Театральная деятельность в образовательных и воспитательных целях: опыт стран Африки

103

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных исследований применения театральных практик и методов драмапедагогики в африканских образовательных и гуманитарных организациях. В рамках этой проблемы дан краткий исторический экскурс об истории развития африканского перформативного искусства в целях обучения и просвещения. Рассмотрены теоретические подходы к наиболее востребованным театрализованным практикам для развития и интеграции местных общин, сохранения и межпоколенной трансляции самобытного культурного наследия. Такая деятельность служит также целям повышения осведомленности населения в области общегуманитарных проблем безопасного поведения и современных вызовов человечеству и локальным этносообществам. В этом контексте приведены примеры образовательных проектов по противодействию распространению заболеваний, примирению конфликтующих сторон, усвоению школьного материала, в основу которых положены принципы драмапедагогики. Обсуждаются и анализируются основные факторы и мотивы востребованности театра как технологии образования и воспитания, специфика театрализации учебного и воспитательного процесса в странах Африки. Подчеркивается, что театр относится к эффективным инструментам для информационно-просветительской работы в ситуациях распространения различных социально опасных заболеваний и мирного урегулирования конфликтов между враждующими этническими группами и племенами.

Общая информация

Ключевые слова: театральная деятельность, драмапедагогика, прикладной театр, театр для развития, обучение, воспитание, дети, подростки

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120212

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках проекта «Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов у подростков».

Получена: 07.11.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Поскакалова Т.А. Театральная деятельность в образовательных и воспитательных целях: опыт стран Африки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 125–136. DOI: 10.17759/jmfp.2023120212

Полный текст

Введение

Применение приемов театральной педагогики в обучении (коммуникативно-театральный метод, метод театрализации/драматизации, имитационно-игровой метод, музыкально-сценическое обучение, этюдный метод и др.) насчитывает не одно столетие [2; 5; 6]. С их помощью педагог может развить у обучающихся художественный вкус, учебную мотивацию, критическое мышление, повысить уровень рефлексии, сформировать коммуникативные навыки и творческие способности, повысить социальную адаптацию [3].
Также театральные практики в школе помогают сплотить учебный коллектив, противостоять буллингу, интегрировать детей с ОВЗ или обучающихся из групп социального риска (детей-мигрантов, подростков, склонных к зависимости и др.) [4]. Однако цели и формы театральной деятельности, применяемой в образовательных целях, значительно различаются в зависимости от исторического опыта и культурных традиций конкретного региона.
В зарубежном педагогическом сообществе принято считать, что предпосылки для применения театральной деятельности в образовательных целях на системной основе были заложены в начале XX века, в самостоятельное педагогическое направление применение театрализации в обучении оформилось в 1950—1960 гг. [33]. В Великобритании театральные подходы в обучении получили известность как театр в образовании (theatre in education), в США — как драма в образовании (drama in education). Впоследствии театр стал широко применяться в педагогической практике не только в странах Северной Америки, Европы и в Австралии, но также с 1930-х годов и в странах Африки, находившихся в тот период под прямым колониальным давлением развитых западных стран [23].
Движение по театрализации образования на африканском континенте стало набирать силу после 1945 г. ввиду возникновения новых государств[1], приобретения ими субъектной независимости после Второй мировой войны. Со временем возникшие благодаря западному влиянию африканские театральные практики в обучении и просвещении обогатились местными культурами и традициями в образовании. В свою очередь они стали оказывать влияние на понимание театра, его функций и разнообразие форм в западном мире [33].
Проблемы применения театра в образовании разрабатывали ученые как африканского происхождения — П.М. Млама (Танзания), И. Стедмен (ЮАР), К. Камлонгера (Малави), Л. Далримпл (ЮАР), К. Одхиамбо (Кения), С.А. Ога (Нигерия), так и представители западно-европейского научного мира — Р. Кидд (Канада), М. Бирам (Канада), Г. Киам (Норвегия), М. Банхем (Великобритания), М.А. Бернс (США), А.К. Хакиб (Германия).
Наиболее разработанной театральная деятельность в образовании оказалась в странах Африки к югу от Сахары, где получили широкое распространение различные направления прикладного театра (applied theatre), включая:
  • popular theatre (популярный театр) — драматические представления, направленные на все категории граждан (включая неграмотных и малограмотных), исполняемые на местных языках и призванные решать различные проблемы локальных сообществ [28];
  • theatre for development (театр для развития) — непрерывный процесс развития как сообществ, так и индивидов через театральные/творческие формы самовыражения; развитие осуществляется посредством вмешательства в реальность культурными средствами; целью таких вмешательств является содействие гражданскому диалогу и повышение вовлеченности участников театрального действия в решение насущных проблем [23; 31; 35; 38];
  • community theatre (непрофессиональный или общественный театр) — любое театральное представление, имеющее отношение к жизни определенного сообщества, его проблемам, которое принимает форму социальной деятельности; будучи неразрывно связанной с истоками данного сообщества, такая деятельность систематически осуществляет на него воздействие в целях преобразования и развития [7; 22];
  • theatre of the oppressed (театр угнетенных) — театральная мастерская, объединяющая спектакль, активную вовлеченность зрителя в действие и образовательный форум; в рамках спектакля зрители взаимодействуют друг с другом для решения проблем угнетения, экономического неравенства, расизма и др. [12; 15].
Перечисленные направления воплощают собой интерактивные педагогические методы и приемы, которые во многом пересекаются и образуют фактически профильное образовательное пространство [25; 31]. В Африке объединяющими факторами служат:
1) внешнее (не африканское) происхождение практик, часто — иностранное курирование и финансирование;
2) целевая направленность на преодоление различных проблем, на социальные изменения и развитие не только индивидов, но и целых сообществ;
3) педагогические концепции, в основе которых лежит практическое действие, принцип приобретения «полевого» опыта, развитие навыков «разучиваться и переучиваться» (педагогика угнетенных П. Фрейре, театральная и критическая педагогики и др.);
4) эффективность не только для детей и подростков, но и для взрослых.
В фокусе театральной деятельности в Африке находятся локальные проблемы и вызовы, влияющие на местные сообщества — культурные и военные конфликты, загрязнение и истощение природных ресурсов, социальные аномалии, проблемы развития и выхода из кризиса, в том числе проблемы коррупции, эксплуатации и угнетения [9; 19; 20; 27; 32]. Таким образом, театральная деятельность в Африке направлена в большей степени на воспитание, выработку просоциальных норм поведения, формирование мотивации к изменениям.
Формы театральной деятельности, а также особенности их применения в контексте образования в африканских странах представлены на рис. 1.


Рис. 1. Направления театральной деятельности в образовательных и просветительских целях в странах Африки

История театральных практик в Африке

Театральная деятельность в Африке всегда носила именно образовательный характер. Согласно малавийскому исследователю К. Камлонгера, в доколониальную эпоху художественное самовыражение (и театральная деятельность в первую очередь) играло центральную роль в образовании и в передаче культуры в Африке — оно выполняло функцию народных медиа, служило средством связи между поколениями [10]. В колониальную эпоху, пик которой пришелся на конец XIX и начало XX вв., к театру прибегали в целях нравственного воспитания, в его основу закладывались западные (христианские) ценности и образцы поведения. Так, в этот период популярностью пользовались «пропагандистские пьесы», как на самом Африканском континенте, так и среди черного населения США [2]. В постколониальную эпоху в Африканских странах возродился интерес к доколониальным практикам, в том числе и к театральному искусству как инструменту образования и развития.
Факт неразрывности театральной деятельности и образования у африканского населения подтверждает исследование, проведенное в 1980-х годах в Камеруне, Зимбабве и Танзании. В ходе исследования было установлено, что традиционные формы обучения в области медицины, сельского хозяйства и образования, реализуемые западными деятелями в указанных регионах в традиционных для западных цивилизаций формах, были неэффективны. Благодаря техникам популярного театра была определена основная преграда в развитии локальных сообществ, вызывавшая сложности в обучении — отчуждение простых людей от собственной культуры, в том числе и от театрализованных перформансов [28]. Последовавший за этим опыт театральных практик 1980—1990-х годов оказался настолько успешным, что позволил театральной деятельности в образовании стать востребованной по всему Африканскому континенту [28].
Сегодня африканский театральный опыт в сфере образования и культуры неоднороден и существенно различается в зависимости от страны.
Качественное многообразие постколониального культурного наследия на территории континента исторически обусловлено тем, что здесь пересеклись совершенно разные театральные традиции Запада и Востока. При этом в отдельных регионах сохранились традиционные культурные театральные формы, которые смогли отвоевать свое место, несмотря на заимствованные из-за рубежа образцы. Так, во франкоговорящих странах на Западе Африки (например, в Код-д’Ивуаре) в современных театральных практиках продолжает существовать фигура гриота — певца-сказителя (от фр. griot). Как и столетия назад, гриоты соединяют прошлое с настоящим, продолжая практику устного рассказа. Для местных сообществ они являются хранителями древних традиций, своего рода «коллективной памятью». Гриоты развлекают собравшихся на свадьбах и народных собраниях, «поучают и научают». Ранее гриотам при дворах местных вельмож отводились роли воспитателей и педагогов.
На англоговорящих восточном и южном побережьях преобладают гротескные комедии, импровизации, сатирические постановки на повседневные и социальные темы. При этом наименее востребована на Черном континенте западная драма с ее диалогами и монологами (spokendrama), так как она наименее понятна и привычна местной аудитории — африканский театр не может существовать без мимики, танцев, ритма и пения.
Сегодня в Африканских странах сильна критика колониальной политики западных стран, наблюдается стремление к независимости, в том числе в образовании [1]. При этом западный театр здесь во многом ассоциируется с капиталистической структурой мира, которую на африканском континенте считают основной причиной бедности местных сообществ, расовой несправедливости, навязывания чуждого мировоззрения, например, христианства. Так, по мнению шведского исследователя П.М. Млама [28], традиции Британского и Французского театров стали со временем восприниматься как рупор западных буржуазных ценностей, как инструмент насаждения непонятных и несвойственных образцов поведения, несовместимых с традиционным укладом африканских народов.
Интересное мнение о коренном отличии африканского театра от западно-европейского высказывает исследователь Дон Рубин[2]. В западноевропейском театре четко выделяются два направления: развлекательный театр, направленный на эскейпизм, отдых, обретение вдохновения, и элитарный театр (обычно контролируемый или поддерживаемый государством), предназначенный для провоцирования дискуссии, обсуждения моральных ценностей и т. д. Такого рода дихотомия не наблюдается в африканской театральной традиции: оба направления (образовательный и развлекательный театр) гармонично сосуществуют и одновременно присутствуют на сцене. При этом эксперт отмечает, что театральные мероприятия в африканских сообществах никогда не ограничивались привычным для зрителя представлением на подмостках. В Африке театральные действия и театрализованные события неразрывно связаны с самой жизнью — рождением, свадьбой, инициацией, похоронами и т. д.
Попытки вернуться к традиционным формам африканского перформативного искусства начали предприниматься с 1960-х годов. На восточных и южных территориях широкое распространение получило такое движение, как театр для развития (theatre for development), и его аналог — популярный театр (popular theatre). Их целью стал коллективный поиск практических решений для развития местных сообществ. С помощью близких африканцам артистических форм стало возможным выявить и проанализировать препятствия для развития местных сообществ и общин, при этом в спектаклях говорилось о сложностях на пути к изменениям, а также предлагались возможные варианты развития. Дискуссия между актерами и аудиторией по окончании спектакля помогала найти решения обозначенным в перформансах проблемам, глубже их осознать и начать действовать.

Театральная деятельность как инструмент разрешения проблем здоровья, пресечения распространения ВИЧ-инфекции

Наиболее освещенным в англоязычной литературе направлением применения театральных практик в Африке является борьба с ВИЧ/СПИД и ранней сексуализацией [17; 26; 39]. Театральные представления, нацеленные на медицинское информационное просвещение и широкое представление стратегий сохранения здоровья, на протяжении последних трех десятилетий получили широкое распространение. По своей смысловой нагрузке они призваны противостоять низкой грамотности населения, повсеместной бедности, предрассудкам и архаичности поведения, а также закрепившимся в местных культурах беспорядочности половых связей, низкому общественному статусу женщины и половой дискриминации. Такие перформансы повышают осведомленность, оказывают воспитательное и преобразующее воздействие на локальные сообщества, предлагая иные, более безопасные модели поведения или определенный алгоритм действий в случае возникновения угрозы, при столкновении с агрессивными проявлениями.
В таких странах Африки, как ЮАР, Ботсвана, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Уганда, Малави, Лесото, Замбия, Нигерия и Танзания, широко распространены программы с использованием перформанса и театрального искусства в качестве альтернативы традиционным кампаниям по информационному просвещению, которые со временем теряют свою привлекательность из-за навязчивого лекционного формата. В свою очередь, интерактивный формат таких видов театра, как пропагандистский (агитационный) и форумный, помогает малограмотным людям из сельской глубинки по возможности разобраться в причинах возникновения имеющихся у местных сообществ медицинских проблем. Демонстрируя сценки на основе собственного опыта, участники театрализованных встреч взаимодействуют таким образом, чтобы аудитория могла понять глубину и последствия проблемы и диктуемые ею правила поведения. Далее участниками совместно вырабатываются способы преодоления критического положения для индивидов и для сообщества в целом.
Помимо сельского населения, живущего общинами, театрализованные практики также востребованы в африканских образовательных учреждениях среднего и высшего звена в системе обучения. Для них характерны мастер-классы и театрализованные форумы, в рамках которых студенты вовлекаются в содержательные дискуссии о ВИЧ/СПИДе и сексуальности. Театрализованные занятия способны создать условия, в которых обучающиеся не испытывают стеснения и не избегают обсуждения табуированных тем. Преимущество театрального метода перед традиционными (например лекциями и фронтальными занятиями) было продемонстрировано в ходе эксперимента в Нигерии.
Ранее при содействии UNESCO в 2003 г. в сетку обязательных предметов средней нигерийской школы был введен учебный предмет Family life and HIV/AIDS education (FLHE), однако долгое время не наблюдалось успеха по его изучению. В 2013 г. экспериментальная группа приступила к освоению данного предмета средствами драмапедагогики в течение 6 недель (12 уроков), в то время как контрольная группа проходила тот же предмет согласно учебному плану — в формате англоязычных лекций. Результаты тестирования по окончании учебного курса продемонстрировали больший академический успех у экспериментальной группы, нежели у контрольной [11]. Исследователи Б.О. Белло и Г.К. Офформа пришли к выводу о том, что театрализация способствует не только более глубокому погружению в материал, но также стимулирует социальное, интеллектуальное и языковое развитие учащихся благодаря дискуссиям, самостоятельному выдвижению предложений и идей всеми участниками учебного процесса. Обучение с опорой на театральные техники предлагает более разнообразный инструментарий и, следовательно, расширенный круг возможностей для обучающихся активно действовать и проявлять себя.
Еще одним примером успешного применения театральных образовательных практик в борьбе со СПИДом может служить масштабная программа DramAide (Dramain AIDS Education), которая реализуется в Южной Африке [13; 16]. Стартовавшая в 1992 г. на базе Университета Зулуленда и Университета Квазулу-Натала, программа распространялась на местные сообщества и уже через два года охватывала более 700 средних школ.
В основу программы легли актерские тренинги для местных учителей, мастер-классы с подростками на тему СПИДа и полового поведения, ролевое проигрывание обучающимися сценок, последующие дискуссии, а также проведение так называемого «Открытого дня» — фестиваля с танцами, постерами, песнями и пьесами для родителей и членов общин. В 2006 г. проект DramAidE приобрел статус некоммерческой организации, значительно расширившей свою деятельность: помимо профилактики ВИЧ/СПИДа. Теперь в рамках программы на основе драмапедагогики готовят квалифицированные кадры по уходу за сиротами, оказанию психологической поддержки, а также создают социальную рекламу для радио и телевидения.
Помимо национальных программ, по всему континенту существует ряд целевых проектов, в том числе под эгидой международных организаций (Красный крест, UNICEF и др.). В основу их практики положена театральная деятельность. Такие проекты объединяют разные страны в попытках пресечь распространение не только ВИЧ/СПИДа, но и других опасных заболеваний (малярия, корь и диарея[3]), а также повысить уровень иммунизации и вакцинации среди местного населения. Некоторые из этих проектов представляют собой самостоятельные инициативы, другие же имеют профессиональных и опытных кураторов из стран, в которых широко развито применение театральных практик в прикладных целях (Act4Africa[4], Theatre for a Change[5]).

Прикладной театр как инструмент разрешения конфликтов и восстановления благополучия

Вооруженные конфликты представляют угрозу устойчивому развитию африканских стран. Они негативно сказываются на социальном климате, нарушая привычное течение жизни детей и подростков, в том числе их права на получение образования. Из-за травмирующих психику внешних и внутренних событий обучающимся сложно вернуться в школу и вновь привыкнуть к дисциплине, научиться сосуществовать с представителями иных взглядов, противоборствующих сторон в вооруженных конфликтах.
В связи с этим в фокусе проектов по прикладному театру часто находится поддержка диалога между различными этническими группами и разными поколениями внутри социума [18; 40].
Так, после трагических событий 1994 года, связанных с геноцидом народа Тутси, с 2004 по 2012 год в Руанде действовал закон, обязывающий каждую общину посещать местные суды для достижения целей правосудия и примирения. При этом использовались различные формы искусства для трансформации конфликтов. Большую роль играли театральные техники, направленные на создание альтернативного пространства, позволяющего преступникам, выжившим и членам сообщества совместно существовать после событий геноцида.
Позже на основе этого опыта стартовал проект Mobile Arts for Peace (MAP), среди прочих опирающийся на концепцию прикладного театра (applied theatre) [29]. Во многом театрализация трагичных страниц в истории и культуре африканских общин была схожа с традиционными очищающими ритуалами. Тем самым театрализация способствовала пониманию «общих страданий» между преступниками и выжившими. Театральная деятельность в таких общинах помогала формировать чувство сопричастности, приверженности транслируемым театральными методами идеям.
В ходе проекта было установлено, что перформансы с песнями и танцами были наиболее эффективными инструментами обучения для малограмотных и бесписьменных сообществ, в то время как традиционные брошюры и плакаты не вызывали интереса у местного населения. Успех театрализации для решения стоявших проблем авторы проекта объясняли ролью аффекта — эмоций, которые возникали у участников театрального действа и делали все происходящее «своим». При этом исследователями было отмечено, что прикладные театральные практики можно считать эффективными в обучении только в том случае, если вызываемые ими аффекты приводят к изменениям реальности, к развитию.
В центре проекта оказались молодые люди — как наиболее гибкие и адаптируемые. Подходы в работе с подростками и юношами опирались на театрализованные игры и упражнения, провоцировавшие дискуссию и дававшие молодым людям возможность делиться своими историями, представить их, опираясь на местные культурные формы, проанализировав проблемы конфликта и представив их в доступной форме. Рассказывая собственные истории взрослым, молодые люди брали на себя ответственность, принимали решения, что скрыть, а что выделить, какими словами лучше всего общаться с аудиторией.
Затронутые молодыми людьми проблемы включали: непринятие родителями собственных детей с ОВЗ, гендерную дискриминацию, семейное насилие и др. Для интерактивного взаимодействия и воздействия на зрителя использовались разнообразные техники, например, imagetheatre (техника застывших картин). Интересно, что на основе драматических этюдов во время дискуссии было сформировано «Дерево конфликта», представляющее собой графический анализ театрализованного материала для идентификации и классификации ключевых факторов конфликта, где ствол символически изображал основную проблему, корни конфликта — причины возникновения проблемы, а крона дерева — последствия неразрешенной проблемы.
Таким образом, метод прикладного театра зарекомендовал себя как эффективное средство для изменения социальных норм, развития локальных сообществ, формирования гражданского общества, просвещения и институализации (установления связей между школами, некоммерческими организациями, ассоциациями, университетами, организациями здравоохранения и социальной помощи).

Прикладное использование театра/драмы в африканской школе

В африканских школах, помимо театрализованных просветительских мероприятий и фестивалей, осуществляются попытки преподавания отдельных школьных предметов средствами театра [34; 37]. Акцент в усвоении новых знаний направлен на их связь с реалиями локальных сообществ и культур. Примером может служить такая школьная дисциплина, как экология [30]. По мнению У.С. Нда, этюды на сюжеты из повседневной жизни, драматизации, постановки спектаклей для взрослых, театрализованные игры детей и взрослых для совместного совершения открытий способны сформировать у обучающихся чувство ответственности, заставив задуматься о последствиях влияния человека на изменение окружающей среды.
При этом исследователь подчеркивает, что необходимо доступными театральными методами повышать уровень экологической осознанности, прежде всего у взрослых, которые сами часто демонстрируют «неэкологичное» поведение, транслируя его следующим поколениям (просьбы взрослых выжечь саванну, поручение поджечь кустарник для загона животных в ловушки или сбросить мусор в канавы и источники воды).
У.С. Нда убежден, что театр и драма могут противодействовать формированию пагубных поведенческих паттернов у африканской молодежи и помочь преодолеть фрагментарность знания. Будучи интегрированными во все уровни школьного образования, театральные методы в обучении не только способны изменить отношение нового поколения к проблемам экологии, но и повлиять на местные сообщества, так как наглядно и в доступной форме доносят до них информацию о причинах возникновения проблем и их последствиях. В свою очередь, именно школа на данном этапе является проводником изменений в том сообществе, в котором она находится, в частности, она может стать источником социальных изменений, направленных на предотвращение дальнейшей деградации окружающей среды [30].
Драмапедагогика в школьном образовании в африканских странах не только охватывает вопросы выживания (болезни, экологию, аморальное поведение), но и является способом погружения в национальную культуру, возвращения к истокам. По мнению Е.У. Адие, драма в обучении соответствует африканской педагогике, практиковавшейся до прихода колониализма, а также потребностям в обучении, которыми пренебрегают в контексте западного образования, распространенного в настоящее время в Африке [8].
Не обладая письменностью, многие африканские народы закрепили педагогические приемы в фольклоре, рассказывании историй, в их ритуальных визуализациях. Обучение через локальную культуру не только предполагает установление связи обучающихся с их культурным наследием, но способствует усвоению навыков грамотности, совершенствует знание литературы, обществознания и т. д. Согласно результатам эмпирического исследования 2018 года, проведенного Е.У. Адие в рамках преподавания учебного предмета Cultural and Creative Arts (Культурные и креативные искусства) с участием 85 детей начальной школы, формат театральных мастер-классов, сторителлинга, драматизации сюжетов детской литературы и устного народного творчества является средством управления поведением обучающихся, методом изменения и моделирования желаемого поведения.
В течение 12 недель на занятиях в классе обсуждались различные африканские притчи, мудрые изречения и пословицы, встречающиеся в историях. Кроме того, репетировались и исполнялись стихи, музыка и танцы коренных народов, были подготовлены выступления. В результате участия в театральной деятельности дети познакомились с нравственными и духовными идеалами предков, открыли для себя новые жанры фольклора, расширили знания о собственных культурных корнях.
Приемы театральной педагогики также позитивно зарекомендовали себя в преподавании иностранных языков и освоении лингвистических навыков. Помимо преподавания европейских языков, изучение которых посредством театра было экспериментально доказано [36], драматические техники в африканских школах используются также в преподавании локальных языков, например, Суахили [24]. Согласно исследованию, проведенному С.К. Кируи в 2015 году, разыгрывание по ролям, симуляции, демонстрации и языковые игры зарекомендовали себя в качестве эффективного средства усвоения обучающимися различных частей речи, грамматических конструкций, развития навыков написания сочинений, формулирования выводов, понимания различных текстов на родном языке. Прогресс в обучении был достигнут за счет привлечения разнообразных ресурсов и более глубокого «погружения» в язык. По окончании исследования школьные педагоги получили рекомендации обращаться к драме не только на уроках, но и в неучебное время для развития у обучающихся креативности, генерирования идей, высказывания собственных предложений и соображений.
Приведенные в обзоре исследования позволяют считать, что применение театра в школьном обучении в контексте африканских сообществ направлено прежде всего на возрождение культурных традиций в обучении, укрепление связей между общиной и школой, на социальные трансформации локальных сообществ и их гармоничное развитие.

Заключение

Как показывает проделанный анализ, в странах Африки театр в образовательных целях получил широкое распространение. Его своеобразие — в том, что традиционные для Африки театральные практики переплелись с зарубежными традициями, сформировав ряд самобытных, ни на что не похожих направлений, в том числе и новых литературных и эстетических жанров [9].
С одной стороны, африканский театр связывает его участников с их культурными истоками — иллюстрирует местный фольклор, помогает установить связь с окружающим миром и явлениями природы, формирует определенное мировоззрение. С другой стороны, театр в Африке стал средством решения различных социальных проблем, средством просвещения и трансформации локальных сообществ. Таким образом, все большее количество исследователей высказывают мнение, что театральная деятельность в целях развития и просвещения может стать альтернативным источником для устойчивого развития региона, средством его деколонизации [21]. Достижение обозначенных изменений осуществимо в театральной деятельности благодаря особому способу генерации знаний, раскрытия и передачи человеческого опыта, основанного не столько на слове, как в традиционном обучении, сколько на эмоциональном восприятии, переживании и проживании, благодаря привычной для местных сообществ иносказательности и визуализации.
Выполняя гуманитарную миссию, театральные методы широко применяются не только в работе с детьми и подростками, но также со взрослыми. Так, театр зарекомендовал себя как эффективный инструмент для информационно-просветительской работы в ситуациях распространения различных социально опасных заболеваний (прежде всего ВИЧ), а также как действенный инструмент мирного урегулирования конфликтов между враждующими этническими группами и племенами. В то же время для достижения длительного эффекта в указанных и других актуальных направлениях театральные практики требуют обоснования и научной доказательности своей эффективности, системного подхода, регулярного финансирования театральных проектов, отлаженной системы реализации, а также отсутствия зависимости от внешних (зарубежных) кураторов [14]. В условиях серьезных экономических и социальных локальных и глобальных вызовов реализация театральных проектов на практике часто носит фрагментарный характер и не позволяет в должной степени добиваться решения поставленных социальных и педагогических задач.
 
[1] Theatre for development: Historiographical and institutional perspectives. URL: https://www.hsozkult.de/event/id/event-90049#mtAc_event-60132
 
[2]Don Rubin — составитель шеститомного издания «Всемирная энциклопедия современного театра» («World Encyclopedia of Contemporary Theatre»). URL: https://www.critical-stages.org/15/african-theatre-in-a-global-context1
[4]URL: https://www.act4africa.org/
[5]URL: https://www.tfacafrica.com/

Литература

  1. Ерохин А.К. Трансформация образования на Африканском континенте: от традиционных навыков к формальному образованию // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. № 4. С. 74—79. DOI:10.26140/bgz3-2020-0904-0020
  2. Поскакалова Т.А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 96—104. DOI:10.17759/jmfp.2021100210
  3. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144—156. DOI:10.17759/pse.2020250612
  4. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 52—64. DOI:10.17759/pse.2022270105
  5. Слота Н.В. Методы и приемы музыкально-сценического обучения учащихся // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 148—145.
  6. Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN216.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
  7. Adie E.U., Okoro L.A., Orim E.G. Exploring the potentials of community theatre as a tool for social change: the participatory communication method [Электронный ресурс] // Journal of integrative humanism. 2014. Vol. 4. № 1. 17 p. URL: https://philpapers.org/rec/ADIETP (дата обращения: 11.06.2023).
  8. Adie E.U., Ushie A.D. Integrating African folklore into drama-in-education pedagogy for cultural development in Nigerian primary schools’ curriculum [Электронный ресурс] // Humanitatis theoreticus journal. 2018. Vol. 1. № 1. 12 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/337716386 (дата обращения: 14.06.2023).
  9. Andrzejewski B.W. Modern and traditional aspects of Somali drama // Journal of African Cultural Studies. 2011. Vol. 23. № 1. P. 85—95. DOI:10.1080/13696815.2011.581461
  10. Arts-based approaches to promoting health in sub-Saharan Africa: a scoping review / C. Bunn, C. Kalinga, O. Mtema [et al.] // BMJ Global Health. 2020. Vol. 5. Article ID e001987. 15 p. DOI:10.1136/bmjgh-2019-001987
  11. Bello B.O., Offorma G.C. Effect of drama on secondary school students' achievement in family life and HIV/AIDS education component of English language curriculum [Электронный ресурс] // Journal of the Nigerian academy of education. 2013. Vol. 8. № 2. P. 84—98. URL: https://www.researchgate.net/publication/280554426 (дата обращения: 14.06.2023).
  12. Burns M.A., Beti B.N., Okuto M.E. Truth comes in many colors: theatre of the oppressed for conflict transformation and trauma healing in Kenya // Grassroots leadership and the arts for social change / Eds. S.J. Erenrich, J.F. Wergin. Bingley: Emerald publishing limited, 2017. P. 189—205. DOI:10.1108/978-1-78635-687-120171012
  13. Chinyowa K.C. Theatrical performance as technology: the case of drama in AIDS education (DramAidE) in South Africa // Studies in Theatre and Performance. 2009. Vol. 29. № 1. P. 33—52. DOI:10.1386/stap.29.1.33_1
  14. Chisiza Z. The problem with theatre for development in contemporary Malawi [Электронный ресурс] // Leeds African studies bulletin. 2017. № 78. P. 61—78. URL: https://lucas.leeds.ac.uk/article/the-problem-with-theatre-for-development-in-contemporary-malawi-zindaba-chisiza/ (дата обращения: 14.06.2023).
  15. Clark J. Acting up and speaking out: using theatre of the oppressed and collective memory work as alternative research methods and empowerment tools in work with girls // Agenda: empowering women for gender equity. 2009. Vol. 23. № 79. P. 49—64. DOI:10.1080/10130950.2009.9676223
  16. Dalrymple L., Jaffe A. Dramaide, a project in schools in Kwazulu-Natal, South Africa // AIDS Education Interventions in Multi-Cultural Societies / Eds. I.I. Schenker, G. Sabar-Friedman, F.S. Sy. New York: Springer, 1996. P. 119—123. DOI:10.1007/978-1-4757-9122-8_18
  17. Ebew P.J. Applied theatre as an alternative communication approach for the development of rural communities in Africa // Communitas. 2017. Vol. 22. P. 75—86. DOI:10.18820/24150525/Comm.v22.6
  18. Educating for peace through theatrical arts: International perspectives on peacebuilding instruction / Eds. C. Carter, R.B. Guerra. N.Y.: Routledge, 2022. 220 p.
  19. Egwemi O.P., Salifu P.O. Theatre for development (TfD) approach to water crisis in rural Ofabo, Kogi State, Nigeria // Research in drama education: the Journal of applied theatre and performance. 2023. Vol. 28. № 2. P. 330—337. DOI:10.1080/13569783.2022.2122789
  20. Guanah S.J. Media and theatre as reliable catalysts for African development [Электронный ресурс] // Journal of arts. 2019. Vol. 18. № 1—2. P. 401—426. URL: https://www.researchgate.net/publication/342716228 (дата обращения: 14.06.2023).
  21. Hakib A.K. Theatre for development (TfD): Historical and institutional perspectives: diss. ... doktor der Philosophie [Электронный ресурс]. München, 2022. 198 p. URL: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/29862/7/Hakib_Abdul_Karim.pdf (дата обращения: 14.06.2023).
  22. Inyang E. Community theatre as instrument for community sensitisation and mobilization // Tydskrif vir Letterkunde. 2016. Vol. 53. № 1. P. 149—159. DOI:10.4314/tvl.v53i1.10
  23. Kamlongera C. Theatre for development in Africa // Media and global change: rethinking communication for development / Eds. O. Hemer, T. Tufte. Buenos Aires: CLACSO, 2005. P. 435—452.
  24. Kirui S.K. The use of drama techniques in teaching and learning of Kiswahili language in secondary schools in Nandi South district, Kenya: diss. ... Master of philosophy degree thesis. [Электронный ресурс]. Nairobi, 2015. 147 p. URL: http://ir.mu.ac.ke:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/842/Thesis%202%20imprvd%20%282%29%20post-submission.doc%20corrected%20again%20aft%20dfce%20crctd%20%20table%20esc%20%28Recovered%29%20final.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.06.2023).
  25. Kvam H. Theatre for development — a Tanzanian road towards citizenship and cultural renewal // Journal of urban culture research. 2014. Vol. 5. P. 44—53. DOI:10.14456/jucr.2012.5
  26. Lasisi B.A. Applied Drama: reflection on the practice and the question // Journal of Arts and Humanities. 2020. Vol. 9. № 1. P. 6—15. DOI:10.18533/journal.v9i1.1822
  27. McCallum H. Theatre and witnessing: an investigation into verbatim ‘theatre as reconciliation’ in post-apartheid South Africa // South African Theatre Journal. 2021. Vol. 34. № 3. P. 166—177. DOI:10.1080/10137548.2022.2062042
  28. Mlama P.M. Culture and development: The popular theatre approach in Africa [Электронный ресурс]. Motala: Motalа Grafiska, 1991. 219 p. URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:273660/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 14.06.2023).
  29. Mobile Arts for Peace (MAP): creating art-based communication structures between young people and policymakers from local to national levels / A. Breed, K. Pells, M. Elliott, T. Prentki // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance. 2022. Vol. 27. № 3. P. 304—321. DOI:10.1080/13569783.2022.2088274
  30. Nda U.S. Utilizing drama in the teaching of environment issues to primary School Pupils // International journal of education administration and policy studies. 2012. Vol. 4. № 6. P. 141—146. DOI:10.5897/IJEAPS11.040
  31. Nyatuame P.N. The ‘Evaluation triangle’ in Theatre-For-Development education in Ghana [Электронный ресурс] // Journal of African arts and culture. 2019. Vol. 3. № 2. P. 1—24. URL: https://www.researchgate.net/publication/334710065 (дата обращения: 14.06.2023).
  32. Okoye C.M. Drama therapy and the engagement of applied theatre techniques for children with disabilities in Nigeria [Электронный ресурс] // Nigerian journal of arts and humanities. 2022. Vol. 2. № 1. P. 1—8. URL: https://www.researchgate.net/publication/362250365 (дата обращения: 14.06.2023).
  33. Prentki T. The empire strikes back: the relevance of Theatre for Development in Africa and South east Asia to community drama in the UK // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance. 1996. Vol. 1. № 1. P. 33—49. DOI:10.1080/1356978960010104
  34. Schewe M. Taking stock and looking ahead: Drama pedagogy as a gateway to a performative teaching and learning culture // Scenario: journal for drama and theatre in foreign and second language education. 2013. Vol. 7. № 1. P. 5—27. DOI:10.33178/scenario.7.1.2
  35. Shule V. Theatre in/for development in Tanzania: a neoliberal nightmare // Trends in twenty-first-century African theatre and performance / Ed. K. Igweonu. Amsterdam; New York: Rodopi, 2011. P. 189—215. DOI:10.1163/9789401200820_011
  36. Too K.S. The use of drama techniques in teaching of English language: the case of secondary schools in Uasin-Gishu County in Kenya. London: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 100 p.
  37. Ugwu C., Ogwu E., Igbokwe U. Effect of drama method on students’ academic achievement in Christian religious knowledge (CRK) curriculum // Educational Research. 2017. Vol. 8. № 2. P. 13—20. DOI:10.14303/er.2017.022
  38. Umenyilorah C.U. Theatre as tool for development in Nigeria // Journal of humanities and social science. 2014. Vol. 19. № 6. P. 34—40. DOI:10.9790/0837-19623440
  39. Van Hout M.C., Mhlanga-Gunda R., Kewley S. Using performance and theatre arts in HIV interventions and HIV programming in sub-Saharan Africa: a scoping review of extant literature [Электронный ресурс] // Journal of sustainable development in Africa. 2019. Vol. 21. № 4. P. 178—213. URL: http://researchonline.ljmu.ac.uk/id/eprint/12014/ (дата обращения: 14.06.2023).
  40. Yakubu A.A. Applied theatre and culturally sustainable peacebuilding: an intervention with victims of Boko Haram insurgency in Northeast Nigeria // Peace studies for sustainable development in Africa: Conflicts and Peace Oriented Conflict Resolution / Eds. E. Spiegel, G. Mutalemwa, C. Liu, L.R. Kurtz. Cham: Springer, 2022. P. 775—792. DOI:10.1007/978-3-030-92474-4_57

Информация об авторах

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 327
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 103
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4