Обучение сотрудников использованию средств АДК с помощью программы «Макатон» в учреждении социального обслуживания для детей с ТМНР

19

Аннотация

Актуальность и цель. Невозможность полноценной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) ограничивает их развитие и затрудняет жизнь в социуме. От 72% до 96% воспитанников специализированных учреждений социального обслуживания не говорят или же используют устную речь ограниченно. Эффективность применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) зависит не только от уровня функционирования человека с ТМНР, но и от качества коммуникативной среды. Проведена оценка результативности разработанной и апробированной обучающей программы для взрослых «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”» для предоставления средств коммуникации людям с ТМНР.

Методы и методики. В исследовании участвовали 82 сотрудника учреждения «Мой особый семейный центр “Семь-Я”», проходившие обучение по программе «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”» в 2022—2023-м годах. Использованы: анкетирование, беседа, наблюдение, констатирующее исследование, обучающий эксперимент. Проведены: анализ документации и качественно-количественный анализ результатов для оценки эффективности обучения.

Результаты. 75 обученных сотрудников из 82-х используют средства АДК в работе, тогда как в начале исследования только один сотрудник пользовался АДК. У обучившихся сотрудников сформирован понятийный аппарат в области АДК; на основе мультимодального подхода средства АДК используются в коррекционноразвивающих занятиях и в повседневной жизни воспитанников. Воспитатели делают паузы, создавая детям ситуации для ответа и выбора, общаются не только при помощи слов, но и жестов приветствия и прощания, побуждая детей к коммуникации.

Выводы. Разработанная программа показала результативность в обучении сотрудников средствам АДК с помощью программы “Макатон”. Качество коммуникативной среды для воспитанников с ТМНР из учреждений социального обслуживания зависит от обеспечения достаточного уровня компетентности всех сотрудников, не только педагогов, от использования средств АДК, материально-технических, методических условий. Обучение сотрудников учреждения применению в работе мультимодальной коммуникации помогает обеспечить детям качественную коммуникативную среду, облегчая процессы социализации и обучения.

Общая информация

Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, тяжелые множественные нарушения развития, стационарные учреждения социального обслуживания, обучение взрослых, компетентность

Рубрика издания: Научные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230102

Благодарности. Автор благодарит за наставничество и помощь в работе над статьей О.В. Караневскую, кандидата педагогических наук, доцента Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета

Получена: 11.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Григорьева Е.С. Обучение сотрудников использованию средств АДК с помощью программы «Макатон» в учреждении социального обслуживания для детей с ТМНР // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 13–22. DOI: 10.17759/autdd.2025230102

Полный текст

Введение
Качество жизни, возможность активного участия в повседневной жизни у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) во многом зависит от создания специальных условий, в том числе от возможности использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Реализация этих условий зависит от кадрового обеспечения специализированных учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь детям с ТМНР [Гнеденко]. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р [Концепция развития в], указывает, что одним из ведущих направлений работы с детьми этой категории является внедрение практик развивающего ухода, в том числе с использованием средств АДК. На практике, компетенциями в этой области владеет лишь малая часть сотрудников. Поэтому крайне остро стоит вопрос поиска путей повышения уровня знаний и приобретения навыков в использовании и применении средств АДК сотрудниками специализированных учреждений социального обслуживания для работы с детьми с ТМНР.
По данным Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, общая численность получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации на первое полугодие 2023 года составляет 179 тысяч 773 человека. Из этого числа — семьи инвалида или инвалидов, в том числе имеющие ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, составляет 3 тысячи 435 человек. Это 1,88% от общей численности получателей социальных услуг [Сведения о получателях]. В учреждениях социального обслуживания большинство воспитанников с ТМНР не используют речь как основное средство коммуникации, в частности, от 72% до 96% воспитанников учреждений не говорят или же используют устную речь ограниченно [Ананьева]. Отсутствие доступных ребенку и понятных окружающим средств общения не только значительно осложняют процессы обучения, воспитания и социализации, но и ухудшает прогнозы включения взрослеющего ребенка в социум [Романова]. Исследования особенностей развития и включения в жизнь детей с ТМНР [4; 6; 10 и др.], указывают на то, что центральным для оказания помощи является комплексный подход. Специфика обучения АДК предполагает широкое использование полученных навыков [Рыскина], иначе навыки коммуникации останутся «учебными», то есть ребенок будет ими пользоваться только с конкретными людьми в структурированной ситуации. Поэтому в учреждении необходимо создание эффективной коммуникативной среды, поддерживающей общение ребенка в социуме [Караневская; Колдуэлл; Коэн; Хьюэтт; Light], что предполагает как обеспечение достаточной компетентности взрослых из его окружения: специалистов, членов семьи [Караневская, а; Коэн; Фадина], так и использование разных стратегий внедрения и применения АДК [Бондарь; Фон Течнер; Хайдт; Beukelman; Crowe; Holyfield].
Цель исследования, проведенного центром “Семь-Я”, — определение эффективности систематического обучения сотрудников государственного учреждения социального обслуживания для детей с ТМНР методам АДК по обучающей программе для взрослых «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”». Была выдвинута гипотеза: эффективность коммуникативной среды для воспитанников с ТМНР, получающих помощь в учреждениях социального обслуживания, зависит от обеспечения достаточного уровня компетентности сотрудников в использовании средств АДК и от реализации ряда условий: материально-технических, методических и кадровых.
 
Материалы и методы
Языковая программа «Макатон» была создана в 1970-х годах британским логопедом-дефектологом Маргарет Уокер. Данная программа использует одновременно звучащую речь, жесты и картинки-символы. Специалистами центра была проведена адаптация языковой программы “Макатон”» путем добавления под картинки-символы напечатанных слов.
Были решены следующие задачи:
  • проведён анализ научно-теоретической и методической литературы по внедрению и использованию средств АДК;
  • определены условия и состав экспериментальной группы;
  • создан инструмент для выявления уровня компетенции у сотрудников по использованию средств АДК;
  • проведен качественный и количественный анализ исследования для оценки эффективности обучающих занятий.
При констатирующем этапе исследования использовались анкетирование и беседа. Во время обучающего эксперимента и при промежуточной оценке эффективности обучающих занятий использовался метод наблюдения.
Повышение уровня компетенций сотрудников по использованию средств АДК достигалось специальной педагогической технологией, включающей как обучение, так и поддержание полученных навыков у прошедших обучение.
Основные этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа: подготовительный, этап констатирующего исследования, обучающий эксперимент.
На первом (подготовительном) этапе:
  • был проведен анализ специальной литературы по теме исследования,
  • два специалиста-логопеда прошли сертифицированное обучение по модулям с 1-го по 4-й тренинга
«Базовый уровень программы “Макатон”»;
  • в группах установлены коммуникативные доски для размещения фотографий, графических изображений, напечатанных слов;
  • определены методы оценки актуального уровня знаний в области АДК у сотрудников учреждения.
Второй этап состоял из констатирующего исследования:
  • была проведена процедура первичной оценки уровня компетенций в области АДК у сотрудников учреждения (участников исследования);
  • разработана программа по обучению взрослых, работающих с детьми с ТМНР, «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы «”Макатон”».
Третий этап исследования проводился в рамках обучающего эксперимента. Целью этапа являлась апробация программы по обучению взрослых, работающих с детьми с ТМНР, «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”». Проведена повторная процедура оценки уровня компетентности специалистов в области АДК.
Поскольку одним из центральных условий эффективного использования средств АДК является владение средствами всеми взрослыми, ухаживающими за ребенком, в том числе и не работающими напрямую с детьми, для обучения привлекались сотрудники из разных подразделений центра: старший воспитатель, медицинская сестра, педагог-психолог, младший воспитатель, помощник воспитателя (учебно-вспомогательный персонал), воспитатели (педагогический персонал). Данные об участниках эксперимента приведены в табл. 1.
Процедура проведения первичной оценки уровня компетенций сотрудников в области применения АДК
Для определения уровня компетенций и мотивации по использованию средств АДК для сотрудников учреждения социального обслуживания была разработана «Анкета по выявлению компетенций по использованию средств АДК». Анкета состоит из вводной части и основной. Основная часть включает 11 вопросов, позволяющих получить представления о знаниях сотрудников в области АДК, об опыте обучения и использования средств АДК, о желании и возможности их использовать. Часть вопросов были закрытыми, то есть давались ответы да или нет, некоторые вопросы предполагали открытые ответы.
 
Результаты
Во время анкетирования на втором этапе исследования были выделены четыре ключевых вопроса «Анкеты по выявлению компетенций по использованию средств АДК»: «Вы знаете, что такое АДК?», «Проходили вы обучение по АДК?», «Вы используете в своей работе АДК?», «Какие средства АДК вы используете?».
Ответы сотрудников на ключевые вопросы анкеты представлены на рис. 1.
Анализ двух ответов дал такие результаты: на вопрос «Вы знаете, что такое АДК?» положительный ответ дали 13 человек из 82. На вопрос «Вы используете АДК?» положительный ответ дал только один сотрудник.
Во время беседы выяснилось, что все педагогивоспитатели использовали предметные или сюжетные изображения на коррекционно-развивающих занятиях, но для самостоятельного применения воспитанниками они не предназначались и не рассматривались как средства АДК. Даже если воспитатель имел представления об АДК, у него не было практического опыта применения. Знания в области АДК не использовались, так как это сложная задача, требующая комплекса мер: материального обеспечения, знания стратегий, контроля за применением.
 
Таблица 1
Характеристики участников исследования (образование, профессия, стаж) (3 этап)
 

Общая численность сотрудников, принявших участие в эксперименте

82 человека

мужчин

женщин

2

80

С высшим образованием педагогической направленности (профиля)

17 человек

Учитель-дефектолог — 1

воспитатели— 12 старший воспитатель — 1

педагоги дополнительного образования — 2 педагог-психолог — 1

Со средним профессиональным образованием

49 человек медицинская сестра — 1

младший воспитатель — 26 помощник воспитателя — 22

Со средним профессиональным образованием педагогической направленности (профиля)

14 человек:

воспитатель — 14

С основным общим образованием

2 человека

помощник воспитателя — 2

Число участников исследования, чей стаж работы в учреждении составляет:

до 5 лет

от 5 до 30 лет

больше 30 лет

22 человека

26,83%

44 человека

53,66%

16 человек

19,51%

Число участников исследования в возрасте:

до 30 лет

от 30 до 55 лет

от 55 лет

12 человек

14,63%

34 человека

41,18%

36 человек

43,90%

 
 
Рис. 1. Ответы сотрудников на ключевые вопросы анкеты (по горизонтали число ответивших сотрудников)
 
Наибольший уровень осведомленности об АДК имели учитель-дефектолог и воспитатели, имеющие высшее педагогическое образование. Не имели понятия об АДК сотрудники учебно-вспомогательного, медицинского, психолого-педагогического подразделений учреждения. Из всех участников исследования только учитель-дефектолог использовал средства АДК на коррекционно-развивающих занятиях.
Для обучения по программе в социальном учреждении было проведено уточнение числа специалистов в разных областях коррекционной педагогики, психологии, также к обучению была привлечена медицинская сестра (рис. 2).
На основании полученных данных сделан вывод о недостаточном уровне компетентности в области АДК у сотрудников всех специальностей, принявших участие в констатирующем этапе исследования, за исключением учителя-дефектолога.
Программа «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью символов и жестов языковой программы ”Макатон”»
После первичной оценки компетенций в области АДК у участников исследования была разработана программа по повышению уровня знаний и практического опыта применения средств АДК в работе с детьми с ТМНР «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью символов и жестов языковой программы «”Макатон”». Программа была утверждена как рабочий проект учреждения.
Программа состоит из двух циклов обучения.
Один цикл равен одному году.
Все занятия были разделены на: вводные, занятия по развитию двигательных навыков, игровые, сюжетно-ролевые.
На 3 этапе исследования в рамках обучающего эксперимента была проведена апробация программы. Все сотрудники были разделены на две подгруппы. В одну подгруппу входили младшие воспитатели и помощники воспитателей, во вторую — воспитатели, специалисты, медицинские работники.
Ведущими специалистами для реализации обучения по программе «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы «Макатон» были два логопеда, прошедших сертифицированное обучение [Бондарь].
Мы использовали языковую программу «Макатон», поскольку именно это программа предлагает мультимодальный подход к обеспечению коммуникации: в ней согласовано используются жесты, пиктограммы (графические символы) и звучащая речь. При необходимости, дополнительно используются предметы, напечатанные слова. При помощи языковой программы формируются разные коммуникативные умения, такие как умение делать выбор, просить, отказываться, комментировать.
Рис. 2. Количественный показатель специальностей участников эксперимента
 
В течение 2022 и 2023 годов проведено обучение двух групп сотрудников (рис. 3.):
  • в 2022 году обучение прошли 39 сотрудников (по первому циклу занятий),
  • в 2023 году обучение прошли все 82 сотрудника. Из них 43 сотрудника по первому циклу занятий (первый год обучения), 39 сотрудников по второму циклу занятий (второй год обучения). Данные представлены в табл. 2.
В 2022 году первая группа приступила к изучению базового словаря, обеспечивающего взаимодействие по режимным моментам. В 2023 году к эксперименту были привлечены еще сотрудники. Часть сотрудников продолжили работу по накоплению словаря и беглости использования изученных ранее символов и жестов, другие только приступили к изучению базового словаря.
Использовались следующие формы обучения: подгрупповые занятия «Круг» (общая группа была разделена на две подгруппы), в ряде случаев использовались индивидуальные занятия по запросу:
индивидуальное обучение для нового сотрудника; консультации по запросу на особый символ-жест; супервизия; анализ конкретных случаев (kase-study), мозговой штурм, мастер-классы и пр.
На подготовительном этапе, предшествующем началу обучающих занятий, ведущими специалистами был подготовлен раздаточный материал в виде ламинированных карточек языковой программы «Макатон» для всех групп в учреждении.
У второй группы обучающихся, зачисленных на первый цикл занятий, в виде учебного материала использовался видеоматериал, снятый в период обучения первой группы.
Подгрупповые занятия «Круг» проводились два раза в неделю в течение 20—30-ти минут.
Все занятия имели общую структуру: «Приветствие», «Основная часть», «Рефлексия», «Прощание». В конце занятия обязательно проводилось обсуждение, в процессе которого каждый участник рассказывал о том, что нового узнал, какие чувства испытывал, было ли комфортно во время занятия. Обсуждались вопросы для следующей встречи.
В процессе первого года обучения реализовывались следующие направления:
  • информационно-просветительское,
  • мотивационное,
  • обучающее.
 
Рис. 3. Число сотрудников, прошедших обучение с 2022 по 2023 год
Таблица 2
Число сотрудников, прошедших обучение по системе «АДК-Макатон» (1-й и 2-й годы обучения)
 

Подгруппа

2022 г.

число человек

2023 г.

число человек

Результаты

I подгруппа

15

14

1 год обучения — изучено:

19 символов и жестов базового словаря, обеспечивающего взаимодействие по режимным моментам (бытовые действия, слова просьбы, слова социокультурного контекста)

II подгруппа

24

28

I подгруппа

 

16

2 год обучения — изучено:

20 символов и жестов, включающих понятия: мальчик-девочка, потом, всё, символы и жесты признаков предметов, названия значимых предметов

II подгруппа

 

24

Примечание: состав подгрупп: I подгруппа — социальный педагог/старший воспитатель, учитель-дефектолог, педагогпсихолог, педагоги дополнительного образования, воспитатели, медицинская сестра;II подгруппа — младшие воспитатели, помощники воспитателя.
 
При проведении первых ознакомительных занятий были выделены три основных вопроса, которые наиболее часто задают многие сотрудники: «Для чего нам это надо, наши дети и так слышат?», «Зачем, если дети выполняют инструкции по режимным моментам?», «Есть ли преемственность со взрослыми учреждениями, куда будут переходить дети?».
Для повышения мотивации и практического интереса в области применения АДК у сотрудников ведущие специалисты разработали и реализовали перечень игровых ситуаций затрудненного общения, и у взрослых появилась возможность понять и прочувствовать те трудности, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными средствами речевой коммуникации, возможность проанализировать свои ощущения, переживания внутри ситуации, выделить барьеры для коммуникации и возможные пути их преодоления.
В конце каждого года обучения проводились игры, направленные на обеспечение беглости использования изученных жестов и пиктограмм.
После первого года обучения проводилось повторное анкетирование с целью определения полезности полученных навыков у прошедших обучение сотрудников (рис. 4).
Важно отметить результат успешного обучения по программе: на вопрос повторной анкеты «Вы знаете, что такое АДК?» положительный ответ дали все 82 сотрудника. На вопрос «Вы используете АДК?» положительный ответ дали 75 сотрудников из 82.
 
Обсуждение результатов
Анализируя полученные данные, можно с уверенностью сказать, что уровень компетенций среди сотрудников, работающих с детьми с ТМНР, по внедрению и использованию средств АДК повысился:
  • разработана программа по повышению уровня знаний и практического опыта по применению средств АДК при работе с детьми с ТМНР «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью символов и жестов языковой программы “Макатон”»;
  • у сотрудников сформировался понятийный аппарат в области АДК;
  • педагоги учреждения используют средства АДК в повседневной жизни воспитанников и организуют коррекционно-развивающие занятия с применением технологий АДК;
  • у прошедших обучение сотрудников увеличился активный словарь символов и жестов языковой программы «Макатон»;
  • при общении с воспитанниками воспитатели стали делать паузы, создавать ситуации выбора, давая детям время для ответов;
  • здороваясь и прощаясь с детьми, сотрудники учреждения используют не только слова, но и жесты приветствия и прощания.
Особые условия. Часть сотрудников учреждения (медицинский персонал, помощники воспитателя) после обучения не используют средства АДК в работе с детьми. Это объясняется малым количеством посещаемых обучающих занятий для взрослых по системе АДК, а также сформировавшимся стереотипом работы, по «старинке». Очевидно, что использование средств АДК требует от взрослого дополнительных психологических и физических ресурсов.
 
Заключение
В настоящее время большая часть детей-инвалидов, получающих помощь в учреждениях социального обслуживания, испытывают значительные трудности речевой коммуникации, что объясняется тяжестью их состояния, поскольку большинство детей имеют тяжелые множественные нарушения развития, в том числе и сочетание выраженных интеллектуальных нарушений с расстройствами аутистического спектра. Такая картина кардинально меняет траекторию развития ребенка и пути помощи ему [Ананьева]. Большое значение имеет организация среды, в которой находится ребенок, отношение взрослых к состоянию ребенка и его принятие [Ананьева; Караневская].
Создание условий для обучения сотрудников является необходимой составляющей комплексной помощи детям с ТМНР.
Для обучения сотрудников, окружающих ребенка с ТМНР, требуется продолжительное время. Этот процесс может занять не один год, что связано не только с движением кадров, но и с разным уровнем исходного образования сотрудников, с отношением к целесообразности и к необходимости внедрения средств АДК. В рамках развития данного направления в государственном учреждении «Мой особый семейный центр “Семь-Я”», планируется работа по расширению и усложнению словаря символов и жестов у сотрудников, прошедших предыдущие этапы обучения. Разрабатывается комплекс мероприятий по включению в обучение вновь принятых сотрудников, а также по обучению использованию средств АДК в домашних условиях родителями. Также планируется написание адаптированных сказок с использованием средств АДК для закрепления полученных навыков у воспитанников.
Рис. 4. Результаты повторного анкетирования участников исследования
 
 
Теоретическая значимость исследования заключается в методологизации практического применения разработанной программы для повышения уровня компетенции персонала по использованию средств АДК при работе с детьми с ТМНР.
Практическая значимость исследования
Разработана программа повышения компетенций персонала, работающего с детьми с ТМНР, по использованию средств АДК на основе языковой программы «Макатон».
Выделены основные направления работы с персоналом и подобраны практические упражнения для закрепления полученных навыков.
Данная программа позволяет за непродолжительное время в игровой форме и без отрыва от работы освоить часто используемые жесты языковой программы «Макатон» взрослыми людьми, работающими с детьми с ТМНР. А также позволяет сотрудникам применить и закрепить полученные навыки на занятиях, непосредственно в своей работе.
Данная программа может быть внедрена в практику образовательных организаций, организаций, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения, а также организаций здравоохранения.

Литература

  1. Ананьева, И.О., Базарова, Н.Н., Горячева, Т.Б., Григорьева, Е.С., Женихова, К.В., Захарова, И.И., Иванова, И.Н., Караневская, О.В., Коровницына, И.А., Матвеева, Н.В., Никитина, Е.А., Окладников, В.О., Полякова, Е.М., Разуваева, Ю.А., Турусова, Н.А. (2022). Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания. (Караневская, О.В., ред.). М.: Теревинф. Anan’eva, I.O., Bazarova, N.N., Goryacheva, T.B., Grigor’eva, E.S., Zhenikhova, K.V., Zakharova, I.I., Ivanova, I.N., Karanevskaya, O.V., Korovnitsyna, I.A., Matveeva, N.V., Nikitina, E.A., Okladnikov, V.O., Polyakova, E.M., Razuvaeva, Yu.A., Turusova, N.A. (2022). [Teaching guidelines on using augmentative and alternative communication (AAC) in inpatient social care facilities]. (Karanevskaya, O.V., ed.). Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  2. Бондарь, Т.А. (Ред.). (2018). Макатон. Основной словарь. Часть 1. Символы. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики».
    Bondar’, T.A. (Ed.). (2018). [Makaton. Basic dictionary. Part 1. Symbols]. Moscow: Regional Charitable Community Organization “Tsentr lechebnoi pedagogiki”. (In Russ.).
  3. Гнеденко, Я.С., Караневская, О.В. (2022). Влияние использования альтернативной и дополнительной коммуникации на смягчение поведенческих трудностей детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. Аутизм и нарушения развития, 20(3), 65—79. DOI:10.17759/autdd.2022200307
    Gnedenko, S., Karanevskaya, O.V. (2022). Augmentative and Alternative Communication and Alleviating of the Behavioral Difficulties of Adolescents with Severe Multiple Developmental and Behavioral Disorders. Autism and Developmental Disorders (Russia), 20(3), 65—79. (In Russ.). DOI:10.17759/autdd.2022200307
  4. Жиянова, П.Л. (2020). Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей.(4-е изд.). М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
    Zhiyanova, P.L. (2020). [Formation of communication skills and speech in children with Down syndrome: guide for parents]. (4th ed.). Moscow: Blagotvoritel’nyi fond “Downside Up”. (In Russ.).
  5. Караневская, О.В., Бондарь, Т.А. (2020). Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов. Альманах Института коррекционной педагогики, (41), 86—96.
    Karanevskaya, O.V., Bondar’, T.A. (2020). Willingness to use augmentative and alternative communication by the specialists of children’s homes. Almanac Institute of special education, (41), 86—96. (In Russ.).
  6. Караневская, О.В., Легостаева, А.А. (2023). Как учить особого ребёнка коммуникации дома и в социальных учреждениях. М.: Теревинф.
    Karanevskaya, O.V., Legostaeva, A.A. (2023). [How to teach communication at home and in social institutions to a special child]. Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  7. Колдуэлл, Ф., Хорвуд, Д. (2024). Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма. Пер. с англ. М.: Теревинф.
    Caldwell, Ph., Worwood, J. (2024). Using Intensive Interaction and Sensory Integration: A Handbook for Those who Support People with Severe Autistic Spectrum Disorder. Trans. from Engl. Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  8. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года: Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 12.2021 № 3711-р. (2021). М. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (дата обращения: 31.01.2025).
    Concept for developing a system for comprehensive rehabilitation and habilitation for persons with disabilities, including children, in Russia, up until 2025: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from 18.12.2021 no. 3711-р. (2021). Moscow. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (viewed: 31.01.2025). (In Russ.).
  9. Коэн, М.Дж., Герхардт, П.Ф. (2021). Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг.
    Cohen, M.J., Gerhardt, P.F. (2021). Visual Supports for People with Autism: a Guide for Parents and Professionals. Trans. from Engl. Yekaterinburg: Rama Pablishing. (In Russ.).
  10. Пайкова, А.М., Бояршинова, О.С., Бондарь, Т.А., Комарова, М.И., Сафиуллина, Г.К., Моржина, Е.В., Белова, Я.В., Габдракипова, А.Л., Фадина, А.К., Ахтямова, Ю.А., Габдракипова, А.Л. (2024). Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов. (Бояршинова, О.С., ред.). (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Теревинф.
    Paikova, A.M., Boyarshinova, O.S., Bondar’, T.A., Komarova, M.I., Safiullina, G.K., Morzhina, E.V., Belova, Ya.V., Gabdrakipova, A.L., Fadina, A.K., Akhtyamova, Yu.A., Gabdrakipova, A.L. (2024). [Developmental care for children with severe and multiple developmental disabilities: collected information and guidelines for specialists]. (Boyarshinova, O.S., ed.). (2nd ed., reworked and appended). Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  11. Романова, Е.А., Зоводилкина, О.В., Караневская, О.В., Фадина, А.К., Попова, М.Г. (2019). Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домовинтернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования. (Царёв А.М., науч. ред.). Псков: ФРЦ ИН ТМНР.
    Romanova, E.A., Zovodilkina, O.V., Karanevskaya, O.V., Fadina, A.K., Popova, M.G. (2019). [Guidelines for creating specialized conditions for organizing education for children in the social protection system boarding schools, the framework of inclusive education included]. (Tsarev A.M., ed.). Pskov: Federal Resource Center for Intellectual Disabilities and Severe Multiple Developmental Disorders. (In Russ.).
  12. Рыскина, В.Л. (Ред.). (2018). Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации: информационно-методические материалы. СПб: Городской информационно-методический центр «Семья».
    Ryskina, L. (Ed.). (2018). [Alternative communication. Non-verbal communication technologies: informational guidelines]. Saint Petersburg: Gorodskoi informatsionno-metodicheskii tsentr “Sem’ya”. (In Russ.).
  13. Сведения о получателях социальных услуг за I полугодие 2023 г.: Приложение 5 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2014 года № S51н (в ред. Приказа Минтруда России от 11.2017 № 783н). (2023). М. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/295 (дата обращения: 31.01.2025).
    Information on recipients of social services for the 1st half of the year 2023: Appendix 5 to Order no. S51н of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from September 18, 2014 (as amended Order of the Ministry of Labor of Russia from 1S.11.2017 no. 783н). (2023). Moscow. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/295 (viewed: 31.01.2025). (In Russ.).
  14. Фадина, А.К., Новиков, А.Ю., Караневская, О.В., Битова, А.Л. (2020). Основные направления реализации междисциплинарного взаимодействия в оказании помощи детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей. Альманах Института коррекционной педагогики, (41), 53—62.
    Fadina, A.K., Novikov, A.Yu., Karanevskaya, O.V., Bitova, A.L. (2020). The main pathways of interdisciplinary interactions implementation in providing assistance to disabled children deprived of parental care. Almanac Institute of special education, (41), 53—62. (In Russ.).
  15. Фон Течнер, С., Мартинсен, Х. (2020). Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Пер. с норв. М.: Теревинф.
    Von Tetzchner, S., Martinsen, H. (2020). Introduction to Augmentative and Alternative Communication: Gestures and graphic signs for people with motor and intellectual disabilities, as well as autism spectrum disorders. Trans. from Norw. Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  16. Хайдт, К., Аллон, М., Эдвардс, С., Кларк, М.Дж., Кушман, Ш. (2021). Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. (2-е изд.). Пер. с англ. М.: Теревинф.
    Heydt, , Allon, M., Edwards, S., Clark, M.J., Cushman, C. (2021). Perkins activity and resource guide: A handbook for teachers and parents of students with visual and multiple disabilities. (2nd ed.). Trans. from Engl. Moscow: Terevinf. (In Russ.).
  17. Хьюэтт, Д., Фёрт, Г., Бабер, М., Харрисон, Т. (2018). Интенсивное взаимодействие. Руководство. Пер. с англ. СПб: Скифия.
    Hewett, D., Firth, G., Barber, M., Harrison, T. (2018). Intensive Interaction Handbook. Trans. from Engl. Saint Petersburg: Skifiya. (In Russ.).
  18. Beukelman, R., Light, J.C. (2020). Augmentative & Alternative Communication: Supporting Children and Adults with Complex Communication Needs. (5th ed.). Baltimore: London: Sydney: Paul H. Brookes.
  19. Crowe, B., Machalicek, W., Wei, Q., Drew, C., Ganz, J. (2022). Augmentative and Alternative Communication for Children with Intellectual and Developmental Disability: A Mega-Review of the Journal of Developmental and Physical Disabilities, 34(1), 1—42. DOI:10.1007/s10882-021-09790-0
  20. Holyfield, C. (2021). Comparative effects of picture symbol with paired text and text-only augmentative and alternative communication representations on communication from children with autism spectrum disorder. American Journal of Speech-Language Pathology, 30(2), 584—597. DOI:10.1044/2020_AJSLP-20-00099
  21. Light, J., McNaughton, D. (2014). Communicative competence for individuals who require augmentative and alternative communication: A new definition for a new era of communication? Augmentative and Alternative Communication, 30(1), 1—18. DOI:10.3109/07434618.2014.885080

Информация об авторах

Григорьева Екатерина Сергеевна, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2574-8852, e-mail: eka84@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 25
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 25

 Скачиваний PDF

За все время: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 19

 Всего

За все время: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 44

!
Портрет читателя
Пройти опрос