Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 4. С. 103–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эффективное управление, дошкольная образовательная среда, ребенок, педагог , родители, ответственное родительство, соответственность, соответствие, динамическое равновесие, непрерывное образование, доступность, развивающиеся системы, ответственное взаимодействие, адаптивность к неизвестному и надежность
Рубрика издания: Доклады и конференции
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хайкин В.Л. Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 103–106.
Полный текст
Общеизвестно, что чем меньше возраст ребенка, тем выше ответственность любого взрослого, находящегося рядом с ним. Говоря о дошкольном детстве, главное - нам самим не впасть в детство, а быть более взрослыми и, значит, быть более ответственными.
Дошкольное учреждение - это сложный институт развития, где
• родитель должен научиться быть ответственным родителем, а не быть «просто зачарованным своим ребенком»;
• педагоги - не догматики, а находятся в постоянном развитии и не теряют умение радоваться;
• ребенок находится в постоянном развитии. Соприкасаясь с себе подобными, дети постоянно получают уроки социализации и адаптации, не отучиваясь удивляться изменяющемуся миру и изменениям, происходящим в самих себе.
Дошкольное учреждение - это сообщество ответственного родительства, ответственных педагогов, их ответственного взаимодействия и развивающихся детей.
Существуют стандартные задачи управления в системе образования, такие как:
• обеспечение доступности;
• подготовка педагогических и управленческих кадров;
• проектирование современных зданий детских садов, дающих возможность создания развивающей среды;
• эффективное использование ресурсов и т. д.
Выделим только «острые» проблемы управления.
Любая деятельность должна отвечать на вызовы времени, которые существуют объективно, и их надо разрешать, а не создавать новые. Поэтому остановлюсь на проблемах, которые, с одной стороны, не очень освещены с позиции управления, а с другой - являются сутью управления именно дошкольным учреждением.
Система управления должна быть построена таким образом, чтобы работали механизмы базовых управленческих процессов дошкольного образовательного учреждения:
• управление развивающейся средой;
• управление педагогическим процессом;
• управление взаимодействием родителя с ребенком;
• управление взаимодействием родителя с воспитателем;
• управление взаимодействием дошкольного учреждения с другими образовательными учреждениями.
Объединяющим принципом эффективного взаимодействия базовых управленческих процессов является принцип двух «С»: соответствия и со-ответственности. Только ленивый не говорит про непрерывность образования и доступность. Под последней мы будем понимать не только доступность посещения детского сада, школы или учреждений дополнительного образования, но и к самому процессу непрерывности образования.
На мой взгляд, определяющими конкурентными преимуществами на ближайшие 10-20 лет (если рассматривать эту проблему поколенчески) будут ключевые навыки человека - адаптивность к неизвестному и надежность. Обратим внимание, что последнее определяется таким фактором, как умение взять и нести ответственность. Поэтому ответственность - это то, во что мы погружены ежечасно и ежеминутно. Это не абстрактная категория, она наполняет конкретным содержанием каждую минуту жизни человека.
Если непрерывность образования и воспитания будет приводить к увеличению доступности, увеличению адаптивности к меняющемуся миру, увеличению надежности, это значит, что мы со всех позиций - методологической, управленческой, психологопедагогической, решаем главную задачу - рассматриваем маленького ребенка (который сам по себе сложный субъект) не как нашу экспериментальную модель, а как человека, которого мы должны «не лишить детства». Поэтому я с позиции врача скажу, что самое главное здесь - не навредить.
Как надо развивать, не навредив? Это главная управленческая проблема - проблема эффективности самого образовательного учреждения и проблемы эффективного управления.
• Природой изначально заложен гомеостаз. Человек сам пример динамического равновесия, поэтому:
• растущий организм дошкольника - развивающееся динамическое равновесие;
• дошкольное учреждение должно находиться в состоянии динамического равновесия;
• педагоги, родители и их взаимодействие также должны находиться в состоянии динамического равновесия.
Вывод из вышеприведенного - одной из проблем эффективного управления является достижение «соответствия». Если в центре внимания - развивающийся ребенок, должен быть развивающийся родитель, и это проблема именно управленческая, и развивающийся педагог, впрочем, как и само развивающееся дошкольное учреждение.
Исходя из этого, возникает и проблема со-ответственности. Не соответствия, а именно со-ответственности. Остановимся на этом подробнее.
Очень важно, что мы говорим про вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения, этому много посвящено работ, существуют различные формы общественного участия: аудит, участие в управлении и т. д. Но в реальной жизни мы нередко встречаемся с фактором подмены общественного договора между родителем и педагогом или дошкольным образовательным учреждением - Сговором. Родители и дошкольное учреждение пытаются перекинуть друг на друга ответственность. Если ребенок не готов к школе, то с позиции родителя - это вина дошкольного учреждения. Если он плохо общается, то с позиции дошкольного учреждения - это жесткая вина родителя. Рождается Гимн безответственности. Элементов сотрудничества не возникает, а есть поле тихих упреков с маленькой полоской согласия, куда помещается ребенок, который должен быть тихим, безынициативным, безответственным и «не доставлять хлопот» ни одной ни другой стороне. Мир коллективной безответственности - это форма ВзаимоНедействия. В результате чего мы лишаем ребенка детства, не достигаем непрерывности процесса образования и воспитания, не достигаем доступности к непрерывности образования. Потому я еще раз подчеркну необходимость достижения соблюдения двух принципов управленческой деятельности:
1) принципа со-ответственности: соблюдение в равной мере ответственности за ребенка родителями и педагогами без перекладывания ответственности друг на друга;
2) принцип соответствия:
• хорошему педагогу требуются хорошие условия труда и развивающая среда дошкольного учреждения;
• хорошему педагогу требуется ответственный родитель;
• хорошему родителю требуется хороший развивающийся педагог, а не педагог- догматик.
Тогда мы получаем результат:
• ребенок погружен в мир детства;
• ребенок имеет навыки социализации;
• ребенок умеет играть, прошел уроки ответственности;
• ребенок имеет доступность к непрерывному образованию.
Необходимо проводить тестирование на соблюдение принципа Соответствия взрослых ребенку. Чем меньше ребенок, тем больше должны тестироваться взрослые, связанные с конкретным ребенком; родители должны тестироваться на соответствие званию родителя; педагоги должны тестироваться на соответствие званию педагога.
Любые управленческие решения любой управленческой задачи должны рассматриваться и приниматься в зависимости от того, как они влияют и влияют ли:
• на динамическое равновесие;
• соответствие ответственного родителя и ответственного педагога;
• со-ответственность: совместное несение ответственности;
• непрерывность образовательного процесса и воспитания;
• воспитание ответственности и надежности;
• тренировку к меняющим условиям: адаптацию к неизвестному с учетом возрастной психологии и физиологии.
Если никак не влияют, то зачем такие решения?
Если влияют отрицательно - они вредны!
И так должно быть со всеми управленческими решениями, чего бы они не касались: кадровые решения, выбор питания, переход на аутсорсинг, закупка игровых комплектов и т. д. и т. п.
Счастье управленца - это соответствие всем другим соответствиям.
Литература
- Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). М., 2000.
- Хайкин В. Л. Активное отношение и ориентационная активность // Мир психологии. 2000. № 2.
- Хайкин В. Л. Субъект и субъективность в определении активности // Субъект действия, взаи- модействия и познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. М., 2001.
- Хайкин В. Л., Мангутова И. В. и др. Система эффективных экономических механизмов со- трудничества образовательных учреждений, семей и организаций, обеспечивающего усло- вия для непрерывного образования, профессионального, карьерного и личностного роста, а так- же эффективную реализацию финансирования образования. М., 2007.
- Хайкин В. Л., Абанкина И. В. и др. Руководство по масштабному внедрению частно- государственного партнерства в образовании. М., 2010.
- Хайкин В. Л., Григорьев Д. В. Педагогика как практика порождения и воспитания ответствен- ности // Народное образование. 2013. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2226
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 913
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1