Перспективные направления психолого-педагогических практик в системе образования Российской Федерации (по итогам Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических про-грамм и технологий в образовательной среде 2022 года)

3

Аннотация

В статье представлены результаты ежегодного Всероссийского конкурса (далее — Конкурс) лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде 2022 года. В Конкурсе участвовали авторы (авторские коллективы) (n = 668) из разных субъектов Российской Федерации), представившие 396 конкурсных программ. Основную категорию участников составили педагоги-психологи (психологи в сфере образования) — 458 человек. Представленные программы оценивались в 6 номинациях. По итогам Конкурса определены перспективные направления психолого-педагогических практик, реализуемые в современной образовательной среде. В качестве приоритетных направлений психолого-педагогических практик и технологий выделены «Профилактические психолого-педагогические программы» и «Программы коррекционно-развивающей работы». Про-граммам-победителям, призерам и лауреатам присвоен гриф общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» «Рекомендовано для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, меди-цинской и социальной помощи».

Общая информация

Ключевые слова: конкурс «Педагог-психолог России», перспективы , психолого-педагогическая программа, технология , образовательная среда

Рубрика издания: События

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220110

Получена: 21.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Семенова К.Г., Курбанова В.В. Перспективные направления психолого-педагогических практик в системе образования Российской Федерации (по итогам Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических про-грамм и технологий в образовательной среде 2022 года) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2025. Том 22. № 1. С. 105 – 115. DOI: 10.17759/bppe.2025220110

Полный текст

Введение

Перспективность развития психолого-педагогической деятельности в образовательной среде на сегодняшний день продиктована не только целями образования, но и профессиональными потребностями личности. Не вызывает сомнений необходимость реализации ведущих профессиональных потребностей: осознание себя как профессионала и своего вклада в общее дело, поддержание профессионализма в работе, признание и ценность специалиста как внутри, так и вне предприятия, продвижение по служебной лестнице, получение материального стимула и т. д. [1]. Интеграция профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на сопровождение образовательного процесса [2] и реализацию в образовательных организациях основных и дополнительных образовательных программ с применением психолого-педагогических практик и технологий, составляет основу психолого-педагогической деятельности в системе образования [5].

В связи с этим во исполнение плана мероприятий на 2022–2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 20 мая 2022 года [3], проведен ежегодный Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде (далее — Конкурс). Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации.

В конкурсе участвовали авторы (авторские коллективы) из числа специалистов психологических служб образовательных организаций, педагогических работников образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специализированных учреждений для несовершеннолетних, организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К участию принимались апробированные психолого-педагогические программы и технологии с научной, эмпирически подтвержденной эффективностью и доказательностью, соответствующие требованиям современной образовательной практики [4].

При отборе лучших программ и технологий учитывалась их актуальность с позиции потребностей общества, обоснованность применения, направленность на достижение желаемого результата [7] и перспективность использования в работе педагога-психолога.

Представленные программы оценивались в 6 номинациях [4].

Номинация 1. «Профилактические психолого-педагогические программы» — программы и технологии, обеспечивающие создание благоприятных условий образовательной среды, направленные на предупреждение психологических трудностей в развитии и социальной адаптации, психологического неблагополучия обучающихся и воспитанников, формирование и поддержание здорового образа жизни обучающихся, развитие личностных ресурсов, системы убеждений и ценностно-смысловых установок, повышение психологической защищенности, проработку психологической травмы.

Номинация 2. «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся» — психолого-педагогические программы и технологии помощи обучающимся, воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации; коррекции развития обучающихся, воспитанников, обеспечивающие развитие у них навыков неконфликтного взаимодействия, эмпатии, формирование новых жизненных установок и системы ценностных ориентаций; коррекции эмоциональной сферы личности, деструктивных форм поведения и обучение новым способам взаимодействия.

Номинация 3. «Программы коррекционно-развивающей работы» — психолого-педагогичес­кие программы и технологии, направленные на создание психологических ресурсов для обеспечения благоприятной инклюзивной среды в образовательной организации, специальных образовательных условий и психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Номинация 4. «Развивающие психолого-педагогические программы» — программы и технологии, направленные на раскрытие внутренних (когнитивных, аффективных, регулятивных) ресурсов обучающихся, воспитанников, в том числе, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, предусматривающие психологическое обеспечение действий педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса.

Номинация 5. «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы» — психолого-педагогические программы и технологии, обеспечивающие просвещение населения, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов.

Номинация 6. «Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами», направленные на повышение психологической компетентности педагогических коллективов, развитие их профессиональных ресурсов, навыков командного взаимодействия и психологического благополучия.

Основная часть

Конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде проходил в три этапа.

На первом этапе определилась общая численность зарегистрированных участников (668 человек — авторы и члены авторских коллективов) из разных федеральных округов и субъектов Российской Федерации, в том числе: из Приволжского федерального округа — 155 человек (23,2%), из Центрального федерального округа — 129 человек (19,3%), из Сибирского федерального округа — 118 человек (17,7%), из Уральского федерального округа — 80 человек (12%), из Северо-Западного федерального округа — 66 человек (9,9%), из Северо-Кавказского федерального округа — 48 человек (7,2%), из Южного федерального округа — 35 человек (5,2%), из Дальневосточного федерального округа — 33 человека (5%), из Луганской Народной Республики — 1 человек (0,1%) и из Донецкой Народной Республики — 4 человека (0,4%) (рис. 1). Наибольшее число участников было отмечено в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах.

Основную категорию участников составили педагоги-психологи (психологи в сфере образования) — 458 человек, с которыми активно сотрудничали социальные педагоги (30 человек), руководители образовательных организаций (62 человека), методисты (14 человек), учителя-предметники (17 человек) и воспитатели дошкольных образовательных организаций (24 человека). Конкурсные программы также представили учителя-логопеды/дефектологи (50 человек), преподаватели вузов (11 человек) и главные внештатные психологи (2 человека).

Рис. 1. Общая численность и доля (в %) зарегистрированных участников конкурса

Общее количество конкурсных работ — 396. Наибольшее количество конкурсных работ представлено участниками из Центрального 22,7% (90 программ), Приволжского 20,7% (82 программы) и Сибирского 17,9% (71 программа) федеральных округов (рис. 2).

Рис. 2. Количество и доля (в %) зарегистрированных программ

На втором этапе конкурсного отбора осуществлялось распределение конкурсных психолого-педагогических программ и технологий по 6 номинациям. Согласно результатам распределения (рис. 3), наибольшее количество представлено в 1-й номинации «Профилактические психолого-педагогические программы» — 27,5% (109 программ) и 3-й номинации «Программы коррекционно-развивающей работы» — 20,7% (82 программы). Меньше всего программ было представлено в 6-й номинации «Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами» — 9,3% (37 программ) и 2-й номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся» — 11,9% (47 программ). Умеренное количество программ было отнесено к 4-й номинации «Развивающие психолого-педагогические программы» — 16,7% (66 программ) и 5-й номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы» — 13,9% (55 программ).

Рис. 3. Распределение зарегистрированных программ по номинациям конкурса (в %)

В сравнении с итогами Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде 2021 года значительно возросло общее количество конкурсных программ — от 56 до 396 программ [6].

Соответственно изменилось количество программ в представленных номинациях (рис. 4).

Рис. 4. Количество программ по номинациям конкурса 2021/2022 года

В 3-й номинации количество программ коррекционно-развивающей работы (82 программы) в 2022 году в 16,4 раза превосходит количество программ (5 программ) за 2021 год. В 1-й номинации «Профилактические психолого-педагогические программы» — в 10 раз; в 6-й номинации «Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами» — в 9 раз; в 5-й номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы» — в 6,5 раз; в 4-й номинации «Развивающие психолого-педагогические программы» — в 5 раз и во 2-й номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся» — в 3,6 раза.

Существенные изменения по 1-й, 3-й и 6-й номинациям указывают на возросший интерес к созданию:

  • благоприятной инклюзивной среды психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • благоприятных условий, направленных на предупреждение психологических трудностей в развитии и социальной адаптации обучающихся;
  • условий психологического благополучия и развития профессиональных ресурсов педагогических коллективов.

На третьем этапе конкурсные программы оценивались по следующим критериям: 1) соответствие требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалиста; 2) соответствие теме; 3) результативность; 4) содержательность и аргументированность; 5) соответствие требованиям конкурса и 6) оригинальность содержания.

Проходной балл для определения лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2022 составил ≥ 50 баллов. По итогам экспертной оценки были выделены 3 лучшие программы в каждой номинации, из общего количества (18 программ) 10 программ представляли авторы (55,6%) и 8 программ — авторские коллективы (44,4%).

Первое место получили участники Конкурса из Северо-Западного федерального округа (Вологодская область, Республика Коми), Приволжского федерального округа (Нижегородская область) и Уральского федерального округа (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

Второе место — у программ из Приволжского федерального округа (Пензенская область, Ульяновская область, Нижегородская область), Центрального федерального округа (Липецкая область), Уральского федерального округа (Курганская область) и Сибирского федерального округа (Новосибирская область).

Третье место — у программ из Приволжского федерального округа (Самарская область, Нижегородская область), Центрального федерального округа (Московская область), Северо-Западного федерального округа (Ленинградская область), Сибирского федерального округа (Томская область) и Дальневосточного федерального округа (Сахалинская область).

Лауреатами названы 128 программ, показавшие лучшие результаты, но не ставшие победителями. Наибольшее количество программ-лауреатов отмечается в Центральном округе — 30 программ (23%) и Приволжском округе — 28 программ (22%). Наименьшее количество лауреатов отмечено в Дальневосточном округе — 7 программ (5,5%), Северо-Кавказском округе — 7 программ (5,5%) и Южном округе — 7 программ (5,5%) (рис. 5).

Говоря о распределении программ-лауреатов по номинациям (рис. 6), следует отметить преобладание 3-й номинации «Программы коррекционно-развивающей работы» — 34 программы (27%), 5-й номинации «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы» — 27 программ (21%) и 1-й «Профилактические психолого-педагогические программы» — 26 программ (20%). В 6-й номинации «Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами» лауреаты представлены в наименьшем количестве — 11 программ (9%).

Рис. 5. Распределение программ-лауреатов по федеральным округам

Рис. 6. Распределение программ-лауреатов по номинациям

Всем программам-победителям, призерам и лауреатам присвоен гриф общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» «Рекомендовано для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Анализ результатов проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде показал значительный рост интереса у участников Конкурса к практикам психолого-педагогической направленности по следующим тематикам: предупреждение психологических трудностей в развитии и социальной адаптации обучающихся; создание специальных образовательных условий и психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; развитие профессиональных ресурсов, навыков командного взаимодействия и психологического благополучия у педагогических коллективов и педагогов. Выделяются приоритетные направления психолого-педагогических практик и технологий для участников Конкурса — «Профилактические психолого-педагогические программы», «Программы коррекционно-развивающей работы» и «Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами», направленные на личностное совершенствование педагога-педагога и перспективы его профессионального роста.

Литература

  1. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. С. 334–339.
  2. Панфилов А.Н. Интеграция педагогического и психологического знания как основа профессионально-педагогической подготовки учителя: Методическое пособие. Елабуга: ЕГПИ, 2001.
  3. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. Официальный интернет-ресурс. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (дата обращения: 29.01.2024).
  4. Положение о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2022 [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. Официальный сайт. URL: https://rospsy.ru/sites/default/files/eventfiles/KP2022%20Положение%20о%20Конкурсе%20программ%202022.pdf (дата обращения: 29.01.2024).
  5. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201508200035 (дата обращения 29.01.2024).
  6. Рубцов В.В., Романова Е.С. Психолого-педагогическая практика в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2021) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 8–17. doi:10.17759/bppe.2022190101
  7. Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства (Версия 2.1 от 23 ноября 2018). М., 2018. 42 с.

Информация об авторах

Тукфеева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник, отдел мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7963-3684, e-mail: tukfeevayuv@mgppu.ru

Кнышева Татьяна Петровна, ведущий аналитик отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1518-3490, e-mail: knishevatp@mgppu.ru

Семенова Ксения Григорьевна, педагог-психолог отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3727-6014, e-mail: semenovakg@mgppu.ru

Курбанова Валентина Владимировна, специалист по учебно-методической работе отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» , Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-4024-563X, e-mail: ohitinavv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 21
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос