Игровые миры и нарративы как средства развивающего образования в дошкольном возрасте

841

Аннотация

В статье вкратце представлены основные идеи проекта «Школа» научно-исследовательского коллектива под руководством академика В.В. Давыдова. Этот же коллектив создал и новую «Концепцию дошкольного воспитания», которая лучше учитывала задачи развития и образовательные потребности детей дошкольного возраста и подготавливала почву для формирования учебной деятельности в школе. Благодаря этой концепции в Швеции и Финляндии стала интенсивно развиваться игровая педагогика. Теперь, спустя 30 лет, предпринимаются попытки конкретизировать ключевые понятия теории Давыдова на основании опыта создания системы развивающего дошкольного образования. В статье описывается интерпретация и осмысление основных идей концепции дошкольного воспитания Давыдова в педагогике «игровых миров», разработанной в рамках скандинавского дошкольного образования. Мы предлагаем системный переход от совместной игры ребенка со взрослым к независимой игре, инициируемой самими детьми. Личностное развитие детей предполагает в качестве необходимого условия эстетическую реакцию и противоречивое единство аффекта и интеллекта в нарративной ролевой игре (narrative role play). В заключение делается вывод о том, что предпринимаемые в настоящее время попытки спроектировать новые развивающие образовательные программы для дошкольников так или иначе опираются на идеи, сформулированные коллективом ученых в 1990-х годах.

Общая информация

Ключевые слова: игровая педагогика, игровой мир, нарративы, дошкольная образовательная среда, аффект и интеллект, нарративная ролевая игра, эстетическая реакция, рассказы и истории

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250404

Для цитаты: Хаккарайнен П., Бредиките М. Игровые миры и нарративы как средства развивающего образования в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2020250404

Литература

  1. Bodrova E.V., Davydov V.V., Petrovski V.A., Sterkina R.B. Opyt postroeniya psikhologo-pedagogiceskoi kontseptsii doshkolnogo vospitaniya. Voprosy psikhologii, 1990. Vol. 34, no. 3, pp. 63—72. (In Russ.).
  2. Bodrova E., Leong D. Tools of the Mind: The Vygotskian Approach to Early Childhood Education. Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill Prentice Hall, 2007.
  3. Bredikyte M. The zones of proximal development in children’s play. Universitatis Ouluensis E 119. Oulu: Oulu University Press, 2011.
  4. Brėdikytė (Ed.) Narrative Play and Learning Environments (NEPL) Guidelines. Kaunas: Vitae Litera, 2017. Available at: http://zaidimolaboratorija.leu.lt/en/ the-guidelines-780.html (Accessed 17.08.2020).
  5. Bredikyte M., Hakkarainen P. Self-regulation and narrative interventions in children’s play. In Bruce T., Hakkarainen P., Bredikyte M. (eds.) The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. London & New York: Routledge, 2017. P. 70—84.
  6. Bruner J.S. The culture of education. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1996.
  7. Bruner J.S. Making stories: Law, literature, life. Cambridge, MA.: Harvard University Press, 2002.
  8. Corsaro W.A. Sociology of Childhood. Thousand Oaks: Pine Forge Press, 1997.
  9. Davydov V.V. Problemy razvivayushego obuceniya. Moscow: Pedagogika, 1986. (In Russ.).
  10. Davydov V.V. (Ed.) Kontseptsia doshkol’nogo vospitaniya /Proekt/. Moscow: VNIK “Shkola”, 1988. (In Russ.).
  11. Davydov V.V. Nauchnoe obespechenie obrazovanija v svete novogo pedagogicheskogo myshlenija. In Petrovsky A.V. (ed.), Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Moscow: Pedagogika, 1989. (In Russ.).
  12. Davydov V.V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste. Voprosy Psikhologii, Vol. 37, no. 2, pp. 22—34. (In Russ.).
  13. Davydov V.V., Kudryavtsev V.T. Razvivayuschee obrazovanie: teoreticheskie osnovanija preemstvennosti doshkol’noj i nachal’noj shkol’noj stupenej [Developing education: Theoretical basis of preschool and junior school stages continuity]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology] 1997, no. 1, pp. 3—18. (In Russ.).
  14. El’konin D.B. Towards the problem of stages in the mental development of children. Journal of Russian and East European Psychology, Vol. 37, no. 6, pp. 11—30. (In Russ.).
  15. El’konin D.B. Psihologiya igry. Moscow: Pedagogika, 1978. (In Russ.).
  16. Erikson E.H. Identity and the life cycle. NewYork: W.W. Norton & Company Inc, 1980.
  17. Fisher W.R. Narration as human communication paradigm: The case of public moral argument. Communication Monographs, 1984, no. 51, pp. 1—22.
  18. Fisher W.R. Human communication as a narration: Toward a philosophy of reason, value, and action. Columbia SC: University of South Carolina Press, 1987.
  19. Hakkarainen P. Learning and development in play. In Einarsdottir J., Wagner J. (eds.), Nordic childhoods and early education. Connecticut: Information Age Publishing, 2006, pp. 183—222.
  20. Hakkarainen P. The challenges and possibilities of a narrative learning approach in the Finnish early childhood education system. International Journal of Educational Research, 2008, no. 47, pp. 292—300.
  21. Hakkarainen P. Development of motivation in play and narratives. In S. Blenkinsop (ed.). The imagination in education: Extending the boundaries of theory and practice. Newcastle Upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2009. P. 64—78.
  22. Hakkarainen P., Bredikyte M. Kehittävän leikkipedagogiikan perusteet [Introduction to developmental play pedagogy]. Mikkeli: Kogni, 2013.
  23. Hakkarainen P., Bredikyte M., Safarov I. Pretend play and child development. In Bruce, T., Hakkarainen P., Bredikyte M. (eds.), The Routledge International Handbook of Early Childhood Play — Routledge International Handbooks of Education. London & New York: Routledge, 2017, pp.70—84.
  24. Hakkarainen P., Bredikyte M. Program of developmental (narrative) play pedagogy. In Fleer M., van Oers B. (eds.), International Handbook of Early Childhood Education. II. Dordrecht: Springer, 2018, pp. 1041—1058.
  25. Hakkarainen P., Vuorinen M-L. Narrative learning of literacy. In Fleer M., van Oers B. (eds.), International Handbook of Early Childhood Education. I. Dordrecht: Springer, 2018, pp. 251—268.
  26. Hakkarainen P. Long — term peer play and child development. In Ridgway A., Quinones G., Li L. (eds.), Peer play and Relationships in Early Childhood. International Perspectives on Early Childhood Education and Development 30. Cham: Springer, 2020, pp. 11—26.
  27. Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. Psihologiya igry: kul’turno-istoricheskij podxod. [Psychology of play; cultural-historical approach]. Moscow: LEV’, 2017. (In Russ.).
  28. Kudryavtsev V.T. Smysl chelovecheskogo detstva i psihicheskoe razvitie pebenka. Moscow: Publ. URAO, 1997. (In Russ.).
  29. Khrizman T.P., Eremeeva V.D., Loskutova T.D. and Stetsenko S.A. A neurophysiological study of children’s emotional processes. Journal of Russian and East European Psychology, Vol. 57, no. 2, pp. 1—41.
  30. Lindqvist G. The aesthetics of play. Upps. Stud. Educ. 62. Uppsala: Uppsala University, 1995.
  31. Lindqvist G. Drama som lek — lekens estetik. In Helander K. (ed.), Barn, teater, drama. Stockholm: Stockholms universitet, 2000.
  32. Mouritsen F. Legekultur [Playculture]. Essays om bornekultur, leg og fortaelling. Odense: Odense Universitetsforlag, 1996.
  33. Poddyakov N.N., Mikhailenko N.Ya. Problemy doshkolnoi igry: psikhologo—pedagogogiceskij aspect. Moscow: Pedagogika, 1987. (In Russ.).
  34. Propp V. The morphology of the Folk Tale. Austin TX: University of Texas Press, 1978.
  35. Safarov I. Towards modeling of human relationships. Nonlinear dynamical systems. Acta Universitatis Ouluensis E 104. Oulu: Oulu University Press, 2009.
  36. Slobodchikov V.I., Tsukerman G.A. Integral periodization of general psychological development. Journal of Russian and East European Psychology, 2003. Vol. 41, no. 6, pp. 52—66.
  37. Steinberg S.R., Kincheloe J.L. (eds.), Kinderculture. Boulder: Westview Press, 1997.
  38. Vygotsky L.S. The psychology of art. Cambrige MA: MIT Press, 1971.
  39. Vygotsky L.S. Play and its role in the mental development of the child. In Cole M. (ed.), Soviet Developmental Psychology. White Plains, NY: M.E. Sharpe, 1977, pp.76—99.
  40. Vygotsky L.S. Sobrannye sochinenij. 2. Moscow: Pedagogika, 1982. (In Russ.).
  41. Vygotsky L.S. Sobrannye sochinenij. 3. Moscow: Pedagogika, 1983. (In Russ.).
  42. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology, Vol. 42, no. 1, pp. 4—84.
  43. Zaporozhets A.V. Izbrannye psihologicheskie trudy. Vol. I. Moscow: Pedagogika, 1986. (In Russ.).
  44. Zuckerman G.A. Cto razvivaet I cego ne razvivaet ucebnoe deyatel’nost mladsyh shkol’nikov? Voprosy psikhologii, Vol. 43, no. 5, pp. 68—81. (In Russ.).
  45. Zuckerman G.A., Obukhova О.L., Shibanova N.А. Play and Learning Activity: Borderline Conflicts [Elektronnyi resurs]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya=Psychological-Educational Studies, 2019. Vol. 11, no. 4, pp. 22—35. DOI: 10.17759/ psyedu.2019110402 (In Russ.).

Информация об авторах

Хаккарайнен Пентти, PhD, главный редактор Journal of Russian and East European Psychology (Журнала российской и восточноевропейской психологии). Эмерит-профессор, Университет Оулу, Оулу, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6725-1822, e-mail: phakkar@gmail.com

Бредиките Милда, PhD, старший научный сотрудник, доцент, Университет Витовта Великого, Вильнюс, Литва, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0667-6477, e-mail: milda.bredikyte@vdu.lt

Метрики

Просмотров

Всего: 1300
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 841
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2