Становление народного образования Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии

2414

Аннотация

В системе психологических наук история психологии занимает особое место, так как объединяет в себе все области исследования и проблемы современной психологии. Потребность осмысления исторического пути педагогической психологии, историографический анализ ее развития способствовали обращению к проблеме становления и развития педагогической психологии в Великобритании в XIX столетии. Для наиболее полного и глубокого понимания логики развития педагогической психологии Великобритании необходимо восстановить и проанализировать истоки ее становления. Обращение в прошлое и его объективный анализ помогает выявить и осознать ценность идей и открытий, благодаря которым научное знание становится более объемным. Цель исследования: выявить предпосылки и проследить логику зарождения и развития педагогической психологии в Великобритании в конце XIX в. Задачи исследования: определить предпосылки становления педагогической психологии Великобритании в XIX в.; систематизировать теоретический и эмпирический материал. Предметом исследования является процесс становления и динамика развития педагогической психологии в Великобритании в XIX в.

Общая информация

Ключевые слова: история педагогической психологии, народное образование, обучение, воспитание, развитие

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жарова Д.В. Становление народного образования Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53542 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

Обращаясь к истории Великобритании, в частности к вопросу о развитии педагогической психологии, нельзя оставить без внимания общий ход исторического развития страны и не описать те предпосылки, которые продвигали или тормозили развитие педагогической психологии. Как отмечает Л. Флейшнер, народное образование Великобритании создавалось постепенно в зависимости от аристократических воззрений английской нации, «долгое время допускавшей образование только высших классов», от влияния церкви и «исторического хода английской реформации» [17, с. 3]. По мнению К.И. Салимовой, в Англии процесс становления массовой школы оказался чрезвычайно сложным. На нем сказались исторические особенности национального развития, слабость государственного аппарата, бурное развитие промышленности, а также то, что страна раньше остальных вступила на путь индустриализации, а это требовало квалифицированных и грамотных рабочих. Между тем к 1800 г. уровень грамотных мужчин в городских центрах был ниже, чем за 40 лет до этого. Особое, если не сказать решающее, влияние на развитие народного образования оказали следующие факторы: промышленная революция, бурное экономическое развитие, существенные социальные и политические сдвиги, которые выявили несоответствие существующей системы образования новым требованиям общественного развития.

К концу XVIII в. Великобритания не имела организованной системы народного образования. Нельзя сказать, что в стране совсем не было школ, но  те, которые были, существовали исключительно на средства благотворительности (благотворительные школы) и  находились под влиянием церкви. Вследствие этого влияния главным направлением в обучении детей в таких школах было религиозное обучение, чтение и толкование Библии. Воспитывая на Библии, школа тем самым отрывала детей от потребностей общества, которое остро нуждалось в грамотных рабочих, знающих математику, физику и химию.

В начале XIX  в.  в правящих кругах Великобритании активно обсуждался вопрос о просвещении народа. Существовало несколько точек зрения на данную проблему: одни говорили об обязательном образовании; представители аристократии придерживались мнения, что «государство должно ведать вопросами образования с целью усмирения народа, чтобы руководить его нравственным и интеллектуальным поведением» [14, с. 13]; буржуазии нужны были грамотные кадры рабочих, но ее представители боялись, что просвещенные рабочие начнут бороться за свои права [см. 12, с. 32]. При обсуждении данного вопроса не осталась в стороне и церковь. Следует отметить, что долгое время в становлении и развитии системы образования Великобритании огромную, если не сказать ведущую, роль играли  церковь и ее служители. Наиболее характерным для Великобритании было принятие монополии церкви более чем в 800 частных школах, поэтому подавляющее число частных учебных заведений находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. Идею продолжения сотрудничества школы с церковью разделяли большинство педагогов и деятелей образования, которые в обучении детей ориентировались на религиозное воспитание, чтение и толкование Библии и лишь второстепенную роль отдавали обучению элементарным навыкам чтения, письма и счета.

Взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании были одними из наиболее важных проблем, которые решались при создании систем национального образования. По мере развития народного образования и вмешательства в этот процесс государства церковь теряла свое решающее влияние. А. Вадина отмечает: «Что же касается до преподавания в школах религии, то громадное число, а именно 83% училищных советов (которые допускались до руководства школ) допустили необязательное для учеников преподавание Библии и религиозно-нравственных принципов» [2, с.105].

Особенностью английской системы образования явилось также и предоставление прав и функций, собственного статуса и административных мер управления школьной политикой местным органам, что было особенно характерно для Лондона, где каждая школа действовала по собственному уставу. Это влекло за собой отсутствие единообразия в системе школьного управления.

Наиболее сильные позиции принадлежали частным школам Англии, чья деятельность до 1870-х гг. во многом зависела от частных лиц и их финансовых вложений. Школу вправе было открыть любое лицо, гарантировавшее обучение определенного числа учащихся.  От учредителей и преподавателей частных школ не требовали свидетельств о педагогической подготовке [см. 5, с. 203].

Частный характер образования имел как положительные, так и отрицательные стороны. Благодаря частной инициативе в Великобритании, как ни в какой другой стране, была широко развита сеть школьных учреждений, что создало возможность получения начального образования  детям из малоимущих слоев населения. Но наличие огромного количества школ с их принадлежностью к различным педагогическим обществам, борьба и несогласованность по религиозным вопросам привели в 1870-е гг. систему образования в состояние кризиса. В рапорте Ньюкастолского комитета (1861 г.) говорилось о существовании многих маленьких частных школ, которые не имели никакой системы и программы обучения. В деле реформирования образования требовалось непосредственное вмешательство государства. В связи с этим правительство Великобритании направило свои усилия на укрепление государственной роли в деле народного образования.

Описывая жизнь Великобритании XIX столетия, следует обратить внимание на следующие моменты, которые прямо или косвенно повлияли на становление системы народного образования: наличие огромного числа благотворительных школ, ориентированных на религиозное обучение и воспитание; отсутствие квалифицированных педагогов [см. 12, с. 22]; бесправие английских трудящихся в вопросе образования своих детей; плачевное состояние внутри самих школ (переполненные классы, отсутствие учебников, жесткая дисциплина, механическое зазубривание как основное средство усвоения учебного материала и т.д.); использование детского труда; недостаток семейного воспитании; и др.

Реалистично описал состояние детей и молодежи в Англии XIX столетия  Вильям Бутс в книге «Трущобы Англии»: «Дети в городе живут в очень неблагоприятных условиях. Дети не получают у нас воспитания. Их подвергают известной дрессировке, от них требуют элементарных знаний, но воспитания, в смысле развития способностей и подготовки к жизни, им не дают. Родители, которые почти не видят своих детей, не могут иметь никакого понятия об ответственности. В нашей стране воспитательные дома – это улица, рабочий дом или могила. Распущенность нашей молодежи, общая непригодность поколения, воспитанного в школах  и на фабриках, для семейной жизни – явление безрадостное, исключающее надежду на лучшее будущее. Бездомная, голодная, кочующая толпа воспитывает новые поколения» [1, с. 82]. К описанию жизни детей рабочих обращался и Ф. Энгельс, он показал нищету и голод, эксплуатацию и изнурительный труд этих детей, высокую смертность детского населения.

Недовольство существующей ситуацией вылилось в организованное движение рабочих за свои политические и экономические интересы, за улучшение условий жизни, за право на образование. В связи с этим в середине XIX в. начались серьезные сдвиги в сфере народного образования.

Годом рождения английского народного образования принято считать 1870 г., – именно тогда В. Форстером был введен закон об обязательном начальном образовании детей. Вот как описывает ситуацию с обязательным народным образованием А. Вадина: «Принцип обязательности первоначального обучения, сначала встреченный враждебно многими англичанами, любовь которых к свободе и независимости не переносит никакого обязательного ограничения, однако мало-помалу распространился везде и навсегда, и теперь две трети всего населения Англии и Уэльса с полным сочувствием и вполне добровольно подчинились этому благотворному принципу» [2, с.105].

Однако принятие закона не исключало его критики. Первая причина, по которой закон подвергся критике, заключалась в том, что, провозгласив начальное образование обязательным, закон, тем не менее, не сделал это образование бесплатным. Социалисты критиковали принятый закон потому, что он не мог быть реализован на практике в связи  с высокими налогами на образование, и пока трудящиеся не будут освобождены от этих налогов, говорили они,  закон так и останется только на бумаге. Второй причиной, по которой критиковали закон 1870 г., было то, что продолжался эксплуатироваться детский труд (закон, запрещающий труд детей до 14-летнего возраста, был издан лишь в 1918 г.). Третья причина  заключалась в том, что большинство детей голодали и не способны были к учебным занятиям. Вот что по этому поводу пишет Вильям Бутс: «В истории цивилизации едва ли найдется много таких странных явлений, как принудительное посещение школ детьми голодающими, нисколько не уверенными в том, что за их старания и усердие им подадут хоть кусок черствого хлеб» [1, с. 82]. Такова была реальность английской народной школы XIX в. [см. 16, с. 81].

С законом 1870 г. законодательные работы по школьному вопросу уже не могли прекратиться. Именно в три последних десятилетия XIX в. происходило становление государственной системы общего образования, что вызвало резкий рост числа школ  и количества учащихся [см. 15, с. 4]. По мере увеличения числа школ (с 1870 г. были открыты школы на 230 тыс. детей, в  1871 г. во всех лондонских школах числилось 320 тыс. детей, а в 1881 г. – 505 тыс., притом что все население  школьного возраста составляло 800 тыс. человек)  росла потребность в квалифицированных педагогах (число учителей для взрослых достигало более 3 тыс. человек, для детей – 1400). Особое внимание государства было обращено на решение таких вопросов, как  увеличение средств на нужды школ, улучшение состояния школ, продление сроков обучения (в 1893 г. дети заканчивали школу в 11 лет, а в 1899 г. – в двенадцатилетнем возрасте) [см. 16, с. 81; 11, с. 35], введение системы Pupil Teacher, выдача свидетельства о прохождении курсов.

 Появление в народных школах профессиональных учителей привело к тому, что уровень преподавания заметно повысился. Возросло значение общеобразовательных дисциплин (история, география, естествознание и др.). В 1891 г. решилась проблема  платы за обучение, которая воплотилась в билль о бесплатном образовании  (Free Education [см. 17, с.15]),  и к началу XX в. более половины от общего числа школьников учились уже в государственных школах, которые превосходили частные школы по уровню преподавания и по материальным возможностям.

Несмотря на все достижения в области народного образования Великобритании в 1899 г. наступил переломный момент. Властями были предприняты поистине драконовские меры: школьные комитеты распущены, введены новые административные методы и порядок управления, провозглашалось, что начальные школы – всего лишь низшая ступень обучения. Тем, кто уже вышел из младшего школьного возраста  и мог бы перейти в среднюю школу, запрещалось посещать старшие классы начальных школ. Вместо этого появилась параллельная сеть школ, призванных обеспечить то, что сейчас называется средним образованием. Это были платные учреждения, где обучение начиналось с 5–7 лет. Очень немногие дети по окончании начальной школы в одиннадцатилетнем возрасте могли рассчитывать на поступление в них. Таким образом, начался новый этап [см. 11, с. 47].

А.Н. Джуринский в своей книге по истории педагогике пишет, что в конце XIX столетия проблема народного образования вышла на первый план, тем самым завершая формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике того времени происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук, о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки [см. 5, с. 179].

В начале XX в. Великобритания вступила в новый этап развития всеобщего и бесплатного начального народного образования, наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории воспитания, что способствовало становлению и развитию педагогической психологии как самостоятельной дисциплины. По мнению Л. Херншоу,  1870–1944 гг. были годами революционного развития в Британском образовании, и в этом развитии психология играла немалую роль [см. 18, с. 257].

Литература

  1. Бутс В. В трущобах Англии. СПб., 1891.
  2. Вадина А. Лондон (центры умственной жизни). Общественные и бытовые очерки. СПб., 1883.
  3. Гельд. Социальная история Англии. Выпуск первый. СПб., 1907.
  4. Дерюжинский В.О. Выдающиеся английские деятели 19 века. СПб., 1904.
  5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.
  6. Ерофеев Н.А.. Очерки по истории Англии. 1815–1917. М., 1959.
  7. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М., 1963.
  8. Зеленко В.А. Англия. Культурно-исторический очерк. Петроград, 1918.
  9. Казамиан Л. Современная Англия: Пер. с франц. М., 1912.
  10.  Мижуев П.Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1897.
  11.  Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.
  12.  Салимова К.И.  Борьба за народное образование в чартистском движении. М., 1950.
  13.  Салимова К.И.  История трудового обучения в Англии. М., 1967.
  14.  Салимова К.И. Марксистская педагогика за рубежом: история и современность. М., 1988.
  15.  Салимова К.И. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце 19 – начале 20 века. М., 1983.
  16.  Салимова К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1989.
  17.  Флейшнер Л. История народного образования в Англии. Одесса, 1895.
  18.  Hearnshaw L.S. A Short History of British Psychology 1840–1940. N. Y., 1964.

Информация об авторах

Жарова Д.В., кандидат психологических наук, Россия, e-mail: pychology.vgipu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3982
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 2414
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 16