Современная зарубежная психология
2014. Том 3. № 2. С. 41–71
ISSN: 2304-4977 (online)
Идентичность и творчество: преобразующий потенциал занятий с использованием психодрамы
Аннотация
В статье представлен новый подход к изучению идентичности детей, отнесенных школьной системой к категории «неблагополучных». В ней приводится пример того, как ученики, относящиеся к категории «БШО» (получающие бесплатные школьные обеды) воспринимают трансформационный потенциал занятий по психодраме и реализуют его в условиях школы и за ее пределами. Это дает возможность подойти к рассмотрению «драмы» не только как позволяющей «выразить себя», но и представить ее как обеспечивающую возможность исследовать свою идентичность, что зачастую остается нереализуемым при использовании других методов.
Общая информация
Ключевые слова: идентичность, творчество, занятия с использованием психодрамы, представление о себе
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дэниелс Г., Даунис Э. Идентичность и творчество: преобразующий потенциал занятий с использованием психодрамы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 41–71. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70106 (дата обращения: 21.11.2024)
Литература
- Bakhtin M.M. Speech Genres and Other Late Essays / Trans. Vern W. McGee, eds. Caryl Emerson, Michael Holquist. University of Texas Press Slavic Series 8. Austin: University of Texas Press, 1986. 774 p.
- Bakhtin M.M. The Problem of the Text // Soviet Studies in Literature. 1978. Vol. 14, №1. P. 3–33.
- Boal A. Theatre of the Oppressed. London: Pluto Press, 2000. 208 p.
- Bolton G. Acting in Classroom Drama: A Critical Analysis. Portland: Calendar Islands Publishers. 1998. 302 p.
- Bolton G. Toward a Theory of Drama in Education. [Harlow]: Longman, 1981. 161 p.
- Brown J.S., Duguid P. The social life of information. Boston: Harvard Business School Press. 2002. 330 p.
- Cheyne J.A., Tarulli D. Dialogue, difference and the zone of proximal development // Theory and Psychology. 1999. Vol. 9, № 1. P. 5–28.
- Cole M., Griffin P. A socio-historical approach to re-mediation // Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition. 1983. Vol. 5, № 4. P. 69–74.
- Daniels H. Vygotsky and Research. London: Routledge, 2008. 224 p.
- Davis S. Transformative learning: Revisiting Heathcote and Vygotsky for the digital age Paper presented at the International Drama // Theatre and Education Association World Congress. Paris, 2013. Accepted for publication in "Performance" No. 3, in December 2014.
- Delpit L. Other People's Children. New York: New Press, 1995. 177 p.
- Duffield J. Learning experiences, effective schools and social context // Support for Learning. 1998. Vol. 3, № 1. P. 3–8.
- Glăveanu V. Paradigms in the study of creativity: introducing the perspective of cultural psychology // New ideas in psychology. 2010. Vol. 28, № 1. P. 79–93.
- Glăveanu V.P. Creativity as cultural participation // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2010. Vol. 41, №1. P. 48–67.
- Heathcote D. Contexts for Active Learning // Drama Research. 2000. Vol 1. P 31–46.
- Heathcote D. Contexts for Active learning Four models to forge links between schooling and society [Electronic resource] // Presented at the NATD conference, 2002. 14 p. URL: http://www.moeplanning.co.uk/wp-content/uploads/2008/05/dh-contexts-for-active-learning.pdf (Accessed: 15.01.2014).
- Heathcote D., Bolton G. Drama for Learning: Dorothy Heathcote's Mantle of the Expert Approach to Education. Portmouth, NH: Heinemann, 1996. 219 p. (Dimensions of Drama).
- Identity and agency in cultural worlds / Holland D., Lachiotte L., Skinner D., Cain C. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1998. 349 p.
- John-Steiner V., Mahn H. Sociocultural approaches to learning and development: A Vygotskian framework // Educational Psychologist. 1996. Vol. 31, № 3–4. P. 191–206.
- Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 138 p.
- Learning to labor in new times / Eds. Dolby N., Dimitriadis G. London: Routledge, 2004. 256 p.
- Leland C., Harste J.C. Multiple ways of knowing: Curriculum in a new key // Language Arts. 1994. Vol. 71, № 5. P. 337–345.
- Moran S., John-Steiner V. Creativity in the making: Vygotsky’s contemporary contribution to the dialectic of development and creativity // Creativity and development / R.K. Sawyer, V. John-Steiner, S. Moran, R.J. Sternberg, D. H.Feldman, H. Gardner et al., eds. Oxford, England: Oxford University Press. 2003. P. 61–90.
- Neelands J. Beginning Drama 11-14. David Fulton Publishers, 2004.
- Newman D., Griffin P., Cole M. The construction zone: Working for cognitive change in school. Cambridge, England: Cambridge University Press, 169 p.
- Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford, England: Blackwell, 1991. 450 p.
- Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood // Journal of Russian and East European Psychology. 2004. Vol. 42, №1. P. 7–97.
- Vygotsky L.S. Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. 159 p.
- Wenger E. Communities of Practice. Cambridge: Cambridge University Press. 1998. 318 p.
- Wertsch J.V. Mind as action. New York: Oxford University Press, 1998. 203 p.
- Wertsch J.V. Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action, Cambridge, MA: Harvard University Press. 1991, 182 p.
- Wertsch J.V., Tulviste P. L.S. Vygotsky and contemporary developmental psychology // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28, №4. P. 548–557.
- Yaroshevsky M. Lev Vygotsky. Moscow: Progress Publishers, 1989. 326 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2697
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1277
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0