Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования

22

Аннотация

В данной работе представлено понятие «мягкие навыки». В статье рассматриваются материалы изучения концепций, проблем, исследований мягких навыков в профессиональной среде. Тема мягких навыков крайне актуальна, и российские, и зарубежные студенты неточно представляют, что такое мягкие навыки, что может объясняться тем, что в настоящее время нет единого подхода к их пониманию. Целью изучения данной проблемы является обзор концепций, проблем и исследований на тему мягких навыков в зарубежной и отечественной научной литературе. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что мягкие навыки — широкое понятие и не включает в себя строго определенный перечень качеств или способностей. Приводятся свидетельства того, что к мягким навыкам исследователи относят разный набор способностей, при этом для разных профессиональных сфер разные способности будут наиболее значимыми. Отдельно можно выделить такие способности, как: коммуникативные навыки, лидерская позиция, навыки принятия решений, ответственность, эмпатия, самооценка, критическое мышление, аналитическое мышление, эмоциональный интеллект (часто оценивается как часть мягких навыков в зарубежных исследованиях). Рассматриваются наиболее эффективные методы развития мягких навыков: методики раннего развития; учебные задания, связанные с поиском и анализом информации, развитием критического мышления, управления собой (задания, связанные с формулированием последовательности действий), навыков командной работы (задания для выполнения в группе); наличие социально-гуманитарных («Философия», «Социология») и специальных дисциплин («Командообразование», «Управление временем») дисциплин; моделирование мягких навыков у обучающихся в процессе групповой работы. Подчеркивается, что для развития мягких навыков у обучающихся важен также и уровень развития мягких навыков у педагога.

Общая информация

Ключевые слова: мягкие навыки, гибкие навыки, коммуникативные навыки, профессиональная деятельность

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140106

Получена: 25.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2025. Том 14. № 1. С. 57–68. DOI: 10.17759/jmfp.2025140106

Полный текст

Введение

Считается, что впервые термин «мягкие навыки» был введен в американских войсках в конце 1960-х гг. в связи с выявлением умений, которые не связаны с технической составляющей военной службы. В эту категорию включили социальные навыки, необходимые для руководства оперативными группами, мотивирования солдат на участие и победу в войнах. В это же время началась разработка процедур и образовательной технологии, под названием «Системная инженерия обучения». С 1972 г. американские войска официально используют термин «мягкие навыки». На основе обобщения экспертных оценок было сформулировано их определение как важных навыков, связанных с производительной деятельностью, но при этом практически не связанных с техникой, применение которых носит довольно обобщенный характер [28]. Такое расплывчатое определение вызвало критику. По существу, речь идет о том, что хорошо известные должностные функции являются сложными профессиональными навыками, а те, о которых известно очень мало, — мягкими навыками [15].

Концепции и проблемы

Английский термин «soft skills» в отечественных источниках переводят как «гибкие» или «мягкие» навыки. В русском языке, с точки зрения лексического значения слова, согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, мягкий понимается как «легко поддающийся давлению, сжатию, малоупругий, эластичный». Иначе говоря, способный легко меняться под воздействием условий среды.
Мягкие навыки в общем виде определяют, как личностные качества, обеспечивающие эффективное взаимодействие с другими людьми [21].
Жесткие навыки связаны с профессиональной технической или административной компетентностью. Мягкие навыки акцентируют «эмоциональную сторону» человека в противопоставление уровню развития интеллекта, связанному с жесткими навыками. Жесткие и мягкие навыки взаимосвязаны и дополняют друг друга [18].
Ф. Альмейда (F. Almeida) и Х. Морайс (J. Morais) к мягким навыкам относят ассертивность, кооперацию, эмпатию, навыки решения проблем, критическое мышление, принятие решений, самооценку и управление эмоциями [10] и подчеркивают, что понятие «мягкие навыки» пересекается с понятием «эмоциональный интеллект», а Д.Б. де Кампос (D.B. DeCampos) и др. к мягким навыкам относят навыки решения проблем, критическое мышление, коммуникацию, командную работу, эмоциональный интеллект и креативность [13].
По мнению У. Кентона (2019 г.), мягкие навыки включают в себя атрибуты и личностные черты, которые помогают сотрудникам взаимодействовать с другими людьми и добиваться успеха на рабочем месте.
Интерес к soft skills постоянно растет. В настоящее время владение мягкими навыками выступает важным условием трудоустройства, при приеме на работу учитывают не только уровень развития профессиональных навыков, но и владение мягкими навыками. В разных странах нарастает поток инвестиций в сферу исследования мягких навыков и обучения им. В Европе в 2012 г. была запущена программа с целью обучения и популяризации этого нового набора навыков. Необходимость обучения soft skills обернулась трудной задачей для мирового сообщества преподавателей [12]. Из-за того, что мягкие навыки плохо определены, измерять и формировать их сложнее, чем классические навыки.
Исследования, проведенные в 2015 г., показали, что можно найти эквивалентные измерения мягких навыков в различных культурах и разных языках. Подобные измерения включают самооценку личности, опросы, касающиеся поведения и объективные психологические оценки [22].
Проблемой для преподавателей, занимающихся формированием мягких навыков, является отслеживание процесса продвижения обучающихся, поскольку оценивать мягкие навыки гораздо труднее, чем специальные, например, технические. Так, для измерения навыков межличностного общения и лидерства предлагаются викторины, групповые проекты, шкалы оценки со стороны коллег. Для решения проблемы обучения мягким навыкам у взрослых было предложено передавать мягкие навыки с помощью игры [14].
Подчеркивается, что развитие мягких навыков требует активного постоянного взаимодействия с другими людьми и получение обратной связи [19].
Еще одной проблемой является эффективность обучения мягким навыкам. Предполагается, что навыки, которым обучали на тренингах, будут затем использоваться в работе, повышая производительность труда. Однако в ряде исследований показано, что обучение мягким навыкам реже приводит к их последующему использованию в профессиональной деятельности по сравнению с жесткими навыками [17].
 Изучение формирования мягких навыков у взрослых привело к выводу о том, что в перспективе наиболее эффективным является создание условий для развития мягких навыков у детей от 1 года до завершения младшего школьного возраста [15].

Исследования в зарубежной психологии

Актуальными являются вопросы развития мягких навыков у обучающихся и определение компетенций педагогов, которые должны развивать такие навыки у обучающихся.
Так, американские специалисты С. Виссхак и С. Хоххолдинегр (S. Wisshak, S. Hochholdinger) отмечают, что на качество обучения влияют люди, проводящие это обучение. Авторы опираются на исследования, согласно которым при обучении мягким навыкам слушатели часто проявляют большее сопротивление обучению, поскольку они меньше осознают свои потребности в обучении или считают свой текущий уровень навыков достаточным. Авторы предполагают, что для обучения мягким навыкам необходимы специальные технологии, педагогам необходимо обладать определенными знаниями для построения отношений с обучающимися, их мотивации, они должны уделять больше внимания межличностному взаимодействию и отношениям, управлению группой и коммуникации, чем те, кто обучает жестким навыкам. С целью проверки данной гипотезы в 2020 г. было проведено исследование среди педагогов, обучающих мягким и жестким навыкам. Онлайн-анкету заполнили 129 инструкторов социальных навыков и 61 инструктор профессиональных навыков. Проанализировав литературу, исследователи выделили 14 навыков, которые могут быть нужны педагогам для выполнения их работы:
  • владения методами коммуникации;
  • выстраивания позитивных отношений с обучаемыми;
  • создания благоприятной среды для обучения;
  • предоставления обратной связи;
  • мотивации стажеров;
  • управления конфликтами;
  • проявления гибкости в неожиданных ситуациях;
  • управления групповыми процессами;
  • когнитивной активизации обучаемых;
  • использования принципов обучения;
  • обеспечения прозрачности целей обучения;
  • содействия передаче навыков;
  • использования методов обучения и их вариаций;
  • определения целей обучения.
Каждый пункт предполагалось оценить по 6-балльной шкале. С помощью факторного анализа шкалы были разделены на 2 фактора — управление взаимодействием и учебная деятельность. В результате исследования педагоги по-разному оценили обучающихся, следовательно, преподавателям, обучающим мягким и жестким навыкам, необходимы различные компетенции [29].
С целью изучения развития мягких навыков преподавателей, К.Н. Тангом (K.N.Tang) в 2018 г. было проведено исследование среди студентов и преподавателей в одном из колледжей Таиланда. Выборку составили 163 студента и преподавателя. Преподавателям бакалавриата различных программ (глобальный бизнес, международный маркетинг, международные отношения и управление туризмом) было предложено оценить важность в своей работе таких мягких навыков, как коммуникация, критическое мышление, решение проблем, командная работа, постоянное обучение и лидерство.
Преподаватели всех образовательных программ отметили, что коммуникативные навыки — самые важные мягкие навыки для их профессии. Преподаватели программ «Глобальный бизнес», «Международный маркетинг, «Международные отношения» оценили командную работу как наиболее важный мягкий навык, поскольку они используют его на своих занятиях. Навыки критического мышления и навыки решения проблем оказались наиболее значимыми для преподавателей по управлению туризмом [26].
 
Д. Филпот (D. Philpot) изучал проблему мягких навыков в контексте преподавания студентам вузов. По его мнению, преподаватели могут развивать soft skills у студентов, моделируя соответствующие навыки межличностного общения с ними, разрабатывая уроки, включающие командную работу и деятельность по решению проблем. Также он отмечал важность наглядной демонстрации педагогами эффективных навыков лидерства на занятии, собственного профессионального общения с обучающимися, обеспечения своевременной обратной связи. Именно от педагога должна исходить инициатива в демонстрации примера доброжелательности, уважения, проявления достоинства. Таким образом, педагог способствует возникновению ситуаций успеха для студентов, в которых каждый получает возможность совершенствоваться [24].
Ф. Альмейда (F. Almeida) и Х. Морайс (J. Morais) исследовали, каким образом вузы Португалии способствуют развитию мягких навыков у студентов. Авторами изучались структуры образовательных программ четырех вузов Португалии, опубликованных на сайтах учебных заведений, а также было проведено полуструктурированное интервью с членами исполнительного совета каждого вуза в период с 27 января 2020 г. по 29 мая 2020 г. В основном использовался качественный анализ. Было выявлено, что количество дисциплин, которые определяют развитие мягких навыков, очень невелико (т. е. от 1 до 3), а за развитие мягких навыков в основном отвечает стажировка. Также развитию мягких навыков способствуют такие дисциплины, как «Управление людьми и командой», «Психология конфликтов», «Социальная ответственность» и «Бизнес и технологии». Однако структура каждого курса в основном определяется координатором курса и нет четких указаний на общие для университета стратегии развития мягких навыков [10].
В. Рукман (W. Rukman) с коллегами изучили философское образование как средство развития мягких навыков у студентов. Проанализировав 26 источников по проблеме, опубликованных с 2014 г., авторы выявили, что образование по направлению «Философия» может быть эффективным средством развития коммуникативных компетенций у студентов. Философия способствует развитию критического и аналитического мышления, учит решать проблемы логически или творчески, подбирать доказательства и оценивать аргументы. Также групповые дискуссии в рамках курса приводят к развитию коммуникативных навыков. Философия требует глубоко обсуждения и рефлексии, что также будет способствовать развитию мягких навыков [23].
С целью проанализировать имеющиеся фактические данные, касающиеся мягких навыков у студентов медицинских вузов, в частности у студентов-медсестер, и выяснить, наблюдается ли ухудшение в развитии таких навыков после пандемии COVID-19. Д. Санчо-Кантусом (D. Sancho-Cantus) с коллегами в 2023 г. было проведено исследование. В качестве метода выступал аналитический обзор литературы. Всего было проанализировано 12 публикаций. Было выявлено, что работа над мягкими навыками в процессе обучения улучшает последующий контакт с пациентом. В исследованиях также подчеркивалось, что важным фактором, помогающим справиться со стрессом, является высокий уровень эмоционального интеллекта — конструкт, пересекающийся с понятием «мягкие навыки». Несмотря на заявленную цель исследования, данных о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мягких навыков получено не было. Отмечалось, что ситуация пандемии негативно сказывается на психическом здоровье в целом [16].
В своем исследовании С. Рамос-Пулидо (S.Ramos-Pulido) и др. проанализировали информацию о 17 898 выпускниках и приблизительно 148 характеристик с использованием методологии datascience и обнаружили, что на трудоустройство влияют такие факторы, как ответственность и понимание важности коммуникативных навыков и командной работы для того, чтобы быть хорошими лидерами [25].
А. Бреннан (A. Brennan) и др. (2023) утверждают, что переход на онлайн-обучение в ситуации пандемии COVID-19 создал трудности в овладении и мягкими, и жесткими навыками. Авторами был разработан опросник, направленный на изучение уровня тревоги из-за COVID-19, а также влияния COVID-19 на развитие мягких навыков, к которым авторы относят эмпатию, организационные навыки и тайм-менеджмент. В выборку исследования вошли 111 студентов в возрасте 20—25 лет, из которых 78,3% — мужчины. Было выявлено, что 28,2% респондентов сообщили о повышении уровня эмпатии, возникшей в результате того, что они пережили COVID-19, в то время как 28% сообщили о снижении и 43,8% сообщили об отсутствии изменений. Кроме того, был выявлен более высокий уровень сопереживания у женщин по сравнению с мужчинами. 45,1% респондентов (26% — женщины и 72% — мужчины) указали, что за 2 года, прошедшие с начала COVID-19, их навыки управления временем значительно возросли. Более высокий уровень таких навыков на основании самоотчета был выявлен у аспирантов в сравнении со студентами бакалавриата и у студентов с высшим образованием в сравнении с магистрантами. 41,1% респондентов отметили улучшение организационных навыков, несмотря на сбои в образовательном процессе за последние 2 года, в то время как 29,7% указали на ухудшение организационных навыков. Авторы приходят к выводу, что мягкие навыки могут развиваться в условиях глобальных стрессов и необходимости поддерживать связь с людьми и продолжать обучение в дистанционном формате [16].
Похожее исследование было проведено в 2022 г. Е. Лоуса и М. Лоуса (E. Lousã, M. Lousã). С целью выявить влияние технологических и цифровых образовательных ресурсов на развитие у учащихся мягких навыков в дистанционном обучении авторами было проведено анкетирование среди 637 студентов Португалии в период с 1 по 15 марта 2021 г. Исследование показало, что существует прямое влияние дистанционных образовательных технологий на развитие мягких навыков. Студенты оценили такие факторы, как автономия, простота доступа к учебным материалам, разнообразие учебных материалов, как способствующие большей эффективности обучения, а наличие технологических проблем, неудовлетворительные учебные материалы, непривлекательную и демотивирующую среду, большее одиночество — как препятствующие эффективности обучения. Для студентов, которые отмечали наличие трудностей в обучении и демотивирующую среду, был характерен более низкий уровень мягких навыков [20].
Зарубежные исследования показывают, что мягкие навыки у студентов развиты недостаточно.
Так, Дж. Ноа и А. Азиз (J. Noah, A. Aziz) в своем исследовании выявили, что выпускникам не хватает мягких навыков, которые высоко ценятся работодателями. Работодатели отмечают, что, в первую очередь, выпускникам не хватает коммуникативных навыков, которые проявляются в устном и письменном общении, и навыков командной работы. Интересно, что опрос самих выпускников показал, что они достаточно высоко оценивают свои мягкие навыки. Исследователи из Сингапура, опросив 132 аспиранта и 16 работодателей разных отраслей, выяснили, что студенты хорошо осведомлены о важности мягких навыков для их трудоустройства. Они считали важными мягкие навыки: позитивного настроя, устного общения, самомотивации и умения управлять собой, а также умения решать проблемы. При этом работодатели ожидали, что новые выпускники будут обладать навыками, связанными с позитивным настроем, работой в команде, хорошим знанием этики и умением решать проблемы. Интересно, что работодатели отметили, что выпускники обычно менее чем удовлетворительно обладают мягкими навыками [27]. Авторы исследований приходят к выводу о том, что обучение мягким навыкам должно быть включено в учебную программу.

Подходы и концепции мягких навыков в России

Вопросом формирования мягких навыков занимается ряд отечественных ученых. Можно выделить несколько подходов к пониманию мягких навыков. Исследователи рассматривают «мягкие навыки» с точки зрения «компетентностного подхода».
В отечественной психологии обозначены разные подходы к пониманию психологических аспектов мягких навыков. Ученые включают их в группу социальных навыков, относят к ним решительность, договороспособность, управленческие способности, стремление к успеху, выносливость.
Группой отечественных ученых была разработана трехкомпонентная модель, согласно которой мягкие навыки включают в себя мотивацию, определенный контекст, технологии и алгоритмы действий. Авторы отмечают, что невозможно формирование универсальных мягких навыков, которые были бы всегда стабильны и фиксированы, поскольку главная задача мягких навыков — проявлять гибкость, адаптировать специалиста к работе в меняющихся условиях. Что касается алгоритмов действий, то, по мнению авторов, они являются важным, но не единственным условием для формирования мягких навыков [2].
Исходя из анализа подходов к пониманию мягких навыков, в трудах российских ученых прослеживается общее — важность «надпрофессиональных» навыков. Овладение данными навыками способствует продуктивности и результативности в обучении и профессиональной среде. Стоит отметить, что мягкие навыки рассматриваются в качестве дополнения к профессиональным. Современное образование идет в ногу со временем и формирует мягкие навыки на всех ступенях — с дошкольного до высшего профессионального. Повышенное внимание к теме обусловлено запросом работодателей крупных компаний, которые получают полностью подготовленных специалистов, приспособленных, за счет сформированных мягких навыков, к работе в современных реалиях [9].
Сходным понятием «мягкие навыки» является понятие «4К» — критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. Данные компетенции помогают решать сложные задачи. Так, критическое мышление помогает оценивать и анализировать различные жизненные ситуации или информацию. Креативность способствует разработке нового подхода к решению задач, помогает по-новому взглянуть на информацию. Коммуникация и кооперация помогают выстраивать командную работу, точно передавать информацию, правильно понимать и быть понятым, проявлять инициативу и вовлекать членов команды в решение задачи. Компетенции «4К» находят отражение в ФГОС — в личностных и метапредметных планируемых результатах освоения ООП. В настоящее время публикуются методические рекомендации по разработке уроков, способствующих развитию компетенций «4К» [1].
Таким образом, изучая вопрос о мягких навыках, ученые выделяют разные способности и качества как наиболее значимые в структуре этих мягких навыков для разных профессиональных сфер (например, для медиков, инженеров, педагогов, работников социальной сферы, IT-сферы и др.).

Современные российские исследования в вопросе о мягких навыках

Исследование «Россия-2025: от кадров к талантам» в форме онлайн-опроса отечественных работодателей в 2017 г. провели крупные компании: The Boston Consulting Group, Сбербанк, WorldSkills Russia и Global Education Futures.
В ходе исследования были привлечены около 100 руководителей самых крупных отечественных компаний из 22 отраслей, суммарно в которых занято более 3 млн сотрудников. Целью данного исследования являлось определение модели основных универсальных компетенций в 2025 г., необходимых для эффективной работы специалиста в век информационных технологий. Проанализировав компетенции-2025: критическое мышление, работу в команде, эффективное взаимодействие с людьми, адаптивность, принятие решений, самоорганизацию и другие, — авторы относят их мягким навыкам. В результате исследования авторы предполагают максимальное развитие конкурентоспособности специалистов благодаря ориентации на мягкие навыки.
Л.К. Раицкая, Е. Тихонова проводили исследование с целью выявления понимания, принятия и готовности развивать мягкие навыки в российских университетах, а также определения уровня внедрения мягких навыков в учебные программы студентов. В исследовании принимала участие группа из 135 преподавателей университетов МГИМО, РУДН, ВШЭ, МГУ, МГЛУ и Самарского государственного университета, а также 312 студентов, обучающихся по данным учебным предметам. В ходе проведенного опроса о понимании и восприятии мягких навыков было выявлено, что 60% преподавателей и 38,8% студентов слышали и имели представление о «мягких навыках». Незначительная часть опрошенных были знакомы с понятием под другими названиями (необходимые умения XXI века, современные навыки для работы и др.). Результаты анкетирования, в котором участникам предлагалось написать определение понятия «мягкие навыки», показали, что в российской академической среде существуют несистемные знания о данном понятии. Мягкие навыки воспринимаются как: коммуникативные навыки; когнитивные навыки; личностные атрибуты (характер, эмпатия, эмоциональный интеллект и т. п.). По мнению академического сообщества, самыми эффективными дисциплинами, способствующими развитию мягких навыков, являются иностранные языки, менеджмент и все социально-гуманитарные дисциплины, а наиболее эффективными технологиями, по мнению респондентов, являются кейс-стади, имитации, групповые и мультимедийные проекты, интернет-технологии [4].
В исследовании А.Э. Цымбалюк респондентам предлагалось выбрать наиболее значимые мягкие навыки из предложенного списка. В результате опроса, проведенного среди специалистов (35 чел.) гуманитарных и технических направленностей с десятилетним стажем работы, выявлены мягкие навыки для данных профессий:
  1. коммуникативные навыки (70 %);
  2. ответственность (70%);
  3. навыки самообразования (56%);
  4. гибкость/адаптивность (56%);
  5. командная работа (50%);
  6. решительность (44%);
  7. аналитические и исследовательские способности (41%).
Итак, работодатели и специалисты данной группы акцентируют внимание на качествах, определяющих человека как исполнительного работника, как профессионала, как участника команды [8].
В 2019 г. в Сургутском государственном университете среди выпускников инженерных направлений с применением метода анкетирования было проведено исследование, целью которого стало определить значимость soft skills для выпускников. Также выпускники оценивали собственную конкурентоспособность на рынке труда. Исследование проводилось в период с 2000 по 2018 гг., в нем приняли участие 245 выпускников (39 магистров, 172 специалиста и 34 бакалавра). Исследование позволило выявить наиболее значимые soft skills для опрошенных респондентов:
  1. ориентированность на достижение результата;
  2. дисциплинированность;
  3. умение находить быстрое решение в нестандартных ситуациях;
  4. навыки общения и межличностные навыки;
  5. самосовершенствование.
Авторы отмечают, что эти навыки соответствуют требованиям современного рынка труда, а для их развития студентам на протяжении всего периода обучения в вузе необходимо практиковаться [1].
В современном образовании на всех его ступенях, начиная с дошкольной, появляются проекты по развитию «мягких навыков»: чем раньше будут сформированы мягкие навыки, тем успешнее будет человек в профессиональном будущем и в жизни. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В дошкольном возрасте развитию мягких навыков у детей способствуют популярные методики: «Школа семи гномов», педагогические системы М. Монтессори, Н.А. Зайцева, Вальдорфская школа, Г. Домана. Методики раннего развития ребенка формируют основные мягкие навыки: критическое мышление, умение договариваться, работать в коллективе, проявлять лидерские качества, креативность. Во многом развитию мягких навыков способствует гуманистический подход к обучению и развитию детей. При таком подходе максимально раскрывается творческий потенциал и мягкие навыки развиваются быстрее в комфортной атмосфере.
В настоящее время коллективом авторов (М.А. Пинской, А.М. Михайловой, О.А. Рыдзе, Л.О. Денищевой, К.А. Краснянской, Н.А. Авдеенко) были разработаны модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике и естественнонаучным предметам, направленные на развитие «4К» у детей. Авторы отмечают, что учебные ситуации должны иметь несколько решений; для решения задачи дети должны осуществлять поиск информации и верно применять ее, причем для решения может быть необходима информация из разных разделов дисциплины или из разных дисциплин. Эффективными будут проектная деятельность и групповая форма работы (до 5 человек). При этом работа группы может выходить за рамки урока и осуществляться «без непосредственного руководства учителя» [3]; роль учителя заключается в поддержке эффективной работы учеников. Авторами были разработаны примеры учебных задач и учебных ситуаций по разным дисциплинам, а также методы оценки компетенций «4К» у обучающихся.
Цифровая платформа СберКласс способствует развитию мягких навыков с помощью различных стратегий. Это и специальные педагогические техники, направленные на развитие мягких навыков вне конкретного предмета (например модуль «Мозговой штурм»), и развитие мягких навыков в контексте какого-либо конкретного предмета. СберКласс также включает в себя диагностические инструменты, позволяющие оценить уровень развития мягких навыков у детей.
Группой отечественных ученых под руководством Е.А. Сергиенко при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка, была разработана образовательная программа по развитию социально-эмоциональных способностей (СЭР), которая охватывает детей от 4 до 17 лет, т. е. внедрена в весь процесс обучения. Данная программа апробируется в некоторых московских и региональных школах, показывая высокую эффективность. В практической части данной программы школьный учитель реализует подход, помогающий учащимся развивать социальные, эмоциональные способности, способствующие личностному росту и развитию мягких навыков. Особенностью программы является единство эмоционального и психического интеллекта, что позволяет целостно воспринимать и понимать социальный мир. СЭР включает в себя развитие пяти основных компетенций: саморегуляции, самосознания, социальной компетентности, способности устанавливать позитивные взаимоотношения с людьми, ответственного принятия решений. Данные компетенции являются мягкими навыками. Программа развития социальных и эмоциональных способностей является одной из наиболее продолжительных, междисциплинарной и грамотно интегрированной в образовательный процесс [6; 7].
Российские школьники и учащиеся колледжей долгое время (с 2012 г.) участвовали в чемпионате «WorldSkills Russia» и «KidSkills». Данный чемпионат является международным. Цель чемпионата — привлечение внимания к рабочим профессиям, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В 2022 г. на базе мирового чемпионата в России было образовано движение «Профессионалы» — Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству.
По стандартам «WorldSkills» с 2022 г. проводятся два конкурса: «Московские мастера» — для учащихся средней школы и специальных профессиональных учреждений, «Мастерята» — для учащихся начальной и основной школы. В данных чемпионатах выступают команды от школ и колледжей, выбирая определенные рабочие профессии. В ходе чемпионата ученики максимально включены в профессию так, что развивают свои профессиональные и мягкие навыки. В каждой профессии прописаны мягкие навыки, которыми овладеет участник: работа в команде, креативное мышление, умение слушать, слышать участников команды, понимать поставленную задачу, стрессоустройчивость.

Вопросы и проблемы

Анализ современных публикаций показывает следующие проблемы, которые выделяются при изучении мягких навыков:
  • многие публикации представлены в виде разработок и рекомендаций, без научных обоснований;
  • существуют пробелы в знаниях преподавателей и студентов о понятии мягких навыков, что усложняет разработку и анализ данного понятия [4];
  • для эффективного развития мягких навыков их необходимо внедрять уже с раннего возраста, но не все системы обучения подходят для развития мягких навыков. Педагогам нужно включать в свои учебные планы такие формы обучения, при которых происходит максимальное развитие «мягких навыков» у учащихся;
  • мягкие навыки невозможно отделить от профессиональных. Их цель — дополнить и улучшить твердые навыки, помогая специалисту стать более успешным в карьере. В то же время, работодатель 21 века в условиях меняющегося мира выбирает высококвалифицированных специалистов, обязательно владеющих мягкими навыками, однако единого подхода к их рассмотрению пока не существует;
  • при проведении исследований, направленных на определение набора качеств, которые можно было бы отнести к мягким навыкам, используют, в первую очередь, метод анкетирования, без теоретического обоснования причин, по которым то или иное качество предлагается относить к мягким навыкам;
  • значимость мягких навыков диктуется современной экономической ситуацией и рынком трудоустройства, однако учебные программы вузов не регламентируют совершенствование навыков, а, следовательно, возникают трудности для их развития в процессе обучения [5];
  • возникают трудности при оценке мягких навыков. Например, критическое мышление, лидерские качества и прочее может быть оценено с помощью тестов самоотчета, что с большой вероятностью может повлечь за собой искажение результатов. Более объективные оценки могут быть получены через специальные листы наблюдений или задачные тесты, приближенные к реальным жизненным ситуациям [3], анализ продуктов деятельности, интервью, решение кейсов и др., однако таких инструментов разработано недостаточно;
  • возникают трудности при сопоставлении данных различных исследований по причине того, что набор качеств, отнесенных к мягким навыкам, часто различается.

Новые вызовы и перспективы

Развитие мягких навыков связано с развитием техники, рыночной экономики, бизнеса, IT-технологий, необходимостью подготовки кадров в быстро меняющемся мире.
В зарубежных прогнозах развития образования в будущие десятилетия подчеркивается нарастание значения мягких навыков в образовании детей и взрослых по причине того, что происходит технологический прогресс в области искусственного интеллекта. В связи с этим работникам необходимо оставаться конкурентоспособными и готовыми приобретать знания, стремиться к обучению всю жизнь [22].
В свою очередь, для долгосрочного обучения важно развитие метакогнитивных навыков. Современному специалисту уже недостаточно профессиональных компетенций и когнитивных навыков. Поэтому метапознание, позволяет человеку приобретать знание и осуществлять самооценку, используя критическое мышление и рефлексию [30].
Может ли ИИ заменить человека в быстро и непредсказуемо меняющемся мире? Ответ на этот вопрос не является однозначным. Однако высказывается предположение: ИИ эффективно выполняет конкретные задачи, но весьма проблематично запрограммировать ИИ с учетом неопределенности и неожиданных трудностей, возникающих при работе с людьми. В противоположность ИИ люди проявляют больше способностей реагировать на неопределенность, непостоянство, сложность и многозначность. Они лучше адаптируются к изменениям, в новых условиях развивают новые представления и обучаются.
Существуют ли какие-либо риски социокультурного и личностного характера, связанные с развитием мягких навыков? Несмотря на то, что мягкие навыки все чаще входят в программы разных ступеней образования по всему миру, можно отметить противоречивость использования этого термина. Например, Д. Кэмерон (D. Cameron) в своем исследовании развития коммуникативных навыков у работников сферы услуг в Великобритании выявила ограничения в самовыражении работников и внедрение в общение с клиентами стереотипных коммуникативных штампов [11].
В КНР Министерство образования рекомендовало способствовать самовыражению учащихся и развитию их коммуникативных навыков в ущерб итоговой оценке профессионального обучения на основе экзаменов. Однако сложность измерения этих способностей [30] их распространенность преимущественно среди городской элиты [15] помешали реализации данных рекомендаций [15].
Возникает вопрос: мягкие навыки — это только объективно признанные способности, необходимые человеку на рынке труда в современном мире? Или они оказывают влияние на социально-личностное развитие и способствуют становлению новой социокультурной идентичности, универсальной и наднациональной?

Выводы

Подводя итог, отметим, что мягкие навыки — широкое понятие, и не включает в себя строго определенный перечень качеств или способностей. К мягким навыкам исследователи относят разный набор способностей, при этом, для разных профессиональных сфер разные способности будут наиболее значимыми. Обобщая отечественные и зарубежные данные, отметим, что наиболее часто к мягким навыкам относят следующие:
  • коммуникативные навыки;
  • лидерской позиции;
  • навыки принятия решений;
  • ответственности;
  • эмпатии;
  • самооценки;
  • критического мышления;
  • аналитического мышления;
  • креативности;
  • организационные навыки / управленческие навыки;
  • стремления к саморазвитию / обучению;
  • мотивации;
  • эмоционального интеллекта (часто оценивается как часть мягких навыков в зарубежных исследованиях).
Также выделяют и более специфические навыки, характерные для определенных профессиональных сфер. К ним можно отнести выносливость, ассертивность, тайм-менеджмент, эффективность, навыки продаж и др.
Несмотря на то, что тема мягких навыков крайне актуальна, и российские, и зарубежные студенты не очень точно представляют, что такое мягкие навыки [12], что может объясняться тем, что в настоящее время нет единого подхода к их пониманию.
В настоящее время разрабатываются методические рекомендации по развитию мягких навыков в школьном и высшем образовании, оцениваются подходы к их развитию.
Обобщая результаты исследований, можем выделить эффективные методы развития мягких навыков. К ним относятся методики раннего развития; использование разных типов учебных заданий, связанных с поиском и анализом информации; наличие социально-гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология и т. п.; моделирование необходимых навыков педагогом у обучающихся в процессе групповой работы; наличие специальных дисциплин (таких как «командообразование», «управление временем» и др.); использование цифровых образовательных платформ, в которых много заданий для развития критического мышления (задания, связанные с оценкой и анализом), управления собой (задания, связанные с формулированием последовательности действий), навыков командной работы (задания для выполнения в группе) и др. Разрабатываются проекты уроков и методы оценки мягких навыков у обучающихся. Несмотря на это, не существует общей программы развития мягких навыков на уровне образовательных программ для разных ступеней образования.
Для развития мягких навыков у обучающихся важен также и уровень развития мягких навыков у педагога, так как, с одной стороны, педагог выступает как пример для обучающихся, а с другой — использует их для организации более эффективной работы обучающихся.
Понятие «мягкие навыки» в настоящее время активно разрабатывается, отсутствует единый подход к пониманию и оценке мягких навыков, что приводит к возникновению определенных трудностей, с которыми могут сталкиваться исследователи. В первую очередь, это сложность конкретизации данного понятия, трудности при его оценке, а также при сопоставлении данных разных исследований, по причине того, что набор качеств, отнесенных к мягким навыкам, часто различается.

Литература

  1. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2019. Том 11. № 3. С. 1—7. URL: https://esj.today/24ecvn319.html (дата обращения: 26.08.2024).
  2. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14—15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16550458 (дата обращения: 26.08.2024).
  3. Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: Формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации [Электронный ресурс]. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49450277 (дата обращения: 26.08.2024).
  4. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Психолого-педагогические проблемы высшего образования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Том 15. № 3. С. 350—363. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
  5. Румянцева О.В. Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Том 28. № 4. С. 98—105. DOI:10.18287/2542-0445-2022-28-4-98-105
  6. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие: программа становления личностного потенциала [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. Том 3. № 79. С. 17—27. URL: https://project1472502.tilda.ws/socialandemotionaldevelopment (дата обращения: 26.08.2024).
  7. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенкo, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Е.И. Лебедева, А.Ю. Уланова, Е.М. Дубовская. М.: Дрофа, 2019. 248 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49581130 (дата обращения: 26.08.2024).
  8. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание softs kills [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. Tом 111. № 6. С. 120—127 URL: https://vestnik.yspu.org/releases/2019_6/17.pdf (дата обращения: 26.08.2024).
  9. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Поволжский педагогический вестник. 2020. Tом 8. № 2(27). C. 99—106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44141331 (дата обращения: 26.08.2024).
  10. Almeida F., Morais J. Strategies for developing soft skills among high reengineering courses // Journal of Education. 2023. Vol. 203. № 1. P. 103—112. DOI:10.1177/002205742110164
  11. Cameron D. Good to Talk?: Living and working in a communication culture. London: SAGE Publications, 2000. 224 р. DOI:10.4135/9781446217993
  12. Crowley E. Tackling the future 'human' skills deficit together [Электронный ресурс] // CIPD Voice. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2019. URL: https://www.cipd.co.uk/news-views/cipd-voice/issue-21/tackling-human-skills-deficit (дата обращения: 26.08.2024).
  13. De Campos D.B., Redende L.M., Fagundes A.B. The importance of soft skills for the engineering // Creative Education. 2020. Vol. 11. № 8. P. 1504—1520. DOI:10.4236/ce.2020.118109
  14. De Korver B.K., Choi M., Towns M. Exploration of a Method to Assess Children's Understandings of a Phenomenon after Viewing a Demonstration Show // Journal of Chemical Education. 2017. Vol. 94. № 2. P. 149—156. DOI:10.1021/acs.jchemed.6b00506
  15. Hizi G. Against Three «Cultural» Characters Speaks Self-Improvement: Social Critique and Desires for «Modernity» in Pedagogies of Soft Skills in Contemporary China // Anthropology and Education Quarterly. 2021. Vol. 52. № 3. P. 237—253. DOI:10.1111/aeq.12366
  16. How COVID-19 impacted soft skills development: The views of software engineering students / A. Brennan, M. Dempsey, J. McAvoy, M. O’Dea, S. O’Leary, M. Prendergast // Cogent Education. 2023. Vol. 10. № 1. Article ID 217162. 15 p. DOI:10.1080/2331186X.2023.2171621
  17. Howlett Z. Meritocracy and its Discontents: Anxiety and the national college entrance exam in China. NY: Cornell University Press, 2021. 234 р. DOI:10.7591/cornell/9781501754432.001.0001
  18. Importance of Soft Skills in Health Sciences Students and Their Repercussion after the COVID-19 Epidemic: Scoping Review / D. Sancho-Cantus, L. Cubero-Plazas, M.B. Navas, E. Castellano-Rioja, M.C. Ros // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 6. Article ID 4901. 10 p. DOI:10.3390/ijerph20064901
  19. Levasseur R.E. People Skills: Developing Soft Skills — a Change Management Perspective // Interfaces. 2013. Vol. 43. № 6. P. 503—616. DOI:10.1287/inte.2013.0703
  20. Lousã E.P., Lousã M.D. Effect of technological and digital learning resource son students' soft skills with in remote learning: The mediating role of perceived efficacy // International Journal of Training and Development. 2023. Vol. 27. № 1. P. 1—17. DOI:10.1111/ijtd.12280
  21. Noah J.B., Aziz A.A. A System a tic review on soft skills development among university graduates // EDUCATUM Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 6. № 1. P. 53—68. DOI:10.37134/ejoss.vol6.1.6.2020
  22. OECD skills outlook 2019: Thriving in a digital world / Organisation for Economic Co-operation and Development. Paris: OECD Publishing, 2019. 274 p. DOI:10.1787/df80bc12-en
  23. Philosophy Education as a Means of Developing Student Soft Skills [Электронный ресурс] / W.Y. Rukman, S. Urath, H. Harini, A.M. AlmaududiAusat, S. Suherlan // Edumaspul: JurnalPendidikan. 2023. Vol. 7. № 1. P. 281—286. URL: https://garuda.kemdikbud.go.id/documents/detail/3406210 (дата обращения: 26.08.2024).
  24. Philpot D. Soft skills: more important than you might think! [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://cte-unt.blog-spot.com/2010/10/soft-skills-more-important-thanyou.html. (дата обращения: 26.08.2024).
  25. Ramos-Pulido S., Hernández-Gress N., Torres-Delgado G. Analysis of Soft Skills and Job Level with Data Science: A Case for Graduates of a Private University // Informatics. MDPI. 2023. Vol. 10. Article ID 23. 13 p. DOI:10.3390/informatics10010023
  26. Tang K.N. The importantce of soft skills acquisition by teachers in higher education institutions // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 41. № 1. P. 22—27. DOI:10.1016/j.kjss.2018.01.002
  27. The Importance of Soft Skills for Employability and Career Development: Students and Employers' Perspectives [Электронный ресурс] / S. Majid, C.M. Eapen, М.А. Ei, К.Т. Oo // IUP Journal of Soft Skills. 2019. Vol. 13. № 4. P. 7—39. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3796720 (дата обращения: 26.08.2024).
  28. Whitmore P.G. What are soft skills? // Paper presented at the CONARC Soft Skills Conference: 12—13 December 1972, g. Fort-Bliss. Fort-Bliss, 1972. P. 3—10.
  29. Wisshak S., Hochholdinger S. Perceived instructional requirements of soft-skills trainers and hard-skills trainers // Journal of Workplace Learning. 2020. Vol. 32. № 6. P. 405—416. DOI:10.1108/JWL-02-2020-0029
  30. Yeo J. Facing the challenges of the future of education // Learning: Research and Practice. 2019. Vol. 5. № 1. P. 1—3. DOI:10.1080/23735082.2019.1585120

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: avdeevann@mgppu.ru

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова Мария Вячеславовна, преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105, e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 26
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 22
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1

!
Портрет читателя
Пройти опрос