Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 1. С. 38–43
doi:10.17759/psyedu.2017090104
ISSN: 2587-6139 (online)
Профессиологические основы профессионально-педагогического образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиология, профессионально-педагогическое образование, профессия, педагог профессионального обучения, профессиональное поле деятельности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090104
Для цитаты: Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 38–43. DOI: 10.17759/psyedu.2017090104
Полный текст
Профессиология как отрасль научного знания отражает современное развитие профессионального образования и профессиональной педагогики на различных этапах социально-экономического, психолого-педагогического, технико-технологического знания. Анализ научных исследований по профессиологии (Н.М. Александрова, Э.В. Балакирева, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) позволил сделать вывод, что изучение профессий, деятельности и профессионально-квалификационных характеристик является важным фактором развития профессионально-педагогического образования. С этих позиций исследованию подлежат методология и методика профориентации, профессиологические признаки познания, методология профессиологического описания профессий, профессиональной деятельности, построение профессионально-квалификационной модели деятельности рабочих и специалистов. Основными сферами системного изучения профессиологии являются: деятельность, профессиография, профессиональное поле, труд, интеграция и дифференциация профессий, развитие профессий, профессиональная ориентация, адаптация, профессионализация личности [5].
Профессиология профессий выступает основой для развития профессиональнопедагогического образования. Изучение социально-экономических, научно-технических и технико-технологических процессов и их реализация в педагогическом процессе становится необходимым условием развития профессионально-педагогического образования [3].
Выявление изменяющихся требований к подготовке педагогов профессионального обучения охватывает определенные требования не только к педагогике, но и к производственному процессу, требования по конкретной профессии квалифицированного рабочего. С этих позиций необходимо, чтобы требования для подготовки рабочих находились в корреляции с требования по подготовке педагогов профессионального обучения [5].
Для дальнейшего развития профессионально-педагогического образования необходимо исследовать поле профессий, условия их интеграции, возможность унификации учебно-программной документации и расширение профессионального профиля педагога профессионального обучения.
В условиях развивающейся экономической интеграции сравнительный анализ содержания подготовки рабочих и содержание подготовки педагогов профессионального обучения будут способствовать повышению эффективности профессиональнопедагогической деятельности.
Исследование новых научно-технических направлений развития науки и техники и их влияния на развитие профессионально-педагогической деятельности и рабочих профессий служит средством прогнозирования новых профессий и профилей профессионально-педагогического образования [1].
Определение требований к уровню подготовки педагогов профессионального обучения и уровню квалификации рабочих - основа разработки профессионального стандарта, учебно-программной документации для подготовки педагогов профессионального обучения различных профилей.
При этом профессия рассматривается как средство социализации и профессионализации личности, широкого развития личности и участия в трудовом процессе [6].
Комплексный подход к выделению требований к подготовке педагогов профессионального обучения обусловливает определение требований к общим, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, знаниям, умениям, нормам и ценностям педагогов профессионального обучения.
Так, требования Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта предполагают инновационный характер профессиональнопедагогической деятельности, технологизацию и универсализацию педагогического процесса, а также непрерывную оценку качества и эффективности профессионально-педагогического образования.
Они учитывают необходимость использования инновационных технологий обучения, развитие форм организации педагогического процесса, а также взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности. При этом оптимизируется рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. Этим достигается выполнение данных требований в образовательной практике по подготовке педагогов профессионального обучения [2].
Учитываются также требования современного производства, которые предполагают ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию и интенсификацию производственного процесса, постепенное повышение эффективности профессиональной деятельности.
Они согласуются с современными производственными технологиями, с рациональными формами организации труда и с условиями выполнения трудовых процессов.
Научно-технический прогресс открывает перспективное развитие требований к профессионально-педагогическому образованию, определяя стабильность и динамичность процесса обучения. При этом учитываются требования различных научных дисциплин, определяя междисциплинарный характер требований к профессионально-педагогическому образованию.
Требования к содержанию подготовки педагогов профессионального обучения определяются процессами будущего на основе изучения экономических и политических направлений эволюции общества, связанного с развитием науки, техники, производства. В соответствии с этим появляются технико-технологические изменения, которые характеризуют трансформацию содержания труда. Они задают направление, по которому будут изменяться научные и производственно-технические основы профессий.
В связи с этим профессиологическое исследование должно быть направлено на изучение структуры профессии, определение перспектив ее развития, прогнозирование изменений в системе знаний, умений и норм будущей профессиональной деятельности и, соответственно, в определении содержания, форм и методов подготовки рабочих и специалистов [4].
Определение требований к той или иной профессии характеризуются следующими признаками:
■ качеством изучения социально-экономических, научно-технических, производственно-технологических процессов;
■ прогностическими исследованиями данного развития;
■ соответствием уровня профессиональной подготовки рабочих и специалистов требованиям рынка труда.
В совокупности с социальными требованиями проводится научный анализ профиля подготовки, в качестве которого выступает конкретное производство. В процессе исследования важным является сбор и обобщение трудовых действий, соответствующих функциональным особенностям профессиональной деятельности рабочих и специалистов.
Полученные факты анализируются с целью определения системы трудовых действий в конкретных учебных заведениях и на производстве. Объектами анализа выступают: профессиональная деятельность, средства, предметы и продукты труда, безопасность труда, технологии и организация производства. Анализ конкретных
производств позволяет получить информацию о технико-экономических, экономических, психолого-педагогических ситуациях, определить пути развития, особенности интеграции и дифференциации профессиональной деятельности.
Одновременно необходимо определить влияние науки на совершенствование производства, изменение содержания профессиональной деятельности. Речь идет о возможностях использования достижений науки в профессионально-педагогическом и производственном процессах и перспективах их развития; о превращении знаний и достижений науки в профессионально-технологические решения (разработка новых технологий педагогического и производственного процессов).
Таким образом, выявление профессиологических требований дает информацию, которая отражается в требованиях к рабочим и специалистам, в профессиональноквалификационных характеристиках, модели личности и деятельности рабочих и специалистов. На основе данных документов разрабатывается содержание профессионального образования, описываются содержание и структура профессии, определяется характер базовой и вариативной части содержания образования, обеспечивается связь между теоретическим и практическим обучением [3].
Профессиологические исследования определяют социально-экономическое и психолого-педагогическое значение профессии, пути повышения профессионального мастерства, характерные особенности профессиональной деятельности. Кроме того, профессиология обеспечивает развитие профессионального образования через изучение научных основ профессии, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, профориентации и профессионального самоопределения.
В единстве с научно-техническим прогрессом проводится научный анализ процесса производства, содержания труда рабочих. Профессиональная деятельность, предметы и продукты труда, условия окружающей среды, организация и технологизация производства выступают объектами этого анализа.
Таким образом определяется влияние развития науки на развитие производства, содержание труда рабочих и на тенденции изменений в процессе обучения и, соответственно, в профессионально-педагогическом образовании, что обеспечивает расширение профессионального поля деятельности, углубление профессиональных знаний, умений, приобретение опыта, возникает необходимость преемственности между формами обучения в условиях непрерывного образования. Речь идет о системе повышения квалификации и дополнительного образования, где осуществляется повышение квалификации в двух областях деятельности педагогов профессионального обучения - педагогической и производственной, определяющейся профилем подготовки.
Проведенный анализ по определению требований к содержанию профессиональнопедагогического образования дает информацию, отражающуюся в федеральном государственном образовательном и профессиональном стандартах. В нем содержится информация, необходимая для разработки содержания образования, характеризующая сущность и структуру профессии педагога профессионального обучения, требования к профессионально-педагогическому образованию.
Литература
- Александрова Н.М.Профессиология педагогического образования: методология исследования. CПб.: Институтпед. образования, 2010. 88 с.
- Балакирева Э.В.Профессиологический подход к развитию теории педагогического образования // Человек и образование. 2009. № 3. С. 60–64.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Институт ПТО РАО, 1996. 225 с.
- Кригер Е.Э. Особенности профессионального становления педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Kriger.phtml (дата обращения: 02.03.2016).
- Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестн. Мининского ун-та. 2013. № 3 (3). С. 10–15.
- Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 49–54.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2030
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 765
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1