Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 4. С. 571–587
doi:10.21638/spbu16.2024.401
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям
Аннотация
Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием для формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980–1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, меняющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.
Общая информация
Ключевые слова: дети, младенцы, наблюдение за младенцами, семья, комплексная ранняя помощь детям и их семьям , основы научного знания
Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401
Получена: 20.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мухамедрахимов Р.Ж. Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 4. С. 571–587. DOI: 10.21638/spbu16.2024.401
Литература
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 374–391.
Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4. С. 112–113.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / под ред. М. И. Лисиной. М.: Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР, 1974.
Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге / под ред. Н. П. Майоровой. СПб.; М.: Министерство образования РФ, 2002.
Чернего Д. И., Васильева М. Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 9–27.
Ainsworth M. D. S. The effects of maternal deprivation: a review of findings and controversy in the context of research strategy // Ainsworth M. D. S., Andry R. G., Harlow R. G., Lebovici S., Mead M., Prugh D., Wootton B. Deprivation of maternal care: a reassessment of its effects. Geneva: WHO, 1962. P. 97–159.
Ainsworth M. D. S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale: Erlbaum, 1978.
Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46, no. 4. P. 333–341.
Bakermans-Kranenburg M. J., Bunkers K. M., Dobrova-Krol N. A., Engle P. The development and care of institutionally reared children // Child Development Perspectives. 2012. Vol. 6, no. 2. P. 174–180.
Beckwith L. Adaptive and maladaptive parenting implications for intervention II // Handbook of early childhood intervention / Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 53–77.
Bowlby J. Maternal care and mental health // Bulletin of World Health Organization. 1951. Vol. 3, no. 3. P. 355–533.
Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother // The International Journal of Psycho-Analysis. 1958. Vol. XXXIX. P. 350–373.
Bowlby J. Grief and mourning in infancy and early childhood // The Psychoanalytic Study of the Child. 1960a. Vol. 15. P. 9–52.
Bowlby J. Separation anxiety // The International Journal of Psychoanalysts. 1960b. Vol. XLI. P. 89–113.
Bowlby J. Attachment and loss. Vol. 1: Attachment. New York: Basic Books, 1969.
Brazelton T. B. The Brazelton Neonatal Behavior Assessment Scale: introduction // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1978. Vol. 43, no. 5–6. P. 1–13.
Brazelton T. B. Touchpoints. Your child’s emotional and behavioral development. Reading; Massachusetts: Perseus Books, 1992.
Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979.
Campbell F. A., Ramey C. T., Pungello E., Sparling J., Miller-Johnson S. Early childhood education: Young adult outcomes from the Abecedarian Project // Applied developmental science. 2002. Vol. 6, no. 1. P. 42–57.
Cannon J. S., Kilburn M. R., Karoly L. A., Mattox T., Muchow A. N., Buenaventura M. Investing early: Taking stock of outcomes and economic returns from early childhood programs // Rand Health Q. 2018. Vol. 7, no. 4. P. 6.
Emde R. N., Kligman D. H., Reich J. H., Wade T. D. Emotional expression in infancy: I. Initial studies of social signaling and an emergent model // The Development of Affect. Genesis of Behavior, vol. 1. / Lewis M., Rosenblum L. A. (eds). Boston: Springer, 1978. P. 125–148.
Emde R. N., Robinson J. Guiding principles for a theory of early intervention: A developmental — psychoanalytic perspective // Handbook of early childhood intervention / Shonkoff J. P., Meisels S. J. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 160–178.
Eriks J. Infant “talk” // NCAST II learner manual. Seattle: University of Washington, 1991. P. 50–59.
Field T. M. Infancy. Cambridge: Harvard University Press, 1990.
Finkelhor D., Ormrod R., Turner H., Hamby S. L. Victimization of children and youth // Child maltreatman. 2005. Vol. 10, no. 1. P. 5–25.
Fraiberg S., Adelson E., Shapiro V. Ghosts in the nursery: A psychoanalytic approach to the problems of impaired infant-mother relationships // Journal of American Academy of Child Psychiatry. 1975. Vol. 14, no. 3. P. 387–421.
Fraiberg S., Spiegel R. Review of Insights from the blind: Comparative studies of blind and sighted infants // American Journal of Orthopsychiatry. 1978. Vol. 48, no. 2. P. 363–366.
Freud S. Formulations on the two principles of mental functioning // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Vol. XII (1911–1913): The Case of Schreber, Papers on Technique and Other Works / Strachey J., Freud A., Strachey A., Tyson A. (eds). London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis, 1958. P. 213–226.
Frontiers of infant psychiatry / Call J., Galenson G., Tyson R. (eds). Vol. 1, 2. New York: Basic Books, 1983.
Gómez Cotilla R., López de Uralde Selva M. A., Valero Aguayo L. Efficacy of early intervention programmes: Systematic review and meta-analysis // Psicología Educativa. 2024. Vol. 30, no. 1. P. 1–10.
Gunnar M. R., Reid B. M. Early deprivation revisited: Contemporary studies of the impact on young children of institutional care // Annual Review of Developmental Psychology. 2019. Vol. 1. P. 93–118.
Guralnick M. J. A developmental systems model for early intervention // Infants and Young Children. 2001. Vol. 14, no. 2. P. 1–18.
Jackson E. B., Klatskin E. H. Rooming-In Research Project — development of methodology of parent-child relationship study in a clinical setting // Psychoanalytic Study of the Child. 1950. Vol. 5. P. 236–258.
Handbook of developmental psychopathology. 2nd ed. / Sameroff A. J., Lewis M., Miller S. M. (eds). New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2000.
Handbook of early childhood intervention. 2nd ed. / Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Handbook of infant development / Osofsky J. D. (ed.). New York: Wiley, 1987.
Handbook of infant mental health / Zeanah Ch. H. (ed.). New York; London: The Guilford Press, 1993.
Handbook of infant mental health. 3rd ed. / Zeanah Ch. H. (ed.). New York; London: The Guilford Press, 2009.
Heckman J. J. Schools, skills, and synapses // Economic Inquiry. 2008. Vol. 46, no. 3. P. 289–324.
Karoly L. A., Kilburn M. R., Cannon J. S. Early childhood interventions: Proven results, future promise. Santa Monica: RAND Corporation, 2005.
Klaus M. H., Kennell J. H. Maternal-infant bonding. Saint Louis: Mosby, 1976.
Klein M. The psycho-analysis of children. London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-analysis, 1932.
Kreisler L., Fain M., Soule M. L’enfant et son corps: etudes sur la clinique psychosomatique du jeune age. Paris: Presses universitaires de France, 1974.
Main M., Solomon J. Procedure for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in preschool years: Theory, research and intervention / Greenberg M. T., Cicchetti D., Cummings E. M. (eds). Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 121–160.
McCall R. B., Muhamedrahimov R. J., Groark Ch. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., Salaway J., Julian M. The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology. 2016. Vol. 28, no. 1. P. 251–264.
Muhamedrahimov R. J., Shabalina E. V., Palmov O. I., Nikiforova N. V. Caregiver-Child interaction in children placed into different types of Russian families following an institutional intervention // Adoption Quarterly. 2023. Vol. 26, no. 3. P. 310–339.
Nelson C. A., Sullivan E. Engelstad A.-M. Annual research review: Early intervention viewed through the lens of developmental neuroscience // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2024. Vol. 65, no. 4. P. 435–455.
NICHD Early Child Care Research Network. Child-Care effect sizes for the NICHD study of early child care and youth development // American Psychologist. 2006. Vol. 61. P. 99–116.
Odom S. L., Wolery M. A unified theory of practice in early intervention/early childhood special education: Evidence-based practices // The Journal of Special Education. 2003. Vol. 37, no. 3. P. 164–173.
Osofsky J. D., Connors K. Mother-infant interaction: An integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Osofsky J. D. (ed.). New York: Wiley, 1979. P. 519–548.
Papousek H., Papousek M. Intuitive parenting: aspects related to educational psychology // European Journal of Psychology of Education. 1989. Vol. 4. P. 201–210.
Radley J. J, Sisti H. M, Hao J., Rocher A. B., McCall T., Hof P. R., McEwen B. S., Morrison J. H. Chronic behavioral stress induces apical dendritic reorganization in pyramidal neurons of the medial prefrontal cortex // Neuroscience. 2004. Vol. 125. P. 1–6.
Sameroff A. J. The transactional model // The Transactional Model of Development. How children and Contexts Shape Each Other / Sameroff A. (ed.). Washington: APA, 2009. P. 3–21.
Sameroff A., Seifer R., Barocas R., Zax M., Greenspan S. Intelligence quotient scores of 4-year-old children: Socio-environmental risk factors // Pediatrics. 1987. Vol. 79. P. 343–350.
Schweinhart L., Montie J., Xiang Z., Barnett W., Belfield C., Nores M. Lifetime Effects: The High/Scope Perry Preschool Study Through Age 40. Ypsilanti: HIGH/SCOPE. 2005.
Spitz R. A. Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood // Psychoanalytic Study of the Child. 1945. No. 1. P. 53–74.
Spitz R. A. Anaclitic depression // Psychoanalytic Study of the Child. 1946. No. 2. P. 313–342.
Stern D. N. The first relationship: infant and mother. Cambridge: Harvard University Press, 1977.
Stern D. N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. New York: Basis Books, 1985.
The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The effects of early social emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73, no. 3. P. 1–262.
Thompson R. A., Nelson C. A. Developmental science and the media: Early brain development // American Psychologist. 2001. Vol. 56, no. 1. P. 5–15.
Winnicott D. W. The theory of the parent-infant relationship // International Journal of Psychoanalysis. 1960. No. 41. P. 585–595.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4
Скачиваний PDF
За все время: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4