Психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

15

Аннотация

Актуальность и цель. Трудности воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто вызывают у родителей стресс и эмоциональное выгорание. Наличие у родителей психологических ресурсов и их развитие в процессе сопровождения семей способствует повышению эффективности психологической помощи. Рассматриваются внешние и внутренние ресурсы матерей, воспитывающих детей с РАС, в связи с проявлением симптомов родительского выгорания.

Методы и методики. В выборку были включены 80 женщин, которые воспитывают детей с РАС. Средний возраст матерей составил 36,45±4,78 лет. Средний возраст детей 6,32±2,26 лет. Использованы методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой; опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой (ОДРЭВ); «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. Для обработки данных применен корреляционный анализ Спирмена.

Результаты. 65% опрошенных матерей, воспитывающих детей с РАС, имеют высокий и средний уровень эмоционального истощения, 35% матерей характеризует выраженный и средний уровень деперсонализации, 40% матерей испытывают сомнения в родительской компетентности.

Выводы. Выявлено, что преувеличение тяжести болезни ребенка, общая напряженность, чрезмерная ориентированность на состояние ребенка при построении взаимодействия связаны с проявлением симптомов родительского выгорания. Психологические ресурсы, свидетельствующие о гармоничном отношении к болезни ребенка, позитивные эмоциональные проявления во взаимодействии с ним, адекватное самоотношение, основанное на самопонимании, самопринятии и самоуважении, являются факторами, препятствующими развитию симптомов родительского выгорания у матерей и факторами, позитивно влияющими на развитие ребенка с РАС. Представляется целесообразным исследовать ресурсы матерей, имеющих детей с разной степенью тяжести РАС, а также изучить психологические ресурсы отцов, воспитывающих детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, отношение к болезни, выгорание, семья, семейная ситуация развития, психологические ресурсы , самоотношение

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220403

Получена: 30.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Кузьмина А.С., Стоянова И.Я., Кривошей К.О. Психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 4. С. 21–30. DOI: 10.17759/autdd.2024220403

Полный текст

Введение
Психологическое состояние матерей оказывает значимое влияние на психическое развитие ребенка и на целостность семьи [9]. Утверждается, что, когда мать узнает о серьезном диагнозе ребенка, она испытывает сильнейший стресс, который может длиться всю жизнь. Часто этому состоянию способствует и нарушение семейного функционирования. Нередко у родителей возникает чувство вины и беспомощности [4; 5; 12; 22].
Сохранение и развитие психологических ресурсов матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), — важная социально значимая задача.
Нарушения психического развития детей с РАС проявляются практически во всех сферах: речевой, эмоциональной, поведенческой, волевой, перцептивной и др. Ребенок не может распознать социальный и эмоциональный контекст, выглядит отстраненным. При этом практически отсутствуют навыки поддержания социального внимания [2]. Трудности в воспитании ребенка, в регулировании его поведения, обусловленного заболеванием, повышают уровень стресса у родителей и приводят к родительской неэффективности, что может вызывать симптомы депрессии, невротизацию личности и обострение соматических заболеваний. Семья может начать функционировать дисгармонично, в воспитании ребенка начинают преобладать гипопротекция или гиперпротекция [3]. Следствием трудностей воспитания ребенка с РАС может стать родительское эмоциональное выгорание и эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений. Эмоциональное истощение проявляется в чувстве усталости, вины, опустошенности, раздражительности. Деперсонализация связана с эмоциональной отстраненностью от ребенка. Исследователи отмечают, что родительское выгорание может иметь тяжелые последствия, такие как мысли о суициде, бегстве, аддиктивное поведение, а также жестокое обращение с ребенком [27; 28; 29]. Редукция родительских достижений связана со снижением родительской компетентности и ресурсов матери в целом [6; 7; 8].
Л.С. Печникова описала состояние матерей, воспитывающих детей с РАС, как «синдром растерянности», который включает высокий уровень тревоги, эмоциональную неустойчивость, обостренное болезненное отношение к критике, ранимость. Усугубляет состояние матери поздняя постановка диагноза, часто — изза особенностей проявления симптомов аутизма, на которые мать обращает внимание после года и позже. Это приводит к потере надежды на воспитание здорового ребенка. При этом на фоне негативных переживаний запускается длительный процесс принятия семьей ситуации наличия больного ребенка [20; 21].
Важно отметить, что не каждая мать, воспитывающая ребенка с РАС, страдает от родительского выгорания. Родительское выгорание появляется тогда, когда имеется недостаток ресурсов для удовлетворения личных потребностей. Выгорание является результатом хронического дисбаланса факторов риска и ресурсов [11]. Ресурсы в данном контексте означают доступные средства, которые помогают достигать цели и обеспечивать основные потребности человека. Ресурсы могут быть как внутренними (особенности личности, адекватные самооценка и самоотношение), так и внешними, заключающимися в системе отношений с супругом, другими родственниками, отношений к болезни ребенка, отношений с самим ребенком [23]. Ресурсы семьи состоят из системы семейных убеждений, которые обуславливают жизнеспособность семьи [15]. Реакция на болезнь, установившаяся в семейном кругу, определяет, как будут проявляться забота, подбираться адаптивные методы для обеспечения ребенку правильного лечения и коррекции. Качественно налаженные в семье коммуникативные связи и активное включение в решение проблем всех ее членов помогают укрепить ее самоорганизацию, повышают семейную гибкость, позволяющую принимать внешнюю поддержку для решения проблем [26]. Личностные характеристики матери ребенка с РАС определяют ее положение в распределении ресурсов. Позитивное самоотношение связано со способностью реализации матери в разных новых ролях и с приспособляемостью к разным жизненным ситуациям [17; 18]. При позитивном самоотношении заболевание ребенка принимается легче, так же как и особенности ребенка в целом. Негативное самоотношение матери связано с риском появления дисгармоничного отношения к ребенку, чувства злости, обиды, переживания неоправданности ожиданий и чувства вины перед ребенком. Таким образом, фактор самоотношения матери исследователи рассматривают как адаптационный потенциал и ресурс или как риск формирования родительского выгорания.
Ресурсы матери взаимосвязаны с эмоциональным отношением матери к ребенку [24; 25]. Е.И. Захарова выделила три блока эмоционального взаимодействия между родителем и ребенком. Блок родительской чувствительности характеризуется распознаванием эмоционального состояния ребенка, возможностями матери понимать его причины, сохранять способность быть чуткой, сопереживать. Второй блок, эмоциональных проявлений, возникает при взаимодействии с ребенком. Искренняя заинтересованность ребенком привносит положительный эмоциональный фон в семью. А раздражение, недовольство порождают негативные настроения. И третий блок — это поведенческие проявления, которые отражают эмоциональную поддержку ребенка, стремление к телесному контакту [10, с. 3].
И.М. Никольская выделила два противоположных вида отношения к ребенку с расстройством аутистического спектра. Первый вариант — это акцент на недостатках ребенка, трудностях во взаимодействии с ним, недооценка его возможностей и способностей, а также преобладание авторитарного воспитания. Второй — это преувеличение возможностей ребенка, но решение за него различных задач, с которыми он мог бы справиться самостоятельно [19]. М.Ю. Миланич отмечает, что матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, непоследовательны в воспитании. Их отличают тревожность, тенденция к завышению уровню развития ребенка и стремление предоставлять ребенку автономию. При этом таких матерей отличает сверхконтроль над ребенком [16]. В.В. Ткачева полагает, что матери детей с РАС не имеют мотивации для принятия особенного распорядка жизни ребенка. Они чувствуют себя «эмоциональными донорами», отдавая эмоции и не получая близости, проявлений привязанности от ребенка.
Современные научно-прикладные исследования показывают необходимость изучения психологических ресурсов матерей, воспитывающих детей с РАС [4; 5; 12; 18; 20]. Мы предполагаем, что задачи выявления роли ресурсов и их развитие в процессе психологического сопровождения семьи являются своевременными и актуальными, и их решение способствует снижению уровня эмоционального выгорания матерей, а также стабилизации семейных отношений.
Цель настоящего исследования — выявить психологические ресурсы матерей, воспитывающих детей с РАС, рассматривая их как факторы, сдерживающие развитие симптомов родительского выгорания, с целью использования полученных результатов при построении программ комплексного психологического сопровождения семей с РАС. Нами выдвинута гипотеза о том, что, при наличии у матерей, воспитывающих детей с РАС, позитивного самоотношения и принятия болезни ребенка симптомы родительского выгорания будут менее выражены.
 
Методы
Представлены результаты обсервационного одномоментного аналитического исследования, проведенного на базе Краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайский краевой центр психологопедагогической и медико-социальной помощи». В выборку были включены 80 женщин, которые воспитывают детей с РАС, имеющих официальный диагноз F84.0, F84.1, F84.4. Средний возраст матерей 36,45±4,78 лет. Средний возраст детей 6,32±2,26 лет. Ребенок с РАС: единственный — в 46% семей, младший — в 24% семей, старший — в 30% семей. В центре с детьми проводят занятия дефектолог и психолог. Из выборки исключены матери, у чьих детей симптомы РАС наблюдались менее 1-го года, поскольку небольшой срок заболевания мог оказать влияние на результаты исследования. Также исключались женщины, воспитывающие нескольких детей с нарушениями развития [13; 14].
В исследовании применялись методики [14]:
  • методика «Диагностика отношения к болезни ребенка» (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой, использована для исследования отношения матери к болезни ребенка;
  • опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой, определяет выраженность развития симптомов родительского выгорания;
  • «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), применен для изучения эмоционального взаимодействия матери и ребенка;
  • «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, применен для изучения параметров самоотношения личности у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Математико-статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 с применением корреляционного анализа Спирмена. Опросы проводились в индивидуальной форме, каждый длился около 30 минут. Матери участвовали в исследовании на основе добровольного информированного согласия.
 
Результаты
В таблице 1 представлены характеристика выборки исследования с позиции выраженности симптомов родительского выгорания.
Большинство матерей (65%), принимавших участие в исследовании, имеют высокий и средний уровень эмоционального истощения. 35% матерей характеризует выраженный и средний показатели деперсонализации. Сомнения в своей родительской компетентности испытывают более 40% матерей.
Для выявления взаимосвязей между симптомами родительского выгорания и типами отношения к болезни ребенка использован корреляционный анализ Спирмена. Результаты представлены в таблице 2. Получены положительные корреляционные взаимосвязи симптома эмоциональное истощение с нозогнозией (r=0,324; p=0,003) и общей напряженностью (r=0,260; p=0,02); симптома деперсонализация и нозогнозия (r=0,317; p=0,004) и отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома редукция родительских достижений с нозогнозией.
Таким образом, преувеличение тяжести болезни ребенка, эмоционально напряженное отношение к заболеванию ребенка связаны с большим риском развития симптомов родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС.
Взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и типами эмоционального отношения к ребенку у матерей, воспитывающих детей c РАС, выявлялись с помощью применения корреляционного анализа Спирмена. Результаты представлены в таблице 3.
 
Таблица 1. Характеристика выборки исследования
 

 

Уровень симптома

Эмоциональное истощение

Число человек (%)

 

Деперсонализация

Число человек (%)

Редукция родительских достижений

Число человек (%)

Низкий уровень L

0—15

26 (32,5%)

0—5

42 (52,5%)

37 и больше

36 (45%)

Средний уровень М

16—24

26 (32,5%)

6—10

25 (31,25%)

36—31

26 (32,5%)

Высокий уровень Н

25 и больше

28 (35%)

11 и больше

13 (16,25%)

30 и меньше

18 (22,5%)

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов отношения к болезни ребенка у матерей, воспитывающих детей с РАС
 

Параметры

Показатель

Интернальность

Тревога

Нозогнозия

Контроль активности

Общая напряженность

Эмоциональное истощение

r

0,118

0,106

0,324**

0,007

0,260*

p

0,295

0,348

0,003

0,953

0,020

N

80

80

80

80

80

Деперсонализация

r

0,179

–0,053

0,317**

–0,007

0,173

p

0,111

0,640

0,004

0,949

0,125

N

80

80

80

80

80

Редукция родительских достижений

r

–0,177

–0,002

–0,281*

0,003

–0,189

p

0,116

0,984

0,012

0,980

0,094

N

80

80

80

80

80

Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — число человек.
 
Таблица 3. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов эмоционального отношения к ребенку у матерей, воспитывающих детей с РАС
 

Параметры

Показатель

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция родительских достижений

Понимание причин состояния

r

–0,017

–0,136

0,041

p

0,883

0,229

0,716

N

80

80

80

Способность к сопереживанию

r

–0,101

–0,023

0,051

p

0,375

0,839

0,652

N

80

80

80

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком

r

–0,242*

–0,219

0,133

p

0,031

0,051

0,239

N

80

80

80

Безусловное принятие

r

–0,184

–0,227*

0,121

p

0,102

0,043

0,284

N

80

80

80

Отношение к себе как к родителю

r

–0,005

–0,026

0,023

p

0,967

0,819

0,838

N

80

80

80

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия

r

–0,149

–0,056

0,128

p

0,188

0,619

0,258

N

80

80

80

Стремление к телесному контакту

r

0,166

0,150

–0,210

p

0,142

0,186

0,062

N

80

80

80

Оказание эмоциональной поддержки

r

0,014

0,138

–0,118

p

0,899

0,224

0,297

N

80

80

80

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

r

0,373**

0,337**

–0,414**

p

0,001

0,002

0,001

N

80

80

80

Умение воздействовать на состояние ребенка

r

–0,107

–0,118

0,059

p

0,346

0,299

0,602

N

80

80

80

Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — число человек.
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома эмоциональное истощение со шкалой «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком» (r=–0,242; p=0,031) и положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=0,373; p=0,001).
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома деперсонализация со шкалой «Безусловное принятие» (r=–0,227; p=0,043) и положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=0,337; p=0,002).
Получена отрицательная корреляционная взаимосвязь симптома «Редукция родительских достижений» со шкалой «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (r=–0,414; p=0,001).
Положительные эмоции, которые мать испытывает, проводя время с ребенком, являются психологическим ресурсом и фактором, сдерживающим развитие симптома эмоционального истощения. Безусловное принятие своего ребенка является психологическим ресурсом, препятствующим развитию деперсонализации. С другой стороны, появление симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений связано с ориентацией матери на состояние ребенка при построении взаимодействия, вероятно, потому, что мать испытывает сложности в понимании состояния своего ребенка и особенностей его заболевания.
В представленном исследовании с помощью корреляционного анализа Спирмена определены взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и характеристиками самоотношения матерей, воспитывающих детей c РАС. См. таблицу 4.
Таблица 4. Результаты корреляционного анализа симптомов родительского выгорания и типов отношения к болезни ребенка
 

Параметр

Показатель

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция родительских достижений

S — интегральное самоотношение

R

–0,423**

–0,369**

0,371**

P

0,001

0,001

0,001

N

80

80

80

Шкала I — самоуважение

R

–0,437**

–0,338**

0,354**

P

0,001

0,002

0,001

N

80

80

80

Шкала II — аутосимпатия

R

–0,306**

–0,293**

0,296**

p

0,006

0,008

0,008

N

80

80

80

Шкала III — ожидаемое отношение от других

r

–0,190

–0,184

0,210

p

0,091

0,102

0,061

N

80

80

80

Самоинтерес

r

–0,136

–0,111

0,098

p

0,227

0,327

0,388

N

80

80

80

Самоуверенность

r

–0,423**

–0,333**

0,380**

p

0,001

0,003

0,001

N

80

80

80

Отношение других

r

–0,094

0,048

0,128

p

0,405

0,675

0,257

N

80

80

80

Самопринятие

r

–0,295**

–0,351**

0,203

p

0,008

0,001

0,071

N

80

80

80

Самопоследовательность

r

–0,043

–0,156

0,048

p

0,703

0,167

0,675

N

80

80

80

Самообвинение

r

0,211

0,261*

–0,226*

p

0,061

0,019

0,044

N

80

80

80


 

Параметр

Показатель

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция родительских достижений

Самоинтерес

r

–0,210

–0,144

0,157

p

0,061

0,202

0,163

N

80

80

80

Самопонимание

r

–0,396**

–0,155

0,251*

p

0,001

0,170

0,025

N

80

80

80

Примечание: r — коэффициент корреляции, p — уровень значимости, «*» — р£0,05, «**» — р£0,01 N — количество человек
 
Получены отрицательные корреляционные взаимосвязи симптома эмоциональное истощение со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=–0,369; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=-0,437; p=0,001), II — «Аутосимпатия» (r=–0,306; p=0,006), «Самоуверенность» (r=–0,423; p=0,001), «Самопринятие» (r=–0,295; p=0,008), «Самопонимание» (r=–0,396; p=0,001).
Получены отрицательные корреляционные взаимосвязи симптома «Деперсонализация» со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=–0,369; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=–0,338; p=0,002), II — «Аутосимпатия» (r=-0,293; p=0,008), «Самоуверенность» (r=–0,333; p=0,003), «Самопринятие» (r=–0,351; p=0,019), а также положительная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Самообвинение» (r=0,261; p=0,019).
Получены положительные корреляционные взаимосвязи симптома редукция родительских достижений со шкалами S — «Интегральное самоотношение» (r=0,371; p=0,001), I — «Самоуважение» (r=0,354; p=0,001), II — «Аутосимпатия» (r=0,296; p=0,008), «Самоуверенность» (r=0,308; p=0,001), «Самопонимание» (r=0,251; p=0,025), а также отрицательная корреляционная взаимосвязь со шкалой «Самообвинение» (r=–0,226; p=0,044).
Полученные корреляционные взаимосвязи между симптомами родительского выгорания и шкалами самоотношения матерей, воспитывающих детей с РАС, позволяют нам построить следующие заключения.
Позитивное самоотношение, основанное на аутосимпатии, самоуважении, самопонимании, самопринятии, уверенности в собственных силах, является ресурсом и препятствует развитию симптомов эмоционального истощения и деперсонализации, редукции родительских достижений у матерей, воспитывающих детей с РАС.
В исследовании выявлено, что матери, которым присуще самообвинение, склонны ощущать свою родительскую некомпетентность, испытывать симптомы родительского выгорания.
Результаты настоящего исследования согласуются с результатами, полученными О.И. Богачевой, М.В. Ивановым, Н.В. Симашковой, которые определили, что матерям трудно поверить в факт наличия психиатрического диагноза у их детей, а проявления болезни они часто психологизируют, будучи склонны объяснять нарушения поведения и отставание в развитии ребенка чертами его характера, «стеснительностью» или другими индивидуальными особенностями [1].
Выводы
Поиск и развитие психологических ресурсов у матерей, воспитывающих детей с РАС, является важной задачей психологического сопровождения семьи.
  1. Гармоничное отношение к болезни ребенка является фактором, сдерживающим развитие родительского выгорания у матерей, воспитывающих детей с РАС. Преувеличение тяжести болезни ребенка, общая напряженность способствуют развитию симптомов родительского выгорания.
  2. Положительные эмоции, которые испытывает мать в процессе взаимодействия с ребенком, безусловное его принятие, выступают в роли психологического ресурса, который сдерживает появление симптоматики родительского выгорания; при этом чрезмерная ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним способствует развитию симптомов родительского выгорания, что связано также с ключевыми дефицитами ребенка с РАС.
  3. Позитивное самоотношение, основанное на аутосимпатии, самоуважении, самопонимании, самопринятии, уверенности в собственных силах, является внутренним ресурсом матери ребенка с РАС. Поэтому такое самоотношение, по мнению ряда авторов [14], способствует снижению или предотвращению развития симптомов родительского выгорания.
В дальнейшем представляется целесообразным исследовать ресурсы матерей, имеющих детей с разной степенью тяжести РАС. Также интерес представляет изучение психологических ресурсов отцов, которые воспитывают детей с РАС.
Результаты представленного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, дефектологов, медицинских психологов по комплексному сопровождению семьей, воспитывающих детей с РАС, в части развития психологических ресурсов семьи, профилактики и коррекции симптомов родительского выгорания.

Литература

  1. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Опыт апробации психообразовательной программы для семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Клиническая и специальная психология. Том 12. № 1. С. 126—149. DOI:10.17759/cpse.2023120106
  2. Божкова Е.Д., Баландова О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Современные технологии в медицине. 2020. Т. 12. № 12. С. 111—120.
  3. Василенко В.Е., Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский и повседневный стресс у матерей детей раннего и дошкольного возраста // Консультативная психология и психотерапия. Том 29. № 4. С. 27—48. DOI:10.17759/cpp.2021290403
  4. Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки: Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. 10 с.
  5. Гринина Е.С., Бессонова А.А. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра // Auditorium: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2. 4 с.
  6. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник МГОУ: Серия«Психологические науки». 2013. № 4. С. 31—40.
  7. Ефимова И.Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. 2013. № 4. С. 206—215.
  8. Ефимова И.Е. Результаты исследования чувства вины у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6. С. 254—257.
  9. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. Санкт-Петербург: Каро, 672 с. ISBN 5-89815- 704-2.
  10. Квасова Л.К. Психологические особенности эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей младенческого возраста // Медицинская психология в России. 2019. T. 11. № 1. С. 1—3. DOI:10.24411/2219-8245-2019-11030
  11. Кисова В.В., Конева И.А. Родительская позиция в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 1. С. 12—19. DOI:10.17759/2022200102
  12. Конева И.А., Краснова Е.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их коррекция // Проблемы современного педагогического образования. № 63-4. С. 113—116.
  13. Кузьмина А.С., Кривошей К.О., Голованова Л.В. Предикторы родительского выгорания женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Психолог. 2024. № 2. С. 69—80. DOI:10.25136/2409-2024.2.43408
  14. Кузьмина А.С., Стоянова И.Я., Кривошей К.О. Симптомы родительского выгорания матерей, воспитывающих ребенка с РАС // Научный форум: Сибирь. 2023. Т. 9. № 2. С. 42—44.
  15. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. № 62. С. 18—37. DOI:10.17223/17267080/62/3
  16. Миланич Ю.М. Родительское отношение к ребенку с нарушениями психофизического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2010. Т. 5. № 3. С. 44—54.
  17. Морозов С.А., Морозова С.С., Тарасова Н.В. и др. Исследование отношений внутри семьи, имеющей ребенка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением // Аутизм и нарушения развития. Т. 21. № 1. С. 89—93. DOI:10.17759/autdd.2023210110
  18. Морозов С.А., Чигрина С.Г. Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 2. С. 78—84. DOI:10.17759/autdd.2022200209
  19. Никольская И.М. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5. № 2. С. 7—11.
  20. Печникова Л.С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь: материалы всероссийской. научно-практической конференции (22—25 сент. 1998 г.). Москва: Грааль, 1998. С. 73—74. ISBN 5-7873-0031-4.
  21. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. канд. психол. наук / МГУ. Москва, 1997. 23 с.
  22. Попова Е.Д., Тимофеева О.В. Специфика отношения родителей к детям с аутизмом // Молодой ученый. № 38. С. 197—200.
  23. Солондаев В.К., Писарева М.В. Психическое состояние родителей при заболеваниях детей раннего возраста // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 1. С. 52—57. DOI:10.17759/autdd.2024220107
  24. Четвертухина М.В. Родительская компетентность: влияние родительского отношения к ребенку на протекание кризиса трех лет // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 2. С. 87—97. DOI:10.17759/bppe.2023200207
  25. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство: учебное пособие. Москва: Московский психолого- социальный институт, 2018. 126 с. ISBN 978-5-9770-0952-2.
  26. Estes A., Munson J., Dawson G. et al. Parenting stress and psychological functioning among mothers of preschool children with autism and developmental delay // Autism. 2009. Vol. 13. № 4. Pp. 375—387. DOI:10.1177/1362361309105658
  27. Mikolajczak , Brianda M. E., Avalosse H. et al. Consequences of parental burnout: its specific effect on child neglect andviolence // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 80. Pp. 134—145. DOI:10.1016/j.chiabu.2018.03.025
  28. Mikolajczak , Gross J.J., Stinglhamber F. et al. Is Parental Burnout Distinct From Job Burnout and Depressive Symptoms? // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 8. № 4. Рp. 673—689. DOI:10.1177/2167702620917447
  29. Mikolajczak M., Roskam I.A. Theoretical and Clinical Framework for Parental Burnout: The Balance Between Risks and Resources (BR ) // Frontiers in Psychology. Vol. 9. Article № 886. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00886

Информация об авторах

Кузьмина Анна Сергеевна, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5864-7120, e-mail: annakuz87@yandex.ru

Стоянова Ирина Яковлевна, доктор психологических наук, профессор, профессор, кафедра психотерапии и консультирования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (ФГБОУ ВО НИ ТГУ), Тамбов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2483-9604, e-mail: ithka1948@mail.ru

Кривошей Кристина Олеговна, Ассистент кафедры клинической психологии Института гуманитарных наук, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2948-2245, e-mail: krivosheypsy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 92
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 74

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12