Организация системы постдипломного образования психологов в Европе и Соединенных Штатах Америки*

821

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организация системы постдипломного образования психологов в Европе и США, которые отражают своеобразие систем обучения. Особое внимание уделено месту и роли в освоении будущим специалистом-психологом практических навыков, компетенций и, прежде всего, супервизированной практики в этой профессиональной области. Описан комплекс практических компетенций и нормативы стандартов для специальности «Психология», используемых в Европейском сообществе. Также описан и опыт университетов США, ведущих подготовку специалистов-психологов. Отдельно рассматриваются вопросы, связанные с состоянием системы постдипломного образования психологов в России, где, в отличие от стран Европы и США, до сих пор интернатура является обязательной только для подготовки врачей. Представлена программа первичного повышения квалификации для молодых специалистов педагогов-психологов, которая реализуется на базе Московского городского психолого-педагогического университета.

Общая информация

* Работа выполнена в рамках инновационного образовательного гранта МГППУ.

Ключевые слова: постдипломное образование, интернатура для психологов, стандартизация , профессиональные компетенции, супервизия, лицензирование, сертификация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коновалова И.В. Организация системы постдипломного образования психологов в Европе и Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Konovalova (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

В соответствии с Болонским соглашением по реорганизации высшей школы, на сегодняшний день практически все европейские страны имеют официально учрежденные структуры (агентства) по контролю качества высшего образования. Страны, в которых таких структур пока нет, только приступают к их созданию. Со временем национальные критерии квалификаций должны будут влиться в формирующуюся единую структуру требований к квалификациям европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) на основе общего понимания результатов обучения и компетенций, получаемых выпускниками учебных заведений.
В развитых странах Европы и Америки, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квалификационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к компетентности (ICB - International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежащие в основе сертификационных программ.
Одним из важных европейских документов международного уровня, определяющим критерии профессионального качества для психологов, является диплом Euro Psy, предложенный европейскому профессиональному сообществу психологов в 2005 году [1]. В документе прописаны стандарты подготовки психологов в Европе, которые способствуют единообразному пониманию профессиональных компетенций, необходимых для предоставления качественных психологических услуг.
Минимальные требования к объему обучения здесь сформулированы в отношении трехуровневой подготовки психологов: бакалавр-магистр-супервизорская практика. Первый и второй уровень связаны с академической подготовкой, а третий - с освоением практических навыков профессиональной деятельности. Этот уровень, организованный как работа под руководством опытного супервизора (наставника), определяет готовность специалиста к независимой самостоятельной профессиональной деятельности. Местом прохождения супервизорской практики являются учреждения, где работают опытные профессиональные психологи, и они могут осуществлять сопровождение молодого специалиста (имеются специальные программы по сопровождению).
Основной целью практической работы специалиста-психолога является применение принципов, знаний, моделей и методов психологии в рамках этических и научных требований для содействия развитию, благополучию и эффективности отдельных людей, групп, организаций и общества в целом. Необходимые компетенции профессиональный психолог должен приобрести и продемонстрировать для того, чтобы быть допущенным к независимой самостоятельной практике - они определяют суть процесса оказания психологом услуг клиенту, в них заложены различные функции, которые выполняет психолог. Компетенции основаны на знаниях, понимании и навыках, применяемых и практикуемых с соблюдением этических принципов. Выделяются 20 основных компетенций, которые любой психолог должен уметь продемонстрировать. Они сгруппированы в шесть категорий, имеющих отношение к профессиональным функциям, и представлены в табл. 1.
 
Таблица 1. Профессиональные компетенции психолога (по диплому Euro-Psy)
 

Основные компетенции

Содержание

А. Постановка задачи

Взаимодействие с клиентом с целью определения целей и задач предоставляемой услуги

Анализ потребностей

Сбор информации о нуждах клиента с помощью подходящих методов, прояснение и анализ этих нужд до той степени, которая позволяет начать осмысленные действия

Постановка целей

Предложение и обсуждение целей с клиентом; постановка приемлемых и целесообразных целей, определение критериев оценки выполнения задачи на более позднем этапе

В. Диагностическая оценка

Установление релевантных характеристик отдельных людей, групп, организаций и ситуаций с помощью подходящих методов

Индивидуальная диагностическая оценка

Выполнение оценки с помощью интервьюирования, тестирования и наблюдения отдельного лица в обстановке, релевантной

запрашиваемой услуге

Групповая диагностическая оценка

Выполнение оценки с помощью интервьюирования, тестирования и наблюдения групп в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге

Организационная диагностическая оценка

Выполнение оценки с помощью интервьюирования, опросов и других методов, подходящих для изучения организаций, в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге

Ситуационная диагностическая оценка

Выполнение оценки с помощью интервьюирования, опросов и других методов, подходящих для изучения ситуаций, в обстановке, релевантной запрашиваемой услуге

C. Разработка

Разработка услуг или продуктов для клиентов или психологов на основе психологической теории или методов

Определение услуги или продукта и анализ потребностей

Определение назначения услуги или продукта, определение заинтересованных лиц, анализ потребностей и ограничений, составление спецификаций продукта или услуги с учетом условий, в которых услуга или продукт будут использоваться

Построение услуги или продукта

Построение или адаптирование услуги или продукта в соответствии с потребностями и ограничениями, с учетом условий в которых услуга или продукт будут использоваться

Тестирование услуги или продукта

Тестирование услуги или продукта и оценка их уместности, релевантности, пригодности и других характеристик, с учетом условий в которых услуга или продукт будут использоваться

Заключительная оценка услуги или продукта

Заключительная оценка услуги или продукта по их полезности, удовлетворению клиента, направленности на клиента, затратам и другим характеристикам, с учетом условий, в которых услуга или продукт будут использоваться

D. Интервенция

Определение, подготовка и выполнение интервенций, отвечающих поставленным целям, использование результатов диагностической оценки и действий по разработке

Планирование интервенции

Разработка плана интервенции, отвечающей поставленным целям, в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Прямая личностноориентированная интервенция

Применение методов интервенций, напрямую воздействующих на одного человека или более, в соответствии с планом интервенции в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Прямая ситуационноориентированная интервенция

Применение методов интервенций, напрямую воздействующих на выбранные аспекты ситуации в соответствии с планом

интервенции в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Непрямая интервенция

Применение методов интервенций, дающих возможность

отдельным лицам, группам или организациям обучаться и принимать решения в своих собственных интересах в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Реализация услуги или продукта

Представление услуг или продуктов и способствование их правильному использованию клиентами или другими психологами

E. Оценка

Выяснение адекватности интервенций по характеристикам

соответствия плану интервенций и достижения поставленных целей

Планирование оценки

Построение плана оценки интервенции, включая критерии, построенные на основе плана интервенций и поставленных целей, в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Измерение оценки

Выбор и применение методов измерений, пригодных для осуществления плана оценки, в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Анализ оценки

Выполнение анализа в соответствии с планом оценки и вывод заключения относительно эффективности интервенций в

обстановке, соответствующей запросу на услугу

F. Коммуникация

Обеспечение информации для клиента способом, отвечающим потребностям и ожиданиям клиента

Обратная связь

Предоставление обратной связи клиентам с использованием устных или аудиовизуальных средств, в обстановке, соответствующей запросу на услугу

Написание отчета

Написание отчета для информирования клиентов о результатах диагностической оценки, разработки продукта или услуги, интервенций и/или заключительной оценки, в обстановке, соответствующей запросу на услугу

 
В Соединенных Штатах Америки [2] существует система подготовки психологов, в которой можно выделить следующее.
1. Желающие стать школьными психологами поступают после колледжа в университет на факультет психологии.
2. Часть студентов-психологов проходят курс на звание магистра; он включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований (включая психологическое тестирование), охрана психического здоровья и психопатология.
3. Студенты должны также пройти интернатуру (или школу выпускников). В интернатуре после завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать интерном под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.
4. Большинство специализирующихся по психологии проходят программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо пройти как минимум трехлетнюю программу, включающую следующие предметы: биологические основы поведения, познавательно-аффективно-бихевиористские основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Претендент должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия также сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего соответствующую лицензию. По завершении курсов докторант по психологии приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 ч в неделю) под руководством психолога- клинициста. В период интернатуры изучается детская, взрослая, групповая и семейная психотерапия, а также методика тестирования. Для получения докторской степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.
5. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного коллеги, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен представляет собой тест и включает вопросы, относящиеся ко всем аспектам психологии, в том числе к статистике и оценке результатов тестирования, психофизиологии и развитию человеческой психики, а также вопросы по морально-этическим нормам, правам и законодательствам. Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику, т. е. открыть частный кабинет и вести прием больных без чьего-либо наблюдения.
6. Основное назначение курса специализации по школьной психологии в рамках магистерской программы в Университетах США состоит в том, чтобы подготовить начинающих психологов к применению современных и научно обоснованных принципов психологической и педагогической практики в своей повседневной деятельности. Выпускники, получившие степень магистра наук, должны быть профессионалами, обладающими знаниями о последних достижениях в сфере поведения человека и продолжающими повышать свою квалификацию; иметь опыт в области школьной 50
психологии; уважать культурные различия людей; в своей профессиональной деятельности соблюдать этические стандарты, сформулированные Американской ассоциацией психологов и Национальной ассоциацией школьных психологов.
7. Выпускники-специалисты должны продемонстрировать высокий уровень знаний и умений в восьми компетенциях по школьной психологии, которые представляют собой конгломерат из стандартов, требований к уровню подготовки школьных психологов и осуществляемой ими практической деятельности (табл. 2).
 
Таблица 2. Профессиональные компетенции школьного психолога, сформулированные Американской ассоциацией психологов и Национальной ассоциацией школьных психологов
 

Компетенция

Знания, умения и навыки, определяющие содержание компетенции

1

Принятие решения, опирающегося на фактические данные, и практика, осуществляемая под постоянным контролем во всех видах профессиональной деятельности и взаимодействий

Определить область проблемы, запросы и потребности отдельного человека, группы или системы в целом в ходе их регулярной оценки.

Измерить эмпирически результаты принятого решения или коррекционного воздействия.

Использовать научные знания и данные исследований при принятии решения, а также при отборе, применении и оценке своих профессиональных действий и коррекционных

воздействий

2

Психологические и

образовательные принципы

Иметь представление о ключевых положениях детского развития и факторах, оказывающих влияние на него, а также иметь представление о психическом развитии детей, о здоровом образе их жизни и о психических патологиях у детей.

Обладать знанием о социальных и физиологических воздействиях на поведение детей, о теории обучения и когнитивном развитии

3

Межличностное общение, сотрудничество, совещательность

Слушать и понимать точку зрения других при выполнении профессиональных обязанностей на уровне отдельного индивида, группы или системы.

Обладать способностью эффективного устного и

письменного общения.

Проводить совещания с родителями, педагогами,

администрацией и другими людьми при обсуждении возникающих у ребенка проблем.

Развивать сотрудничество и партнерские отношения между ключевыми группами, вовлеченными в профессиональную деятельность, (дом, школа, администрация района)

 
8. После занятий по программе подготовки на уровне специалиста и успешной сдачи экзамена по специальности «школьная психология» выпускники, показав высокий уровень представленных компетенций, могут обращаться в Национальный совет по сертификации школьных психологов (NSCSP) за лицензией специалиста в области школьной психологии и за сертификатом на работу в качестве школьного психолога.
Следует признать, что в России существует проблема обеспечения системы образования квалифицированной психологической помощью. Несмотря на увеличение запросов к психологической службе, руководители образовательных учреждений не всегда удовлетворены психологической помощью педагогическому процессу. Низкая результативность психологической помощи чаще связана с недостаточной практической подготовкой педагога-психолога. Только 36% молодых специалистов, по результатам анкетирования, считают себя в достаточной степени профессионально подготовленными, в то же время и они понимают необходимость в дальнейшем накоплении теоретических знаний и практических умений.
С целью повысить результативность профессиональной деятельности молодых специалистов педагогов-психологов в Московском городском психолого-педагогическом университете организована и апробируется программа постдипломного сопровождения молодых специалистов, которая представляет собой супервизорскую практику. Суть ее в том, что опытные наставники (супервизоры) из числа практических психологов, работающих в различных типах и видах учреждений образования, помогают молодым специалистам преодолеть начальные профессиональные трудности. Наставники проводят учебные стажировочные курсы на базах своих образовательных учреждений по специальным программам, рассчитанным на введение молодого специалиста в общую профессиональную деятельность.
Программа рассчитана на три года. В течение первого года стажером осваивается система работы психолога в образовательном учреждении и обеспечивается адаптация на рабочем месте. На второй и третий год молодому специалисту предлагаются специальные (проблемные) курсы, например: семейное консультирование, углубленная психологическая диагностика, нейропсихология, работа с особыми категориями детей: проявляющими девиантность, одаренными, с ослабленным здоровьем, испытавшими насилие, сиротами, эмигрантами и пр.
Во время обучения под руководством наставников, квалифицированно проводящих диагностику, консультирование, коррекционно-развивающую работу, молодые
специалисты приобретают опыт адекватной интерпретации получаемой информации, их теоретические знания переходят в умения и навыки, рефлексия собственного опыта становится неотъемлемой частью деятельности. Они научаются применять из большого количества методик наиболее эффективные в том или ином практическом случае. После обучения по данной программе для них проводятся аттестационные испытания. Эта процедура предполагает использование специально разработанных оценочных листов, содержащих критерии профессиональной компетентности психолога. Они сочетаются с рекомендованными в перечне компетентностей диплома Euro Psy. Таким образом, подготовка психологов по программе постдипломного образования, организованная в МГППУ, приближается к общепринятым и описанным выше мировым стандартам.

Литература

  1. EuroPSY Европейский диплом по психологии // www.europsy.eu.com.
  2. Справочник выпускника факультета психологии и консультирования Университета Центрального Арканзаса (США). Университет Центрального Арканзаса (США), 2007.

Информация об авторах

Коновалова Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, Декан, Факультет повышения квалификации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: ivkonovalova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2038
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 821
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0