Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 4. С. 21–30
doi:10.17759/autdd.2024220403
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Актуальность и цель. Трудности воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто вызывают у родителей стресс и эмоциональное выгорание. Наличие у родителей психологических ресурсов и их развитие в процессе сопровождения семей способствует повышению эффективности психологической помощи. Рассматриваются внешние и внутренние ресурсы матерей, воспитывающих детей с РАС, в связи с проявлением симптомов родительского выгорания.
Методы и методики. В выборку были включены 80 женщин, которые воспитывают детей с РАС. Средний возраст матерей составил 36,45±4,78 лет. Средний возраст детей 6,32±2,26 лет. Использованы методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой; опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой (ОДРЭВ); «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. Для обработки данных применен корреляционный анализ Спирмена.
Результаты. 65% опрошенных матерей, воспитывающих детей с РАС, имеют высокий и средний уровень эмоционального истощения, 35% матерей характеризует выраженный и средний уровень деперсонализации, 40% матерей испытывают сомнения в родительской компетентности.
Выводы. Выявлено, что преувеличение тяжести болезни ребенка, общая напряженность, чрезмерная ориентированность на состояние ребенка при построении взаимодействия связаны с проявлением симптомов родительского выгорания. Психологические ресурсы, свидетельствующие о гармоничном отношении к болезни ребенка, позитивные эмоциональные проявления во взаимодействии с ним, адекватное самоотношение, основанное на самопонимании, самопринятии и самоуважении, являются факторами, препятствующими развитию симптомов родительского выгорания у матерей и факторами, позитивно влияющими на развитие ребенка с РАС. Представляется целесообразным исследовать ресурсы матерей, имеющих детей с разной степенью тяжести РАС, а также изучить психологические ресурсы отцов, воспитывающих детей с РАС.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, отношение к болезни, выгорание, семья, семейная ситуация развития, психологические ресурсы , самоотношение
Рубрика издания: Исследование РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220403
Получена: 30.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Кузьмина А.С., Стоянова И.Я., Кривошей К.О. Психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 4. С. 21–30. DOI: 10.17759/autdd.2024220403
Полный текст
- методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой, использована для исследования отношения матери к болезни ребенка;
- опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой, определяет выраженность развития симптомов родительского выгорания;
- «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), применен для изучения эмоционального взаимодействия матери и ребенка;
- «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, применен для изучения параметров самоотношения личности у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Таким образом, преувеличение тяжести болезни ребенка, эмоционально напряженное отношение к заболеванию ребенка связаны с большим риском развития симптомов родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Уровень симптома |
Эмоциональное истощение |
Число человек (%) |
Деперсонализация |
Число человек (%) |
Редукция родительских достижений |
Число человек (%) |
Низкий уровень L |
0—15 |
26 (32,5%) |
0—5 |
42 (52,5%) |
37 и больше |
36 (45%) |
Средний уровень М |
16—24 |
26 (32,5%) |
6—10 |
25 (31,25%) |
36—31 |
26 (32,5%) |
Высокий уровень Н |
25 и больше |
28 (35%) |
11 и больше |
13 (16,25%) |
30 и меньше |
18 (22,5%) |
Параметры |
Показатель |
Интернальность |
Тревога |
Нозогнозия |
Контроль активности |
Общая напряженность |
Эмоциональное истощение |
r |
0,118 |
0,106 |
0,324** |
0,007 |
0,260* |
p |
0,295 |
0,348 |
0,003 |
0,953 |
0,020 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
Деперсонализация |
r |
0,179 |
–0,053 |
0,317** |
–0,007 |
0,173 |
p |
0,111 |
0,640 |
0,004 |
0,949 |
0,125 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
Редукция родительских достижений |
r |
–0,177 |
–0,002 |
–0,281* |
0,003 |
–0,189 |
p |
0,116 |
0,984 |
0,012 |
0,980 |
0,094 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Параметры |
Показатель |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция родительских достижений |
Понимание причин состояния |
r |
–0,017 |
–0,136 |
0,041 |
p |
0,883 |
0,229 |
0,716 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Способность к сопереживанию |
r |
–0,101 |
–0,023 |
0,051 |
p |
0,375 |
0,839 |
0,652 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком |
r |
–0,242* |
–0,219 |
0,133 |
p |
0,031 |
0,051 |
0,239 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Безусловное принятие |
r |
–0,184 |
–0,227* |
0,121 |
p |
0,102 |
0,043 |
0,284 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Отношение к себе как к родителю |
r |
–0,005 |
–0,026 |
0,023 |
p |
0,967 |
0,819 |
0,838 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия |
r |
–0,149 |
–0,056 |
0,128 |
p |
0,188 |
0,619 |
0,258 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Стремление к телесному контакту |
r |
0,166 |
0,150 |
–0,210 |
p |
0,142 |
0,186 |
0,062 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Оказание эмоциональной поддержки |
r |
0,014 |
0,138 |
–0,118 |
p |
0,899 |
0,224 |
0,297 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
r |
0,373** |
0,337** |
–0,414** |
p |
0,001 |
0,002 |
0,001 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Умение воздействовать на состояние ребенка |
r |
–0,107 |
–0,118 |
0,059 |
p |
0,346 |
0,299 |
0,602 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
Положительные эмоции, которые мать испытывает, проводя время с ребенком, являются психологическим ресурсом и фактором, сдерживающим развитие симптома эмоционального истощения. Безусловное принятие своего ребенка является психологическим ресурсом, препятствующим развитию деперсонализации. С другой стороны, появление симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений связано с ориентацией матери на состояние ребенка при построении взаимодействия, вероятно, потому, что мать испытывает сложности в понимании состояния своего ребенка и особенностей его заболевания.
Параметр |
Показатель |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция родительских достижений |
S — интегральное самоотношение |
R |
–0,423** |
–0,369** |
0,371** |
P |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Шкала I — самоуважение |
R |
–0,437** |
–0,338** |
0,354** |
P |
0,001 |
0,002 |
0,001 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Шкала II — аутосимпатия |
R |
–0,306** |
–0,293** |
0,296** |
p |
0,006 |
0,008 |
0,008 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Шкала III — ожидаемое отношение от других |
r |
–0,190 |
–0,184 |
0,210 |
p |
0,091 |
0,102 |
0,061 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самоинтерес |
r |
–0,136 |
–0,111 |
0,098 |
p |
0,227 |
0,327 |
0,388 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самоуверенность |
r |
–0,423** |
–0,333** |
0,380** |
p |
0,001 |
0,003 |
0,001 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Отношение других |
r |
–0,094 |
0,048 |
0,128 |
p |
0,405 |
0,675 |
0,257 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самопринятие |
r |
–0,295** |
–0,351** |
0,203 |
p |
0,008 |
0,001 |
0,071 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самопоследовательность |
r |
–0,043 |
–0,156 |
0,048 |
p |
0,703 |
0,167 |
0,675 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самообвинение |
r |
0,211 |
0,261* |
–0,226* |
p |
0,061 |
0,019 |
0,044 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
Параметр |
Показатель |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция родительских достижений |
Самоинтерес |
r |
–0,210 |
–0,144 |
0,157 |
p |
0,061 |
0,202 |
0,163 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
|
Самопонимание |
r |
–0,396** |
–0,155 |
0,251* |
p |
0,001 |
0,170 |
0,025 |
|
N |
80 |
80 |
80 |
- Гармоничное отношение к болезни ребенка является фактором, сдерживающим развитие родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС. Преувеличение тяжести болезни ребенка, общая напряженность способствуют развитию симптомов родительского выгорания.
- Положительные эмоции, которые испытывает мать в процессе взаимодействия с ребенком, безусловное его принятие, выступают в роли психологического ресурса, который сдерживает появление симптоматики родительского выгорания; при этом чрезмерная ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним способствует развитию симптомов родительского выгорания, что связано также с ключевыми дефицитами ребенка с РАС.
- Позитивное самоотношение, основанное на аутосимпатии, самоуважении, самопонимании, самопринятии, уверенности в собственных силах, является внутренним ресурсом матери ребенка с РАС. Поэтому такое самоотношение, по мнению ряда авторов [14], способствует снижению или предотвращению развития симптомов родительского выгорания.
Литература
- Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Опыт апробации психообразовательной программы для семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Клиническая и специальная психология. Том 12. № 1. С. 126—149. DOI:10.17759/cpse.2023120106
- Божкова Е.Д., Баландова О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Современные технологии в медицине. 2020. Т. 12. № 12. С. 111—120.
- Василенко В.Е., Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский и повседневный стресс у матерей детей раннего и дошкольного возраста // Консультативная психология и психотерапия. Том 29. № 4. С. 27—48. DOI:10.17759/cpp.2021290403
- Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки: Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. 10 с.
- Гринина Е.С., Бессонова А.А. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра // Auditorium: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2. 4 с.
- Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник МГОУ: Серия«Психологические науки». 2013. № 4. С. 31—40.
- Ефимова И.Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. 2013. № 4. С. 206—215.
- Ефимова И.Е. Результаты исследования чувства вины у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6. С. 254—257.
- Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. Санкт-Петербург: Каро, 672 с. ISBN 5-89815- 704-2.
- Квасова Л.К. Психологические особенности эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей младенческого возраста // Медицинская психология в России. 2019. T. 11. № 1. С. 1—3. DOI:10.24411/2219-8245-2019-11030
- Кисова В.В., Конева И.А. Родительская позиция в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 1. С. 12—19. DOI:10.17759/2022200102
- Конева И.А., Краснова Е.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их коррекция // Проблемы современного педагогического образования. № 63-4. С. 113—116.
- Кузьмина А.С., Кривошей К.О., Голованова Л.В. Предикторы родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Психолог. 2024. № 2. С. 69—80. DOI:10.25136/2409-2024.2.43408
- Кузьмина А.С., Стоянова И.Я., Кривошей К.О. Симптомы родительского выгорания матерей, воспитывающих ребенка с РАС // Научный форум: Сибирь. 2023. Т. 9. № 2. С. 42—44.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. № 62. С. 18—37. DOI:10.17223/17267080/62/3
- Миланич Ю.М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2010. Т. 5. № 3. С. 44—54.
- Морозов С.А., Морозова С.С., Тарасова Н.В. и др. Исследование отношений внутри семьи, имеющей ребенка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением // Аутизм и нарушения развития. Т. 21. № 1. С. 89—93. DOI:10.17759/autdd.2023210110
- Морозов С.А., Чигрина С.Г. Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 78—84. DOI:10.17759/autdd.2022200209
- Никольская И.М. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5. № 2. С. 7—11.
- Печникова Л.С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь: материалы всероссийской. научно-практической конференции (22—25 сент. 1998 г.). Москва: Грааль, 1998. С. 73—74. ISBN 5-7873-0031-4.
- Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. канд. психол. наук / МГУ. Москва, 1997. 23 с.
- Попова Е.Д., Тимофеева О.В. Специфика отношения родителей к детям с аутизмом // Молодой ученый. № 38. С. 197—200.
- Солондаев В.К., Писарева М.В. Психическое состояние родителей при заболеваниях детей раннего возраста // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 1. С. 52—57. DOI:10.17759/autdd.2024220107
- Четвертухина М.В. Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 2. С. 87—97. DOI:10.17759/bppe.2023200207
- Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство: учебное пособие. Москва: Московский психолого- социальный институт, 2018. 126 с. ISBN 978-5-9770-0952-2.
- Estes A., Munson J., Dawson G. et al. Parenting stress and psychological functioning among mothers of preschool children with autism and developmental delay // Autism. 2009. Vol. 13. № 4. Pp. 375—387. DOI:10.1177/1362361309105658
- Mikolajczak , Brianda M. E., Avalosse H. et al. Consequences of parental burnout: its specific effect on child neglect andviolence // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 80. Pp. 134—145. DOI:10.1016/j.chiabu.2018.03.025
- Mikolajczak , Gross J.J., Stinglhamber F. et al. Is Parental Burnout Distinct From Job Burnout and Depressive Symptoms? // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 8. № 4. Рp. 673—689. DOI:10.1177/2167702620917447
- Mikolajczak M., Roskam I.A. Theoretical and Clinical Framework for Parental Burnout: The Balance Between Risks and Resources (BR ) // Frontiers in Psychology. Vol. 9. Article № 886. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00886
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 92
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 74
Скачиваний
Всего: 15
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12