Клиническая и специальная психология
2018. Том 7. № 2. С. 41–52
doi:10.17759/cpse.2018070203
ISSN: 2304-0394 (online)
Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: удовлетворенность образовательной средой, психологическое здоровье, субъекты педагогического процесса, педагоги , родители, руководители образовательных организаций
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070203
Для цитаты: Вачков И.В., Вачкова С.Н. Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 41–52. DOI: 10.17759/cpse.2018070203
Полный текст
Введение
В настоящее время и в научных изданиях, и в средствах массовой информации активно обсуждаются негативные явления, происходящие в школах: буллинг, проявления виктимности, трудности этнической интеграции и конфликты на этнической почве между обучающимися, проблемы с внедрением инклюзивной практики, физическое и психологическое насилие, в том числе, как это ни печально, и со стороны педагогов и многое другое [1; 2; 11]. По некоторым данным, в российских школах один-два раза в год происходят случаи применения учениками огнестрельного оружия [10]. Все это, безусловно, наносит вред психологическому здоровью обучающихся. Однако какими бы пугающими ни были эти явления, все же они имеют локальный характер и далеко не в каждой школе имеют место.
А между тем часто остается без внимания тот факт, что любой ученик в любой школе ежедневно оказывается под воздействием ряда факторов образовательной среды, которые могут оказаться весьма неблагоприятными для его психологического здоровья. И особую роль в этом играет психодидактический компонент образовательной среды - то, как учат детей, чему учат и в каких условиях [16]. В научной литературе имеется довольно много трактовок понятия образовательной среды и ее структуры [3; 4; 9; 13]. Мы будем ориентироваться на подход к образовательной среде, предложенный В.А. Ясвиным [16; 17]. Как показали многочисленные исследования, психологическое здоровье обучающихся связано различными позитивными или негативными аспектами образовательной среды и может оказаться под серьезной угрозой, что может привести к возникновению отчужденности, детских неврозов, разобщенности детско-родительско-педагогического сообщества, конфликтам - внешним и внутренним - и другим нарушениям [6; 12; 14; 15].
Изучать особенности психодидактического компонента образовательной среды можно разными способами, используя разные стратегии. В нашем исследовании мы исходили из того, что дать оценку этим особенностям могут сами субъекты образовательного процесса - те взрослые люди, от которых и зависит состояние образовательной среды: педагоги, директора школ, родители или законные представители детей. О возможности субъектов педагогического процесса выступать в качестве экспертов, оценивающих различные стороны образовательной среды, писали многие исследователи [5; 7; 9; 11; 17]. В частности, в ряде исследований показано, что педагоги способны успешно проводить экспертную оценку психологической безопасности образовательной среды [8; 11] и тем самым определять степень угрозы психологическому здоровью школьников.
Одним из важных индикаторов состояния психодидактического компонента образовательной среды может служить удовлетворенность субъектов педагогического процесса его параметрами. В качестве таких параметров были взяты удовлетворенность содержанием образования, удовлетворенность условиями обучения, а также удовлетворенность педагогов, родителей и руководителей образовательных организаций методами обучения и воспитания, используемыми в образовательном процессе. Изучение этих параметров, в совокупности рассматриваемых как индикатор угроз психологическому здоровью детей, стало одной из задач масштабного исследования, проведенного в 74 регионах Российской Федерации.
Процедура исследования
В выборку вошли 9772 педагога, 4565 родителей и 2471 руководитель образовательной организации, итого общее число респондентов составило 16808 человек. Для трех указанных групп были составлены специальные опросники, несколько отличавшиеся формулировками вопросов, поскольку следовало учитывать специфику каждой группы. Опрос проводился с помощью специального интернет-ресурса.
При обработке данных использовались методы математической статистики: критерий Пирсона, классический критерий Колмогорова-Смирнова и его модифицированный аналог Lilliefors, асимптотический критерий Berens-Fisher, критерий для сравнения двух вероятностей (отдельные попарные сравнения совпадения долей конкретных ответов на вопрос).
Результаты и их обсуждение
Рассмотрим попарно различия в оценках степени удовлетворенности отдельными параметрами психодидактического компонента образовательной среды (см. табл. 1, 2, 3).
Таблица 1
Удовлетворенность содержанием образования (педагоги и родители) (p<0,001)
Варианты ответов |
Педагоги (число ответов в %) |
Родители (число ответов в %) |
В целом хорошее, но возможны некоторые улучшения |
73,13 |
53,71 |
Требуются значительные улучшения |
14,17 |
9,09 |
Изменений не требуется |
10,89 |
35,90 |
Требуется полная переработка |
1,81 |
1,29 |
Таблица 2
Удовлетворенность условиями обучения (педагоги и родители) (p<0,001)
Варианты ответов |
Педагоги (число ответов в %) |
Родители (число ответов в %) |
Полностью удовлетворен(а) |
2,56 |
22,37 |
Возможны некоторые улучшения |
51,88 |
56,23 |
Требуются значительные улучшения |
39,29 |
19,17 |
Требуются радикальное изменение всех условий |
6,27 |
2,23 |
Таблица 3
Удовлетворенность методами обучения и воспитания (педагоги и родители)
Варианты ответов |
Педагоги (число ответов в %) |
Родители (число ответов в %) |
Полностью удовлетворен(а) |
25,75* |
34,65* |
В целом хорошо, но возможны некоторые улучшения |
62,34* |
54,55* |
Удовлетворительно, но требуются значительные улучшения |
11,29 |
9,92 |
Неудовлетворительное |
0,62* |
0,88* |
Примечание. * – различия значимы на уровне p<0,001).
При сравнении оценок удовлетворенности содержанием образования педагогов и родителей сразу бросаются в глаза принципиальные расхождения между этими группами: почти во всех долях ответов различия значимы на уровне p<0,001. Исключение составляет ответ «Требуется полная переработка», его выбрало примерно одинаковое количество педагогов и родителей - 1,81% и 1,29% соответственно, и различия здесь не значимы. Однако этот процент настолько низок, что не заслуживает обсуждения и свидетельствует о том, что негативно оценивающих содержание образования и в той, и в другой группе ничтожно мало. Вместе с тем педагоги значительно более высоко, чем родители, оценивают содержание образования при выборе ответа «В целом хорошее, но возможны некоторые улучшения» (73,13% против 53,71%). Но вот что может показаться неожиданным: что изменений в содержании образования не требуется, считает 35,90% родителей и всего лишь 10,89% педагогов. Получается, что образовательные программы видят идеальными более трети родителей и лишь каждый десятый учитель. С чем может быть связан этот факт? По-видимому, такой результат определяется слабым знанием родителей содержания образования, что подтверждается их ответами на вопрос о знакомстве с основной образовательной программой - только половина из них читали программу на сайте школы. Педагоги же в силу своей профессиональной деятельности хорошо знают и основную образовательную программу, и программы по предметам и могут оценить их более объективно и критично. Поэтому они чаще, чем родители, выбирают ответ «Требуются значительные улучшения» (14,17% против 9,09%).
Сходная ситуация обнаруживается при сравнительном анализе оценок педагогами и родителями условий обучения (имеются в виду и материальнотехнические, и кадровые, и иные условия); при этом разница в ответах оказалась еще более впечатляющей - по всем долям ответов различия значимы на уровне p<0,001. Если из родителей 22,37% полностью удовлетворены условиями, в которых учатся их дети, то среди учителей таких только 2,56%. Педагоги настроены гораздо критичней; они полагают, что требуются значительные улучшения условий (39,29%) и даже радикальное их изменение (6,27%), в то время как из родителей считают необходимыми значительные улучшения 19,17%, а полностью негативное отношение к условиям обучения демонстрируют лишь 2,23% из них. Можно предположить, что причину различий в оценках этих групп следует искать в том же: в недостаточной компетентности родителей относительно реально существующих в школах условий обучения. Более благожелательное отношение к условиям обучения со стороны родителей также, возможно, связано с тем, что сравнивая условия в современных школах с тем, какова была ситуация в годы их учебы, они видят явные позитивные сдвиги. Педагоги же оказываются склонны фиксироваться на недостатках, мешающих им работать.
При анализе удовлетворенности методами обучения и воспитания в образовательной организации логично было ожидать значительно более высокие показатели в ответах педагогов, ведь речь идет фактически об оценке их профессиональной деятельности. Однако полученные результаты не оправдывают подобные ожидания и могут вызвать недоумение. Полностью удовлетворены методами обучения и воспитания 25,75% педагогов и 34,65% родителей (различия снова значимы на уровне p<0,001, как и почти во всех других долях ответов).
Снова можно зафиксировать более критичную позицию учителей, они оказались требовательны к методам своей работы и работы своих коллег. Впрочем, отчасти такая жесткость компенсируется выбором большинства педагогов мягкой формулировки «В целом хорошо, но возможны некоторые улучшения» (62,34%, у родителей - 54,55%), то есть педагоги не считают выполнение своей профессиональной деятельности совершенным, но полагают, что имеющиеся в работе недостатки не слишком значительны. Статистически не значимы различия между педагогами и родителями при выборе ответа о необходимости значительных улучшений (11,29% и 9,92% соответственно). Неудовлетворенность методами обучения и воспитания высказали менее одного процента респондентов и в той, и в другой группе. Если суммировать ответы, указывающие на полную или частичную удовлетворенность относительно методов обучения и воспитания, используемых в образовательной организации, то в процентном отношении количество ответов педагогов и родителей окажутся почти равными. Иными словами, мнения учителей и родителей в этом отношении сходны.
Любопытно, что позиция руководителей образовательных организаций по поводу методов обучения и воспитания во вверенных им учреждениях разительно отличается от позиций и педагогов, и родителей (см. табл. 4 и 5).
Таблица 4
Удовлетворенность методами обучения и воспитания в образовательной
организации (директора школ и родители)
Варианты ответов |
Руководители образовательных организаций (число ответов в %) |
Родители (число ответов в %) |
В целом хорошо, но возможны некоторые улучшения |
75,48* |
54,55* |
Полностью удовлетворен(а) |
14,33* |
34,65* |
Удовлетворительно, но требуются значительные улучшения |
10,12 |
9,92 |
Неудовлетворительное |
0,08* |
0,88* |
Таблица 5
Удовлетворенность методами обучения и воспитания в образовательной
организации (директора школ и педагоги)
Варианты ответов |
Руководители образовательных организаций (число ответов в %) |
Педагоги (число ответов в %) |
В целом хорошо, но возможны некоторые улучшения |
75,48* |
62,34* |
Полностью удовлетворен(а) |
14,33* |
25,75* |
Удовлетворительно, но требуются значительные улучшения |
10,12 |
11,29 |
Неудовлетворительное |
0,08* |
0,62* |
Примечание. * – различия значимы на уровне p<0,001.
Все показатели имеют значимые различия на уровне p<0,001 за исключением ответа «Удовлетворительно, но требуются значительные улучшения». Последнее суждение выбирает примерно 10% респондентов во всех трех группах. Директора школ гораздо более осторожны, чем учителя и родители, при вынесении максимально высокой оценки применяемым методам обучения и воспитания. Из них полностью удовлетворены этими методами только 14,33%, тогда как, напомним, среди педагогов таких 25,75%, а среди родителей и вовсе 34,65%. Но руководителей образовательных организаций нельзя считать излишне пессимистичными, так как три четверти из них (75,48%) полагают, что в целом все хорошо, но возможны некоторые улучшения. Выбирая такой ответ, они значительно опережают и учителей (62,34%), и родителей (54,55%). Очевидно, что у них нет желания негативно оценивать методы обучения и воспитания в возглавляемых ими образовательных организациях; не давая самую высокую оценку, в подавляющем большинстве они демонстрируют положительное отношение к ним. Об этом говорит и тот факт, что всего лишь 0,08% из них, то есть ничтожно малая часть, не удовлетворены методами обучения и воспитания.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Степень удовлетворенности образовательной средой, в частности, ее психодидактическим компонентом, отражающая уровень понимания идущих от образовательной среды рисков и угроз психологическому здоровью детей, существенным образом различается у педагогов, руководителей образовательных организаций и родителей.
2. Статистически значимые различия между группами учителей, родителей и директоров школ обнаружились почти по всем параметрам удовлетворенности психодидактическим компонентом образовательной среды. Исключения составили доли ответов на отдельные вопросы.
3. Родители демонстрируют более высокую степень удовлетворенности психодидактическим компонентом образовательной среды, чем учителя, что предположительно связано с их недостаточно хорошим знакомством с содержанием образования, условиями обучения и применяющимися в школах методами обучения и воспитания. Отсюда проистекает и возможная недооценка угроз психологическому здоровью детей в образовательной среде.
4. Педагоги и руководители образовательных организаций, будучи более компетентными в указанных вопросах, дают более критичные оценки психодидактическому компоненту образовательной среды и менее удовлетворены его параметрами, что свидетельствует, по-видимому, о более адекватном понимании возможных рисков и угроз психологическому здоровью обучающихся.
Литература
- Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С.135–141.
- Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 26. №1. С. 16–21.
- Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50.
- Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С.18–22.
- Дроздова Е.А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 25. С. 280–283. URL https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 30.03.2018).
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 20. № 3. С.17–21.
- Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. №11 (68). С.18-32.
-
Лактионова Е.Б. Личностное развитие педагога как
субъекта экспертизы психологической безопасности образовательной среды:
Научно-практические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной
психологической помощи ИЭП МГППУ: сборник статей. Вып. 1. / под ред. И.А.
Баевой. М.: Экон-информ, 2011.
С. 125–138. - Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
-
Психологическое сопровождение безопасности образовательной
среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных
стандартов: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой,
О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М.: МГППУ, 2015. 112 с. - Рерке В.И., Бубнова И.С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С.150–155.
-
Силина О.В. Границы Я и психологическое
благополучие детей 2-10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная
психология. 2016. Т. 5. № 3.
С. 116–129. doi:10.17759/cpse.2016050308 URL: URL: https://psyjournals.ru/psyclin /2016 /n3/Silina.shtml (дата обращения 31.05.2018). - Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
- Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74–88. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu /2006/n3/Khvatova.shtml (дата обращения 31.05.2018).
- Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/ 2013/5/Huhlaeva.phtml (дата обращения 31.05.2018).
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования
к проектированию.
М.: Смысл, 2001. 365 с. - Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды (библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2.). М.: Сентябрь, 2000. 125 с..
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1719
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 872
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8