Влияние социальных сетей на речевую коммуникацию старшеклассников

21

Аннотация

Контекст и актуальность. Актуальность данной статьи объясняется тем, что в интернете каждый день, а порой даже каждый час, отображается насыщенная жизнь общества с его уникальными национальными, религиозными и возрастными чертами участников, что, безусловно, отражается на формировании языкового сознания, языковой картины мира и самой языковой идентичности. Основными пользователями социальных сетей и Интернета являются подростки. Цель. Выявить особенности формирования у подростков сленга, используемого в социальных сетях и его влияние на речевую культуру и на русский язык в целом. Гипотеза. Культура речи старшеклассников формируется преимущественно посредством социальных сетей. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 376 респондентов. Исследование было проведено с помощью анкетирования и методики М. Шнайдера. Результаты. Проведенное исследование старшеклассников позволило авторам выделить положительные и отрицательные стороны использования интернет-сленга в процессе коммуникации подростками. В статье авторы указывают на значимость речевой культуры при формировании коммуникативных навыков у старшеклассников. Выводы. На основании полученных промежуточных результатов эмпирического исследования авторы пришли к выводу, что социальные сети можно использовать как средство формирования коммуникативных навыков, грамотной правильной речи и раскрытия потенциальных коммуникативных возможности старшеклассников.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-сленг, коммуникативные навыки, речевая культура, виртуальная коммуникация, потенциал, речь, виртуальное общение

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2025120113

Получена: 15.02.2025

Принята в печать:

Для цитаты: Михайлова Т.А., Полосина А.А., Шилина И.Б., Трифонова А.Ю. Влияние социальных сетей на речевую коммуникацию старшеклассников [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2025. Том 12. № 1. С. 148–166. DOI: 10.17759/langt.2025120113

Полный текст

Введение

Социальные сети стали важной частью нашей повседневной реальности. Свое свободное время большая часть подростков проводит в сети Интернет, используя его как площадку для общения, без доступа туда родителей. Бесконтрольное времяпрепровождение в сети порождает новые проблемы, но, к сожалению, многие родители стараются их не замечать. В России средний возраст детей, начинающих активно пользоваться социальными сетями, составляет 9 лет. В Европе этот возраст – 8 лет. Несмотря на более позднее начало использования сети, российские дети их используют более активно. Это связано с рядом рисков, так как около 80% из них выходят в сеть самостоятельно без контроля со стороны родителей. В отличие от них, европейские ровесники чаще используют общие компьютеры (Вайсбург, 2024). Время, проведённое онлайн, также вызывает беспокойство: более четверти детей проводят в сети до 14 часов в неделю. Многие из них "живут в Интернете", что негативно сказывается на чтении и выполнении домашних заданий. Более 80% подростков имеют профили в соцсетях, и каждый шестой из них - с более чем 100 друзьями (Курилова, 2018). Это свидетельствует о высокой общительности среди молодежи, что сопровождается рисками общения с незнакомыми людьми.

Однако данная ситуация также открывает перспективы для культурного обмена и социального взаимодействия (Федоров, 2024). Социальные сети позволяют подросткам расширять свои горизонты, знакомиться с культурами других стран и формировать глобальное мышление. Социальные сети становятся площадками для самовыражения, где молодые пользователи могут делиться своими интересами, талантами и идеями. Это формирует у них чувство принадлежности к глобальному сообществу и способствует развитию их критического мышления.

Тем не менее, важно отметить, что чрезмерное увлечение социальными сетями приводит к серьезным последствиям. Подростки сталкиваются с кибербуллингом, низкой самооценкой и зависимостью от виртуального общения, что негативно влияет на их психическое здоровье. Эмоциональные переживания, связанные с онлайн-взаимодействиями, могут стать источником стресса (Балыгина, Бахтимирова, Герасименко и др., 2021). Важно отметить, что это не все последствия, с которыми сталкивается общество в виду появления интернет-ресурсов. Одним из серьезных последствий является изменение речевой коммуникации ввиду специфики общения в виртуальной среде.

Коммуникация в виртуальной среде является неотъемлемой частью жизни подростка, что, в свою очередь, актуализирует множество разных проблем. Исследователь А.Б. Сорокина отмечает, что ввиду активной интеграции виртуальной среды у подростков происходят трансформации процессов обучения, воспитания и саморазвития, что приводит к необходимости социального контроля (Гришина и т.д., 2020; Сорокина, 2015). В отличие от реальной жизни, виртуальная реальность может быть анонимной, что, в свою очередь, порождает такое явление, как «бездумная коммуникация». Пользователи обладают некоторой свободой в процессе самовыражения, что приводит к использованию ненормативной лексики, оскорблению других пользователей без видимых последствий.

Трансформация коммуникативного пространства из реальной жизни в виртуальную среду приводит к ряду личностных проблем, связанных со снижением уровня коммуникативных навыков, изменению уровня эмпатии, ухудшению межличностных отношений, возникновению такого феномена, как «социальное одиночество», что обуславливает развитие психических расстройств (Полосина, Шилин, 2021).

Коммуникативные навыки представляют собой значимый фактор, определяющий положение человека в социальном пространстве, оказывая влияние на его сферу карьеры и личной жизни, успешности в социальном окружении. Таким образом, проблема выстраивания коммуникативных связей является особенно актуальной в период формирования подростка, когда важным является самовыражение в социальной среде для дальнейшего процесса социализации и самоидентификации.

Материалы и методы

Язык, как известно, представляет собой живой организм, который постоянно эволюционирует и адаптируется к новым условиям. В этом контексте многие слова и выражения, которые когда-то были популярны в различных языках, сегодня уже не используются и считаются устаревшими. Это особенно заметно в молодежной среде, где новые термины и фразы возникают на основе актуальных трендов и технологий (Помигуева, 2022). Современные подростки, активно общающиеся в интернете, используют совершенно другую лексику, которая формируется по тем же грамматическим правилам, но отличается по содержанию и смыслу. Например, в их общении можно встретить множество заимствованных слов, которые пришли из английского языка. Это происходит не только из-за глобализации, но и благодаря влиянию социальных сетей, видеоигр и популярной культуры, где английский язык занимает доминирующую позицию. Одним из ярких примеров такого заимствования является слово «кринжовый», которое происходит от английского «cringy» и обозначает что-то неловкое или вызывающее чувство стыда (Гарипова, 2023).

Например, слово «криповый», заимствованное от слова «creepy», предполагает описание чего-то страшного. В современном коммуникативном пространстве эти термины всё чаще интегрируются в повседневную жизнь, что свидетельствует о стремлении молодежи к оригинальности и неповторимости. Также стоит отметить такой процесс, как адаптация новых слов, так появляются не только заимствованные слова, но и новые формы существующих слов, которые отражают культурное своеобразие народа (Гареева, 2021; Икрамова, 2024).

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что язык продолжает развиваться, некоторые слова устаревают, а на смену им появляются совершенно новые, более подходящие для современности. Адаптация и заимствование новых слов стало широко распространяться с появлением социальных сетей, что показывает скорость трансформации современного коммуникативного пространства (Еспаева, 2023). Важно отметить, что язык, правила и нормы не являются статической единицей, а представляют собой динамическую систему, которая трансформируется, позволяя сформировать наиболее своевременные способы самовыражения и коммуникации.

Социальные сети для современного коммуникативного пространства являются неотъемлемой частью, предоставляя своим участникам широкие возможности для самовыражения (видео, кружочки), выражения эмоций (стикеры, мемы, смайлики) и создания собственного уникального языка (использование сокращений, заимствований и т.д.). Такие элементы способствуют формированию у субъектов коммуникации креативного мышления, использованию критических подходов и фантазии.

Однако, несмотря на существенные положительные стороны организации коммуникативного пространства в социальных сетях, существуют риски негативного влияния на реальное общение. Быстрый обмен информацией, происходящий в социальных сетях, приводит к снижению способности формирования глубоких, взаимосвязанных мыслей, облекаемых в словесную форму.

Социальную сеть можно определить как целостную структуру, которая состоит из отдельных личностей и связи между ними (Левин, 2019). Социальные сети представляют собой каналы распространения информации в виртуальной реальности. В отличие от средств массовой информации, социальные сети позволяют получать информационные сообщения в личной форме для каждого субъекта взаимодействия (Розенберг, 2022).

Виртуальное общение представляет собой тип коммуникации, который осуществляется посредством системы связи. Отличиями виртуальной коммуникации от реальной являются (Егорова, 2022):

  1. осуществление коммуникации без барьеров (коммуникация не зависит от географического местонахождения ее субъектов);
  2. общение в привычной обстановке (общение зачастую осуществляется в пространстве, в котором субъект проводит большую часть времени);
  3. общение осуществляется в основном посредством текстового метода;
  4. в процессе коммуникации происходит освоение различных коммуникативных навыков.

Рассматривая причины обращения субъектов к виртуальной коммуникации, можно выделить следующие: (Гордеева, Кононенко, 2023; Го, 2023):

  1. снижение объема и уровня общения в реальности (большая часть знакомств и процесса узнавания друг друга происходит в сети Интернет);
  2. вариативность ролевых моделей (в условиях виртуальной реальности субъект может примерить любую ролевую модель для осуществления коммуникативного взаимодействия);
  3. доступность (общение в виртуальной реальности является общедоступным и не требует особых финансовых затрат для его осуществления);
  4. оптимизация временных ресурсов (осуществление коммуникации в сети Интернет позволяет реализовывать несколько задач одновременно, также происходит возможность выбора временного промежутка для осуществления коммуникации).

Отдельно следует рассмотреть используемый в социальных сетях сленг. Сленг в современном языкознании представляет собой самостоятельное явление, которое постоянно пополняет лексику новыми выражениями и словами, которые трансформируются под влиянием социокультурной трансформации общества (Алимова, 2020; Нуриева, 2022; Чжан Вэй, 2022).

Исследователи выделяют несколько способов образования сленга в языкознании (Еспаева, 2023; Мазирка, Некрасова, 2022):

  1. иностранные заимствования. Ввиду глобализационных процессов, которые, в частности, оказывают существенное влияние на коммуникацию в интернет-среде, можно выделить иноязычные заимствования из английского языка (например, гоу – пойдем (от англ. To go – идти), также популярными становятся японские заимствования из-за распространенности японской культуры «аниме» (например, ня – милая от японского «ня» - мяу)
  2. добавление суффиксов (например, суффикс «к», например, в слове встречка, ночка, личка)
  3. использование аббревиатур (например, одно из самых распространенных аббревиатур – ДР (день рождения), препод (преподаватель) (Еспаева, 2023).

Проблема коммуникации освещалась в трудах таких деятелей, как Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Ю.К. Плетникова и других (Мунасыпов и др., 2020). Данная проблема существует в рамках социально-философских понятий и является одной из «вечных» проблем человечества. Коммуникация представляет собой взаимосвязь личностей, которые в совокупности образуют социальное пространство. Таким образом, философская проблема коммуникации представляет собой проблему взаимопонимания между субъектами, а следовательно, в широком смысле – это проблема формирования культурной и национальной идентичности, проблема сохранения мира. Вместе с тем «жизненный мир... — писал известный современный последователь феноменологии А. Шюц, — не является моим частным. К нему принадлежат другие, не только как тела и объекты моего опыта, но как Alter egos (Alter Ego [лат.] — Другое Я), то есть субъективности, наделенные такой же активностью, как и я». Коммуникация как взаимодействие «Я» и «Другого» есть сложный процесс, предполагающий, с одной стороны, осознание инаковости «Другого», с другой — отыскание (обретение в процессе взаимодействия) общности «Я» и «Другого» (Шаповалов, 2010).

Коммуникативное пространство, созданное инициатором взаимодействия, представляет собой среду, в которой инициатор планирует получить определенную реакцию от собеседника, сформировав конкретные критерии и ожидаемые результаты. Для достижения поставленных целей, инициатор использует несколько актов вербальной и невербальной коммуникации (Гурьянчик, 2022):

  1. проведение аналитической подготовки -

1.1. проведение анализа потребностей собеседника для формирования представления о предпочтительном стиле изложения мысли;

1.2. процессы, которые наиболее задействованы в процессе восприятия информации (зрительная, аудиальная, текстовая);

1.3. определение каналов получения основного массива информации (средства массовой информации, личное общение, газетные вырезки или книги);

1.4. анализ эмоциональных реакций на различные способы и виды коммуникации;

  1. осуществление планирования процесса воздействия на партнера на основании проведенного анализа форм и методов осуществления коммуникативного процесса;
  2. планирование обстоятельств коммуникации, которые позволяют снизить дополнительную нагрузку на партнера (шум машин, медицинские показания, сбой технических средств);
  3. оценка ответа партнера исходя из реализованной поставленной цели коммуникации;
  4. В случае недостижения поставленной цели, - выявление причин, повлиявших на изменение хода коммуникации.

Говоря о коммуникативном процессе, важно отметить необходимость обретения взаимопонимания, которое представляет собой обретение схожести, несмотря на наличие существенных различий. Таким образом, процесс коммуникации предполагает достижения такой степени схожести, которая позволяет организовать совместную деятельность (Миляева, 2024).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что коммуникативные навыки предполагают наличие следующих факторов:

  1. Вербальные навыки, предполагающие четкую и грамотную речь, которая позволяет донести задуманную цель до собеседника, а также осуществить основные функции: согласиться, отрицать, предложить, узнать и т.д. Также данный вид навыков предполагает использование интонаций для четкого разъяснение мысли, а также умение передавать целостную мысль (формулирование четко связанных частей в предложения). Кроме того, вербальные навыки выражаются в умении оценивать информацию, получаемую текстовым, визуальным или аудиальным путем.
  2. Социально-психологические навыки. Их наличие позволяет выстроить и реализовывать процесс коммуникации с учетом своего психологического состояния и партнера, взаимосвязей, взаимопонимания.
  3. Осуществление процессов самомобилизации, адаптации, регуляции для преодоления психологических барьеров выстраивания коммуникативных связей, овладения невербальными способами выражения коммуникации, а также сопровождение вербальной речи невербальными формами для ей полноценного усвоения партнером.
  4. Использование норм речевого этика в соответствии с ситуацией, в которой осуществляется коммуникация. Использование норм и правил, регламентирующих вербальный и невербальный виды коммуникации.
  5. Использование паралингвистических средств коммуникации (дыхание, тембр голоса, интонация, ритмика и т.д.), использование экстралингвистических и кинетических средств исходя из их уместности в конкретной коммуникативной ситуации.
  6. Навыки взаимодействия в процессе межличностного общения, в процессе взаимодействия с массами, группами и т.д.

В ходе теоретического осмысления нами определены навыки, которые необходимы для процесса коммуникации. Изучение наличия данных навыков у подростков позволит нам выявить уровень эффективности при их взаимодействии. Необходимо учитывать и существующий потенциал самой личности в рамках осуществления информационного обмена, в том числе способность к восприятию и передаче информации для других субъектов.

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что социальные сети в рамках реализации поставленных коммуникативных целей могут быть средством, способствующим развитию коммуникативных навыков у старшеклассников, в то же время использование старшеклассниками социальных сетей для формирования коммуникативных связей снизит в реальной жизни уровень их коммуникативного потенциала и создаст определённые трудности при построении взаимоотношений.

Этапы исследования:

  1. Проведение анкетирования среди обучающихся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений, способствующее определению их коммуникативного потенциала. В анкетировании приняли участие 376 старшеклассника. По итогу был выявлен коммуникативный потенциал, необходимый для формирования коммуникативных навыков.
  2. Проведение со старшеклассниками лекционных занятий, тренингов, консультаций, направленных на развитие коммуникативного потенциала.
  3. Выявление уровня влияния социальных сетей на уровень коммуникативных навыков старшеклассников.
  4. Анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов.

Результаты

Влияние пространства социальных сетей на речь подростков, формирование языковой культуры и использование ими интернет-сленга было изучено посредством проведения анкетирования среди старшеклассников 9-х – 11-х классов. В исследовании приняло участие 376 обучающихся.

Исходя из анализа полученных в ходе опроса результатов, можно сделать следующие выводы:

72% опрошенных, отвечая на вопрос «С какой периодичностью социальные сети Вами используются для коммуникации», определили для себя, что используют социальные сети очень часто. 22% указали, что используют социальные сети часто, 4% отметили, что используют социальные сети редко. 2% выбрали вариант “другое”, среди ответов можно выделить такие ответы как: «Использую постоянно», «Ощущаю свою зависимость от социальных сетей», «Хотелось бы меньше, но не могу»;

Около 60% опрошенных отметили, что не соблюдают правила русского языка при общении в виртуальной реальности. По мнению респондентов, данная проблема возникает ввиду необходимости осуществления быстрой коммуникации и серьезного сокращения слов в предложениях.

На вопрос об использовании при коммуникации в сети визуальных средств для выражения эмоций 98% ответили, что используют дополнительные визуальные формы для выражения эмоций. Обсуждая данный вопрос с целевой аудиторией, было выявлено, что смайлики и стикеры в свою очередь позволяют передать интонации текстового сообщения для более корректного взаимодействия с партнером. Также визуальные формы позволяют заменять части слов и предложений, позволяя ускорять процесс коммуникации;

На вопрос об использовании сленга в виртуальном общении, 92 % опрошенных ответили, что сленг позволяет удерживать внимание собеседника и создавать собственную культуру взаимодействия, отличную от других типов.

При ответах на вопрос “О наличии трудностей при вербальном общении”, было выявлено, что 52% испытывают трудности при формулировании своих мыслей, а 48% ответили, что, кроме коммуникации в сети, они активно читают книги, тем самым расширяя свой словарный запас и реализуя грамотную, по их мнению, коммуникацию, не только вербальную, но и невербальную.

Несмотря на распространённость социальных сетей, около 85% респондентов предпочитают на переменах вербальное взаимодействие, что позволяет сделать вывод о значимости данного типа общения для этой возрастной категории.

55% респондентов ответили «да» на вопрос о влиянии изменения слов в социальных сетях на реальную грамотность.

Вопрос о влиянии сленга и неправильного написания на грамотность учащихся вызывает много споров. С одной стороны, старшеклассники, отвечающие «нет», считают, что соблюдение правил языка помогает им сохранять грамотность. Они подчеркивают важность чтения книг и применения правил орфографии даже в неформальной переписке. Их уверенность в том, что правильное письмо — это навык, который необходимо развивать, звучит разумно и обоснованно.

С другой стороны, те, кто ответил «да», акцентируют внимание на изменениях в языке, вызванных интернет-коммуникацией. Постоянное использование сокращений и сленга негативно сказывается на их письме. Из-за привычки писать быстро они теряют навыки, необходимые для грамотного общения. Эти учащиеся осознают, что влияние цифровой среды невозможно игнорировать, и вынуждены адаптироваться к новым условиям общения.

В ходе исследования также была использована методика М. Шнайдера, результаты, которой позволили выявить предрасположенность личности к эффективной коммуникации.

Таблица 1 / Table 1 Результаты методики М. Шнайдера у респондентов 9-11 классов

The results of M. Schneider's methodology for respondents in grades 9-11

Уровни коммуникации/ Communication levels

9-е кл.

10-е кл.

11-е кл.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Очень высокий/ Very high

7

6

10

8

18

14

Высокий/High

12

10

15

12

21

16

Средний/Average

46

38

45

37

45

35

Низкий/Low

56

46

52

43

49

37

Всего/Total

121

100

122

100

133

100

Таблица 2 / Table 2

Результаты методики М. Шнайдера у респондентов 11-х классов разнопрофильных классов

The results of M. Schneider's methodology in 11th grade respondents of diverse classes

Уровни/ Levels

11-е кл., гуманитарный профиль

11-е кл., технический профиль

чел.

%

чел.

%

Очень высокий/Very high

16

22

6

10

Высокий/High

21

29

9

15

Средний/Average

22

31

24

39

Низкий/Low

13

18

22

36

Всего/Total

72

100

61

100

 

По результатам, представленным в таблице 1, можно выявить тенденцию к увеличению коммуникативного потенциала личности в зависимости от увеличения возраста. Также, в ходе исследования, было выявлено, что врожденные способности выступать в роли эффективных коммуникаторов, представлены повышенным уровнем коммуникативного контроля. Исследователи полагают, что при развитии личности, имеющие высокий уровень коммуникативного контроля, наращивают круг общения, а также решают многие практические задачи на основании имеющихся коммуникативных навыков.

Обучающиеся старших классов, склонные к интроверсии, а также к нахождению в одиночестве, имеют низкий уровень коммуникативного контроля, что впоследствии приводит к необходимости использования различных каналов для выстраивания коммуникативного пространства вне реальной жизни.

В рамках исследования особый интерес представляли группы выпускников 11-х классов, которые уже определились с будущей профессиональной сферой. Анализ результатов исследования показал, что респонденты, которые определились с выбором профессии в гуманитарной области, для которой коммуникативные навыки являются неотъемлемой их частью, обладают коммуникативным потенциалом выше среднего по сравнению с респондентами, определившими для себя физико-математическую область как более значимую.

Обучающиеся 11-х классов были поделены на 2 группы. Для обеих групп были проведены занятия на развитие их коммуникативных навыков.

Для проверки результативности мероприятий, проведенных в рамках второго этапа, на третьем этапе был проведен эксперимент, который состоял из следующих действий: участники первой группы должны были посредством коммуникации в сети-интернет привлечь людей для участия в некоторых мероприятиях, после их коммуникации в виртуальном пространстве было необходимо также привлечь людей посредством личного общения. Группа 2 также выполняла аналогичное задание. Но, в отличие от первой, ее участникам было предложено через личное общение привлечь людей на мероприятие, а после выполнить это задание, используя социальные сети. Результаты выполнения задания участниками эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3 / Table 3 Результаты выполнения задания старшеклассниками в рамках эксперимента

The results of the task performed by high school students in the framework of the experiment

Учащиеся 11-х классов со средним и низким уровнем коммуникативного контроля/ 11th grade students with medium and low levels of communication control

Число привлеченных участников (чел.)/ Number of participants involved (people

в сфере науки/in the field of science

в сфере коммерческой торговли/ in the field of commercial trade

в политической сфере/ in the political sphere

через социальные сети в Интернете/through social media on the Internet

посредством личных коммуникаций/through personal communications

через социальные сети в Интернете/through social media on the Internet

посредством личных коммуникаций/through personal communications

через социальные сети в Интернете/through social media on the Internet

посредством личных коммуникаций/through personal communications

Группа № 1

265

79

264

203

353

212

Группа № 2

201

32

226

124

252

138

Исходя из результатов, полученных в таблице №2, можно сделать вывод, что старшеклассники с низким коммуникативным потенциалом, после ряда проведенных мероприятий, направленных на повышение их вербальных и невербальных компетенций, смогли привлечь большое количество лиц для участия в мероприятиях.

При обсуждении участники отметили, что выстроить эффективное взаимодействие с людьми при выполнении задания им помогло участие в тренинговых занятиях и грамотное использование социальных сетей. Участники группы 1 при выполнении задания чувствовали себя более уверенно в коммуникативном пространстве, в отличие от участников группы 2, осуществлявших личное взаимодействие в реальной жизни.

Также был выявлен ряд трудностей, с которыми столкнулась группа, осуществлявшая коммуникацию в первую очередь посредством личного взаимодействия: в рамках личных контактов не всегда было возможно полностью передать эмоциональное состояние инициатора беседы для привлечения лиц к участию в мероприятиях, также испытуемые ощущали трудность в передаче полного объема информационного сообщения (часть информации терялась в процессе коммуникации), часто было трудно подобрать необходимый подход к коммуникации. Отдельно хотелось бы выделить проблему, с которой столкнулись старшеклассники при коммуникации – возникновение скованности при попытках наладить контакт с людьми, проявляющуюся в отдельных позах и мимике. В то же время, когда была налажена вербальная коммуникация в реальной жизни, старшеклассники отметили простоту коммуникации в виртуальном пространстве.

Обсуждение результатов

Результаты данного исследования позволили сделать вывод о том, что существуют как положительные, так и отрицательные стороны при использовании интернет-сленга. К положительным мы можем отнести:

- данные формы, используемые в процессе коммуникации, позволяют сформировать среди субъектов единое общество, которое обладает собственными нормами и правилами поведения, что выделяет его среди остальных;

- коммуникации в интернет-сети имеют высокую скорость и доступность для широких масс;

Однако существуют и отрицательные стороны использования:

  • снижение уровня общекультурной грамотности и уровня лексического запаса в связи с использованием идентичных слов и дополнительных визуальных форм для описания эмоционального состояния;
  • использование заимствованных слов без перевода;
  • появление трудностей в осуществление коммуникации в реальной жизни.

Также, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у группы, задачей которой было первоначально общение посредством социальных сетей, была выше результативность выполнения задания, ввиду большего положительного опыта коммуникации посредством использования социальных сетей. Данный опыт позволил сформировать у старшеклассников позитивную оценку собственных возможностей, что придало в последующем уверенности при осуществлении личной коммуникации.

Также стоит отметить, что частая практика взаимодействия посредством социальных сетей с отсутствием должного уровня коммуникации в реальной жизни может привести к снижению коммуникативного потенциала, а также проявлению таких качеств, как неуверенность в собственных силах, замкнутость, зажатость и т.д. Более того, проведенное исследование позволило продемонстрировать, что, независимо от врожденных способностей, коммуникативные компетенции поддаются тренировкам, что позволяет субъекту повышать эффективность выстраивания коммуникативных связей с окружающим миром.

Заключение

Доступ к информации преобразился за последние десятилетия. Раньше, в эпоху, предшествующую всеобщей цифровизации, главным источником знаний были книги. Длительное чтение способствовало развитию зрительной памяти, формированию орфографической грамотности и расширению словарного запаса. Процесс чтения требовал концентрации внимания, развивал навыки анализа текста и способствовал более глубокому пониманию смысла и нюансов языка. Взаимодействие с книгой было более осмысленным и медленным, чем быстрое потребление информации в цифровом формате. Продуктом этого медленного, вдумчивого освоения информации становились грамотная речь и письмо. Сейчас же ситуация кардинально изменилась.

Интернет и социальные сети стали основными площадками для коммуникации, особенно среди подростков. Быстрый темп онлайн-общения, стремление к краткости и использование сокращений приводят к упрощению языка и распространению орфографических и пунктуационных ошибок. Сленг, интернет-жаргон и эмодзи, хотя и способствуют быстрому обмену мыслями в узких сообществах, нередко заменяют собой богатую и нюансированную лексику литературного языка. Это особенно заметно в сообщениях в мессенджерах и комментариях в социальных сетях, где грамотность часто не является приоритетом. Проблема заключается не столько в самом Интернете, сколько в способе его использования. Негативное влияние социальных сетей на язык обусловлено не только упрощением формы изложения мыслей, но и изменением самой культуры общения.

Рассматривая коммуникативное пространство в социальных сетях как возможность быстрого обмена сообщениями, можно отметить снижение уровня внимания на содержание текста. Использование дополнительных форм выражения эмоций (стикеры, смайлики) не позволяет полноценно оценить мысль, которую изначально планировалось донести до собеседника. Также можно отметить снижение грамотности в текстовых сообщениях, так как социальные сети предполагают быстрый обмен информацией, многие субъекты коммуникативных отношений не прикладывают усилий для создания грамотного текста, а также полагаются на автоматическую корректировку данных, которая не всегда опирается на контекст сообщения.

Более того, существует риск использования ненормативной лексики, выражение неуважения, жестокости и буллинга по отношению к другим участникам коммуникативного пространства ввиду снижения уровня ответственности за свои слова в результате широкой свободы и возможности действовать в социальных сетях анонимно.

Также стоит отметить снижение коммуникативных навыков в реальной жизни ввиду отсутствия широкой практики формулирования собственных мыслей и выражения их посредством вербальных и невербальных сигналов. Коммуникация, выстроенная в социальных сетях, предполагает быстрый обмен сообщениями, которые не всегда передают тонкости сформулированных мыслей. Развитие коммуникативных навыков требует активной практики использования средств вербальной и невербальной коммуникации в реальной жизни.

Коммуникация как процесс является многогранной и охватывает множество разнообразных областей ввиду интеграции современных технологий, данный процесс также проходит адаптацию к новым условиям. Нельзя однозначно утверждать, что коммуникация посредствам социальных сетей ведет к всеобщей безграмотности, однако следует в равной степени уделять внимание как коммуникации в социальных сетях, позволяя старшим школьникам самовыражаться и находить новые способы для обмена информационными сообщениями, так и коммуникации в реальной жизни, учась формулировать глубокие, многогранные мысли и передавать их посредством вербальной и невербальной коммуникации.

Таким образом, существует явное разделение между двумя группами подростков. Одни стремятся к соблюдению норм русского языка, в то время как другие принимают новшества и порой забывают о правилах. Этот контраст помогает понять, как современная культура влияет на поколения и что, возможно, пора задуматься о поддержании грамотности в эпоху цифровых технологий.

Литература

  1. Алимова, Г.Ю. (2020). Понятие сленга в лингвистике. Вестник науки и образования, 14-1(92), 35— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-slenga-v-lingvistike (дата обращения: 12.12.2024).
    Alimova, G.Yu. (2020). Ponyatiye slenga v lingvistike. Vestnik nauki i obrazovaniya, 14-1(92), 35—36. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-slenga-v-lingvistike (viewed: 12.12.2024).
  2. Балыгина, Е.А., Бахтимирова, А.Д., Герасименко, Е.А. и др. (2021). Современная инфраструктура информационного пространства: вред или польза. Социальные отношения. 3(38). 40—53
    Balygina, Ye.A., Bakhtimirova, A.D., Gerasimenko, Ye.A. et al. (2021). Modern information space infrastructure: harm or benefit. Social relations, 3(38), 40—53. (In Russ.).
  3. Вайсбург, А.В. (2024). Феномен социальных сетей и мессенджеров в детской и подростковой среде: социологический анализ. Международный научно-исследовательский журнал, 2(140). https://doi23670/IRJ.2024.140.48. URL: https://research-journal.org/archive/2-140-2024-february/10.23670/IRJ.2024.140.48 (дата обращения: 12.12.2024).
    Vaysburg, A.V. (2024). The phenomenon of social networks and messengers in children and adolescents: a sociological analysis. International Research Journal, 2(140). (In Russ.). https://doi 10.23670/IRJ.2024.140.48. URL: https://research-journal.org/archive/2-140-2024-february/10.23670/IRJ.2024.140.48 (viewed: 12.12.2024).
  4. Гареева, Л.М. (2021). Современный молодежный сленг: его источники и разновидности. Международный научно-исследовательский журнал, 9(111). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.095. URL: https://research-journal.org/archive/9-111-2021-september/sovremennyj-molodezhnyj-sleng-ego-istochniki-i-raznovidnosti (дата обращения: 12.12.2024).
    Gareyeva, L.M. (2021). Modern youth slang: its sources and varieties. International Research Journal, 9(111). (In Russ.). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.095. URL: https://research-journal.org/archive/9-111-2021-september/sovremennyj-molodezhnyj-sleng-ego-istochniki-i-raznovidnosti (viewed: 12.12.2024).
  5. Гарипова, Л.Р. (2023). Речевая паразитология в молодежной среде современного социокультурного общества как феномен, разрушающий культуру речи: социологический анализ. Международный научно-исследовательский журнал, 2(128). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.15. URL: https://research-journal.org/archive/2-128-2023-february/10.23670/IRJ.2023.128.15 (дата обращения: 16.12.2024).
    Garipova, L.R. (2023). Speech parasitology in the youth environment of modern sociocultural society as a phenomenon that destroys the culture of speech: a sociological analysis. International Research Journal, 2(128). (In Russ.). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.15. URL: https://research-journal.org/archive/2-128-2023-february/10.23670/IRJ.2023.128.15 (viewed: 16.12.2024).
  6. Го, Цзини (2023). Интернет-сленг в виртуальном общении как языковой феномен. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 4, 1038— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-sleng-v-virtualnom-obschenii-kak-yazykovoy-fenomen (дата обращения: 16.12.2024).
    Go, Tszini (2023). Internet slang in virtual communication as a linguistic phenomenon. Philological sciences. Issues of theory and practice, 4, 1038—1088. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-sleng-v-virtualnom-obschenii-kak-yazykovoy-fenomen (viewed: 16.12.2024).
  7. Гордеева, А.В., Кононенко, И.А. (2023). Представления о виртуальном общении и их взаимосвязь с личностными особенностями пользователей. Вестник Московского университета, Серия 14, Психология, 46(3), 11— (In Russ.). https://doi.org/10.11621/LPJ-23-25
    Gordeyeva, A.V., Kononenko, I.A. (2023). Representations of virtual communication and their relationship with personal characteristics of users. Bulletin of Moscow University, Series 14, Psychology, 46(3), 11—31. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/LPJ-23-25
  8. Гришина, А.С., Ефременко, Л.В., Савушкина, В.В., Федоров, О.Г., Ширяева, В.С. (2020). Проблемы развития личности и гармонизация отношений в цифровом мире. В: Цифра в помощь учителю: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 64—67). Чебоксары: Изд-во «Издательский дом «Среда».
    Grishina, A.S., Yefremenko, L.V., Savushkina, V.V., Fedorov, O.G., Shiryayeva, V.S. (2020). Problems of personality development and harmonisation of relations in the digital world. In: Digital to Help the Teacher: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (рр. 64—67). Cheboksary: Publ. «Izdatel'skiy dom «SredA». (In Russ.).
  9. Гурьянчик, В.Н. (2022). Коммуникативное пространство современной молодежи: вызовы и угрозы (на примере пользователей YouTube). Социально-политические исследования, 3(16), 122— https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-122-139
    Gur'yanchik, V.N. (2022). Communicative space of modern youth: challenges and threats (on the example of YouTube users).
    Socio-political research, 3
    (16), 122—139. (In Russ.). https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-122-139
  10. Егорова, В.И. (2022). Селфи как невербальная составляющая виртуальной коммуникации. Культура и цивилизация, 12(1А), 38—48. https://doi.org/10.34670/AR.2022.52.92.005
    Egorova, V.I. (2022). Selfies as a non-verbal component of virtual communication. Culture and civilisation, 12(1A), 38—48. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2022.52.92.005
  11. Еспаева, Б.А. (2023). Влияние социальных сетей на речь и речевую культуру. Научный аспект, 10(4), 1131—
    Espaeva, B.A. (2023). The impact of social media on speech and speech culture. The scientific aspect, 10(4), 1131—1136. (In Russ.).
  12. Икрамова, М. (2024). Особенности молодежного сленга в русском языке. Актуальные вопросы лингвистики и преподавания иностранных языков: достижения и инновации, 1, 42—45. https://doi.org/10.47689/TOPICAL-TILTFL-vol1-iss1-2024-pp42-45
    Ikramova, M. (2024). Features of youth slang in the Russian language. Topical issues of linguistics and foreign language teaching: achievements and innovations, 1, 42—45. (In Russ.). https://doi.org/10.47689/TOPICAL-TILTFL-vol1-iss1-2024-pp42-45
  13. Курилова, А.А. (2018). Оценка времени, затрачиваемого школьниками и студентами на работу в сети Интернет, социальных сетях и сетевых играх. КНЖ, 1(22), 137—140. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vremeni-zatrachivaemogo-shkolnikami-i-studentami-na-rabotu-v-seti-internet-sotsialnyh-setyah-i-setevyh-igrah (дата обращения: 12.12.2024).
    Kurilova, A.A. (2018). Otsenka vremeni, zatrachivaemogo shkol'nikami i studentami na rabotu v seti Internet, sotsial'nykh setyakh i setevykh igrakh. KNZh, 1(22), 137—140. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vremeni-zatrachivaemogo-shkolnikami-i-studentami-na-rabotu-v-seti-internet-sotsialnyh-setyah-i-setevyh-igrah (viewed: 12.12.2024).
  14. Левин, Л.М. (2019). Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования. Проблемы современного образования, 4, 50—57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-osnovnye-ponyatiya-harakteristiki-i-sovremennye-issledovaniya (дата обращения: 12.12.2024).
    Levin, L.M. (2019). Social networks: basic concepts, characteristics and current research. Problems of modern education, 4, 50—57. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-osnovnye-ponyatiya-harakteristiki-i-sovremennye-issledovaniya (viewed: 12.12.2024).
  15. Мазирка, И.О., Некрасова, О.А. (2022). Влияние социальных сетей на формирование языковой личности российского подростка. Филология: научные исследования, 5, 63—75. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2022.5.37084
    Mazirka, I.O., Nekrasova, O.A. (2022). The influence of social networks on the formation of linguistic personality of the Russian teenager. Philology: scientific research, 5, 63—75. (In Russ.). https://doi.org/10.7256/2454-0749.2022.5.37084.
  16. Миляева, И.В. (2024). Коммуникация и коммуникативное пространство: научные подходы к пониманию и актуальные проблемы изучения. Культурно-антропологические исследования, 2, 51—58.
    Milyaeva, I.V. (2024). Communication and communicative space: scientific approaches to understanding and current problems of study. Cultural and anthropological studies, 2, 51—58. (In Russ.).
  17. Мунасыпов, И.М., Нигматуллина, Э.Н., Савицкий, С.К., Умаров, М.Ф. (2020). Ключевые аспекты понятия «коммуникация». Высшее образование сегодня, 7, 75—79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-ponyatiya-kommunikatsiya (дата обращения: 12.12.2024).
    Munasypov, I.M., Nigmatullina, E.N., Savitskii, S.K., Umarov, M.F. (2020). Key aspects of the concept of communication. Higher education today, 7, 75—79. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-ponyatiya-kommunikatsiya (viewed: 12.12.2024).
  18. Нуриева, Г.Р. (2022). Особенности функционирования сленга в современной лингвистике. Современные научные исследования и инновации, 9. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98797 (дата обращения: 12.12.2024).
    Nurieva, G.R. (2022). Features of slang functioning in modern linguistics. Modern scientific research and innovations, 9. (In Russ.). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98797 (viewed: 12.12.2024).
  19. Полосина, А.А., Шилин, А.Ю. (2021). Проблемы социализации молодежи в условиях COVID-19. Современная зарубежная психология. 10(3), 48— https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100305
    Polosina, A.A., Shilin, A.Yu. (2021). Problems of socialisation of young people under COVID-19 conditions. Modern foreign psychology. 10(3), 48—56. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100305
  20. Помигуева, Е.А. (2022). Современный молодежный язык: лексико-семантический анализ. Культура и цивилизация, 12(5А), 827—833. https://doi.org/10.34670/AR.2022.57.74.022

    Pomigueva, E.A. (2022). Modern youth language: lexico-semantic analysis. Culture and civilisation, 12(5A), 827—833. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2022.57.74.022.
  21. Розенберг, Н.В. (2022). Социальные сети как основной вид коммуникативных практик современной молодежи: социологический анализ. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство», Том 10, 4, 90—98. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2022-10-4-10.
    Rozenberg, N.V. (2022). Social networks as the main type of communicative practices of modern youth: sociological analysis. Electronic scientific journal ‘Science. Society. State’, 10(4), 90—98. (In Russ.). https://doi.org/10.21685/2307-9525-2022-10-4-10.
  22. Сорокина, А.Б. (2015). Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс. Современная зарубежная психология, 4(1), 45—64. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76176.shtml
    Sorokina, A.B. (2015). The Internet in the lives of modern children and adolescents: problem and resource. Modern foreign psychology, 4(1), 45—64. (In Russ.). URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76176.shtml
  23. Федоров, О.Г. (2024). Системность как принцип организации эффективного взаимодействия субъектов социального и образовательного пространства. Социальные отношения, 3(50), 118—129.
    Fedorov, O.G. (2024). Systemicity as a principle of organising effective interaction between the subjects of social and educational space. Social relations, 3(50), 118—129. (In Russ.).
  24. Чжан Вэй (2022). Проблема лексико-грамматического освоения заимствованных сленгизмов. Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, 4(77), 122—131. https://doi.org/10.37724/RSU.2022.77.4.013
    Chzhan Vei (2022). The problem of lexico-grammatical development of borrowed slangisms. Bulletin of the Ryazan State University named after S.A. Esenin, 4(77), 122—131. (In Russ.). https://doi.org/10.37724/RSU.2022.77.4.013
  25. Шаповалов, В.Ф. (2010). Коммуникация как глобальная проблема современного мира. Философия и общество, 4, 5—20.
    Shapovalov, V.F. (2010). Communication as a global problem of the modern world. Philosophy and society, 4, 5—20. (In Russ.).

Информация об авторах

Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4553-778X, e-mail: mihailovata@mgppu.ru

Полосина Анна Алексеевна, старший преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9557-8427, e-mail: koposovaAA@mgppu.ru

Шилина Ирина Борисовна, доктор исторических наук, декан факультета социальной коммуникации, заведующая кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, профессор кафедры, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6226-0436, e-mail: ShilinaIB@mgppu.ru

Трифонова Анастасия Юрьевна, ассистент преподавателя кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ),, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1470-1962, e-mail: trifonovaayu@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 22
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 1

!
Портрет читателя
Пройти опрос