Психологическое здоровье и духовно-нравственные ценности молодых людей призывного возраста в контексте деструктивного информационно-психологического воздействия

3

Аннотация

Работа направлена на изучение психологического здоровья и духовно-нравственных ценностей молодых людей призывного возраста в контексте деструктивного информационно-психологического воздействия. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2024 г. на территории 4 субъектов РФ: Архангельской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областей. Общая численность респондентов составила 1050 молодых людей призывного возраста в возрасте от 16 до 20 лет. В ходе исследования были использованы: авторская анкета «Информационно-психологическое воздействие»; опросник «Мотивационная структура информационной активности»; опросник «Духовная личность»; методика «Индивидуальная модель психологического здоровья». Полученные результаты дают возможность говорить о том, что по средним показателям молодые люди призывного возраста часто сталкиваются в интернет-пространстве с контентом, оказывающим деструктивное информационно-психологическое воздействие, при этом у них наблюдается достаточно высокая степень доверия к данному контенту. Отмечается, что молодые люди, находящиеся под воздействием деструктивной информации, могут испытывать социальную изоляцию, недоверие и агрессию, что препятствует формированию у них здоровых социальных связей, приводит к снижению психологического здоровья и оказывает разрушающее действие на внутренние ценности и духовно-нравственные ориентиры. В таких условиях формируется более пессимистичное восприятие мира, что подрывает основные принципы духовности и нравственности, в частности, такие как искренность, вежливость и стремление к истине.

Общая информация

Ключевые слова: морально-нравственные нормативы, психологическое здоровье, информационное-психологическое воздействие, молодые люди

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130408

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках гранта № 24-28-00879 «Формирование патриотических и духовно-нравственных ценностей молодых людей призывного возраста в условиях противостояния внешним угрозам», https://rscf.ru/project/24-28-00879/

Получена: 20.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Серых А.Б., Букша Л.Ф., Осипова Е.В., Назарская Е.Н. Психологическое здоровье и духовно-нравственные ценности молодых людей призывного возраста в контексте деструктивного информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 4. С. 149–166. DOI: 10.17759/cpse.2024130408

Полный текст

Введение

Тематика психологического здоровья и духовно-нравственных ценностей молодых людей призывного возраста приобретает особую значимость в рамках одной из наиболее острых и злободневных проблем современности — наращивания деструктивного информационно-психологического воздействия на сознание личности или группы лиц. Важно понимать, что форсирование и углубление данного негативного влияния представляет собой опасность не только для каждого отдельно взятого человека, но в целом создает угрозу безопасности и суверенитету государства и влечет существенные потери для социокультурного и экономического развития всего общества [15].

Обращаясь к анализу сложившейся социальной ситуации, можно указать на целый ряд дисфункциональных процессов, рискованно и тревожно усиливающихся в молодежной среде: информационный стресс по причине стремительно растущего объема новой, часто непроверенной информации [4], манипуляция общественным сознанием, информационная дезинформация [14], информационная блокада, информационная интервенция, часто принимающая форму информационной войны, информационный спам, открытый доступ к информации деструктивного характера, в том числе к информации низкого качества и к искаженной информации (фейки) и т.д. [11].

Молодые люди как наиболее активные пользователи воспринимают интернет-пространство в качестве основной платформы для поиска и приобретения информации. Следовательно, в условиях глобализации и стремительного развития технологий молодежь оказывается под влиянием обширного и неконтролируемого информационного потока, зачастую в нынешних реалиях несущего деструктивный контекст. Такие обстоятельства приводят к формированию нового поколения, чье восприятие мира складывается под постоянным воздействием противоречивых и недостоверных фактов, неопределенной информации и т.д.

Находясь на этапе формирования жизненных ценностей и установок, молодые люди призывного возраста становятся уязвимыми к негативным влияниям, что может привести к снижению представленности и роли духовно-нравственных ориентиров в регуляции их жизнедеятельности. Принимая во внимание тот факт, что сформированность духовно-нравственных ценностей обусловливает психологическую, личностную и нравственную устойчивость молодых людей, важно выявить, каким образом информационные потоки, нередко наполненные агрессивными и протестными настроениями, страхом и тревогой, могут формировать не только индивидуальное, но и коллективное сознание. Психологическое здоровье как важный аспект общего благополучия также выступает критически важным аспектом для формирования устойчивой личности, способной адекватно реагировать на внешние вызовы и сохранять внутреннюю гармонию [5].

Таким образом, исследование психологического здоровья и духовно-нравственных ценностей молодых людей призывного возраста в контексте деструктивного информационно-психологического воздействия представляется необходимым для разработки эффективных стратегий профилактики, сопровождения и поддержки, направленных на создание здоровой, благоприятной и, главное, безопасной молодежной среды.

Методы

Научная работа была проведена в 2024 г. на территории 4 субъектов Российской Федерации: Архангельская, Калининградская, Ленинградская и Мурманская области. Общая численность респондентов — 1050 юношей призывного возраста. Возрастной диапазон составил от 16 до 20 лет, средний возраст респондентов — 19,2 года.

Достижение поставленной исследовательской цели осуществлялось с помощью следующих методов: теоретические (анализ предмета исследования на основе изучения нормативных документов и психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, сравнение и систематизация полученных данных); эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа); методы математической статистики.

В ходе исследования был использован следующий диагностический пакет для оценки психологического здоровья и духовно-нравственных ценностей в контексте деструктивного информационно-психологического воздействия:

  1. Авторская анкета «Информационно-психологическое воздействие», позволяющая оценить характер, выраженность и фон информационно-психологического воздействия:
  • частота столкновения с контентом, оказывающим деструктивное информационно-психологическое воздействие;
  • субъективная оценка степени воздействия;
  • частота избегания контента, оказывающего деструктивное информационно-психологическое воздействие;
  • частота распространения контента, оказывающего деструктивное информационно-психологическое воздействие;
  • степень доверия к контенту, оказывающему деструктивное информационно-психологическое воздействие;
  • субъективная оценка воздействия данного контента на развитие тревожных и агрессивных тенденций.
  1. Опросник «Мотивационная структура информационной активности» (МСИА), авторы: Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов, А.С. Коповой (2009), предназначенный для определения ведущих мотиваций общей направленности информационной активности и характер повседневного медиапотребления. Состоит из восьми групп ранжированных утверждений. Опросник содержит следующие шкалы: познавательная, коммуникативная, релаксационная, реактивирующая, компенсаторная мотивация [8].
  2. Опросник «Духовная личность» (ОДЛ-НВ), авторы: A. Husain, M. Anas (2017), в адаптации Г.В. Ожигановой (2019), цель которого заключается в оценке секулярной (внерелигиозной) духовности. Опросник состоит из 28 утверждений с оценкой степени согласия/несогласия. Содержит интегральную шкалу общей духовности, атакже шкалы: нравственность и мудрость, самоконтроль, надежность и ответственность, духовность отношений, правдивость и удовлетворенность [10].
  3. Методика «Индивидуальная модель психологического здоровья», автор: А.В. Козлов (2014). Цель — диагностика восьми векторов модели психологического здоровья: стратегический вектор; просоциальный вектор, Я-вектор, творческий вектор, духовный вектор, интеллектуальный вектор, семейный вектор, гуманистический вектор [5].

Результаты

На первом этапе эмпирического исследования мы провели анкетирование всех респондентов, в ходе которого была использована авторская анкета «Информационно-психологическое воздействие». Анализируя полученные результаты, стоит отметить, что по средним показателям исследуемые юноши призывного возраста часто сталкиваются в интернет-пространстве с контентом, оказывающим деструктивное информационно-психологическое воздействие. Давая субъективную оценку степени его воздействия, респонденты указывали явно выраженное влияние на эмоциональный фон, при этом им лишь иногда свойственно избегать такого деструктивного контента. Нам также удалось установить, что юноши обычно склонны делиться и передавать дальше подобного рода информацию либо в контексте сети интернет, либо непосредственно обсуждая ее с друзьями, родными и знакомыми. При этом среди юношей призывного возраста наблюдается достаточно высокая степень доверия к контенту, оказывающему деструктивное информационно-психологическое воздействие. Опрошенные также отметили, что согласны с тем, что контент, оказывающий деструктивное информационно-психологическое воздействие, может вызывать тревожно-агрессивные тенденции.

Представим наглядно распределение по уровням выраженности частоты, влияния, распространения и доверия к контенту, оказывающему деструктивное информационно-психологическое воздействие, выявленное среди молодых людей призывного возраста по результатам авторской анкеты на рисунке 1.


Рис. 1. Частота, влияние, распространение и степень доверия молодых людей призывного возраста к контенту, оказывающему деструктивное информационно-психологическое воздействие

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, отметим, что полученные результаты могут быть обусловлены, во-первых, современными технологиями, которые обеспечивают легкий доступ к контенту, оказывающему деструктивное информационно-психологическое воздействие, и способствуют его дальнейшему распространению. Во-вторых, важно учитывать, что негативные события часто вызывают более сильные эмоции, что делает их в большей степени заметными и запоминающимися. На рисунке 1 мы также видим последствия постоянного потребления контента, оказывающего деструктивное информационно-психологическое воздействие, так как молодые люди отчетливо отмечают его взаимосвязь с агрессивно-тревожными тенденциями и общим психоэмоциональным благополучием.

Исходя из результатов, полученных в ходе анкетирования, респонденты призывного возраста были распределены нами на две подгруппы. В первую подгруппу вошли молодые люди, продемонстрировавшие высокую и достаточную частоту, распространение, оценку степени влияния контента, оказывающего деструктивное информационно-психологическое воздействие. Вторую подгруппу составили молодые люди призывного возраста со средними и низкими показателями по частоте, распространению, оценке степени влияния контента, оказывающего деструктивное информационно-психологическое воздействие. Распределение респондентов по подгруппам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение респондентов по подгруппам

Подгруппа

Количество респондентов

1

высокое и выраженное деструктивно-информационное воздействие

725

2

среднее и низкое деструктивно-информационное воздействие

325

Анализируя данные таблицы 1, подчеркнем явное преобладание (69,04%) молодых людей призывного возраста, которые отмечают высокую степень выраженности деструктивного информационно-психологического воздействия просматриваемого контента в сети интернет.

С целью выявления различий между респондентами первой и второй подгрупп представим расчеты U-критерия Манна-Уитни. Применение этого статистического непараметрического критерия, используемого для оценки различий между независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно, позволяет сравнивать выборки малого или разного объема. Выбор этого критерия обусловлен тем, что наши данные имеют распределение отличное от нормального. В таблицах 2–4 представлены результаты расчета критерия U-Манна-Уитни.

Таблица 2. Результаты критерия U-Манна–Уитни по шкалам опросника «Духовная личность»

Шкалы

U-Манна–Уитни

Асимп. значимость (двухсторонняя)

Общий показатель духовности личности

123,00

0,000**

Нравственность и мудрость

175,00

0,010*

Самоконтроль

244,00

0,212

Надежность и ответственность

252,00

0,331

Духовность отношений

150,50

0,002**

Правдивость и удовлетворенность

157,00

0,003**

Примечание: * p < 0,05, ** p < 0,01.

Анализируя данные таблицы 2, отметим наличие статистически значимых различий в сформированности показателей духовности личности среди молодых людей призывного возраста с высокими и низкими значениями деструктивного информационно-психологического воздействия:

  1. общий показатель духовности личности (U = 123,000, p < 0,01);
  2. нравственность и мудрость (U = 175,000, p = 0,01);
  3. духовность отношений (U = 123,000, p < 0,01);
  4. правдивость и удовлетворенность (U = 123,000, p < 0,01).

Для наглядности представим сравнение средних показателей духовности личности между 1 и 2 подгруппами на рисунке 2.


Рис. 2. Сравнение средних показателей духовности личности между подгруппами молодых людей призывного возраста.

Рассматривая данные, отраженные на рисунке 2, отметим, что по средним показателям можно наглядно увидеть значимые различия: среди молодых людей призывного возраста, указавших на отсутствие деструктивного информационно-психологического воздействия, продемонстрирован более высокий уровень сформированности общей духовности личности, нравственности и мудрости, а также духовности отношений (искренность, вежливость, отсутствие эгоизма), правдивости и удовлетворенности (честность, стремление к истине). Не обнаружено значимой разницы по показателям самоконтроля, надежности и ответственности среди респондентов с выраженным и невыраженным деструктивным информационно-психологическим воздействием.

Таким образом, постоянное деструктивное информационно-психологическое влияние, которому подвержены современные молодые люди, может оказывать разрушающее действие на внутренние ценности и духовно-нравственные ориентиры. В таких условиях формируется более пессимистичное восприятие мира, что может подрывать основные принципы духовности и нравственности, в частности, такие как искренность, вежливость и стремление к истине.

Молодые люди, которые не склонны подвергаться деструктивному информационно-психологическому воздействию, имеют больше возможностей для формирования положительных социальных связей и взаимодействия с окружающими.

Отсутствие значительных различий в показателях самоконтроля, надежности и ответственности среди опрошенных с выраженным и невыраженным деструктивным информационно-психологическим воздействием может говорить о том, что эти качества менее подвержены негативному влиянию информационной среды. В свою очередь, это может свидетельствовать о том, что самоконтроль, надежность и ответственность формируются на основе иных или более глубоких личностных установок и жизненного опыта, которые не так сильно зависят от внешних факторов.

Представим результаты расчета критерия U-Манна–Уитни по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» в таблице 3.

Таблица 3. Результаты U-Критерия Манна Уитни по шкалам методики «Индивидуальная модель психологического здоровья»

Шкалы

U-Манна–Уитни

Асимп. значимость (двухсторонняя)

Стратегический вектор

109,00

0,006**

Просоциальный вектор

113,50

0,019*

Я-вектор

157,00

0,256

Творческий вектор

138,00

0,115

Духовный вектор

118,00

0,033*

Интеллектуальный вектор

137,50

0,138

Семейный вектор

124,50

0,064

Гуманистический вектор

152,50

0,283

Примечание: * p < 0,05, ** p < 0,01.

Как видно из данных таблицы 3, в ходе исследования было обнаружено наличие статистически значимых различий в сформированности показателей психологического здоровья среди молодых людей призывного возраста с выраженными показателями деструктивного информационно-психологического воздействия и молодых людей без выраженного деструктивного информационно-психологического воздействия:

  1. стратегический вектор (ориентация на цель) (U = 109,000, при p < 0,01);
  2. просоциальный вектор (стремление быть собой) (U = 113,500, при p < 0,05);
  3. духовный вектор (U = 118,000, при p < 0,05).

Для наглядности представим сравнение средних показателей психологического здоровья между 1 и 2 подгруппами респондентов на рисунке 3.


Рис. 3. Сравнение средних показателей психологического здоровья между подгруппами молодых людей призывного возраста

Анализируя данные рисунка 3, отметим наличие значимых различий. Так, в подгруппе молодых людей, не подверженных деструктивному информационно-психологическому воздействию, наблюдается более высокий уровень сформированности стратегического вектора психологического здоровья (ориентация на цели), просоциального вектора (стремление быть собой) и духовного вектора.

Мы предполагаем, что ориентация на цели, составляющая стратегический вектор психологического здоровья, требует наличия ясного представления о будущем и уверенности в своих силах. В то же время деструктивная информация, наполненная негативом и неопределенностью, может подрывать эту уверенность, создавая атмосферу тревоги и страха, что делает процессы формулирования и достижения долгосрочных целей сложным для молодежи.

Просоциальный вектор, подразумевающий стремление быть собой и взаимодействовать с окружающими, также подвергается влиянию деструктивной информационной среды. Молодые люди, находящиеся под воздействием деструктивной информации, могут испытывать социальную изоляцию, недоверие и агрессию, что препятствует формированию у них здоровых связей и искреннего общения.

Духовный вектор, отражающий высшие общечеловеческие ценности, также может быть подорван негативным контентом. Деструктивная информация часто фокусируется на конфликтах, страданиях и неудачах, что отвлекает внимание молодежи от поиска глубоких смыслов жизни и внутренней гармонии. В отличие от этого, юноши, не подвергшиеся такому воздействию, имеют больше возможностей для саморазвития и реализации своих гуманистических идеалов, что, в свою очередь, способствует укреплению их духовных и нравственных ценностей и ориентиров.

Представим результаты расчета критерия U-Манна–Уитни по опроснику «Мотивационная структура информационной активности» (МСИА) в таблице 4.

Таблица 4. Результаты критерия U-Манна–Уитни по шкалам методики «Мотивационная структура информационной активности»

Шкалы

U-Манна–Уитни

Асимп. значимость (двухсторонняя)

Познавательная мотивация

94,50

0,007**

Коммуникативная мотивация

109,50

0,021*

Релаксационная мотивация

157,00

0,342

Реактивирующая мотивация

147,50

0,222

Компенсаторная мотивация

113,00

0,025*

Примечание: * p < 0,05, ** p < 0,01.

Анализируя данные таблицы 4, следует указать на наличие статистически значимых различий в сформированности мотивационной структуры информационной активности среди молодежи призывного возраста с выраженными показателями деструктивного информационно-психологического воздействия и молодежи без выраженного деструктивного информационно-психологического воздействия:

  1. познавательная мотивация (U = 94,50, при p < 0,01);
  2. коммуникативная мотивация (U = 109,50, при p < 0,05);
  3. компенсаторная мотивация (U = 113,00, при p < 0,05).

Для наглядности представим сравнение средних показателей мотивационной структуры информационной активности между 1 и 2 подгруппами респондентов на рисунке 4.


Рис. 4. Сравнение средних показателей мотивационной структуры информационной активности между подгруппами молодых людей призывного возраста

Исходя из данных, представленных на рисунке 4, можно сделать следующие выводы относительно наличия значимых различий.

Во-первых, среди респондентов, не подвергающихся деструктивному информационно-психологическому воздействию, продемонстрирован более высокий уровень сформированности познавательной мотивации информационной активности. Это значит, что информация используется ими для расширения знаний, общего интеллектуального прогресса, личностного и профессионального роста, а также для духовного самосовершенствования. Молодой человек с выраженной познавательной мотивацией информационной активности анализирует поступающие данные, основываясь на таких ключевых критериях, как новизна, возможность расширения кругозора, потенциальная практическая полезность, актуальность и научная обоснованность, а также удовлетворение специфических познавательных интересов.

Во-вторых, у опрошенных с выраженным деструктивным информационно-психологическим воздействием наблюдается более выраженная коммуникативная (межличностное, межгрупповое общение) и компенсаторная мотивация (способ ухода от реальности). В данном случае информация служит средством межличностного общения и ухода от реальности, что может свидетельствовать о стремлении избежать негативных эмоций и стрессов. Молодые люди данной подгруппы могут использовать информацию как способ взаимодействия с другими или как инструмент для эмоциональной разрядки, что указывает на недостаток более глубоких познавательных стремлений.

В-третьих, важно отметить, что выраженность релаксационной и реактивирующей мотивации поиска информации не демонстрирует значительных различий между двумя подгруппами. Это может указывать на то, что стремление к отдыху и активным действиям является универсальным для этого возрастного этапа, независимо от степени воздействия деструктивной информации.

Таким образом, полученные результаты подчеркивают необходимость более глубокого изучения влияния информационной среды на формирование духовно-нравственных ценностей среди молодежи, а также важность создания здоровой информационной среды, способствующей формированию положительных векторов психологического здоровья среди молодежи. Это требует активных усилий со стороны общества, образовательных учреждений и семьи, направленных на поддержание и развитие психологической, личностной и нравственной устойчивости и благополучия будущего поколения.

Обсуждение результатов

Подводя итог проведенному эмпирическому исследованию, следует подчеркнуть острую необходимость организации целенаправленной работы по духовно-нравственному развитию молодежи в контексте противостояния деструктивному информационно-психологическому воздействию. Полученные результаты подтверждают важность проведения системной научной и прикладной работы по активному внедрению в образовательную практику эффективных методов и способов сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей у молодых людей призывного возраста, что выступает одним из условий обеспечения национальной и информационной безопасности России.

Учитывая результаты проведенного исследования, с нашей точки зрения, необходимо выстраивать воспитательно-профилактическую работу с молодыми людьми призывного возраста на основе взаимосвязи психологического здоровья и духовно-нравственных ценностей, а также направленности на усиление у них критичности, субъектности и избирательности во взаимодействии с внешней средой и, в особенности, с контентом, оказывающим деструктивное информационно-психологическое воздействие. Способствуя развитию у молодежи способности морально-психологического и духовно-нравственного противостояния негативным разрушающим влияниям, ключевым содержанием образовательной практики должно выступить создание благоприятных условий для всестороннего поиска, отбора, планомерного представления и популяризации духовно-нравственных ценностей.

Заключение

Выполненное исследование представляется своевременным и востребованным, поскольку обеспечение национальной обороны и безопасности России, функционирование Вооруженных сил и придание им перспективного облика в ситуации повышенной вероятности возникновения внешних угроз безопасности граждан, общества и государства невозможны без целенаправленной и рассчитанной на длительное время системы духовно-нравственного развития молодого поколения.

Литература

  1. Горлова И.И., Зорин А.Л. Формирование и укрепление общероссийской идентичности и гражданского единства как приоритетные направления современной государственной политики Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2023. №2. С. 5-9.
  2. Дунаев А.А., Алиева С.А., Жданова С.Н. Интеграция медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы как актуальная проблема современного образования // Мир науки, культуры, образования. 2024. №1 (104). С. 392–395. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-1104-392-395
  3. Ерзылева И.А. Роль вузов в формировании духовных ценностей студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11 (4). С. 73–76. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-4-73-76
  4. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. №5 (47). С. 343–356. DOI: 10.32744/pse.2020.5.24
  5. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110–117.
  6. Козлов В.А., Мошкин А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов факультета сил специального назначения: нравственные аспекты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 83–87.
  7. Малышева Е.М., Хасанова С.Г. Базовые традиционные российские духовно-нравственные ценности в условиях современного противостояния с Западом // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 11. С. 79–85. DOI: 10.23672/SAE.2023.11.11.039
  8. Малюченко Г.Н., Коповой А.С. Теория и практика диагностики в медиапсихологии и медиапедагогике. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2011. 77 с.
  9. Мещеряков Д.А. Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей как условие обеспечения национальной безопасности России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18-1. С. 200–202.
  10. Ожиганова Г.В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 160–176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120413
  11. Охапкин В.П., Охапкина Е.П., Исхакова А.О., Исхаков А.Ю. Деструктивное информационно-психологическое воздействие в социальных сетях // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020. Том 8. № 1 (28). Номер статьи 22. DOI: 10.26102/2310-6018/2020.28.1.043
  12. Родин В.Ф., Антонова Э.А. Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 249–254. DOI: 10.24412/2414-3995-2024-1-249-254
  13. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Система профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 521–538. DOI: 10.32744/pse.2023.3.31
  14. Скрипкина Т.П., Макаренков А.А. Анализ деструктивного информационно-психологического воздействия посредством телекоммуникационных технологий на российских пользователей // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 4. С. 165– DOI: 10.18384/2224-0209-2022-4-1160
  15. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В. и др. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75–89. DOI: 10.17759/psylaw.2019090406
  16. Ashilova M.S., Kim O.Ya., Begalinov A.S., Begalinova K.K. The value system of modern youth after the COVID-19 pandemic // Education and Science Journal. 2023. Vol. 25. 7. P. 172–191. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-7-172-191
  17. Bespalova T. Problems of formation of civil identity of personality of cadets in modern economic conditions of realization of military-personnel policy // International Scientific-Practical Conference «Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction» (ISPCBC 2019). 2019. P. 144–147. DOI: 10.2991/ispcbc-19.2019.120
  18. Panev V. Theoretical basis and models for developing students values in primary education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 81–91. DOI: 10.5937/ IJCRSEE2001081P
  19. Serykh A.B., Buksha L.F., Osipova E.V., Nazarskaya E.N. Patriotic values of young men of military age involved in sports in the aspect of sociological analysis // Theory and Practice of Physical Culture. 2024. No. 4. P. 70–75.
  20. Tamitskiy A.M., Melkaya L.A., Eseeva O.V. Subjective images of terrorism among higher education students in the russian Arctic // European Journal of Contemporary Education. 2023. Vol. 12. No. 3. P. 1002–1013. DOI: 10.13187/ ejced.2023.3.1002
  21. Younis T. The psychologisation of counter-extremism: unpacking prevent // Race & Class. 2020. Vol. 62 (2). Art. 030639682095105. DOI: 10.1177/0306396820951055
  22. Wang S. Patriotism education of higher vocational college students from the perspective of new media // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1147. P. 420–427. DOI: 10.1007/978-3-030-43309-3_58

Информация об авторах

Серых Анна Борисовна, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, Профессор, профессор образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук», Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5217-7663, e-mail: annaserykh@rambler.ru

Букша Лилия Францевна, кандидат педагогических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук», ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» (ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»), Калининград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2910-8977, e-mail: LBuksha@kantiana.ru

Осипова Екатерина Васильевна, кандидат юридических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития»,, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» (ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»), Калининград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1601-643X, e-mail: EVOsipova@kantiana.ru

Назарская Елена Николаевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» (ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»), Калининград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-5575-623X, e-mail: nazarskaia24@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 11
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3