Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 4. С. 73–93
doi:10.17759/psyedu.2021130405
ISSN: 2587-6139 (online)
Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое просвещение, воспитание, образование, информационное общество, социальная ситуация развития, психологическая культура, педагоги , родители, подростки
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405
Получена: 10.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 73–93. DOI: 10.17759/psyedu.2021130405
Полный текст
Введение
В рамках системы образования воспитание подразумевает направленные действия педагогов, посредством которых ребенку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым ребенок приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
Ядром направленного воспитания является образование, то есть процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Школьное образование в форме целенаправленного обучения ассоциируется преимущественно с передачей интеллектуальной информации (знаний) или практических умений и навыков. Термин «воспитание» в образовательном процессе чаще всего употребляется в узком смысле для обозначения системы эмоциональных, социально-личностных воздействий, направленных на формирование морально-нравственных, эстетических ценностных ориентаций учащихся.
Новые поколения живут в информационном обществе новых компьютерных технологий и, как показывают данные исследований, большую часть времени проводят в виртуальном пространстве, которое взрослые не могут контролировать и о котором практически ничего не знают [24]. Можно ли в этой связи говорить о новой социокультурной ситуации развития современных детей и подростков?
Современная социокультурная ситуация развития детей и подростков
Известный американский социальный антрополог М. Мид выделила три исторических типа культур: постфигуративную, кофигуративную, префигуративную. В постфигуративной культуре преобладают автоматически усвоенные стереотипы поведения, в неизменном виде передающиеся из поколения в поколение. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. В кофигуративной культуре преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников. Культурная ситуация, в которой имеет место кофигурация, характеризуется тем, что опыт молодого поколения радикально отличен от опыта их родителей. В этом случае молодежь должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников. Нововведения, осуществляемые молодым поколением, имеют характер адаптации. Самой молодой культурной формой является префигуративная. Сегодня во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникает общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта социокультурных перемен. Этот разрыв между поколениями является совершенно новым, глобальным и всеобщим [21].
Суть происходящего связывают с четвертой информационной революцией, в частности с развитием интернета [5].
Информация в современном мире фактически выступает в качестве «новой субстанциональной единицы, детерминирующей современную культуру» [34]. Стремительно нарастающий процесс всеобщей информатизации обусловлен развитием новых средств коммуникации, информационно-коммуникационных технологий.
Одним из ключевых понятий «эпохи информации», с точки зрения М. Кастельса, является понятие «виртуальная реальность». С появлением компьютеров начинается новый этап развития общества, в котором «вымываются идентичности», а виртуальное пространство и виртуальная реальность признаются неотъемлемой составляющей нового мирового порядка [40].
В современных психологических исследованиях делается акцент на изучение психологической виртуальной реальности, которая рассматривается как комплекс эмоционально окрашенных восприятий и представлений относительно доступных виртуальных объектов: электронных текстов, визуальных образов, источников информации, справочных систем, межличностных контактов и др. Психологическая виртуальная реальность имеет различные функции (например, мотивационную, коммуникативную, прагматическую, фокусирования внимания, психологической защиты), связанные с виртуальными «мирами», участником которых является человек. Виртуальная социализация выступает как процесс вхождения личности во взаимодействие с виртуальными субъектами, реальными людьми или вымышленными персонажами, результатом применения компьютерных технологий [23].
Виртуальная психологическая реальность становится реалией бытия современного человека, а перед подрастающими поколениями стоит задача освоения этой новой реальности. Сложность воспитания в этих условиях состоит в том, что направленные действия педагогов, посредством которых ребенку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, проблематичны, так как виртуальная реальность непредсказуемо изменчива, не поддается контролю, наряду с новыми возможностями порождает новые вызовы и риски.
Современная социокультурная ситуация развития детей и подростков, связанная с переходом к префигуративному типу культуры, выдвигает подрастающие поколения на передовые позиции в плане адаптации к новому миру. Так, известно, что по активности освоения интернета и гаджетов дети существенно опережают взрослых [37].
С другой стороны, исследования показывают, что повышение роли и значения интернета, сетевых информационных технологий, возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры оказывают сложное, неоднозначное воздействие на развитие детей и подростков, сопряжены с вызовами и рисками (например, информационная безопасность, кибербуллинг, вовлечение в деструктивные группы и сообщества) [26; 36].
Новые реалии выдвигают целый ряд дискуссионных вопросов в плане организации и содержания воспитания и обучения детей и подростков. Для системы образования: чему и как учить современных детей, какие компетенции нужны в быстроменяющемся мире? Для родителей: какие качества воспитывать у ребенка, как подготовить его к будущему? Для детей и подростков: как адаптироваться к миру информационной культуры, использовать возможности и избегать риски? В поиске ответов на эти сложные вопросы постараемся обозначить определенные ориентиры.
Прежде всего, неизменной остается ведущая роль взрослого (педагогов и родителей) в создании условий для психологического развития и воспитания детей и подростков.
Создавая условия для решения задач возрастного развития, участники воспитательного процесса устанавливают границы, нормы, ориентиры и перспективы развития, тем самым направляют и контролируют процесс и результаты развития.
Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. Психологическое просвещение педагогов, учеников, родителей может выступать как значимый воспитательный ресурс современной системы образования. В результате просветительской работы со всеми участниками воспитательного процесса может быть достигнут контроль условий оптимального психологического развития детей и подростков с учетом позитивных и негативных факторов современной социокультурной ситуации развития.
Психологическое просвещение педагогов
Одной из важных целей психологического просвещения педагогов должно стать повышение компетентности по вопросам особенностей возрастного и индивидуальноличностного развития современных детей и подростков, индивидуальных траекторий и рисков развития. Задача просвещения педагогических работников в отношении особенностей развития современных детей впервые была поставлена в работах научной школы Л.И. Божович [32]. В конце 80-х годов стало очевидно расхождение знаний о подростковом возрасте, как это представлено в учебниках, и особенностях подростков, проявляющихся в реальной жизни. Выявление особенностей, индивидуальных траекторий и рисков развития современных подростков было продолжено в исследованиях А.Д. Андреевой, Н.И. Гуткиной, К.Н. Поливановой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [33], О.В. Рубцовой. Результаты данных исследований способствовали получению знаний, на которые могли опираться педагоги, педагоги-психологи в ходе образовательной и воспитательной деятельности (готовность к школе, динамика учебной мотивации, школьная тревожность, подростковый кризис, неравномерность социального, психологического и физиологического развития и пр.).
В зарубежной психологии просвещение педагогов начиная с 80-90-х годов ХХ века тесно связано с гуманистическим подходом в психологии. Так, на стыке психологии и педагогики разрабатывается единая наука о воспитании, основанная на интеграции гуманистической психологии и педагогики. Центральным положением данного подхода становится представление о ребенке не просто как объекте воспитательных воздействий, а о субъекте, развивающейся личности. Насколько необходимо интегрированное знание о человеке для научно обоснованного воспитания показано на примере морально-психологического аспекта развития ребенка - Я-концепции. В своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс показывает связь представлений о себе и отношения к себе с психологическим благополучием, уверенностью в себе, самопринятием, возможности воспитания в укреплении психологического здоровья личности на этапах возрастного развития [3].
Однако важно не только получение новых знаний об особенностях развития детей и подростков, необходимо также содействие формированию профессиональных компетенций и личностных качеств, позволяющих учителю эффективно работать с современными детьми и подростками.
В современном высшем образовании активно используются модели педагогического образования, отвечающие современным реалиям. Так, в Российской Федерации была 77
разработана новая образовательная программа для педагогов, в которой единицей учебного содержания становится модуль, а взаимосвязь разделов, составляющих его, задана функцией педагога, формируемой в данном модуле, которая показала более высокую эффективность в формировании профессиональных компетенций студентов-педагогов по сравнению с традиционными программами [19]. Стоит отметить, что при разработке программ повышения профессиональной компетентности педагогов не целесообразно чрезмерно сосредотачиваться на определении понятия компетентности [2], предлагая трудно реализуемые модели компетентности [18]. Проектируя программы повышения компетентности педагогов, необходимо ориентироваться на их потребности, связанные с реальной работой с современными детьми и подростками.
В исследовании И.В. Дубровиной и Д.В. Лубовского [7] проводилось анкетирование учителей одного из образовательных комплексов г. Москвы, направленное на выявление их потребности в повышении профессиональной компетентности в условиях школы, где они работают, т.е. на занятиях с педагогом-психологом, и в условиях курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Были выявлены различия в ожиданиях учителей в этих двух ситуациях обучения: в своей образовательной организации они хотели бы получить консультацию по вопросам коммуникативной компетентности (разрешение конфликтов, налаживание взаимоотношений между учащимися в классе, проявления тревожности у детей и др.) [7]. В условиях переподготовки и повышения квалификации педагоги ожидали расширения знаний в области организации учебного процесса, а также понимания себя и саморегуляции [7]. Полученные в исследовании данные могут послужить ориентирами в создании программ повышения квалификации разного уровня с учетом потребностей педагогов в повышении компетентности, а также условий реализации этих программ.
Однако главным содержанием психолого-педагогического просвещения должно быть современное знание об особенностях детей и подростков, которое детерминировано новыми взглядами на детство и отрочество в современной науке и культуре. К.Н. Поливанова отмечает, что в условиях, когда «...растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы» [26, с. 5], взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым, сменяется взглядом на ребенка «здесь и сейчас», ребенка как такового. Из этого следует, что повышение компетентности учителей относительно особенностей развития современных детей и подростков должно быть направлено на формирование представлений о многообразии нормативного развития в современных условиях, индивидуальных траекториях развития.
Не теряют своей значимости просвещение и консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания, учитывающих индивидуальнопсихологические особенности обучающихся. Задача психолога - провести информирование педагогов на тему особенностей возрастного развития детей и подростков, задач каждого психологического возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и кризисов, возникающих на каждой ступени онтогенеза. То есть, как замечает В.Э. Пахальян, осуществлять «ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста», а также «с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов),особенностями поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка, о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи» [25].
Также содержанием психологического просвещения педагогов являются способы налаживания коммуникации и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов среди всех участников образовательного процесса. Психолог выступает в роли медиатора социального конфликта, организует обсуждение конфликтной ситуации. Также доносит до всех участников ситуации различные копинги поведения в конфликтной ситуации. Создание условий для эффективной коммуникации, позитивного климата и взаимодействия в классе, безусловно, способствует психологическому благополучию учеников и высокому уровню школьной мотивации.
Психологическое просвещение педагогов также направлено на получение и применение знаний, способствующих решению важных и актуальных проблем, связанных с организацией эффективного учебного процесса, построением взаимоотношений со всеми субъектами образовательного процесса, осознанием себя в профессии. В этой связи необходимо включить в содержание психологического просвещения педагогов современные подходы, позволяющие им развивать эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций, саморегуляцию и позитивную самооценку [11; 12].
Важно отметить, что социальная ситуация развития современных детей и подростков опосредована общением в интернете [34], нарастающей информатизацией общества, следовательно, это необходимо учитывать при разработке основного содержания психологического просвещения педагогов. Актуальными направлениями работы в этом плане становятся обсуждение вопросов безопасного использования интернета, возникновения кибербуллинга, хейтерства и манипуляций в пространстве социальных сетей. Знакомство с данными темами позволит учителям, в том числе, донести их важность и актуальность до детей и родителей.
Основная задача психолога в рамках психологического просвещения - научить учителей верно оценивать степень угрозы информации, которую дети получают в условиях медиапространства, например, «посещения потенциально опасных сайтов, контентные риски, связанные с настройкой браузера и скачивания файлов, электронные риски, связанные с вредоносными программами, которые могут быть скачаны из сети Интернет, коммуникационные риски, связанные с взаимодействием и общением школьника с другими людьми в социальных сетях, с помощью мессенджера (скайп, онлайн-чат) и пр.» [20; 35].
Тематика психологического просвещения педагогов, связанная с безопасным использованием интернета, должна включать в себя обсуждение вопросов общения в сети, «...где можно столкнуться с людьми с преступными наклонностями, мошенничеством, приглашением на игровой сайт, который может оказаться азартной игрой с последующим взломом персональной страницы, с предоставлением персональных данных на различных ресурсах и страницах в социальных сетях» [20; 35].
Важно донести до педагогов, что в работе с учениками необходимо применять привлекательные для них интерактивные и игровые технологии, упражнения, направленные на развитие навыков безопасного поведения школьников в сети Интернет.
В качестве перспективных вопросов психолого-педагогического просвещения учителей можно отметить следующее: учет задач возрастного развития; содействие позитивному развитию детей и подростков; реализация личностно-ориентированного обучения; эффективная коммуникация; умение учитывать эмоциональное состояние ребенка при построении взаимодействия; умение налаживать контакт с родителями и другими заинтересованными лицами в интересах ребенка.
Психологическое просвещение детей и подростков
Психологическое просвещение детей и подростков является еще одной составной частью психолого-педагогической работы в рамках образовательного процесса. Выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов, один из авторов теории учебной деятельности и концепции развивающего обучения, писал, что «...в каждом человеке надо “видеть личность”, имеющую равное и неотъемлемое право на полноценное духовное развитие. Ребенок - это уже личность, но “личность в самом начале”, и разгадку “ставшей личности” надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» [6]. Истоки специфических возрастных проблем подростничества находятся на предшествующих стадиях онтогенеза, и накопление неразрешенных проблем зачастую формирует у ребенка к 12-13 годам поток сложно управляемых поведенческих реакций и «острых» личностных черт. Эти эмоционально-поведенческие негативные особенности приносят страдания не только родителям и педагогам, но и самому ребенку, который оказывается в зоне отношений порицания, неприятия, нелюбви и даже психологического отвержения. Профессиональная задача психолога - в открытом диалоге помочь подростку конструктивно решать проблемные вопросы с опорой на научно-методические достижения современной психологии.
В последние десятилетия гуманитарные науки обогатились идеями и технологиями позитивной психологии, которая в центр своих исследований поместила психологическое здоровье, качество жизни и связанное с ними психологическое благополучие личности (С.А. Водяха, И.В. Дубровина, М.А. Егорова, О.А. Карабанова, Д.А. Леонтьев, С.В. Молчанов, К.Н. Поливанова, Р.М. Шамионов и др.). Позитивная психология смещает акцент теоретических и прикладных исследований с полюса изучения проблем и трудностей развития на анализ ресурсов личности и возможности позитивных интервенций, что сближает новое направление в психологии с концепцией Л.С. Выготского о значении понимания «зоны ближайшего развития» в деятельности психолога и педагога.
Аналогичная исследовательская тенденция обнаруживается и в образовании, в частности, в поле внимания Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, в которой традиционно принимают участие 15-летние школьники, с 2018 года помимо аналитических данных об образовательных достижениях появилась оценка факторов позитивного развития подростков - граждан различных государств. Благополучие, по данным PISA 2018, можно охарактеризовать по следующим показателям, психологический смысл которых отражает условия позитивного развития школьников- подростков:
•Удовлетворенность своею жизнью, что является интегративным показателем субъективного благополучия, то есть «хорошего психического состояния, включающего все различные оценки, положительные и отрицательные, которые люди делают о своей жизни, а также эмоциональные реакции людей на их опыт». В фокусе анализируемой информации находятся ответы на вопросы о смысле и цели жизни обучающихся (эвдемония) [42].
• Чувства, аффекты, эмоции, настроения в определенных жизненных ситуациях.
• Самоэффективность как готовность к решению жизненных задач в обычных осложненных ситуациях. Вопросы задаются относительно самоэффективности в предметных учебных областях и относительно ситуаций неопределенности (экзамен), опасности.
• Установка на рост - психологическая готовность к развитию личностной сферы и познавательной.
Не менее важное условие позитивного развития - это школьный климат. Ценность для современных подростков представляет среда, исключающая издевательства, насыщенная поддерживающими и уважительными отношениями с учителями, благоприятствующая добросердечным паритетным коммуникациям со сверстниками. Особую роль в создании школьного климата 15-летние подростки признают за родителями, которые, по мнению детей, могли бы добровольно участвовать в школьных мероприятиях и тем самым содействовать атмосфере общности интересов и сотрудничества в школе. Следование этим условиям позволяет подросткам чувствовать себя безопасно физически и эмоционально в школе и свободно раскрывать свои личностные ресурсы - психологические установки и поведенческие стратегии, моральные ценности и способности, склонности к творчеству и познавательные интересы.
Однако опыт психологической работы с подростками свидетельствует, что понимание ими индивидуальных условий позитивного развития и, главное, собственных ресурсов для актуализации этих условий совершенно не развито и даже искажено. Поэтому так важно просвещение самих подростков в вопросах развития саморегуляции; личной значимости развития у себя эмоционального интеллекта; вариантах и способах построения эффективной коммуникации; развития конструктивных поведенческих копинг-стратегий и овладение приемами самореализации.
Отметим, по-нашему мнению, правовую недоработку в этом вопросе - в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в описании обобщенной трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» отсутствует главный субъект - сам обучающийся [31]. Исключение психологом задачи просвещения обучающихся имеет своим следствием редуцирование ключевого смысла позитивной направленности своей деятельности - ориентацию на зону ближайшего развития детей и подростков.
В прошлом остались мало результативные методы просветительской работы с подростками - лекция, реферат. На первый план вышли деятельностные технологии, предполагающие решение подростками познавательных и морально-нравственных задач; технологии, активизирующие и направляющие культурное развитие: просветительские беседы с элементами эвристических открытий, дискуссии по актуальным для подростков проблемам, тренинги, тематическое проектирование. Определяя проблемное поле просветительской работы, психолог должен обладать широкими профессиональными знаниями и пониманием того, каков есть современный подросток. Н.А. Логинова, рассуждая о развитии личности и ее жизненном пути, писала: «Определение личности как современницы эпохи и сверстницы поколений указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек» [1, с. 158]. Историческое время подростка третьего десятилетия 21 века характеризуется стремительным распространением новой online-реальности. Остановимся на ключевых рисках пребывания интеллектуально, личностно и социально незрелого индивида, каковым является подросток, в online жизненной и образовательной среде: во-первых, способ получения информации не выстраивает поток знаний как систему, что обусловливает формирование т.н. «клипового мышления», поверхностные несистемные знания; во-вторых, недостаточный для полноценного делового и личного общения уровень социального интеллекта, следствием чего может стать учебная и партнерская неуспешность; в-третьих, высокий риск оказаться вовлеченным в группы деструктивной социальной направленности или опасные виды деятельности, в т.ч. в кибербуллинг. Второй и третий риски имеют ближайший результат в виде эмоционального неблагополучия подростка. Поэтому наряду с традиционными вышеобозначенными направлениями психологического просвещения необходимой становится работа по овладению подростками компетенциями безопасного использования интернета: проверке достоверности информации, безопасному общению в социальных сетях. Корректное интернет-поведение может дать подростку значительные преимущества на его жизненном пути и стать ключом, открывающим дверь к саморазвитию, самореализации, самообразованию.
И.В. Дубровина, основоположник и методолог отечественной Психологической службы образования, в своей монографии «Психологическое благополучие школьников» так обозначает условия позитивного развития в подростковом возрасте: внешние, с позиции взрослого - понимание педагогами и родителями индивидуальных особенностей и психологических проблем ребенка, безусловно уважительное отношение к его суждениям; школьная и семейная поддержка его позитивных намерений и достижений; опора при взаимодействии с подростком на привлекательную для него область знания или деятельности, в которых он успешен и может раскрыть личностные ресурсы. Внутренние, с позиции ребенка - развитые социальная перцепция и способность к рефлексии; позитивная нравственная ориентация [8].Принимая во внимание концепцию Д.А. Леонтьева о личностных ресурсах [14;15],которые являются предикторами, позволяющими прогнозировать характер реализации личностного потенциала, внесем в данный конструкт уточнения применительно к ребенку подросткового возраста.
1.Развитая способность к саморегуляции позволяет подростку управлять собственными целями - ближними и перспективными, а также контролировать и ответственно регулировать свои активности - познавательную, общение, поведение.
2.Психологические средства или инструментальные ресурсы, к которым относят компетенции, необходимые для выполнения определенных действий, и компетенции, важные для рационального выбора вида психологической защиты и копинг-стратегии.
3.Психологическая устойчивость, в основе которой находятся саморегуляция и инструментальные ресурсы, и которая обусловлена позитивно направленными ценностными ориентациями и личностными смыслами. Устойчивость как ресурс обеспечивает возможность принятия подростком конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях и выбор социально приемлемых паттернов поведения.
Понимание родителями, педагогами, специалистами психолого-педагогических условий позитивного развития подростка позволяет выстраивать стратегию взаимодействия с ним, определять воспитательные задачи, среди которых на первом месте должны стоять те, которые выявляют и активизируют личностные ресурсы индивида. К данным ресурсам можно отнести жизнестойкость и совладающее поведение - копинг-стратегии, ответственность и совесть, социальные компетенции, духовный потенциал, целеустремленность и вовлеченность в происходящие события.
Психологическое просвещение родителей
Запрос на психологическое просвещение родителей уже достаточно отчетливо сформулирован в современном обществе. Об этом свидетельствует появление новых современных моделей родительства, таких как «осознанное», «интенсивное», «позитивное» родительство. В данных моделях главную роль играет психологическая составляющая: создание условий для личностного развития ребенка, гармоничного детско-родительского взаимодействия, эмоционального благополучия детей и родителей. В рамках системы образования психологическое просвещение родителей включено в составную часть психолого-педагогической работы. Просветительская работа с родителями имеет свою специфику и особые запросы, реализация которых способствует созданию однородного психологического пространства, дружественного по отношению к развитию и обучению детей и подростков.
Стоит отметить, что в последнее десятилетие создание благоприятных, комфортных и безопасных условий для развития детей и подростков стало одним из основных национальных приоритетов России.
Так, в указе о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы ставились задачи разработки современной и эффективной государственной политики в области детства. Важным является максимальная реализация потенциала каждого ребенка: «в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» [37].
Ставится задача разработки программ профилактики и просвещения, учитывающих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, систему образования и пр. Также просветительская работа должна быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны родителя и проводится психологом с учетом конкретных особенностей психологопедагогической ситуации, таким образом помощь становится адресной. В.В. Пахальян замечает, что методы психологического просвещения «становятся эффективными только тогда, когда непосредственно связаны с происходящим в реальной жизни людей, состоят из анализа конкретных психологических проблем, касающихся непосредственно личности тех, для которых все это делается, их деятельности в данной сфере, учреждении и т.п. Именно в психологическом просвещении существует оптимальная возможность без особого труда и без создания специальных условий наглядно (непосредственно) показать (а не только рассказать) многим людям, что психологические знания имеют прямое отношение к решению их конкретных проблем» [25].
Проблемы детства и пути их решения также нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [13].
Важно заметить, что среди прочих проблем в сфере детства указана низкая эффективность профилактической и просветительской работы с семьями.
Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания особенно актуально в условиях современной социокультурной ситуации, когда виртуальная среда и использование новых технологий влекут за собой необходимость получения новых знаний родителями относительно развития, обучения и воспитания детей и подростков. Более того, ситуация локдауна, связанная с пандемией COVID-19, вынудила родителей соприкоснуться с этой новой реальностью, в связи с чем появились вопросы - чем занять ребенка дома в период дистанционного обучения, как с ним сотрудничать и взаимодействовать, как воспитывать ребенка?
Изменение социокультурной ситуации требует новых способностей и компетенций, которыми должны обладать родители. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения психолого-педагогической компетентности родителей становится важнейшей задачей современного общества, которая решается в процессе психологического сопровождения. Таким образом, вопрос о необходимости целенаправленной разработки программ просвещения по вопросам семьи и детско- родительских отношений не вызывает сомнения.
Психологическое просвещение является разделом системы психопрофилактической работы психолога. Последняя была выделена в образовании как отдельное направление деятельности практического психолога уже в одном из первых документов: «Положение о психологической службе в системе народного образования» от 1990 г. [30].
Согласно В.В. Пахальяну, «просвещение направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей и т. п.» [25]. И.В. Дубровина считает психологическое просвещение одним из основных видов деятельности практического психолога [25].
Исходя из определений, можно выделить основную цель психологического просвещения: психологизация общества, то есть формирование представлений о психологических знаниях, а также потребности их использовать с целью развития, улучшения качества жизни, предупреждения трудностей, нарушений в развитии человека.
При этом цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям, в том числе и просвещения, по М.Р. Битяновой, заключается в создании социальнопсихологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
Определяя содержание психологического просвещения и способы его реализации, педагог-психолог учитывает специфику образовательного учреждения и тех проблем, которые возникают в процессе сопровождения образовательного процесса, состояние и актуальные запросы современного общества, возраст детей и наиболее часто встречающиеся трудности в данном возрасте, запросы всех участников образовательного процесса, 84 методические наработки и пр.
Содержание психологического просвещения должно быть нацелено на повышение родительской компетенции, в том числе на расширение представлений в области психологических знаний. Общими и наиболее актуальными могут стать следующие вопросы , решаемые в процессе психологического просвещения : развитие детей и подростков в разные возрастные периоды на всех этапах онтогенеза (понятие кризиса, социальной ситуации развития, ведущей деятельности и пр.), основные проблемы детско-родительских отношений, развитие детей с особыми образовательными потребностями и пр.
Всестороннее развитие ребенка, успешность в обучении, возможность комфортно взаимодействовать со сверстниками во многом зависят от той среды, которая окружает ребенка. Задача взрослых - сформировать благоприятные условия для развития ребенка. Создание таких условий может быть осуществлено в тесном контакте психолога, педагога и родителя. В этой связи особую роль играет психологическое просвещение, которое позволяет «расширить знания о психическом развитии детей в процессе онтогенеза, знакомить родителей, воспитателей и педагогов с условиями благоприятного развития ребенка, доносить результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности» [29, с. 59].
В настоящее время в психологической практике существует достаточно большое количество различных форм просветительской деятельности психолога.
К наглядным формам просветительской деятельности можно отнести презентации, методические рекомендации, буклеты, информационные стенды, плакаты, памятки, сайт образовательного учреждения, социальные сети, которые несут информационнопросветительную нагрузку.
Формой вербального письменного варианта психологического просвещения являются публицистические статьи в печатных и электронных СМИ. Можно выделить следующие виды взаимодействия педагогов-психологов и СМИ: постоянные рубрики, мнения, комментарии по письмам читателей, проблемные выступления, отдельные публикации, реклама, краткая информация и объявления [39].
К вербальным формам просвещения относятся консультации, беседы, как групповые, так и индивидуальные, выступления на телевидении, радио, проведение дней открытых дверей, тренингов, просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, родительские собрания, педагогические советы, конференции, консилиумы.
Просветительская деятельность может осуществляться в контактном или дистантном виде. Контактная осуществляется при непосредственном взаимодействии психолога и участников деятельности. Дистантная подразумевает контакт в онлайн-формате, печатные тексты, видео- и аудиозаписи.
Практически безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет интернет (размещение тематической информации на web-сайтах, в социальных сетях, блогах и т.п.).
В работе с семьей традиционно используются следующие формы психологического просвещения: проведение психологом тематических родительских собраний, лекций для родителей в рамках актуальных запросов, практических занятий в активной и интерактивной форме, организация родительского клуба, ведение блога в социальных сетях с актуальной и современной информацией, связанной с вопросами семьи, детско-родительских отношений, обучения, воспитания детей и подростков.
Одной из наиболее современных и удобных форм построения диалога психолога с родителями являются вебинары. Примером такой деятельности, показавшей высокую эффективность, заинтересованность родителей, является проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», который по заданию Министерства просвещения Российской Федерации реализуется во всех регионах России, в том числе рядом педагогических вузов, в число которых входит и Московский государственный психолого-педагогический университет. В рамках данного проекта была организована всероссийская неделя родительской компетентности - это образовательная площадка для родителей, где представлены ведущие эксперты в области развития и воспитания детей и подростков. Психологи, педагоги, специалисты по развитию детей с особыми потребностями проводили вебинары, мастер-классы и круглые столы по самым актуальным запросам родителей.
Особое значение в реализации психологического просвещения родителей имеют практические и активные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - упражнения для совместного выполнения, методы социально-психологического обучения для гармонизации детско-родительских отношений (моделирование и решение проблемных ситуаций, различные кейсы, ролевые и интерактивные игры, метод психодрамы, тренинговые упражнения, дискуссия и пр.).
Выводы
Воспитание подрастающих поколений в современном быстро меняющемся мире связано с высокими требованиями к компетентности участников воспитательного процесса, психологической грамотности педагогов и родителей. В настоящее время в российском обществе сформировался запрос на психологическое просвещение педагогов (в целях повышения компетентности по вопросам особенностей и рисков развития современных детей и подростков); психолого-педагогическую работу с подростками (в сфере задач позитивного возрастного развития, общения со сверстниками, безопасности в интернете); просвещение родителей (по вопросам развития и воспитания детей и подростков в современных социокультурных условиях, повышения родительской эффективности).
Психологическое просвещение педагогов, учеников, родителей может послужить важным воспитательным ресурсом современной российской системы образования. В результате просветительской работы со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса можно внести существенный вклад в оптимизацию психологических условий развития и обучения современных детей и подростков.
Литература
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 3–20.
- Белькова И.А. Современные подходы к проблеме развития профессиональной компетентности педагога // Наука и перспективы. 2019. № 2. С. 1–8.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Издательство Прогресс, 1986. С. 30–66.
- Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 114–120.
- Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность: Сборник / Введ. и общ. ред. Р.И. Косолаповой. М.: Политиздат, 1979. С. 109–140.
- Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. DOI:10.17759/pse.2017220407
- Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 140 с.
- Егорова М.А., Емельянова И.В., Голованова Н.В. Психологические ресурсы и риски эмоционально-личностной сферы обучающихся 10-11 классов в период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 32–43. DOI:10.17759/bppe.2020170303
- Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
- Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 55–63.
- Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 29–36.
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) / ФСО России, 2007. 16 с.
- Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6. С. 86–95. DOI:10.31857/S020595920012592-7
- Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Кострома, 23-25 сентября 2010 г.). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Том 2. С. 40–42.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI:10.17223/17267080/62/3
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2013. 495 с.
- Манакова И.П. Модель повышения профессиональной компетентности педагога // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: Сборник результатов научных исследований. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 464–473.
- Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101
- Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет» / О.В. Селиванова, И.Ю. Иванова, Е.А. Примакова, И.В. Кривопалова. Тамбов: ИПКРО, 2012. 37 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Издательство «Наука», 1988. 430 с.
- Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 22–35. DOI:10.17759/pse.2019240402
- Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/sps.2020110102
- Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2018. 384 с.
- Пахальян В.В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.
- Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201
- Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 26–34. DOI:10.17759/chp.2020160403
- Позитивная психология личности / Р.М. Шамионов [и др.]. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018. 200 с.
- Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. 528 с.
- Приказ об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования от 19.09.1990 № 616 / Государственный комитет СССР по народному образованию. АО «Кодекс». 6 с.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 10.09.2021).
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 80 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23–25 ноября 2011 г.) М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 14–22.
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117–124. DOI:10.17759/chp.2019150312
- Солдатова Г.У. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.201809030
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] / М., 2012. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.09.2021).
- Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164–241.
- Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Wiley Blackwell, 1996. 656 p.
- OECD guidelines on measuring subjective well-being. Paris: OECD Publishing, 2013. 265 р. DOI:10.1787/9789264191655-en
- OECD PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing, 2019. DOI:10.1787/acd78851-en
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5146
В прошлом месяце: 488
В текущем месяце: 342
Скачиваний
Всего: 1910
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 51