Решение задач возрастного развития подростков через их волонтерскую деятельность
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: волонтер, волонтерство, групповая идентичность, добровольность, развитие, общение, общественно полезная деятельность, подросток
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Резникова И.С. Решение задач возрастного развития подростков через их волонтерскую деятельность // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия агрессивной рекламы и подмены ценностей подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на имеющемся знании и собственном приобретенном опыте.
Цель развития системы профилактики асоциального поведения – усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшая задача – формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих противостоять приобщению к употреблению ПАВ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения [3].
В наше время термин «общественно полезная деятельность» несколько утратил свою актуальность. Говоря об этом виде деятельности и подчеркивая аспект ее добровольности и бескорыстия, употребляют термин «волонтерская деятельность» или «волонтерство». Добровольность, добровольный выбор как отражение личной позиции (что в большей степени актуально для подросткового возраста) – это основополагающий принцип волонтерства. Известно, что человек может максимально реализовать себя в каком-либо виде деятельности, работая без принуждения.
Отличительная особенность волонтера – то, что, выполняя работу, он осознанно принимает отсутствие денежного вознаграждения и ее социальную значимость. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяется ее направленность, что позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять собственную нравственную позицию. В то же время происходит самоопределение подростка, отличающееся от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим [2].
Предоставив юноше и девушке возможность совершать социально полезные поступки и включая тем самым в общественную жизнь, взрослые (педагоги, родители) создают хорошие предпосылки по разрешению их проблем. Одной из таких является включение подростков в добровольческую деятельность. Волонтерство отвечает актуальной в этом возрасте потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер-подросток может соответствовать.
Решающее значение в этом возрасте приобретает стремление найти свое место в обществе. Оно может представлять собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Это способствует возникновению желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для подростков. В процессе волонтерской деятельности раскрывается и осваивается способ общения с другими людьми, в наибольшей степени ориентированный на личность человека, что реально формирует нравственную основу личности. В волонтерской деятельности, по нашему мнению, перестраивается сфера отношений подростка с обществом. При этом расширяющаяся система связей раскрывается как порождающая процесс общественной сущности человека, все более наполненным становится... «внутренний план» личности.
Достаточно длительное время господствовало мнение, что чувство взрослости как важное новообразование самосознания подростка проявляется в основном в желании подражать взрослым. Современные исследования [1] показывают, что взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. «Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений» [2, с. 34]. И именно общественно полезная деятельность, как и волонтерская, в равной степени помогает подростку ощутить себя в системе таких отношений и говорить о чувстве взрослости именно в современной трактовке.
В исследовании Д. И. Фельдштейна важное место занимает определение взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми в процессе общественно полезной деятельности. В этом плане интерес представляет психологическая значимость таких видов общения, как индивидуальноличное, стихийно-групповое, социально ориентированное. Без этого трудно выявить пути интегрирования всех видов общения в социально ориентированное. Такое общение предполагает формирование интегральной потребности принести пользу другим людям, обществу в целом. Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе, но именно сегодняшняя действительность (активное развитие волонтерской деятельности) создала условия для реализации этой потребности через участие в ней подростка [5].
Полученные данные убеждают нас в возможности волонтерской деятельности быть ориентированной на решение задач возрастного развития подростка.
Литература
- Барябина Е.Н., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Теория и практика волонтерского движения. Саратов: СГТУ, 2000.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
- Гурова С.С. Работа волонтерского отряда «Вместе мы сила». URl: http://festival.1september.ru/ articles/553465/.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. : Ин-т практ. психологии, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2763
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4