Традиции и инновации на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века»: отчет о мероприятии

15

Аннотация

Представлен обзор содержания международной научно-практической конференции «Психология XXI века: калейдоскоп открытий», которая состоялась в юбилейный для Санкт-Петербургского государственного университета год празднования 300-летия. Обращается внимание на то, что традиционно ежегодные студенческие и молодежные конференции в высших учебных заведениях включены в процесс подготовки обучающихся с целью формирования профессиональных компетенций, гибких навыков и карьерного ориентирования будущих специалистов. Авторы отмечают, что конференция стала событием для студентов, аспирантов и молодых ученых, так как благодаря организаторам было создано пространство для передачи знаний и опыта ведущих ученых будущим специалистам и обсуждения новых теорий, методов и практик психологического сопровождения. На площадке факультета психологии СПбГУ выступили с докладами около 400 обучающихся, включая студентов, аспирантов и молодых ученых, а суммарное число участников в разнообразных мероприятиях почти достигло рекордных 1000 человек. Это представители разных научных школ и направлений психологии из Санкт-Петербурга, Москвы, многих регионов России и других государств (Республика Беларусь, Казахстан, Индия, Китай, Нидерланды). Кроме классических форматов проведения (секции, круглые столы, мастер-классы) в конференции были использованы инновационные подходы: интерактивные сессии, микроформаты, темы и секции по интересам, геймификация и обратная связь в реальном времени. Особо отмечается, что работа конференции получила положительный отклик и стала стартом для многих новых проектов.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, образование и его задачи в XXI веке, молодые ученые

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300114

Благодарности. Выражаем благодарность студенческому организационному комитету, преподавателям, волонтёрам факультета психологии и сотрудникам Управления по организации мероприятий, а также Управления маркетинга и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета за помощь в подготовке и проведении конференции «Психология XXI века», приуроченной к празднованию 300-летия СПбГУ.

Получена: 14.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Медина Бракамонте Н.А., Гофман О.О., Недошивина М.А., Рыстакова П.А. Традиции и инновации на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века»: отчет о мероприятии // Психологическая наука и образование. 2025. Том 30. № 1. С. 187–199. DOI: 10.17759/pse.2025300114

Подкаст

Полный текст

Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века» проводится факультетом психологии Санкт-Петербургского государственно университета (СПбГУ) с 1997 года. Поскольку одной из важнейших задач подготовки психологов является включение их в профессиональное сообщество, развитие исследовательских навыков и умений, самостоятельного поиска путей решения актуальных психологических проблем как в науке, так и в практике, это направление работы для профильного факультета является одним из приоритетных. Актуальность включения значимых ежегодных конференций в процесс подготовки студентов и аспирантов связана с необходимостью развития у обучающихся, помимо профессиональных психологических компетенций, еще и гибких навыков, а также реализации возможности построения индивидуальной траектории развития [8]. Наиболее значимой компетенцией по мере повышения уровня образования является исследовательская. Современные исследования в области психологии и педагогики эмпирически подтверждают ее развитие средствами участия студентов в научных конференциях молодых ученых, студентов и аспирантов [3; 5; 6].

Конференция «Психология XXI века» ежегодно объединяет участников с целью обсуждения активно развивающихся направлений в мировой и отечественной психологии, а также вопросов об их соотношении с классическими традиционными подходами в представлении студентов, аспирантов и молодых специалистов, преподавателей; организации и поддержки единого информационного пространства в области психологии; обмена опытом для реализации и последующей организации совместных исследовательских проектов обучающихся и молодых ученых разных научных школ России и стран ближнего, дальнего зарубежья и ведущими представителями петербургской психологической школы; создания условий для самоидентификации студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей в рамках представленных на конференции научных взглядов и практик.

Конференция является традиционной формой обмена опытом между молодыми учеными со всей территории России, ближнего и дальнего зарубежья. В качестве основных форм ее работы представлены секционные доклады, круглые столы, лекции приглашенных специалистов, мастер-классы. Самым значимым событием конференции традиционно является пленарное заседание, которое задает тон всему научному мероприятию и знакомит с содержанием ключевых аспектов выбранной в данном году тематики. Приглашенные спикеры – это крупные ученые, широко известные на региональном, федеральном и международном уровнях, исследователи в самых актуальных направлениях психологии. Ответственным мероприятием конференции является и закрытие, на котором, помимо подведения итогов, участники делятся впечатлениями и предложениями по организации конференции на следующий год.

Кроме классических форматов проведения (секции, круглые столы, мастер-классы) в конференции «Психология XXI века» 2024 года были использованы инновационные подходы:

  • интерактивные сессии: были использованы технологии для создания интерактивных дискуссий, опросов в реальном времени и групповых мозговых штурмов (в мероприятиях «Молодые специалисты: науке нужны новые герои», «Инклюзивное общество: ключи к пониманию» и игре-квизе «Прокачай в себе психолога»);

  • микроформаты: применялись краткие и насыщенные форматы мероприятий, которые удерживают внимание и позволяют большему числу спикеров представить свои идеи (в мероприятии «Психологическая клиника глазами студента», а также на секциях с элементами дискуссии «Психология одиночества», «Психология миграции» и «Политическая психология»);

  • темы и секции по интересам: была осуществлена организация параллельных секций по узким темам, чтобы участники могли выбирать наиболее интересующие их сферы. Так, например, параллельно были представлены секции «Профессиональное здоровье и благополучие», «Спортивная психология», «Клиническая психодиагностика и психотерапия», «Педагогическая психология», «Общая и когнитивная психология»;

  • геймификация (игрофикация): было апробировано включение элементов игры в программу конференции, чтобы сделать обучение и взаимодействие более увлекательным. Данный формат использовался в игре-квизе «Прокачай в себе психолога» и публичной дискуссии «Групповая работа и психологическое консультирование: что это такое и как начинать?»;

  • обратная связь в реальном времени: были использованы мобильные приложения для сбора отзывов и предложений от участников во время мероприятия «Пространство между нами: специфика консультативного контакта в начале работы».

Традиционно для поддержания самостоятельности обучающихся студенческому совету и студенческому научному обществу факультета психологии под руководством молодых ученых и преподавателей факультета предоставляется возможность заниматься организацией конференции. Так, студенты создают группу, определяя обязанности по сбору заявок, приглашению участников, а также участвуют в выработке основной идеи конференции каждого года и составлении программы. Инициативность студенческого актива поощряется и поддерживается руководством факультета. Выбор такого подхода неслучаен. Как показывают результаты классических исследований, обращение к внутренней мотивации человека в целом и студента в частности является эффективным способом стимулирования его творческого и инновационного мышления [11]. Было также показано, что доверие может стать решающей движущей силой, которая позволяет талантливым инноваторам в сфере образования развиваться и созидать благодаря своей внутренней мотивации [13].

На этапе приема заявок на участие в конференции проводится работа по рецензированию поданных участниками тезисов. Отметим, что организаторы «Психологии XXI века» поддерживают культуру сотрудничества, предоставляя участникам содержательную обратную связь от рецензентов на поданные к рассмотрению тезисы и возможности для их доработки. Такая работа позволяет формировать навык научного изложения результатов исследования в виде описания его дизайна или представления основных результатов, учит правильному использованию источников информации и оформлению. Так, каждый подавший заявку на участие в конференции получает обратную связь от экспертов по следующим критериям:

  • наличие научной проблемы/гипотезы/исследовательского вопроса;

  • описание методологии исследования, которая соответствует поставленной гипотезе;

  • обзор существующих исследований и ссылки на релевантные источники;

  • описание выборки, процедуры исследования и используемых методов математической обработки;

  • наличие полученных или прогнозируемых результатов исследования, соответствующих гипотезе;

  • научный стиль и последовательность изложения;

  • оформление списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ.

Проведение секций с выступлениями тщательно планируется оргкомитетом, а волонтеры-студенты помогают в этом. Ведущими секций являются преподаватели-эксперты и молодые ученые факультета, которые проводят секцию совместно, дают развернутую обратную связь по докладу в соответствии с утвержденными критериями оценки работ, а также рекомендации по продолжению исследования. Так, критерии оценки уже самих докладов экспертами включают следующие пункты:

  • научная проблема/гипотеза/исследовательский вопрос характеризуются актуальностью и перспективностью;

  • описание методологии исследования и предложенный метод соответствуют поставленной гипотезе;

  • прослеживается опора на существующие исследования, теоретические отсылки подкреплены ссылками на источники;

  • детально представлено описание выборки, процедуры исследования и используемые методы математической обработки;

  • описаны полученные или прогнозируемые результаты исследования, соответствующие сформулированной гипотезе, а также их научная новизна;

  • обозначены направления для дальнейшего развития, проведена критическая оценка работы и полученных результатов;

  • доклад представлен на должном уровне (выдержаны научный стиль, четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода от концепции к выводам, демонстрируется оригинальность мышления);

  • работа оформлена на должном уровне (оценивается наличие и уровень оформления результатов, наличие и качество презентации).

Особенно ценным в рамках работы научных секций представляется тот факт, что нередко уже в процессе доклада и его обсуждения с коллегами выступающие студенты приходят к новым для себя выводам и подмечают тонкие моменты, которые нужно дополнительно изучить на следующих этапах работы, проинтерпретировать и осмыслить. Эти аспекты, как правило, не были до конца очевидны авторам исследований ранее, но после конструктивной обратной связи и плодотворной сессии ответов на вопросы их собственная работа может заиграть для них новыми яркими красками.

Начиная с 2022 года по каждой секции проходит конкурс «Лучшее выступление на секции», и участники получают не только ценный опыт первых шагов в науку, но и памятные подарки в виде грамоты и книги по тематике секции. Также у участников есть возможность принять участие в постерной секции и стать лучшими в номинации «Лучший постер». Организаторы ежегодно стараются создавать новые форматы проведения общих сквозных мероприятий конференции, что является не только интересным, но и почетным делом для обучающихся.

Основное событие. 10–12 апреля 2024 года состоялась Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века: калейдоскоп открытий». Она проведена в юбилейный для Санкт-Петербургского государственного университета год, ознаменованный празднованием 300-летия, что является уникальным и значимым событием для всего российского психологического сообщества в контексте развития и поддержки молодых ученых.

На пленарном заседании приветственное слово было сделано профессорами СПбГУ А.В. Шаболтас и С.Н. Костроминой, которые выразили надежду на поступательное движение в профессиональном развитии молодых ученых и скорые научные прорывы, которые не заставят себя ждать, если заручиться поддержкой действующих и активных представителей научных школ и направлений психологии. Они выступили с совместным докладом о взаимосвязи теории и практики как необходимых составляющих больших и малых открытий. Особенности психотерапии и психологического консультирования как клинико-психологическое вмешательство осветила Г.Л. Исурина, профессор СПбГУ. С докладом о современном состоянии психологии в медицине выступила С.Л. Соловьева, профессор ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Живой интерес со стороны молодых ученых и студенчества, а также насыщенную дискуссию вызвали доклады об искусственном интеллекте в современной школе (от сбора рефлексий до цифровых тьюторов) А.А. Комиссарова, руководителя центра цифровых компетенций «ГК «Самолет»», о связи регуляции эмоций с когнитивным контролем и эмоциональной дифференцированностью Д.В. Люсина, доцента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

О подходах к социально-психологической работе в Казахстане рассказала З.М. Садвакасова, исполняющая обязанности профессора Казахского национального университета (КазНУ) им. аль-Фараби в докладе о психологическом сопровождении семьи и детей с особыми образовательными потребностями. В рамках конференции обсуждался ряд вопросов в области научного и образовательного сотрудничества между СПбГУ и КазНУ, в том числе членство в диссертационных советах, совместные научно-исследовательские проекты, академическая мобильность, образовательные программы двойного диплома и другие темы. Было отмечено, что визит в рамках сотрудничества двух университетов состоялся не только в год празднования 300-летия СПбГУ, но и 90-летия КазНУ им. аль-Фараби. Важно отметить, что наличие устойчивых связей образовательного учреждения с внешними партнерами – это значимая составляющая его инновационного потенциала [1].

Научная программа включала работу по 19 секциям, и некоторые из них проходили несколько дней, в частности секции «Общая и когнитивная психология», «Психология личности», «Педагогическая психология: школа», «Клиническая психодиагностика и психотерапия», «Социальная психология», «Психология в digital-пространстве». Подобное решение было продиктовано большим числом участников и повышенным интересом аудитории к данным направлениям психологии.

Тематика секций в полном объеме представлена в опубликованном сборнике конференции [9]. Ведущие секций с интересом отметили основные обсуждаемые темы. Например, в секции «Психология личности» основной фокус исследований был направлен на экзистенциальную тревогу и смысл жизни, особенности самоидентификации личности, рефлексию и самопознание, мораль и этику, а также креативность и эстетическое восприятие.

В секции «Общая и когнитивная психология» обсуждались доклады о значении креативности и инсайтов при решении задач, а также вопросы самоотношения, преодоления кризисных состояний, инновационные подходы в психологии (арт-терапия, использование мобильных приложений, виртуальной реальности).

В секции «Клиническая психодиагностика и психотерапия» традиционно были представлены темы психических расстройств (шизофрения, пограничные расстройства личности, невротические состояния) и особенностей их проявления, различных эмоциональных состояний и их влияния на здоровье.

В секции «Психология болеющего человека» рассматривались вопросы психологических особенностей пациентов с соматическими заболеваниями (женщин с бесплодием неясной этиологии, пациентов с сахарным диабетом, воспалительными заболеваниями кишечника и т.д.), а также перспективы для перемен после выздоровления, активно обсуждались современные вызовы в области здоровья и роль психологов в их преодолении.

В секции «Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей» были рассмотрены разнообразные аспекты взаимодействия родителей и детей с особыми потребностями, а также проблемы и эмоциональные состояния, с которыми сталкиваются родители и специалисты в этой области. Обсуждались как внутренние (психологические характеристики, эмоциональное выгорание), так и внешние (программы сопровождения, организационные аспекты) факторы, влияющие на поддержку семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В секции «Психология развития и дифференциальная психология» были представлены исследования влияния различных факторов на развитие личности, в частности, особенности отношений в семье и родительство, психологическая сепарация и взаимодействие в семейных отношениях, эмоциональное развитие и психическое здоровье детей и подростков, а также рассмотрены аспекты старения. Тема одиночества была детально рассмотрена в формате круглого стола с элементами дискуссии, где обсуждались вопросы субъективного переживания одиночества, способы совладания, а также акцентуации характера одинокого человека. Материалы мероприятия «Психология одиночества» представляют возможность взглянуть под новыми углами на проблему, ее причины и последствия, а также механизмы совладания с одиночеством в различных контекстах.

В докладах секции «Психология спорта и физической культуры» подчеркивалась важность мотивации, психологического состояния и развития навыков спортсменов различных возрастных групп и дисциплин, таких как оздоровительное плавание, BMX-racing и бег. Особый интерес у участников вызвало обсуждение культуры спортивных болельщиков.

Секция «Психология в digital-пространстве» с каждым годом собирает все больше докладчиков, что неслучайно, учитывая постоянно растущую актуальность этого направления [10]. При этом основной фокус докладов направлен на три ключевых направления: влияние цифровых технологий на психическое здоровье и поведение, вопросы доверия в цифровом пространстве и возможности мобильных технологий для различных форм психологического сопровождения личности. Тематика исследований в секции «Психофизиология» была представлена широким спектром проблем в области нейропсихологии, включая эмоциональные реакции на утрату, нейропсихологические аспекты поведения и когнитивных процессов, влияние стресса на здоровье и восприятие окружающего мира.

Одним из самых популярных научных направлений выступила «Социальная психология». На конференции этого года в докладах участников были рассмотрены вопросы межличностного общения, привязанности, поведения в конфликтных ситуациях, влияния социально-демографических факторов на психическое здоровье и креативности. Кроме того, в рамках секции состоялись отдельные тематические дискуссии по темам семьи и брака и психологии миграции.

В секции «Юридическая психология и отклоняющееся поведение» был представлен спектр тем, начиная от аддиктивных состояний, акцентуаций характера и отклоняющегося поведения до психологического благополучия. Молодые исследователи подчеркивали важность понимания социальных и психологических факторов, влияющих на уязвимые группы населения, и предложили различные подходы к их поддержке и сопровождению.

В секции «Организационная психология и менеджмент» обсуждались темы мотивации субъектов труда, особенностей коммуникации и принятия решений, влияния организационной среды на личность. Внимание многих участников было направлено на изучение толерантности к неопределенности и имиджа психолога. В секции «Психология профессионального здоровья и благополучия» были представлены исследования, которые уточняют факторы, влияющие на здоровье работающего человека, а именно – на профилактику синдрома выгорания, взаимосвязи стресса на работе и физической активности, отношения к здоровью и барьеров здорового поведения, а также восстановления субъектов труда в нерабочее время. Эти исследования подчеркивают важность комплексного подхода к вопросам психического здоровья и благополучия работников, а также роль различных факторов в поддержании их профессиональной активности и жизненного баланса.

Направление «Психологии образования» было представлено сразу несколькими секциями: «Педагогическая психология: школа», «Педагогическая психология: среднее профессиональное и высшее образование». Объединение в тематические разделы позволило участникам лучше понять различные аспекты педагогической психологии и их влияние на образовательный процесс как в вузах, так и в школьном обучении. В качестве ключевых тематических направлений были выделены следующие: психологическое благополучие и эмоциональный интеллект студентов, академическая успеваемость и мотивация, социальная адаптация и психологическая безопасность студентов, психологические аспекты образования в школе, развитие навыков и готовность к обучению.

Помимо устных очных выступлений в рамках конференции проходила постерная секция, где лучшие постеры награждаются особым призом конкурсного жюри. В 2024 году было представлено 42 постера. По результатам голосования экспертов лучшими были выбраны следующие работы:

  • А.Е. Банникова, Т.В. Шумилов, научный руководитель А.В. Чистопольская с работой «Сравнение феноменологии процесса поиска идеи произведений концептуального искусства и решения инсайтных задач» (Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия) [2];

  • D. Fleming, научный руководитель A.L. Sburlea с работой “Vetoing mechanism: terminating a planned movement before execution” (Гронингенский университет, Гронинген, Нидерланды) [12];

  • А.В. Косолапова, научный руководитель Т.В. Шинина с работой «Мотивационные аспекты девиантного и делинквентного поведения на примере Арктики» (Московский психолого-педагогический университет, Москва, Россия) [7].

Помимо научной программы и работы секций состоялись и другие мероприятия. В частности, была проведена презентация книги «Азбука переговоров» С.Д. Гуриевой, профессора СПбГУ, привлекшая внимание широкого круга читателей [4]. Круглый стол «Молодые специалисты: науке нужны новые герои» прошел как теплое знакомство с молодыми учеными, ассистентами и аспирантами кафедр факультета психологии СПбГУ. Круглый стол «Инклюзивное общество: ключи к пониманию», на котором ведущие специалисты и ученые в области специальной психологии рассказали об особенностях работы, практическом опыте и новых подходах, связанных с темой инклюзивности в отношении детей с вариантами дизонтогенеза и их семей, отличился высокой популярностью у участников конференции. Наконец, мероприятия, ориентированные на знакомство и коммуникацию участников конференции – «Нетворкинг», квест «Психология XXI века» и игра-квиз «Прокачай в себе психолога» от Центра современной практической психологии «Форсайт», получили высокие оценки от аудитории.

Большой интерес вызвала работа круглого стола «Психологическая служба глазами студентов», собравшего как руководителей ведущих психологических служб, так и молодых ученых, студентов. На мероприятии обсуждались аспекты того, какой, по мнению студентов, которые уже имели опыт обращения за помощью или планируют это сделать, должна быть психологическая служба вуза, какие специалисты должны там работать, и какие возможности эти службы могли бы открыть для молодежи в будущем. Организатором мероприятия выступила Е.В. Зиновьева, руководитель Психологической клиники СПбГУ. Среди участников присутствовали Е.Ю. Брель, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования, г. Москва, И.В. Макарова, директор Центра психологического консультирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Е.В. Шарапановская, директор медико-психолого-социального центра Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Санкт-Петербургское психологическое общество под своей эгидой провело для участников и гостей конференции мастер-класс «Пространство между нами: специфика консультативного контакта в начале работы», направленный на выстраивание работы с клиентом в начале процесса консультирования, а также публичную дискуссию «Групповая работа и психологическое консультирование: что это такое, и как начинать?», направленную на исследование участниками практической стороны работы психолога. Участники этих мероприятий узнали об особенностях каждого вида работы психолога, разобрали случаи из практики, а также обсудили особенности профессиональной подготовки, возможности и «подводные камни», встречающиеся в начале практической деятельности специалиста.

В работе конференции на площадке факультета психологии СПбГУ зафиксировано рекордное количество участников: их число составило более тысячи человек. Это представители разных научных школ и направлений психологии из г. Санкт-Петербурга, г. Москвы, многих регионов России и других стран (Республика Беларусь, Казахстан, Индия, Китай, Нидерланды), которые выступили с докладами, посетили секции, приняли участие в мероприятиях.

На торжественном закрытии конференции выступила профессор СПбГУ А.В. Шаболтас и поблагодарила всех участников конференции за работу. Доцент СПбГУ Н.А. Медина Бракамонте, председатель учебно-методической комиссии по направлению «Психологические науки» СПбГУ сообщила об успешном окончании прохождения профессионально-общественной аккредитации основной базовой образовательной программы бакалавриата по направлению «Психология» и получении Санкт-Петербургским университетом Свидетельства сроком на пять лет, подчеркнув, что это первый подобный случай в России. Свидетельство выдано в соответствии с решением Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения и подтверждено Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России». Эксперты подтвердили, что уровень преподавания в СПбГУ на основной образовательной программе бакалавриата «Психология» соответствует Профессиональному стандарту «Психолог в социальной сфере», утвержденному Минтруда России. Согласно процедуре аккредитации предполагалась прямая оценка компетенций обучающихся, в которой принимали участие студенты бакалавриата выпускного курса. Были названы их фамилии и вручены Благодарности от имени факультета психологии.

Результаты и выводы

Впервые в конференции «Психология XXI века» приняли участие около тысячи участников, что указывает на интерес студентов, аспирантов и молодых ученых к данному мероприятию. Организаторы ежегодно ориентированы, с одной стороны, на сохранение традиций отечественной психологической школы, с другой стороны, на поиск и создание нового в условиях изменяющегося мира. Участники продемонстрировали хороший уровень подготовки, смелость и активность как в выборе научных тем исследований, так и в коммуникации в культурно-массовых мероприятиях конференции. Кроме классических форматов проведения (секции, круглые столы, мастер-классы) в конференции «Психология XXI века» были использованы инновационные подходы: интерактивные сессии, микроформаты, темы и секции по интересам, геймификация и обратная связь в реальном времени. Атмосфера свободного научного поиска и сотрудничества представителей разных поколений позволила студентам получить не только актуальные знания и умения в выбранной профессии, но и содействовать формированию высоких этических и гуманистических принципов, профессиональной сплоченности, личностной ответственности и уверенности в себе.

Необходимо отметить, что конференция «Психология XXI века» является не только способом подготовки студентов, аспирантов и молодых ученых, заинтересованных в освоении базовых знаний, но и готовых к самостоятельному развитию в профессиональном сообществе, поиску новых решений в проблемных ситуациях. Таким образом, развитие профессиональных компетенций дополняется и развитием гибких навыков, связанных с организацией, коммуникацией, работой в команде, создавая продуктивную научно-образовательно среду, открывая новые инновационные подходы к проведению мероприятий и сотрудничеству в профессиональном сообществе.

Литература

  1. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании [Электронный ресурс] // Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. С. 1–10. URL: https://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/8834.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  2. Банникова А.Е., Шумилов Т.В. Сравнение феноменологии процесса поиска идеи произведений концептуального искусства и решения инсайтных задач [Электронный ресурс] // Психология XXI века – 2024: калейдоскоп открытий. Сборник тезисов участников XXVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 10–12 апреля 2024 г. СПб.: Издательство Скифия-принт, 2024. С. 98–100. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_71313181_75092294.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  3. Бекиров С.Н. Студенческие конференции как средство формирования исследовательских компетенций бакалавров социальных наук [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Том 79. № 2. С. 11–14. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5940/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2079%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202,%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 29.08.2024).
  4. Гуриева С.Д. Азбука переговоров. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2023. 183 с.
  5. Дубских А.И. Научно-практическая конференция как средство развития иноязычной и профессиональной компетенции студентов технических вузов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. Том 4. № 67. С. 73–81. DOI:10.26105/SSPU.2020.82.49.007
  6. Илюшина Н.Н. Подготовка студентов к научной конференции как первый опыт исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2022. С. 281–286. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48565011_38034036.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  7. Косолапова А.В. Мотивационные аспекты девиантного и делинквентного поведения на примере Арктики [Электронный ресурс] // Психология XXI века – 2024: калейдоскоп открытий. Сборник тезисов участников XXVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 10–12 апреля 2024 г. СПб.: Издательство Скифия-принт, 2024. С. 267–269. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_71313181_75092294.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  8. Морозова И.С., Бугрова Н.А., Крецан З.В., Евсеенкова Е.В. Выбор студентом индивидуальной образовательной траектории: субъектная позиция и стратегии выбора // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 2. С. 30–45. DOI:10.17759/pse.2023280203
  9. Психология XXI века – 2024: калейдоскоп открытий. Сборник тезисов участников XXVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 10–12 апреля 2024 г. [Электронный ресурс]. СПб.: Издательство Скифия-принт, 2024. 642 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_71313181_75092294.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 87–97. DOI:10.17759/chp.2020160409
  11. Deci E.L., Ryan R.M., Koestner R. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 6. P. 627–668. DOI:10.1037/0033-2909.125.6.627
  12. Fleming D., Sburlea A.L. Vetoing mechanism: terminating a planned movement before execution [Электронный ресурс] // Психология XXI века – 2024: калейдоскоп открытий. Сборник тезисов участников XXVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 10–12 апреля 2024 г. СПб.: Издательство Скифия-принт, 2024. С. 483–484. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_71313181_75092294.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
  13. Tierney W.G., Lanford M. Conceptualizing Innovation in Higher Education / Higher Education: Handbook of Theory and Research // Ed. by M. Paulsen. Springer, Cham. 2016. Vol. 31. P. 1–40. DOI:10.1007/978-3-319-26829-3_1

Информация об авторах

Медина Бракамонте Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0563-4542, e-mail: mbna@yandex.ru

Гофман Ольга Олеговна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Associate Professor of the Department of Labor Psychology and Organizational Psychology, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4750-5415, e-mail: ms.gofman@mail.ru

Недошивина Мария Александровна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7422-0055, e-mail: nedoshivinama@gmail.com

Рыстакова Полина Алексеевна, студентка 4 курса по направлению «Клиническая психология», Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-3674-492X, e-mail: polinryst@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 59
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 51

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 13