Аутизм и нарушения развития
2025. Том 23. № 1. С. 13–22
doi:10.17759/autdd.2025230102
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обучение сотрудников использованию средств АДК с помощью программы «Макатон» в учреждении социального обслуживания для детей с ТМНР
Аннотация
Актуальность и цель. Невозможность полноценной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) ограничивает их развитие и затрудняет жизнь в социуме. От 72% до 96% воспитанников специализированных учреждений социального обслуживания не говорят или же используют устную речь ограниченно. Эффективность применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) зависит не только от уровня функционирования человека с ТМНР, но и от качества коммуникативной среды. Проведена оценка результативности разработанной и апробированной обучающей программы для взрослых «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”» для предоставления средств коммуникации людям с ТМНР.
Методы и методики. В исследовании участвовали 82 сотрудника учреждения «Мой особый семейный центр “Семь-Я”», проходившие обучение по программе «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы “Макатон”» в 2022—2023-м годах. Использованы: анкетирование, беседа, наблюдение, констатирующее исследование, обучающий эксперимент. Проведены: анализ документации и качественно-количественный анализ результатов для оценки эффективности обучения.
Результаты. 75 обученных сотрудников из 82-х используют средства АДК в работе, тогда как в начале исследования только один сотрудник пользовался АДК. У обучившихся сотрудников сформирован понятийный аппарат в области АДК; на основе мультимодального подхода средства АДК используются в коррекционноразвивающих занятиях и в повседневной жизни воспитанников. Воспитатели делают паузы, создавая детям ситуации для ответа и выбора, общаются не только при помощи слов, но и жестов приветствия и прощания, побуждая детей к коммуникации.
Выводы. Разработанная программа показала результативность в обучении сотрудников средствам АДК с помощью программы “Макатон”. Качество коммуникативной среды для воспитанников с ТМНР из учреждений социального обслуживания зависит от обеспечения достаточного уровня компетентности всех сотрудников, не только педагогов, от использования средств АДК, материально-технических, методических условий. Обучение сотрудников учреждения применению в работе мультимодальной коммуникации помогает обеспечить детям качественную коммуникативную среду, облегчая процессы социализации и обучения.
Общая информация
Ключевые слова: альтернативная и дополнительная коммуникация, тяжелые множественные нарушения развития, стационарные учреждения социального обслуживания, обучение взрослых, компетентность
Рубрика издания: Научные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230102
Благодарности. Автор благодарит за наставничество и помощь в работе над статьей О.В. Караневскую, кандидата педагогических наук, доцента Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета
Получена: 11.12.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Григорьева Е.С. Обучение сотрудников использованию средств АДК с помощью программы «Макатон» в учреждении социального обслуживания для детей с ТМНР // Аутизм и нарушения развития. 2025. Том 23. № 1. С. 13–22. DOI: 10.17759/autdd.2025230102
Полный текст
- проведён анализ научно-теоретической и методической литературы по внедрению и использованию средств АДК;
- определены условия и состав экспериментальной группы;
- создан инструмент для выявления уровня компетенции у сотрудников по использованию средств АДК;
- проведен качественный и количественный анализ исследования для оценки эффективности обучающих занятий.
- был проведен анализ специальной литературы по теме исследования,
- два специалиста-логопеда прошли сертифицированное обучение по модулям с 1-го по 4-й тренинга
- в группах установлены коммуникативные доски для размещения фотографий, графических изображений, напечатанных слов;
- определены методы оценки актуального уровня знаний в области АДК у сотрудников учреждения.
- была проведена процедура первичной оценки уровня компетенций в области АДК у сотрудников учреждения (участников исследования);
- разработана программа по обучению взрослых, работающих с детьми с ТМНР, «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью языковой программы «”Макатон”».
Общая численность сотрудников, принявших участие в эксперименте |
82 человека |
|||
мужчин |
женщин |
|||
2 |
80 |
|||
С высшим образованием педагогической направленности (профиля) |
17 человек Учитель-дефектолог — 1 воспитатели— 12 старший воспитатель — 1 педагоги дополнительного образования — 2 педагог-психолог — 1 |
|||
Со средним профессиональным образованием |
49 человек медицинская сестра — 1 младший воспитатель — 26 помощник воспитателя — 22 |
|||
Со средним профессиональным образованием педагогической направленности (профиля) |
14 человек: воспитатель — 14 |
|||
С основным общим образованием |
2 человека помощник воспитателя — 2 |
|||
Число участников исследования, чей стаж работы в учреждении составляет: |
до 5 лет |
от 5 до 30 лет |
больше 30 лет |
|
22 человека 26,83% |
44 человека 53,66% |
16 человек 19,51% |
||
Число участников исследования в возрасте: |
до 30 лет |
от 30 до 55 лет |
от 55 лет |
|
12 человек 14,63% |
34 человека 41,18% |
36 человек 43,90% |
- в 2022 году обучение прошли 39 сотрудников (по первому циклу занятий),
- в 2023 году обучение прошли все 82 сотрудника. Из них 43 сотрудника по первому циклу занятий (первый год обучения), 39 сотрудников по второму циклу занятий (второй год обучения). Данные представлены в табл. 2.
- информационно-просветительское,
- мотивационное,
- обучающее.
Подгруппа |
2022 г. число человек |
2023 г. число человек |
Результаты |
I подгруппа |
15 |
14 |
1 год обучения — изучено: 19 символов и жестов базового словаря, обеспечивающего взаимодействие по режимным моментам (бытовые действия, слова просьбы, слова социокультурного контекста) |
II подгруппа |
24 |
28 |
|
I подгруппа |
|
16 |
2 год обучения — изучено: 20 символов и жестов, включающих понятия: мальчик-девочка, потом, всё, символы и жесты признаков предметов, названия значимых предметов |
II подгруппа |
|
24 |
- разработана программа по повышению уровня знаний и практического опыта по применению средств АДК при работе с детьми с ТМНР «Альтернативная и дополнительная коммуникация с помощью символов и жестов языковой программы “Макатон”»;
- у сотрудников сформировался понятийный аппарат в области АДК;
- педагоги учреждения используют средства АДК в повседневной жизни воспитанников и организуют коррекционно-развивающие занятия с применением технологий АДК;
- у прошедших обучение сотрудников увеличился активный словарь символов и жестов языковой программы «Макатон»;
- при общении с воспитанниками воспитатели стали делать паузы, создавать ситуации выбора, давая детям время для ответов;
- здороваясь и прощаясь с детьми, сотрудники учреждения используют не только слова, но и жесты приветствия и прощания.
Литература
- Ананьева, И.О., Базарова, Н.Н., Горячева, Т.Б., Григорьева, Е.С., Женихова, К.В., Захарова, И.И., Иванова, И.Н., Караневская, О.В., Коровницына, И.А., Матвеева, Н.В., Никитина, Е.А., Окладников, В.О., Полякова, Е.М., Разуваева, Ю.А., Турусова, Н.А. (2022). Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания. (Караневская, О.В., ред.). М.: Теревинф. Anan’eva, I.O., Bazarova, N.N., Goryacheva, T.B., Grigor’eva, E.S., Zhenikhova, K.V., Zakharova, I.I., Ivanova, I.N., Karanevskaya, O.V., Korovnitsyna, I.A., Matveeva, N.V., Nikitina, E.A., Okladnikov, V.O., Polyakova, E.M., Razuvaeva, Yu.A., Turusova, N.A. (2022). [Teaching guidelines on using augmentative and alternative communication (AAC) in inpatient social care facilities]. (Karanevskaya, O.V., ed.). Moscow: Terevinf. (In Russ.).
- Бондарь, Т.А. (Ред.). (2018). Макатон. Основной словарь. Часть 1. Символы. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики».
Bondar’, T.A. (Ed.). (2018). [Makaton. Basic dictionary. Part 1. Symbols]. Moscow: Regional Charitable Community Organization “Tsentr lechebnoi pedagogiki”. (In Russ.). - Гнеденко, Я.С., Караневская, О.В. (2022). Влияние использования альтернативной и дополнительной коммуникации на смягчение поведенческих трудностей детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. Аутизм и нарушения развития, 20(3), 65—79. DOI:10.17759/autdd.2022200307
Gnedenko, S., Karanevskaya, O.V. (2022). Augmentative and Alternative Communication and Alleviating of the Behavioral Difficulties of Adolescents with Severe Multiple Developmental and Behavioral Disorders. Autism and Developmental Disorders (Russia), 20(3), 65—79. (In Russ.). DOI:10.17759/autdd.2022200307 - Жиянова, П.Л. (2020). Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей.(4-е изд.). М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
Zhiyanova, P.L. (2020). [Formation of communication skills and speech in children with Down syndrome: guide for parents]. (4th ed.). Moscow: Blagotvoritel’nyi fond “Downside Up”. (In Russ.). - Караневская, О.В., Бондарь, Т.А. (2020). Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов. Альманах Института коррекционной педагогики, (41), 86—96.
Karanevskaya, O.V., Bondar’, T.A. (2020). Willingness to use augmentative and alternative communication by the specialists of children’s homes. Almanac Institute of special education, (41), 86—96. (In Russ.). - Караневская, О.В., Легостаева, А.А. (2023). Как учить особого ребёнка коммуникации дома и в социальных учреждениях. М.: Теревинф.
Karanevskaya, O.V., Legostaeva, A.A. (2023). [How to teach communication at home and in social institutions to a special child]. Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Колдуэлл, Ф., Хорвуд, Д. (2024). Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма. Пер. с англ. М.: Теревинф.
Caldwell, Ph., Worwood, J. (2024). Using Intensive Interaction and Sensory Integration: A Handbook for Those who Support People with Severe Autistic Spectrum Disorder. Trans. from Engl. Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года: Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 12.2021 № 3711-р. (2021). М. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (дата обращения: 31.01.2025).
Concept for developing a system for comprehensive rehabilitation and habilitation for persons with disabilities, including children, in Russia, up until 2025: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from 18.12.2021 no. 3711-р. (2021). Moscow. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (viewed: 31.01.2025). (In Russ.). - Коэн, М.Дж., Герхардт, П.Ф. (2021). Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг.
Cohen, M.J., Gerhardt, P.F. (2021). Visual Supports for People with Autism: a Guide for Parents and Professionals. Trans. from Engl. Yekaterinburg: Rama Pablishing. (In Russ.). - Пайкова, А.М., Бояршинова, О.С., Бондарь, Т.А., Комарова, М.И., Сафиуллина, Г.К., Моржина, Е.В., Белова, Я.В., Габдракипова, А.Л., Фадина, А.К., Ахтямова, Ю.А., Габдракипова, А.Л. (2024). Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов. (Бояршинова, О.С., ред.). (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Теревинф.
Paikova, A.M., Boyarshinova, O.S., Bondar’, T.A., Komarova, M.I., Safiullina, G.K., Morzhina, E.V., Belova, Ya.V., Gabdrakipova, A.L., Fadina, A.K., Akhtyamova, Yu.A., Gabdrakipova, A.L. (2024). [Developmental care for children with severe and multiple developmental disabilities: collected information and guidelines for specialists]. (Boyarshinova, O.S., ed.). (2nd ed., reworked and appended). Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Романова, Е.А., Зоводилкина, О.В., Караневская, О.В., Фадина, А.К., Попова, М.Г. (2019). Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домовинтернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования. (Царёв А.М., науч. ред.). Псков: ФРЦ ИН ТМНР.
Romanova, E.A., Zovodilkina, O.V., Karanevskaya, O.V., Fadina, A.K., Popova, M.G. (2019). [Guidelines for creating specialized conditions for organizing education for children in the social protection system boarding schools, the framework of inclusive education included]. (Tsarev A.M., ed.). Pskov: Federal Resource Center for Intellectual Disabilities and Severe Multiple Developmental Disorders. (In Russ.). - Рыскина, В.Л. (Ред.). (2018). Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации: информационно-методические материалы. СПб: Городской информационно-методический центр «Семья».
Ryskina, L. (Ed.). (2018). [Alternative communication. Non-verbal communication technologies: informational guidelines]. Saint Petersburg: Gorodskoi informatsionno-metodicheskii tsentr “Sem’ya”. (In Russ.). - Сведения о получателях социальных услуг за I полугодие 2023 г.: Приложение 5 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2014 года № S51н (в ред. Приказа Минтруда России от 11.2017 № 783н). (2023). М. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/295 (дата обращения: 31.01.2025).
Information on recipients of social services for the 1st half of the year 2023: Appendix 5 to Order no. S51н of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from September 18, 2014 (as amended Order of the Ministry of Labor of Russia from 1S.11.2017 no. 783н). (2023). Moscow. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/295 (viewed: 31.01.2025). (In Russ.). - Фадина, А.К., Новиков, А.Ю., Караневская, О.В., Битова, А.Л. (2020). Основные направления реализации междисциплинарного взаимодействия в оказании помощи детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей. Альманах Института коррекционной педагогики, (41), 53—62.
Fadina, A.K., Novikov, A.Yu., Karanevskaya, O.V., Bitova, A.L. (2020). The main pathways of interdisciplinary interactions implementation in providing assistance to disabled children deprived of parental care. Almanac Institute of special education, (41), 53—62. (In Russ.). - Фон Течнер, С., Мартинсен, Х. (2020). Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Пер. с норв. М.: Теревинф.
Von Tetzchner, S., Martinsen, H. (2020). Introduction to Augmentative and Alternative Communication: Gestures and graphic signs for people with motor and intellectual disabilities, as well as autism spectrum disorders. Trans. from Norw. Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Хайдт, К., Аллон, М., Эдвардс, С., Кларк, М.Дж., Кушман, Ш. (2021). Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. (2-е изд.). Пер. с англ. М.: Теревинф.
Heydt, , Allon, M., Edwards, S., Clark, M.J., Cushman, C. (2021). Perkins activity and resource guide: A handbook for teachers and parents of students with visual and multiple disabilities. (2nd ed.). Trans. from Engl. Moscow: Terevinf. (In Russ.). - Хьюэтт, Д., Фёрт, Г., Бабер, М., Харрисон, Т. (2018). Интенсивное взаимодействие. Руководство. Пер. с англ. СПб: Скифия.
Hewett, D., Firth, G., Barber, M., Harrison, T. (2018). Intensive Interaction Handbook. Trans. from Engl. Saint Petersburg: Skifiya. (In Russ.). - Beukelman, R., Light, J.C. (2020). Augmentative & Alternative Communication: Supporting Children and Adults with Complex Communication Needs. (5th ed.). Baltimore: London: Sydney: Paul H. Brookes.
- Crowe, B., Machalicek, W., Wei, Q., Drew, C., Ganz, J. (2022). Augmentative and Alternative Communication for Children with Intellectual and Developmental Disability: A Mega-Review of the Journal of Developmental and Physical Disabilities, 34(1), 1—42. DOI:10.1007/s10882-021-09790-0
- Holyfield, C. (2021). Comparative effects of picture symbol with paired text and text-only augmentative and alternative communication representations on communication from children with autism spectrum disorder. American Journal of Speech-Language Pathology, 30(2), 584—597. DOI:10.1044/2020_AJSLP-20-00099
- Light, J., McNaughton, D. (2014). Communicative competence for individuals who require augmentative and alternative communication: A new definition for a new era of communication? Augmentative and Alternative Communication, 30(1), 1—18. DOI:10.3109/07434618.2014.885080
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 25
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 25
Скачиваний PDF
За все время: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 19
Всего
За все время: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 44