Готовность психологов системы образования к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений (на примере Свердловской области)

17

Аннотация

Расширение перечня задач, стоящих перед психологической службой системы образования на современном этапе, включает мероприятия по совершенствованию системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи. Возможность решения этих сложных задач во многом определяется компетенциями специалистов, их готовностью к данному виду деятельности. В статье представлен анализ регионального опыта и готовности психологов системы образования Свердловской области к оказанию кризисной помощи. В ходе анализа результатов установлено, что, несмотря на сложившуюся в регионе систему оказания кризисной помощи, большинство специалистов, работающих в общеобразовательных организациях Свердловской области, имеют выраженные профессиональные дефициты и сталкиваются с трудностями при реализации кризисного психологического сопровождения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости обеспечения повышения квалификации специалистов по вопросам оказания кризисной помощи.

Общая информация

Ключевые слова: кризис, кризисная ситуация, кризисное состояние, кризисная психологическая помощь, участники образовательных отношений, педагог-психолог, психологическая служба

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210421

Получена: 20.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Баринова Е.С., Братчикова Ю.В., Галагузова Ю.Н., Югова Е.А. Готовность психологов системы образования к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений (на примере Свердловской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 252–263. DOI: 10.17759/bppe.2024210421

Полный текст

Введение

Необходимость оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений сопряжена со множеством факторов — от глобальных изменений в стране и мире до сложных отношений в семье и образовательной организации, — способных развивать у детей и подростков, их родителей (законных представителей) и педагогов кризисные состояния.

В широком смысле под кризисным состоянием понимают нарушение адаптации, когда в силу событий изменяется привычное течение жизни. Зачастую определения кризисного состояния даются в деструктивном контексте — это «психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации» [Банников, 2015, с. 116].

Своевременная профессионально оказанная психологическая помощь позволяет предупредить деструктивное эмоционально-поведенческое реагирование участников образовательных отношений на кризисное событие и снизить вероятность развития у них психологической травмы.

Значимость деятельности по оказанию кризисной психологической помощи отражена в документах, регламентирующих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений. Данное направление работы предусматривает наличие у специалистов не только развитых профессиональных компетенций, но и определенных личностных качеств.

В Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года одними из приоритетных направлений обозначены:

  • совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;
  • профилактика суицидального поведения детей и подростков;
  • обеспечение психологической безопасности детей, переживших кризисные состояния в связи с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера [Концепция № СК-13/07ВН].

Мероприятия, связанные с оказанием экстренной и кризисной помощи участникам образовательных отношений, зафиксированы в Комплексе дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО от 17.07.24, утвержденном Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым, что подтверждает высокую социальную значимость и востребованность данного направления деятельности психолога образования.

Наиболее уязвимыми в сложных жизненных ситуациях становятся дети и подростки в силу незрелости их психики, неготовности противостоять вызовам времени, недостаточной сформированности личностных ресурсов, жизнестойкости, стрессоустойчивости [Баринова, 2022; Бурмистрова, 2006; Васягина, 2023; Шнейдер, 2009]. При этом у несовершеннолетних фиксируется большое количество деструктивных поведенческих реакций на кризисные события и сложные жизненные ситуации, в том числе в форме самоповреждающего и суицидального поведения [Васягина, 2023; Васягина, 2023а; Салманова, 2017].

Профессиональная психологическая помощь в кризисных ситуациях включает осуществление целостной системы мер, направленных на оптимизацию актуального психического состояния и предупреждение неблагополучных психологических последствий негативных событий. При этом в психологической науке и практике встречается целый ряд терминов, относящихся к сопровождению кризисной проблематики в системе образования: «кризисная психологическая помощь», «экстренная психологическая помощь», «неотложная психологическая помощь», «посткризисная психологическая помощь». Данные термины не только близки по организационному смыслу и практической реализации, но могут также характеризовать последовательные этапы работы с кризисными состояниями, различаясь по наличию угрозы жизни и здоровью участников образовательных отношений и времени оказания помощи.

Экстренная и неотложная психологическая помощь нацелены на оптимизацию актуального психологического состояния в условиях кризисной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику эмоционального неблагополучия участников образовательных отношений. Посткризисная психологическая помощь направлена на преодоление возникших отдаленных негативных психологических последствий в условиях кризисной ситуации [Артамонова, 2021].

Экстренная и кризисная психологическая помощь в системе образования включает «организацию и реализацию мер вторичной и третичной профилактики негативных психических последствий у субъектов образовательной среды, пострадавших в кризисных (включая ситуации, субъективно воспринимаемые человеком как кризисные) и/или чрезвычайных ситуациях» [Ульянина, 2022, с. 90].

Среди профессиональных компетенций, необходимых для оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, можно выделить следующие:

  • компетенции в области оценки психологического состояния участников образовательных отношений, находящихся в кризисной ситуации, для определения тех, кто относится к «группе риска» и кому требуется экстренная / кризисная психологическая помощь; психологам системы образования важно знать специфику кризисных состояний у детей и подростков [Банников, 2015; Бурмистрова, 2006; Молодцова, 2015; Рылеева, 2016; Шнейдер, 2009], маркеры депрессивных состояний и суицидального поведения несовершеннолетних [Банников, 2018; Васягина, 2023; Васягина, 2023а];
  • компетенции в области работы с острыми стрессовыми реакциями на события, выходящие за рамки нормального контекста, — владение приемами экстренной психологической помощи при состояниях страха, тревоги, плача, истерики, апатии, злости, гнева и пр.;
  • компетенции в области применения различных технологий работы с кризисным состоянием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, личностных особенностей их родителей (законных представителей) и педагогов — техники арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, телесные формы КПТ, нарративные практики, техники десенсибилизации и переработки движением глаз и пр. [Анохина, 2023; Рылеева, 2016; Шнейдер, 2009];
  • компетенции в области посткризисного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, их родителей (законных представителей) и педагогов; значительную роль в работе с кризисной проблематикой детей и подростков играет взаимодействие с семьей [Братчикова, 2023; Шойгу, 2021], направленное на создание комфортной и безопасной среды, способствующей гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, информирование родителей о последствиях травмы, обучение навыкам поддержки и вовлечение их в терапевтический процесс;
  • компетенции в области информирования участников образовательных отношений о возможностях получения психологической помощи с привлечением межведомственной команды специалистов; в частности, при подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия), требуется незамедлительная организация консультации ребенка и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов системы здравоохранения.

Наряду с высоким уровнем профессиональных компетенций в области оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений педагогам-психологам необходимы такие личностные качества, как психологическая готовность к оказанию кризисной психологической помощи и нагрузкам на психоэмоциональную сферу, стрессоустойчивость, нервно-психическая устойчивость, жизнестойкость. На наш взгляд, наличие обозначенных личностных качеств является первостепенным по сравнению с наличием соответствующих профессиональных компетенций. Неслучайно в процедуре отбора специалистов для включения в Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, на первом этапе проводится именно психодиагностика личностных качеств кандидата [Ульянина, 2023].

Цель исследования — анализ регионального опыта и готовности психологов системы образования Свердловской области к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений.

Анализ регионального опыта оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений

В Свердловской области выстроена система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. В ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» создан отдел экстренной психологической помощи, основной целью деятельности которого является оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях Свердловской области. Отдел осуществляет следующие основные функции:

  • оперативное оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений в случае возникновения чрезвычайной или кризисной ситуации;
  • прием граждан и предоставление услуг по оказанию кризисного сопровождения детям, подросткам и их родителям (законным представителям);
  • разработка методических и информационных материалов по актуальным вопросам оказания экстренной и кризисной психологической помощи;
  • разработка и реализация дополнительных образовательных программ, направленных на повышение квалификации специалистов системы образования по вопросам оказания экстренной и кризисной психологической помощи.

Для психологов системы образования Свердловской области ежегодно реализуются региональные программы повышения квалификации, в том числе по вопросам оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений. Также проводится информирование специалистов о возможности повышения квалификации по федеральным программам повышения квалификации.

Функционирует региональный телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

58 специалистов психологической службы в системе образования Свердловской области входят в Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений.

3 специалиста являются супервизорами для педагогов-психологов, оказывающих экстренную и кризисную помощь участникам образовательных отношений.

Стоит отметить, что специалисты, входящие в Федеральный реестр, в основном, являются педагогами-психологами центров психолого-педагогической помощи и ресурсных центров по психолого-педагогическому сопровождению. В связи с чем было важно оценить готовность педагогов-психологов образовательных организаций к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений. Для этого нами был проведен опрос педагогов-психологов образовательных организаций Свердловской области. Всего в опросе приняли участие 160 специалистов, 55% из них работают в образовательных организациях города Екатеринбурга, 45% — в образовательных организациях других муниципальных образований Свердловской области.

63% респондентов являются педагогами-психологами общеобразовательных организаций, 26% — дошкольных образовательных организаций, 11% — иных образовательных организаций, среди которых организации среднего профессионального образования, высшего образования, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Распределение респондентов в выборке соответствует статистическому распределению специалистов по образовательным организациям различных типов.

На вопрос «Приходилось ли Вам оказывать кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений?» ответы респондентов распределились следующим образом: «да» — 62,5%, «нет» — 37,5%. То есть большинство специалистов в своей профессиональной деятельности сталкиваются с ситуациями, требующими кризисного психологического сопровождения. Было отмечено, что в 47% случаях помощь оказывается обучающимся, в 25% — родителям (законным представителям) обучающихся, в 21% — педагогам и в 6% — представителям администрации образовательных организаций.

На рис. 1 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь обучающимся.

Рис. 1. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи
оказывают кризисную психологическую помощь обучающимся

Как видно из рис. 1, чаще всего (20% случаев) кризисная психологическая помощь требуется обучающимся в ситуациях сдачи экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ), выполнения рейтинговых контрольных работ для поступления в профильные классы и пр. Как правило, эти ситуации связаны у обучающихся с сильным эмоциональным напряжением, тревогой, ответственностью за результаты и страхом негативных последствий.

Достаточно выраженными по частоте запросов на кризисную помощь педагога-психолога являются ситуации переживания обучающимися утраты и острого горя (18% случаев), в том числе связанные с участием члена семьи в СВО, переживания обучающимися психотравмирующих событий (18% случаев), ситуации, связанные с жестоким обращением с обучающимися (15% случаев), и ситуации развития у обучающихся суицидального поведения (15% случаев).

Педагоги-психологи отметили, что эти ситуации являются наиболее сложными в их профессиональной деятельности, поскольку требуют от них огромного количества внутренних ресурсов, в связи с чем «оказывая кризисную помощь другим, психолог выгорает сам». В качестве метода профилактики профессионального выгорания в условиях «огромной нагрузки» и «несоизмеримой ответственности» педагоги-психологи рассматривают вариант «бесплатной супервизии и личной терапии».

На рис. 2 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь родителям (законным представителям) обучающихся.

Рис. 2. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи оказывают
кризисную психологическую помощь родителям (законным представителям) обучающихся

Данные, представленные на рис. 2, показывают, что спектр ситуаций, по которым родители (законные представители) обучающихся обращаются за кризисной помощью к педагогу-психологу, тот же, что и у обучающихся, но их представленность несколько отличается. Самыми востребованными запросами у родителей (законных представителей) обучающихся являются ситуации, связанные с переживанием утраты и острого горя (23% случаев), а также с переживанием психотравмирующего события (20% случаев). В обозначенных ситуациях родители не только испытывают потребность в гармонизации собственного психоэмоционального состояния, но и стремятся понять, как могут помочь своим детям справиться с трудной жизненной ситуацией. В остальных случаях запрос родителей касается возможности оказания поддержки детям.

На рис. 3 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь педагогам.

Рис. 3. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи
оказывают кризисную психологическую помощь педагогам

Ориентируясь на данные, представленные на рис. 3, можно заключить, что наиболее часто встречающийся запрос педагогов на оказание кризисной помощи связан с ситуациями переживания психотравмирующего события (33% случаев), как своего собственного, так и переживаемого обучающимися. Вторым по частоте встречаемости является запрос, связанный с переживанием утраты и острого горя (20% случаев). В остальных случаях запросы педагогов касаются возможности оказания ими поддержки обучающимся в стрессогенных ситуациях.

Свои компетенции в области оказания кризисной психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания горя и детям и подросткам с признаками посттравматического стрессового расстройства по шкале от 1 до 10 педагоги-психологи оценивают преимущественно средними баллами (рис. 4).

Рис. 4. Самооценка компетенций педагогов-психологов в области оказания
кризисной психологической помощи детям и подросткам

Данные, представленные на рис. 4, подтверждают, что для педагогов-психологов оказание кризисной психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания горя и, особенно, детям и подросткам с признаками посттравматического стрессового расстройства требует особых компетенций, которыми четверть специалистов не обладают. Кроме этого, некоторые специалисты отмечают не только отсутствие компетенций, но и внутреннюю неготовность к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений.

72,5% специалистов обозначили потребность в повышении квалификации по вопросам оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений — «нужны практические занятия с проработкой алгоритмов действий в конкретных ситуациях, требующих оказания экстренной / кризисной психологической помощи».

Выводы

Таким образом, анализ регионального опыта оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений и результаты опроса педагогов-психологов показали, что деятельность по оказанию кризисной помощи детям, подросткам, их родителям (законным представителям) и педагогам в условиях образовательной организации является актуальной и востребованной. С одной стороны, в Свердловской области сложилась система оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. С другой стороны, готовность специалистов к оказанию такой помощи находится на недостаточном уровне и имеются определенные профессиональные дефициты.

В этой связи важной представляется разработка системы мероприятий по повышению квалификации психологов системы образования Свердловской области и траекторий их профессионального и личностного развития.

Литература

  1. Анохина В.С., Корнильцева О.С., Гармаш С.В., Потураева Л.Н. Эффективность использования метода нейрографики в регуляции психоэмоционального состояния людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 3-4-1. С. 34–42. doi:10.34670/ar.2023.12.68.004
  2. Артамонова Е.Г., Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021. 80 с.
  3. Банников Г.С. Особенности оказания медико-психологической помощи несовершеннолетним, пережившим травматическое событие // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 116–122.
  4. Банников Г.С., Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. C. 91–101. doi:10.17759/pse 2018230409
  5. Баринова Е.С., Васягина Н.Н., Григорян Е.Н. Личностные ресурсы как факторы нивелирования рисков суицидального поведения обучающихся [Электронный ресурс] // Современный учитель — взгляд в будущее. Сборник научных статей международного научно-образовательного форума. Часть 1. Екатеринбург, 2022. С. 280–283. doi:10.26170/ST2022t1-89
  6. Братчикова Ю.В., Смехова Е.А. Семья как среда формирования психологического благополучия младшего школьника // Актуальные проблемы психологии личности. Сборник научных трудов. Выпуск 20. Екатеринбург: УрГПУ, 2023. С. 33–40.
  7. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
  8. Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Григорян Е.Н. Ресурсный подход к диагностике суицидального поведения обучающихся. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. 197 с.
  9. Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Григорян Е.Н., Шемпелева Н.И. Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2023. Том 17. № 1. С. 114–125. doi:10.11621/npj.2023.0110
  10. Концепция № СК-13/07ВН развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/kontseptsiia-razvitiia-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere/#7kQDIJQughma (дата обращения: 14.09.2024).
  11. Молодцова Т.Д. Влияние кризисных состояний на дезадаптацию подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5-2. С. 332–335.
  12. Рылеева А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: Учебное пособие. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2016. 215 с.
  13. Салманова Н.Э. Суицидальные и кризисные состояния подростков как следствие конфликтов в их коллективе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 114–119.
  14. Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А. Экстренная психологическая помощь в системе образования: современное состояние [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. С. 88–99. doi:10.17759/pse.2022270409
  15. Ульянина О.А., Поляков А.С., Файзуллина К.А., Борисенко Е.В., Никифорова Е.А., Вихристюк О.В. Содержательные аспекты процедуры оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 2. C. 35–46. doi:10.17759/bppe.2023200203
  16. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога: лекции 5–8. М.: Первое сентября, 2009.
  17. Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Толубаева Н.В., Варфоломеева Е.И., Соколова А.А., Курилова Е.В., Кармилова М.Е. Особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 115–126. doi:10.11621/npj.2021.0110

Информация об авторах

Баринова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет (ФГАОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0786-0180, e-mail: barinovaes@yandex.ru

Братчикова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет (ФГАОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9367-0796, e-mail: bratuv@yandex.ru

Галагузова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра педагогики и педагогической компаративистики, Институт общественных наук, Уральский государственный педагогический университет (ФГАОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0358-3956, e-mail: yung.ektb@mail.ru

Югова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, заведующий, кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Институт естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет (ФГАОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9942-406X, e-mail: eayugova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 35
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 17
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 16