Информационное описание и реализация программы работы с родителями детей раннего возраста «Школа взаимопонимания» (в рамках адаптационного периода детей к ДОУ)

3

Аннотация

В статье представлены данные о реализации программы работы с родителями детей раннего возраста. За последние три года реализации программы общее количество участников составило 45 человек (родители детей раннего возраста). Увеличивается также количество обращений родителей детей от 1,5 до 3 лет за консультацией с разного рода запросами (113 обращений). Отмечены положительные результаты в динамике адаптационного периода к ДОУ у детей раннего возраста, выстраивание целенаправленной систематической работы по взаимодействию с родителями, через родительский клуб «Школа взаимопонимания». Большие резервы заключены в использовании разнообразных методов, а в частности, метода игрового моделирования родительского поведения с целью развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Используются игровые упражнения и задания (например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные).

Общая информация

Ключевые слова: родители, сотрудничество, дети раннего возраста, адаптация ребенка к ДОУ

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220105

Получена: 03.02.2025

Принята в печать:

Для цитаты: Задорова Ю.А. Информационное описание и реализация программы работы с родителями детей раннего возраста «Школа взаимопонимания» (в рамках адаптационного периода детей к ДОУ) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 50 – 58. DOI: 10.17759/bppe.2025220105

Полный текст

Введение

Одним из традиционных направлений работы педагога-психолога в ДОО является психологическое просвещение родителей. Согласно ФГОС дошкольного образования, учреждение должно обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [8]. Данный подход требует обновления содержания деятельности педагогов-психологов и включения в работу с родителями более практико-ориентированных методов [7].

Концептуальной основой программы «Школа взаимопонимания» является идея сотрудничества взрослого с ребенком. «Школа взаимопонимания» создана для тех родителей, которые осознают, что база для успешной и счастливой жизни закладывается именно в раннем возрасте [4].

Родители постепенно из позиции «зрителей» и «наблюдателей» перевоплощаются в активных участников встреч, втягиваясь в изучение собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно выделять области своих затруднений, реалистичнее видят отражение собственных воспитательных стереотипов во взаимоотношениях с ребенком, принимают ответственность за перспективы их выстраивания, ощущая себя более компетентными в воспитании своего сына или дочери [6].

Участие родителей в организованных встречах помогает им лучше разбираться в мотивах детского поведения, побуждающего ребенка к сопротивлению и непослушанию [2]. Родители получают умение предугадывать и распознавать, что спрятано за «вызывающим» поведением ребенка, какие «условные знаки» посылает ребенок родителю подобным поведением. Родителям становится доступен мир с позиции ребенка, они начинают смотреть «глазами ребенка»: видеть то, что видит он, ощущать то, что переживает ребенок, думать так, как думает дошкольник [1]. Родителям важно вникнуть и постараться понять «психологию развития» ребенка. Пройти возрастные этапы становления личности и периоды кризиса своих детей [3].

Программа помогает родителям более эффективно адаптироваться к новым для них социальным ролям «матери» и «отца» воспитанника дошкольного учреждения. Она направлена на повышение уровня информированности об особенностях психического и физического развития детей от рождения до трех лет, определение в выборе наиболее конструктивной модели воспитания, дает возможность научиться более эффективным способам организации игрового пространства ребенка в соответствии с возрастом. В рамках клуба «Школа взаимопонимания», организованного специально для родителей детей раннего возраста, каждый из родителей может высказать свою точку зрения на ту или иную тему, проблему и получить удовлетворяющие его ответы на вопросы.

Большие резервы заключены в использовании:

  • метода игрового моделирования родительского поведения с целью развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Данный метод направляет родителей на поиск более рационального способа родительского поведения, совершенствует в последовательности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком (к примеру, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемных ситуаций);
  • игровых упражнений и заданий (например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные). Разнообразные способы общения предоставляют родителю возможность воспроизводить варианты своего поведения, в этом случае поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Родитель, вовлекаемый в игровую проблемную ситуацию, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесного, но и эмоционального.

Цель программы — повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста, осознание самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Задачи программы:

  • повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
  • корректировать неадекватные формы поведения и эмоциональные реакции родителей на особенности поведения своих детей;
  • оказывать помощь родителям в осознании собственного воспитательного опыта, его границ и возможностей.

Принципы:

  • принцип добровольности посещения занятий;
  • принцип учета индивидуальных особенностей родителей;
  • принцип доверительного стиля и искренности в общении;
  • принцип безоценочного отношения участников друг к другу;
  • принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов;
  • принцип системности и последовательности;
  • принцип обратной связи.

Программа состоит из нескольких встреч. Цель: создание общих представлений об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста у родителей. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой. Темы встреч и их цели приведены в табл. 1.

Табл. 1. Темы встреч в рамках реализации программы

Тема

Цель

1. Кто мы такие, родители?

определение понимания ролей «родитель» и «ребенок»

2. Учимся понимать и слышать
наших детей

анализ методов воспитания

3. Все мы родом из детства

изучение влияния собственного жизненного опыта на детско-родительские отношения

4. Спокоен родитель —
спокоен ребенок

анализ собственного эмоционального состояния и его влияния на ребенка

5. Как преодолеть кризис трех лет

ознакомление родителей с психологическими особенностями ребенка 3-х лет и методами преодоления острых кризисных проявлений

6. Чтобы воспитать ребенка,
сначала воспитайте себя

выявление ценностей воспитания

7. Кто в семье важнее…

осознание ролей «матери» и «отца» в общем понимании воспитания в семье

8. Детское воображение
и детские фантазии

осознание ценности развития творческих способностей у детей

9. Важность родительской любви

подведение итогов всех встреч;
саморефлексия собственного состояния

Содержательный раздел встреч

Практически на каждом занятии предполагается работа с буклетами, где родители могут видеть информацию и одновременно выполнять определенные задания по тематике встречи. Эти буклеты участники встреч уносят домой, где могут еще раз ознакомиться с интересующими их вопросами.

Примерная структура занятий

  1. Приветствие.
  2. Упражнение/рассуждение (настрой на занятие).
  3. Основное содержание.
  4. Обсуждение ситуаций, дискуссии, игры, упражнения, с целью освоения содержания.
  5. Завершение/рефлексия.

Структура занятий зависит от выбранной формы взаимодействия.

Методы, используемые на занятиях:

  • подвижные и ролевые игры;
  • рисуночные методы;
  • элементы групповой дискуссии;
  • лекции;
  • беседы;
  • «рефлексивный круг».

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы — до 6 месяцев (рассчитана на период адаптации детей к ДОУ).

Программа состоит из 9 встреч и реализуется в следующих этапах (табл. 2).

Табл. 2. Этапы реализации программы

Этапы реализации

Цель

Содержание

Предварительный

Планирование работы.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода детей. Выяснение запросов родителей,
возможных проблем.

Участие в организационном родительском собрании вновь поступающих детей раннего возраста в ДОУ «С улыбкой в детский сад иду!».

Знакомство с родителями, информационная беседа, консультации. Заполнение родителями анкеты «Готов ли мой ребенок к детскому саду».

Информационно-просветительский

Просвещение родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предупреждение и коррекция нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка. Создание условий для наиболее безболезненного прохождения адаптационного периода к ДОУ.

Клуб «Школа взаимопонимания», в рамках клуба элементы групповой дискуссии; лекции; беседы, игровые упражнения, задания и т. д.

Итоговый

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Стабилизация адаптационного периода детей к ДОУ.

Психолого-педагогическое сотрудничество с родителями. Подведение итогов работы. Анализ результативности и эффективности действия программы.

Оценка результативности

Критерии оценки эффективности программы

  • количественный критерий: число участвующих родителей;
  • качественный критерий: показателем эффективности служит благоприятное протекание адаптационного периода детей в условиях пребывания их в детском саду; отзывы родителей о работе «Школы взаимопонимания».

Для оценки результативности программы используются следующие методы.

В сфере общения с родителями:

  • анализ характера затруднений родителей в воспитании детей (осуществляется на основе опросов, экспресс-интервью родителей, их самооценок);
  • позитивное мнение большинства родителей о собственном самочувствии в родительской роли.

В сфере общения с детьми:

  • динамика эмоционального самочувствия детей (на основе заполнения карт наблюдения в начале адаптационного периода и по его окончании).

В качестве количественного критерия результативности программы выступает число участвующих в работе «Школы взаимопонимания» родителей.

С целью качественной оценки работы клуба по окончании цикла занятий в каждой группе проводится анкетирование родителей, позволяющее судить об эффективности программы в части повышения уровня родительской компетентности.

За последние 3 года количество родителей, принимавших участие в занятиях, увеличилось, включая и встречи онлайн (дистанционно) в силу объяснимых причин и ограничений (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей общего количества родителей,  участвующих в «Школе взаимопонимания», за последние годы

Родители проявляют заметную активность в посещении занятий, параллельно принимают активное участие в жизни группы своих детей.

Реализация данной программы позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, чувство социальной и личностной ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей. Родители более рационально и «взвешенно» подходили к посещению ребенком ДОУ, проявляя меньше тревоги относительно того, «как ребенок останется один без меня…». В результате лонгитюдного наблюдения представленный факт положительным образом отразился на качестве адаптации детей к ДОУ: возросшим процентом детей с легкой и средней степенью адаптации и снижением или полным отсутствием осложненной степени (рис. 2). В процессе адаптации детей оценивается общее эмоциональное состояние, социальные контакты, физиологические: сон, аппетит [5]. В дошкольном учреждении организована целенаправленная работа по обеспечению наиболее безболезненного привыкания ребенка к новым условиям начиная с диагностики особенностей протекания адаптации, заканчивая мерами профилактики дезадаптации, заключающимися в организации специальных мероприятий и процедур, организуемых различными специалистами ДОУ. Основной упор делается на организацию сотрудничества работников детского сада с родителями, которое заключается в повышении психолого-педагогической культуры родителей и осуществлении комплексного подхода к решению проблем.

Рис. 2. Динамика в процессе адаптации детей к ДОУ

В связи с тем, что родители много общаются друг с другом и передают информацию о работе «Школы взаимопонимания», увеличилось количество обращений родителей за консультацией к специалисту (стремление узнать о возрастных показателях развития, инамике развития ребенка, чем заниматься с ребенком в домашних условиях и т. д.) (рис. 3).

Рис. 3. Количество обращений родителей за психологической консультацией
за последние годы

Реализация данной программы способствует созданию благоприятного психоэмоционального климата в семье (данный факт отмечают родители в беседах, устных опросах, в диалоге на консультативных приемах), снижению факторов семейного неблагополучия и применения «насильственных» методов воспитания детей раннего возраста, гармонизации детско-родительских отношений. Родители стали больше доверять педагогам, «прислушиваться» к их рекомендациям. Известный факт, что эмоциональное состояние матери непосредственно проецируется на состояние собственного ребенка, — подтверждается.

Программа представлена на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ города Костромы и представляет ценность для педагогов-психологов, осуществляющих работу в данном направлении.

Выводы и заключение

  1. Заметно возросло количество родителей, принимающих участие в работе «Школы взаимопонимания». Возрос процент психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
  2. Улучшились показатели адаптационного периода детей к условиям учреждения, что отражается в возросшем проценте детей с благоприятной степенью привыкания к детскому саду.
  3. На основании устных опросов родителей произошла стабилизация и определенная гармонизация в детско-родительских отношениях («Мне стало более ясно, как нужно вести себя с моим ребенком в той или иной ситуации»).

Представленная программа представляет дополнительный практический инструментарий для специалистов в направлении работы с родителями.

Пример занятия в рамках встреч в «Школе взаимопонимания»: «Кто мы такие, родители?»

Цель: определение понимания ролей «родитель» и «ребенок».

Упражнение «Снежный ком». Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мяч, представляется и передает мяч следующему участнику. Следующий участник называет имя предыдущего и свое. Далее третий — имена двоих предыдущих и свое. И так по кругу.

Упражнение «Родитель — кто он?».

  • Интерпретация слова «родитель». Например: родитель — тот, кто рожает, тот, кто родной, кто растит, и т. д.
  • Интерпретация слова «ребенок». Например: ребенок тот, кого я люблю, тот, кто доставляет массу проблем, и т. д.

Предлагается вспомнить своих родителей и изобразить их с помощью цветов, геометрических фигур, различных природных явлений и т. д. Затем каждый рисунок обсуждается (по желанию участников).

Ответы на вопросы: «Кем были для меня родители?», «Кем я хочу быть для своего ребенка?».

Игра «Три волшебные Р».

Закончите предложения:

  • «Родитель умеет…»;
  • «Родителю можно…»;
  • «Родителем может быть…» (какой человек?).

В конце занятия родителям предлагается ответить на вопросы, которые написаны на листе ватмана, разделенном на столбцы: «Зачем ребенку родитель?» и «Зачем родителю ребенок?». Далее идет обсуждение, кто кому нужнее, кто в ком больше нуждается. Подводится итог: «Дети и родители неразрывное и единое целое».

Литература

  1. Барышникова Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ // Концепт. 2015. № 3.
  2. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама — ребенок (для родителей и детей от 1 года до 3-х лет). СПб: Речь, 2008. 272 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ, 1997. 224 с.
  4. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести, М.: ИНТОР, 1997. 160 с.
  5. Голубева М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода в ДОУ. Кострома: ГМЦ, 2005. 32 с.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 208 с.
  7. Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. СПб: Сова, 2006. 40 c.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.01.2025).

Информация об авторах

Задорова Юлия Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, Центр развития ребенка — Детский сад № 67 (МБДОУ Центр развития ребенка — Детский сад № 67 города Костромы), соискатель кафедры общей и социальной психологии, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6814-3583, e-mail: julia.zadorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 17
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос