Модификация и стандартизация личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека

216

Аннотация

В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л.Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.

Общая информация

Ключевые слова: акцентуации характера, модификация методик, стандартизация , опросник

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020108

Получена: 22.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Павлова Г.Г. Модификация и стандартизация личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2025. Том 2. № 1. С. 106–122. DOI: 10.17759/epps.2025020108

Подкаст

Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 416

Полный текст

Введение

Личностный опросник для определения типа акцентуации, разработанный Г. Шмишеком в 1970 г. на основе концепции К. Леонгарда [Леонгард], является очень популярным среди исследователей. За последние два года он использован в более чем 100 научных работах. В частности, в исследовании связи стиля воспитания в семье с развитием эмотивной и педантичной акцентуаций [Волченкова], при изучении влияния акцентуаций характера на развитие профессионального выгорания педагогов [Корниенко], влияния акцентуаций характера на особенности временной перспективы у студентов [Куприянов], влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения [Куренков]. Также опросник использовался при исследовании акцентуаций характера в контексте переживания стресса [Хажуев], стратегий принятия решений [Хакимова, 2020]. Между тем, существует проблема валидности и надежности опросника [Чебарыкова].
О.П. Елисеев в 1994 году для обеспечения большей дискриминативности заданий опросника дихотомическую шкалу ответов заменил на 4-балльную шкалу, однако некоторые шкалы опросника остались недостаточно гомогенными [Лаврова].
Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Духневич [Бурлачук] в 1997 году провели факторный анализ, сократив количество шкал с 10 до 8 и получив достаточную гомогенность шкал. Авторами обследовано 134 человека в возрасте от 16 до 26 лет (97 мужчин, 37 женщин), которые являлись студентами гуманитарных факультетов. Авторы указали, что выборка не является в достаточной мере, репрезентирующей всю генеральную совокупность, в нее могли не попасть субъекты с достаточно выраженными акцентуациями.
Переработка опросника с изменением заданий не входила в задачу исследования авторов. Поэтому до сих пор используется версия Г. Шмишека, она же адаптирована для компьютерной программы. Стоит отметить, что некоторые вопросы опросника устарели (опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него; как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле) и испытуемый не может адекватно ответить на них. Также есть несколько вопросов, которые отражают только одну сторону проявления акцентуации (например, изменчивость настроения при циклотимной акцентуации), не учитывая колебания физической активности. Все это может снижать результативность методики.
Ввиду того, что опросник акцентуаций характера очень популярен, но некоторые его вопросы устарели или не полностью отражают суть проявления акцентуаций, а современных данных о его надежности и валидности нет, в данном исследовании предложена модификация и стандартизация методики К. Леонгарда, Г. Шмишека.
Цель исследования — модификация и стандартизация методики акцентуаций характера К.  Леонгарда, Г. Шмишека.
Методологической основой работы являются: принцип системности, повторяемости, вариантности, теоретические подходы к исследованию акцентуаций характера (К. Леонард, А.Е. Личко, Г. Шмишек, К. Шнайдер, П.Б. Ганнушкин и др.).

Материалы и методы

Исследование проводилось с помощью Google-формы. Испытуемым предлагался модифицированный вариант характерологического опросника и опросник СМИЛ.

Инструментарий

  1. Модифицированный вариант характерологического опросника К. Леонгарда, Г.  Шмишека.
  2. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ в адаптации Л.Н. Собчик.
Выборка. В исследовании приняли участие 576 человек, в возрасте от 18 до 36 лет, из них 302 женщины и 274 мужчины. Характеристика выборки:
- Образование: 46,9% испытуемых имеют среднеспециальное образование; 32,3% — высшее образование и 20,8% — среднее образование.
- Занятость: 54,5% испытуемых работают; 30,7% человек в настоящее время учатся и 14,8% не работают на данный момент.
- Семейное положение: 54,2% испытуемых не состоят в браке, 24,3% состоят в зарегистрированном или незарегистрированном браке; 21,5% состоят в разводе.
Обработка данных. Обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 26.0. Для обработки и анализа данных были использованы дескриптивный анализ, коэффициент альфа Кронбаха и корреляционный анализ.

Результаты

Структура характерологического опросника осталась без изменений, сохранена модальность вопросов. Дихотомическая шкала ответов заменена на 3-балльную.
Были скорректированы следующие вопросы:
  1. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе? — Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы при трогательной беседе, чтении книги, слушании музыки, просмотре фильма?
В вопросе изменен «театр» на «прослушивание музыки», «чтение книги», что связано с досуговыми предпочтениями современных молодых людей [Захаренкова].
  1. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в него? — Вы скорее возьмете работу на дом, чем оставите ее недоделанной?
Замена произведена ввиду того, что сейчас нет почтовых ящиков для писем. Стремление хорошо выполнить начатую работу является характерной чертой педантичных людей [Личко].
  1. Можете ли вы зарезать курицу (овцу)? — Обычно вы уверены в себе и не беспокоитесь о том, что о вас подумают люди.
Зарезать животное — это скорее вопрос морального характера, нежели эмоционального. Сейчас большинство людей живет в городе, и для получения еды нет необходимости самим кого-то резать. Поэтому есть большая вероятность, что человек ответит отрицательно на вопрос, даже не будучи эмотивным. А беспокойство о том, что подумают окружающие, неуверенность в себе — характерная черта эмотивной личности [Волченкова].
  1. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий юмористической программы? — Думаете, могли бы вы стать стендапером, юмористом?
Сейчас более популярны отдельные выступления юмористов, в юмористических же программах заняты уже известные юмористы.
  1. Общительны ли вы? — Иногда вы очень общительны, а порой не хотите никого видеть.
Вопрос дополнен, поскольку общительность циклотима проявляется в основном при гипомании, тогда как в депрессивной фазе потребность в общении значительно снижается. Именно эта перемена общительности и является признаком циклотимии [Чебарыкова].
  1. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво? — Вы замечали, что иногда активны, полны энергии, а иногда совсем нет сил?
Вопрос изменен, поскольку колебания настроения отражены в вопросах 6, 18, 28, 72, но колебания физической активности в шкале циклотимии не отмечены.
  1. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. — Вам важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем доказать свою правоту.
Сейчас подсказки и списывания друг у друга редки, школьники больше полагаются на гаджеты. Отстаивание своей правоты даже при угрозе разрыва отношений является характерным качеством застреваемой личности [Липатов].
  1. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. — В юности вы охотно участвовали в театральных постановках, коллективном творчестве, внеклассных мероприятиях.
Вопрос расширен и скорректирован, поскольку кружки художественной самодеятельности сейчас редки.
  1. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости. — Вы склонны к необдуманным действиям, поступкам, о которых потом сожалеете.
Вопрос изменен, поскольку пессимистичность не является явным признаком возбудимой личности, между тем для нее характерны импульсивное поведение, необдуманные поступки из-за сниженного самоконтроля [Бокова].
  1. Часто ли вас тянет путешествовать? — В минуты радости у вас появляются мысли, что это лишь миг и скоро все будет по-прежнему? Вопрос изменен, поскольку склонность к путешествиям не является отличительной характеристикой дистимной личности, но для нее характерно осознание быстротечности позитивных эмоций [Личко].
  2. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу? – Будучи школьником, вы нередко переписывали страницу, если ошибались или замечали «грязь в тетради».
Замена произведена ввиду того, что сейчас не пользуются чернилами.
Результаты дескриптивной статистики представлены в табл. 1.
 
Таблица 1 / Table 1. Результаты дескриптивной статистики (N = 576) Descriptive statistics results (N = 576)

Дескриптивная статистика / Descriptive statistic

z-преобразование / z-transformation

Параметры / Parameters

N

М

SD

Min

Max

M-SD +0,5SD

M+SD +0,5SD

Гипертимная / Hyperthymous

576

23,01

10,75

0,00

48,00

17,64

39,13

Застревающая / Stuck

576

22,95

10,10

0,00

48,00

17,91

38,10

Эмотивная / Emotional

576

23,75

10,42

0,00

48,00

18,54

39,38

Педантичная / Meticulous

576

23,51

8,89

0,00

48,00

19,06

36,84

Тревожная / Disturbing

576

21,98

11,45

0,00

48,00

16,26

39,17

Циклотимная / Cycloid

576

22,58

9,88

0,00

48,00

17,64

37,41

Демонстративная / Demonstrative

576

23,07

8,56

0,00

48,00

18,79

35,91

Возбудимая / Excitable

576

20,96

10,44

0,00

48,00

15,74

36,62

Дистимная / Dysthymic

576

22,29

10,66

0,00

48,00

16,96

38,27

Экзальтированная / Exalted

576

22,61

11,35

0,00

48,00

16,94

39,63

Среднее значение / The average value

17,55

38,05

Судя по данным линейного преобразования, нормативными данными для шкал являются значения от 18 до 38. Таким образом, акцентуированными личностями будут являться те, кто набрал 38 и более баллов по какой-либо шкале.
Конвергентная валидность модифицированного характерологического опросника К. Леонгарда, Г. Шмишека определялась путем сопоставления результатов с данными, полученными с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л.Н. Собчик.
Сопоставление данных проводилось с помощью корреляционного анализа (табл. 2).
 
Таблица 2 / Table 2
Связь между выраженностью акцентуаций характера и шкалами опросника  СМИЛ (N = 576)
The relationship between the severity of character accentuation and the scales of the
SMIL questionnaire (N = 576)

Акцентуации / accentuation

Шкалы СМИЛ / Scales of the SMIL

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Гипертимная / Hyperthymous

–0,12*

–0,066

–0,055

0,051

–0,020

–0,093

–0,007

0,035

0,184*

–0,020

0,006

0,111

0,189

0,217

0,625

0,025

0,859

0,404

0

0,637

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Застревающая / Stuck

0,06

0,017

–0,053

–0,014

0,03

0,339*

0,065

–0,003

–0,040

–0,045

0,151

0,687

0,203

0,731

0,466

0

0,121

0,938

0,343

0,276

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Эмотивная / Emotional

–0,051

–0,002

0,171*

–0,003

0,224*

0,023

0,045

–0,010

0,004

0,037

0,226

0,954

0

0,95

0

0,589

0,277

0,805

0,932

0,371

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Педантичная / Meticulous

0,379*

0,073

–0,019

–0,055

–0,006

0,161*

0,077

–0,030

–0,029

0,031

0

0,079

0,655

0,191

0,879

0

0,064

0,465

0,486

0,46

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Тревожная / Disturbing

0,051

0,08

0,06

0,071

–0,003

0,059

0,560*

0,011

–0,009

0,066

0,225

0,054

0,153

0,089

0,937

0,158

0

0,791

0,833

0,111

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Циклотимная / Cycloid

0,001

0,110*

0,086

0,004

0,036

–0,057

0,072

–0,037

0,198*

0,037

0,973

0,008

0,039

0,928

0,394

0,173

0,083

0,369

0

0,37

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Демонстративная / Demonstrative

–0,005

0,046

0,412*

0,042

–0,036

–0,064

0,063

0,019

–0,025

0,058

0,904

0,273

0

0,316

0,383

0,123

0,133

0,649

0,545

0,165

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Возбудимая / Excitable

–0,054

–0,016

–0,008

0,442*

–0,008

–0,075

–0,039

–0,011

0,012

0,022

0,193

0,698

0,85

0

0,851

0,071

0,355

0,791

0,774

0,591

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Дистимная / Dysthymic

0,06

0,516*

0

–0,017

0,061

0,053

–0,002

–0,011

–0,061

0,088

0,149

0

0,988

0,675

0,146

0,206

0,961

0,789

0,141

0,035

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Экзальтированная / Exalted

–0,073

–0,046

0,055

–0,037

0,062

0,019

0,071

–0,059

0,109*

–0,038

0,08

0,275

0,19

0,375

0,135

0,652

0,089

0,155

0,009

0,364

576

576

576

576

576

576

576

576

576

576

Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
 
Для оценки конвергентной валидности в процессе интерпретации учитывались наиболее значимые корреляционные связи при уровне значимости р < 0,01.
Значимые взаимосвязи представлены на рисунке.
Гипертимная акцентуация прямо связана со шкалой 9 (оптимистичность, активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, склонность к шуткам и проказам, высокая мотивация достижения) и обратно связана со шкалой 1 (сверхконтроль, направленность на соответствие норм, подавление спонтанности).
Застревающая акцентуация прямо связана со шкалой 6 (ригидность, устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, активность позиции при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, опора на собственный опыт). Эмотивная акцентуация прямо связана со шкалой 3 (эмоциональная лабильность, неустойчивость эмоций, художественный тип восприятия, яркость эмоциональных проявлений) и шкалой 5, которая оценивалась одинаково для обоих полов (гуманистическая направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость).
Педантичная акцентуация прямо связана со шкалой 1 (сверхконтроль, направленность на соответствие норм, подавление спонтанности) и шкалой 6 (ригидность, устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, недостаточная гибкость, трудности переключения, трезвость взглядов на жизнь, опора на собственный опыт).
 
Рис. Корреляционная плеяда (N = 576)
[Бокова]Fig. The Correlation Galaxy (N = 576)
 
Тревожная акцентуация прямо связана со шкалой 7 (тревожность, пассивно-страдательная позиция, неуверенность в себе, высокая чувствительность, подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности, зависимость от мнения большинства).
Циклотимная акцентуация прямо связана со шкалой 2 (пессимистичность, избегание неудач, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, самокритичность) и шкалой 9 (оптимистичность, активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, склонность к шуткам и проказам, высокая мотивация достижения).
Демонстративная акцентуация прямо связана со шкалой 3 (эмоциональная лабильность, неустойчивость эмоций, художественный тип восприятия, яркость эмоциональных проявлений, демонстративность, неустойчивость самооценки, на которую влияет значимое окружение, ребячливость, незрелость установок и суждений).
Возбудимая акцентуация прямо связана со шкалой 4 (импульсивность, высокая поисковая активность, уверенность и быстрота в принятии решений, нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого зависит от сиюминутных побуждений и внешних влияний, раскованность, непосредственность в проявлении чувств).
Дистимная акцентуация прямо связана со шкалой 2 (пессимистичность, избегание неудач, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, самокритичность, неуверенность в себе, скептицизм, потребность в понимании, доброжелательном отношении).
Экзальтированная акцентуация прямо связана со шкалой 9 (оптимистичность, активность позиции, позитивная самооценка, легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью, непостоянство в привязанностях, избыточная смешливость, влюбчивость).
Оценка надежности шкал опросника с использованием критерия альфа Кронбаха представлена в табл. 3.
 
Таблица 3 / Table 3
Индексы согласованности пунктов опросника (N = 576)
Indexes of the consistency of the points in the questionnaire (N = 576)

 

Параметры / Parameters

Статистика надежности / Reliability statistics

Альфа Кронбаха / Cronbach's Alpha

N

Гипертимная / Hyperthymous

0,876

8

Застревающая / Stuck

0,874

12

Эмотивная / Emotional

0,837

8

Педантичная / Meticulous

0,816

12

Тревожная / Disturbing

0,878

8

Циклотимная / Cycloid

0,834

8

Демонстративная / Demonstrative

0,817

12

Возбудимая / Excitable

0,852

8

Дистимная / Dysthymic

0,862

8

Экзальтированная / Exalted

0,789

4

 
По результатам критерия альфа Кронбаха шкалы модифицированного опросника имеют хорошую внутреннюю согласованность.
Оценка надежности теста определялась с помощью метода расщепления. Результаты диагностики по каждой шкале были разделены на две группы, занимающие четные и нечетные позиции. Результаты представлены в табл. 4. Представлены результаты корреляционного анализа и коррекционные значения по формуле Спирмена-Брауна.
 
Таблица 4 / Table 4
Оценка надежности теста методом расщепления (N = 576)
Evaluation of test reliability by splitting method (N = 576)

 

Параметры / Parameters

Номера вопросов в группах / Question numbers in groups

r

rt

Группа вопросов 1 / Group of questions 1

Группа вопросов 2 / Group of questions 2

Гипертимная / Hyperthymous

1, 23, 45, 67

11, 33, 55, 77

0,835

0,910

Застревающая / Stuck

2, 15, 34, 46, 59, 78

12, 24, 37, 56, 68, 81

0,857

0,923

Эмотивная / Emotional

3, 25, 47, 69

13, 35, 57, 79

0,837

0,911

Педантичная / Meticulous

4, 17, 36, 48, 61, 80

14, 26, 39, 58, 70, 83

0,902

0,948

Тревожная / Disturbing

5, 27, 49, 71

16, 38, 60, 82

0,834

0,909

Циклотимная / Cycloid

6, 28, 50, 72

18, 40, 62, 84

0,820

0,901

Демонстративная / Demonstrative

7, 22, 41, 51, 66, 85

19, 29, 44, 63, 73, 88

0,815

0,898

Возбудимая / Excitable

8, 30, 52, 74

20, 42, 64, 86

0,838

0,912

Дистимная / Dysthymic

9, 31, 53, 75

21, 43, 65, 87

0,888

0,941

Экзальтированная / Exalted

10, 54

32, 76

0,641

0,781

 
Группы вопросов по всем шкалам методики имеют тесную связь (р < 0,001). Результаты показали высокую оценку надежности теста.
Конструктная валидность измерялась путем выявления взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом по шкале. Результаты представлены в табл. 5.
 
Таблица 5 / Table 5
Взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом (нивелированные вопросы отмечены знаком *)
The relationship of the questionnaire points with the overall score (the leveled questions are marked with a *)

Гипертимная / Hyperthymous

Застревающая / Stuck

Эмотивная / Emotional

Педантичная / Meticulous

1

0,515**

2

0,397**

3

0,445**

4

0,408**

11

0,705**

12*

0,620**

13

0,649**

14

0,476**

23

0,773**

15

0,627**

25*

0,679**

17

0,560**

33

0,742**

24

0,620**

35

0,714**

26

0,615**

45

0,689**

34

0,573**

47

0,682**

36

0,505**

55

0,711**

37

0,590**

57

0,633**

39*

0,529**

67

0,668**

46*

0,686**

69

0,621**

48

0,575**

77

0,574**

56

0,652**

79

0,504**

58

0,530**

 

 

59*

0,648**

 

 

61

0,580**

 

 

68

0,614**

 

 

70

0,545**

 

 

78

0,659**

 

 

80

0,503**

 

 

81

0,524**

 

 

83

0,435**

Тревожная / Disturbing

Циклотимная / Cycloid

Демонстративная / Demonstrative

Возбудимая / Excitable

5*

0,573**

8

0,555**

7

0,547**

20

0,801**

6

0,643**

18

0,559**

19

0,517**

30

0,567**

27

0,705**

28

0,679**

22

0,458**

42

0,623**

38

0,719**

40

0,653**

29

0,485**

52

0,676**

49

0,716**

50

0,698**

41

0,531**

64

0,699**

60

0,739**

62

0,683**

44

0,585**

75

0,614**

71

0,680**

72

0,608**

51*

0,541**

86

0,598**

82

0,623**

84

0,460**

63

0,564**

 

 

 

 

 

 

66

0,530**

 

 

 

 

 

 

73

0,569**

 

 

 

 

 

 

85

0,579**

 

 

 

 

 

 

88

0,365**

 

 

Дистимная / Dysthymic

Экзальтированная / Exalted

 

 

 

 

9

0,805**

10

0,590**

 

 

 

 

21

0,671**

32

0,772**

 

 

 

 

31*

0,632**

54

0,767**

 

 

 

 

43

0,709**

76

0,552**

 

 

 

 

53*

0,687**

 

 

 

 

 

 

65*

0,634**

 

 

 

 

 

 

74

0,513**

 

 

 

 

 

 

87

0,550**

 

 

 

 

 

 

Примечание: «**» — корреляция значима на уровне 0,001 (двусторонняя).
Note: «**» — correlation is significant at the 0,001 level (two-sided).
Все вопросы имеют тесную связь с общим баллом по шкалам опросника (р < 0,001). Опросник имеет хорошую конструктную валидность.

Обсуждение результатов

В данной статье представлен модифицированный вариант личностного опросника К. Леонгарда, Г. Шмишека. Структура характерологического опросника осталась без изменений, сохранена модальность вопросов. Дихотомическая шкала ответов заменена на 3-балльную шкалу. Переформулированы или изменены 11 вопросов.
 

Заключение

Модифицирован и стандартизирован личностный опросник К. Леонгарда, Г. Шмишека. Шкалы модифицированного опросника имеют хорошую внутреннюю согласованность (альфа Кронбаха 0,79—0,88). Выявлена высокая оценка надежности теста по методу расщепления. Все вопросы имеют тесную связь с общим баллом по шкалам опросника (р < 0,001), то есть опросник обладает хорошей конструктной валидностью. Взаимосвязи шкал модифицированного варианта характерологического опросника и соответствующих шкал опросника СМИЛ показали, что модифицированная методика имеет хорошую конвергентную валидность. В перспективах исследования — оценка ретестовой надежности методики, разработка ее компьютерной версии.

Дополнительные материалы

Приложение

Личностный опросник для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека, (модификация Г.Г. Павловой).

Инструкция. Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Внимательно прочтите и выразите степень согласия, выбрав один из вариантов ответов: «да», «в некоторой степени», «нет». Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент.

Текст опросника

       Да       В некоторой степени                       Нет

  1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
  2. Вы чувствительны к оскорблениям.
  3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы при трогательной беседе, чтении книги, слушании музыки, просмотре фильма?
  4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.
  5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.
  6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
  7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек.
  10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.
  13. Мягкосердечны ли Вы?
  14. Вы скорее возьмете работу на дом, чем оставите ее недоделанной?
  15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
  16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
  17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.
  18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.
  19. Любят ли вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
  21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.
  22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
  23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?
  24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.
  25. Обычно вы уверены в себе и не беспокоитесь о том, что о вас подумают люди?
  26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.
  27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.
  28. 28.Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?                        
  29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.
  30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
  33. Как Вы думаете, могли бы вы стать сендапером, юмористом?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
  35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.
  36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
  37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.
  38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
  39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
  40. Иногда Вы очень общительны, а порой не хотите никого видеть?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи.
  42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
  43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
  44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
  46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
  47. Вы очень любите животных.
  48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.
  49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
  50. Вы замечали, что иногда активны, полны энергии, а иногда совсем нет сил?
  51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
  53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
  56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.
  57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
  58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
  59. Вам важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем доказать свою правоту
  60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.
  61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
  62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
  63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у Вас головные боли?
  65. Вы часто смеетесь.
  66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.
  67. Вы подвижный человек.
  68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы.
  72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. В юности Вы охотно участвовали в театральных постановках, коллективном творчестве, внеклассных мероприятиях?
  74. Вы склонны к необдуманным действиям, поступкам, о которых потом сожалеете?
  75. Испытывая радость, у вас появляются мысли, что это лишь миг и скоро всё будет по-прежнему?
  76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.
  77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?
  78. Долго ли Вы переживаете обиду?
  79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
  80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если ошибались или замечали "грязь в тетради"?
  81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.
  82. Часто ли Вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
  84. В веселой компании Вы обычно веселы.
  85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.
  87. В беседе вы скупы на слова.
  88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?

Ключ для обработки

Шкала опросника            Ответы «да»  Ответы «нет»            Коэффициент

Гипертимность    1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77               3

Застревание          2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81         12, 46, 59        2

Эмотивность        3, 13, 35, 47, 57, 69, 79         25        3

Педантичность    4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83         39        2

Тревожность (Т)   6, 27, 38, 49, 60, 71, 82         5          3

Циклотимность (Ц)         8, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84               3

Демонстративность (Де) 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88         51        2

Возбудимость (В)            20, 30, 42, 52, 64, 75, 86                   3

Дистимность (В)  9, 21, 43, 74, 87         31, 53, 65        3

Экзальтированность (Эк)           10, 32, 54, 76             6

Шкалы

  1. Гипертимный тип.Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  2. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  3. Эмотивный тип. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
  4. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  5. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  6. Циклотимный тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  7. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  8. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  9. Дистимныйй тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  10. Экзальтированный тип. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.

Нормы модифицированной методики.

Нормативными данными для шкал являются значения от 18 до 38.

- 0 – 17 баллов – низкие значения;

- 18 – 37 баллов – средние значения;

- 38 и более баллов – высокие значения (акцентуация).

Литература

  1. Бокова, З.С. (2023) Акцентуация — регулятор речевого поведения людей. Актуальные исследования, 50-2(180), 9—12.
    Bokova, Z.S. (2023). Accentuation is a regulator of people's speech behavior. Current research, 50-2(180), 9—12. (In Russ.).
  2. Бурлачук, Л.Ф. Духневич, В.Н. (1998). Акцентуации личности: что диагностируем? Вопросы психологии, 2, 136—143.
    Burlachuk, L.F. Dukhnevich, V.N. (1998). Accentuation of personality: What are we diagnosing? Voprosy Psychologii, 2, 136—143. (In Russ.).
  3. Волченкова, А.А. (2023). Взаимосвязь стиля воспитания в семье с развитием акцентуаций «эмотивность» и «педантичность». В: Будущее клинической психологии — 2023: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 37—42). Пермь.
    Volchenkova, A.A. (2023). The relationship of parenting style in the family with the development of accents “emotivity” and “pedantry”. In: The Future of clinical psychology — 2023: proceedings of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation (pp. 37—42). Perm. (In Russ.).
  4. Галеева, А.Р., Игнаткова, И.А. (2025). Особенности акцентуации характера у представителей творческих профессий. Вестник науки, 1, 228—234.
    Galeeva, A.R., Ignatkova, I.A. (2025). Peculiarities of character accentuation among representatives of creative professions. Bulletin of Science, 1, 228—234. (In Russ.).
  5. Захаренкова, В.А., Иванова, И.В. (2022). Результаты исследования досуговых предпочтений в молодежной среде. Журнал социологических исследований, 7(2), 2—21.
    Zakharenkova, V.A., Ivanova, I.V. (2022). The results of the study of leisure preferences among young people. Journal of Sociological Research, 7(2), 2—21. (In Russ.).
  6. Корниенко, А.О., Максимова, С.Л. (2023). Акцентуации характера педагогов как фактор риска профессионального выгорания. Актуальные вопросы медицинской науки, 1 (1), 159—160.
    Kornienko, A.O., Maksimova, S.L. (2023). Accentuation of teachers' character as a risk factor for professional burnout. Current issues of medical science, 1 (1), 159—160. (In Russ.).
  7. Куприянов, С.Н. (2022). Влияние акцентуации характера на особенности временной перспективы личности студентов младших курсов. Наукосфера, 12-1, 192—197.
    Kupriyanov, S.N. (2022). The influence of character accentuation on the features of the time perspective of the personality of undergraduates. Naukosfera, 12-1, 192—197. (In Russ.).
  8. Куренков, И.А. (2022). Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Психология и педагогика служебной деятельности, 4, 248—250.
    Kurenkov, I.A. (2022). The influence of character accentuation on the formation of deviant behavior. Psychology and pedagogy of professional activity, 4, 248—250. (In Russ.).
  9. Лаврова, Л.И., Сапожников, М.А. (2025). Акцентуации характера как предмет психологических исследований. В: Наука, общество, инновации: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (с. 97—99). Пенза.
    Lavrova, L.I., Sapozhnikov, M.A. (2025). Character accentuation as a subject of psychological research. In: Science, society, innovation: Current issues of modern research: collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference (pp. 97—99). Penza. (In Russ.).
  10. Леонгард, К. (2000). Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 544 с.
    Leongard, K. (2000). Accentuated personalities. Eostov-on-Don: Fenix, 544 p. (In Russ.).
  11. Липатов, В.О. (2023). Типы акцентуаций и их характеристика. Студенческий вестник, 40-2 (279), 30—31.
    Lipatov, V.O. (2023). Types of accents and their characteristics. Student Bulletin, 40-2 (279), 30—31. (In Russ.).
  12. Личко, А.Е. (2019). Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 301 с.
    Lichko, A.E. (2019). Psychopathies and character accentuation in adolescents. St. Petersburg: Piter, 301 p. (In Russ.).
  13. Лукьянова, М.В. (2024). Особенности эмоционально-волевой сферы личности у студентов с различными акцентуациями характера. Проблемы современного педагогического образования, 84-3, 444—449.
    Lukyanova, M.V. (2024). Features of the emotional-volitional sphere of personality among students with different character accents. Problems of modern teacher education, 84-3, 444—449. (In Russ.).
  14. Хажуев, И.С. (2018). Акцентуации черт характера в контексте переживания интенсивного стресса. В: Учитель создает нацию: сборник материалов III международной научно-практической конференции (c. 576—583). Грозный.
    Khazhuev, I.S. (2018). Accentuation of character traits in the context of experiencing intense stress. In: A teacher creates a nation: A collection of materials from the III International Scientific and Practical Conference (p. 576—583). Grozny.
  15. Хакимова, П. (2020). Акцентуации характера и стратегии принятия решений. Collegium linguisticum — 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества, 189—190.
    Khakimova, P. (2020). Character accentuation and decision-making strategy. Collegium linguisticum — 2020. Abstracts of the annual conference of the Student Scientific Society, 189—190.
  16. Чебарыкова, С.В., Дмитриева, Н.П. (2018). Диагностика актуальной проблемы акцентуированной личности. В: Е.Н. Ткач (Ред.). Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов (c. 34—38). Хабаровск.
    Chebarykova, S.V., Dmitrieva, N.P. (2018). Diagnostics of the actual problem of accentuated personality. In: Ye.N. Tkach (Ed.). Ecology of human relations as a problem of practical psychology in modern society: Collection of scientific papers (pp. 34—38). Khabarovsk.

Информация об авторах

Павлова Георгина Георгиевна, практикующий психолог, психодиагност, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-8992-5997, e-mail: doris30277@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 183
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 148

 Скачиваний PDF

За все время: 33
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 26

 Всего

За все время: 216
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 174

!
Портрет читателя
Пройти опрос