Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 4. С. 475–492
doi:10.21638/spbu16.2023.403
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды
Аннотация
Развитие свойств темперамента, согласно современным исследованиям, зависит не только от созревания структур нервной системы, но и от ряда параметров среды. В частности, установлено, что отношение родителей как показатель социальной среды, а также характеристики физической среды могут влиять на проявление темпераментальных особенностей ребенка. Свойства темперамента начинают играть особенно важную роль в процессе социализации, когда ребенок попадает из семейной среды в образовательную, качество которой является значимым фактором дальнейшего развития дошкольников. В связи с этим важно установить, есть ли связь между свойствами темперамента и характеристиками образовательной среды (структурными и процессуальными). Согласно проведенному анализу, большинство реализованных исследований рассматривает связи процессуальных характеристик образовательной среды с особенностями темперамента ребенка, то есть с особенностями взаимодействия и отношений между ребенком и педагогом; влияние отношения педагога к ребенку на проявление свойств темперамента; связи свойств темперамента ребенка с качеством отношений с педагогом. Структурные характеристики образовательной среды также демонстрируют связь с темпераментом ребенка, однако результаты изучения этой связи получены достаточно давно и значительно ограничены, что актуализирует вопрос о необходимости исследований в данном направлении. В обзоре обсуждаются особенности интерпретации связи темперамента с параметрами образовательной среды с учетом ее интерактивности (М.Ротбарт), критерия соответствия (А.Томас, С.Чесс), феномена выбора ниши (С.Скарр, К.Маккарти), гипотезы дифференциальной восприимчивости (Б.Эллис) и сензитивных периодов развития свойств темперамента. Обсуждаются возможности учета темперамента детей в процессе реализации образовательных программ дошкольных учреждений.
Общая информация
Ключевые слова: темперамент, дошкольный возраст, структурный подход, дошкольная образовательная среда
Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.403
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, проект № 23-78-30005.
Получена: 15.05.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Руднова Н.А., Корниенко Д.С. Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 475–492. DOI: 10.21638/spbu16.2023.403
Литература
Абдулаева Е. А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 77–88. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0310
Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Симонян М. С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 4 (86). С. 40–49. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-10016
Бухаленкова Д. А., Алмазова О. В. Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2022. № 2. С. 128–152. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.06
Бухаленкова Д. А., Алмазова О. В., Веракса А. Н. Методики CLASS и ECERS-R в исследовании качества образовательной среды как предиктора развития регуляции у дошкольников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 1. С. 24–51. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-24-51
Гаврилова М. Н., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Связь качества образовательной среды дошкольного учреждения и психического развития ребенка: теоретический обзор // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 135–145. https://doi.org/10.17223/15617793/433/19
Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004.
Казакова Е. В., Соколова Л. В. Сравнительный анализ эмоционального здоровья первоклассников при разных стилях семейного воспитания // Российский психологический журнал. 2021. № 18 (4). С. 18–29. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.2
Канунникова Л. В. Технология психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом свойств типа темперамента ребенка дошкольного возраста // Смальта. 2021. № 1. С. 93–106.
Корнеев А. А., Букинич А. М., Матвеева Е. Ю., Ахутина Т. В. Оценка управляющих функций и функций регуляции активности у детей 6–9 лет: Конфирматорный факторный анализ данных нейропсихологического обследования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2022. № 1. С. 29–52. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.02
Корниенко Д. С., Ротманова Н. В. Оценка родительского отношения и свойства индивидуальности сиблингов // Вестник ПГГПУ. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 120–129.
Лобаскова М. М. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
Лобаскова М. М., Васин Г. М., Малых С. Б. Взаимосвязь темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами в старшем подростковом возрасте: близнецовое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 4. С. 34–47.
Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
Новгородова Ю. О. Психогенетические исследования темперамента в рамках концепции М. К. Ротбарт // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. № 1. С. 56–61.
Олейник Ю. Н., Елисеева И. Н. История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 65–77. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-65-77
Слободская Е. Р., Козлова Е. А., Баирова Н. Б., Петренко Е. Н., Лето И. В. Произвольная регуляция и психологическое благополучие детей // Психологический журнал. 2019. T. 40, № 5. C. 62–73. https://doi.org/10.31857/S020595920005450-1
Русалов В. М., Трофимова И. Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 3. С. 74–84.
Ушакова О. С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания // Современное дошкольное образование. 2023. № 1 (115). С. 26–34. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Национальное образование, 2016.
Юдина Е. Г. Шкалы ERCES как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59). С. 22–26.
Barclay J. P. A meta-analysis of temperament-treatment interactions with alternative learning and counselling treatments // Developmental Review. 1983. No. 3. P. 410–443. https://doi.org/10.1016/0273-2297(83)90023-0
Bates J. E., Pettit G. S. Temperament, parenting, and socialization // Handbook of socialization: Theory and research / eds J. E. Grusec, P. D. Hastings. New York: The Guilford Press, 2007. P. 153–177.
Bolders A. C., Tops M., Band G. P. H., Stallen P. J. M. Perceptual sensitivity and response to strong stimuli are related // Frontiers of Psychology. 2017. No. 8. P. 1642. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01642
Boyce W. T., Ellis B. J. Biological sensitivity to context: I. An evolutionary-developmental theory of the origins and functions of stress reactivity // Development and Psychopathology. 2005. No. 17. P. 271–301. https://doi.org/10.1017/S0954579405050145
Goldsmith H., Buss A., Plomin R., Rothbart M., Thomas A., Chess S., Hinde R., McCall R. Roundtable: What is temperament? Four approaches // Child Development. 1987. Vol. 58, no. 2. P. 505–529. https://doi.org/10.2307/1130527
Cadima J., Doumen S., Verschueren K., Buyse E. Child engagement in the transition to school: Contributions of self-regulation, teacher — child relationships and classroom climate // Early Childhood Research Quarterly. 2015. No. 32. P. 1–12. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.008
Cadima J., Enrico M., Ferreira T., Verschueren K., Leal T., Matos P. M. Self-regulation in early childhood: The interplay between family risk, temperament and teacher — child interactions // European Journal of Developmental Psychology. 2016. No. 13. P. 341–360. https://doi.org/10.1080/17405629.2016.1161506
Chichinina E. A., Gavrilova M. N. Growth of executive functions in preschool-age children during the COVID-19 lockdown: Empirical evidence // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. No. 15 (2). P. 124–136. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0209
Cloninger C. R., Cloninger K. M., Zwir I., Keltikangas-Järvinen L. The complex genetics and biology of human temperament: A review of traditional concepts in relation to new molecular findings // Translational Psychiatry. 2019. No. 9. Art. 290. https://doi.org/10.1038/s41398-019-0621-4
Ellis B. J., Boyce W. T., Belsky J., Bakermans-Kranenburg M. J., van IJzendoorn M. H. Differential susceptibility to the environment: An evolutionary-neurodevelopmental theory // Development and Psychopathology. 2011. No. 23 (1). P. 7–28. https://doi.org/10.1017/s0954579410000611
Erbay F., Saltalı N. D. Do the school adaptation levels of preschoolers vary according to their relationship with their teachers? // International Journal of Evaluation and Research and Education. 2020. No. 9 (4). P. 857–864. https://doi.org/10.11591/ijere.v9i4.20540
Finders J. K., Budrevich A., Duncan R. J., Purpura D. J., Elicker J., Schmitt S. A. Variability in preschool CLASS scores and children’s school readiness // AERA Open. 2021. No. 7 (1). P. 1–19. https://doi.org/10.1177/23328584211038938
Harms T., Clifford R. M., Cryer D. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R). Rev. ed. New York: Teachers College Press, 2005.
Hu B. Y., Fan X., Wu Y., LoCasale-Crouch J., Song Z. Teacher — child interaction quality and Chinese children’s academic and cognitive development: New perspectives from piecewise growth modeling // Early Childhood Research Quarterly. 2020. No. 51. P. 242–255.
Keogh B. K., Burstein N. D. Relationship of temperament to preschoolers’ interactions with peers and teachers // Exceptional Children. 1988. No. 54 (5). P. 456–461. https://doi.org/10.1177/001440298805400509
Kinkead-Clark Z. Using temperament-based approaches to negotiate the terrains of crisis in Jamaican early childhood classrooms // Journal of Early Childhood Teacher Education. 2020. No. 41 (3). P. 209–222. https://doi.org/10.1080/10901027.2019.1609142
Koomen H. M. Y., Verschueren K., van Schooten E., Jak S., Pianta R. C. Validating the Student — Teacher Relationship Scale: Testing factor structure and measurement invariance across child gender and age in a Dutch sample // Journal of School Psychology. 2012. No. 50. P. 215–234. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2011.09.001
Kornienko D. S. Child temperament and mother’s personality as a predictors of maternal relation to child // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. P. 343–347. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.148
Kujawa A., Proudfit G. H., Kessel E. M., Dyson M., Olino T., Klein D. N. Neural reactivity to monetary rewards and losses in childhood: Longitudinal and concurrent associations with observed and self-reported positive emotionality // Biological Psychology. 2015. No. 104. P. 41–47. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2014.11.008
Liu P., Kryski K., Smith H., Joanisse M., Hayden E. Transactional relations between early child temperament, structured parenting, and child outcomes: A three-wave longitudinal study // Development and Psychopathology. 2020. No. 32 (3). P. 923–933. https://doi.org/10.1017/S0954579419000841
Matheny A. P., Wilson R. S., Thoben A. S. Home and mother: Relations with infant temperament // Developmental Psychology. 1987. No. 23 (3). P. 323–331. https://doi.org/10.1037/0012-1649.23.3.323
McCartney K. On the meaning of models: A signal amidst the noise // Children’s influence on family dynamics / eds A. C. Crouter, A. Booth. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 27–36.
McClowry S. G. Temperament-based elementary classroom management. Lanham: Rowman & Littlefield, 2014.
McGrath M. C., Thurman S. K., Raisch M. M., Lucey E. M. Considering individual differences and environmental influences in the assessment of temperament, self-regulation, and social skill development in young children: A framework for practitioners // Early childhood assessment in school and clinical child psychology / ed. by A. Garro. New York: Springer, 2016. P. 183–202. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-6349-2_9
McKellar S. E., Cortina K. S., Ryan A. M. Teaching practices and student engagement in early adolescence: A longitudinal study using the Classroom Assessment Scoring System // Teaching and Teacher Education. 2020. No. 89. Art. 102936. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102936
Merritt E. G., Wanless S. B., Rimm-Kaufman S. E., Cameron C., Peugh J. L. The contributions of teachers’ emotional support to children’s social behaviors and self-regulatory skills in first grade // School Psychology Review. 2012. No. 41. P. 141–159. https://doi.org/10.1080/02796015.2012.12087517
Neuenschwander R., Rothlisberger M., Cimeli P., Roebers C. M. How do different aspects of self-regulation predict successful adaptation to school? // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. No. 113. P. 353–371. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2012.07.004
Paget K. D., Nagle R. J., Martin R. P. Interrelations between temperament characteristics and first-grade teacher-student interaction // Journal of Abnormal Child Psychology. 1984. No. 12 (4). P. 547–560. https://doi.org/10.1007/BF00916849
Pianta R. C., La Paro K. M., Hamre B. K. Classroom Assessment Scoring System [CLASS] manual: Pre-K. Baltimore: Brookes Publ., 2008.
Pluess M., Belsky J. Differential susceptibility to rearing experience: The case of childcare // Journal of child psychology and psychiatry. 2009. No. 50 (4). P. 396–404. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2008.01992.x
Putnam S. P., Rothbart M. K. Development of short and very short forms of the Children’s Behavior Questionnaire // Journal of personality assessment. 2006. No. 87 (1). P. 102–112. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa8701_09
Putnam S. P., Gartstein M. A., Rothbart M. K. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The early childhood behavior questionnaire // Infant Behavior and Development. 2006. No. 29. P. 386–401. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2006.01.004
Rothbart M. K. Temperament in Childhood: A Framework // Temperament in Childhood / eds G. A. Kohnstamm, J. E. Bates, M. K. Rothbart. New York: John and Sons, 1989. P. 59–73.
Rothbart M. K. Become who we are. Temperament and personality in development. New York: Guilford Press, 2011. P. 80–85.
Rothbrt M. K., Derryberry D. Development of individual differences in temperament // Advances in developmental psychology / eds M. L. Lamb, A. L. Brown. New York: Guilford, 1981. Vol. 1. P. 37–86.
Rothbart M. K., Rueda M. R. The development of effortful control // Developing individuality in the human brain: A tribute to Michael I. Posner / eds U. Mayr, E. Awh, S. W. Keele. Washington: American Psychological Association, 2005. P. 167–188. https://doi.org/10.1037/11108-009
Rothbart M. K., Ahadi S. A., Hershey K. L., Fisher P. Investigations of temperament at three to seven years: the Children’s Behavior Questionnaire // Child development. 2001. No. 72 (5). P. 1394–1408. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00355
Rudasill K. M., Rimm-Kaufman S. E. Teacher — child relationship quality: The roles of child temperament and teacher — child interactions // Early Childhood Research Quarterly. 2009. No. 24. P. 107–120. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2008.12.003
Rueda M. R., Rothbart M. K., McCandliss B. D., Saccomanno L., Posner M. I. From the cover: Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2005. No. 102 (41). P. 14931–14936. https://doi.org/10.1073/pnas.0506897102
Sealy M. A, Rudasill K. M., Barrett J. S., Eum J., Adams N., Hinrichs A., McClowry S. Temperament in the Early Elementary Classroom: Implications for Practice // Teacher Education in the 21st Century — Emerging Skills for a Changing World. London: IntechOpen, 2021. P. 1–16. https://doi.org/10.5772/intechopen.96270
Shiner R. L., Buss K. A., McClowry S. G., Putnam S. P., Saudino K. J., Zentner M. What is temperament now? Assessing progress in temperament research on the 25th anniversary of Goldsmith et al. (1987) // Child Development Perspectives. 2012. Vol. 6, no. 4. P. 436–444. https://doi.org/10.1111/j.1750-8606.2012.00254.x
Shishova E. O., Akhatova A. Z. Interaction of communicative creativity and primary school students’ creativeness in the context of educational environment // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2022. No. 2 (1–2). P. 66–79.
Vandenbroucke L., Spilt J., Verschueren K., Piccinin C., Baeyens D. The classroom as a developmental context for cognitive development: A meta-analysis on the importance of teacher — student interactions for children’s executive functions // Review of Educational Research. 2018. No. 88 (1). P. 125–164. https://doi.org/10.3102/0034654317743200
Wachs T. D. Relevance of physical environmental influences for toddler temperament // Infant Behaviour & Development. 1988. No. 11. P. 431–445. https://doi.org/10.1016/0163-6383(88)90004-5
Yoleri S. Teacher-child relationships in preschool period: The roles of child temperament and language skills // International Electronic Journal of Elementary Education. 2017. No. 9. P. 210–224.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 219
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 13