |
3 |
Наставник 3 |
0,9 |
Очень высокий |
0,85 |
Очень высокий |
4 |
Наставник 4 |
0,85 |
Очень высокий |
0,65 |
Ниже среднего |
5 |
Наставник 5 |
1 |
Очень высокий |
0,85 |
Очень высокий |
Анализ данных (табл. 3) показывает, что у 80% учащихся выявлен очень высокий уровень и у 20% высокий уровень развития коммуникативных склонностей; у 40% учащихся выявлен очень высокий уровень развития организаторских склонностей, у 40% — высокий, у 20% — уровень развития ниже среднего.
По результатам методики «Я — лидер» (Е.С. Федоров, О.В. Еремин, Т.А. Миронова) у испытуемых выявлены высокий и средний уровни развития лидерских качеств (табл. 4).
Табл. 4. Результаты исследования наставников по методике «Я — лидер»
|
Уровень развития лидерских качеств |
|||||||
Учащийся |
Умение управлять |
Осознание цели |
Умение решать |
Наличие творческого подхода |
Влияние на |
Знание правил |
Организаторские способности |
Умение работать |
Наставник 1 |
21 |
15 |
14 |
17 |
21 |
16 |
22 |
20 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
|
Наставник 2 |
17 |
14 |
13 |
21 |
20 |
14 |
19 |
20 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
|
Наставник 3 |
19 |
12 |
15 |
17 |
22 |
14 |
19 |
18 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
|
Наставник 4 |
16 |
11 |
14 |
15 |
19 |
13 |
11 |
15 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
|
Наставник 5 |
22 |
16 |
16 |
17 |
20 |
17 |
20 |
19 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Такие лидерские качества, как умение управлять собой и влияние на окружающих, выражены у 100% учащихся на высоком уровне. Осознание цели и умение решать проблемы развиты у 80% учащихся на среднем уровне, у 20% испытуемых выявлен высокий уровень развития данных лидерских качеств. Организаторские способности и умение работать с группой развиты у 80% учащихся на высоком уровне, 20% учащихся имеют средний уровень развития этих способностей и качеств. Наличие творческого подхода и знания правил организационной работы на высоком уровне обнаружены у 60% учащихся, у 40% — выявлен средний уровень развития.
Испытуемые определяют лидера как авторитетного члена группы, к мнению которого прислушиваются, активиста, инициатора какой-либо совместной деятельности, талантливого организатора, ведущего товарищей за собой. Все учащиеся считают, что обладают лидерскими качествами. На вопрос анкеты «Какие качества для лидера ты считаешь важными?» были получены следующие ответы: инициативность, общительность и организованность, целеустремленность, открытость новому, самостоятельность и уверенность в себе, а также ответственность, что очень важно и наставнику.
Все опрошенные учащиеся положительно оценивают свое участие в наставнической деятельности.
На вопрос «Хотел бы ты поучаствовать в программе наставничества?» все учащиеся ответили положительно, так как видят в этом возможности для самореализации, самораскрытия, получения нового опыта, а также оказания помощи товарищам. Учащиеся хотели развить у себя организаторские и коммуникативные склонности, попробовать себя в тех направлениях работы, в которых достигли определенных результатов.
На вопрос анкеты «Как ты понимаешь, кто такой наставник?» учащиеся ответили следующее: помощник, учитель, сопровождающий, направляющий, подающий пример.
При ответе на вопросы о понимании содержания деятельности наставника и его обязанностях у испытуемых возникли затруднения — учащиеся давали обобщенные ответы, например «помогать», «осуществлять наставническую деятельность» и т. д.
В вопросе анкеты «Какие вопросы по наставничеству ты хотел бы обсудить?» учащиеся отметили: «Какие обязанности у наставника?» «Что я, как наставник, должна буду делать?» «Как распределить время на учебу и на осуществление наставничества?» «В какой сфере деятельности я могу быть наставником?», «К кому я могу обратиться за помощью?» и др.
По данным анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся недостаточно осведомлены о содержательных и организационных аспектах наставнической деятельности, компетенциях наставника, своих возможностях при осуществлении наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик — ученик».
Таким образом, можно сделать вывод о развитых на высоком уровне лидерских качествах, коммуникативных и организаторских способностях учащихся, которые являются фундаментом для осуществления наставнической деятельности. Однако недостаточная осведомленность учащихся о сути наставничества при имеющемся интересе и положительном отношении к данной деятельности свидетельствуют о необходимости дополнительной работы с наставниками.
Группа подростков с девиантным поведением была образована на основе беседы с психологом, в которой были проанализированы их индивидуальные особенности, в том числе кто для них может быть авторитетом. Дополнительно при образовании наставнических пар у учащихся были проанализированы совпадения по характеристикам, которые нужны для совместной работы: активность, темпераментные характеристики, коммуникативность, общность интересов.
Наставническая пара в сфере «Спорт и здоровье» (один наставник и два наставляемых) образовалась на почве занятий в спортивной секции по футболу, при этом наставляемые стали серьезнее относиться к посещаемости занятий, тренировкам. Наставник уделил особое внимание развитию физической выносливости наставляемых, в результате чего учащиеся достигли некоторых побед. Наставляемые обращались к наставнику и по личным вопросам (как улучшить положение в группе, в каких соревнованиях принять участие и т. д.), стали посещать клуб «Здоровым в будущее».
Наставническая пара, которую объединил интерес к информатике (один наставник и один наставляемый) не сразу смогли найти общий язык, но через несколько занятий смогли установить контакт друг с другом, часто вместе оставались после занятий, стали участниками викторины по цифровой безопасности и цифровым профессиям.
В сфере «Творчество» наставника и наставляемого объединил интерес к рисованию, причем после просмотра работ друг друга они самостоятельно договорились о следующей встрече и впоследствии представили свои работы на выставке в школе.
Самой большой оказалась наставническая группа «Волонтерская деятельность» (два наставника и пять наставляемых). Сюда вошли некоторые наставляемые, которые открыто не заявляли о своих интересах, но за счет «харизмы» наставников стали посещать совместные встречи. Интерес у них вызвали различные направления добровольческой деятельности. Наставляемые, вслед за наставниками, стали членами школьного волонтерского отряда «Добротворец», детского общественного движения.
Важно изучение личностных изменений наставников и наставляемых, ценностных ориентаций, которыми они будут руководствоваться при выборе будущей профессии. Представим результаты исследования наставляемых на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Тест эмоций» (тест А. Басса — А. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) (рис. 1, 2).
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Тест эмоций» на констатирующем этапе
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Тест эмоций» на контрольном этапе
Таким образом, имеет место снижение агрессивного поведения (наставляемые 3, 4, 5, 6 и 9).
Представим сравнительный анализ результатов исследования по тесту «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А. Г. Соловьев) (рис. 3, 4).
Рис. 3. Результаты исследования на констатирующем этапе
Рис. 4. Результаты исследования на контрольном этапе
Отдельно можно выделить снижение показателя аутоагрессивного поведения у наставляемого 3 и снижение показателей делинквентного и аутоагрессивного поведения у наставляемого 7. Наставляемые 3, 4, 5, 6, 9 отличаются положительными изменениями большинства показателей. Наставляемые 1, 2, 8 показали незначительные изменения, что может быть связано с большой наставнической группой, после «яркого» включения в различные виды деятельности наставляемые смогли попробовать себя в разных видах деятельности, но быстро потеряли интерес.
С учащимися-наставниками было проведено «экспертное интервью», в котором было выявлено, что у них оправдались ожидания от данной деятельности: «у меня все получилось, при этом все имеет значение — найти контакт, мотивировать, поддерживать, общаться, спрашивать…», «я решила стать педагогом-психологом, мне близка эта работа», «у моего наставляемого имели место положительные изменения, важно, чтобы наставляемый смог присвоить духовно-нравственные ценности», «сначала было трудно, наладить контакт помогли совместные занятия и общие интересы, желание двух человек измениться», «теперь важно посмотреть, что наставляемый “возьмет с собой”, “примет для себя”» и др.
Подведение итогов программы наставничества включает в себя обмен опытом, обсуждение возникших проблем, дальнейшее развитие программы наставничества.
Заключение
Наставническая деятельность в целом и наставничество в системе взаимоотношений «ученик — ученик», в частности, является особым видом деятельности, к реализации которой необходимо формировать готовность у школьников.
Активные члены ученического коллектива, как правило, уже обладают определенными коммуникативными и организаторскими способностями, лидерскими качествами, которые являются важными при осуществлении наставничества. Однако для осуществления наставнической деятельности в системе «ученик — ученик» наличие только лидерских качеств не является достаточным. Готовность к наставнической деятельности — это комплексная характеристика, включающая не только развитые на высоком уровне лидерские качества и способности, но и знания о данном виде деятельности, умения ее осуществлять, а также наличие интереса к наставничеству, необходимые для оказания помощи и поддержки наставляемому учащемуся. При обучении наставнической деятельности можно использовать следующие технологии работы: занятия с элементами тренинга, деловая игра, конкурс проектов и проектная деятельность, дискуссии, мастер-классы, метод кейсов и др. Посредством применения данных технологий работы повышается уровень осведомленности учащихся о содержательных и организационных аспектах наставнической деятельности, необходимых качествах наставника, развивается умение осуществлять наставническую деятельность с помощью формирования необходимых для этого качеств и навыков, а также повышения мотивации учащихся.
Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, развития навыков, компетенций, ценностей с помощью неформального взаимообогащающего общения, основанного на доверии и партнерстве.
К психолого-педагогическим особенностям организации наставничества в системе «ученик — ученик» в профилактике девиантного поведения можно отнести следующие: поведенческая активность, ориентация на возрастные и индивидуальные задачи развития, учет ведущего вида деятельности, психолого-педагогическая поддержка, включение в различные виды деятельности, построение общности между наставником и наставляемым, создание единого смыслового поля, в котором будет существовать, преобразовываться, насыщаться новыми смыслами подросток, который выступил в роли наставляемого.
Выводы
Профилактика девиантного поведения средствами наставнической деятельности в системе «ученик — ученик» будет эффективной, если будут:
- учитываться индивидуальные и возрастные особенности наставников и наставляемых, ведущий вид деятельности, новообразования, социальная ситуация развития,
- учащиеся будут вовлекаться в социально значимую деятельность, которая для них имеет личностный смысл;
- созданы условия для самореализации подростков на основе выявления их интересов и потребностей в процессе их участия в различных мероприятиях, общественно значимой деятельности, молодежных инициативах;
- расширены возможности для проявления своей индивидуальности, выработки индивидуальной стратегии саморазвития;
- проводиться мероприятия, направленные на демонстрацию талантов и способностей учащихся, при этом спектр мероприятий связан с интересами подростка;
- своевременно выявляться проблемы у подростков, осуществляться развитие их социальных компетенций;
- осуществляться регулярное взаимодействие с подростками, поддержка наставляемых в контексте личностного развития и решения сложных ситуаций.
При организации наставнических пар важно учитывать следующую логику развития наставничества:
- запуск программы наставничества (составление списка наставников и наставляемых, анкетирование наставляемых, определение целей и задач программы, проектирование мероприятий программы);
- подготовка наставляемых (определение проблем наставляемых, анализ запросов, беседы и т. д.);
- отбор наставников (информирование о программе, определение критериев отбора в соответствии с запросами наставляемых, уровня психологической готовности наставников, формирование базы отобранных наставников);
- подготовка наставников (составление программы, обучение наставников);
- формирование наставнических пар (проведение общей встречи, получение обратной связи);
- работа наставнических пар (проведение комплекса встреч, психолого-педагогического сопровождения);
- завершение работы (подведение итогов работы, организация комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений, продолжение их общения на неформальном уровне, обмен опытом, популяризация практик наставничества).
Таким образом, наставничество является перспективной образовательной технологией, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки. И эти вопросы возникают на фоне резкого снижения готовности новых поколений к самостоятельному вхождению во взрослую жизнь, неразвитости субъектной позиции, неспособности понять самого себя. В перспективе при разработке программы важно обратить внимание на следующие этапы: первичное обучение наставников и обучение в процессе деятельности, создание среды для развития движения наставников в образовательном учреждении по направлениям: наставничество одаренной молодежи, профориентация, учебная мотивация, реализация индивидуальных образовательных маршрутов, поддержка в инклюзивном образовании и т. д.
Литература
- Абрамова К.Д., Кулеш Е.В. Особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, 17 мая 2023 г. Уфа: Издательство БИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО», 2023. С. 4–9. doi:10.47598/904354-86-2.2003.4-9
- Гурко Т.А. Динамика жизнедеятельности и факторы благополучия подростков [Электронный ресурс] // Мир России. 2023. Том 32. № 4. С. 119–137. doi:10.17323/1811-038Х-2023-32-4-119-137
- Декина Е.В., Пазухина С.В. Наставник для трудного подростка: организация работы в паре и развитие личностного потенциала // Концепт. 2021. № 6. С. 38–54.
- Добряков И.В., Лисковский О.В. Механизмы формирования девиантного поведения в современных социокультуральных условиях [Электронный ресурс] // Российский девиантологический журнал. 2023. Том 3. № 1. С. 10–16. doi:10.35750/2713-0622-2023-1-10-16
- Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Том 7. № 5. С. 25–35. doi:10.15293/2226-3365.1705.02
- Ильясов Д.Ф., Стоянкина Н.Н., Науменко Л.С., Шишина В.В. Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 108–115.
- Исаев Е.И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. 347 с.
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Королева Я.П. Современные модели профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 17–26. doi:10.17759/jmfp.2022110302
- Кибальник А.В., Федосова И.В., Абрамова К.А. Эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 202 № 1. С. 266–273. doi:10.51379/KPJ.2023.158.1.031
- Переверзева М.В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками [Электронный ресурс] // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. doi:10.25688/2223-6872.2023.45.1.06
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/564445229 (дата обращения 18.11.2022).
- Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 1. C. 84–96. doi:10.17759/chp.2023190111
- Сапега Д.В., Богданович Н.В. Особенности самоорганизации подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 135–151. doi:10.17759/psylaw.2023130110
- Тулинова Н.В., Мурогова И.Н. Использование формы наставничества «ученик - ученик» с обучающимися, имеющими трудности в обучении // Региональная конференция «Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы)»: Материалы региональной конференции «Современные формы наставничества и шефства среди обучающихся в образовательном учреждении (из опыта работы)», в рамках проведения регионального этапа Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле». Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», 2021. С. 115–118.
- Чернова Е.О., Грязнов А.Н. Девиантное поведение подростков в условиях общества риска: факторы профилактики [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). С. 243–249. doi:10.51379/kpj.2021.150.6.035
- Хавелова Н.А., Нерубенко С.В. О работе наставника в школе // Вестник научных конференций. 2020. № 10-4 (62). С. 154–156.
- Шапедько А.А. Включение подростков и молодежи в поисковую деятельность как средство социального закаливания [Электронный ресурс] // Социально-политические исследования. № 2 (19). С.126–139. doi:10.20323/2658_428X_2023_2_19_126
- Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 174–188. doi:10.17759/psylaw.2020100312
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 75
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 51
Скачиваний PDF
За все время: 28
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 25
Всего
За все время: 103
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 76