Профессионально важные качества психологов в современных зарубежных исследованиях

15

Аннотация

В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.

Общая информация

Ключевые слова: психолог образования, психолог-консультант, профессиональные качества, профессиональная идентичность

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130414

Получена: 27.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Одинцова М.А., Расходчикова М.Н., Кузьмина Е.И. Профессионально важные качества психологов в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 4. С. 151–162. DOI: 10.17759/jmfp.2024130414

Полный текст

Введение

Психологи многих стран мира работают в различных сферах: образование, медицина, крупные компании, частная практика, что осложняет четкое выделение их профессиональных ролей и, соответственно, определение профессионально важных качеств. По данным М. Монтгомери и Б. Шепарда, например, в Канаде существует более 40 наименований должностей для специалистов по оказанию психологической помощи и сами специалисты называют себя по-разному: консультант, психотерапевт, терапевт-консультант, арт-терапевт, клинический психолог, терапевт по вопросам брака и семьи, музыкальный терапевт, драматерапевт, школьный психолог, консультант по вопросам злоупотребления психоактивными веществами и т. д. [38]. Данная проблематика обусловлена относительной «молодостью» профессии психолога, которой в среднем во всем мире менее шестидесяти лет [46]. Научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, которая направлена на работу с проблемами, не имеющими фиксированных решений [28].

Дискуссии о компетенциях психолога

Под профессиональными компетенциями психолога традиционно понимают специфический набор профессиональных знаний, умений и навыков, а также способностей, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. В зарубежных исследованиях выделяют компетенции: 1) ориентированные на профессионала (личностные характеристики, обеспечивающие продуктивность деятельности); 2) на профессию (способности к осуществлению профессиональной деятельности); 3) многомерные (знания, умения и навыки, необходимые для эффективного решения конкретных задач) [28]. В научных публикациях данные виды компетенций зачастую четко не дифференцированы. Иногда анализируются только профессиональные компетенции, с учетом сферы деятельности психолога. Например, в Португалии и США определены четыре базовые профессиональные компетенции и идеальные роли, которые психологи сферы образования реализуют на практике: психологическая диагностика, консультирование, психологическая интервенция и первичная профилактика [2]. В США для психологов, работающих в сфере первичной медико-санитарной помощи, определено шесть функциональных областей деятельности и соответственно компетенций: психодиагностика, психологическая интервенция, консультирование, исследовательская деятельность, супервизия/обучение, администрирование и владение этикой первичной медицинской помощи [21]. В обобщенном варианте, вне зависимости от сферы деятельности, ключевые профессиональные и многомерные компетенции представлены в работе ученых из Ботсваны, Китая, Канады и США [38]: психологическая интервенция, психологическая диагностика, консультирование, умение выстраивать отношения с разными специалистами, знания научных основ психологии, этических и юридических проблем, а также постоянное стремление к профессиональному развитию.
Особое внимание уделяется компетенциям, ориентированным на профессионала, который, прежде всего, работает своей личностью. «Работа своей личностью» предполагает актуализацию личных характеристик таким образом, чтобы они воздействовали на клиента, становясь потенциально значимыми детерминантами эффективности консультативного и/или терапевтического процесса. Среди таких характеристик — эмпатия, личный стиль психолога, умение справляться с трудностями, гибкость, интуиция как «неявное знание» и личный опыт. В Финляндии [28] выделены ключевые компетенции, ориентированные на молодых психологов: компетентность в общении с клиентами на основе эмпатии, личная/профессиональная идентичность и автономия (собственный стиль, способы преодоления трудностей, адаптация к новому), осознание профессиональных границ, профессиональное развитие (практика, психологические исследования, повышение квалификации).
Авторы считают, что сами по себе научные теории и формальные знания не могут предложить конкретных решений проблем, стоящих перед профессиональными психологами [28]. Этого же мнения придерживались и частный психолог из США Х.Дж. Апонт [4], который призывал к обучению психологов использованию своей личности, собственного Я, что может стать краеугольным камнем всей подготовки специалистов, и корейские ученые [12], которыми определены шесть наиболее важных качеств: забота и защита клиента, подлинное взаимодействие, обмен схожим опытом, чувство связности в коммуникации, участие в личной жизни клиента, прежде всего как человека, а не как профессионала.
С одной стороны, действительно важное значение приобретают эмпатическое понимание, поощрение клиентов, искренность и безусловное положительное отношение вне зависимости от моделей консультирования. С другой стороны, методы/процедуры/техники, используемые компетентными психологами, должны быть теоретически и/или эмпирически обоснованы. Теория является руководством к тому, почему психологи делают то, что они делают, а методы и техники объясняют, как это делать. Следование определенной теории является частью развития профессиональной идентичности психолога [6], что очень важно в силу «ролевой путаницы», сохраняющейся до сих пор в данной профессии по всему миру.
В большинстве исследований внимание уделяется профессионально важным качествам психолога-консультанта — роль, которую, так или иначе, выполняют все психологи, вне зависимости от сферы деятельности. Консультирование как профессия во многих странах началось с консультирования в школах и колледжах и стало наиболее признанным именно в сфере образования.

Психолог образования

В разных странах психолог образования имеет разные названия: школьный психолог, школьный консультант. Созданы психологические службы, призванные решать психологические, социальные, поведенческие, учебные трудности детей, а также взаимодействовать с родителями, учителями, администрацией образовательных учреждений. Задачи, которые решают психологи образования разных стран, в последнее время значительно расширились. Это разработка, внедрение, мониторинг первичных и вторичных вмешательств; мониторинг учебных и поведенческих трудностей; консультирование учителей, родителей и других специалистов; разработка и оценка программ вмешательств; исследовательская деятельность [22]; постоянное повышение и подтверждение квалификации; работа с критическими инцидентами [17].
Многочисленность ролей, которые выполняют психологи [47], а также большая нагрузка в связи с численностью учащихся на одного специалиста, способствуют текучести кадров. Так, данные, собранные за последнее десятилетие, показали, что соотношение учащихся и психологов образования, например в США, составляет 1381 к одному, при этом 23 штата сообщают о 1500 или более учащихся на одного психолога [22]. Проблема удержания таких специалистов в профессии обозначена в исследованиях Швеции [29], Китая [25], Великобритании [17], Израиля [44], Тайваня [47].
По прогнозам С.Л. Грапин, нехватка психологов образования к 2025 г., например в США, составит минимум 2—4% [37]. Проблема текучести кадров и недостатка специалистов в разных странах еще более обостряет задачу выделения наиболее важных качеств психологов сферы образования.
Среди таких качеств выделяют стремление к непрерывному профессиональному развитию и заботу о себе [37]; умение сочувствовать себе или удовлетворение от сострадания, что связано с субъективным восприятием хорошо выполненной работы, эмоциональной связью с клиентами, удовлетворением психологических и эмоциональных потребностей [41]. В систематическом обзоре [3] показано, что забота о себе («сострадание к себе» [цит. по: 34]) становится эффективной, но недостаточно изученной стратегией предотвращения выгорания и реализации продуктивной деятельности школьных психологов.
Обнаружено, что самоэффективность работы с критическими инцидентами опосредована здоровыми копинг-стратегиями, эмоциональным интеллектом и постоянным стремлением к обучению [17]. На стремление к обучению по управлению стрессом, по развитию методов решения проблем, необходимость учебных программ, которые бы давали реалистичное представление о роли психологов образования (а не фокусировались только на передовом опыте) для предотвращения выгорания, указывает исследование Э.Дж. Шиллинга, М. Рэндольфа и К. Боан-Ленсо [43]. Несколько позднее, углубив анализ ответов психологов образования на открытые вопросы, авторы [42] определили основные качества, необходимые для предотвращения выгорания: соблюдение нормального распорядка дня, социальная поддержка, понимание того, что другие сталкиваются с аналогичными проблемами, чувство собственного достоинства — качества, которые необходимо начинать развивать еще на этапе студенчества [42].
В условиях длительного воздействия стрессов, возникающих в результате помощи страдающим клиентам, поднимается вопрос о таких важных качествах психологов образования, как чувство согласованности (понимание требований окружающей среды; чувство контроля над различными событиями); способность к поддерживающим социальным отношениям как межличностному ресурсу для смягчения воздействия стресса и риска выгорания [44]. Среди личностных ресурсов психологов образования важнейшими считают самоконтроль, умение выстраивать коммуникативное взаимодействие и обращаться за помощью [18]; навыки устойчивости на индивидуальном и межпрофессиональном уровнях [39]. Исследования показывают, что психологи образования, которые способны использовать эффективные стратегии преодоления трудностей, с большей вероятностью сообщают о более высокой удовлетворенности работой и меньшем чувстве профессионального выгорания [42]. Особое внимание уделяется готовности психологов образования к эмоциональным аспектам работы, поэтому выделяют следующие качества: искренность в выражении эмоций и управление эмоциями, сострадание, сочувствие, доброжелательность. Противоположностью является поверхностное управление эмоциями, когда специалист чувствует что-то иное, чем то, что ощущает на самом деле (например, делает вид, что сострадает, сочувствует, проявляет доброжелательность). Показано, что поверхностное переживание способствует более высокому уровню эмоционального истощения и деперсонализации, а также более низкому уровню личных достижений и удовлетворенности работой [51].
Иранские специалисты выделили группы профессионально важных качеств школьных консультантов: 1) научная, профессиональная и моральная компетентность; 2) эмоциональная зрелость, самоэффективность, профессиональные навыки и согласованность; 3) интеллектуальная зрелость, эмоциональный интеллект, психическое здоровье, коммуникативные навыки, психологическая стойкость и харизма, которые приводят к повышению эффективности работы [15].
В связи с неясностью ролей, разрывом между идеальным и реальным положением дел в сфере психологии образования ставится вопрос о необходимости формирования четкой профессиональной идентичности [29], которая включает понимание своих рабочих ролей, адекватное представление о профессии, коллективную идентичность, имидж профессии [25]. Данная проблема поднимается и специалистами из Италии [48], которыми было проведено 11 фокус-групп с участием психологов образования и обнаружено, что четкое определение ролей является ключевой темой для всех стран. Психологи также признают важность для эффективной деятельности навыков наблюдения, общения и гибкости; обмена мнениями о передовых практиках; умения сотрудничать с другими специалистами.
В систематическом обзоре [9] отношения психологов образования к работе показано, что внутренний локус контроля, адаптированность, экстраверсия, ролевая определенность являются буфером от выгорания и способствуют удовлетворенности работой. Отмечены и недостатки исследований, включенных в систематический обзор, среди которых не вполне соответствующие цели исследования методы измерения, используемые авторами — включение всего одного или нескольких вопросов, которые разрабатывались специально под задачи исследований, что затрудняет анализ и ставит под сомнение полученные результаты.
В целом, для исследований используется арсенал самых разнообразных инструментов: анкетирование, интервью, фокус-группы, опросники. Создаются методики для измерения основных компетенций школьных психологов. Так, специалистами из Финляндии разработан удобный инструмент для измерения основных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности психологов образования. Инструмент позволяет обнаружить профессионально важные качества: 1) умение управления клиентами (компетентность в общении, эмпатия); 2) личностная профессиональная идентичность (личностный стиль, гибкость, способность преодолевать стресс); 3) осознание профессиональных границ (сотрудничество с другими специалистами, знания этики и законодательства); 4) профессиональное развитие (практика, исследования). Анализ взаимосвязей различных характеристик показал, что именно личность психолога является основным инструментом в работе, при этом не умаляется роль профессиональной подготовки [28].

Психолог-консультант

В Италии профессия психолога-консультанта относительно молодая. На фоне этого, а также на фоне признания ролевой «путаницы» и «хрупкой идентичности» психолога-консультанта подмечено, что четкая и сильная идентичность определяет и поддерживает эффективную реализацию в профессии. Представители крупнейших итальянских консультационных ассоциаций, принявшие участие в исследовании Д. Мариотти и др., выделили 76 профессионально важных качеств, которые можно систематизировать следующим образом:
1) владение разными теоретическими подходами; базовые навыки консультирования;
2) личностные установки (приветливость, подлинность, творчество, доступность, вера в потенциал человека, гибкость, доброта, открытость, эмоциональный интеллект, критичность мышления, рациональность, рефлексивность, устойчивость);
3) готовность к обучению на протяжении жизни (необходимость осознания фундаментальных основ профессии, этики, методологий).
Данные качества составляют основу профиля идентичности итальянского профессионального консультанта и соответствуют общепринятым характеристикам профессиональной идентичности консультантов других стран [49].
В Индии консультативная психология также относительно новая область профессиональной деятельности. Консультанты принадлежат к различным сферам деятельности: социальная работа, психология, клиническая психология, психиатрия. Они часто имеют одну и туже клиентуру, решают схожие с другими помогающими специалистами задачи, что способствует формированию разрозненной идентичности, в которой отсутствуют четкие роли и функции [10]. Предпринята попытка сформировать относительно полную картину личных и профессиональных характеристик консультантов на основании интервью. Все многообразие названных качеств можно разделить на 2 группы:
1) личностные характеристики: способность слушать, принятие; теплота, интерес к людям, любопытство; признание своей уязвимости; искренность, сочувствие, чувствительность к различиям, альтруизм, конструктивное преодоление стрессов;
2) профессиональные: мотивация (желание помогать людям), обращение за поддержкой к профессионалам, постоянное обучение и развитие себя в профессии, целеустремленность, инициативность, профессиональная идентичность [8].
В Ирландии, где профессия консультанта начинает закладываться с конца 80-х, начала 90-х гг., также поднимается проблема идентичности психологов-консультантов в силу размытости ролей: работа в разных условиях с разными группами населения, использование ряда теорий и практик, сходство между ролями консультантов и клинических психологов [46]. Вместе с тем выявлено высокое стремление консультантов к обязательной личной терапии [31].
Несмотря на то, что в Индонезии консультирование практиковалось еще с начала 60-х годов в разных организациях, сохраняется неуверенность в отношении соответствующей роли и конкретной подготовки, которую должны пройти профессиональные консультанты. Профессиональная идентичность рассматривается: 1) как внутриличностная (индивидуальная, основанная на соответствующей культуре); 2) внутрипрофессиональная (участие в качестве члена профессионального сообщества); 3) межпрофессиональная (признание других специалистов в качестве экспертов). Консультанты с устойчивой профессиональной идентичностью лучше справляются со своей работой, более удовлетворены выбором карьеры и хорошо преодолевают стрессоры, связанные с работой [23].
В Австралии, Канаде, Великобритании активно изучается психологическая грамотность специалистов, которая способствует повышению ценности профессии. В систематическом обзоре С. Ньюэлл, А. Хансен и П. Стрелон выделили составляющие психологической грамотности: 1) наличие базовых знаний по психологии; 2) научное мышление; 3) применение творческого подхода к решению проблем; 4) применение психологических принципов к личным, социальным и организационным проблемам; 5) этичность; 6) компетентность в использовании информации и технологий; 7) эффективное общение; 8) признание разнообразия; 9) проницательность и рефлексия своего поведения и поведения других [11; 35]. Уточняется, что психологическая грамотность — способность использовать психологические знания на практике, а не просто их изучение [5; 33].
Использование оценок клиентов также может быть полезным инструментом анализа профессионально важных качеств психологов, так как сами специалисты не всегда могут быть объективны. Так, в феноменологическом исследовании австралийских ученых респонденты женского пола, получающие поддержку у частного практикующего психолога, выделяли исключительно личностные качества специалиста: способность к пониманию; способность создавать поддерживающее, непредвзятое терапевтическое пространство, возможность сотрудничать, безопасное пространство общения; деликатность; чуткость; отсутствие стигматизирующих установок; уважительные терапевтические отношения [13].
В Германии изучены базовые навыки консультирования, валидизирована шкала самоэффективности деятельности консультанта, включающая измерение навыков исследования и понимания (отражение чувств), навыков проницательности (оспаривание несоответствий у клиентов) и навыков-действий (предложение конкретных действий); навыков управления сеансами (концентрация и координация), общая самоэффективность [7].
В Бразилии подчеркивается актуальность профессионального самосознания психологов, гибкое позиционирование себя в профессии в «расколотом теоретическом ландшафте психологии» [1].
Самую длительную историю имеет консультативная психология в США. Ее развитию способствовал ряд значительных событий, среди которых публикация К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942). В современных американских исследованиях среди профессионально важных качеств консультантов выделяется креативность (творческая самооценка и Я-концепция, творческая уверенность, творческая самоэффективность и посттравматический рост) [32]; а также навыки адаптации теорий, подходов и методов работы в разных культурах [20; 27]. Для будущих психологов имеют значение и личностные качества: добросовестность, доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту. Среди барьеров выделяют: переживания одиночества, негативную самооценку, феномен самозванца как неспособность принимать обратную связь, склонность недооценивать себя и превозносить других [40].
В систематическом обзоре польских ученых на материале исследований выгорания и психологического благополучия консультантов-психотерапевтов выделены личностные черты, связанные с эмоциональной стабильностью и высоким уровнем ресурсов (устойчивость), стремлением к личной терапии и/или супервизии, использованием практик самосострадания и осознанности, принятием профессиональной поддержки, как важнейшие качества, препятствующие выгоранию [50].
В Швеции среди важных качеств будущего психолога обозначены навыки проведения консультирования, коммуникативные навыки: интерес к клиенту и сосредоточенность на нем; способность понимать клиента; сочувствие; умения задавать вопросы; использование невербальных средств — язык тела, интонации голоса, мимики и зрительного контакта [16]. Учитывая переживания «этического стресса», основанного на усталости от сострадания, которыми сопровождается профессия, ставится вопрос о развитии таких качеств, как сострадание к себе, осознанность, умение контролировать обстоятельства, личная рефлексия [24].
В Турции среди профессионально важных качеств психологов выделяют эмоциональный интеллект, который включает компетенции в пяти измерениях: осознание своих чувств, направление своих чувств, понимание чувств других, способность поддерживать отношения, мотивация к профессии [14].
В Великобритании сделан акцент на рефлексии/саморефлексии как важном компоненте, который необходимо развивать на протяжении всей жизни [36], на развитии проницательности, сопереживания, гибкости, терпеливости, умении заботиться о себе, стремлении к регулярному обучению [45].
Для исследований профессионально важных качеств психологов-консультантов используются количественные и качественные стратегии: анкеты, интервью, разрабатываются новые методики, позволяющие изучить самоэффективность деятельности консультантов, их профессиональную идентичность, способность к самотрансформации, к безусловному самопринятию.
В США разработана Шкала профессиональной идентичности консультанта [52; 53], сосредоточенная на изучении следующих составляющих: a) знания о профессии; b) философия профессии; c) профессиональные роли и опыт; d) отношение к профессии и самому себе; e) профессиональное поведение; f) взаимодействие с другими.
В китайских исследованиях показано, что постоянное образование и более длительный опыт работы в сфере консультирования, являются защитой от усталости сострадания [26]. Важную роль играют способность к самотрансформации как комплексным изменениям во взаимодействии с собой и другими в чувствах, мыслях, самооценке, а также положительные тенденции к развитию. Разработан инструмент, позволяющий выявить характеристики самотрансформации психолога: 1) самодостаточность (способность ценить внутренний опыт, включая чувства, мысли и ожидания); 2) неуверенность/уверенность в себе; 3) ориентация на себя/других; 4) открытость для обмена опытом [30].
В Португалии переработан Опросник безусловного самопринятия (USAQ-R, Chamberlain & Haaga, 2002) как способности принимать себя независимо от личных недостатков, жизненных достижений, похвалы, оценки или принятия другими, что отражает способность быть по-настоящему в контакте с самим собой [19].
Все многообразие профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов представлено в таблице.
Таблица
Профессионально важные качества психологов образования и психологов-консультантов

Компоненты

Профессиональная идентичность психологов

Компетенции, ориентированные на личность профессионала

Компетенции, ориентированные на профессиональную деятельность

Эмоционально-волевой

Сострадание к другим и к себе (забота о себе)

Знание практик самосострадания и осознанности

Эмоциональная зрелость

Чувство гордости за профессию, позитивный взгляд на ее будущее

Чувство согласованности, контакт с самим собой, принятие себя

Профессиональная самоэффективность и согласованность

Искренность в выражении эмоций, конгруэнтность, деликатность, чуткость

Знание профессии, профессиональное поведение, профессиональные роли

Поиск и принятие социальной поддержки

Навыки адаптации теорий, подходов и методов работы в разных культурах

Внутренний локус контроля, самоконтроль

Навыки наблюдения, общения и гибкости, обмен мнениями и опытом с коллегами

Самоэффективность, здоровые копинг-стратегии

Модели решения проблем: планирование, формирование реальных ожиданий, изучение альтернатив и действия для достижения целей

Управление стрессорами, психологическая устойчивость

Уважение к личной терапии как части этической, эффективной практики, ценной для повышения самосознания и обучения через опыт клиента

Личностный стиль, гибкость

Постоянная практика и исследования

Уверенность в себе

Участие в качестве члена профессионального сообщества, признание других специалистов в качестве экспертов

Ценностно-смысловой

Рефлексия и саморефлексия

Непрерывное профессиональное развитие

Творческая самооценка и Я-концепция, творческая уверенность, творческая самоэффективность и посттравматический рост

Психологическая грамотность как общая способность к этическому применению психологических знаний, как специфические знания и методы исследования

Интеллектуальная зрелость, проницательность

Активное слушание, размышления и умения задавать вопросы, структурировать информацию

Мотивация (желание помогать людям)

Поддержание высоких профессиональных стандартов профессии, вовлеченность в профессию

Ценность культуры, культурная чувствительность

Знание этики, законодательства, культурная компетентность

Ценность клиента

Навыки антикризисного вмешательства

Личностные черты и способности

 

Эмоциональный интеллект, эмпатия

Добросовестность, доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту, низкий уровень нейротизма

 
Таким образом, в разных странах мира представлена неоднородная картина профессионально важных качеств психологов. Это связано с относительной молодостью профессии, с вопросами профессиональной идентичности, спецификой культуры. Центральной является проблема профессиональной идентичности психолога, которая проходит практически через все исследования и в широком смысле отражает осознание тождественности своего Я профессиональному образу Я. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Это интегрированное профессиональное качество, которое включает укрупненные группы компетенций:
1) компетенции, ориентированные на профессионала (личностные характеристики, обеспечивающие продуктивность деятельности);
2) компетенции, ориентированные на профессиональную деятельность (способности к осуществлению профессиональной деятельности) (см. таблицу).

Заключение

Мы постарались объединить научные исследования, имеющие отношение к профессионально важным качествам психологов образования и психологов-консультантов.
Данные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога. Вне зависимости от сферы деятельности, авторы выделяют следующие ключевые профессиональные компетенции: умение осуществлять психологическую интервенцию, проводить психологическую диагностику, консультирование; умения выстраивать отношения с разными специалистами; знание научных основ психологии, этических и юридических проблем; также постоянное стремление к профессиональному развитию. В большинстве научных работ внимание уделяется профессионально важным качествам психолога-консультанта, которые. так или иначе, необходимы всем психологам, вне зависимости от сферы деятельности.
Для исследований профессионально важных качеств психологов используют количественные и качественные стратегии (анкеты, интервью), разрабатываются новые методики, позволяющие изучить самоэффективность деятельности консультантов, их профессиональную идентичность, способность к самотрансформации, к безусловному самопринятию. В перспективе необходим детальный анализ новых методов диагностики профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. При этом особое внимание стоит обратить на новые методики изучения профессиональной идентичности психологов как центральной характеристики этой сложной и очень важной профессии.

Литература

  1. Abumanssur M.E., Simão L.M. On the Building of Each Psychologist’s Approach // Human Arenas. 2024. 19 p.  Preprint. DOI:10.1007/s42087-024-00407-4
  2. All different or all the same? Exploring the diversity of professional practices in Portuguese school psychology / S.A. Mendes, J. Lasser, I.M.P. Abreu-Lima, L.S. Almeida // European Journal of Psychology of Education. 2017. Vol. 32. P. 251—269. DOI:10.1007/s10212-016-0297-6
  3. An Examination of Self-Care Research in School Psychology / S. Flood, S. Phillips, K. Goodwin, R. McConnell, L. Matthews, S. Graves // Contemporary School Psychology. 2023. Vol. 28. P. 435—444. DOI:10.1007/s40688-023-00451-x
  4. Aponte H.J. The Soul of Therapy: The Therapist’s Use of Self in the Therapeutic Relationship // Contemporary Family Therapy. 2022. Vol. 44. № 1. P. 136—143. DOI:10.1007/s10591-021-09614-5
  5. Applied Scenarios: Embedding Psychological Literacy in Assessment / S. Einav, A. Spence, L. Blackie, S. Cassidy, H.A. Allen // Psychology Learning and Teaching. 2023. Vol. 23. № 2. P. 224—234. DOI:10.1177/14757257231209178
  6. Barth A., Moody S. Theory Use in Counseling Practice: Current Trends // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 313—328. DOI:10.1007/s10447-018-9352-0
  7. Basic counseling skills in psychology and teaching: Validation of a short version of the counselor activity self-efficacy scales / J.J. Hunsmann, D.S. Ay-Bryson, S. Kobs, N. Behrend, F. Weck, M. Knigge, F. Kühne // BMC Psychology. 2024. Vol. 12. Article ID 32. 10 p. DOI:10.1186/s40359-023-01506-7
  8. Bhargava S., Sriram S. Counsellor Characteristics and the Counselling Experience // Counselling in India: Reflections on the process // Ed. S. Sriram. Singapore: Springer, 2016. P. 13—33. DOI:10.1007/978-981-10-0584-8_2
  9. Brown T.J., Sobel D. School Psychologists’ Job Attitudes: A Systematic Review // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 40—50. DOI:10.1007/s40688-019-00241-4
  10. Characteristics of Counselling Psychology and Counselling Psychologists in India: A Larger Scale Replication of a Nationwide Survey / R.P. Bedi, K. Pradhan, E. Kroc, M. Bhatara // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 1—13. DOI:10.1007/s12646-021-00595-x
  11. Charting the psychological literacy landscape: Systematic review highlighting psychology education / J. Cranney, S. Morris, K. Norris, C.E. Connolly // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article ID 913814. 22 p. DOI:10.3389/feduc.2022.913814
  12. Cho H., Seo Y.S. Korean counselors’ perceptions of the real relationship in counseling process // Asia Pacific Education Review. 2017. Vol. 18. P. 135—146. DOI:10.1007/s12564-016-9450-9
  13. Cooper C., Tchernegovski P., Hine R. «The validation is not enough»: Australian mothers’ views and perceptions of mental health support from psychologists in private practice // Clinical Psychologist. 2023. Vol. 27. № 3. P. 392—403. DOI:10.1080/13284207.2023.2259053
  14. Değerli F.I., Odacı H. Effect of an Emotional Intelligence Training Program Developed for Prospective Psychological Counselors on Psychological Counseling Skill Levels // Journal of Rational-Emotive Cognitive-Behavior Therapy. 2020. Vol. 38. P. 568—578. DOI:10.1007/s10942-020-00352-5
  15. Designing an Empowerment Model for School Counselors: A Qualitative Study / D. Azimi, G.H. Ghamari, A. Rezaeisharif, A. Sheykholeslami // Journal of Counseling Research. 2023. Vol. 22. № 85. 50 p. DOI:10.18502/qjcr.v22i85.12535
  16. Dialogue as psychological method — a study of training interviewing and communication skills in psychology students / I. Ljunggren, M. Najström, D.H. Levitt, J. Ramnerö // Nordic Psychology. 2023. Vol. 75. № 4. P. 386—396. DOI:10.1080/19012276.2022.2112744
  17. Educational psychologists’ involvement in critical incidents: Self-Efficacy and influencing factors / J. Bennett, H. Edwards, C. Finnegan, R. Jones, C. Carpenter, C. Sargeant // Educational Psychology in Practice. 2021. Vol. 37. № 4. P. 430—447. DOI:10.1080/02667363.2021.2000371
  18. Erhard R., Sinai M. Subjective Wellbeing of Israeli School Counselors: Personal and Environmental Explaining Variables // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 82—103. DOI:10.1007/s10447-022-09487-9
  19. Exploring Factor and Correlational Analysis of the Portuguese Version of the Unconditional Self-acceptance Questionnaire-Revised / B. Faustino, A.B. Vasco, D. Haaga, J.M. Chamberlain, A. Farinha-Fernandes, J. Delgado // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy. 2023. Vol. 42. P. 98—109. DOI:10.1007/s10942-022-00492-w
  20. Frisby C.L., O’Donohue W. From Theory to Evaluation to Instruction: Toward an Ideal Cultural Competency Course in Applied Psychology // Cultural Competence in Applied Psychology / Eds. C.L. Frisby, W.T. O’Donohue. Cham: Springer International Publishing AG, 2018. P. 681—714. DOI:10.1007/978-3-319-78997-2_28
  21. Functional Roles and Foundational Characteristics of Psychologists in Integrated Primary Care / J.M. Nash, K.M. McKay, M.E. Vogel, K.S. Masters // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2012. Vol. 19. P. 93—104. DOI:10.1007/s10880-011-9290-z
  22. Gischlar K.L. Why (Not) School Psychology?: A Survey of Undergraduate Psychology Majors’ Preferences // Contemporary School Psychology. 2022. Vol. 26. P. 4—13. DOI:10.1007/s40688-020-00350-5
  23. Granello D.H., Gunawan N. Strengthening the Identity of the Counselling Profession in Indonesia // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 560—576. DOI:10.1007/s10447-023-09515-2
  24. Harling M.N., Högman E., Schad E. Breaking the taboo: eight Swedish clinical psychologists’ experiences of compassion fatigue // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2020. Vol. 15. № 1. Article ID 1785610. 17 p. DOI:10.1080/17482631.2020.1785610
  25. Harrison M.G. School Counselling in Hong Kong: A Profession in Need of an Identity // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 138—154. DOI:10.1007/s10447-022-09498-6
  26. Hong S., Hanafi Z., Wang Z. Unveiling compassion fatigue: a profiling study among mental health counselors in private practice settings // Current Psychology. 2023. Vol. 43. P. 14348—14357. DOI:10.1007/s12144-023-05461-9
  27. International Counseling Values: Recognizing Valued Approaches Identified by International Counseling Professionals Through Qualitative Inquiry / N.C.D. Perron, V.H. Lim, L. Isenman, K.G. Yamoah // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 330—355. DOI:10.1007/s10447-023-09505-4
  28. Kuittinen M., Meriläinen M., Räty H. Professional competences of young psychologists: The dimensions of self-rated competence domains and their variation in the early years of the psychologist’s career // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29. P. 63—80. DOI:10.1007/s10212-013-0187-0
  29. Landqvist L., Schad E. Perceptions of work and work engagement among school psychologists in Sweden // International Journal of School & Educational Psychology. 2022. Vol. 10. № 4. P. 447—460. DOI:10.1080/21683603.2021.1879697
  30. Leung P., Lau W., Chung C. Development and Validation of Perceived Self-Transformation Scale for the Satir Model // Contemporary Family Therapy. 2019. Vol. 41. P. 56—67. DOI:10.1007/s10591-018-9477-7
  31. McMahon A. Irish clinical and counselling psychologists' experiences and views of mandatory personal therapy during training: A polarisation of ethical concerns // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 25. № 3. P. 415—426. DOI:10.1002/cpp.2176
  32. McRoberts R., Epstein J.L. Creative Self-Concept, Post-Traumatic-Growth, and Professional Identity Resilience in Counselors with Traumatic Experiences: A Canonical Correlation Analysis // Journal of Creativity in Mental Health. 2024. Vol. 19. № 2. P. 165—179 DOI:10.1080/15401383.2023.2232730
  33. Murdoch D. Psychological literacy: Proceed with caution, construction ahead // Psychology Research and Behavior Management. 2016. Vol. 9. P. 189—199. DOI:10.2147/PRBM.S88646
  34. Neff K. Self-Compassion: Theory and Measurement // Handbook of Self-Compassion / Eds. A. Finlay-Jones, K. Bluth, K. Neff. Cham: Springer, 2023. P. 1—18. DOI:10.1007/978-3-031-22348-8_1
  35. Newell S.J., Chur-Hansen A., Strelan P. A construct validity analysis of the concept of psychological literacy // Australian Journal of Psychology. 2021. Vol. 73. № 4. DOI:10.1080/00049530.2021.1922069
  36. Ooi S., Coker S., Fisher P. Clinical psychologists’ experience of cultivating reflective practice in trainee clinical psychologists during supervision: A qualitative study // Reflective Practice. 2023. Vol. 24. № 4. P. 481—495. DOI:10.1080/14623943.2023.2210069
  37. Professional Needs of Doctoral-Level Students and Early Career Professionals in School Psychology / S.L. Grapin, N.W. Gelbar, S. January, J.S. Reinhardt, S. Ochs, L.S. Peterson, J.A. Grossman // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 491—502. DOI:10.1007/s40688-020-00291-z
  38. Professionalization of Counseling: Perspectives from Different International Regions / M.L.T. Montgomery, B. Shepard, H. Mokgolodi, M. Qian, M. Tang // International Journal for the Advancement of Counselling. 2018. Vol. 40. P. 343—364. DOI:10.1007/s10447-018-9330-6
  39. Psychologists' Practices, Stressors, and Wellness in Academic Health Centers / A.M. Williams, B. Reed, M.M. Self, W.N. Robiner, W.L. Ward // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2020. Vol. 27. P. 818—829. DOI:10.1007/s10880-019-09678-4
  40. Rokach A., Boulazreg S. The Road to Becoming a Psychologist: Indicators of Success and Hardship during the University Years // The Journal of Psychology. 2020. Vol. 154. № 8. P. 632—661. DOI:10.1080/00223980.2020.1771538
  41. Rozmiarek D., Crepeau-Hobson F. A Qualitative Examination of Compassion Fatigue in School Psychologists Following Crisis Intervention Work // Contemporary School Psychology. 2024. Vol. 28. P. 30—42. DOI:10.1007/s40688-022-00440-6
  42. Schilling E.J., Randolph M. Voices from the Field: Addressing Job Burnout in School Psychology Training Programs // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 572—581. DOI:10.1007/s40688-020-00283-z
  43. Schilling E.J., Randolph M., Boan-Lenzo C. Job Burnout in School Psychology: How Big Is the Problem? // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22. P. 324—331. DOI:10.1007/s40688-017-0138-x
  44. Sense of coherence and burnout among school psychologists: The moderating role of loneliness / S. George-Levi, T. Schmidt-Barad, I. Natan, M. Margalit // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 2390—2397. DOI:10.1007/s12144-020-00766-5
  45. Stevens K., Al-Abbadey M. Compassion fatigue and global compassion fatigue in practitioner psychologists: A qualitative study // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 7259—7274. DOI:10.1007/s12144-023-04908-3
  46. The development of counselling psychology in Ireland / A. Connolly, D. O'Callaghan, O. O'Brien, J. Broderick, C. Long, I. O'Grady // The Irish Journal of Psychology. 2014. Vol. 35. № 1. P. 16—24. DOI:10.1080/03033910.2014.896270
  47. The Development of School Psychology in Taiwan: Status Quo and Future Directions / C.H. Fan, Y.T. Juang, C.P. Hsing, N.J. Yang, I.C. Wu // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 311—320. DOI:10.1007/s40688-020-00324-7
  48. The Italian School Psychologists' Role: A Qualitative Study about Professional Practices and Representations / C. Meroni, L. Fagnani, E. Confalonieri, D. Baventore, V. Velasco // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2021. Vol. 11. № 4. P. 1134—1155. DOI:10.3390/ejihpe11040084
  49. Towards a New Profession: Counselor Professional Identity in Italy. A Delphi Study / D. Mariotti, G.J. McAuliffe, T. Grothaus, C. West-Olatunji, K.C. Snow // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 561—579. DOI:10.1007/s10447-019-09376-8
  50. Van Hoy A., Rzeszutek M. Burnout and Psychological Wellbeing Among Psychotherapists: A Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID. 928191. 19 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.928191
  51. Weaver A.D., Allen J.A. Emotional Labor and the Work of School Psychologists // Contemporary School Psychology. 2017. Vol. 21. P. 276—286. DOI:10.1007/s40688-017-0121-6
  52. Woo H., Henfield M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Instrument Development and Validation // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2015. Vol. 2. № 2. P. 93—112. DOI:10.1080/2326716X.2015.1040557
  53. Woo H., Lu J., Bang N.M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Revision of Factor Structure and Psychometrics // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2018. Vol. 5. № 2. P. 137—152. DOI:10.1080/2326716X.2018.1452078

Информация об авторах

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Расходчикова Марина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3703-4744, e-mail: rashodchikovamn@mgppu.ru

Кузьмина Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3488-2622, e-mail: kuzminaei@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15