Экстремальная психология и безопасность личности
2025. Том 2. № 1. С. 106–122
doi:10.17759/epps.2025020108
ISSN: 3034-3666
Модификация и стандартизация личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека
Аннотация
В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л.Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Общая информация
Ключевые слова: акцентуации характера, модификация методик, стандартизация , опросник
Рубрика издания: Методический инструментарий
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020108
Получена: 22.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Павлова Г.Г. Модификация и стандартизация личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2025. Том 2. № 1. С. 106–122. DOI: 10.17759/epps.2025020108
Подкаст
Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 416
Полный текст
Введение
Материалы и методы
Инструментарий
- Модифицированный вариант характерологического опросника К. Леонгарда, Г. Шмишека.
- Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ в адаптации Л.Н. Собчик.
Результаты
- Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе? — Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы при трогательной беседе, чтении книги, слушании музыки, просмотре фильма?
- Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в него? — Вы скорее возьмете работу на дом, чем оставите ее недоделанной?
- Можете ли вы зарезать курицу (овцу)? — Обычно вы уверены в себе и не беспокоитесь о том, что о вас подумают люди.
- Как вы думаете, получился бы из вас ведущий юмористической программы? — Думаете, могли бы вы стать стендапером, юмористом?
- Общительны ли вы? — Иногда вы очень общительны, а порой не хотите никого видеть.
- Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво? — Вы замечали, что иногда активны, полны энергии, а иногда совсем нет сил?
- В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. — Вам важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем доказать свою правоту.
- В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. — В юности вы охотно участвовали в театральных постановках, коллективном творчестве, внеклассных мероприятиях.
- Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости. — Вы склонны к необдуманным действиям, поступкам, о которых потом сожалеете.
- Часто ли вас тянет путешествовать? — В минуты радости у вас появляются мысли, что это лишь миг и скоро все будет по-прежнему? Вопрос изменен, поскольку склонность к путешествиям не является отличительной характеристикой дистимной личности, но для нее характерно осознание быстротечности позитивных эмоций [Личко].
- Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу? – Будучи школьником, вы нередко переписывали страницу, если ошибались или замечали «грязь в тетради».
Дескриптивная статистика / Descriptive statistic |
z-преобразование / z-transformation |
||||||
Параметры / Parameters |
N |
М |
SD |
Min |
Max |
M-SD +0,5SD |
M+SD +0,5SD |
Гипертимная / Hyperthymous |
576 |
23,01 |
10,75 |
0,00 |
48,00 |
17,64 |
39,13 |
Застревающая / Stuck |
576 |
22,95 |
10,10 |
0,00 |
48,00 |
17,91 |
38,10 |
Эмотивная / Emotional |
576 |
23,75 |
10,42 |
0,00 |
48,00 |
18,54 |
39,38 |
Педантичная / Meticulous |
576 |
23,51 |
8,89 |
0,00 |
48,00 |
19,06 |
36,84 |
Тревожная / Disturbing |
576 |
21,98 |
11,45 |
0,00 |
48,00 |
16,26 |
39,17 |
Циклотимная / Cycloid |
576 |
22,58 |
9,88 |
0,00 |
48,00 |
17,64 |
37,41 |
Демонстративная / Demonstrative |
576 |
23,07 |
8,56 |
0,00 |
48,00 |
18,79 |
35,91 |
Возбудимая / Excitable |
576 |
20,96 |
10,44 |
0,00 |
48,00 |
15,74 |
36,62 |
Дистимная / Dysthymic |
576 |
22,29 |
10,66 |
0,00 |
48,00 |
16,96 |
38,27 |
Экзальтированная / Exalted |
576 |
22,61 |
11,35 |
0,00 |
48,00 |
16,94 |
39,63 |
Среднее значение / The average value |
17,55 |
38,05 |
Акцентуации / accentuation |
Шкалы СМИЛ / Scales of the SMIL |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
|
Гипертимная / Hyperthymous |
–0,12* |
–0,066 |
–0,055 |
0,051 |
–0,020 |
–0,093 |
–0,007 |
0,035 |
0,184* |
–0,020 |
0,006 |
0,111 |
0,189 |
0,217 |
0,625 |
0,025 |
0,859 |
0,404 |
0 |
0,637 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Застревающая / Stuck |
0,06 |
0,017 |
–0,053 |
–0,014 |
0,03 |
0,339* |
0,065 |
–0,003 |
–0,040 |
–0,045 |
0,151 |
0,687 |
0,203 |
0,731 |
0,466 |
0 |
0,121 |
0,938 |
0,343 |
0,276 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Эмотивная / Emotional |
–0,051 |
–0,002 |
0,171* |
–0,003 |
0,224* |
0,023 |
0,045 |
–0,010 |
0,004 |
0,037 |
0,226 |
0,954 |
0 |
0,95 |
0 |
0,589 |
0,277 |
0,805 |
0,932 |
0,371 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Педантичная / Meticulous |
0,379* |
0,073 |
–0,019 |
–0,055 |
–0,006 |
0,161* |
0,077 |
–0,030 |
–0,029 |
0,031 |
0 |
0,079 |
0,655 |
0,191 |
0,879 |
0 |
0,064 |
0,465 |
0,486 |
0,46 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Тревожная / Disturbing |
0,051 |
0,08 |
0,06 |
0,071 |
–0,003 |
0,059 |
0,560* |
0,011 |
–0,009 |
0,066 |
0,225 |
0,054 |
0,153 |
0,089 |
0,937 |
0,158 |
0 |
0,791 |
0,833 |
0,111 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Циклотимная / Cycloid |
0,001 |
0,110* |
0,086 |
0,004 |
0,036 |
–0,057 |
0,072 |
–0,037 |
0,198* |
0,037 |
0,973 |
0,008 |
0,039 |
0,928 |
0,394 |
0,173 |
0,083 |
0,369 |
0 |
0,37 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Демонстративная / Demonstrative |
–0,005 |
0,046 |
0,412* |
0,042 |
–0,036 |
–0,064 |
0,063 |
0,019 |
–0,025 |
0,058 |
0,904 |
0,273 |
0 |
0,316 |
0,383 |
0,123 |
0,133 |
0,649 |
0,545 |
0,165 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Возбудимая / Excitable |
–0,054 |
–0,016 |
–0,008 |
0,442* |
–0,008 |
–0,075 |
–0,039 |
–0,011 |
0,012 |
0,022 |
0,193 |
0,698 |
0,85 |
0 |
0,851 |
0,071 |
0,355 |
0,791 |
0,774 |
0,591 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Дистимная / Dysthymic |
0,06 |
0,516* |
0 |
–0,017 |
0,061 |
0,053 |
–0,002 |
–0,011 |
–0,061 |
0,088 |
0,149 |
0 |
0,988 |
0,675 |
0,146 |
0,206 |
0,961 |
0,789 |
0,141 |
0,035 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
|
Экзальтированная / Exalted |
–0,073 |
–0,046 |
0,055 |
–0,037 |
0,062 |
0,019 |
0,071 |
–0,059 |
0,109* |
–0,038 |
0,08 |
0,275 |
0,19 |
0,375 |
0,135 |
0,652 |
0,089 |
0,155 |
0,009 |
0,364 |
|
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
576 |
Note: «*» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided).
Параметры / Parameters |
Статистика надежности / Reliability statistics |
|
Альфа Кронбаха / Cronbach's Alpha |
N |
|
Гипертимная / Hyperthymous |
0,876 |
8 |
Застревающая / Stuck |
0,874 |
12 |
Эмотивная / Emotional |
0,837 |
8 |
Педантичная / Meticulous |
0,816 |
12 |
Тревожная / Disturbing |
0,878 |
8 |
Циклотимная / Cycloid |
0,834 |
8 |
Демонстративная / Demonstrative |
0,817 |
12 |
Возбудимая / Excitable |
0,852 |
8 |
Дистимная / Dysthymic |
0,862 |
8 |
Экзальтированная / Exalted |
0,789 |
4 |
Параметры / Parameters |
Номера вопросов в группах / Question numbers in groups |
r |
rt |
|
Группа вопросов 1 / Group of questions 1 |
Группа вопросов 2 / Group of questions 2 |
|||
Гипертимная / Hyperthymous |
1, 23, 45, 67 |
11, 33, 55, 77 |
0,835 |
0,910 |
Застревающая / Stuck |
2, 15, 34, 46, 59, 78 |
12, 24, 37, 56, 68, 81 |
0,857 |
0,923 |
Эмотивная / Emotional |
3, 25, 47, 69 |
13, 35, 57, 79 |
0,837 |
0,911 |
Педантичная / Meticulous |
4, 17, 36, 48, 61, 80 |
14, 26, 39, 58, 70, 83 |
0,902 |
0,948 |
Тревожная / Disturbing |
5, 27, 49, 71 |
16, 38, 60, 82 |
0,834 |
0,909 |
Циклотимная / Cycloid |
6, 28, 50, 72 |
18, 40, 62, 84 |
0,820 |
0,901 |
Демонстративная / Demonstrative |
7, 22, 41, 51, 66, 85 |
19, 29, 44, 63, 73, 88 |
0,815 |
0,898 |
Возбудимая / Excitable |
8, 30, 52, 74 |
20, 42, 64, 86 |
0,838 |
0,912 |
Дистимная / Dysthymic |
9, 31, 53, 75 |
21, 43, 65, 87 |
0,888 |
0,941 |
Экзальтированная / Exalted |
10, 54 |
32, 76 |
0,641 |
0,781 |
№ |
Гипертимная / Hyperthymous |
№ |
Застревающая / Stuck |
№ |
Эмотивная / Emotional |
№ |
Педантичная / Meticulous |
1 |
0,515** |
2 |
0,397** |
3 |
0,445** |
4 |
0,408** |
11 |
0,705** |
12* |
0,620** |
13 |
0,649** |
14 |
0,476** |
23 |
0,773** |
15 |
0,627** |
25* |
0,679** |
17 |
0,560** |
33 |
0,742** |
24 |
0,620** |
35 |
0,714** |
26 |
0,615** |
45 |
0,689** |
34 |
0,573** |
47 |
0,682** |
36 |
0,505** |
55 |
0,711** |
37 |
0,590** |
57 |
0,633** |
39* |
0,529** |
67 |
0,668** |
46* |
0,686** |
69 |
0,621** |
48 |
0,575** |
77 |
0,574** |
56 |
0,652** |
79 |
0,504** |
58 |
0,530** |
|
|
59* |
0,648** |
|
|
61 |
0,580** |
|
|
68 |
0,614** |
|
|
70 |
0,545** |
|
|
78 |
0,659** |
|
|
80 |
0,503** |
|
|
81 |
0,524** |
|
|
83 |
0,435** |
№ |
Тревожная / Disturbing |
№ |
Циклотимная / Cycloid |
№ |
Демонстративная / Demonstrative |
№ |
Возбудимая / Excitable |
5* |
0,573** |
8 |
0,555** |
7 |
0,547** |
20 |
0,801** |
6 |
0,643** |
18 |
0,559** |
19 |
0,517** |
30 |
0,567** |
27 |
0,705** |
28 |
0,679** |
22 |
0,458** |
42 |
0,623** |
38 |
0,719** |
40 |
0,653** |
29 |
0,485** |
52 |
0,676** |
49 |
0,716** |
50 |
0,698** |
41 |
0,531** |
64 |
0,699** |
60 |
0,739** |
62 |
0,683** |
44 |
0,585** |
75 |
0,614** |
71 |
0,680** |
72 |
0,608** |
51* |
0,541** |
86 |
0,598** |
82 |
0,623** |
84 |
0,460** |
63 |
0,564** |
|
|
|
|
|
|
66 |
0,530** |
|
|
|
|
|
|
73 |
0,569** |
|
|
|
|
|
|
85 |
0,579** |
|
|
|
|
|
|
88 |
0,365** |
|
|
№ |
Дистимная / Dysthymic |
№ |
Экзальтированная / Exalted |
|
|
|
|
9 |
0,805** |
10 |
0,590** |
|
|
|
|
21 |
0,671** |
32 |
0,772** |
|
|
|
|
31* |
0,632** |
54 |
0,767** |
|
|
|
|
43 |
0,709** |
76 |
0,552** |
|
|
|
|
53* |
0,687** |
|
|
|
|
|
|
65* |
0,634** |
|
|
|
|
|
|
74 |
0,513** |
|
|
|
|
|
|
87 |
0,550** |
|
|
|
|
|
|
Note: «**» — correlation is significant at the 0,001 level (two-sided).
Обсуждение результатов
Заключение
Дополнительные материалы
Приложение
Личностный опросник для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека, (модификация Г.Г. Павловой).
Инструкция. Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Внимательно прочтите и выразите степень согласия, выбрав один из вариантов ответов: «да», «в некоторой степени», «нет». Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент.
Текст опросника
Да В некоторой степени Нет
- У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
- Вы чувствительны к оскорблениям.
- Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы при трогательной беседе, чтении книги, слушании музыки, просмотре фильма?
- Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.
- В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.
- Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
- Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
- Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
- Вы серьезный человек.
- Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
- Предприимчивы ли Вы?
- Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.
- Мягкосердечны ли Вы?
- Вы скорее возьмете работу на дом, чем оставите ее недоделанной?
- Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
- Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
- Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.
- Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.
- Любят ли вас ваши знакомые?
- Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
- У вас часто бывает несколько подавленное настроение.
- Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
- Трудно ли вам долго усидеть на месте?
- Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.
- Обычно вы уверены в себе и не беспокоитесь о том, что о вас подумают люди?
- Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.
- Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.
- 28.Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?
- Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.
- Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
- Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
- Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
- Как Вы думаете, могли бы вы стать сендапером, юмористом?
- Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
- Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.
- Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
- Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.
- Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
- Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
- Иногда Вы очень общительны, а порой не хотите никого видеть?
- В школе вы охотно декламировали стихи.
- Убегали ли Вы в детстве из дома?
- Кажется ли Вам жизнь трудной?
- Бывало ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
- Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
- Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
- Вы очень любите животных.
- Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.
- Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
- Вы замечали, что иногда активны, полны энергии, а иногда совсем нет сил?
- Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
- Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
- У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.
- Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
- Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
- У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.
- Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
- Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
- Вам важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем доказать свою правоту
- Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.
- Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
- Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
- Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
- Бывают ли у Вас головные боли?
- Вы часто смеетесь.
- Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.
- Вы подвижный человек.
- Вы очень переживаете из-за несправедливости.
- Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.
- Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
- Вы очень боязливы.
- Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
- В юности Вы охотно участвовали в театральных постановках, коллективном творчестве, внеклассных мероприятиях?
- Вы склонны к необдуманным действиям, поступкам, о которых потом сожалеете?
- Испытывая радость, у вас появляются мысли, что это лишь миг и скоро всё будет по-прежнему?
- Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.
- Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?
- Долго ли Вы переживаете обиду?
- Долго ли Вы переживаете горести других людей?
- Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если ошибались или замечали "грязь в тетради"?
- Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.
- Часто ли Вы видите страшные сны?
- Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
- В веселой компании Вы обычно веселы.
- Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
- Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.
- В беседе вы скупы на слова.
- Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?
Ключ для обработки
Шкала опросника Ответы «да» Ответы «нет» Коэффициент
Гипертимность 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 3
Застревание 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12, 46, 59 2
Эмотивность 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 25 3
Педантичность 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 39 2
Тревожность (Т) 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 5 3
Циклотимность (Ц) 8, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 3
Демонстративность (Де) 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 51 2
Возбудимость (В) 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 3
Дистимность (В) 9, 21, 43, 74, 87 31, 53, 65 3
Экзальтированность (Эк) 10, 32, 54, 76 6
Шкалы
- Гипертимный тип.Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
- Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
- Эмотивный тип. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
- Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
- Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
- Циклотимный тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
- Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
- Дистимныйй тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
- Экзальтированный тип. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.
Нормы модифицированной методики.
Нормативными данными для шкал являются значения от 18 до 38.
- 0 – 17 баллов – низкие значения;
- 18 – 37 баллов – средние значения;
- 38 и более баллов – высокие значения (акцентуация).
Литература
- Бокова, З.С. (2023) Акцентуация — регулятор речевого поведения людей. Актуальные исследования, 50-2(180), 9—12.
Bokova, Z.S. (2023). Accentuation is a regulator of people's speech behavior. Current research, 50-2(180), 9—12. (In Russ.). - Бурлачук, Л.Ф. Духневич, В.Н. (1998). Акцентуации личности: что диагностируем? Вопросы психологии, 2, 136—143.
Burlachuk, L.F. Dukhnevich, V.N. (1998). Accentuation of personality: What are we diagnosing? Voprosy Psychologii, 2, 136—143. (In Russ.). - Волченкова, А.А. (2023). Взаимосвязь стиля воспитания в семье с развитием акцентуаций «эмотивность» и «педантичность». В: Будущее клинической психологии — 2023: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 37—42). Пермь.
Volchenkova, A.A. (2023). The relationship of parenting style in the family with the development of accents “emotivity” and “pedantry”. In: The Future of clinical psychology — 2023: proceedings of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation (pp. 37—42). Perm. (In Russ.). - Галеева, А.Р., Игнаткова, И.А. (2025). Особенности акцентуации характера у представителей творческих профессий. Вестник науки, 1, 228—234.
Galeeva, A.R., Ignatkova, I.A. (2025). Peculiarities of character accentuation among representatives of creative professions. Bulletin of Science, 1, 228—234. (In Russ.). - Захаренкова, В.А., Иванова, И.В. (2022). Результаты исследования досуговых предпочтений в молодежной среде. Журнал социологических исследований, 7(2), 2—21.
Zakharenkova, V.A., Ivanova, I.V. (2022). The results of the study of leisure preferences among young people. Journal of Sociological Research, 7(2), 2—21. (In Russ.). - Корниенко, А.О., Максимова, С.Л. (2023). Акцентуации характера педагогов как фактор риска профессионального выгорания. Актуальные вопросы медицинской науки, 1 (1), 159—160.
Kornienko, A.O., Maksimova, S.L. (2023). Accentuation of teachers' character as a risk factor for professional burnout. Current issues of medical science, 1 (1), 159—160. (In Russ.). - Куприянов, С.Н. (2022). Влияние акцентуации характера на особенности временной перспективы личности студентов младших курсов. Наукосфера, 12-1, 192—197.
Kupriyanov, S.N. (2022). The influence of character accentuation on the features of the time perspective of the personality of undergraduates. Naukosfera, 12-1, 192—197. (In Russ.). - Куренков, И.А. (2022). Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Психология и педагогика служебной деятельности, 4, 248—250.
Kurenkov, I.A. (2022). The influence of character accentuation on the formation of deviant behavior. Psychology and pedagogy of professional activity, 4, 248—250. (In Russ.). - Лаврова, Л.И., Сапожников, М.А. (2025). Акцентуации характера как предмет психологических исследований. В: Наука, общество, инновации: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (с. 97—99). Пенза.
Lavrova, L.I., Sapozhnikov, M.A. (2025). Character accentuation as a subject of psychological research. In: Science, society, innovation: Current issues of modern research: collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference (pp. 97—99). Penza. (In Russ.). - Леонгард, К. (2000). Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 544 с.
Leongard, K. (2000). Accentuated personalities. Eostov-on-Don: Fenix, 544 p. (In Russ.). - Липатов, В.О. (2023). Типы акцентуаций и их характеристика. Студенческий вестник, 40-2 (279), 30—31.
Lipatov, V.O. (2023). Types of accents and their characteristics. Student Bulletin, 40-2 (279), 30—31. (In Russ.). - Личко, А.Е. (2019). Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 301 с.
Lichko, A.E. (2019). Psychopathies and character accentuation in adolescents. St. Petersburg: Piter, 301 p. (In Russ.). - Лукьянова, М.В. (2024). Особенности эмоционально-волевой сферы личности у студентов с различными акцентуациями характера. Проблемы современного педагогического образования, 84-3, 444—449.
Lukyanova, M.V. (2024). Features of the emotional-volitional sphere of personality among students with different character accents. Problems of modern teacher education, 84-3, 444—449. (In Russ.). - Хажуев, И.С. (2018). Акцентуации черт характера в контексте переживания интенсивного стресса. В: Учитель создает нацию: сборник материалов III международной научно-практической конференции (c. 576—583). Грозный.
Khazhuev, I.S. (2018). Accentuation of character traits in the context of experiencing intense stress. In: A teacher creates a nation: A collection of materials from the III International Scientific and Practical Conference (p. 576—583). Grozny. - Хакимова, П. (2020). Акцентуации характера и стратегии принятия решений. Collegium linguisticum — 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества, 189—190.
Khakimova, P. (2020). Character accentuation and decision-making strategy. Collegium linguisticum — 2020. Abstracts of the annual conference of the Student Scientific Society, 189—190. - Чебарыкова, С.В., Дмитриева, Н.П. (2018). Диагностика актуальной проблемы акцентуированной личности. В: Е.Н. Ткач (Ред.). Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов (c. 34—38). Хабаровск.
Chebarykova, S.V., Dmitrieva, N.P. (2018). Diagnostics of the actual problem of accentuated personality. In: Ye.N. Tkach (Ed.). Ecology of human relations as a problem of practical psychology in modern society: Collection of scientific papers (pp. 34—38). Khabarovsk.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 183
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 148
Скачиваний PDF
За все время: 33
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 26
Всего
За все время: 216
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 174