Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 4. С. 1–11
doi:10.17759/psyedu.2017090401
ISSN: 2587-6139 (online)
Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая помощь, педагог-психолог, учителя, родители
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401
Для цитаты: Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2017090401
Полный текст
Психологическая служба образования - важная составляющая системы образования, где педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказывает психологическую помощь детям, нуждающимся в ней [9]. Консультативная деятельность является важным направлением профессиональной деятельности педагога-психолога, поскольку для того, чтобы эффективно помогать детям, он должен прежде всего сконцентрироваться на работе со взрослыми [11]. Более того, посредством грамотно выстроенной консультативной деятельности педагог-психолог может оказать психологическую помощь большему количеству учащихся, нежели в процессе прямой работы со школьниками.
Желание учителей обратиться за консультацией к педагогу-психологу опосредовано возможными последствиями такой консультации [10]. К числу негативных последствий относятся время, затраченное на консультацию, тревога, связанная с возможными изменениями, страх того, что психолог может воспринять учителя как некомпетентного или страх потери конфиденциальности, а также межличностный дискомфорт. Позитивные последствия консультации - это возможность выразить накопившуюся фрустрацию, нахождение решения проблемы и связанное с этим чувство облегчения, а также возможность приобрести новые знания и умения. Таким образом, учитель должен взвесить все негативные и позитивные последствия и принять решение об обращении к психологу. Желание получить помощь от педагога-психолога может быть также опосредовано тем, как взрослые воспринимают проблемы ребенка и объясняют их причины. Так, было показано, что учителя, считающие себя в какой-то степени ответственными за проблемное поведение ребенка, склонны, скорее, рекомендовать помощь психиатра и медикаментозное лечение, нежели помощь психолога [12]. В то же время учителя, которые объясняют проблемы ребенка семейными факторами, отдают предпочтение психологу. Кроме того, чем более серьезными видятся проблемы ребенка, тем больше учителя и родители склоняются к помощи психолога.
В литературе по школьной психологии основной акцент делается на технологиях и задачах консультирования, преимущественно отталкиваясь от возрастных задач развития или от обобщения случаев из собственной консультативной практики [1; 2; 4]. Однако ощущается нехватка исследований, касающихся возможных запросов на консультативную помощь к педагогу-психологу со стороны учителей и родителей. Задачей нашего исследования стало изучение потребностей в школьной психологической службе у учителей и родителей. Нас интересовали следующие вопросы: 1) каково содержание потенциальных запросов на консультативную помощь педагога-психолога со стороны учителей и родителей; 2) получали ли респонденты консультативную помощь прежде и были ли ею удовлетворены; 3) влияют ли на содержание возможного запроса на консультативную помощь следующие переменные: возраст респондентов, удовлетворенность от получения консультативной помощи, стаж педагогической деятельности, классы, в которых преподают учителя, и количество детей в семье у родителей. Знание потребностей реципиентов психологической помощи является важным условием эффективной профессиональной деятельности педагога-психолога и повышения рейтинга психологической службы образования в целом.
Организация и проведение исследования
Метод
Опираясь на содержание консультативной помощи, обозначенное в Профстандарте педагога-психолога [5] и литературе по школьной психологии [1; 2; 4], мы разработали два опросника - для учителей и для родителей.
Опросник для учителей состоял из 24 вопросов, в которых респондентов спрашивали об их готовности обратиться за помощью к педагогу-психологу в случае наличия у них проблем по следующим восьми категориям: обучение/воспитание, отношения учителя с учащимися, интернализованные проблемы учащихся (тревожность, депрессия и пр.), экстернализованные проблемы учащихся (агрессия, избыточная подвижность и пр.), отношения между учащимися, учебные проблемы, проблемы, связанные с родителями учащихся и отношениями в учительском коллективе.
Опросник для родителей состоял из 15 вопросов, в которых респондентов спрашивали об их готовности обратиться за помощью к педагогу-психологу в случае наличия у них проблем по следующим пяти категориям: отношения между родителями и ребенком, интернализованные проблемы ребенка (тревожность, депрессия и пр.), экстернализованные проблемы ребенка (агрессия, избыточная подвижность и пр.), учебные проблемы, проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками и учителями.
В обоих опросниках нами использовалась шкала от 0 до 10 баллов, в которой 0 баллов - «не буду обращаться к педагогу-психологу», а 10 баллов - «обязательно обращусь к педагогу-психологу». Каждая категория проблем состояла из трех вопросов, баллы по которым суммировались. В конце каждого опросника была графа, где респондентов просили написать, с какими еще проблемами они хотели бы обратиться к педагогу-психологу. Респондентов также просили указать их пол, возраст, наличие в школе педагога-психолога, наличие обращений за помощью к нему и удовлетворенность от полученной помощи (по 10- бальной шкале, где 0 баллов - «совершенно не удовлетворен», 10 баллов - «очень удовлетворен»). Учителей просили указать стаж работы и предмет, который они преподают, а родителей - количество детей в семье. Учителя и родители были опрошены в индивидуальной форме или небольшими группами в школе.
Характеристика испытуемых
Учителя. В исследовании приняли участие 159 учителей средних и начальных классов из Самары (n=66), Орла (n=80) и Белгорода (n=13): 152 женщины и 7 мужчин. Учителя средней школы составили 56%, учителя начальной школы - 41,5 %, 2,2% учителей не указали классы, в которых они работают. Средний возраст учителей - 43 года; SD = 9,63; средний стаж - 20 лет; SD = 10,24. Тест Стьюдента для независимых выборок показал отсутствие отличий по возрасту и стажу работы между выборками учителей начальной и средней школы.
Родители. В исследовании приняли участие 292 родителя из Самары (n=147), Орла (n=80) и Белгорода (n=65): 241 мать, 48 отцов, 3 респондента не указали родительскую роль. 45,2% родителей имели одного ребенка, 46,6% - двух, 6,5% - трех и 1,4% -четырех детей. Средний возраст родителей-37 лет, SD = 6,6.
Результаты исследования
Данные по учителям. Все учителя указали, что они знают о наличии педагога- психолога в школе, при этом 70,8 % учителей средней школы и 83,3 % учителей начальной школы получили помощь педагога-психолога. Среднее значение по удовлетворенности от обращения к педагогу-психологу составило 7,6 баллов (SD=2,06) по десятибалльной шкале. Мы обнаружили, что возраст, стаж работы и классы, в которых работают учителя (начальная и средняя школа), не влияют на удовлетворенность от получения консультативной помощи, а также на тип проблем, с которыми учителя хотели бы обратиться за помощью. Поэтому мы представляем полученные данные по объединенной выборке учителей начальной и средней школы.
Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что чаще всего учителя готовы обращаться за помощью к психологу в том случае, если они сталкиваются с проблемами, связанными с трудностями во взаимоотношениях между школьниками (М=19,94), интернализованными (М=19,90) и экстернализованными проблемами школьников (М=18,91). По мнению учителей, проблемы в семье (М=15,95), учебные проблемы школьников (М=15,90) и отношения между учителями и учащимися (М=15,73) также могут стать причиной обращения к психологу, но в меньшей степени. Еще в меньшей степени они готовы обсуждать проблемы, связанные с методами преподавания и воспитания (М=12,3) и отношениями в коллективе педагогов (М=10,07).
Таблица 1
Описательная статистика по учителям
Содержание возможного запроса |
M* |
SD |
Отношения между школьниками |
19,94 |
8,04 |
Интернализованные проблемы школьников |
19,90 |
6,98 |
Экстернализованные проблемы школьников |
18,91 |
7,42 |
Семейная ситуация |
15,95 |
6,79 |
Учебные проблемы |
15,90 |
7,77 |
Отношения учителя и учащихся |
15,73 |
7,98 |
Методы обучения и воспитания |
12,39 |
7,14 |
Отношения в учительском коллективе |
10,07 |
9,11 |
Примечание. * - максимальное количество - 30 баллов.
Поиск взаимосвязей между содержанием возможного запроса к педагогу-психологу и удовлетворенностью от получения консультативной помощи в прошлом показал наличие такой связи только относительно запроса о методах обучения и воспитания. Так, учителя, которые были более удовлетворены оказанной помощью, более склонны обращаться к школьному психологу по поводу методов обучения и воспитания (r=0,398; p<0,001).
Что же касается свободных ответов учителей на вопрос о получении консультативной помощи, то только 11 учителей (6,9 %) заполнили данную графу. Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами опросник достаточно полно отражает содержание потенциальных запросов учителей относительно консультативной помощи со стороны педагога-психолога. В свободной форме учителя выразили желание получить помощь в вопросах, связанных с алкогольной и никотиновой зависимостью учащихся, их возможными суицидальными намерениями, с выбором профессии и места дальнейшего обучения учащихся, резким изменением в поведении учащегося, а также по вопросам, касающимся классного руководства, и личным вопросам.
Данные по родителям. В ходе опроса 91,8 % родителей ответили, что знают о наличии педагога-психолога в школе, 1,4 % - что психолога нет, 6,8 % - что не знают о наличии педагога-психолога в школе. 38,4 % родителей получили помощь от педагога-психолога и оценили удовлетворенность от полученной помощи в среднем на 7,12 баллов (SD=2,21) по 10-балльной шкале. Удовлетворенность от полученной консультативной помощи оказалась не связанной ни с возрастом родителей, ни с количеством детей в семье. Полученные данные по родителям представлены в табл. 2.
Таблица 2
Описательная статистика по родителям
Содержание возможного запроса |
M* |
SD |
Экстернализованные проблемы ребенка |
13,75 |
7,93 |
Учебные проблемы |
13,72 |
9,41 |
Интернализованные проблемы ребенка |
13,65 |
8,37 |
Отношения ребенка с учителями и сверстниками в школе |
11,63 |
8,85 |
Отношения родителей с ребенком |
10,36 |
7,43 |
Примечание. * - максимальное количество - 30 баллов.
Родители продемонстрировали большую готовность к взаимодействию с психологом по поводу экстернализованных и интернализованных проблем ребенка (М=13,75 и М=13,65 соответственно) и проблем в учебной деятельности (М=13,72). Менее вероятно обращение родителей к школьному психологу при возникновении у ребенка сложностей в отношениях с учителями и сверстниками в школе (М=11,63), а трудности в отношениях родителя с ребенком находятся на последнем месте (М=10,63). Возраст родителей оказался связанным только с потенциальным запросом относительно учебных проблем ребенка. Так, более старшие родители отметили меньше желания обращаться за помощью к психологу по поводу учебных проблем (r=0,142; p<0,05). Кроме того, было обнаружено, что родители, имеющие более двух детей, более склонны обращаться за помощью к школьному психологу по поводу экстернализованных проблем ребенка, нежели родители с одним ребенком (M=14,65, SD=7,9 и M=12,63, SD=7,86 соответственно; F=4,69, p=0,031). По другим видам запросов различий, связанных с количеством детей в семье, не обнаружено. Что касается связи между содержанием возможного запроса к педагогу-психологу и удовлетворенностью от получения консультативной помощи в прошлом, то такая связь обнаружена не была.
Что касается свободных ответов родителей, то только 8 человек (2,7 %) указали на дополнительные проблемы, по поводу которых они хотели бы обратиться к педагогу- психологу. Эти проблемы включают в себя взаимоотношения в семье, проблемы переходного возраста, компьютерную зависимость ребенка и проблемы в освоении конкретных учебных предметов. Таким образом, разработанный нами опросник для родителей достаточно полно отражает содержание потенциальных запросов относительно консультативной помощи со стороны педагога-психолога.
Обсуждение полученных результатов
Положительным результатом нашего исследования было то, что подавляющее большинство опрошенных нами учителей и родителей знают о наличии педагога-психолога в школе. Позитивным является также то, что большинство учителей имели опыт получения помощи от педагога-психолога и оценили этот опыт достаточно положительно. Что касается родителей, то только треть опрошенных указала на то, что они получили помощь от педагога-психолога. Эти данные можно объяснить тем, что родители имеют меньше возможности общаться с педагогом-психологом, нежели учителя. Кроме того, часть родителей могла получить психологическую помощь за пределами учебного заведения и поэтому не нуждается в помощи педагога-психолога. Тем не менее родители, которые получили помощь, оценили ее достаточно положительно. Данные показывают, что возраст учителей и родителей, стаж работы и классы, в которых преподают учителя (начальная и средняя школа), не влияют на удовлетворенность от получения консультативной помощи. Кроме того, потребность в консультативной помощи педагога-психолога и у родителей, и у учителей оказалась не связанной с удовлетворенностью от полученной помощи в прошлом. Исключение касалось только одной переменной у учителей. Так, учителя, которые были удовлетворены помощью, полученной от педагога-психолога, более склонны обращаться к психологу по поводу методов обучения и воспитания.
Нами было выявлено, что для учителей как начальной, так и средней школы приоритетными в плане получения помощи от педагога-психолога являются эмоциональные и поведенческие проблемы школьников. Полученные данные совпадают с результатами исследования И.А. Савенковой и Э.М. Степановой [6], в котором было показано, что наиболее часто педагоги-психологи консультируют учителей по поводу невнимательности детей и подростков, поведенческих проблем и эмоциональных проблем, а также межличностных отношений школьников. Наши данные свидетельствуют о том, что независимо от того, в каких классах преподают учителя, они в меньшей степени готовы обращаться к педагогу-психологу по поводу проблем ребенка в семье, учебных проблем школьников и проблем отношений между учителями и учащимися. Данные о невысокой мотивации учителей обращаться к педагогу-психологу по поводу учебных проблем школьников и проблем отношений учителя со школьниками вызывают беспокойство. Это может привести к тому, что школьники, которые остро нуждаются в психологической помощи, такой помощи могут не получить. В наименьшей степени учителя как начальной, так и средней школы готовы обсуждать проблемы, связанные с методами преподавания, воспитания и отношениями в коллективе педагогов. Возможно, учителя считают, что указанные проблемы находятся за пределами компетенции педагога-психолога. Другое возможное объяснение связано с тем, что учителя могут не доверять школьному психологу обсуждение проблем, возникающих в учительском коллективе, и опасаться, что психолог может нарушить принцип конфиденциальности, т. е. что информация об отношениях в коллективе станет доступна школьной администрации.
Что касается родителей, то для них наиболее вероятным поводом обращения к педагогу-психологу являются экстернализованные и интернализованные проблемы ребенка и проблемы в учебной деятельности. Исследование запросов родителей к педагогу- психологу, на которое мы указали ранее [6], подтверждает эти результаты. Так, по информации, полученной от педагогов-психологов, наиболее часто родители обращаются за помощью с такими проблемами детей, как невнимательность, гиперактивность, низкая учебная мотивация и недостаток навыков учебной деятельности. Далее, результаты нашего исследования показали, что в меньшей степени родители готовы обращаться к педагогу- психологу, если у ребенка имеются сложности в отношениях с учителями и сверстниками в школе и еще меньше - если есть трудности в отношениях родителя с ребенком. Таким образом, мы наблюдаем, что родители в меньшей степени желают обсуждать проблемы, которые непосредственно касаются их самих, что может быть объяснено тем, что родители хотят защитить собственную самооценку от потенциально негативной информации. Возраст родителей оказался связанным только с вероятным запросом относительно учебных проблем ребенка. Так, более старшие родители менее готовы обращаться за помощью к педагогу-психологу по поводу учебных проблем. По всей видимости, эти родители больше уверены в себе относительно оказания помощи ребенку в учебе. При этом родители, имеющие более двух детей, более склонны обращаться за помощью к педагогу- психологу по поводу экстернализованных проблем ребенка, нежели родители с одним ребенком. Скорее всего, когда в семье есть несколько детей, поведенческие проблемы ребенка представляют большую трудность для родителей и, следовательно, больше мотивируют их обращаться к психологу.
Мы соотнесли выявленные потребности учителей и родителей в психологической помощи с содержанием подготовки педагога-психолога. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [7; 8] показал, что основные компетенции будущего специалиста включают в себя умения «проводить диагностику образовательной среды», «оказывать содействие оптимизации педагогического процесса», «разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка», использовать «инновационные образовательные технологии с учетом задач каждого возрастного этапа» и т. п. Нетрудно увидеть, что данные компетенции в большей мере ориентированы на модель психологической службы поддержки образования или службы обеспечения учебно-воспитательного процесса, т. е. на подготовку специалиста в области педагогической психологии [3]. Однако наши данные говорят о том, что педагоги не очень мотивированы получать помощь психолога относительно методов обучения и воспитания, проблем в педагогическом коллективе и пр. Вместе с тем компетенции педагога-психолога, востребованные получателями психологических услуг, а именно консультации по поводу эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем школьников в образовательных стандартах практически не представлены.
Несмотря на то, что настоящее исследование вносит важный вклад в исследование практики психологической службы образования, отметим ограничения, которые нужно учитывать при интерпретации данных. Во-первых, мы исследовали потребности в психологической службе в гипотетических ситуациях. Возможно, что в реальной жизни учителя и родители будут вести себя иначе, чем они указали в опроснике. Будущие исследования могут изучить, в какой мере потребность в психологической помощи реализуется в реальных запросах учителей и родителей к психологу. Во-вторых, на потребность в консультативной деятельности педагога-психолога со стороны учителей и родителей может влиять характер выполнения педагогом-психологом других видов профессиональной деятельности. Например, высокая эффективность профилактических мероприятий, проводимых педагогом-психологом, может снизить потребность в консультативной деятельности. Проверка данного предположения также может стать материалом для будущих исследований.
Практические рекомендации
Проведенное нами исследование потребностей учителей и родителей в помощи педагога-психолога позволяет конкретизировать содержание его компетенций и сформулировать рекомендации для нормативных документов, регулирующих его профессиональную деятельность и подготовку. Наши данные показали, что важными профессиональными компетенциями педагога-психолога являются способность осуществлять консультации учителей и родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем учащихся. Следовательно, формирование этих компетенций должно занять достойное место в программе подготовки будущего специалиста. Кроме того, педагог-психолог должен знать не только характер и причины психологических проблем школьников, но и то, как эти проблемы влияют на учебную деятельность, поведение в классе и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Далее, педагогу-психологу очень важно очертить свое профессиональное поле в решении данных проблем, не умоляя при этом компетентности самих педагогов и родителей. Необходимо более активно информировать всех участников образовательного процесса (особенно родителей) о специфике профессиональных задач и возможностей педагога-психолога. Для этого нужно активнее использовать ресурсы институтов усовершенствования учителей, факультетов повышения квалификации и переподготовки педагогов, включая руководителей школ.
Российская школьная психология остро нуждается в исследованиях, направленных на изучение практики психологической помощи в школе. Наше исследование делает важный шаг в данном направлении и позволяет лучше понять возможные запросы к педагогу-психологу со стороны учителей и родителей.
Литература
- Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 288 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 448 с.
- Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 103–112.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru.2015.URL: https://psyjournals.ru/files/77328/prof_standart_psychologist.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
- Савенкова И.А., Степанова Э.М. Особенности профессиональной деятельности школьных психологов г. Орла и г. Курска // Ученые записки Орловского государственного университета. Т. 5. Научные труды научно-исследовательского института педагогики и психологии. Орел. Изд-во ОГУ, 2012. С. 154–158.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] //Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 2016. URL:http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 23.01.2016)
- Gonzalez J.E. et al. Teacher resistance to school-based consultation with school psychologists: A survey of teacher perceptions // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2004. Vol. 12 (1). P. 30–37. doi:10.1177/10634266040120010401.
- Gutkin T.B., Conoley J.C. Reconceptualizing school psychology from a service delivery perspective: Implication for practice, training, and research // Journal of School Psychology. 1990. Vol. 28. P. 203–223.
- Savina E. et al. How Russian teachers, parents, and school psychologists perceive internalizing and externalizingbehaviors in children // Journal of Emotional and Behavioral Difficulties. 2014. Vol. 19 (4). P. 371–385. doi: 10.1080/13632752.2014.891358.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2809
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 1157
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3