Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 5. С. 49–62
doi:10.17759/pse.2024290504
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Актуальные стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников как механизм формирования единого образовательного пространства
Аннотация
В настоящей публикации рассматриваются особенности интеграции университетов в систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Проанализированы наиболее значимые направления деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников, созданных на базе университетов для совершенствования условий повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. Центральным вопросом обсуждения является определение стратегий деятельности научно-методических центров, направленных на решение проблемных вопросов в рамках формирования единого образовательного пространства в системе образования в Российской Федерации. Стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников рассматриваются с опорой на практический опыт университетов в реализации образовательных и научных проектов в соответствии с критериями, определяющими повышение инновационного потенциала организаций, практической значимости содержания и форм научно-методического сопровождения, сформированности инфраструктуры сопровождения педагогических работников, проблемной специализации и экспертизы в деятельности научно-методических центров, а также развития системы взаимодействия с профессиональными сообществами.
Общая информация
Ключевые слова: образовательное пространство, ВУЗ, центр научно-методического обеспечения, единое образовательное пространство
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290504
Получена: 13.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Головина И.В., Папуткова Г.А., Медведева Т.Ю., Рубцов В.В., Вихристюк О.В., Леонова О.И. Актуальные стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников как механизм формирования единого образовательного пространства // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 49–62. DOI: 10.17759/pse.2024290504
Полный текст
Введение
Реализация «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [9] (далее – Концепция ЕФС) предусматривает формирование единого образовательного пространства для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в Российской Федерации. В целях реализации задач Концепции ЕФС осуществлен отбор образовательных организаций высшего образования, на базе которых во исполнение решения Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2021 года № 2 созданы научно-методические центры сопровождения педагогических работников (далее – научно-методические центры, НМЦ). Деятельность научно-методических центров, являющихся крупными научными, инновационными, а также социокультурными центрами в субъектах Российской Федерации [15], установлена федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование».
Модель функционирования научно-методических центров, заявленная в Концепции ЕФС, призвана обеспечить интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику и сформировать инфраструктуру профессионального развития педагогических работников.
Научно-методическое сопровождение является актуальным и востребованным форматом организации профессионального развития педагогических работников, отличительные характеристики которого систематизировала Е.Р. Бобровникова [1]: «ориентация на динамику развития педагога, использование контролирующих и регуляционных процедур, позволяющих отслеживать заданную траекторию развития, опережающий характер, предполагающий предотвращение затруднений у специалистов, непрерывное взаимодействие субъектов сопровождения, индивидуализация и гибкость, а также многоаспектность».
В соответствии с вызовами времени, уровнем развития педагогических и цифровых технологий, ресурсов профессионального взаимодействия, а также опытом сотрудничества с научно-методическими центрами обновляются направления, задачи и форматы взаимодействия участников научно-методической деятельности [2].
Цель настоящей статьи заключается в обобщении стратегий деятельности научно-методических центров как механизмов формирования единого образовательного пространства в системе образования в Российской Федерации.
Методы
Для достижения поставленной цели в статье с применением общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения проведено рассмотрение нормативно-правовой базы, научно-методической литературы, отчетности научно-методических центров; а также с применением эмпирических методов проведен анкетный опрос, в котором приняли участие руководители научно-методических центров.
Обзор
Стратегия развития единого образовательного пространства предполагает значительные преобразования в деятельности субъектов научно-методического сопровождения, а их реализация осуществляется в формате стратегических инициатив, предполагающих изменения в деятельности включенных во взаимодействие субъектов [3].
В научной литературе перспектива перехода к организационным изменениям характеризуется как нормально развитый инновационный потенциал [4]. При высоком инновационном потенциале осуществляются поддержка, развитие и оценка степени решения стратегических и проектных задач, структуры, функций и ресурсов организации [3].
Инновационный потенциал как категория теоретического анализа одновременно отображает специфику методологических основ происходящих процессов, при этом применительно к области формирования единого образовательного пространства в качестве методологической основы выступают компетентностный и системно-деятельностный подходы [10].
В условиях различий территорий в географическом расположении, национального состава [5] воплощением намеченной стратегии формирования единого образовательного пространства становится поиск соответствующих практико-ориентированных технологий, способствующих приобретению конкретных знаний и способности их применять в социальной и образовательной деятельности, – технологий, представляющих практическую значимость.
Важными характеристиками внедрения практико-ориентированного подхода в процесс подготовки и непрерывного образования педагогических кадров выступают такие условия, как стандартизированность инструментов и технологий, вариативность лучших практик в соответствии с положениями профессиональных стандартов, сотрудничество высшей школы с работодателями в создании, корректировке и реализации образовательных программ [14].
Новые технологии, рекомендации, алгоритмы, стандарты профессиональной деятельности предполагают осуществление пересмотра характера взаимодействия педагогических университетов в качестве субъектов ЕФС, в первую очередь, в поиске и разработке новых принципов системы научного и методического сопровождения.
Одним из механизмов решения обозначенных задач должна стать организация независимой экспертизы образовательных и методических разработок [7]. В системе формирования единого образовательного пространства исследование качества разработок, их верификация ставят задачу выработки единой системы научно-методической экспертизы. В этом плане научно-методические центры становятся координаторами формирования содержания федеральных реестров образовательных и методических продуктов, приобретая профильную специализацию в области независимой оценки и развивая собственный экспертный потенциал проведения научной верификации актуальных практик, методик и технологий профессиональной деятельности и создания инфраструктуры практико-ориентированного обучения педагогов [11].
Важная стратегическая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит профессиональным педагогическим сообществам, она заключается в выявлении профессиональных дефицитов педагогов и потребностей профессионального развития. Своевременная координация и вовлечение профессиональных сообществ в процесс научно-методического взаимодействия [8] повышают качество распространения лучших практик, способствуют развитию открытых реестров рекомендуемых образовательных и методических разработок, оказанию консультационной поддержки по вопросам адаптации и внедрения разработок в практическую деятельность педагогов.
Научно-методические центры в вопросах интеграции в формирование единого образовательного пространства руководствуются целевыми ориентирами развития их деятельности, которые предусматривают:
- создание условий для исследования существующих проблем педагогического образования в соответствии с единой методологией прикладных исследований;
- «выявление профессиональных дефицитов и построение на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства» [9];
- формирование на основе сетевого партнерства профессиональной среды, консолидирующей материально-технические, кадровые и интеллектуальные ресурсы образовательных организаций;
- распространение лучших педагогических практик психологического и педагогического обеспечения в сфере образования;
- создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего консолидацию, кооперацию и эффективное использование ресурсов, развитие компетенций в области применения лучших практик.
Результаты и их обсуждение
Рассмотрим подробнее ключевые характеристики организации деятельности научно-методических центров через отдельные стратегии, определяющие повышение инновационного потенциала организаций, практической значимости содержания и форм научно-методического сопровождения, сформированности инфраструктуры сопровождения педагогических работников, проблемной специализации и экспертизы в деятельности научно-методических центров, а также развития системы взаимодействия с профессиональными сообществами.
Приведенные данные отражают результаты деятельности научно-методических центров за 2022–2023 годы, а также показатели анализа отчетности научно-методических центров (годовые отчеты научно-методических центров).
Стратегия 1 «Инновационный потенциал»
Научно-методические центры имеют четко определенные перспективы развития, обозначенные в программах и планах их работы.
На текущий момент деятельность университетов позволила обеспечить материально-технические, кадровые и научно-методические условия развития сетевого партнерства и трансфера разработок (рис. 1):
- в отношении половины научно-методических центров получены показатели значительного повышения вовлеченности работодателей в процесс подготовки педагогических кадров;
- более 72% научно-методических центров сформировали консорциумы с научными и образовательными организациями для объединения ресурсов и получения высоких результатов трансфера разработок (72,2% НМЦ);
- подготовлены технологии и разработки для внедрения в систему образования и социальную сферу (72,2% НМЦ);
- создана инфраструктура научных исследований и разработок в интересах системы образования (66,7% НМЦ).
Рис. 1. Оценка актуального состояния и перспектив развития научно-методического сопровождения в рамках деятельности НМЦ (%)
Одновременно проведенный анализ позволил выявить отдельные характеристики организационных преобразований в функциях научно-методических центров, к которым относятся:
- активизация научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), а также методической компетентности ППС;
- консолидация усилий научных школ университетов, формирование исследовательских проектов и организация совместной деятельности ППС;
- привлечение к деятельности научно-методических центров студентов, аспирантов, учителей, преподавателей различных регионов, обладающих опытом междисциплинарного сотрудничества;
- проведение совместных мероприятий с образовательными организациями по включению студентов в актуальные педагогические практики;
- организация мастер-классов, дидактических сессий, профессиональных конкурсов и иных мероприятий, посвященных тиражированию лучших образовательных практик для педагогов и студентов, начинающих свой путь в профессию;
разработка практико-ориентированных курсов в рамках будущей профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям.
Стратегия 2 «Практическая значимость»
Деятельность научно-методических центров сосредоточена в области анализа и поиска решений в ответ на современные вызовы в педагогической практике, стоящие перед специалистами. Изучение практической востребованности и применяемости разработок и иных продуктов деятельности научно методических центров позволило подтвердить значительный вклад университетов в достижение следующих результатов (рис. 2):
- более 61% научно-методических центров отметили высокий уровень реализации проектов в области адресной методической и консультационной помощи педагогам, более 72% – усовершенствование применяемых технологий при оказании такой помощи;
- согласно установленным направлениям деятельности на базе 66,7% научно-методических центров [15] сформирован банк научно-методических продуктов;
- разработанные на базе 61,1% научно-методических центров комплекты рекомендаций, регламентов, инструкций применяются в рамках дополнительного профессионального образования;
- осуществляется усовершенствование навыков командного взаимодействия у педагогических работников, применяющих в образовательном процессе научно-методические продукты, рекомендуемые научно-методическими центрами (отметили 50% НМЦ).
Полученные результаты позволяют определить задачи развития деятельности научно-методических центров, направленные на решение проблемных вопросов в области повышения практической значимости мер, реализуемых в рамках формирования единого образовательного пространства:
- содействие формированию запроса на внедрение разработок научно-методических центров;
- содействие развитию мотивации педагогических коллективов к применению научно обоснованных технологий, практик и подходов в образовательном процессе;
обеспечение вовлечения образовательных организаций из числа общего и среднего профессионального образования в совместную деятельность по научно-методическому сопровождению педагогов.
Рис. 2. Оценка практической значимости НМЦ (%)
Достижению данных задач будет содействовать создаваемая университетами инфраструктура развития практической подготовки выпускников:
- разработана нормативная база для организации научно-методических проектов, что существенно расширяет и качественно изменяет сферу внедрения результатов и продуктов научно-исследовательских работ;
- апробирован и реализуется процесс взаимодействия университетов в рамках сбора данных репрезентативных выборок в целях процедур стандартизации;
- активизируется научно-исследовательская деятельность преподавателей по направлениям работы научно-методических центров, в том числе значительно возрос объем публикаций по темам исследований;
осуществляются проекты по развитию института наставничества в целях поддержки молодых педагогов.
Стратегия 3 «Взаимосвязь научной и методической направленности разработок»
Научно-методические центры осуществляют целенаправленную работу в области тиражирования научно-методических продуктов в системе образования, что требует следования принципам доказательности (доказательный подход). Опора на принцип доказательности предполагает учет критериев оценки качества программ и технологий, прежде всего их соответствия заявленной проблематике, традициям научных школ, требованиям к представлению методических материалов, научной обоснованности, содержательности и аргументированности. На рис. 3 приведены сведения о проведении оценки взаимосвязи научной и методической направленности разработок НМЦ в парадигме доказательного подхода.
Рис. 3. Оценка взаимосвязи научной и методической направленности разработок НМЦ (%)
Важно, что разработки научно-методических центров являются предметом независимой экспертизы и верификации, и в последующем – основным содержанием Навигатора методических разработок Академии Минпросвещения России. Единая методология оценки позволяет транслировать на ресурсах данного федерального реестра разработки, отвечающие следующим критериям: современность тематики для российской системы образования, соответствие вида научно-методической разработки содержанию представленного контента, возможность использования в рамках образовательных и методических мероприятий.
Активная работа научно-методических центров в данной области сопровождалась подготовкой и развитием организационных условий, среди которых:
- создание единого пространства для обмена научными знаниями и практическим опытом в коллаборации с образовательными организациями;
- создание экспертных органов в области научно-методической поддержки экспериментов в области экспертизы по верификации в соответствии с направлениями деятельности научно-методических центров;
- оформление сотрудничества с субъектами научно-методического сопровождения регионального уровня;
- проведение на регулярной основе экспертизы научно-методических продуктов в соответствии с единой методологией оценки;
- проведение аналитических исследований по вопросам профессионального развития педагогов;
- повышение уровня методической компетентности профессорско-преподавательского состава и студенческого состава в части реализации научно-исследовательской и проектной деятельности.
Стратегия 4 «Специализация и экспертиза»
Каждый научно-методический центр специализируется в определенных тематических областях – ключевых направлениях деятельности, что способствует развитию высокой квалификации и компетенций в выбранной сфере знаний. В рамках этой стратегии университеты становятся ведущими экспертами, имеющими значительные преимущества в определенной области.
Приведем некоторые ключевые элементы, демонстрирующие многоаспектность, характер взаимодействия научно-методических центров с субъектами формирования единого образовательного пространства в выбранных тематических направлениях деятельности (рис. 4).
Рис. 4. Актуальные стратегии взаимодействия НМЦ (%)
Сложившаяся система взаимодействия научно-методических центров с субъектами научно-методического сопровождения [9] позволяет высоко оценить ресурсный потенциал научно-методических центров в решении таких задач, как:
- создание условий для привлечения специалистов университета к экспертной деятельности различной направленности;
- расширение университетской сети организаций-партнеров;
- применение единой методологической основы в целях разработки оценочных материалов, формирования онлайн-курсов, проведения персонализированных программ повышения квалификации.
Стратегия 5 «Поддержка профессионального сообщества»
Многолетний опыт значительного числа университетов в организации сопровождения педагогов в разных населенных пунктах (городах и селах) позволяет обеспечить междисциплинарность оказываемой научно-методической помощи, ориентацию на запрос субъектов образования, целенаправленную работу по распространению и внедрению образовательных и методических продуктов в процессе непрерывного педагогического образования.
Создание и поддержание благоприятной и поддерживающей среды для профессионального роста педагогов, обмена опытом и знаниями в рамках деятельности научно-методических центров в 2022-2023 годах характеризуется следующими количественными показателями (рис. 5):
- проведено 724 мероприятия для субъектов ЕФС, в которых приняло участие 106900 чел.;
- проведено 863 мероприятия (консультации) для специалистов методических служб (на муниципальном и региональном уровнях);
- по направлениям деятельности научно-методических центров разработано 417 программ дополнительного профессионального образования, в которых приняло участие 22594 слушателей.
Рис. 5. Категории педагогических работников, в отношении которых НМЦ оказывают поддержку
Заключение
Основные принципы «Национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации» [9; 13], формулируя задачи формирования единого образовательного пространства, определили стратегии деятельности научно-методических центров в системе образования в Российской Федерации.
Проведенное исследование позволило подтвердить целенаправленную деятельность научно-методических центров с опорой на интересы и потребности субъектов единого образовательного пространства [6], в первую очередь, в следующих сферах:
- конкретизация актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, осуществление научно-методической работы в целях их решения;
- развитие взаимодействия университетов с региональными инфраструктурами сопровождения педагогов, поддержка деятельности профессиональных сообществ, организация регулярного обмена лучшими практиками;
- формирование внутривузовских проектных команд, в компетенцию которых входит доведение новых научных идей и технологий в практику персонализированного образования.
Научно-методические центры обладают достаточным ресурсом, позволяющим им организовать научно-методическое сопровождение в соответствии с широким перечнем ключевых направлений, разрабатываемых в рамках действующих научных школ и ресурсных площадок университетов [6]. Данные тематические области встраиваются в долгосрочную деятельность научно-методических центров, определяя содержание комплекса стратегических направлений каждого университета в формировании единого образовательного пространства.
Литература
- Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 49–53.
- Вейдт В.П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Калининградский вестник образования. 2022. № 3(15). С. 14–24. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/ (дата обращения: 09.04.2024).
- Власова Т.И., Костейчук О.В. Выявление и развитие инновационного потенциала педагогов как важная задача опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения // Социосфера. 2012. № 2. С. 71–73.
- Климова Т.С. Инновационный потенциал организации: сущность и основные особенности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. 2014. № 13. С. 37–41.
- Козилова Л.В. Практико-ориентированный подход к организации научно-исследовательской работы магистрантов в педагогическом университете // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2(51). С. 405–410. DOI:10.25683/VOLBI.2020.51.237
- Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2(175). С. 35–42.
- Пахальян В.Э. Качество профессиональной деятельности и ее продукта в работе практического психолога: проблема определения понятий, критериев и способов оценки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 9–21. DOI:10.17759/bppe.2021180401 (дата обращения: 09.04.2024).
- Погодин И.А. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта: механизмы и коллизии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 52–56. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47708 (дата обращения: 09.04.2024).
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № р-174» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/?ysclid=lu1n2hm86s335441862 (дата обращения: 09.04.2024).
- Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 5–12.
- Сорокова М.Г., Леонова О.И., Ботова Ю.Б., Пятаков Е.О. Организация независимой оценки психолого-педагогических программ и стандартизации психодиагностических инструментов в парадигме доказательного подхода // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 4(23). С. 143–156.
- Сухоруков А.А. Роль педагогического университета в системе научно-методического сопровождения педагогических работников региона // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 4(23). С. 70–80.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=luu3tkcm1p819448997 (дата обращения: 09.04.2024).
- Филимонова Е.А. Практикоориентированность высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 1(25). С. 143–148.
- Халадов Х.-А.С., Головина И. В., Медведева Т. Ю., Папуткова Г. А., Карпухина А. А., Вотинцев А. В. Взаимодействие педагогических вузов как механизм формирования единого пространства подготовки учителя // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 3(22). С. 21–30.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 61
Скачиваний
Всего: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 19