Психология образования в XXI веке: теория и практика. Отчет о конференции

585

Аннотация

Представлен обзор основного содержания и результатов работы конференции «Психология образования в XXI веке: теория и практика», прошедшей 14–16 сентября на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Отражена не только хроника событий этого профессионального форума, но и его основные содержательные итоги. Особое внимание уделено актуальным проблемам, которые уже разрабатываются или требуют своего решения.

Общая информация

Ключевые слова: психология образования, развивающее образование, антропологический подход, возрастно-деятельностный подход, психологическое образование, психологическое сопровождение, образовательная среда, качество образования, компетентностный подход, социализация личности

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Меркулова О.П. Психология образования в XXI веке: теория и практика. Отчет о конференции // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 92–99.

Полный текст

 

Международная научно-практическая конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика» прошла 14-16 сентября на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Очное участие в ней приняли более 120 человек, сборник материалов конференции насчитывает 160 статей, подготовленных 189 авторами 2. Помимо российских исследователей, преподавателей вузов и практических психологов системы образования, в конференции участвовали представители Белоруссии, Казахстана, Украины, Болгарии, Дании, Израиля, Китая, США.

Целями конференции стали:

-    обсуждение актуальных проблем психологии образования, связанных с социокультурными изменениями современного общества, задачами модернизации отечественной системы образования в соответствии с перспективами инновационного развития общества в условиях постиндустриального мира (переход к новым образовательным стандартам, развитие вариативного образования, глобализация образования, информатизация образования и общества и др.);

-    представление профессиональному сообществу результатов теоретических исследований и практико-ориентированных разработок в области психологии образования;

-    определение новых направлений исследовательской деятельности в психологии образования, позволяющих обеспечить продуктивное включение психологов в решение актуальных задач образовательной практики.

Актуальность тематики и целей конференции была подтверждена большим числом поступивших заявок. Оргкомитетом были рассмотрены все поступившие материалы, порядка 50 заявок были отклонены на основании несоответствия тематике конференции, требованиям к стилистике и содержанию научных публикаций. Особую тревогу у членов оргкомитета вызвали факты плагиата, которые были установлены в отношении текстов не только специалистов-практиков и начинающих исследователей, но и авторов, имеющих ученые степени кандидата наук.

Хроника событий

Ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета член-корр. РАО, профессор Н.К. Сергеев подчеркнул в своем приветственном слове к участникам конференции значимость и востребованность психологических исследований для инновационного развития образовательной практики.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета, академик, действительный член Российской академии образования, профессор В.В. Рубцов в приветственном адресе выразил уверенность, что дискуссионная площадка конференции предоставит ее участникам возможность актуализировать научные основы российской системы образования и в значительной степени поможет конкретизировать принципы решения стратегических задач ее развития.

Научную программу конференции открыли семь дискуссионных площадок на базе образовательных учреждений г. Волгограда. Такая логика организации работы была определена исходя из традиций, согласно которым истинное познание возможно только на основе практического отношения человека к миру. Как отмечали участники, выступавшие на закрытии конференции, проведение дискуссионных площадок в начале работы позволило задать «высокий градус» последующих обсуждений, их обращенность к актуальным психологическим проблемам образовательной практики.

Работа конференции была продолжена в формате пленарного заседания. К ряду проблем, обозначенных в пленарных докладах, участники конференции неоднократно обращались в дальнейшей работе. В частности, дискуссионный резонанс вызвали вопросы о психологических условиях развивающего характера обучения, соотношении личностного и профессионального в имидже (а вместе с тем и в деятельности в целом) учителя.

Вечерний блок работы в первый день был представлен вебинарами, где участники конференции заслушали и обсудили on-line доклады исследователей из США, Украины и Израиля, а также мастер-классами.

Во второй день работа конференции была организована на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГСПУ «Марафон». Хроно­топ выездных мероприятий позволил их участникам более интенсивно включаться в групповое взаимодействие, что хорошо известно из теории и практики оргдеятельностных игр и социально-психологических тренингов и еще раз подтвердилось активностью развернувшихся обсуждений. В научную программу второго дня были включены шесть секционных заседаний и три мастер-класса, которые прошли в атмосфере заинтересованных дискуссий.

В программу третьего, завершающего дня работы конференции были включены четыре секционных и пленарное заседания, завершившиеся процедурой закрытия конференции. В обобщающих выступлениях участники отмечали плодотворность работы, подчеркивали важность расширения взаимодействия ученых, преподавателей и практиков, работающих в сфере психологии образования, как на региональном уровне (Юг России и Поволжье), так и в рамках УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование», созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, представители которого приняли активное участие в работе конференции.

Содержательные итоги

В исходном замысле организаторов конференции были обозначены 16 тематических направлений проблемного поля, которые задали и соответствующую рубрикацию изданного сборника ее материалов и основу для планирования ее научной программы. Рассмотрим основные содержательные итоги конференции в соответствии с заявленными тематическими направлениями. Основное внимание уделим очной работе на конференции, а с опубликованными материалами заинтересованные читатели могут познакомиться самостоятельно.

В рамках направления «Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI века» исследователи представили активно развивающиеся области психологической теории:

-   антропологизация образования (проф. Е.И. Исаев);

-   междисциплинарный подход к обеспечению безопасности образовательной среды (проф. И.А. Баева, Л.А. Гаязова);

- компетентностный подход в современном высшем образовании (проф. В.А. Мази­лов) и др.

Академик РАО, профессор В.В. Рубцов рассмотрел проблемы подготовки учителя новой школы на основе опыта передачи деятельностного содержания и технологии.

В пленарном докладе член-корреспондент РАО, профессор В.В. Сериков (Волгоград) проанализировал значимость психологических идей для образовательной теории и практики. Востребованность исследований в области психологии личности, обучения и воспитания в педагогической теории и практике свидетельствует о необходимости интеграции различных отраслей психологической науки в разработках, ориентированных на проблемы образования.

Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика. Во время конференции работа по данному направлению была представлена секционным заседанием под руководством д-ра психологических наук, профессора В.А. Гуружапова (Москва) и канд. психол. наук, доцента Г.М. Шаш- ловой (Волгоград). В докладах участников подчеркивалась необходимость обращения к потенциалу ФГОС ВПО по психолого­педагогическому направлению с целью формирования адекватного теоретическим идеям понимания будущими учителями и психологами развивающих образовательных технологий, в частности, теории и практики развивающего образования (система Д.Б. Эль- конина - В.В. Давыдова). В числе серьезных проблем были также отмечены вопросы мотивации студентов к изучению различных психолого-педагогических дисциплин, организации самостоятельной работы студентов и школьников, работы учащихся с различными интерпретациями текста.

На секционном заседании по направлению «Возрастно-ориентированный подход в образовании», прошедшем под руководством кандидата психологических наук, профессора Т.Ю. Андрущенко (Волгоград) и доктора психологических наук, профессора А.В. Черной (Ростов-на-Дону), наряду с запланированными докладами проходили заинтересованные обсуждения с активным участием практических психологов. В докладах и обсуждениях рассматривались проблемы психологического развития детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах. Активно обсуждались вопросы возрастно-ориентированного подхода в деятельности педагогов-психологов по поддержке образовательных технологий. Как секционные дискуссии, так и пленарный доклад профессора Т.Ю. Андрущенко показали высокую значимость специальной, в том числе консультативной, поддержки решения учащимися задач возрастного развития. По результатам работы секции профессором А.В. Черной было высказано предложение об организации межвузовской научно-практической конференции по данной проблематике в режиме он-лайн.

Одним из наиболее представленных на конференции по числу опубликованных материалов являлось направление «Становление субъектности в профессиональном образовании». При этом следует отметить разнородность тематики как публикаций, так и докладов, сделанных на секционном заседании под руководством кандидата психологических наук, доцента И.В. Жулановой и кандидата психологических наук, доцента А.М. Медве­дева (Волгоград). Это свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа и обсуждения теоретических критериев и эмпирических показателей, позволяющих выделить субъектность среди других проявлений человеческой активности, в том числе профессиональной.

Работа по направлению «Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса» проходила в формате дискуссионной площадки «Социально-психологическая служба гимназии: ресурсы и перспективы развития» на базе МОУ гимназия № 3 г. Волгограда и секционного заседания под руководством доктора психологических наук, профессора Т.В. Черниковой и кандидата психологических наук, доцента С.Б. Спиридоновой (Волгоград). Разнообразие тематики, представленной как в данном разделе сборника, так и в ходе указанных мероприятий, свидетельствует о поиске новых форм работы психолога, ориентированных на активное вовлечение всех субъектов образовательного процесса. Причем более важным в современных условиях является не создание универсальной модели психологического сопровождения, а выстраивание на основе общих теоретических подходов уникальных моделей, отвечающих специфике конкретного образовательного учреждения (пример такой модели был представлен в рамках дискуссионной площадки). Важнейшим ресурсом подобной работы должна являться исследовательская компетентность специалиста-практика, повышению которой способствует участие в научных мероприятиях. Также была подчеркнута крайняя актуальность решения задач, связанных с развитием образования, ориентированного на компетентностный подход.

Социализация личности в образовании. Работа в рамках данного направления была представлена:

пленарными докладами доктора психологических наук, профессора Р.М. Шамионова и доктора психологических наук, профессора М.В. Григорьевой (Саратов);

дискуссионной площадкой «Ресоциали­зация детей и подростков в образовательной среде» на базе Государственного специализированного учреждения социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ''Исток''»; и секционным заседанием.

Работа секции, руководство которой осуществляли доктор психологических наук, профессор Б.В. Кайгородов (Астрахань) и доктор психологических наук, профессор Р.М. Ша- мионов (Саратов), позволила еще раз обратить внимание на соотношение понятий «социализация» и «воспитание». Дифференциация этих понятий необходима, в частности, для уточнения сферы компетенций наук, исследующих эти социально-личностные образования (психологии, педагогики, философии, культурологии и др.). В обсуждениях было подчеркнуто, что, рассматривая проблему развития личности в процессе социализации, необходимо культивировать исследования, направленные на изучение особенностей личностного и индивидуального развития современного человека в сравнении с его сверстниками в прошлом. Это позволит определить параметры, позволяющие делать прогноз о развитии человека «завтрашнего дня».

Направление «Современное образование и проблемы когнитивного развития» было представлено пленарным докладом доктора психологических наук, профессора А.К. Бело­усовой (Ростов-на-Дону), в котором совместная мыслительная деятельность была рассмотрена как основа инновационных образовательных технологий. Авторы работ по проблематике когнитивного развития принимали в конференции преимущественно заочное участие, что не позволило организовать их обсуждение в формате секционного заседания.

Работа по направлению «Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества» осуществлялась в рамках дискуссионной площадки «Образование и интернет: новые возможности и риски» на базе ВГСПУ, вебинара «Возможности, вызовы и риски интеграции интернет-технологий в образование» с участием представителей США, Украины, Израиля и секционного заседания под руководством кандидата психологических наук, доцента А.Г. Крицкого (Волгоград) и доктора педагогических наук А.Н. Сергеева. Были отмечены риски интернет-зависимости, негативного изменения в структурах коммуникативных и аналитических компетенций обучающихся; сложности в развитии учебной мотивации в условиях дистанционного обучения. В качестве новых возможностей выделено расширение образовательной среды за счет интернет-ресурсов, повышение оперативности взаимодействия участников образовательного процесса и исследовательской деятельности, развитие информационных и коммуникативных компетенций. Интернет- среда в образовании сама по себе может быть рассмотрена как богатый источник эмпирического материала для исследований в области психологии образования. Участники были единодушны во мнении, что новые информационные вызовы требуют расширения профессиональных контактов практиков и исследователей в области образования (философия, образовательная информатика, педагогика, психология развития и психология образования). Отмечена необходимость создания общего интернет-пространства и реализации комплексных исследовательских сетевых проектов.

Направление «Психология педагогического общения» было представлено пленарным докладом доктора психологических наук, профессора А.А. Калюжного, секционным заседанием (руководители - кандидат педагогических наук, доцент В.М. Целуйко и кандидат психологических наук, доцент В.В. Смоляр - оба Волгоград) и мастер-классом «Сократи­ческий диалог - интерактивный метод современного гуманитарного образования» доктора философских наук, доцента А.И. Мака­рова и кандидата юридических наук Ю.Ю. Ве- тютнева (Волгоград). В докладах были представлены как результаты исследований, раскрывающих особенности и сложности педагогического общения педагогов, так и возможные пути развития коммуникативной компетентности специалистов сферы образования (учителей, воспитателей, педагогов- психологов) в период профессионального обучения и на начальных этапах педагогической деятельности. К наиболее актуальным проблемам, которые поднимались в дискуссиях, можно отнести развитие коммуникативной компетентности педагога с ориентацией на диалогические формы взаимодействия.

Проблемы экологической психологии образования. Данное направление было представлено пленарным докладом члена- корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора В.И. Панова (Москва), дискуссионной площадкой «Экологическая среда города и школьников» на базе МОУ СОШ № 19 г. Волгограда и вебинаром «Психологические перспективы: образование для экологически устойчивого будущего» с участием профессора M. Edelstein (США). На научных мероприятиях этого направления развернулась междисциплинарная дискуссия педагогов, психологов, экологов; преподавателей вузов, учителей и учащихся общеобразовательной школы, представителей экологических общественных организаций. Участники конференции отмечали значимость проблем экологической психологии детства и взрослости. В ходе дискуссии рассматривались психологические закономерности, механизмы и методы диагностики и формирования личностного отношения к «миру природы» (экологического сознания); проблема соотношения экологического сознания и экологически ориентированного поведения человека.

Как отмечали участники научных мероприятий этого направления, актуальной остается проблема последствий экологичности (неэко- логичности) деятельности профессионалов в сфере образования, а также проблема подготовки экологически образованных психологических и педагогических кадров.

Работа по направлению «Психологическое образование» осуществлялась в рамках круглого стола «Психологическое образование в Волгограде: региональный опыт» и секционного заседания под руководством кандидата психологических наук, доцента Л.В. Бон­даревой (Волгоград) и кандидата педагогических наук, доцента М.А. Егоровой (Москва). Были подняты проблемы подготовки психолога образования к работе во взаимодействии с другими специалистами, переориентации высшего образования от освоения психологического знания к профессиональному владению им, тесно связанные с процессами модернизации отечественной высшей школы. Перспективным, по мнению участников обсуждений, является понимание профессиональной компетентности как системы внутренних ресурсов, психологических новообразований, отражающих, в частности, личностное и ценностно-смысловое развитие будущего психолога. Как особо актуальная также была отмечена проблема современного психологического образования, связанная с поиском средств измерения формируемых профессиональных компетенций, адекватных требованиям, заявленным в федеральных образовательных стандартах.

Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред. Психологические проблемы обеспечения качества образования. Данные направления, представленные в сборнике материалов конференции двумя тематическими разделами, в научной программе были объединены в рамках одного секционного заседания, которое прошло под руководством доктора психологических наук, профессора В.А. Ясвина (Москва) и кандидата педагогических наук, доцента О.П. Меркуловой (Волгоград). Также данная проблематика рассматривалась в формате дискуссионной площадки «Проблемы и возможности психологического сопровождения мониторинга качества образования», прошедшей на базе Центра мониторинга качества подготовки специалистов ВГСПУ, и мастер-класса «Системный мониторинг развития школы», который провел профессор В.А. Ясвин. Как особо значимые в ходе обсуждений были отмечены вопросы об «удельном весе» оценки качества образования учащимися, родителями, педагогами, рассматриваемой как основа принятия управленческих решений, и о соотношении социального заказа, ожиданий участников образовательного процесса и его миссии при определении содержания, форм и методов обучения. Также была поднята и оценена как крайне актуальная проблема содержания, структуры и возможного инструментария для диагностики психологической готовности к обучению в вузе. Дискуссия по данной проблеме привела к постановке вопроса о значимости вклада психологической диагностики и экспертизы в решения, принимаемые в рамках профессионального отбора соискателей для обучения и трудовой деятельности в сфере «человек - человек» в целом. В рамках различных дискуссий поднимался вопрос о роли психологической службы в образовательном учреждении, взаимодействии психологов с другими специалистами системы образования. По мнению, поддержанному многими участниками конференции, важным направлением, обеспечивающим востребованность психологической службы в образовательном учреждении, является работа с организационной системой в целом - организационное консультирование, проведение экспертизы образовательной среды, участие в работе по обеспечению качества образования.

Направление «Психологическая служба в вузе» было представлено пленарным докладом доктора психологических наук, профессора Б. В. Кайгородова (Астрахань). Из числа первоначально поступивших заявок только два автора соотнесли свои работы с данной проблематикой - это является косвенным свидетельством того, что в вузах психологическая служба представлена не столь широко, как в других образовательных учреждениях. В то же время именно психологическая служба вуза может «замыкать» на себя решение значительного числа проблем и психологического образования, и практической психологии образования, и развития психологической практики в целом. Это связано с тем, что наряду с решением задач психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в вузе такая служба может выступать базой научно-методических разработок и практической подготовки студентов, обучающихся по психологическим специальностям. В дискуссиях на различных мероприятиях конференции отмечалась необходимость развития вузовской психологической службы как важной составляющей практической психологии образования.

Психологическая культура современного учителя. Работа по направлению включала в себя пленарный доклад доктора психологических наук, профессора Н.И. Леонова (Ижевск), дискуссионную площадку «Многонациональная школа: бесконфликтное взаимодействие...?» на базе МОУ СОШ № 29 г. Волгограда, два мастер-класса и секционное заседание под руководством доктора психологических наук, профессора Н.И. Леонова (Ижевск) и кандидата педагогических наук, доцента Н.Г. Зотовой (Волгоград). Мастер- класс «Психологическая аксиометрия личности и группы и возможности ее практического применения» провел кандидат технических наук, доцент А.В. Капцов (Самара), «Тренинг профессионально значимых качеств учителя» - доктор психологических наук, профессор А.А. Криулина (Курск). Ключевыми темами в обсуждениях проблем данного направления стали ценностно-смысловая сфера личности педагога и его конфликто­логическая компетентность. Особый интерес участников вызвали презентации психодиагностических методик, что демонстрирует актуальность для психологов системы образования разработок современного методического и диагностического инструментария, с помощью которого можно исследовать процесс развития личности педагога и его психологической культуры, востребованность практико-ориентированных научных изысканий в этой области. В обсуждениях велась полемика о необходимости введения в современный научный словарь таких понятий, как «аксиосфера», «психологическая аксио- метрия», показывающих разнообразие ценностных структур и представляющих ценностные противоречия как источник развития личности. Обобщая обсуждаемое содержание данного направления, можно отметить, что умение осознавать противоречия (в собственных ценностях, в структуре конфликтной ситуации и др.) и работать с ними как с источником развития может рассматриваться в современных условиях как важнейшая составляющая психологической культуры учителя.

В дополнение к запланированным в содержание работы конференции было включено тематическое направление «Проблемы профессиональной подготовки психолога к работе в сфере права», представленное дискуссионной площадкой «На пути к комплексному научно-практическому обучению студентов-психологов», секционным заседанием и мастер-классом «Новый взгляд психолога на правосознание: исследование и образовательная практика», ведущими в которых выступили доктор психологических наук, профессор Л.В. Алексеева (Тюмень) и директор НП «Южный экспертный центр» В.П. Кисля­ков (Волгоград). Направление было отмечено как актуальное и перспективное для дальнейшей междисциплинарной разработки с участием психологов образования.

К ряду проблем участники неоднократно возвращались в рамках различных направлений и форм работы конференции, что свидетельствует об их особой актуальности. К ним, в первую очередь, относится весь спектр проблем, связанных с переходом на новые образовательные стандарты: это и диагностика сформированности компетенций обучающихся, и сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях происходящих изменений, и повышение психологической компетентности учителей, и поиск новых форм и методов психологического образования. В разных контекстах поднималась также проблема роли психологии и психологов в образовании - в отношении как распределения ответственности между психологами и другими специалистами, так и организации их взаимодействия в комплексном решении актуальных задач образовательной практики.

Информация об авторах

Андрущенко Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: tandr@vspu.ru

Меркулова Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития факультета психологии и социальной работы, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7377-8612

Метрики

Просмотров

Всего: 2188
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 585
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0