Экстремальная психология и безопасность личности
2025. Том 2. № 1. С. 89–105
doi:10.17759/epps.2025020107
ISSN: 3034-3666
Стандартизация «Анкеты угроз психологической безопасности»
Аннотация
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н.В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Общая информация
Ключевые слова: психологическая безопасность, угрозы психологической безопасности, классификация, стандартизация , автор
Рубрика издания: Методический инструментарий
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2025020107
Благодарности. Автор выражает благодарность и признательность Березиной Т.Н., профессору, доктору психологических наук, за ценные рекомендации, оказанные в ходе исследования.
Получена: 01.11.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Финогенова Т.А. Стандартизация «Анкеты угроз психологической безопасности» [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2025. Том 2. № 1. С. 89–105. DOI: 10.17759/epps.2025020107
Подкаст
Подкаст PsyJournals Live выпуск 407
Полный текст
Введение
Организация исследования
Методы исследования
- Авторская анкета угроз психологической безопасности (Приложение 1). Анкета включила в себя 36 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Респондентам предлагалось выбрать лишь один вариант ответа по каждому вопросу, касающемуся событий последнего года их жизни. Анкета состоит из 8 шкал, 7 из которых соответствуют выделенным угрозам психологической безопасности и 1 шкала — это общий показатель угроз. Военные, социальные, экономические, информационные угрозы можно объединить в отдельный вид угроз — антропогенные. Для каждой шкалы сформулировано по 6 вопросов. Согласно ключу, за выбранный ответ начисляется от 0 до 3 баллов. Общий показатель угроз подсчитывается путем суммирования всех набранных баллов. По каждой шкале можно определить уровень выраженности: 0—5 баллов — низкая выраженность; 6—12 баллов — средняя выраженность; 13—18 баллов — высокая выраженность.
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [8]. Методика состоит из 43 утверждений, отражающих психотравмирующие события. Каждое событие оценивается определенным количеством баллов. Испытуемым необходимо вспомнить все подобные ситуации за последний год и отметить те, которые им пришлось пережить. Подсчитывается набранная сумма баллов по всем вопросам, которая отражает уровень стрессоустойчивости, а также степень стрессовой нагрузки. В данном исследовании важность представлял результат, отображающий именно степень стрессовой нагрузки. Согласно интерпретации, выделяется 4 степени (уровня) стресса: до 150 — минимальный, 199 баллов — низкий, от 200 до 299 — средний, от 300 — высокий. Методика использовалась для оценки перекрестной валидности авторской анкеты.
- Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ) в адаптации Н.В. Тарабриной и др. [9]. Опросник направлен на выявление различных стрессовых ситуаций в жизни человека: преступлений, природных катастроф, экономических лишений, аварий, физических травм и увечий, проблем со здоровьем, ситуаций насилия, — а также оценку влияния этих событий на жизнь респондента. При оценке ситуаций используется 5 балльная шкала. Подсчет результатов осуществляется путем суммирования баллов на вопросы по каждому блоку событий, а также вычисления общего количества травматических событий, суммарного показателя влияния указанных событий на жизнь испытуемого за последний год и «индекса травматичности». Данный опросник также использовался для оценки перекрестной валидности авторской анкеты.
- Методы математической статистики:
Этапы исследования
- Анализ научной литературы. Выделение угроз психологической безопасности, составление вопросов методики.
- Эмпирическое исследование.
- Статистическая обработка результатов, оценка валидности.
Результаты и их обсуждение
Шкалы |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
6 вопрос |
Альфа Кронбаха |
Военные угрозы |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,7 |
0,0 |
1,9 |
0,164 |
Экономические угрозы |
1,6 |
1,1 |
1,0 |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
0,550 |
Природные угрозы |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,470 |
Социальные угрозы |
0,6 |
0,4 |
1,3 |
0,7 |
1,6 |
0,8 |
0,487 |
Угрозы здоровью |
1,5 |
0,8 |
0,6 |
1,4 |
1,3 |
1,9 |
0,689 |
Информационные угрозы |
1,2 |
1,6 |
1,4 |
0,5 |
1,8 |
1,8 |
0,671 |
Шкалы |
Москва |
Белгородская область |
P |
Среднее арифметическое |
Среднее арифметическое |
||
Военные угрозы |
2,9 |
7,08 |
0,000 |
- «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»;
- «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н.В. Тарабриной. Для изучения взаимосвязи между шкалами методик и авторской анкеты применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 3.
Шкалы |
Военные угрозы |
Экономические угрозы |
Природные угрозы |
Социальные угрозы |
Угрозы здоровью |
Информационные угрозы |
Общая шкала угроз психологической безопасности |
Общее количество травматических событий |
0,292* |
|
0,328** |
0,383** |
0,358** |
0,444** |
0,504** |
Суммарный показатель влияния травматических событий |
0,337** |
|
|
0,490** |
0,434** |
0,522** |
0,600** |
«Индекс травматичности» |
0,248* |
|
|
0,426** |
0,407** |
0,371** |
0,448** |
Уровень стресса по Холмсу и Раге |
0,356** |
0,370** |
|
0,262* |
0,367** |
0,525** |
0,562** |
Шкалы |
Среднее арифметическое |
Стандартное отклонение |
Военные угрозы |
2,9 |
1,6 |
Экономические угрозы |
5,2 |
2,9 |
Природные угрозы |
0,4 |
1,1 |
Социальные угрозы |
5,4 |
2,8 |
Угрозы здоровью |
7,4 |
3,5 |
Информационные угрозы |
8,4 |
3,4 |
Общая шкала угроз психологической безопасности |
29,7 |
10,1 |
Выводы
Дополнительные материалы
Приложение 1
- Находились ли Вы в зоне боевых действий?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Вы на приграничных территориях вооруженного конфликта?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Вы на территориях с желтым уровнем террористической опасности?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Находились ли Ваши родственники в зоне боевых действий?
- нет
- несколько дней
- несколько месяцев
- все время
- Были ли Вы вынуждены переехать / покинуть свой дом в связи с повышенным риском террористической угрозы (вооруженным конфликтом)?
- нет
- всего на пару дней
- на несколько месяцев
- до сих пор не могу вернуться в свой дом
- Посещают ли Вас мысли о войне?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Сколько раз в день просматриваете ленту новостей?
- вообще не смотрю
- не более 2 раз
- около 5 раз
- более 10 раз
- Сталкиваетесь ли Вы с переизбытком непроверенной информации?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Когда читаете новости, появляется ли чувство тревоги и беспокойства?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- После просмотра новостей Вы плохо засыпаете?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Как думаете, современная информация представляет для общества опасность?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Часто ли Вы обсуждаете с родственниками/друзьями/коллегами новости?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Как Вы оцениваете свои отношения с близкими людьми?
- очень хорошие
- хорошие
- удовлетворительные
- плохие
- Изменились ли Ваши отношения с близкими за последний год в худшую сторону?
- нет
- почти не изменились
- изменились
- очень сильно
- Как часто Вы чувствуете себя одиноким(-ой)?
- никогда
- очень редко
- иногда
- часто
- Подвергались ли Вы физическому или психологическому насилию/издевательству?
- никогда
- очень редко
- иногда
- часто
- Сталкивались ли Вы с потерей близкого члена семьи?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Сталкивались ли Вы с потерей близкого друга?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Как Вы оцениваете свое настоящее финансовое положение?
- очень хорошее
- удовлетворительное
- достаточное
- плохое
- Меняли ли Вы место работы/учебы за последний год?
- нет
- думаю над этим
- да, 1 раз
- да, более 1 раза
- Изменилось ли Ваше финансовое состояние?
- в лучшую сторону
- никак не изменилось
- незначительно ухудшилось
- ухудшилось
- Снизилось ли качество Вашей жизни?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Сталкивались ли Вы с ухудшением жилищных условий?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Часто ли Вам приходится занимать деньги / брать кредит?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да
- Пришлось ли Вам за последний год пережить пожар?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить наводнение?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить ураган?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить шквалы?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить землетрясение?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Пришлось ли Вам за последний год пережить оползни?
- нет
- 1 раз
- более 1 раза
- более 3 раз
- Испытываете ли беспокойство по поводу состояния Вашего здоровья?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Приходилось ли Вам находиться на лечении в стационарном отделении?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Были ли у Вас эпизоды потери сознания?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Беспокоят ли Вас головные боли?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Имеются ли у Вас проблемы со сном/засыпанием?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Чувствуете ли вы истощение, усталость и упадок сил?
- нет
- очень редко
- иногда
- часто
- Антропогенные угрозы: подсчет баллов осуществляется как среднее арифметическое по четырем шкалам (военные, социальные, информационные, экономические угрозы):
- Природные угрозы: вопросы 25—30.
- Угрозы здоровью: вопросы 31—36.
- Общий показатель угроз: сумма баллов по всем вопросам.
Литература
- Баева, И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. № 1 (1). С. 66—68.
Baeva, I.A. Security psychology as a field of psychological science and practice. National Journal of Psychology, 2006, no. 1 (1), pp. 66—68. (In Russ.). - Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. Т. 25, № 3. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
Baeva, I.A., Gayazova, L.A., Kondakova, I.V. Personal resources of psychological safety of adolescents and youth in the educational environment. Integration of education, 2021, Vol. 25, no. 3 (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497 - Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст [Электронный ресурс] / Т.А. Финогенова, Т.Н. Березина, А.В. Литвинова, С.А. Рыбцов // Современная зарубежная психология. Т. 12. № 3. С. 41—51. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120304
Finogenova, T.A., Berezina, T.N., Litvinova, A.V., Rybtsov, S.A. The influence of different types of stress on biopsychological age [Electronic resource]. Modern foreign psychology, 2023. Vol. 12, no. 3, pp. 41—51. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120304 - Донцов, А.И., Перелыгина, Е.Б., Зотова, О.Ю., Мостиков, С.В. Доверие как фактор психологической безопасности в межнациональном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 21—34. https://doi.org/10.17759/sps.2018090202
Dontsov, A.I., Perelygina, E.B., Zotova, O.Yu., Mostikov, S.V. Trust as a factor of psychological security in interethnic interaction. Social psychology and society, 2018. Vol. 9, no. 2. pp. 21—34. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2018090202 - Кабаченко, Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: дисс. ... докт. психол. наук. М., 409 с.
Kabachenko, T.S. Violations of psychological safety in the context of professional activity. Dr. Sci. (Psychology) diss. Moscow, 2000. 409 p. (In Russ.). - Костина, Л.М., Писаренко, И.А., Карпова, М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 55—60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Kostina, L.M., Pisarenko, I.A., Karpova, M.A. Factors of psychological security of the individual in the educational environment of the school. Science and practice in education: electronic scientific journal, 2021, no. 3, pp. 55—60. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55 - Краснянская, Т.М., Тылец, В.Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152—166. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14
Krasnyanskaya, T.M., Tylets, V.G. The principle of security in psychological studies of digitalization problems. Knowledge. Understanding. Ability, 2020, no. 2, pp. 152—166. (In Russ.). https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14 - Практическая психодиагностика: Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 667.
Raigorodskiy, D.Ya. (Ed.). Practical psychodiagnostics: Methods and tests: a study guide. Samara: BAKHRAKH-M, 2002, 667 p. (In Russ.). - Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы [Электронный ресурс] / Под ред. Н.В. Тарабриной. 2-е изд.: М.: Когито-Центр, 2019, 208 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/88335.html (дата обращения: 30.10.2024)
Tarabrina, N.V. (Ed.). Practical guide to the psychology of post-traumatic stress. Second edition [Electronic resource]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2019, 208 p. (In Russ.). URL: https://www.iprbookshop.ru/88335.html (Viewed: 30.10.2024). - Приходько, И.И. Психологическая безопасность личности специалистов экстремальных видов деятельности: концепция, трансформационная модель, механизмы медико-психологической коррекции [Электронный ресурс] // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 4. С. 88—95. URL: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2013-0-4-88-95 (дата обращения: 06.03.2024)
Prikhod'ko, I.I. Psychological security of the personality of an extreme activity specialist: concept, transformational model, psychological mechanisms [Electronic resource]. Medical Biological and Social Psychological Issues of Safety in Emergency Situations, 2013, no. 4, pp. 88—95. (In Russ.). URL: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2013-0-4-88-95 (Viewed 27.09.2024). - Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Электронный ресурс] / А.В. Литвинова, А.В. Котенева, А.В. Кокурин, В.С. Иванов // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 1. C. 8—16. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101
Litvinova, A.V., Koteneva, A.V., Kokurin, A.V., Ivanov, V.S. Problems of psychological security of the individual in extreme conditions of life [Electronic resource]. Modern foreign psychology, 2021. Vol. 10, no. 1, pp. 8—16. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101 - Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н.Е. Харламенкова, Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец, О.А. Ворона, Н.Н. Казымова, Е.Н. Дымова, Н.Е. Шаталова. М.: Институт психологии РАН, 2017. 262 с.
Kharlamenkova, N.E., Tarabrina, N.V., Byhovets, Yu,V., Vorona, O.A., Kazymova, N.N., Dymova, E.N., Shatalova, N.E. Psychological security of the individual: an implicit and explicit concept. Moscow: Institute of Psychology RAN, 2017, 262 p. (In Russ.). - Сухов, А.Н. Социально-психологическая характеристика безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. № 2. С. 317—323. DOI: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323
Sukhov, A.N. Socio-psychological characteristics of personal security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 2. pp. 317—323. (In Russ.). DOI: 10.24412/2073-0454-2022-2-317-323 - Финогенова, Т.А., Берко, А.А. Влияние травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся в контексте террористической угрозы [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. Т. 1. № 2. С. 61—75. https://doi.org/10.17759/epps.2024010205
Finogenova, T.A., Berko, A.A. The influence of traumatic experiences on the psychological safety of students in the context of a terrorist threat [Electronic resource]. Extreme psychology and personal Safety, 2024. Vol. 1, no. 2. pp. 61—75. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/epps.2024010205 - Харламенкова, Н.Е. Антропогенные и природные угрозы безопасности человека: психологический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4 (89). С. 128—140. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32684257_87895486.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
Kharlamenkova, N.E. Anthropogenic and natural threats to human security: a psychological aspect [Electronic resource]. Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research. Humanities and social sciences, 2017, no. 4 (89), pp. 128—140. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32684257_87895486.pdf (Viewed 27.10.2024). - Харламенкова, Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 28—37. https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9
Kharlamenkova, N.E. The concept of psychological safety and its justification from different scientific positions [Electronic resource]. Psychological Journal, 2019. Vol. 40, no. 1, pp. 28—37. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9 - Maslow А. Motivation and Personality. Third Ed. NY: Addison-Wesley, 1987. 369 p.
- The relationship between the environmental safety of the school educational environment and teacher burnout [Electronic resource] / Berezina T., Sechko A., Deulin D., Tyulyupergeneva R. // E3S Web of Conf.: International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Environmental Technologies (EMMFT-2023). Vol. 458. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202345806001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 54
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 14
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0