Введение
Современное постиндустриальное общество переживает сложные времена, человек подвергается испытаниям пандемий, экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, технологических переходов и др. Перед вызовами современности особенной уязвимостью отличается молодое поколение. Среди многочисленных проблем отмечаются риски ранней цифровизации и возникновение в связи с этим процессом определенных угроз психологической защищенности личности несовершеннолетнего от негативного информационного воздействия. В настоящее время в информационной среде появляются сообщества, пропагандирующие неофициальный вид спорта, суть которого заключается в беге и прыжках на четырех конечностях в масках и костюмах животных. Как правило, возрастной диапазон данной группы оценивают в 7—14 лет, то есть это дети младшего школьного и подросткового возрастов. Но есть и упоминания о единичных случаях вовлечения в занятие так называемым «квадробингом» представителей других возрастных групп. Новое течение представляет интерес с точки зрения психологической науки.
Теоретическое осмысление проблемы квадробинга
Под «квадробикой» или «квадробингом» понимают субкультуру, члены которой интересуются «антропоморфными» животными, приобретают соответствующие декорации и включают в свой репертуар деятельности элементы поведения животных. Важно отметить, что данное увлечение характерно не только для несовершеннолетних граждан России. Имеется достаточно много сведений о том, что в зарубежных странах этот вид экстремальной деятельности широко тиражируется в поведении молодежи. В некоторых зарубежных исследованиях упоминаются похожие на квадробинг упражнения (quadrupedal movement training, буквально «тренировка четвероногих движений»), которые представляют собой тренировку движений с опорой сразу на четыре конечности и являются новой альтернативной формой упражнений, которая показывает улучшение нескольких характеристик физической подготовки, включая гибкость, качество движений и динамическое равновесие. Изучая интенсивность тренировок и расход энергии, авторы приходят к заключению, что такая «гимнастика» представляет собой приемлемую альтернативную форму физической активности, потенциально способную принести несколько важных преимуществ для здоровья, и дает обоснование для расширения рекомендаций по включению этого стиля физической активности в рекомендованные [14]. Со спортивной точки зрения, quadrupedal movement training обеспечивает существенную стимуляцию мышц верхних и нижних конечностей, а также мышц туловища. В других исследованиях показано, что занятие этим видом спортивной деятельности сопоставимо, а в некоторых случаях и превосходит традиционные упражнения в отношении уровней активации мышц. Таким образом, предполагается, что «квадробика» может быть полезна в программах реабилитации на поздних стадиях, а также для общего укрепления верхних и нижних конечностей и туловища [13]. Но важно отметить, что описываемые в научных статьях эксперименты, ограничиваются «статическими движениями», обследуемые не перемещаются активно на четвереньках, как, скажем, это характерно для собак или кошек. Испытуемые занимают какое-то стабильное положение и не подвергают суставы и мышцы чрезмерной нагрузке. Описываемое явление больше похоже на растяжку перед физическими упражнениями, на «разогрев» мышц. Авторы новой методики называют это концепцией Animal Flow, где сочетается имитация движений животных с элементами из йоги и гимнастики. Например, волны, позы краба, скорпиона, походка зверя. Упражнения развивают силу, мышечную выносливость, гибкость и баланс. В некоторых исследованиях действительно показано, что регулярное занятие подобными физическими упражнениями способствует улучшению самочувствия, связанного со сном, длительным сидением или стоянием, ходьбой, переноской тяжестей, облегчает болезненные симптомы в пояснице и др. [17]. Было бы нелепо опровергать пользу для здоровья от увлечения именно подобными занятиями в спортивных залах.
В целом, по инструкции так называемая «тренировка четвероногих движений» должна включать последовательность упражнений, в которых все четыре конечности контактируют с землей. Эти программы отражают философию «фундаментальных движений» функциональной подготовки, которая заключается в том, что владение человеком несколькими простыми, но важными моделями движений определяет его способность выполнять сложные модели движений [15]. Эффективность подобных упражнений определяется и положительным воздействием их на когнитивную сферу. Так, в одном из исследований программа обучения четвероногой походке дала значительные улучшения как чувства изменения положения суставов, так и когнитивного контроля в течение четырех недель [18].
Вместе с тем, обзор научной литературы все-таки демонстрирует разность в упражнениях, которые осуществляются в подобных спортивных экспериментах — и в условиях уличного, подлинного квадробинга, которым увлекаются несовершеннолетние дети. Вызывает определенную обеспокоенность одна удивительная зарубежная публикация, где сравниваются «двуногий» и «четвероногий» забеги спортсменов и делается вывод, что, видимо, на будущих олимпиадах самым быстрым человеком на планете может стать «четвероногий» бегун, который использует две руки и две ноги. В подобных публикациях оспаривается вообще продуктивность «прямохождения» и предлагается вернуться к архаичным формам перемещения человека, которые были присущи первым человекообразным обезьянам [16].
Стоить отметить, что из чисто спортивной дисциплины занятие это со временем получило свое развитие в детских развлечениях и стало называться «квадробикой» или «квадробингом».
Теоретический анализ феномена «квадробинг» позволяет с определенной степенью уверенности сказать, что он может являться формой экстремальной деятельности. Существуют различные подходы к осмыслению экстремальной деятельности, но большинство сводятся к тому, что она создает ситуацию угрозы психологическому и физическому здоровью человека. В некоторых работах указывается, что экстремальной может называться деятельность, которая выходит за пределы привычного для человека психофизического напряжения [6]. А квадробика может потенцировать возникновение рисков для жизни и здоровья человека. Давайте попробуем рассмотреть эти тезисы с научной точки зрения, с позиции теоретических подходов.
В настоящее время проблема распространения квадробики обсуждается в русскоязычном сегменте Интернета. Отмечается, что в условиях занятий квадробикой ребенок может перенимать агрессивные формы активности животного и это может приводить не только к физическим травмам его самого и окружающих, но и травмировать еще неокрепшую детскую психику. Происходит «расчеловечивание», акцентирование животных инстинктов, а значит, осложняется социальная адаптация и полноценная социализация, возникают сложности и дискомфорт в общении, освобождение себя от социальных ролей и связанных с ними обязанностей и др. С точки зрения ювенально-девиантологического дискурса, можно сказать, что квадробика как современное течение является детско-подростковой расчеловеченной субкультурой [9]. В целом, девиантное поведение является результатом деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т. е. системы внутренней регуляции поведения, поэтому девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним [12]. В этой связи нельзя исключать девиантный характер «квадробики», поскольку именно здесь возникает вопрос противоречия социальным нормам поведения. Понимание того, что распространение квадробинга обеспечивается информационными средами, наталкивает на мысль, что именно телекоммуникационные сети (Интернет) могут определять рост и усложнение форм девиантного поведения среди несовершеннолетних. Как справедливо отмечает М.В. Мороз, традиционные виды девиаций дополняются новыми, обусловленными стремительным социально-экономическим и технологическим развитием общества [11]. По данным социологических исследований (ВЦИОМ) о квадробинге известно 58% гражданам России. На степень осведомленности влияет возраст респондентов. В группе от 25 до 35 лет показатель осведомленности достигает 87%. Скорее всего, это обстоятельство связано с активным использованием сети Интернет. Также родители несовершеннолетних (73%) имеют представление об этой новой «субкультуре».

Диаграмма 1. Причины распространения квадробинга
Опрошенные ВЦИОМ граждане России считают, что основными причинами распространения квадробинга являются: внешнее негативное социокультурное воздействие (35%, из них: соцсетей и интернета — 15%, а также моды — 7%, западной культуры — 6%, СМИ — 2%, социальной среды — 2% и общей подверженности влиянию/подражанию (3%); плохое воспитание и образование (32%, из них: в семье — 16%), в школе — 2%, а также дефицит внимания к молодежи — 8%, вседозволенность — 3%, нехватка культуры, бездуховность — 3%); возрастные особенности (25%, из них: баловство, игра — 7%, способ выплеснуть энергию — 6%, самовыражение — 5%, желание быть причастным к субкультуре или найти друзей — 4%, инфантильность — 2%, свойственные детям проявления — 1%); проблемы детского и подросткового досуга (8%, из них: безделье — 4%, отсутствие организованного досуга — 2%, чрезмерное увлечение гаджетами — 2%) (диаграмма 1) [4].
Диаграмма 2. Меры реагирования на квадробинг
По вопросу увлечения несовершеннолетними квадробикой 74% граждан России высказали беспокойство. Среди всех опрошенных 38% выступают за меры контроля, 35% — за полный запрет, 19% выступили против запретов, 8% воздержались от ответа (диаграмма 2).
Таким образом, проведенный социологический опрос показал, что большинство граждан России испытывают опасения в связи с распространением квадробинга и значительная часть граждан предлагает принять меры, направленные на контроль или запрет этого явления. Биологизация поведения несовершеннолетнего, выхолащивание социального содержания могут обуславливать угрозу психологической безопасности личности несовершеннолетнего.
Угрозы психологической безопасности личности несовершеннолетнего «квадробера»
В некоторых источниках психологическая безопасность рассматривается через информационную безопасность [5]. В целом, психологическую безопасность личности определяют, как состояние, обусловленное социальной средой и способствующее психологическому самосохранению. Также она понимается как психологическая защищенность субъекта, его устойчивость, уверенность и др. К значимым факторам, защищающим социальный аспект личности, относятся общепринятые стандартные нормативы, обусловленные культурно-историческими особенностями развития общества: личностный потенциал адаптивных возможностей человека в рамках социально приемлемых нравственных норм, умение понимать и принимать других, быть социально значимым среди других, принятым другими [1]. Соответственно, чрезмерная вульгарно-внушенная биологизация в поведении человека, которая характерна для квадробинга, снижает социальную адаптивность, девальвирует морально-нравственную сферу личности, искажает приемлемые стандарты поведения в обществе.
В некоторых исследованиях показано, что ценностно-смысловая сфера личности подростков имеет огромное значение и определяет социальное поведение человека. Соответственно, возникает задача создания и поддержания такой социальной среды, которая будет способствовать развитию личностного потенциала подростка [2]. Квадробика как практика биологического подражания животным, напротив, вырывает ребенка из социального контекста, препятствует его социализации и, следовательно, образованию высших психических функций в системе социальной инфраструктуры личности.
В теории психологии разработаны концепты потребности в безопасности, потребности в любви и сопричастности, потребности в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, самоактуализация, трансценденции и др. Дети, увлекающиеся квадробикой, отождествляют себя с конкретными животными и используют для этого различного рода декорации. Это позволяет говорить, в том числе, об уходе ребенка от социальной реальности, утрате состояния психологической защищенности. П.А. Кисляков и Е.А. Шмелева в своем исследовании ссылаются на А. Маслоу, который утверждал: отсутствие психологической защищенности человека приводит к тому, что он «воспринимает мир как джунгли, полные угроз, а людей вокруг — опасными и эгоистичными; он чувствует себя отвергнутым и изолированным, встревоженным и враждебно настроенным; склонен к конфликтам, напряженности, закрытости; его беспокоят чувство вины, проблемы с самооценкой; тенденция к невротизму, эгоцентризму» [8] В этой парадигме квадробинг может рассматриваться как закономерное поведение ребенка, утратившего социальную идентичность и подвергающегося угрозам психологической безопасности личности (например, различным формам психологического насилия).
Кроме того, подобное поведение напоминает легкую форму «синдрома Маугли». Это явление возникает, когда человеческие дети растут в условиях крайней социальной изоляции, которая отмечается дефицитарностью социального взаимодействия. Такие дети не испытывают заботы и любви со стороны других людей, у них отсутствует эмпатия. Особенности таких детей могут выражаться в преобладании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить, либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях и др. Изучая «синдром Маугли», П.Н. Ермакова констатирует, что, несмотря на уникальные навыки выживания и умение общаться с животными, такие дети уже не способны адаптироваться к жизни в обществе из-за недостатка социализации и неразвитости коммуникативных и языковых умений. Автор подчеркивает, что подобные примеры подчеркивают важность взаимодействия с человеческим окружением и поддержки в процессе социализации для полноценного развития и адаптации в обществе [7].
В этой связи мы склонны полагать, что ребенок, вовлеченный в занятие квадробингом, имеет определенную психическую предрасположенность, которая оформляется, когда дети получают недостаточный социальный опыт в дисфункциональных семьях, неполных, в условиях длительной социальной депривации или нахождения с животными. Квадробинг для них становится неким пристанищем, формой эскапизма, бегством от асоциальной реальности. Возможно (не исключается), в семьях, где воспитываются такие дети, содержатся домашние животные. И «общение» с животным становится реально возможной альтернативой общению с другими людьми, замещающим «социальным» аналогом. Отсюда и возникает некая биологическая подражательность, попытка максимально, даже через свой облик (с помощью масок и хвостов), приблизиться к фенотипу животного. Это означает, что, возможно имеет место психолого-педагогическая запущенность, которая может выражаться в несформированности у ребенка свойств субъекта социальной деятельности, общения, самосознания и др.
В контексте психологической безопасности интересным является сравнительное наблюдение за поведением детей и шимпанзе Н.Н. Ладыгиной-Котс. Автор показывает, что отличие заключается именно в анатомическом положении тела. Шимпанзе стоит на четвереньках при наклонном положении оси тела, и в этом положении он может пребывать длительно-устойчиво. Типичное стояние трехлетнего ребенка — вертикальное со сближенными ногами, с опорой на распластанные подошвы ног [10]. Таким образом, уже трехлетний ребенок подготовлен к «прямохождению», тогда как квадробинг предполагает обратить вспять «эволюцию» этого ребенка, и те завоевания, что давались ему большим трудом, девальвируются странными движениями, имитирующими поведение животных.
Основная угроза личности несовершеннолетнего квадробера возникает из-за невозможности удовлетворения основных потребностей в личностно-доверительном общении. И.А. Баевой отмечается, что результатом взаимодействия человека с окружающей средой является актуализация психического здоровья. И далее автор уточняет, что в рамках дифференцированного подхода слагаемыми психического здоровья выступают следующие компоненты: соответствие субъективных образов объективной реальности, адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональноволевой сферы, познавательной сферы личности, способность к самокоррекции поведения. Но самым главным условием является сведение психического здоровья человека к его социальным взаимосвязям [3]. На наш взгляд очевидно, что продолжительная имитация ребенком поведения животного может приводить к разрыву социальных контактов, утрате общественной роли и разрушению социальной идентификации.
Выводы
Теоретический анализ проблемы квадробинга показывает потенциальную опасность этого явления для психологической безопасности личности несовершеннолетнего. Проведение эмпирических исследований в этой области затрудняется, во-первых, отсутствием достаточной практики занятий квадрбингом среди несовершеннолетних, что позволяло бы утверждать о длительном воздействии явления на субъект. Во-вторых, в настоящее время подобные исследования не представляются возможными, поскольку исключают добровольное согласие родителей детей, которые увлекаются квадробингом из-за наличия различных субъективных представлений и априорной убежденности в безобидности данного явления, сформированной средствами массовой информации.