Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 1. С. 45–56
doi:10.17759/jmfp.2025140105
ISSN: 2304-4977 (online)
Профессиональная идентичность студентов психолого-педагогического направления подготовки
Аннотация
Недавние исследования в области профессиональной идентичности выявили ее существенное влияние на результаты выполняемой работы, включая удовлетворенность работой, устойчивость к стрессу и мотивацию к постоянному профессиональному развитию. Это особенно актуально в профессиях, требующих прямого взаимодействия с людьми и постоянного совершенствования навыков в ответ на меняющиеся профессиональные требования. Результаты данного исследования показывают, что студенты второго года обучения в магистратуре демонстрируют высокий уровень профессиональной идентичности, что соответствует международным исследованиям, в которых выдвинуты предположения о том, что студенты оказываются более осведомленными о своих профессиональных ролях на более поздних этапах своего образования. На этом этапе студенты активно формируют карьерные устремления и интегрируют свои знания и навыки в профессиональную идентичность. Наше исследование косвенно подтверждает взаимосвязь между профессиональной идентичностью и академической мотивацией, что согласуется с выводами зарубежных исследований, которые подчеркивают, как высокая мотивация усиливает вовлеченность студентов в процесс формирования их профессиональной идентичности. Студенты с более высокой академической мотивацией, как правило, чаще участвуют в практической деятельности и профессиональных проектах, тем самым укрепляя свою идентичность. Создание благоприятных условий для развития профессиональной идентичности с помощью активных методов обучения и практического участия может значительно повысить академическую мотивацию студентов и их готовность к будущим профессиональным начинаниям. Это соответствует современным подходам в международных исследованиях, которые подчеркивают важность интеграции теоретических знаний с практическими навыками в высшем образовании.
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная идентичность, идентичность, профессия, самоопределение, студенты психолого-педагогического направления подготовки
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140105
Получена: 05.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Корчагин Е.Н., Лобанова А.В. Профессиональная идентичность студентов психолого-педагогического направления подготовки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2025. Том 14. № 1. С. 45–56. DOI: 10.17759/jmfp.2025140105
Полный текст
Введение
Профессиональная идентичность студентов психолого-педагогического направления подготовки
Заключение
- Высокий уровень профессиональной идентичности характерен для студентов второй ступени высшего образования. На поздних этапах обучения студенты начинают более осознанно воспринимать свою профессиональную роль и идентифицировать себя с выбранной профессией; на этом этапе студенты активно формируют свои представления о будущей карьере и начинают интегрировать полученные знания и навыки в свою профессиональную идентичность.
- Отмечается связь профессиональной идентичности и академической мотивации. Высокая мотивация к обучению способствует более глубокому вовлечению студентов в процесс формирования их профессиональной идентичности. Студенты с высокой академической мотивацией чаще участвуют в практической деятельности и профессиональных проектах, что способствует укреплению их идентичности.
- Создание условий для развития профессиональной идентичности через активные формы обучения и вовлечение студентов в практическую деятельность может значительно повысить их академическую мотивацию и готовность к будущей профессиональной деятельности. Это соответствует современным подходам в зарубежных исследованиях, которые акцентируют внимание на необходимости интеграции теоретических знаний и практических навыков.
- Отмечается связь профессиональной идентичности и самоорганизации/самоэффективности студентов. Уверенность в своих возможностях, самоорганизация, самоэффективность укрепляют психологическую устойчивость, что способствует успешному формированию профессиональной идентичности.
Литература
- Гордеева Т.О., Сычев Е.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С. 98—109.
- Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 277 с.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Том 24. № 5. С. 45—57.
- Корчагин Е.Н. Профессиональная идентичность: обзор зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 190—203. DOI:10.31862/2500-297X-2023-1-190-203
- Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87—111.
- Налиткина О.В. Цифровизация высшего образования с позиции формирования у студентов основ профессиональной идентичности // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. № 1. С. 335—341. DOI:10.26163/GIEF.2024.97.10.047
- Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2012. 215 с.
- Ховайло О.В., Косаревская Т.Е. Профессиональная идентичность будущих специалистов профессий помогающего типа // Право. Экономика. Психология. 2021. № 1(21). С. 85—88.
- Ховайло О.В., Ховайло В.А. Профессиональная идентичность практикующих врачей ветеринарной медицины // Тенденции развития ветеринарной хирургии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию кафедры общей, частной и оперативной хирургии УО ВГАВМ: Витебск, 03—04 ноября 2021 года. Витебск: Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины, 2021. С. 142—146.
- A Scoping Review of Professional Identity Formation in Undergraduate Medical Education / S. Sarraf-Yazdi, Y.N. Teo, A.E.H. How [et al.] // Journal of General Internal Medicine. 2021. Vol. 36. P. 3511—3521. DOI:10.1007/s11606-021-07024-9
- Ashforth B.E., Harrison S.H., Corley K.G. Identification in Organizations: An Examination of Four Fundamental Questions // Journal of Management. 2008. Vol. 34. № 3. P. 325—374. DOI:10.1177/0149206308316059
- Carter S. ePortfolios as a Platform for Evidencing Employability and Building Rofessional Identity: A Literature Review // International Journal of Work-Integrated Learning. 2021. Vol. 22. № 4. P. 463—474.
- Caza B.B., Creary S.J. The construction of professional identity // Perspectives on contemporary professional work: Challenges and experiences / Eds. A. Wilkinson, D. Hislop, C. Coupland. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2016. P. 259—285. DOI:10.4337/9781783475582.00022
- Chen C.P. Career Self-determination Theory // Psychology of Career Adaptability Employability and Resilience / Ed. K. Maree. Berlin: Springer, 2017. P. 329—347. DOI:10.1007/978-3-319-66954-0_20
- Correlation between academic motivation and professional identity in medical students in the Faculty of Medicine of the Universitas Gadjah Mada Indonesia / W. Wasityastuti, Y.P. Susani, Y.S. Prabandari, G.R. Rahayu // Educación Médica. 2018. Vol. 19. № 1. P. 23—29. DOI:10.1016/j.edumed.2016.12.010
- Eren H., Turkmen A.S. The relation between nursing students’ levels of self-efficacy and caring nurse-patient interaction: a descriptive study // Contemporary Nurse. 2020. Vol. 56. № 2. P. 185—198. DOI:10.1080/10376178.2020.1782763
- Exploring the role of professional identity in the implementation of clinical decision support systems — a narrative review / S. Ackerhans, T. Huynh, C. Kaiser, C. Schultz // Implementation Science. 2024. Vol. 19. Article ID 11. 29 p. DOI:10.1186/s13012-024-01339-x
- Falgares G., Venza G., Guarnaccia C. Learning Psychology and Becoming Psychologists: Developing Professional Identity through Group Experiential Learning / Psychology Learning & Teaching. 2017. Vol. 16. № 2. P. 232—247. DOI:10.1177/1475725717695148
- Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. Vol. 55. № 3. P. 447—472. DOI:10.1111/NUF.12450
- Gierszewski J., Pieczywok A. Bezpieczeństwo kulturowe człowieka w dobie kryzysu jego tożsamości. Warszawa: Difin, 2022. 284 p.
- Hernandez D. Examining the Effects of Reflection on Professional Identity Development in Community College Preservice Teachers: A dissertation submitted to the Graduate Faculty in Educational Psychology in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. New York, 2020. 123 p.
- Identidad professional docente en la formación universitaria: una revisión sistemática de estudios cualitativos / D. Cuadra-Martínez, P.J. Castro-Carrasco, C. Oyanadel, I.N. González-Palta // Formación Universitaria. 2021. Vol. 14. № 4. P. 79—92. DOI:10.4067/s0718-50062021000400079
- Identity profiles, motivations for attending university and study-related burnout: differences between Finnish students in professional and non-professional fields / R. Mannerström, A. Haarala-Muhonen, A. Parpala, T. Hailikari, K. Salmela-Aro // European Journal of Psychology of Education. 2024. Vol. 39. P. 651—669. DOI:10.1007/s10212-023-00706-4
- Interventions to improve nurses' job satisfaction: A systematic review and meta-analysis / J. Niskala, O. Kanste, M. Tomietto, J. Miettunen, A.-M. Tuomikoski, H. Kyngäs, K. Mikkonen // The Journal of Advanced Nursing. 2020. Vol. 76. № 7. P. 1498—1508. DOI:10.1111/jan.14342
- Jussupow E., Spohrer K., Heinzl A. Identity Threats as a Reason for Resistance to Artificial Intelligence: Survey Study With Medical Students and Professionals // JMIR Formative Research. 2022. Vol. 6. № 3. Article ID e28750. 15 p. DOI:10.2196/28750
- Kratzke C., Cox C. Pedagogical Practices Shaping Professional Identity in Public Health Programs // Pedagogy in Health Promotion. 2021. Vol. 7. № 3. P. 169—176. DOI:10.1177/2373379920977539
- Lozoya Meza E., Ocampo Reyes E.A. Estrategias para la formación de investigadores en investigación educative // Procesos formativos en la investigación educative: Diálogos, reflexiones, convergencias y divergencias / Ed. D.M.A. Franco. Mexico: Chihuahua Rediech, 2019. P. 141—174.
- Luft T., Roughley R. Engaging the reflexive self: The role of reflective practice forsupporting professional identity development in graduate students // Supporting the success of adult and onlinestudents: Proven practices in higher education / Eds. K. Flores, K. Kirstein, C. Schieber, S. Olswang. Scotts Valley: Create Space Independent Publishing Platform, 2016. P. 53—62.
- Morales Escobar I. del R., Taborda Caro M.A. La investigación biográfico narrativa: significados y tendencias en la indagación de la identidad profesional docente // Folios. 2020. Vol. 53. P. 171—182. DOI:10.17227/folios.53-11257
- Performativity, Identity Formation and Professionalism: Ethnographic Research to Explore Student Experiences of Clinical Simulation Training / T. Jowsey, L. Petersen, C. Mysko [et al.] // Plos One. 2020. Vol. 15(7). Article ID e0236085. 16 p. DOI:10.1371/journal.pone.0236085
- Professional identity and experience of undergraduate students: an analysis of semantic networks / L. Carvalho, E.M.B. Amorim-Ribeiro, M.V. Cunha, L. Mourão // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2021. Vol. 34. Article ID 14. 13 p. DOI:10.1186/s41155-021-00179-8
- Professional Identity and Self-Regulated Learning: The Mediating Role of Intrinsic Motivation and the Moderating Role of Sense of School Belonging / L. Xu, P. Duan, L. Ma, S. Dou // Sage Open. 2023. Vol. 13. № 2. 11 p. DOI:10.1177/21582440231177034
- Professional identity formation of medical students: A mixed-methods study in a hierarchical and collectivist culture / A. Findyartini, N. Greviana, E. Felaza, M. Faruqi, T. Zahratul Afifah, M. Auliya Firdausy // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. Article ID 443. 14 p. DOI:10.1186/s12909-022-03393-9
- Professional Identity Formation: Linking Meaning to Well-Being / D. Toubassi, C. Schenker, M. Roberts, M. Forte // Advances in Health Sciences Education. 2023. Vol. 28. P. 305—318. DOI:10.1007/s10459-022-10146-2
- Professional identity, a neglected core concept of professional development / T.P.A. Oeffelt, M.C.P. Ruijters, A.A.J.C. van Hees, P.R‐J. Simons // Identity as a Foundation for Human Resource Development / Eds. K. Black, R. Warhurst, S. Corlett. New York: Routledge, 2017. P. 237—252. DOI:10.4324/9781315671482-16
- Roberts L.D., Forman D. Interprofessional education for first year psychology students: career plans, perceived relevance and attitudes // Journal of Interprofessional Care. 2015. Vol. 29. № 3. P. 188—194. DOI:10.3109/13561820.2014.967754
- Scott C.R. Identification with Multiple Targets in a Geographically Dispersed Organization // Management Communication Quarterly. 1997. Vol. 10. № 4. P. 491—522. DOI:10.1177/0893318997104004
- Self-Efficacy and Professional Identity Among Freshmen Nursing Students: A Latent Profile and Moderated Mediation Analysis / X.X. Mei, H.Y. Wang, X.N. Wu, J.Y. Wu, Y.Z. Lu, Z.J. Ye // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 779986. 8 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.779986
- Sonday A. Shaping professional identity: a descriptive qualitative study on Health and Rehabilitation final year students in higher education // South African Journal of Occupational Therapy. 2021. Vol. 51. № 2. P. 49—54. DOI:10.17159/2310-3833/2021/vol51n2a7
- Stull C.L., Blue C.M. Examining the influence of professional identity formation on the attitudes of students towards interprofessional collaboration // Journal of Interprofessional Care. 2016. Vol. 30. № 1. P. 90—96. DOI:10.3109/13561820.2015.1066318
- Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. New York, 1957. 391 p.
- The impact of digital technology use on nurses' professional identity and relations of power: a literature review / M. Knop, M. Mueller, S. Kaiser, C. Rester // Journal of Advanced Nursing. 2024. Vol. 80. № 11. P. 4346—4360. DOI:10.1111/jan.16178
- The mediating role of psychological capital on the association between workplace violence and professional identity among Chinese doctors: a cross-sectional study / T. Qiu, C. Liu, H. Huang, S. Yang, Z. Gu, F. Tian, H. Wu // Psychology Research and Behavior Management. 2019. Vol. 12. P. 209—217. DOI:10.2147/prbm.s198443
- Tomlinson M., Jackson D. Professional Identity Formation in Contemporary Higher Education Students // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. № 4. P. 885—900. DOI:10.1080/03075079.2019.1659763
- Verbruggen M., De Vos A. When People Don’t Realize Their Career Desires: Toward a Theory of Career Inaction // Academy of Management Review. 2019. Vol. 45. № 2. P. 376—394. DOI:10.5465/amr.2017.0196
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 23
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1