Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 4. С. 85–92
doi:10.17759/bppe.2024210408
ISSN: 2658-3100 (online)
Культура общения в системе «родитель — ребенок» как условие снижения тревожности младших школьников
Аннотация
В работе описываются результаты реализации программы, ориентированной на изучение зависимости тревожности младших школьников от культуры общения с ними их родителей. Разработав и реализовав диагностическую программу, направленную на изучение уровня тревожности детей младшего школьного возраста, и получив данные о том, что для абсолютного большинства респондентов характерен уровень тревожности, превышающий нормативные показатели, типичные для данной возрастной категории, мы предположили, что причиной этого может быть отсутствие у родителей необходимых знаний и умений организации общения с детьми. Разработав и реализовав в практике исследования диагностическую программу, направленную на изучение культуры общения родителей, мы выявили прямую зависимость между уровнем тревожности детей и культурой общения с ними со стороны их родителей. Сделанный вывод свидетельствует о необходимости разработки и целенаправленной реализации в практике работы с детьми и их родителями системы психолого-педагогического сопровождения процесса оптимизации общения родителей со своими детьми и, как следствие, снижения тревожных состояний у младших школьников.
Общая информация
Ключевые слова: тревожность, общение, культура, детско-родительское общение, младший школьный возраст
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210408
Получена: 28.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Серебрякова Т.А., Краева И.В. Культура общения в системе «родитель — ребенок» как условие снижения тревожности младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 85–92. DOI: 10.17759/bppe.2024210408
Полный текст
Введение
Одной из актуальных проблем, к которым обращаются ученые, была и остается проблема общения (работы Н.И. Верещагиной, Е.Н. Гвоздевой, О.В. Горбатовой, А.С. Никулиной, А.А. Шалиной и т.д.). Более того, как полагают А.Н. Васильева [Васильева, 1990], Н.В. Формановская [Формановская, 2018], Р.П. Хакуринова [Хакуринова, 2012] и некоторые другие исследователи, современность характеризуется не только активизацией интереса к проблеме общения, но и изучением культуры общения как фактора, характеризующего и культуру человека, и культуру общества в целом (труды В.Л. Бенина, Е.М. Верещагина, Л.К. Гейхман, И.А. Ильяевой и др.).
Рассматривая общение как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» (Ч. Кули [Кули, 2001, с. 319]), «процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга» (Д.К. Льюис [Льюис, 2002, с. 15]), «осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью» (О.Н. Чарыкова, З.Д. Попова, И.А. Стернин [Чарыкова, 2012, с. 212]) и объективно доказав, что общение — это единственно возможный путь сохранения, передачи и приумножения культурно-исторического наследия человечества, ученые (Э. Берн, Дж. Мид, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.C. Выготский, В.П. Конецкая, М.И. Лисина, A.B. Петровский и др.) установили, что особое значение оптимально организованное общение имеет на базовых уровнях онтогенеза, когда ребенок только лишь начинает постигать тайны и законы окружающего его мира, максимально «открыт» тому социальному опыту, который, по мнению А.А. Реана, выступает важнейшим механизмом развития его личности, «фундаментом, который <…> определяет особенности его отношения к миру <…> объективно обусловливает становление самосознания, самооценки личности, <…> ее мировоззрения, системы ценностных ориентаций и т. д.» [Психология человека от, 2010, с. 232].
И, несомненно, говоря о культуре общения, касаются ученые и вопроса о роли именно культуры общения родителей с ребенком для его полноценного развития (Дж. Боулби, А. Фрейд, Э. Фромм, К Хорни, Э. Эриксон; Б.Г. Ананьев, З.К. Бгуашева, Л.С. Выготский, В.В. Дубанова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, А.А. Шалина и др.). Так, Дж. Боулби [Боулби, 2004] именно любовь и привязанность матери к ребенку и его ответные чувства рассматривает как важнейшие средства и эффективной коммуникации, и полноценного развития малыша.
Аналогичный вывод делает и З.К. Бгуашева [Бгуашева, 2017], говоря, что только лишь позитивное взаимодействие в системе «родитель — ребенок», признание и уважение взрослым ребенка как личности и индивидуальности будет способствовать развитию у него понимания собственной значимости и важности, ценностного отношения к себе и, как следствие, психологического здоровья и благополучия.
Вместе с тем, как показывают результаты многих современных ученых (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева, В.В. Николаева, А.А. Шалина и др.), именно характер и направленность взаимодействия ребенка с самыми близкими людьми — родителями — не позитивно, а негативно влияет на их здоровье и полноценное развитие [Серебрякова, 2023а].
Цель нашего исследования — изучение влияния общения с родителями на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
К данной проблеме мы обратились не случайно! Поступление в школу — новый этап в жизни ребенка, который вызывает у него много эмоций и переживаний, требующих от него большого напряжения (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева, В.В. Николаева, Л.А. Хотина и др.) и, как следствие, для многих учащихся начальных классов повышенный уровень тревожности — явление типичное. Родители же, общаясь с ребенком, далеко не всегда склонны учитывать данные состояния…
Результаты исследования
В структуре своего исследования мы выделили 3 направления.
1 направление — разработка и реализация программы мониторинга уровня тревожности детей младшего школьного возраста. Данная программа предполагала использование метода наблюдения и диагностического комплекса, включавшего методики: «Градусник» Ю.Я. Киселева, позволяющую оценить уровень ситуационно переживаемого эмоционального состояния [Рамендик, 2018]; «ДЕРЕВО» Д. Лампмена (в адаптации Л.П. Пономаренко), предполагающую оценку эмоционального состояния школьника [Психологическая профилактика дезадаптации, 1998]; «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина) [Леонова, 2007]. Мы считаем, что комплексное использование разработанной нами диагностической программы [Серебрякова, 2023б] не только позволит собрать максимально емкую информацию об уровне тревожности учащихся, но и даст возможность понять, что провоцирует появление тревожного состояния у каждого ребенка, и, как следствие, — спроектировать последующую работу с ними.
Наше исследование проводилось на базе одной из школ г. Нижнего Новгорода. Респондентами выступили учащиеся 2 класса.
Какие же результаты были получены?
Высокий уровень тревожности выявлен у 38% респондентов, принявших участие в нашем исследовании. Для них типичны высокая степень возбуждения, в обучении данные дети заранее настроены на неудачу, беспокоятся даже из-за незначительных проблем, со сверстниками практически не контактируют.
Средний уровень тревожности характеризуется более спокойным эмоциональным состоянием ребенка. В ситуациях, к которым уже успели адаптироваться, дети общительны, способны адекватно оценивать себя. С одноклассниками у данных детей отношения нейтральные, они принимают участие в беседах или играх, но сами инициаторами взаимодействия со сверстниками и взрослыми практически не выступают. Детей со средним уровнем тревожности нами выявлено 35% всей выборки.
Низкий уровень тревожности характеризуется минимальной интенсивностью возбуждения. Данные дети активно контактируют с одноклассниками, способны инициировать общение. В нашей выборке респондентов с низким уровнем тревожности лишь 27%.
Таким образом, у абсолютного большинства (73%) респондентов, принявших участие в нашем исследовании, уровень тревожности превышает допустимые нормативы.
Предположив, что причиной повышенного уровня тревожности детей может быть отсутствие у родителей знаний и умений в области организации продуктивного общения с детьми, целью 2 этапа нашего исследования мы определили проектирование и реализацию диагностической программы для родителей, направленной на изучение содержания, характера и направленности, а также культуры их общения с детьми.
Понимая под культурой общения активное межличностное субъект-субъектное взаимодействие людей, базирующееся на принципах взаимного уважения и принятия и предполагающее ориентацию общающихся друг на друга через учет их личных потребностей, интересов и возможностей [Курылева, 2023, с. 50], а также выделив в качестве важнейших показателей культуры общения характер, направленность и модальность эмоциональной окрашенности контактов родителей с ребенком и способность к проявлению ингибиции — фасилитации в процессе общения [Серебрякова, 2023], — в диагностическую программу для родителей мы включили методику «Направленность личности в общении» (НЛО-А) С.Л. Братченко, Опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина, а также Опросник ОДРЭВ (особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия) Е.И. Захаровой.
Результаты исследования по пакету диагностических методик для родителей свидетельствуют о том, что для большинства родителей (67%) наших воспитанников типичен средний уровень культуры общения со своими детьми. Их характеризует либо альтероцентристская (35% респондентов), либо манипулятивная направленность общения с детьми (32% родителей). Данные родители проявляют стремление понять ребенка лишь с целью управления его поведением, получения необходимой информации о ребенке в сочетании с собственной закрытостью и неискренностью. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Проявляя способность чувствовать эмоциональное состояние ребенка, они не стремятся к пониманию причин, его вызвавших, не склонны демонстрировать свои эмоции, сопереживая ребенку. Стремление к телесному контакту с ребенком у данных родителей ситуативно, что не может обеспечить ребенку полного удовлетворения потребности в безопасности и защищенности.
Высокий уровень культуры общения родителей с детьми типичен лишь для 19% родителей, принявших участие в нашем исследовании. Он характеризуется диалогической направленностью общения, устойчивой ориентацией родителей на равноправие в общении с ребенком, доверие и уважение к нему, стремлением к взаимопониманию и коммуникативному сотрудничеству и творческому развитию в общении со своими детьми. Данные родители полностью принимают своих детей, уважают их индивидуальность, стремятся проводить много времени с детьми, одобряют их интересы и планы. Они заинтересованы в делах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему, высоко оценивают как его интеллектуальные, так и творческие способности, испытывая чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стремясь быть с ним на равных, в спорных вопросах способны и готовы встать на точку зрения ребенка, поддержать его, в сложных ситуациях стремятся помочь, поддержать ребенка, вселить уверенность в своих силах, демонстрируя таким образом, что ребенок не одинок в решении проблем, а ошибочное решение не лишает его родительской любви и заботы.
Для 16% респондентов типичен низкий уровень культуры общения с детьми. Данных родителей отличает либо стремление к авторитарному общению родителя с ребенком, либо конформная направленность в общении. Воспринимая своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывая в отношении ребенка досаду, раздражение, обиду, не доверяя ребенку и не уважая его, но требуя от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, они стремятся навязать ребенку во всем свою волю. Данные родители не способны встать на точку зрения ребенка, чувствовать его эмоциональное состояние и сопереживать ребенку. Стремление к телесному контакту с ребенком у данных родителей отсутствует или, напротив, гипертрофировано, что не может обеспечить ребенку полного удовлетворения потребности в безопасности и защищенности.
Соотнеся уровни тревожности детей и уровни культуры общения с ними их родителей, мы обнаружили прямую зависимость между ними. Высокий уровень тревожности типичен исключительно для детей, родители которых демонстрируют низкий уровень культуры общения [Серебрякова, 2023а].
Выводы
Как отмечают в своем исследовании З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова и Д.В. Натарова, «одна из актуальных задач современной системы образования — не только дать знания обучающемуся, но и помочь ему адаптироваться к сложным, быстро меняющимся условиям жизни. Становится очевидной необходимость создания условий, которые в современном контексте обеспечиваются <…> современной методико-технической базой, способствующей специальному обучению и развитию у обучающихся навыков, которые они могут использовать в своей дальнейшей жизни» [Тюмасева, 2023]. По нашему мнению, к таким условиям можно отнести и систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у младших школьников через оптимизацию культуры общения в системе «родитель — ребенок».
Разработку, апробацию и последующее активное внедрение в практику работы с родителями данной системы психолого-педагогических мероприятий мы и определяем целью своей последующей исследовательской деятельности.
Литература
- Бгуашева З.К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 2-2. С. 18–25.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 247 с.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2001. 327 с.
- Курылева В.С., Суворова О.В., Серебрякова Т.А. Теоретико-методологическое осмысление проблемы культуры общения как фактора развития личности [Электронный ресурс] // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. Том 12. № 1 (42). С. 44–53. doi:10.12737/2306-1731-2023-12-1-44-53
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 311 с.
- Льюис Д. Тренинг эффективного общения: Самоучитель по искусству виртуозной коммуникации. М., 2002. 224 с.
- Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе: Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л.П. Пономаренко. Одесса: Одесский институт усовершенствования учителей, 1998. 118 с.
- Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. 651 с.
- Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 139 с.
- Серебрякова Т.А., Курылева В.С., Чивиткина Л.Н. Мониторинг как основа оптимизации процесса культуры общения между участниками образовательного процесса [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 4 (115). С. 294–304. doi:10.51944/20738528_2023_4_294
- Серебрякова Т.А., Чивиткина Л.Н., Курылева В.С., Кожирнова Е.С. Проблема культуры общения как актуальная проблема современности // Обзор педагогических исследований. 2023. Том 5. № 1. С. 229–237.
- Серебрякова Т.А., Швецова И.В. Результаты апробации экспериментальной программы изучения тревожности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2023. Вып. 79. Ч. 1. С. 353–356.
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Натарова Д.В. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2023. Том 11. № 1. doi:10.26795/2307-1281-2023-11-1-1
- Формановская Н.В. Культура общения и речеповедения. М.: ИКАР, 2018. 238 с.
- Хакуринова Р.П. Культура общения в адыгском этносе: Дисс. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 162 с.
- Чарыкова О.Н. Основы теории языка и коммуникации. М.: ФЛИНТА, 2012. 312 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 33
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 3
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2