Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 4. С. 151–162
doi:10.17759/jmfp.2024130414
ISSN: 2304-4977 (online)
Профессионально важные качества психологов в современных зарубежных исследованиях
Аннотация
В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.
Общая информация
Ключевые слова: психолог образования, психолог-консультант, профессиональные качества, профессиональная идентичность
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130414
Получена: 27.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Одинцова М.А., Расходчикова М.Н., Кузьмина Е.И. Профессионально важные качества психологов в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 4. С. 151–162. DOI: 10.17759/jmfp.2024130414
Полный текст
Введение
Дискуссии о компетенциях психолога
Психолог образования
Психолог-консультант
Компоненты |
Профессиональная идентичность психологов |
|
Компетенции, ориентированные на личность профессионала |
Компетенции, ориентированные на профессиональную деятельность |
|
Эмоционально-волевой |
Сострадание к другим и к себе (забота о себе) |
Знание практик самосострадания и осознанности |
Эмоциональная зрелость |
Чувство гордости за профессию, позитивный взгляд на ее будущее |
|
Чувство согласованности, контакт с самим собой, принятие себя |
Профессиональная самоэффективность и согласованность |
|
Искренность в выражении эмоций, конгруэнтность, деликатность, чуткость |
Знание профессии, профессиональное поведение, профессиональные роли |
|
Поиск и принятие социальной поддержки |
Навыки адаптации теорий, подходов и методов работы в разных культурах |
|
Внутренний локус контроля, самоконтроль |
Навыки наблюдения, общения и гибкости, обмен мнениями и опытом с коллегами |
|
Самоэффективность, здоровые копинг-стратегии |
Модели решения проблем: планирование, формирование реальных ожиданий, изучение альтернатив и действия для достижения целей |
|
Управление стрессорами, психологическая устойчивость |
Уважение к личной терапии как части этической, эффективной практики, ценной для повышения самосознания и обучения через опыт клиента |
|
Личностный стиль, гибкость |
Постоянная практика и исследования |
|
Уверенность в себе |
Участие в качестве члена профессионального сообщества, признание других специалистов в качестве экспертов |
|
Ценностно-смысловой |
Рефлексия и саморефлексия |
Непрерывное профессиональное развитие |
Творческая самооценка и Я-концепция, творческая уверенность, творческая самоэффективность и посттравматический рост |
Психологическая грамотность как общая способность к этическому применению психологических знаний, как специфические знания и методы исследования |
|
Интеллектуальная зрелость, проницательность |
Активное слушание, размышления и умения задавать вопросы, структурировать информацию |
|
Мотивация (желание помогать людям) |
Поддержание высоких профессиональных стандартов профессии, вовлеченность в профессию |
|
Ценность культуры, культурная чувствительность |
Знание этики, законодательства, культурная компетентность |
|
Ценность клиента |
Навыки антикризисного вмешательства |
|
Личностные черты и способности |
||
|
Эмоциональный интеллект, эмпатия |
|
Добросовестность, доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту, низкий уровень нейротизма |
Заключение
Литература
- Abumanssur M.E., Simão L.M. On the Building of Each Psychologist’s Approach // Human Arenas. 2024. 19 p. Preprint. DOI:10.1007/s42087-024-00407-4
- All different or all the same? Exploring the diversity of professional practices in Portuguese school psychology / S.A. Mendes, J. Lasser, I.M.P. Abreu-Lima, L.S. Almeida // European Journal of Psychology of Education. 2017. Vol. 32. P. 251—269. DOI:10.1007/s10212-016-0297-6
- An Examination of Self-Care Research in School Psychology / S. Flood, S. Phillips, K. Goodwin, R. McConnell, L. Matthews, S. Graves // Contemporary School Psychology. 2023. Vol. 28. P. 435—444. DOI:10.1007/s40688-023-00451-x
- Aponte H.J. The Soul of Therapy: The Therapist’s Use of Self in the Therapeutic Relationship // Contemporary Family Therapy. 2022. Vol. 44. № 1. P. 136—143. DOI:10.1007/s10591-021-09614-5
- Applied Scenarios: Embedding Psychological Literacy in Assessment / S. Einav, A. Spence, L. Blackie, S. Cassidy, H.A. Allen // Psychology Learning and Teaching. 2023. Vol. 23. № 2. P. 224—234. DOI:10.1177/14757257231209178
- Barth A., Moody S. Theory Use in Counseling Practice: Current Trends // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 313—328. DOI:10.1007/s10447-018-9352-0
- Basic counseling skills in psychology and teaching: Validation of a short version of the counselor activity self-efficacy scales / J.J. Hunsmann, D.S. Ay-Bryson, S. Kobs, N. Behrend, F. Weck, M. Knigge, F. Kühne // BMC Psychology. 2024. Vol. 12. Article ID 32. 10 p. DOI:10.1186/s40359-023-01506-7
- Bhargava S., Sriram S. Counsellor Characteristics and the Counselling Experience // Counselling in India: Reflections on the process // Ed. S. Sriram. Singapore: Springer, 2016. P. 13—33. DOI:10.1007/978-981-10-0584-8_2
- Brown T.J., Sobel D. School Psychologists’ Job Attitudes: A Systematic Review // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 40—50. DOI:10.1007/s40688-019-00241-4
- Characteristics of Counselling Psychology and Counselling Psychologists in India: A Larger Scale Replication of a Nationwide Survey / R.P. Bedi, K. Pradhan, E. Kroc, M. Bhatara // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 1—13. DOI:10.1007/s12646-021-00595-x
- Charting the psychological literacy landscape: Systematic review highlighting psychology education / J. Cranney, S. Morris, K. Norris, C.E. Connolly // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article ID 913814. 22 p. DOI:10.3389/feduc.2022.913814
- Cho H., Seo Y.S. Korean counselors’ perceptions of the real relationship in counseling process // Asia Pacific Education Review. 2017. Vol. 18. P. 135—146. DOI:10.1007/s12564-016-9450-9
- Cooper C., Tchernegovski P., Hine R. «The validation is not enough»: Australian mothers’ views and perceptions of mental health support from psychologists in private practice // Clinical Psychologist. 2023. Vol. 27. № 3. P. 392—403. DOI:10.1080/13284207.2023.2259053
- Değerli F.I., Odacı H. Effect of an Emotional Intelligence Training Program Developed for Prospective Psychological Counselors on Psychological Counseling Skill Levels // Journal of Rational-Emotive Cognitive-Behavior Therapy. 2020. Vol. 38. P. 568—578. DOI:10.1007/s10942-020-00352-5
- Designing an Empowerment Model for School Counselors: A Qualitative Study / D. Azimi, G.H. Ghamari, A. Rezaeisharif, A. Sheykholeslami // Journal of Counseling Research. 2023. Vol. 22. № 85. 50 p. DOI:10.18502/qjcr.v22i85.12535
- Dialogue as psychological method — a study of training interviewing and communication skills in psychology students / I. Ljunggren, M. Najström, D.H. Levitt, J. Ramnerö // Nordic Psychology. 2023. Vol. 75. № 4. P. 386—396. DOI:10.1080/19012276.2022.2112744
- Educational psychologists’ involvement in critical incidents: Self-Efficacy and influencing factors / J. Bennett, H. Edwards, C. Finnegan, R. Jones, C. Carpenter, C. Sargeant // Educational Psychology in Practice. 2021. Vol. 37. № 4. P. 430—447. DOI:10.1080/02667363.2021.2000371
- Erhard R., Sinai M. Subjective Wellbeing of Israeli School Counselors: Personal and Environmental Explaining Variables // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 82—103. DOI:10.1007/s10447-022-09487-9
- Exploring Factor and Correlational Analysis of the Portuguese Version of the Unconditional Self-acceptance Questionnaire-Revised / B. Faustino, A.B. Vasco, D. Haaga, J.M. Chamberlain, A. Farinha-Fernandes, J. Delgado // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy. 2023. Vol. 42. P. 98—109. DOI:10.1007/s10942-022-00492-w
- Frisby C.L., O’Donohue W. From Theory to Evaluation to Instruction: Toward an Ideal Cultural Competency Course in Applied Psychology // Cultural Competence in Applied Psychology / Eds. C.L. Frisby, W.T. O’Donohue. Cham: Springer International Publishing AG, 2018. P. 681—714. DOI:10.1007/978-3-319-78997-2_28
- Functional Roles and Foundational Characteristics of Psychologists in Integrated Primary Care / J.M. Nash, K.M. McKay, M.E. Vogel, K.S. Masters // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2012. Vol. 19. P. 93—104. DOI:10.1007/s10880-011-9290-z
- Gischlar K.L. Why (Not) School Psychology?: A Survey of Undergraduate Psychology Majors’ Preferences // Contemporary School Psychology. 2022. Vol. 26. P. 4—13. DOI:10.1007/s40688-020-00350-5
- Granello D.H., Gunawan N. Strengthening the Identity of the Counselling Profession in Indonesia // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 560—576. DOI:10.1007/s10447-023-09515-2
- Harling M.N., Högman E., Schad E. Breaking the taboo: eight Swedish clinical psychologists’ experiences of compassion fatigue // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2020. Vol. 15. № 1. Article ID 1785610. 17 p. DOI:10.1080/17482631.2020.1785610
- Harrison M.G. School Counselling in Hong Kong: A Profession in Need of an Identity // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 138—154. DOI:10.1007/s10447-022-09498-6
- Hong S., Hanafi Z., Wang Z. Unveiling compassion fatigue: a profiling study among mental health counselors in private practice settings // Current Psychology. 2023. Vol. 43. P. 14348—14357. DOI:10.1007/s12144-023-05461-9
- International Counseling Values: Recognizing Valued Approaches Identified by International Counseling Professionals Through Qualitative Inquiry / N.C.D. Perron, V.H. Lim, L. Isenman, K.G. Yamoah // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 330—355. DOI:10.1007/s10447-023-09505-4
- Kuittinen M., Meriläinen M., Räty H. Professional competences of young psychologists: The dimensions of self-rated competence domains and their variation in the early years of the psychologist’s career // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29. P. 63—80. DOI:10.1007/s10212-013-0187-0
- Landqvist L., Schad E. Perceptions of work and work engagement among school psychologists in Sweden // International Journal of School & Educational Psychology. 2022. Vol. 10. № 4. P. 447—460. DOI:10.1080/21683603.2021.1879697
- Leung P., Lau W., Chung C. Development and Validation of Perceived Self-Transformation Scale for the Satir Model // Contemporary Family Therapy. 2019. Vol. 41. P. 56—67. DOI:10.1007/s10591-018-9477-7
- McMahon A. Irish clinical and counselling psychologists' experiences and views of mandatory personal therapy during training: A polarisation of ethical concerns // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 25. № 3. P. 415—426. DOI:10.1002/cpp.2176
- McRoberts R., Epstein J.L. Creative Self-Concept, Post-Traumatic-Growth, and Professional Identity Resilience in Counselors with Traumatic Experiences: A Canonical Correlation Analysis // Journal of Creativity in Mental Health. 2024. Vol. 19. № 2. P. 165—179 DOI:10.1080/15401383.2023.2232730
- Murdoch D. Psychological literacy: Proceed with caution, construction ahead // Psychology Research and Behavior Management. 2016. Vol. 9. P. 189—199. DOI:10.2147/PRBM.S88646
- Neff K. Self-Compassion: Theory and Measurement // Handbook of Self-Compassion / Eds. A. Finlay-Jones, K. Bluth, K. Neff. Cham: Springer, 2023. P. 1—18. DOI:10.1007/978-3-031-22348-8_1
- Newell S.J., Chur-Hansen A., Strelan P. A construct validity analysis of the concept of psychological literacy // Australian Journal of Psychology. 2021. Vol. 73. № 4. DOI:10.1080/00049530.2021.1922069
- Ooi S., Coker S., Fisher P. Clinical psychologists’ experience of cultivating reflective practice in trainee clinical psychologists during supervision: A qualitative study // Reflective Practice. 2023. Vol. 24. № 4. P. 481—495. DOI:10.1080/14623943.2023.2210069
- Professional Needs of Doctoral-Level Students and Early Career Professionals in School Psychology / S.L. Grapin, N.W. Gelbar, S. January, J.S. Reinhardt, S. Ochs, L.S. Peterson, J.A. Grossman // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 491—502. DOI:10.1007/s40688-020-00291-z
- Professionalization of Counseling: Perspectives from Different International Regions / M.L.T. Montgomery, B. Shepard, H. Mokgolodi, M. Qian, M. Tang // International Journal for the Advancement of Counselling. 2018. Vol. 40. P. 343—364. DOI:10.1007/s10447-018-9330-6
- Psychologists' Practices, Stressors, and Wellness in Academic Health Centers / A.M. Williams, B. Reed, M.M. Self, W.N. Robiner, W.L. Ward // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2020. Vol. 27. P. 818—829. DOI:10.1007/s10880-019-09678-4
- Rokach A., Boulazreg S. The Road to Becoming a Psychologist: Indicators of Success and Hardship during the University Years // The Journal of Psychology. 2020. Vol. 154. № 8. P. 632—661. DOI:10.1080/00223980.2020.1771538
- Rozmiarek D., Crepeau-Hobson F. A Qualitative Examination of Compassion Fatigue in School Psychologists Following Crisis Intervention Work // Contemporary School Psychology. 2024. Vol. 28. P. 30—42. DOI:10.1007/s40688-022-00440-6
- Schilling E.J., Randolph M. Voices from the Field: Addressing Job Burnout in School Psychology Training Programs // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 572—581. DOI:10.1007/s40688-020-00283-z
- Schilling E.J., Randolph M., Boan-Lenzo C. Job Burnout in School Psychology: How Big Is the Problem? // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22. P. 324—331. DOI:10.1007/s40688-017-0138-x
- Sense of coherence and burnout among school psychologists: The moderating role of loneliness / S. George-Levi, T. Schmidt-Barad, I. Natan, M. Margalit // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 2390—2397. DOI:10.1007/s12144-020-00766-5
- Stevens K., Al-Abbadey M. Compassion fatigue and global compassion fatigue in practitioner psychologists: A qualitative study // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 7259—7274. DOI:10.1007/s12144-023-04908-3
- The development of counselling psychology in Ireland / A. Connolly, D. O'Callaghan, O. O'Brien, J. Broderick, C. Long, I. O'Grady // The Irish Journal of Psychology. 2014. Vol. 35. № 1. P. 16—24. DOI:10.1080/03033910.2014.896270
- The Development of School Psychology in Taiwan: Status Quo and Future Directions / C.H. Fan, Y.T. Juang, C.P. Hsing, N.J. Yang, I.C. Wu // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 311—320. DOI:10.1007/s40688-020-00324-7
- The Italian School Psychologists' Role: A Qualitative Study about Professional Practices and Representations / C. Meroni, L. Fagnani, E. Confalonieri, D. Baventore, V. Velasco // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2021. Vol. 11. № 4. P. 1134—1155. DOI:10.3390/ejihpe11040084
- Towards a New Profession: Counselor Professional Identity in Italy. A Delphi Study / D. Mariotti, G.J. McAuliffe, T. Grothaus, C. West-Olatunji, K.C. Snow // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 561—579. DOI:10.1007/s10447-019-09376-8
- Van Hoy A., Rzeszutek M. Burnout and Psychological Wellbeing Among Psychotherapists: A Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID. 928191. 19 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.928191
- Weaver A.D., Allen J.A. Emotional Labor and the Work of School Psychologists // Contemporary School Psychology. 2017. Vol. 21. P. 276—286. DOI:10.1007/s40688-017-0121-6
- Woo H., Henfield M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Instrument Development and Validation // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2015. Vol. 2. № 2. P. 93—112. DOI:10.1080/2326716X.2015.1040557
- Woo H., Lu J., Bang N.M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Revision of Factor Structure and Psychometrics // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2018. Vol. 5. № 2. P. 137—152. DOI:10.1080/2326716X.2018.1452078
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15