Социально-психологический портрет детей, пострадавших в результате боевых действий

9

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологических состояний и степени травматизации детей, переживших боевые действия. Через призму условий проживания детей, их социальной ситуации развития, семейной ситуации, наличия и степени тяжести пережитого травмирующего опыта — были выделены две основные группы: 1) несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев из территорий проведения специальной военной операции; 2) несовершеннолетние, находящиеся/проживающие на территории проведения специальной военной операции. В каждой из этих групп выделены подкатегории. Каждая подкатегория имеет свои особенности, которые важно учитывать специалистам, взаимодействующим и оказывающим помощь несовершеннолетним, относящимся к одной из подкатегорий. В статье описывается социально-психологический портрет детей, актуальные запросы и психологические проблемы, с которыми они сталкиваются. Эти данные позволят лучше понять состояние детей, своевременно выявить негативные последствия и провести необходимые психокоррекционные и реабилитационные мероприятия. Своевременно оказанная помощь поможет минимизировать негативные последствия для психики ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологический портрет, дети, психологическая травма, пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), боевые действия

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210409

Получена: 16.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Никифорова Е.А., Тараненко О.А., Шипилова А.А. Социально-психологический портрет детей, пострадавших в результате боевых действий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 93–103. DOI: 10.17759/bppe.2024210409

Полный текст

Введение

В современных условиях значимых геополитических изменений, военных действий и связанных с этим социальных рисков важным является рассмотрение факторов формирования и развития детей как наиболее уязвимой возрастной категории. Среди наиболее интенсивных по травмирующему воздействию и наблюдаемым последствиям для личности ребенка, безусловно, можно выделить пережитые события, связанные с боевыми действиями. Большинство исследователей отмечают изменения практически во всех сферах личности детей, в той или иной степени пострадавших в результате боевых действий. В ряде случаев качественная и своевременно оказанная психологическая помощь минимизирует последствия травматизации детей. Именно поэтому актуальным представляется изучение социально-психологических особенностей таких детей, специфики формирования и развития личности, анализ актуальных запросов и психологических проблем. Специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ) на протяжении последних двух лет осуществляются выезды в составе мобильной бригады кризисных психологов на территории проведения специальной военной операции (далее — СВО), приграничные территории Российской Федерации в целях оказания экстренной и кризисной психологической помощи детям и семьям, пострадавшим в результате боевых действий. За указанный период с 2021 по 2023 гг. осуществлено более 40 выездов в пункты временного размещения вынужденных переселенцев, где оказана помощь более 1000 детей и членам их семей, более 350 детям оказана психологическая помощь в зоне проведения СВО и иных территориях повышенной опасности.

На основании результатов психологического сопровождения детей — в рамках данной статьи — делается попытка описать их социально-психологический портрет, актуальные запросы и психологические проблемы через призму условий проживания, социальной ситуации развития, семейной ситуации, наличия и степени тяжести пережитого травмирующего опыта и т. д. Подобный анализ позволит лучше понять состояние детей, своевременно выявить негативные последствия и провести необходимые психокоррекционные и реабилитационные мероприятия.

В целях описания социально-психологического портрета детей целесообразно выделить отдельные их группы, дифференцируемые по ранее выделенным основаниям (условия проживания, социальная ситуация развития, семейная ситуация, наличие и степень тяжести пережитого травмирующего опыта и т. д.).

Так, на основании того, где в данный момент проживают дети, были выделены две основные группы:

  1. несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев из территорий проведения СВО и Украины;
  2. несовершеннолетние, находящиеся/проживающие на территории проведения СВО.

Каждая группа включает в себя несколько подкатегорий, в зависимости от условий и обстоятельств, в которых находится несовершеннолетний. Каждая подкатегория имеет свои особенности, которые важно учитывать специалистам, взаимодействующим и оказывающим помощь несовершеннолетним, относящимся к одной из подкатегорий. Кроме того, все несовершеннолетние подвергаются воздействию различных негативных и травмирующих факторов, что способствует проявлению различных кризисных состояний. Так, в исследовании М. Гренона с коллегами изучалось влияние территориального расположения подростков относительно места свершения террористического акта, его результаты позволили заключить, что чем ближе ребенок находился в тот момент к точке совершения теракта, тем выше отмечался у него уровень дистресса [Grenon, 2019].

К первой категории «Несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев из территорий проведения СВО и Украины» относятся следующие подкатегории:

  1. несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались из зоны проведения СВО, но выезжали в ситуации отсутствия активных боевых действий;
  2. несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались непосредственно из зоны активных боевых действий;
  3. несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались вместе с родителями;
  4. несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались без родителей.

Рассмотрим первую подкатегорию — «Несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались из зоны проведения СВО, но выезжали в ситуации отсутствия активных боевых действий». Данная подкатегория несовершеннолетних эвакуировалась централизованно либо с объявленной эвакуацией, либо еще до начала активных обстрелов своего населенного пункта. Соответственно, у данной группы была возможность подготовиться к эвакуации, собрать необходимые вещи, документы, продумать маршрут, а самое главное — отсутствовала непосредственная угроза жизни. Все это позволяет характеризовать дальнейшее состояние несовершеннолетних. Отмечается, что частота и тяжесть кризисных состояний у этой группы будет сравнительно небольшой.

Среди основных последствий пережитой эвакуации могут быть следующие проявления:

  • нарушение адаптации на новом месте жительства;
  • появление тревоги и страха за будущее;
  • возникновение трудностей в саморегуляции;
  • эмоциональное напряжение;
  • переживание разлуки с семьей (например, с бабушками и дедушками), друзьями, которые не были эвакуированы или вернулись обратно.

При этом актуальными темами для несовершеннолетних остается решение возрастных задач: выстраивание детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстниками, профориентация.

Вторая подкатегория — «Несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались непосредственно из зоны активных боевых действий». В этом случае несовершеннолетние могут выезжать с родителями, другими членами семьи, соседями, в составе организованных групп либо самостоятельно. Эвакуация чаще всего происходила самостоятельно либо с помощью органов исполнительной власти субъекта, военнослужащих или волонтеров. Важно учитывать, что если местные жители, в том числе несовершеннолетние, не были эвакуированы заранее, то эвакуация происходит в тот момент, когда начинаются массированные обстрелы населенного пункта либо когда дома уже оказываются разрушены. Часть выехавших из-под обстрелов людей длительное время вынуждены были укрываться в подвалах или убежищах из-за невозможности осуществить эвакуацию и достаточно долго дожидались возможности выехать. Часть людей оказывалась под завалами при обрушении зданий. При экстренной эвакуации многие семьи оказываются разделенными — не всем удается уехать, многим приходится оставлять пожилых родственников в надежде позже за ними вернуться, однако иногда одному из взрослых становится необходимо вернуться к ним для осуществления ухода — пожилые люди зачастую соглашаются эвакуироваться только после разрушения жилища. Не всегда есть возможность взять с собой документы и вещи, включая одежду.

После эвакуации несовершеннолетние размещаются в организованных пунктах временного размещения (далее — ПВР), детских оздоровительных лагерях, у родственников, самостоятельно снимают жилье с родителями. Кроме того, среди вынужденных переселенцев есть те, кто не хотел выезжать на территорию Российской Федерации, но в ситуации эвакуации не было другого выбора. Для них это, как правило, дополнительный фактор стресса.

В данной группе последствия пережитого для психического благополучия могут быть намного серьезнее, и среди основных последствий пережитой эвакуации могут быть следующие проявления:

  • проявление острых стрессовых реакций;
  • переживание тревоги за будущее;
  • появление страхов и реакций сильного испуга на громкие и резкие звуки (при которых ребенок падает на землю, закрывает голову руками, поскольку именно такое поведение было безопасно в случае обстрела);
  • запуск процессов горевания;
  • возникновение агрессивности, протестного поведения;
  • демонстрация депрессивной симптоматики;
  • сильное эмоциональное напряжение;
  • переживание сепарационной тревоги.

Как правило, сепарационная тревога проявляется как тревога из-за разлуки со значимым взрослым (обычно с матерью), но иногда возможно проявление тревоги из-за отсутствия и неодушевленных предметов, например, любимой игрушки или знакомого места (дом, своя комната). Помимо прочего, сепарационная тревога проявляет себя в дистрессе и психосоматических расстройствах, выражающихся в физических симптомах [Кочетова, 2022].

Чем младше ребенок, тем более важно для него присутствие рядом значимого взрослого и его психологическое состояние. Если взрослый сохраняет спокойствие, то маленький ребенок может более успешно противостоять тяжелым травмирующим событиям. В целом на состояние любого несовершеннолетнего сильно влияет нахождение рядом стабильного взрослого и возможность на него опереться. Состояние детей, эвакуированных совместно с родителями, оказывается менее кризисным в сравнении с теми, кто был эвакуирован без значимого взрослого. Соответственно, именно из-за этой значимости фигуры взрослого для несовершеннолетнего мы выделяем две оставшиеся подкатегории.

Рассмотрим подкатегорию «Несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались вместе с родителями». Это те случаи, когда эвакуация происходит совместно, несовершеннолетние выезжают со всей семьей или ее частью, либо родители приезжают сразу после. Большинство семей живут у друзей, знакомых, родственников или снимают жилье. Часть детей с родителями проживают в пунктах временного размещения, еще часть — в детских оздоровительных лагерях, где родители выступают в качестве сопровождающих, либо сами проживают в ПВР, но не забирают детей из лагеря, а навещают их там. Семьи после эвакуации могут оказываться в бедственном положении, поскольку у родителей может не быть работы, и они вынуждены ее искать, добывать средства на жизнь. В связи с этим родители могут не иметь возможности уделять достаточно времени, чтобы водить детей в образовательные организации (например, даже младшие дети сами будут посещать школу и ходить по незнакомому району), заниматься их адаптацией к новым условиям жизни, а иногда отчасти воспитанием и развитием (например, обучением навыкам бытового самообслуживания в соответствии с возрастом ребенка).

В данной группе среди основных последствий пережитой эвакуации могут быть следующие проявления:

  • переживание тревоги за близких, оставшихся на территории боевых действий;
  • появление страха перед будущим, неизвестностью;
  • возникновение конфликтов с родственниками (как с теми, с кем ребенок живет на новом месте, так и с теми, кто остался и не уехал);
  • демонстрация суицидальных тенденций;
  • переживание травматического опыта различной природы (события до эвакуации, во время поездки, то, что произошло на новом месте, и др.);
  • переживание горя, смерти одного из родителей;
  • нарушение детско-родительских и межличностных отношений;
  • переживание различных аспектов саморегуляции своего психологического состояния.

Но по-прежнему остаются актуальными и решение возрастных задач, в том числе проблемы профессионального самоопределения, а также совладание с тревогой перед началом обучения в новой школе и дефицитом досуговой активности у подростков.

И, наконец, подкатегория «Несовершеннолетние из числа вынужденных переселенцев, которые эвакуировались без родителей». Чаще всего данная подкатегория детей была эвакуирована организованной группой образовательной организацией либо населенным пунктом в детский оздоровительный лагерь; несовершеннолетних вывезли соседи либо родственники, которые здесь могли оформить временную опеку; некоторые подростки могли в ходе эвакуации действовать достаточно самостоятельно. Дети, эвакуированные без родителей, не могут вернуться сами и по собственному решению, так как такое возвращение, скорее всего, будет происходить в зону боевых действий, а организованная группа несовершеннолетних может быть возвращена только при условиях гарантии безопасности детей. Иногда возвращение возможно по инициативе родителей, они приезжают и забирают детей под свою ответственность. Дети без родителей проживают на базе детских оздоровительных лагерей под присмотром сопровождающих и вожатых, которые стараются как можно более насыщенно и полно организовать жизнедеятельность и досуг детей, но не всегда обладают всеми необходимыми ресурсами для этого.

В данной группе среди основных последствий пережитой эвакуации могут быть следующие проявления:

  • желание воссоединиться с близкими;
  • переживание чувства тревоги, нервного напряжения, раздражительность;
  • беспокойство о будущем, страх перед будущим;
  • потеря чувства безопасности;
  • демонстрация суицидальных тенденций;
  • возникновение переживаний об эмоциональном и психологическом состоянии близких;
  • появление запроса на информационную помощь (сведения об оставшихся родственниках, о дальнейших условиях проживания, возможности воссоединения с семьей);
  • возникновение конфликтных ситуаций (с другими детьми, с сопровождающими, родственниками и др.);
  • трудности в межличностных отношениях, в том числе в выстраивании взаимоотношений со сверстниками;
  • появление необходимости в эмоциональной, психологической поддержке;
  • переживание тревоги, связанной с языковым барьером, необходимостью обучения по новым образовательным программам.

По-прежнему остаются актуальными и решение части возрастных задач, в том числе проблема профессионального самоопределения и профориентации, а также совладание с тревогой перед началом обучения в новой школе.

Последствия для психики ребенка зависят и от его возраста. Было проведено исследование, в рамках которого изучались последствия проживания детей на территориях, где были боевые действия. Для маленьких детей (до 7 лет) это вызывало общую задержку развития, которая проявлялась в речи, в мышлении, формировании познавательных навыков и сложностях с вниманием. У более старших детей нередко отмечалось появление педагогической запущенности [Захарова, 2021].

Рассмотрим вторую категорию «Несовершеннолетние, находящиеся/проживающие на территории проведения СВО». В ней можно выделить три подкатегории:

2.1. несовершеннолетние, проживающие в непосредственной близости к линии соприкосновения, которые будут эвакуированы при возможности либо чьи родители отказались уезжать раньше;

2.2. несовершеннолетние, которые переехали из-под обстрелов в более безопасную зону проведения СВО;

2.3. несовершеннолетние, которые проживают на территории проведения СВО.

Рассмотрим первую подкатегорию — «Несовершеннолетние, проживающие в непосредственной близости к линии соприкосновения, которые будут эвакуированы при возможности либо чьи родители отказались уезжать раньше». Линия боевого соприкосновения постоянно сдвигается, при этом часть людей из опасных или потенциально опасных районов отказываются уезжать, в том числе, продолжают оставаться в них вместе с детьми. Некоторые не могут уехать из-за постоянно ведущихся боев либо из-за внезапности начала обстрелов, при возможности их эвакуируют волонтеры либо военные. Часть семей уезжает туда, куда есть возможность, а не туда, куда хотели или планировали. Порой жители уезжают только тогда, когда объявлена всеобщая эвакуация. Указанные факторы нередко приводят к проявлению симптомов острого стрессового расстройства.

Вторая подкатегория — «Несовершеннолетние, которые переехали из-под обстрелов в более безопасную зону проведения СВО». Часть людей выезжают из-под обстрелов, но остаются в зоне проведения СВО, на тех территориях, где не ведутся активные боевые действия. В этом случае, как правило, семьи останавливаются в пунктах временного размещения, у знакомых или родственников, при возможности снимают жилье самостоятельно. Однако в любом случае происходит обживание на новом месте, кто-то планирует остаться насовсем, кто-то надеется позже вернуться в родные края. Дети данной категории преимущественно испытывают те же сложности, что и вынужденные переселенцы, перебравшиеся в дальние регионы. Но при этом у них может быть более выражена тревога перед неопределенностью (надо ли будет уезжать дальше, можно ли будет вернуться), которая усугубляет их психологическое состояние.

И, наконец, третья подкатегория — «Несовершеннолетние, которые проживают на территории проведения СВО». Это та группа, которая наиболее подвержена переживанию психологического стресса. В основном это местные жители, которые не захотели уезжать. Их населенные пункты регулярно подвергаются обстрелам, в них действуют диверсионные группы. Данные и фотографии местных жителей постоянно появляются в социальных сетях, они подвергаются преследованию и травле как в сети Интернет, так и со стороны родственников, одноклассников или знакомых, которые уехали либо проживают в других населенных пунктах. Тех, кто продолжил работать (например, в образовательных организациях), называют «коллаборантами», они и их семьи получают постоянные угрозы. Их получают и несовершеннолетние, особенно — участвующие в молодежных движениях, кружках и т. д. Жизнь на этих территориях продолжается, но местные жители находятся в постоянной тревоге, страхе и испытывают чувство неизвестности: страх того, что город/населенный пункт может подвергнуться нападению, неопределенность будущего, страх перед «прилетами» снарядов и др.

Для данной группы несовершеннолетних характерны следующие проявления кризисных состояний:

  • переживание горевания (в том числе осложненного горя);
  • проявление симптомов посттравматического стрессового расстройства (агрессия, тревога, страхи, нарушение сна, паника);
  • возникновение соматических проявлений травматизации (заикание, нарушение сна);
  • демонстрация суицидальных тенденций, поведения;
  • демонстрация самоповреждающего поведения;
  • употребление психоактивных веществ [Захарова, 2022];
  • возникновение сложностей саморегуляции психологического состояния;
  • проявление нарушения адаптации;
  • возникновение панических атак;
  • переживание чувства одиночества;
  • появление страха смерти;
  • боязнь громких звуков;
  • возникновение переживаний, связанных с вопросами собственной национальной идентичности.

Есть и ряд общих для всех категорий возможных последствий для психологического благополучия. Среди них разрушение трех базовых иллюзий ребенка: иллюзии собственного бессмертия («Другие могут умереть, а я нет»), иллюзии справедливости («Все плохие получают по заслугам»), иллюзии простоты устройства мира («В мире есть только черное и белое, добро и зло»). Эти иллюзии важны для психического здоровья ребенка и их разрушение может привести к духовно-нравственному кризису и изменению картины мира в целом.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития, функциональности и благополучия семьи у детей могут развиться, в том числе, острое стрессовое расстройство (ОСР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Реакции включают навязчивые мысли или мечты, уклонение от напоминаний о событии, также ПТСР осуществляет негативное воздействие на настроение, когнитивную деятельность, возбуждение и реактивность. ОСР, как правило, начинается сразу после травмы и длится от 3 дней до 1 месяца. Если симптомы длятся более месяца, у несовершеннолетних диагностируется ПТСР.

Симптомы ПТСР можно разделить на специфические и неспецифические. К специфическим относятся: страх повторения; снижение настроения при воспоминании о травме и избегание этой темы; кошмарные сновидения и иногда чувство вины, если у несовершеннолетнего складывается иллюзия, что он мог как-либо повлиять на ход событий. К неспецифическим относятся: общая тревожность, нарушения в поведении, случаи возрастного регресса [Захарова, 2022].

В 2023 году специалистами ФКЦ проведено масштабное исследование [Ульянина, 2024], посвященное изучению психологического состояния и степени травматизации детей, пострадавших в результате боевых действий. В рамках исследования разработан инструмент скрининга, позволяющий оценивать проявления социально-психологической и психической дезадаптации, отдельные симптомы посттравматического стрессового расстройства в различных сферах жизнедеятельности, а также психологические ресурсы совладания со стрессом. В исследовании приняли участие 51 000 респондентов из четырех новых субъектов Российской Федерации, а также приграничных территорий Белгородской, Ростовской областей, Республики Крым. Выборка составила 646 обучающихся 9–11 классов (76,4% мужского, 23,4% женского пола), а также 829 обучающихся 5–8 классов (76,4% мужского, 23,4% женского пола).

В ходе исследования актуального состояния детей и подростков, находившихся в зоне проведения СВО, а именно характеристик их психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, внутрисемейной и коммуникативной сфер жизни, были получены следующие результаты. У достаточно большого количества детей 5–8 класса хорошие показатели по психологическому благополучию: более 40% детей высыпаются и легко просыпаются, почти 55% имеют достаточное количество сил и энергии, не было ни одного обучающегося с панической атакой, почти 45% отметили, что они быстро справляются с плохими событиями и радуются мелочам, почти 40% отметили, что способны эмоционально поддерживать других людей, и никто не отметил своего переживания одиночества. В когнитивной сфере у 30% присутствует радость от получения новых знаний, и почти 50% считают, что могут справиться со сложными заданиями. У 40% появились новые увлечения и 51% переживают себя более взрослыми. И, наконец, во внутрисемейной и коммуникативной сфере были получены такие показатели: 54% детей гордятся своими близкими, 69% чувствуют поддержку и опору от своей семьи, у 65% есть надежные друзья и 37% хотят знакомиться с новыми людьми.

Схожая картина наблюдается и у более старших подростков (9–11 класс): более 32% детей высыпаются и легко просыпаются, 40% имеют достаточное количество сил и энергии, почти 46% отметили, что они быстро справляются с плохими событиями и радуются мелочам, 31% отметили, что способны эмоционально поддерживать других людей. В когнитивной сфере у 25% присутствует радость от получения новых знаний, и 46% считают, что могут справиться со сложными заданиями. У 37% появились новые увлечения и 51% переживают себя более взрослым. Во внутрисемейной и коммуникативной сфере было показано, что 49% детей гордятся своими близкими, 70% чувствуют поддержку и опору от своей семьи, у 71% есть надежные друзья и 45% хотят знакомиться с новыми людьми.

Таким образом, можно отметить две основные тенденции формирования социально-психологического портрета детей, пострадавших в результате боевых действий. С одной стороны, многие психологические проявления схожи вне зависимости от конкретной ситуации, которая сложилась (более ранняя или более поздняя эвакуация из зоны боевых действий, проживание отдельно от родителей с сопровождающим или у дальних родственников и др.). Это проявления тревоги, беспокойства за будущее, переживание неопределенности, возникновение переживаний о судьбе близких, состояние утраты, горевание.

Вторая тенденция позволяет отметить ряд важных отличий, которые связаны с различными обстоятельствами организации жизнедеятельности ребенка в зоне боевых действий или после эвакуации (переезд с родителями, без них, в составе группы; проживание с семьей или на базе детского оздоровительного лагеря; эвакуирована вся семья или остались бабушки/дедушки, другие значимые близкие). В зависимости от ситуации могут демонстрироваться суицидальные тенденции (вплоть до суицидального, самоповреждающего поведения), переживание осложненного горя, соматических проявлений травматизации. В данном случае создание социально-психологического портрета детей, пострадавших в результате боевых действий, позволит более системно подходить к отбору методов и технологий оказания психологической помощи данной категории несовершеннолетних.

Литература

  1. Захарова Н.М., Милехина А.В., Баева А.С., Велисевич Д.В. Психические последствия пережитого стресса у детей, возвращенных из зоны боевых действий [Электронный ресурс] // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 75-1. С. 42-46. doi:10.24412/3453-9875-2021-75-1-42-46
  2. Захарова Н.М., Пережогин Л.О., Милехина А.В. Комплексная психотерапия посттравматических расстройств у детей, возвращаемых из зон боевых действий [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2022. № 4. С. 57–63. doi:10.47877/1560-957Х-2022-10407
  3. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Зарубежные исследования сепарационной тревоги [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 39–47. doi:10.17759/jmfp.2022110104
  4. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 1. С. 171–189. doi:10.17759/sps.2024000001
  5. Grenon M., Consigny M., Lemey C., Simson J.-P., Coulon N. Impact of a Terrorist Attack on the Mental Health of Directly Exposed French Adolescents: Study Protocol for the First Step of the AVAL Cohort Study // Frontiers in Psychiatry. 2019. Vol. 10. doi:10.3389/fpsyt.2019.00744

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Никифорова Екатерина Александровна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0488-6497, e-mail: k.Nikiforova.2014@yandex.ru

Тараненко Ольга Анатольевна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», магистр, стажер-исследователь, международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4273-5681, e-mail: otaranenko@hse.ru

Шипилова Анна Алексеевна, психолог, сектор экстренного реагирования и психологического консультирования, отдел экстренной психологической помощи, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5088-326X, e-mail: annshipilova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 31
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6